Рембрандт Саския В Образе Флоры
Несколько раз Рембрандт изобразит свою Саскию в обличье Флоры — римской богини цветов и плодов. «флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. «флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбюрх в образе древнеримской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. Картина Рембрандта Саския ван Эйленбург в образе Флоры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Саския и Рембрандт: мистическая история любви
Неоднократно менялось и название картины. И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры»1.
Однако постоянные роды оказали пагубное влияние на здоровье Саскии. С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Обручение состоялось в 1633 году, а свадьба— на следующий год.
Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. Выше: что вы искали.
Существует несомненное большое сходство между лицами, прическами и костюмами моделей на полотнах из Петербурга, Лондона и этой гравюры. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам.
Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. И вообще, догадаться о том, что на картине именно Флора, можно лишь по названию. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5. Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели. Тончайшие переливы приглушенного света играют на шитье и мехах его одежды, окаймляют его высокую светлую чалму. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание.
Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисона Хофта «Гранида и Даифил». Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры».
Но для нас важно другое. Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. Так появились картины, в которых женская нагота пленительно засветилась с полотен. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисзона Хофта «Гранида и Даифил».
Рембрандт создал немало шедевров живописи, которые открыли миру весь его талант. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. Интересным фактом является один из пунктов завещания Саскии, который гласил: «В случае повторной женитьбы вдовца ван Рейна, огромное состояние его покойной супруги, завещанное сыну Титусу, переходит в распоряжение одной из сестер ван Эйленбюрх».
Его влекло к военному делу. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Групповой портрет шести рот должен был украсить новое здание общества – Рембрандта просили написать стрелковую роту капитана Франса Баннинга Кока. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени.
Описание картины Рембрандта ван Рейна «Саския Флора»
Широко расставив ноги в широких азиатских красных шароварах, привычно согнувшись – ему не впервой – он целится концом алебарды в левый глаз отчаянно сопротивляющегося Самсона. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ.
Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».
Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной». Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее).
Портрет Саскии ван Эйленбюрх, Рембрандт, 1633
Здесь большую роль играет пейзаж. Этот человек, бородатый, с посохом в руках, вызывает не меньше вопросов – в Евангелии от Луки благочинный брат прибежал встречать блудного родича прямо с поля, а здесь изображен скорее знатный странник, может быть, даже Вечный Жид.
Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры. Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота.
Сообщество «Волшебная сила искусства»
Лишь маленькая красная маргаритка, которую женщина протягивает зрителю, осталась от предыдущего образа Флоры. Стол накрыт.
За серединой стола, вдоль главной оси фрески полуфигура Христа, представляющая логический центр повествования, отделена промежутками от фигур апостолов. Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Почти так же, как белая повязка на ее голове, бледно ее омертвевшее от страдания изможденное лицо, сомкнуты веки, бессильно поникла ослабевшая кисть тянущейся к сыну правой руки. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие.
Пусть купцы и доктора дожидаются заказанных ими больших групповых портретов, – его любовь прежде всего. Саския – с ударением на первом слоге. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Украсив ее белую круглую шею ожерельями, он обвивал широкой цепью золотые душистые волосы Саскии, так что ее головка, еще более прелестная, чем всегда, начинала клониться под тяжестью сверкающего груза. XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете. Барокко. В темнице его волосы отросли.
Картина Саския ван Эйленбург в образе Флоры Рембрандта
Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Эта мода была вдохновлена публикацией ок. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров).
Фон черноват паркет – серый. Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино.
Оно было далеким от классических норм. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. Но в образе Флоры живот еще не слишком выделяется и Саския скромно прикрывает его ниспадающей со спины частью платья. Кассель.
175, 5 x 210, 5 см. Лучи солнца играют оттенками красок на холсте и создают необычайную мозаику чувств. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру.
5 самых известных картин Рембрандта
Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Рембрандт исполнил немало так называемых. Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне— Гравюрный кабинет (Берлин). Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути.
«Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры1. Картина написана в год свадьбы Саскии и Рембрандта. По контрасту с неопределенными переливами шелка особенно яркими кажутся цветы в руке Саскии, ее белая рубашка и корсаж, то есть жесткий пояс юбки, шитый золотом и голубым.
Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа.
Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»). Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях. Саския жила под крышей то одной, то другой из сестёр и многочисленных кузин, помогала им вести домашнее хозяйство. "Флора" из Национальной галереи в Лондоне старше ее всего на год, однако это уже сознающая свою силу молодая женщина, которая легко и свободно исполняет роль богини. Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне находится в Гравюрном кабинете).
Эта мода была вдохновлена публикацией ок. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. «Саския Флора» – портрет будущей жены Рембрандта ван Рейна, в 1634 году художник женился на Саскии. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией.
Это все термины самого Леонардо. Неоднократно менялось и название картины. Люди застыли в разнообразных позах, еще не лишенных театральности, но окрашенных внутренним беспокойством, любопытством, недоверием, удивлением, ужасом. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками.
«Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». Портретов в 1640-х годах художник пишет сравнительно мало. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой.
«Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах». С изящными закрученными вверх усиками и с наивным, словно изумленным своей собственной добропорядочностью взглядом молодого бюргера. Много и успешно работает Рембрандт в 1630-ых годах в гравированном на металле рисунке, то есть офорте. Картинная галерея. Один раз любовь к женщине погубила Самсона. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета.
Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. также картину в Метрополитен музее). Усыпив Самсона "на коленях своих", она остригла его и призвала филистимлян, которые схватили его, выкололи ему глаза, сковали цепями и бросили в темницу, где он должен был вертеть жернова.
И Рембрандт ван Рейн, плоть от плоти и кровь от крови своего народа, писал эту картину как изображение общего, всех равняющего, глубокого горя. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты.
Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную.
Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Преобладают композиции на библейские и евангельские темы. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста».
Рембрандт ван Рейн и Саския ван Эйленбург
Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине).
Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. В 1630—1640-е гг. Многие считают картину пророческой. Когда Рембрандту исполнилось 18 лет, вместе с другом Ливенсом художник открыл собственную мастерскую.
Флора (портрет Саскии в виде Флоры) Рембрандт Хармес ван Рейн
Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность.
Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Это уже настоящее признание. Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1). также картину в Метрополитен музее)1. Центральную вертикаль композиции занимает винтовая лестница, ведущая на второй этаж Рембрандт придал ей сложную спиралевидную форму. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин.
Портрет Саскии в аркадийском костюме
Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию.
Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. Впрочем, если внимательно присмотреться, то предположения уступят место твёрдой уверенности – портретное сходство этих трёх женщин очевидно.
Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см.
Общееколичествопросмотровстраницы
Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. Памятником любви к Саскии является и один из лучших шедевров Рембрандта – «Даная», которая долгое время представляла собою загадку. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана».
Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Композиция картины по-шекспировски динамична. Дело в том, что «Даная» не предназначалась художником для продажи и оставалась в его владении вплоть до распродажи его имущества в 1656 году.
Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. Рембрандт гордо и радостно смеялся.
В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас.
Саския не раз была изображена гениальным голландцем, но картина «Саския Флора» осталась непревзойденной. Также в том году он написал её портрет маслом, т. н.
Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели4. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Вещие слова сказаны.
Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества.
Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Оно было далеким от классических норм. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме.
С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр).
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом.
Она не могла предвидеть его грядущее банкротство (из-за кредита на дом и проч. ) и вот таким образом распорядилась состоянием, предполагая, что он всегда будет оставаться богатым.
В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх.
Да, он ее очень любил. Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. В центре картины, на втором плане, художник дал драматический образ обернувшейся к нам и своей жертве ярко освещенной, видимой во весь рост, торжествующей Далилы в длинном голубом одеянии, с большими ножницами в правой и отрезанными волосами Самсона в левой руке, со смешанным выражением триумфа и ужаса на затененном лице. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Рембрандт изменил и черты лица героини, придав её облику сходство с Гертье Дирке, служанкой, жившей в его доме после смерти Саскии и состоявшей с художником в интимных отношениях. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7.
Художник дарил любимой жемчуга, одевал в парчу, она была его музой. Он использует весь живописный арсенал парадной исторической композиции, его насыщение красочными и световыми контрастами. Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. Нидерланды (Голландия). Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме.
Саския в образе Флоры Информацию О
Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. В 1630—1640-е гг.
По этой причине картина распространена и под другим названием – Саския с красным цветком. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы.
Он был в моде. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Кто-то утверждает, что на данном полотне в образе Флоры изображена Хендрикье Стоффелс.
Зримая чувственность Рембрандта
Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта». Годом создания картины стал 1634 год. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. Её дергали повестками еще и еще. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. вы можете запросить все в системе с коробкой. В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол.
Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом». Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Тематика его офортов очень широка. Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо.
- Три музы Рембрандта – Саския, Гертье, Хендрикье
- Перейти к полному тексту работы
- Смотреть полный текст работы бесплатно
- Эскизы и наброски с изображением Саскии
- Литературный портфельчик Искуссницы
Холст, масло. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Предполагая, что Рембрандт всегда будет в состоянии содержать Титуса, Саския добавила условие, что в случае повторной женитьбы вдовца её состояние переходит не к Титусу, а к одной из её сестер.
Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято). Почетным местом было среднее и оно было занято Христом.
В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. Его картина – подлинная и увиденная участником события, горюющим и озабоченным человеком из толпы, окружившей крест. И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен.
Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. Так как цветы являются символом жизни, отданную маргаритку многие считают тем самым последним годом до преждевременной кончины Саскии, ведь картина была написана в 1641-м.
Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей), но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии. Это ступени одного и того же скорбного пути. «Саския Флора» является одним из самых романтичных произведений талантливого художника, она полна загадок и необъяснимого очарования. Её поступок биографы художника трактуют по-разному.
Сейчас лицо Данаи представляет собой сочетание черт обеих близких Рембрандту женщин. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу.
Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста».
Волосы Саскии красиво распущены, взгляд рассеян, на лице блуждает нежная улыбка. Своей безрассудной и как бы гремящей яркостью, которая разгоняет прочь все тени, этот офорт прямо-таки невыносим для чувства. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы.
Так от года к году манера мастера становилась все более свободной»6. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу.