Репин Голгофа
Репин вспоминал, как однажды, под впечатлением посмертной выставки Флавицкого, на которой его поразил эскиз-набросок «Голгофа», ему захотелось эту грандиозную тему разработать значительнее. Репин вспоминал, как однажды, под впечатлением посмертной выставки Флавицкого, на которой его поразил эскиз-набросок «Голгофа», ему захотелось эту грандиозную тему разработать значительнее. Голгофа – не единственная в своей идеологии работа Репина.
Картина Ильи Репина Голгофа: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Купить картину или постер Голгофа (Распятие Христа), художника Ильи Репина вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
В Священном Писании псы – нечистые животные. «Лишь тот, – писал Рихтер, – кто в Третьяковской галерее в Москве видел знаменитые репинские картины «Иван Грозный, убивающий своего сына», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», – лишь тот в состоянии понять, какой высоты в овладении формой и в передаче душевной жизни и движений может достичь мастер. «Бурлаки». У него есть потрясающее «Верую». В 1922 – 1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). В двадцатые годы Репин стал посещать куоккальский православный храм и даже петь на клиросе. Все три страдальца, всех громко и страшно поражает молитва самого Христа.
Когда покрывало было снято, «мы увидели краски, краски, радость, движение». «Бурлаки». —Я нарисовал целую эпопею «Россия распятая». Рецензия Шаумен на выставку Репина 1925 года была опубликована в газете «Svenska Pressa», выходившей на шведском языке.
Я подумал, что и Христос обрадовался, когда почувствовал, что он жив и здоров был настолько, что отвалил камень (вроде плиты) заставлявший вход в хорошо отделанную гробницу Никодима и вышел. Это картины маслом, акварели, многочисленные рисунки. Живопись ее несколько особенная, не имеющая аналогии с остальными из перечисленных картин. Работал в поясах.
Благодетельная темнота затмения. Голгофа не только рисовалась мне ясно, но мне казалось, я уже и сам был там. Но чем черт не шутит. Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник.
- Описание картины Ильи Репина «Голгофа»
- Голгофа (Распятие Христа) — Илья Репин
- Художник: Репин Юрий ИльичГолгофа
- Взгляд со стороны/К 165-летию со дня рождения Ильи Репина
- Илья Репин: религиозная живопись
- Религиозная живопись Ильи Ефимовича Репина
- Общественный центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке
Репину был оказан очень теплый прием. Он им говорил и успокаивал их: "Не горюй, мать. Наряды с другими работами (Грузинский танец, Священник). От академической программы на большую золотую медаль «Воскрешение дочери Иаира» Репин готов был отказаться, уйдя из Академии, настолько далекой казалась эта тема от жизненных проблем. Картина живая, с сильной композицией, фигуры людей выписаны необыкновенно четко и ярко.
Изумилась она, когда его узнала. Я испытал это, когда писал академическую программу «Смерть дочери Иаира». В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Мать упала от изнеможения. Рецензия Шаумен на выставку Репина 1925 года была опубликована в газете «Svenska Pressa», выходившей на шведском языке.
И вот — наконец-то передо мною холст. Заканчивался век. Есть в его творчестве одна грань, которую не принято даже сейчас особо афишировать, тем более, что большая часть живописных работ и рисунков художника на эту тему недоступна большинству ценителей его таланта. Как музыки, хотелось рыданий. Она состоит из нескольких частей.
Грабарь широко использует эту переписку. Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Он собирается из разных картин и у каждой свой сюжет. Илью Ефимовича Репина принято считать художником номер один в русской живописи. В 1870-80-е гг.
Со страхом колыхался я в толпе, давая место кресту. Я не верил в результат. Этот фон нужно иметь в виду, рассматривая новейшие произведения Репина. Казалось бы мы знаем о Репине все, но на самом деле это не так. «Голгофа» обозначает возврат к религиозной сфере, случившийся в то время, когда вихри революции и связанное с ней возникновение ненависти к религии взволновали старого мастера.
- Багетные работы (рама, подрамник)
Маргарет внимательно всмотрелась в пейзаж и сказала: «Господи, какая прелесть. Шпионы интриги, вот их изучение человеческих принципов». Он им обрадовался.
И вот – наконец-то передо мною холст. Так же и остальные картины последних лет: «Грузинская танцовщица», «Akt», свидетельствуют о напряженной жизни этого пожилого представителя реализма». Срывался, но веревки меня удерживали. Вот таким образом, несмотря на то, что Репин был знаменитый художник, за ним, также как и за другими русскими, был установлен полицейский надзор.
Последняя работа Репина была посвящена памяти любимого композитора Мусоргского. Ее купил известный коллекционер и выставил публично со всеми эскизами. В 1920 году художник писал В. Леви: «Сегодня у нас Христос воскрес – я говел – 40 лет пропустил. В стороне еще две фигуры учителей в восточных одеяниях. Иоанн тебе заменит сына. Маргарет тогда уже не была премьер-министром.
Деньги быстро кончаются. Написал.
Но почему очень многие картины художника исполнены религиозных сюжетов. Народная толпа бесчисленна. Последняя работа Репина была посвящена памяти любимого композитора Мусоргского. Неузнаваемый, в потоках запекающейся крови, Он узнал их. Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое».
Он считал, что «хотя Репин и кажется одинокой фигурой, но его можно сравнить с родоначальником немецких реалистов Адольфом Менцелем, который создавал композиции так же хорошо, как и наблюдал». Именно такой впечатление складывается у зрителей в первые секунды, глядя на картину. «Я долго собирался.
Я также был похоронен и из Швеции получил даже прочувствованный некролог с портретом. Кстати, эта была последняя выставка, после которой Репин умер. С ними, в этой темной, страшной трагедии, я потерялся до самозабвения. В законченной композиции крест Христа лежит упавшим.
«Голгофу» по праву считают одной из лучших картин художника. В последние годы у Репина бывало мало гостей. Произведения Репина, представленные на выставках 1920-х годов, разошлись по всему миру. Сохранился и эскиз к этой картине исполненный пером и кистью. В письме к А. Ф. Кони художник подробно описывал композицию своей будущей картины: «Он (Христос, вышедший из гробницы – Т. Б. ) поднялся к дороге, огибающей стену Иерусалима это совсем близко, тут же и Голгофа и налево хорошо были видны кресты с трупами разбойников, а посреди и его – уже пустой крест, сыто напитанный кровью, внизу лужа крови.
Речь идет о его религиозной живописи. Он им обрадовался. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Кроме того, финны опасались проникновения в их страну большевистских шпионов. С ними, в этой темной, страшной трагедии, я потерялся до самозабвения. Картина «Голгофа» выставлялась в Хельсинки.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854 – 1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. И церковная завеса разорвалась и все внутри у меня рвалось. Репин и религия.
Не хотелось никого видеть. Но замыслы рождаются трудно. На последней прижизненной выставке 1927 г. в Хельсинки, как вспоминают очевидцы, больше всего внимания привлекли картины «Священник», «Грузинский танец» и особенно «Голгофа», важнейший из религиозных сюжетов для Ильи Ефимовича в конце жизни.
Он им говорил и успокаивал их: Не горюй, мать. —Я не соблюдал этих правил. Воистину, всякому пожелаешь такого здоровья. ». Страха ради, они не смели подойти ближе. Когда покрывало было снято, «мы увидели краски, краски, радость, движение». Те, кто знаком с книгой воспоминаний художника, отмечают, что он действительно томился сюжетом «Голгофы», переживал душой и сердцем за него. А кушать-то надо.
Он пишет А. Ф. Кони 4 июля 1921 г. : «А я, как потерянный пьяница, не мог воздержаться от евангельских сюжетов (и это всякий раз на страстной) — они обуревают меня Вот и теперь: есть (уже написана) встреча с Магдалиной у своей могилы (Иосифа Арим), появление его, по невероятно дерзкому желанию Фомы, на собрании Нет руки, которая взяла бы меня за шиворот и отвела от этих посягательств». «Ибо подобно псам они могут попрать их своими ногами и возвратившись растерзать их самих». По мнению критика, «в «Мужском портрете» он до совершенства владеет формой и красками, хотя это произведение принадлежит к самым позднейшим.
В Священном Писании псы – нечистые животные. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. «Вера меня так обрадовала известием, что вы живы и читаете лекции. Что он вытворял на рынке искусства. Оно прекрасно наблюдено и передано жизненно.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864 – 1871). Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Прошло два года.
Через 2 дня пришел ответ. Когда покрывало было снято, «мы увидели краски, краски, радость, движение». Это была «последняя великая работа Репина: танцующие казаки.
Припоминаю настроение, когда умерла моя сестра Устя и как это поразило всю семью. Мать упала от изнеможения. Ведь в не менее известной картине Репина «Бурлаки на волге» также прослеживается попытка изобразить страдания народа. живопись жанровая историческая и портретная заняли ведущее место в творчестве Репина, но священная история постоянно волновала его воображение. Это картины маслом, акварели, многочисленные рисунки. Картина была выставлена в 1927г.
Самая пессимистическая. Написал ее по велению сердца. Они оказались трудно доступными для исследования. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Выставки Репина послереволюционного периода не претендовали на цельность и полноту.
Они так значительно выделяются на фоне всего другого – какое знание жизни и ее форм. Помимо научной ценности каждого из исследований в отдельности, помимо исключительной содержательности переписки, все литературное наследие И. Э. Грабаря — это интереснейшая страница истории русской культуры. Илья Репин и его жизнь и деятельность – тема в творчестве И. Э. Грабаря, которая имеет весьма примечательную историю. Назначили встречу. Ничего, кроме этих полотен, в ту пору я делать не хотел.
Первоначально его левая рука была еще более прижата к груди и следы ее ясно видны. Я жил аскетом в мастерской, никуда не ходил. Прокормить всех оказалось очень трудно, возникали серьезные проблемы с продовольствием. В ней можно увидеть и воинов и простолюдинов.
С ними, в этой темной, страшной трагедии, я потерялся до самозабвения. На эскизе Христос сидит рядом с матерью. Учредилки, расстрелы, вот их средства, наемные латыши, китайцы, вот их опора. Благодетельная темнота затмения.
Портрет артистки Беллы Горской, 1910 После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. «Крестный ход в Курской губернии», «Запорожцы», «Не ждали» были восприняты современниками как вершины, по которым оценивались все его дальнейшие поиски. Преодолеть это противоречие ему помогает Крамской, которого Репин называл своим учителем. Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца.
Известно, что мастер не любил церковь, не признавал её. В темноте, понемногу и невольно, близкие добираются до креста. Боже, Боже, за что же Ты меня оставил. ». Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Тогда русских танцующих ребят была там много — наверно, треть. Картина вышла очень страшная. —Появился я там тридцатилетним наивным мальчиком — и сейчас еще сохранил эту наивность. Все хотят увидеть казнь и сходятся в назначенном месте. Ваши выставки здесь – праздник искусства». «Крестный ход в Курской губернии», «Запорожцы», «Не ждали» были восприняты современниками как вершины, по которым оценивались все его дальнейшие поиски.
По мнению критика, «в «Мужском портрете» он до совершенства владеет формой и красками, хотя это произведение принадлежит к самым позднейшим. Как музыки, хотелось рыданий. Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. Неузнаваемый, в потоках запекающейся крови, Он узнал их. «Например, – писала критик, – в «Двойном портрете украинца» нет и следа усталости. И церковная завеса разорвалась и все внутри у меня рвалось.
Сначала у меня была картина «Голгофа». Взгляд чисто репинский, хорошо знакомый нам по мальчику в «Не ждали», по царевичу в «Иване Грозном», по юноше в «Николае Мирликийском», по раненому в «Дуэли». Среди этих людей много зевак, но больше всего истинно переживающих. Эта картина уже готова почти». Сбежавшаяся масса люда стояла вдали.
Сбежавшаяся масса люда стояла вдали. В нем букетов 40 поместилось. Художник показывал то, что хранилось у него в «Пенатах» и, несмотря на это, в Финляндии экспонирование его картин становилось художественным событием. Всё очень просто: хотя сам он церковь не жаловал, но понимал, что для народа вера – как знамение и потому часто обращался к данному направлению в своих работах. Один раз упал, хорошо, что не с самой большой высоты, но ребра поломал. До сих пор, несмотря на все усилия, не удается.
И дом и комнаты — все как-то потемнело, сжалось в горе и давило. Репину был оказан очень теплый прием. Они оказались трудно доступными для исследования.
Мне необходимо было в этот момент что-то совершенно противоположное, легкое — девочки, сисечки-писечки И я пришел в «Мулен Руж». В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Рихтер считал, что Репин все еще с неослабевающим даром поклоняется всему, что молодо и полно жизни.
Боже, Боже, за что же Ты меня оставил. ». Однако идет время, а конкурсная программа в Академии остается не написанной. Эдвард Рихтер, корреспондент газеты «Хельсингин Саномат», в одной из своих статей о Репине, расценил подарок художника, «как выражение его преданности Финляндии».
И как писала видевшая картину дочь Репина Вера: «здесь оригинально и интересно освещение темного рассвета». Благодетельная темнота затмения. Из картин 1919 года поражает «Женская голова» в акварели. Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
В темноте, понемногу и невольно, близкие добираются до креста. С ними, в этой темной, страшной трагедии, я потерялся до самозабвения. Репин будто бы сам слышал, как плачут люди, трагически переживавшие смерть Христа. Он чувствует себя одновременно рабом композиционных академических «шаблонов» и рабом натуры. И дом и комнаты – все как-то потемнело, сжалось в горе и давило.
Старый мастер продолжает много работать, курит крепчайшие сигары и даже купается в море. «Есть особое, поглощающее очарование в трагизме. Для критика оказались интересны и выставленные рисунки. Как не радоваться. Я подумал, что и Христос обрадовался, когда почувствовал, что он жив и здоров был настолько, что отвалил камень (вроде плиты) заставлявший вход в хорошо отделанную гробницу Никодима и вышел. Как-то меня спросили, хочу ли я написать портрет Маргарет.
Припоминаю настроение, когда умерла моя сестра Устя и как это поразило всю семью. На камне слева от фигуры Христа подпись и дата: «1922. Напротив, маленький дамский портрет, написанный только в этом году (портрет Мери Хлопушиной 1927 года – Т. Б. ) доказывает как у этого необыкновенно жизнедеятельного человека художественная способность и творческое рвение еще живы. Припоминаю настроение, когда умерла моя сестра Устя и как это поразило всю семью. Последняя работа Репина была посвящена памяти любимого композитора Мусоргского. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Пришлось принять на себя много отрицательной энергии. Все эти события, так же как и последующие выставки имели для Репина хорошие последствия. "Боже, Боже, за что же Ты меня оставил. ».
Эта работа Репина свидетельствует о его молодом творческом темпераменте. И эта радость дала мне идею картины. Он к нам приехал и сразу купил несколько моих работ. За другим покрывалом была «Голгофа».
Солнечное затмение. Потом сделал персональную выставку. На последней прижизненной выставке 1927 г. в Хельсинки, как вспоминают очевидцы, больше всего внимания привлекли картины «Священник», «Грузинский танец» и особенно «Голгофа», важнейший из религиозных сюжетов для Ильи Ефимовича в конце жизни. Симпатичный каноник все взял на себя. Надо отметить, что после обретения самостоятельности в Финляндии обострились русофобские настроения и финны очень жестко относились к русским эмигрантам.
Репин изобразил Голгофу с распятиями, увиденную глазами воскресшего Христа. С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926). Он пишет А. Ф. Кони 4 июля 1921 г. : «А я, как потерянный пьяница, не мог воздержаться от евангельских сюжетов (и это всякий раз на страстной) — они обуревают меня Вот и теперь: есть (уже написана) встреча с Магдалиной у своей могилы (Иосифа Арим), появление его, по невероятно дерзкому желанию Фомы, на собрании Нет руки, которая взяла бы меня за шиворот и отвела от этих посягательств». Это была «последняя великая работа Репина: танцующие казаки.
Выставки Репина послереволюционного периода не претендовали на цельность и полноту. И церковная завеса разорвалась и все внутри у меня рвалось. —Такие работы случаются раз в жизни. Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». Близкие Христу — мать, ученики и друзья — долго, только издали, трепетали, онемев от отчаяния и горя. Первоначально его левая рука была еще более прижата к груди и следы ее ясно видны.
Но слышал «нет». «В них, – пишет он, – живет дух больших времен и интересно заметить, как они примыкают к, так сказать, тому стилю, представителем которого был немецкий мастер Менцель». На последней прижизненной выставке 1927 г. в Хельсинки, как вспоминают очевидцы, больше всего внимания привлекли картины «Священник», «Грузинский танец» и особенно «Голгофа», важнейший из религиозных сюжетов для Ильи Ефимовича в конце жизни. Его возвращение в лоно Церкви действительно было связано, как выразился Рихтер, с «революционными вихрями». Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Картина живая, с сильной композицией, фигуры людей выписаны необыкновенно четко и ярко. Илью Ефимовича Репина принято считать художником номер один в русской живописи. Жил в Италии и Франции (1873 – 1876). «Лишь тот, – писал Рихтер, – кто в Третьяковской галерее в Москве видел знаменитые репинские картины «Иван Грозный, убивающий своего сына», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», – лишь тот в состоянии понять, какой высоты в овладении формой и в передаче душевной жизни и движений может достичь мастер.
Он им говорил и успокаивал их: Не горюй, мать. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876). Всё это было очень ново для авторского стиля Репина и поразило его поклонников. И трупы с перебитыми голенями еще истекали, делая и от себя лужи, на которые уже собаки собрались пировать Радость воскресшего хотелось мне изобразить Но как это трудно.
Этот фон нужно иметь в виду, рассматривая новейшие произведения Репина. В законченной композиции крест Христа лежит упавшим. Они олицетворяли жестокость. Солнечное затмение. Как и в молодые годы, художник сохраняет способность познавать вещи не только умом, но и чувством. Его возвращение в лоно Церкви действительно было связано, как выразился Рихтер, с «революционными вихрями». Произведения Репина, представленные на выставках 1920-х годов, разошлись по всему миру.
По колориту изысканности линий она удивительно красива и свежа. Те, кто знаком с книгой воспоминаний художника, отмечают, что он действительно томился сюжетом «Голгофы», переживал душой и сердцем за него. Это произведение Репина оказалось большой неожиданностью и загадкой для зрителей и критиков. Из других пенатских картин надо остановиться на сравнительно небольшом холсте, тоже на библейскую тему — «Отрок Христос в храме». И дом и комнаты – все как-то потемнело, сжалось в горе и давило. И как писала видевшая картину дочь Репина Вера: «здесь оригинально и интересно освещение темного рассвета». «Голгофа» была выставлена в церкви и произошло необъяснимое: люди ставили к ней свечи, молились иные плакали.
«Я долго собирался. В последние годы у Репина бывало мало гостей. Вспоминая его самые знаменитые картины, трудно поверить, что было и такое в его жизни.
Сенсацией стала картина Репина "Бурлаки на Волге" (1870 – 1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Тьма. После этого верхолазы сделали мне крепления. Он пишет: «Толстой знал, что самая реальная сила – бог. Эта картина прожила напряженную жизнь.
Какие же они коммунисты, отрекшиеся от собственности альтруисты, жертвующие собою для общего блага, способные на равенство, братство, свободу. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Иоанн тебе заменит сына. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам ("Иов и его друзья", 1869 "Воскрешение дочери Иаира", 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. И в декоративном отношении выделяется среди репинских произведений.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. «Ибо подобно псам они могут попрать их своими ногами и возвратившись растерзать их самих». Мать упала от изнеможения. С удовольствием». Страха ради, они не смели подойти ближе.
Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства. В последние годы у Репина бывало мало гостей. И вдруг параллельно два эпизода из жизни Христа полностью захватывают его. Работа над картиной меня здорово вымотала. Голгофа не только рисовалась мне ясно, но мне казалось, я уже и сам был там. Технику я делал сам, растирал краски. Однако идет время, а конкурсная программа в Академии остается не написанной.
Народ толпился. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Я испытал это, когда писал академическую программу «Смерть дочери Иаира». Чуть-чуть ее подсократив и проиллюстрировав, я предлагаю ее ко всеобщему вниманию.
Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. А для того, чтобы его язык стал более понятным для народа, он проделывает это через связь с религией. Жизнь повернулась круто. Конечно, Репин неспроста изобразил его в русской одежде.
Все галереи обошел, предлагая свои картины. И слушал музыку: Баха, Вивальди, церковную, православную музыку. На последней прижизненной выставке 1927 г. в Хельсинки, как вспоминают очевидцы, больше всего внимания привлекли картины «Священник», «Грузинский танец» и особенно «Голгофа», важнейший из религиозных сюжетов для Ильи Ефимовича в конце жизни. Однако, к чему такая параллель. Необычную интерпретацию Репиным сцены распятия на Голгофе Рихтер пытается объяснить с позиций верующего человека, знакомого c евангельскими иносказаниями. Шаляпин очень помогал.
Именно такой впечатление складывается у зрителей в первые секунды, глядя на картину. Она не столь большая — всего метр шестьдесят на метр тридцать. Очень значительна по замыслу композиция «Утро Воскресения» — большой холст, начатый в 1921 г. Оторванный от России, одинокий среди чуждого окружения Репин все чаще обращается к евангельским темам. Из картин 1919 года поражает «Женская голова» в акварели. Сбежавшаяся масса люда стояла вдали.
Это крест неправильной формы, какой бывает на братских могилах. I. Перт». —Ничуть. До сих пор, несмотря на все усилия, не удается. Речь идет о его религиозной живописи.
В последние десятилетия Репин все чаще обращается к евангельским сюжетам и в живописи и в графике. «Не давайте святыни псам», – говорил он. Это была «последняя великая работа Репина: танцующие казаки. Сейчас я ее разобрал — места в мастерской почти не осталось.
Эдвард Рихтер, корреспондент газеты «Хельсингин Саномат», в одной из своих статей о Репине, расценил подарок художника, «как выражение его преданности Финляндии». Испугавшаяся стража соскочила в овраг. Я испытал это, когда писал академическую программу «Смерть дочери Иаира». Непривычная композиция картины, включающая в себя открытую могилу, собак, обнюхивающих кровавые следы, наводит на мысль, что Репин применил символические значения, которыми он никогда не увлекался. Курил очень много. Хорошо выученные в России, они имели грандиозный успех. Страха ради, они не смели подойти ближе.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Жалко, что я не могу ее держать у себя — мне придется сдать картину в музей: премьер-министр не имеет права покупать что-нибудь дорогое для себя». И трупы с перебитыми голенями еще истекали, делая и от себя лужи, на которые уже собаки собрались пировать». Христос одет в русскую крестьянскую рубаху белого цвета. Голова Магдалины писана с Веры, но черты лица значительно утончены и облагорожены. Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И.
Иоанн тебе заменит сына. «Голгофа» обозначает возврат к религиозной сфере, случившийся в то время, когда вихри революции и связанное с ней возникновение ненависти к религии взволновали старого мастера. В последние годы у Репина бывало мало гостей.
Очень удалось Репину предрассветное небо с ползущим по нему розовым облаком. И дом и комнаты — все как-то потемнело, сжалось в горе и давило. Голгофа не только рисовалась мне ясно, но мне казалось, я уже и сам был там. По колориту изысканности линий она удивительно красива и свежа.
«Есть особое, поглощающее очарование в трагизме. Со страхом колыхался я в толпе, давая место кресту. За другим покрывалом была «Голгофа».
Я ответил: «Конечно. Эта работа Репина свидетельствует о его молодом творческом темпераменте. Тьма.