Рене Магритта Портрет
Он даже работал не так, как «нормальные» художники: всегда прерывался на обед писал по расписанию не имел мастерской, предпочитая использовать для этого гостиную. В этом направлении работал Сальвадор Дали, который является идеальным представителем академической живописи. Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви».
Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света, 1954). Образы Магритта узнаваемы во всем мире. Когда женщину вытащили на берег, её лицо было обмотано ночной сорочкой. Его работами восхищались и брали с них пример Мартин Киппенбергер, Марсель Брутхаерс, Джаспер Джонс, Эд Руша, Энди Уорхол, Джон Балдессари и другие.
Яркий пример – работа Вероломство образов. В том же 1926 году Магритт написал «Потерянного жокея» – первую действительно удачную, по его мнению, картину. Стоит отметить, что, несмотря на единодушие критиков в оценке влияния Магритта на поп-арт, сам Рене открещивался от титула «отца поп-арта», называя этот стиль очередным «бесконечно менее дерзновенным» вариантом дадаизма (интересно, что именно к неодадаизму относят некоторые работы Раушенберга и Джонса, которые, как было сказано выше, были большими поклонниками Магритта). В 1922 году Магритт женился на Жоржетте Бергер, которую встретил еще в 1913 году.
- Как смотреть (и понимать) картины Рене Магритта
- Вероломство Рене Магритта: 5 загадок сюрреализма
- 10 самых известных картин Рене Магритта
- Сюрреализм по-бельгийски: обманчивая простота картин Рене Магритта
- Рене Магритт, картины, творческая биография
В итоге полученные впечатления подтолкнули тридцатилетнего пастыря к занятиям живописью. Но для изображения слепоты было бы достаточно закрытых глаз. С декабря 1920 и по сентябрь 1921 года Магритт служил в бельгийской пехоте.
Художник изобразил зависших в безграничном пространстве несколько десятков аккуратно одетых рантье (при котелках, галстуках и модных пальто), сохраняющих при этом абсолютную невозмутимость. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». В ленте «Таксандрия» Рауля Сервэ к работам художника отсылают фоны и костюмы. Изображение яблока, курительной трубки – это только образы, но не сами предметы. Стоит отметить, что, несмотря на единодушие критиков в оценке влияния Магритта на поп-арт, сам Рене открещивался от титула «отца поп-арта», называя этот стиль очередным «бесконечно менее дерзновенным» вариантом дадаизма (интересно, что именно к нео-дадаизму относят некоторые работы Раушенберга и Джонса, которые, как было сказано выше, были большими поклонниками Магритта). Критики разнесли ее в пух и прах.
- Почему Рене Магритт был помешан на шляпах
- Магритт РенеКартины и биография
- Бельгийский художник – сюрреалист Рене Магритт – жизнь и творчество
- Интеллектуальная провокация Рене Магритта или Поиски смыслов картины «Сын человеческий»
И это глубокой ночью. Под маской никто не может разглядеть твоего лица, проникнуть в твою душу. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком».
Вего творчестве вовремя войны также был отчетливо импрессионистический период, который резко осудили сюрреалисты— иимонпосвятил абсолютно эксцентричную выставку впримитивистском стиле, этот период принято называть vache— «коровьим». Первая его выставка в 1927 году была раскритикована. «Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приёмы живописи – описывал Рене своё первое впечатление, – Это было новое зрение, вооружившись которым зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира».
Я думаю ему бы понарвилось или показалось забавным (например во время каникул). Творческий беспорядок – это не о педантичном Магритте. А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта – символ безвременья) зритель видит голубые "бестелесные" геометрические формы, символизирующие "чистые идеи" и воздушный шар – символ абстрактной "чистой мысли". Во-вторых, сами картины Магритта не похожи ни на безумные сюжеты Сальвадора Дали, ни на причудливые пейзажи Макса Эрнста. Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать".
- 120 лет Рене Магритту: дизайн-объекты в духе его картин
- Рене Магритт: чужой среди других
- Рене Магритт: биография и лучшие работы
- Человек без лица и голубь в рукаве
- Рене Магритт: самые популярные картины (топ 12)
- Рене Магритт – картины с названиями и описанием по алфавиту
- Краткая информация о художнике и его картинах
Зачастую он самостоятельно объяснял свои работы, однако одну из них – знаменитых «Влюблённых» – оставил без комментариев. Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника. Казалось бы – обычный, вполне реалистический ноктюрн. Или— надругой его знаменитой картине— художник рисовал яйцо, аполучалась птица.
Дом на берегу небольшого озера прячется в тени раскидистых деревьев. Близкий друг Магритта, Луи Скутенер (автор монографии о художнике и центральная фигура в бельгийском сюрреализме) собрал коллекцию фотографий Рене и в 1976 году представил на выставке «Верность изображений». Магритт сдружился с Полем Элюаром, Максом Эрнстом и Сальвадором Дали. Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел).
- Каким человеком был Рене Магритт
- «Здесь есть все для экологического оргазма»: зачем юристка из России переехала во Францию
- Картины Рене Магритта с названиями
- Не следуйте за модой — ощущайте её
Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве. Но при этом и так, что бы он не был особо причудлив, произволен или незначителен. Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего — косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой.
– Настаивал он. Проекты Магритта были созвучны и«Новым реалистам» вПариже (предвестники поп-арта. «Я не люблю самопожертвование, профессиональный героизм, терпение, украшательство, фольклор, рекламу, голоса радиоведущих, бойскаутов, пьяниц и выпуски новостей», — говорил он. Спустя ещё несколько лет он женится на ней и проживёт вместе с ней всю оставшуюся жизнь. В этом случае возникает мучительный и страшный вопрос: Кто же я. »Художник обнаружил в предметах свойство постепенно преобразовываться, перетекать из одной формы в другую, превращаться в предмет, отличный от самого себя. Один из излюбленных мотивов художника – фигура отстранённого мужчины в шляпе-котелке («Размышления одинокого прохожего», «Сын человеческий», «Прогулки одинокого мечтателя», «Убийца в опасности», «Голконда»).
Другой частый мотив – хрупкое стеклянное окно. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы».
- Сюрреализм как иллюзорное направление в живописи и литературе века
- Отличительные характеристики сюрреализма
- Лучизм в картинах Михаила Ларионова
- Яркие цвета реализма Джереми Манна ( )
- Самое интересное в виде мозаики
Фильм «Тайное окно» Дэвида Кеппа символически завязан на котелке Магритта. «Я не знаю настоящих причин живописи, так же как не знаю, зачем мы живем, страдаем и умираем». Как только вего жизни появлялся новый предмет мебели, Магритт переносил его нахолст. Затем удачный контракт с галереей Сенто позволил ему полностью переключиться на живопись. Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью он активно использовал в своих полотнах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало, 1935 Ключ к пространству, 1936 Прекрасный мир, 1962). Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель.
«Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой» – признавался он. Образ «Сына человеческого» был многократно9 использован в кинематографе. Вот онразрезал ландшафт начетыре части, чтобы создать пространство для воображения. Критикам – в особенности французским – эта «контратака» пришлась не по душе. В 1923 году Магритт увидел репродукцию работы Джорджо де Кирико «Любовная песнь» и после этого занялся образными экспериментами и всерьёз увлёкся сюрреализмом. Курировавший выставку Магритта художник-концептуалист и один из деятелей поп-арта Джон Балдессари, рассуждая о связи Магритта и поп-арта, говорил, что художник, скорее, повлиял на восприятие искусства массами, «сделав сюрреализм удобоваримым для широкой аудитории»20.
- Картины Магритта с отдельным описанием (открытие в отдельном окне)
- Бассеку Куяте и древний инструмент силы
- Мартин МакДона: талантливый киллер и незаурядный психопат
- Евгений Пивень «апокалипсис это степь» (фрагменты)
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Пародии Магритта на известные картины
В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии — утопилась). На родине он создает цикл картин, которые впоследствии принесут ему мировую славу: «Портрет», «Изнасилование», «Удел человеческий», «Чёрная магия». Изображение и подпись, часто возникающая на его картинах, порой совпадают, а порой противоречат друг другу («Предательство образов», 1928-1929). В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства.
В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи. Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства. В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная персональная выставка Магритта, несмотря на то, что в 50-е в результате политики маккартизма его работы были изъяты из экспозиций американских музеев как «прокоммунистические». В том же году он создал первую картину в стиле сюрреализм – «Потерянный жокей», а в 1927 году состоялась первая выставка его работ в Брюсселе. Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949).
Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света, 1954). Помимо прочего, Магритта можно считать одним самых психоаналитических художников своего времени— унего есть, например, картина сточным изображением насилия, «LAube desarmee», — нонамного важнее для истории искусства то, что Магритт одним первых (если непервым) поместил слово вплоскость картины. И если все вокруг — это иллюзия, то художник — настоящий иллюзионист.
В 1925 Магритт входит в группу дадаистов, сотрудничает в журналах Aesophage и Marie вместе с Жаном Арпом, Франсуа Пикабия, Тристаном Тцара и другими дадаистами. В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом». Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины. В фильме «Афера Томаса Крауна» главный герой одевается в характерные костюм и котелок для финального ограбления музея. «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам», – заявил поэт.
Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ. Мастер цвета, Магритт пользутся им скупо, экономно. Его картина «Это нетрубка» должна стоять водном ряду сдюшановским фонтаном, который, несомненно, повлиял наотношение Магритта кобъекту. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься.
Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Ты проник в зазеркалье, но остался. Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика». Так, например, онрисовал огромную клетку ипомещал внее яйцо («Избирательное сходство»).
Она навсегда осталась в их комнате на мольберте. Именно там он впервые увидел художника, занятого рисованием с натуры. Картина «Империя Света» послужила прообразом знаменитой сцены фильма «Изгоняющий Дьявола», в которой Отец Феррин стоит перед домом МакНилов в освещении уличных фонарей.
При беглом взгляде она кажется простой и даже непритязательной. Голубое небо, по которому весело бегут белые пушистые облака. Стены гостиной икухни онпокрасил вголубой исалатовый— под стать фону многих своих работ. Его преподавателями были Жисбер Комбаз и Констант Монта. В 1946 году он присоединяется к группе бельгийских художников и подписывается под манифестом «Сюрреализм в полном свете». Рядом – несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). Художник в ответ написал манифест «Сюрреализм в полном солнечном свете», в котором выступил с резкой критикой движения. Как бы то ни было, после войны дела Магритта пошли в гору.
В период с 1932 по 1945 гг. Самой же узнаваемой во всём мире работой Магритта (пускай не многие знают её название) является «Вероломство образов». Она же вдохновила авторов постера к фильму1617. Его картины называют ребусами, загадками.
Параллельно художник сотрудничает с левой газетой «Глас народа», выступая под псевдонимом «Ф. Берже». Только не спрашивайте, как это возможно, – ведь в мире Магритта ничего невозможного нет. Его вдохновляют картины Пикассо, Кирико и Брака. Магритт знакомится с Максом Эрнстом, Сальвадором Дали и Полем Элюаром, которые становятся его близкими друзьями.
НетоМагритт. На ней изображена пара целующихся мужчины и женщины их головы обмотаны белой тканью. Согласно легенде, незадолго до смерти он произнёс такие слова: «Я так и не понял причины, по которой мы живём и умираем». В его работах мысль становится видимой реальностью, процесс мышления можно увидеть воочию.
С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950). И эту силу я называю поэзией». Человек в котелке это господин Посредственность при всей своей анонимности.
В "Освобождении" символика цвета применена для выражения сложных ассоциаций. Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту. Именно так мы видим мир.
Все они вызывали различные эмоции у разных людей. С этого момента он – сюрреалист. «Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне», – так отзывался о художнике британский критик Герберт Рид. Увлечение художника философией и литературой находит отражение в большом количестве его картин, например, «Гигантессе» (по Бодлеру), «Области Арнхейм» (по Эдгару По).
После сотого или стопятидесятогорисунка штрих стал несколько шире (набросок). Герберт Рид отмечал: "Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. «Война научила меня тому, что главное в искусстве – очаровать зрителя. Она же вдохновила авторов постера к фильму2122. В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них — Раймон — впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе.
Это помогло Магритту определиться с будущим родом занятий. На картине "Безумие величия" (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча – как символ бренности человеческой жизни. Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим. Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота.
В1954-м онвыставил свои работы вСША (11 картин, накоторых были изображены слова. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. В 1935 пишет знаковую работу «Сотворение человека». Образ «Сына человеческого» был многократно15 использован в кинематографе. Гигантесса (по Бодлеру), 1929-1930 Область Арнхейм (по Эдгару По), 1938. Странный пейзаж открывается из разбитого окна.
Рене Магритт принадлежал к объединению сюрреалистов, но всегда разительно отличался – и стилем и взглядами и манерами. Магритту эти веяния были противны и в результате он стал открещиваться от ярлыка «сюрреалиста». До четырнадцати лет месье Магритт был просто наблюдателем: ему нравились шахматные фигуры, рыбы, воздушные шары (и однажды на крышу их дома упал один из аэронавтов, вместе с корзиной и шаром).
Известный драматург Том Стоппард написал пьесу «После Магритта». Он не любил путешествовать, боялся перелетов, никогда не имел автомобиля, предпочитал трамваи и единожды, когда жена вытащила его на выставку какого-то известного, на тот момент модного художника, он просидел весь вернисаж в кафе напротив, попивая яичный ликер в компании любимой мелкой шавки по имени Лилу. Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами.
Приоритет мысли над формой изображения подчеркивался несколько дилетанской, упрощенной манерой письма и названиями картин, помогающими понять их метафорический язык («Каникулы Гегеля», 1958). В 1912 году его мать после утопилась в реке Самбре, что, по мнению многих специалистов, оказало существенное влияние на психику мальчика. Этот период в творчестве Магритта чаще всего называют периодом яркого солнца (plein soleil). Почему такое сочетание.
"Ключом" здесь также становится название. Его главная цель — передача мысли средствами пластики. Онсчитал, что ислова иизображения имеют одинаковую природу иодинаково далеки оттого, каким мир является насамом деле— анепредставлен вголове человека. Магритт входит в сообщество дадаистов, а вскоре создает свои первые сюрреалистические работы.
Магритт создает картины-ребусы, в частности, «Ключ мечты», «Предательство картин», «Родство душ», «Фальшивое зеркало» и т. п. Вот комментарий художника к своей картине "Рамки жизни" (1934): "Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. В картинах художника все время присутствует напряженность и таинственность («Компаньоны страха», «Букет слез», «Объяснение»). «пищевод»). С конца 20-х и на всём протяжении 30-х гг. Они сами стали "личностями" и будто ведут меж собой разговор.
В это же время началось формирование течения в Брюсселе, представителем которого и стал Рене Магритт наравне с Марселем Лекамтом, Андре Сури, Полем Нуже и Камилем Гемансем. —Прим. ред. )— ивел совсем небогемный образ жизни. Его картины, написанные в духе сюрреалистического веризма, показывающие мир «неотделимым от его тайны», затронули проблему коммуникативности и оказали влияние на сферу масс-медиа и рекламы.
Рене Магритт (21 ноября 1898, Лессин, Бельгия — 15 августа 1967, Брюссель, Бельгия)– полная противоположность и самому Дали и его пониманию сюрреализма: все предметы на полотнах Магритта никогда не теряли своих четких форм являются именно тем, чем кажутся обычно. Когда в 1940 году немцы оккупировали Бельгию, Магритт провел сначала три месяца в изгнании в Каркассоне (Франция), а затем вернулся в Брюссель, где и пережил военное лихолетье. Одним словом так, что бы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд). Я принялся рисовать стаканы один за другим (три наброска), всякий раз со штрихом поперек (набросок). Отрицал прямую взаимосвязь и Раушенберг8. ред. ).
Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще — «дегенеративное искусство». Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул). Картина «Империя Света» послужила прообразом знаменитой сцены фильма «Изгоняющий Дьявола», в которой Отец Феррин стоит перед домом МакНилов в освещении уличных фонарей. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. ВПариже Магритта непоказывали инеочень ценили. В 1947 году он серьёзно поссорился с Бретоном – тот «отлучил» его от сюрреализма, резко осудив картину «Пожиратели птиц» за чрезмерный натурализм. Я смотрю на них и разговариваю с тобой и спорю, как всегда.
В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния. Перед нами порыв, когда влюбленные сливаются в поцелуе. В 1926 году перешел на работу в галерею Сенто, заключив контракт. На ней изображена курительная трубка с надписью: «Это не трубка».
Искусство Магритта оказало сильное влияние на многих современных художников. Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, "лечебному" фактору. Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем.
Большую часть своей жизни онпровел совсем просто: вего доме вБрюсселе поадресу Esseghemstraat, 135 (сейчас там устроен его дом-музей), небыло даже ванной— онсоорудил еенакухне для своей жены Жоржетты. В качестве модели часто выступала его супруга Жоржетта. В 1947-48 годах Магритт рисует в провокационном и грубом стиле фовизма. Это название как нельзя точно характеризует его «варварски» (по выражению Бретона) натуралистичные картины, всегда строго подчинённые определённому замыслу. Магритт три раза вступал в Коммунистическую партии Бельгии и каждый раз бросал её.
Рене Магритт скончался 15 августа 1967 года от рака поджелудочной железы. Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов. Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц – символика Триединства. Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар.
Затем до 1926 года он работал рисовальщиком на фабрике обоев. В целом, детство и юность Рене были мрачными, хотя и небедными. Некоторые работы повторяют сюжеты его картин, другие – выполнят функцию своеобразных эскизов, набросков.
В результате художник сам придумал определение для своего творчества – «магический реализм». На фестивале Glastonbury 2014 прошёл спектакль российского театра ЧёрноеНебоБелое под названием «Magritte RGB». Делалось это намеренно. Одна изних— про яйцо иптицу. Активнее всего Магритт снимал в период с начала 1930-х и до середины 1950-х годов. Он был старшим из четырёх сыновей.
Человек в котелке – это господин Посредственность при всей своей анонимности. Придумывать их Магритту зачастую помогали его приятели-литераторы. Такой под силу написать любому «традиционному» художнику. Но верно ли это. "Личное" гипертрофируется до чудовищных размеров. Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать». Магритт мастерски создает контраст между странными сочетаниями нереальных предметов и натуральным окружением, для чего активно использует в своих произведениях символы зеркал, окон, глаз («Фальшивое зеркало», «Ключ к пространству», «Прекрасный мир»).
«Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. На знаменитой картине «Сын человеческий» (безликий джентльмен в котелке) – похоже, он сам. Он называл направление «не слишком серьезным и, возможно, не искусством вовсе», отводя ему место в мире моды и уличной рекламы. 18 В свою очередь, многие из представителей поп-арта, не отрицая косвенного влияния Магритта на свои произведения, подчеркивали отсутствие прямолинейных отсылок14.
Фильм, в свою очередь, отсылал к знаменитой картине «Вероломство образов». Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – Влюбленных (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. По его словам, речь скорее шла о «художественной симпатии», нежели об «источнике вдохновения»19. Магритт оказал очень сильное влияние на развитие этого направления, хотя сам это отрицал. Он изображал и исследовал телесные метаморфозы, связь тела с объектами реального мира.
Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях. Он присоединился к обществу дадаистов и в 1927-м он устроил первую в своей жизни персональную выставку в галерее «Кентавр». В 1927-1930 годах Рене Магритт проживал во Франции, участвовал в деятельности группы сюрреалистов, тесно сблизился с Максом Эрнстом, Сальвадором Дали, Андре Бретоном, Луи Бунюэлем и особенно с поэтом Полем Элюаром. Накухне Магритт чаще всего иработал, так как это было самое теплое пространство вдоме.
Сразу после окончания Второй мировой Магритт вернулся к своему фирменному стилю. Однажды она убежала из дома и не возвращалась в течение нескольких дней. Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Я живу в очень неприятном мире и моя работа задумана как контратака на этот мир». На картине «Влюбленные» перед нами настоящий поцелуй страсти.
В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». В 1967 году Рене Магритт умирает от рака поджелудочной железы, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира. Защита эстетики». «Жизнь обязывает меня делать что-нибудь, вот таким образом я рисую» — вот единственная мотивация, которая была сформулирована Магриттом для того, чтобы объяснить, почему он пишет. Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз – «Пронзенное время», 1939). Что автор хочет этим сказать.
Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположныхстремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее).
Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля». Самая популярная трактовка картины – «любовь слепа». Его стали выставлять в мировых столицах – Риме, Лондоне, Париже, Брюсселе и т. д.
Аеще онмного работал сфотографиями истроил поним свои изображения. Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. Однажды, выслушав комментарии по поводу своей картины «Красная модель» и услышав, что в ней якобы присутствуют указания на комплекс кастрации, Магритт решил нарочно сделать рисунок «по всем правилам» психоанализа и представить её на суд сюрреалистов. В то же время он панически боялся преследования из-за своих левых взглядов и связей с компартией – не говоря уже о попадании в ряды «дегенеративных художников». В 50-х годах художник создает несколько своих самых знаменитых работ. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы».
Снятые на самую простую камеру Kodak, фотографии из архива Магритта, подобно его живописным полотнам, носят неординарные названия: «Фараоны или Восьмая династия» «Бог, день восьмой», «Торговка забвением», «Искупление грехов» и т. п. Кстати, о хорроре – Магритт многое любил, причем как настоящий поэт, любил мелочи и впечатления: «Люблю то, что скрыто, ямочки на щеках, женские колена, длинные волосы, смех детей, когда им никто не мешает, девочку, куда-то бегущую вдоль улицы» — и ко всему этому беззаветно любил кино. Вот таким образом я назвал картину "Каникулы Гегеля".
Название объясняет идею картины: органы чувств лишь отражают внешний облик вещей, не передавая скрытой глубины мира, его тайны. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Но и тебе не дано ничего увидеть. Позже в местной речушке обнаружили тело утопленницы, ей оказалась Регина. Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла.
По сей день военный или как его ещё называют «солнечный» период бельгийца остаётся мало изученным и не вызывает особенного интереса. Художник объяснял, что образ предмета и сам предмет – суть разные вещи. Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо – о дне. Наполу лежал «коврик для бедных»: паркет был покрашен вкрапинку, как это часто делали старые бельгийские семьи. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Это неслучайно: если европейцы (иособенно Париж) недооценивали Магритта при жизни, тоименно вАмерике (где сейчас собраны его самые известные работы) онполучил признание, продавал свои работы— иповлиял наследующее поколение художников. Люди на картине как бы притягиваются сокровищами Голконды.
Ответы кроются в названии Фальшивое зеркало. Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. В фильме «Афера Томаса Крауна» главный герой одевается в характерные костюм и котелок для финального ограбления музея. После выставки Бретон официально простил «отступника». Его похоронили на Схарбекском кладбище.
Публике всегда нужны простые и понятные символы. Онмало путешествовал, вообще нелюбил перемены ичасто повторял одни итеже сюжеты. Всвоих рассуждениях онбыл очень близок основателю концептуализма Джозефу Кошуту, который мог выставить рядом объект иего словарное описание. Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Это всегда тайна".
И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни». «Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. Примыкает к футуристам, однако, разочарованный невозможностью продать свои картины и угнетенный нищетой, устраивается маляром на обойную фабрику. Будущий художник жил тогда в Шарлеруа, маленьком промышленном городе Бельгии. Ты победил смерть.
Хотя сюрреализм оказал значительное влияние на его стиль, художник негативно относился к психоанализу – ключевому для сюрреализма. А разве любовь — это не слепота. В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа. На картине "Фальшивое зеркало" (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза.
Но будучи помещенным в несвойственную им среду, вызывают у зрителя то чувство, к которому стремился привести его Магритт: «Меня не интересует сама живопись а только тот эффект, который она производит – неудобство, беспокойство, отказ от обычного взгляда на привычные предметы». Вместе с художником Полем Дельво Магритт возглавляет течение бельгийского сюрреализма. В их числе и картина Голконда (1953). Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать. Эта тревога не оставит до тех пор, пока не станет вдруг ясно – небо, вот в чем дело.
Выбор шляпы Магритт объяснял следующим образом: «Котелок – самый неоригинальный головной убор, удивления не вызывает. Как никто другой, этот художник любит соединять несоединимое, вводить в свои картины детали, так резко контрастирующие друг с другом, что зритель сначала испытывает легкий шок, но зато потом разум его начинает работать вдвойне интенсивнее, пытаясь найти решение предложенной шарады. Сам Магритт так сказал о ней: «Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно – ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. Предъявив работу, он получил примерно то же объяснение, что и в предыдущий раз. «Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях. Он называл направление «не слишком серьезным и, возможно, не искусством вовсе», отводя ему место в мире моды и уличной рекламы.
В картинах живописца Рене Магритта постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности (Компаньоны страха, 1942 Букет слез, 1948 Объяснение, 1954). Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин — «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». Картины Магритта 1943-44 годов отличаются яркостью и насыщенностью красок.
Ты все-таки сделал то, о чем мечтал. Последней работой художника стала «Каникулы Гегеля». Повторить это можно очень легко».
Искусство Магритта глубоко рационально и интеллектуально. Художник блистательно умел режиссировать их чувствами. С 1926 по 1930 год он жил там, написав, например, знаменитое в будущем полотно «Это не трубка», на которой, собственно и была изображена трубка. Под занавес жизни Магритт стал писать картины, отличающиеся фотографической скрупулёзностью: «Битва аргонавтов», «Большая семья», «Империя лихтёров». Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком.
Волю своей фантазии он давал только в искусстве, держась в стороне от богемы и ведя неприметную жизнь простого обывателя – примерного семьянина и однолюба.
В 1922 году женится на Жоржетт Берже. В римейке киноленты «Афера Томаса Крауна» главный герой ворует и возвращает полиции картину, переодевшись в персонажа Магритта. ред. ) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой. К сожалению, он так и не был опубликован.
Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия. Стиль Магритта выражается в несколько «открыточной» манере письма, подчёркнутой сухости и условности его персонажи безличны, причём, зачастую – в прямом смысле этого слова.
Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника. Художник "бросает" ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена). К 1925 году Магритт приобрёл определённую известность, сблизился с дадаистами, стал сотрудничать со многими журналами и даже издавать свой собственный – «Эзопаж» (франц. Для него сюрреализм – кукушкино яйцо в чужом гнезде. Большинство снимков являются постановочными.
В 1927 г. Магритт перебрался во Францию, где стал участником деятельности парижской группы сюрреалистов, включая выставку 1929 г. Среди его произведений особенно известны: Фальшивое зеркало (1929, Музей современного искусства, Нью-Йорк), Иллюстрированная юность (1937, фонд Эдварда Джеймса, Суссекс), Империя света (1954, Галерея Пегги Гуггенхайм, Венеция), Последний крик (1967, частное собрание, Брюссель). Хотя критики приняли её в штыки, она стала пропуском в мир сюрреалистов. Картина называется «Проницательность»: художник видит будущее— тообщее, что есть уяйца иптицы». Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало, 1935 Ключ к пространству, 1936 Прекрасный мир, 1962).
Курировавший выставку Магритта художник-концептуалист и один из деятелей поп-арта Джон Балдессари, рассуждая о связи Магритта и поп-арта, говорил, что художник, скорее, повлиял на восприятие искусства массами, «сделав сюрреализм удобоваримым для широкой аудитории»14. Ему также нравилась вода, жокеи и скачки, карусели и рыбы. Нопочему-то эти работы неценились— иотдельно невыставлялись.
Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз – Пронзенное время, 1938). На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. Отрицал прямую взаимосвязь и Раушенберг14. По его словам, речь скорее шла о «художественной симпатии», нежели об «источнике вдохновения»13. В картинах художника постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности (Компаньоны страха, 1942 Объяснение, 1954 Букет слез, 1948). Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается». Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки.
Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. Художник окончательно разошёлся с фрейдистами. Это всегда тайна.
Так что это за картина, овладевшая умами людей по всему миру. Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство. Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца.