Репин Фото Художника

Творчество художника в фотографиях

Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. "Я родился военным поселянином. Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.

Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, – такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.

Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.

Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.

В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.

А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. "Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное". Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.

В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.

В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.

Илья Репин – биография, 
фото, личная жизнь, 
картины художника

Илья Репин – биография, фото, личная жизнь, картины художника

Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.

Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского.

Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. -— И. Г. ), они много смеялись». Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла.

Крамской. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. 12.

Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.

Как великий русский 
художник Илья Репин 
оказался эмигрантом

Как великий русский художник Илья Репин оказался эмигрантом

Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина.

Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.

Этот странный Репин: 
Занимательные факты 
из биографии самого

Этот странный Репин: Занимательные факты из биографии самого чудаковатого художника-реалиста

Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Не доносчик ли. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия.

Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Это сделано мастерски. А свеча становилась ниже и тени менялись. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.

Угодливо склонился над приставом сыщик, за ним другой – с торжеством протягивает руку со связкой книг. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Все случайное, второстепенное отбрасывалось, основное обобщалось, синтезировалось до тех пор, пока единичный факт не превращался в синтетический образ, несущий в себе большое идейное содержание. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.

На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.

В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины.

Известные люди на 
портретах кисти 
Репина и на фотографиях

Известные люди на портретах кисти Репина и на фотографиях (11 фото)

В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.

К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Но он мечтает о большем.

История создания 
объединения художников-передвижников

История создания объединения художников-передвижников

Но ведь суть, суть дорога: ведь это летопись. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.

Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.

Так была найдена позаизвестного путешественника П. П. Семенова (впоследствии Тяншанского). Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Каждый персонаж переживает что-то своё. Только в архиве художника находилось около двух тысяч фотографий. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.

Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких»), 1877. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Много учился на написании портретов близких и друзей.

За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении.

Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Всего было сделано около 130 снимков. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.

История в фотографиях 
— города и страны, 
события и люди

История в фотографиях — города и страны, события и люди

«Он был очень скромным, добрым и тихим человеком, – рассказывает заведующая Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» Татьяна Бородина. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.

Глаза ясные и добрые. Все заняты. Общественность начала сбор пожертвований. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.

Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.

В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Они словно противопоставлены друг другу. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.

Художником руководила только одна мысль, одно желание — передать на холсте черты любимого друга и гениального композитора. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Ну, конечно, понемногу она пошатнулась и разрушилась. Внимание художника тяготит их. Источник назвали «Колодец Посейдона».

Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Перед нами — вереница персонажей, каждый из которых — самостоятельная портретная индивидуальность.

Однако дети воспротивились его намерению и отказались ехать вместе с ним. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. В его глазах читается печаль, тоска. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.

И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Работал весь день, не замечая времени.

Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург.

Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Вода хлынула с напором 400 ведер в час.

Биография художника 
Ильи Репина

Биография художника Ильи Репина

Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.

Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера («Графиня Луиза Мерси дАржанто», 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных служит для нас некоторым яблоком раздора, – сообщает Нордман. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.

В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Он идет прямо к матери. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).

Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот. Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9.

Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Она ушла из жизни в 1931 году55. Репин никуда не делся. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. — сказал Крамской.

Однако работа без живой натуры всегда обескураживала Репина. Судьбы детей Репина сложились по-разному. В эту минуту в комнату вошел Христос. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.

Картины Репина (фото) 
с названиями

Картины Репина (фото) с названиями

Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Рисунок уверенный, лепка твердая. У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки.

Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.

Жизнь и творчество 
художника Ильи Репина, 
описание

Жизнь и творчество художника Ильи Репина, описание

Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Шесть лет потратил Репин, чтобы композиционно выстроить сюжет: практически сливающаяся с темнотой спина священника и освещенное лучами восходящего солнца лицо сидящего на постели революционера. Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Она была закончена только в 1891 году. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.

А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Сын с трудом учился в реальном училище и Илья Ефимович забрал его оттуда. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.

Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. -Моя закостенелая академичность столкнулась со свободным художественным вкусом. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.

  1. Илья Ефимович Репин – биография и картины
  2. Илья Репин: биография и факты из жизни
  3. РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Репин Илья Ефимович (1844-1930), часть 1
  4. Персоны и личности (интересное о известных)
  5. 7 знаменитых картин Ильи Репина
  6. Загадочный Репин — 10 интересных фактов
  7. Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)
  8. Картины Репина с названиями история создания, сюжет

Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют и его портреты. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Л. Н. Толстого».

Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Написан портрет вдохновенно. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.

  1. Савицкий Константин Аполлонович (1844 – 1905 гг)
  2. Юрий Репин вернулся в родные «Пенаты»
  3. Топограф иконописец, студент Академии художеств
  4. Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
  5. «Отступничество» в картинах Ильи Репина

И вот, наконец, снимок, где Игнатьев уже в его знаменитой позе, полуобернувшись. Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе художник выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характером, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.

Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Ведь со мною был кодак, положим – плохой Чего же еще искать.

Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.

  • Илья Репин: самые популярные картины (топ 12)
  • Илья Репин – картины с названиями и описанием по алфавиту
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Самое интересное в виде мозаики
  • «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)

Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». И вот уже перед нами не царь, а отец. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Убийство свершилось. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина.

Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Третьяков»109. Интересно рассмотреть вместе несколько групповых снимков левой части зала. Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии".

Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной.

  1. «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
  2. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
  3. «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
  4. Поездка за границу и жизнь в Москве

Публике картина понравилась. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины

Тут больше любви к делу, — пояснил он. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».

В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Кстати, при воспроизведении облика этих людей он пользовался также посмертными масками, отливки с которых сохранял в своей мастерской. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.

После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Труд — вот что определяет и украшает человека.

Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Будучи допущенным до заседаний и выполняя подготовительные эскизы и рисунки к произведению, Репин также пользовался фотоаппаратом.

Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Комната небогатой интеллигентной семьи. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.

В Петрограде пресса начала писать о том, что знаменитые люди бедствуют, голодают испытывают ужас от звучащих вокруг их домов канонад. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Вся центральная часть написана самим Репиным. В центре сидит Семенов (Тяншанский) за ним едва виден А. П. Игнатьев. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.

Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.

За окном летний день. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.

Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.

Вот она вещь в уровень таланту. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. — Да это превосходно.

Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. И. С. Куликов, вместе с Б. М. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.

Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.

Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Они жили в Пенатах в течение двух недель.

Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Это вы сами. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.

Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Хотя и плохой, неясный.

Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Человек – творческая натура и это творчество должно развиваться всесторонне. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.

Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.

Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев.

Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».

В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Вы прозорливы. «Как. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной.

На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Жил в Италии и Франции (1873–1876).

Страсть к живописи обнаружилась у Репина рано и в 1855 году его отдали в школу типографов, но в 1857 школу закрыли и Репин отправился учеником в иконописную мастерскую. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.

Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Никакие искания не заменят такого материала и я благодарю Бога за это счастье. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.

Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Репин встречал их по средам. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Сейчас произойдет чудо – оно не может не произойти: так напряженно, с такой мукой ожидания смотрят родители девочки на Христа. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью.

После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Вместе с домом сгорели также все беседки в парке. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.

В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. ещё раз снимал этих людей, по группам и в отдельности. Общение с прежними друзьями было только заочным.

Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.

В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. К тому же и погода благоприятствовала работе. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Эта работа имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений.

Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.

Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Под этой операцией само собой я не раз поплакала. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Пятый факт. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе.

Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Стасов присылает ему все, что он просит. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Первый факт. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.

В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Так ли это – судить зрителям. В его взгляде осуждение и тревога.

Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.

Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Репин был очень дружен с Мамонтовым. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.

Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику. Рассмотрим "ближний круг".

Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Поставленная перед художником задача была очень трудной. Вернуться на родину Репину хотелось, он даже написал письмо К. Е. Ворошилову. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови.

Подробность шекспировского комизма. В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.

Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.

Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.

» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Америка—Франция—Россия. Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.

Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. За свою работу «Петр I перед Полтавской баталией» (находится в Музее истории Полтавской битвы на Украине) Юрий Репин получил первую премию Общества поощрения художников. Отец ударил своего сына жезлом в висок. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.

Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Репина привлекала тема революционно-настроенной России. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Пластинки проявляла Нордман мой фотограф, как говорил Репин1.

Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Репин дважды подавал прошения об отставке. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. О чем эта история. После революции Репин больше ни разу не был в России.

По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Реализм получить требуемый снимок. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.

м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. На этой картине, выполненной по официальному заказу изображено 80 человек.

Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Возвращается в Россию летом 1876 года. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. Этюд с него близок фотографическому снимку, хотя общая композиция несколько иная. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.

Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Мы должны изучать мир вокруг нас, стремиться улучшить общество и свои качества. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.

Но поскольку почти весь архив художника был спасён, то Постановлением правительства усадьба «Пенаты» была включена в список памятников, подлежащих полному восстановлению. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228.

Так, одновременно с Государственным Советом он написал еще отдельно портрет В. К. Плеве, найдя композицию портрета также в снимках (имеется 10 вариантов композиции в фотографиях). Он снял отдельно центр, боковые части, а также отдельные группы. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).

Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе.

Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.

Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.

Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Казалось, она спит. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды.

Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».

Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. На одном из вечеров было зачитано письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV. Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Причем отношение к ним было достаточно враждебное.

Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Репин считал сам эту картину красивой. Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. «Пенаты» стали его малой родиной. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.

Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.

Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. «Юра как ребенок. » – говорили о нем родные и друзья.

По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Это лучше всех ваших академических работ. Этюд получился превосходный. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.

Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Эти художники сродни таким гигантам литературы, как Лев Толстой, Тургенев, Достоевский, Чехов, таким музыкантам, как Чайковский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Центральная группа словно недовольна своей ролью.

Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Берег Волги. Вегетарианцем стал и сам Репин. Как же работал Репин.

По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах.

В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. М. Бунакову. Тема крестного хода — одна из популярнейших в русской живописи.

На других снимках он более виден. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Его мастерство в технике, в умелом использовании цвета в сочетании с тонким психологизмом и живым откликом на происходящее вокруг в полной мере проявляется во всех работах.

Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.