Рембрандт Старик В Красном
Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654
Стол покрыт дорогим восточным ковром красноватого цвета. – Торговля картинами, основанная Титусом и Хендрикье. 1653-ий год – год тяжелого поражения голландского флота и гибели знаменитого голландского адмирала Мартина Тромпа – оказывается особенно тревожным для Рембрандта. – Труд и экономия. Представителям голландского патрициата Рембрандт казался опасным ниспровергателем основ.
Вероятно, шум и суета, всегда сопровождающие приезд и отъезд путешественников, постоянный наплыв все новых лиц бередили его сердечные раны и мешали ему сосредоточиться на работе. Молодой человек рано стал заниматься живописью, но он не унаследовал таланта отца и не пошел далее посредственных попыток. Понемногу в уединенное жилище художника пришло довольство он жил скромно, но не бедно. Сильные, реалистические картины Рембрандта, скорее полные художественной правды, чем красоты их оригинальный колорит уже не находили в художественных кружках Амстердама той оценки и того безусловного поклонения, что прежде.
Никто не отозвался, никто не подал ему руки помощи в минуты тяжелого испытания.
Кажется, что в нем движется особая жизнь духа и мысли. Обнародованный в 1651 году Англией «Акт мореплавания», запрещавший голландским кораблям ввозить в Великобританию иноземные товары, до известной степени подорвал торговлю Соединенных Провинций, а несчастная война с Кромвелем опустошила их казну. В собраниях рембрандтовских гравюр попадаются изображения уличных сценок, помеченные сороковыми годами XVII столетия. В нанесении красок на холст участвуют и кисть и шпатель и черенок кисти но и это Рембрандту кажется недостаточным—он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына).
Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви. В 1656 году Рембрандт написал для той же хирургической аудитории, для которой почти четверть века тому назад он создал свой бессмертный «Урок анатомии», коллективный портрет профессора Яна Деймана и восьми докторов, его слушателей.
Куда же они могли исчезнуть. Начало нового периода в жизни и творческой деятельности мастера было отмечено двумя важными событиями, которые произошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены, оставившей ему годовалого сына и созданием картины «Ночной дозор»— большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитого произведения мастера. – Два портрета.
Может быть, это Титус ван Рейн, которому в 1662 году уже минуло 20 лет или кто-нибудь из друзей художника. Контрасты света и тени, эмоциональность живописи передают взволнованность события. Смуглый перс сталкивался с белокурым англичанином. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.
Рембрандт использует особую художественную технику для придания образу выразительности. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Общественное положение его пошатнулось. Хендрикье тоже полюбила художника. – Фамильный портрет будто бы семьи Рембрандта.
– Уплата долгов и признание Титуса абсолютнолетним. – Характеристика трех коллективных портретов. Здесь для семьи ван Рейн началась жизнь исполненная постоянного труда и строгой экономии.
С горьким чувством глубокой обиды покинул он чудный уголок, устроенный и украшенный его трудами, то гнездо, в которое он когда-то ввел свою «милую хозяйку» (надпись на первом портрете, выполненном через три дня после свадьбы), цветущую, прелестную Саскию. В Амстердаме и других приморских городах начались банкротства коммерческие обороты сократились. В последнее время появилась целая «рембрандтовская» литература. Из тринадцати тысяч, требуемых в уплату за дом, мастер внес только семь тысяч гульденов. Тихая, почти веселая улыбка освещает его лицо.
Черные кафтаны, оттененные белыми воротниками, широкие черные шляпы гильдейских старшин (один только слуга стоит с непокрытой головой) красиво выделяются на фоне темной деревянной обшивки стены. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию. Для Рембрандта это было ещё одним ударом. Тут опекуны Титуса вступились за права малолетнего наследника Саскии ван Рейн. Торговля картинами продолжалась от имени Корнелии до самой смерти художника.
– Подчеркнуто Девятовым). Патриарх хочет перед смертью благословить своих внуков. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Наконец Рембрандт потерял всякое терпение и отказал Диркс от дома. «Торговец, – прибавляет очевидец, – вероятно, хотел оказать известному живописцу любезность». В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества.
Доходы уменьшились, а расходы росли. Особенно сильно поражает отпечаток гнева и негодования в чертах Моисея, который видит беззакония своего народа. Но нельзя не указать на одну из его гравюр этого периода известную под названием «Лист в сто гульденов» или «Христос исцеляющий больных», Спаситель спустился в подземелье, мрачное и сырое, где ютится всякая беднота, бесприютная и обремененная недугами и нуждой. Заказы стали делаться реже кредит художника пошатнулся.
– Женитьба Титуса. В Петербургском Эрмитаже можно видеть его «Возвращение блудного сына» в музее Амстердама находится не совсем понятная, загадочная картина, почему-то названная «Еврейская невеста» изображающая молодую женщину в роскошном уборе она, видимо, ожидает приближающегося к ней пожилого мужчину. Чтобы наконец отделаться от этой женщины, ван Рейн должен был назначить ей пожизненную пенсию в 160 флоринов в год.
На первой стадии работы над портретом, мне это где-то местами удавалось и в общем портрет вроде бы в целом не плохо организовался (как мне кажется), но мне не удалась сама последовательность в работе – метод ведения холста последовательно к завершению. Вот почему я и решил лучше довериться своей интуиции. Где же были они, его друзья, поклонники, те, которым он дарил картины, бесплатно писал портреты.
РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ФАН РЕЙН 1606-1669 Портрет старика в красном
– «Бичевание Христа» и последний автопортрет. Чтобы уплатить один долг, он делает другой. Но, видимо, никакие рамки не могли остановить могучего полета гения Рембрандта даже покоряясь всевозможным указаниям, советам, требованиям богатых «суконщиков», он сумел сотворить создание единичное, цельное, перед которым еще долго, если не вечно, будут преклоняться знатоки искусства. Да и сама мода под влиянием французских вельмож, посещавших Нидерланды (маршал Тюренн, портрет которого писал Рембрандт, прожил весь 1649 год в Голландии) изменилась с нею извратился и эстетический вкус голландского общества. – Отмечено Девятовым: «ХА. »). – «Поклонение волхвов».
Как известно, редкая и ценная гравюра «Мост Сикса» явилась следствием шутливого пари за обедом у Яна Сикса, на его загородной вилле. Бытовые эстампы «Евреи в синагоге», «Странствующие музыканты» и другие – все обозначены первым годом его вдовства. Но на ошибках и учатся.
«Большой пейзаж с развалинами на горе» (Кассельская галерея) – уже прямо плод богатой фантазии художника здесь красные черепичные крыши фермы и ветряная мельница, встречающиеся на каждом шагу в окрестностях Амстердама, виднеются рядом с остатками дорического храма и итальянской гондолой. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Бархатный берет низко надвинут на густые рыжеватые кудри. Великий труженик был объявлен несостоятельным должником. Чудное золотистое освещение смягчает слишком мрачный характер картины.
Богатства они ему, во всяком случае, не доставили. Окрестности города, хотя не особенно живописные, не были лишены своеобразной красоты. К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. Этот путь оказался не таким последовательным и ровным. Об этом свидетельствует не только значительное снижение количества групповых портретов у Рембрандта, но и то обстоятельство, что целый ряд его учеников (в том числе Флинк, Мас и другие), не только покидают мастерскую учителя, но и решительно меняют свою ориентацию и становятся на путь помпезного фальшивого стиля и так называемой "светлой" живописи. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Холст, масло.
– Гравюра с изображением Коппенола. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Все это были меры, вовсе не поправлявшие положение, а, напротив, только осложнявшие его. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни.
– «Возвращение блудного сына» и «Еврейская невеста». Но сломить меня вы не могли. – Болезнь и смерть Хендрикье.
Портрет отличается исключительной простотой и почти геометрической строгостью композиционного построения. Заказы – главный источник его доходов – поступают скупо: он неаккуратен в сдаче, порой бесцеремонен в обращении с заказчиками. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).
Во всяком случае, едва ли он остался внакладе. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Перед нами не красавец, но черты этого лица производят сильное, неизгладимое впечатление. Написанные годом позже «Иаков борется с ангелом» и «Моисей разбивает скрижали закона» (Берлинский музей) ясно доказывают, что ни время, ни несчастья не отняли у кисти бессмертного творца этих картин умения создавать световые эффекты и широкий взмах ее. Сикс, собираясь выйти из дому, надевает на левую руку желтую перчатку ярко-красный, шитый золотом плащ, небрежно накинутый на правое плечо, необыкновенно эффектно выделяется на нежно-сером кафтане.
– Переселение на новую квартиру. В поисках выхода Рембрандт еще более запутывает свои денежные дела. Нравственная оценка событий и человека — основной нерв искусства мастера.
(Ред.
Настоящей биографии Рембрандта не сохранилось едва ли она когда-либо была написана. Всякий другой сделал бы из этого сюжета самый банальный, скучный, ординарный портрет.
Буржуазия относилась не совсем дружелюбно к его семейному быту, знакомые из высшего круга начали избегать его. Культ их исключал всякие торжественные церемонии простой склад жизни не допускал блестящих светских праздников. Владельцы дома через нотариуса требуют немедленной уплаты оставшегося долга. Их живописная характеристика, с отказом от мелочной детализации формы и от иллюзионизма в передаче материала ткани служит средством усиления эмоционального воздействия картины. Что тогда. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица.
Описание картины «Портрет старика в красном»
Он увидел, как шатко и непрочно его положение. Маленький зимний вид в Кассельской галерее, очевидно, списан с натуры весь колорит картины, сероватый цвет зданий, бледная лазурь неба и золотистый блеск солнца на ледяной поверхности воды – все это так типично, так свойственно природе Голландии, что всякий, кто хоть раз побывал в окрестностях Амстердама, сразу узнает знакомый уголок на кассельском полотне. Фигура героя занимает центр картины, она светлее, чем фоновое изображение.
Уже в 1647 году Рембрандт не мог вовремя внести срочный платеж за дом. Ведь, в конце концов, он сам дал им козырь в руки. Его поведение не могло не внушать уважения к нему вскоре вокруг него собрался кружок друзей: Сикс, Франсен, богатый торговец произведениями искусства, Зоммер, собиратель эстампов, называвший художника своим «специальным другом», были его постоянными посетителями. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
«Портрет старика в красном» Рембрандта
Но, без сомнения, первый шаг к сближению был сделан не со стороны Рембрандта. – Вдова и сироты.
Как после «Ночного дозора» Рембрандт потерял свою кроткую жену, так вскоре после окончания «Портрета синдиков» он лишился своей скромной, но верной подруги (1662 год). Хотя в глазах художника уже заметна усталость, хотя время и заботы наложили на него свою печать, он все еще бодр и доволен. Ярким пламенем, как последние лучи заходящего солнца, вспыхнуло бессмертное вдохновение художника в картине изображающей чудную семейную группу: мужчину, женщину и трех детей (Брауншвейгский музей). Каждый день по-новому воспринимаешь портрет работы Рембрандта «Старик в красном».
1657-м годом помечен первый из них. Часто пожилой художник, увлеченный своим делом, забывал обед и закусывал, стоя перед мольбертом, куском сыра с хлебом или селедкой (пища самого бедного класса в Голландии). – Подчеркнуто Девятовым). Хендрикье вызвали на церковный суд после рождения девочки и потребовали отречься от Рембрандта и покаяться в незаконной связи. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
– Ее духовное завещание. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). И он достиг своей цели.
Смотрите, я все тот же, крепкий, могучий, непоколебимый, как дуб, не тронутый грозой». Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Колорит сам по себе – целая поэма в красках.
Художнику очень понравились эти гравюры но так как денег у него не было, то он отдал торговцу, вместо уплаты, копию своего «Исцеления больных». Стойкость, силу духа и покорность судьбе выражает лицо неизвестного мудреца. Грубая действительность пробудила его от грез. Однако следует говорить не только об охлаждении голландской торговой аристократии к искусству Рембрандта, но и о прямой враждебности патрицианских кругов и к личности Рембрандта и к его искусству. Два портрета Рембрандта открывают нам душевное состояние его в эпоху разорения.
– Смерть Рембрандта. Этот облик излучает вдохновение. То есть, может быть где-то даже какого-то своего прочтения Рембрандта, своего подхода к Рембрандту.
"Портрет старика в красном" Рембрандта
В этом документе встречается интересная статья, по которой Рембрандту предоставляется право жить у ведущих дело, «не платя им за пищу и квартиру и стараясь быть им полезным». Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Рембрандт отказался от принятого в то время статичного расположения всех участников, создав сцену, полную движения. Благородное лицо мужчины написано широкими и смелыми взмахами кисти отделка правой руки по своей тщательности может сравниться разве что с руками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Едва ли не самый замечательный портрет в ряду тех, которыми представлено в собрании Эрмитажа богатейшее портретное наследие Рембрандта это "Портрет старика в красном", написанный около 1652-1654-го годов (его высота сто восемь, ширина восемьдесят шесть сантиметров). Художник предельно ограничивает себя в цвете. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Известно, что он занимал у своих друзей довольно значительные суммы.
Видно, что герой всю жизнь движется к самореализации. – Стихотворение де Деккера. И после ему часто случалось исполнять подобные поручения. Пытаясь выйти из затруднений, Рембрандт прибегнул к способу, свойственному всем непрактичным людям, к способу, так метко описанному Крыловым в его басне «Тришкин кафтан».
Чем кончилась эта история, неизвестно, но случай очень характерен. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. Вместе с Титусом, Хендрикье и ее маленькой дочерью Корнелией он переехал в гостиницу «Императорская Корона», хозяин которой согласился содержать его в долг. Вероятно, безотрадная семейная обстановка часто заставляла Рембрандта искать отдыха и развлечения вне дома.
Рембрандт Харменс ван Рейн, "Портрет старика в красном", фрагмент
Талант Рубенса-портретиста, быть может, наиболее ярко проявился в эрмитажном «Портрете камеристки». В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Ему стоило большого труда уладить это дело.
Начался процесс, продолжавшийся почти девять лет. Так, на заднем плане несомненно нидерландского «Канала с лебедями» красуются холмы, которых, конечно, ни один голландец не видал на своем горизонте. Сосредоточенно устремленный в пространство, скользящий мимо зрителя взгляд глубоко посаженных темных глаз раскрывает внутреннюю жизнь человека, черты которого несут отпечаток пережитых забот и треволнений, раздумий и невосполнимых утрат. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Начались сцены ревности, попреки памятью Саскии, грубые выходки со стороны старухи. Этот мягкий, несколько тусклый колорит чрезвычайно гармонирует с сюжетом картины «Иаков, благословляющий сыновей Иосифа».
Картина Портрет старика в красном – Рембрандт
В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Постановка фигур поразительна по своей правильности и целесообразности. Он был крупнейшим мастером рисунка и офорта.
Старец с мудрым выражением сидит, сохраняя спокойствие. На каждом из этих лиц легко прочесть мысли, настроение и характер изображенной личности. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника.
Рембрандт ван Рейн Старик в красном
Развитие его творческого гения шло вразрез с требованием рынка. Статичность композиции, отсутствие каких-либо деталей обстановки использование света для концентрации внимания на главном и усиления эмоционального воздействия образа, виртуозная живописная техника, в частности использование в качестве выразительного средства различных способов нанесения краски на холст (жидкий, тонкий слой в тенях, корпусно написанные «света», пастозные мазки и целые сгустки краски при передаче узловатой, «корявой» поверхности старческих рук), наконец, горячий колорит, построенный на сочетании коричневато-черного цвета (среда из которой выступает фигура) с глубоким красным цветом одежды, – все служит целям психологической характеристики при создании Рембрандтом «портрета-биографии». В конце творческого пути Рембрандт пишет большое полотно «Возвращение блудного сына». Первое детство свое Рембрандт провел на родной мельнице, на берегу рукава Рейна (от названия этой реки его семья получила свою фамилию). Таким образом он приобрел некоторую коммерческую опытность и навык. Заказчики не поняли замысла художника и начиная с этой картины конфликт с господствующей средой будет усиливаться, но он не уменьшит энергии мастера и по-прежнему Рембрандт будет создавать реалистические полотна, замечательные по силе эмоционального воздействия. – Возвращение друзей. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
К тому же финансы Голландии в это десятилетие значительно, хотя и ненадолго, поколебались. Выражение лиц становится более угрюмым, суровым. Картины, написанные в 1656 году.
Рецензии на книгу «Рембрандт Портрет старика в красном»
Рубенс создает в этом случае редкий для его искусства образец психологического портрета. Считают, что это портрет некоего мудреца.
Серьезные лица этих синдиков, кажется, живут и дышат перед нами мы как будто слышим спокойный голос того, который указывает на открытую счетную книгу и горячие возражения его собеседника.
– Последний коллективный портрет. Великий голландский художник, рисовальщик и офортист Рембрандт ван Рейн скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Портрет старика в красном 1654. В 1658 году была окончена великолепная картина «Поклонение волхвов» (Бекингемский дворец). Ощущаешь его теплоту, нежную мягкую поверхность кожи, румянец на щеках. Португальский купец Диего Андрада объявил Рембрандту – через нотариуса требование, чтобы художник или исправил заказанный ему портрет молодой девушки, так как он, Андрада, считает портрет непохожим или забрал картину обратно, вернув полученные им деньги. Лицо камеристки кажется трепетным, живым.
И, тем не менее, долг за дом по-прежнему остается непокрытым. (Ред. Это десятилетие стало вершиной мастерства Рембрандта как портретиста.
РЕМБРАНДТ – Портрет старика в красном
Около 1645 года в его манере писать наметилась коренная перемена. Но дело только осложнилось. Рембрандт недолго оставался в «Императорской Короне».
В 1867 году за одну из копий этой гравюры было заплачено 27 тысяч франков. Странное название гравюры («В сто гульденов») произошло, как говорит один из современных писателей, по следующему случаю. Благосостояние Рембрандта сильно поколеблено. – Памятники.