Репин Портрет Толстого Описание
Портрет Алексея Толстого: автор, описание
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. и С. А.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В глубоко сидящих глазах писателя – мудрость и проницательность, кажется, что они пытливо заглядывают прямо в душу. Репин написал портрет Толстого, несколько «возвышая» фигуру портретируемого и сообщая ей монументальную значительность. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Этот портрет действительно может рассказать больше, чем долгие словесные описания. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Русский мир в портретах работы Ильи Репина
Ге, Л. О. По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. М. Бунакову. Это барельефы и силуэты Ф. П.
Он считал, что позже по наброску можно создать портрет и этот портрет будет более естественным, чем при позировании. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
- Портрет Льва Толстого, Репин, 1887
- Описание картины Ильи Репина «Портрет Толстого»
- Портрет Толстого Льва Николаевича
- Лев Толстой на картинах Ильи Репина
- Сочиненин по картине Репина «Портрет Толстого»
- Описание картины Репина «Портрет Толстого»
У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
- Лев Николаевич Толстой в живописи
- Илья Репин — Портрет Льва Николаевича Толстого, 1887
- Художник: Репин Илья ЕфимовичПортрет Льва Толстого
- Описание картин Репина Льва Толстого
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- О жизни и творчестве выдающихся художников
И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Недаром про них Гоголь писал, все это правда. За все время жизни графа различными людьми было создано немало портретов писателя.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Подымать до себя, давать жизнь – вот подвиг».
- Начало литературной деятельности
- Литературная и общественная деятельность
- Подпишитесь на новостную рассылку музея
- Картины Ильи Ефимовича Репина в других альбомах
- Воспоминания современников Репина
Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Толстого. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Гинцбурга, П. П. Среди других выдающихся портретов исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст — первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. –. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Именно здесь и был написан портрет Толстого в 1887 году. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Цвета полотна очень сдержанны. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В комнате сумрак.
Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах. Уже через несколько дней Репин с любовью возобновил работу над «Запорожцами» и сообщил об этом в письме к В. В. Стасову: «. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин. Очертание всего рта было классически прекрасно. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Я глубоко чту и уважаю Толстого, но философия его для меня темна и полна противоречий». Стаховичей. Издание вызвало неудовольствие семьи Толстых, считавших нежелательным «распространение рисунка изображающего его (Толстого) в самой интимной, ему одному дорогой жизни». Многие жертвовали свои произведения в дар музею. Художнику Л. О.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Репину в полной мере удалось показать величие писателя. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Все кажется неотразимо, как сама истина. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. – писал Репин Стасову.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. А несколько позже, уже в Петербурге, он говорил по этому поводу своему приятелю А. В. Жиркевичу: «Я смотрю. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
ну и народец же. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. Нет.
Среди них – выдающиеся работы И. Н. М. В. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. «Работаем до упаду. » – писал Репин Стасову из Ясной Поляны. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. Главный акцент сделан на лице и руках писателя. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Выражение победы духа над страстями». Но вскоре художник понял, что Толстой был неправ в своей оценке. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Репин и Н. Н. ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа.
Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
По ночам же – до 3-х час. Подымать. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Сухотиной-Толстой. Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне. Он погружён в работу и ничего не замечает.
В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11. Выдающийся подбородок. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
«Не молчать перед правдой царицею». И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Так изобразить Репин мог только человека, которого глубоко понимал, уважал, ценил.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Оболенский и др. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»). Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами – лицемерие. Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Литография с картины издана в 1887 Картографическим заведением А. А. Ильина.
С И. Е. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Бирюков, Н. Л. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Крамского, И. Е. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Широкий рот очерчивался смело, энергично, углы тонко извивались, прячась под львиными усами. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Чертовский народ. Так, он пишет Стасову: «Меня он очень хвалил и одобрял.
И, действительно, он работал до упаду. Репин дважды подавал прошения об отставке. Да где тут раздумывать, пусть это будет и глумная картина, а все-таки напишу, не могу».
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Америка—Франция—Россия. Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей — С. А. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Черткова, М. А. и С. А. Стаховичей.
Игумнова, П. И. Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину. Ге. Кроме того – у них 23 внука.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами.
Очертание всего рта было классически прекрасно. Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А. К сожалению из-за господствующей в стране идеологии конституционной монархии поэма не смогла пройти цензуру и была издана лишь спустя 15 лет после смерти писателя, да и то в виде частичных публикаций в журнале «Русская старина». Нет. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив».
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. В «комитете почина» по организации музея в Петербурге принял деятельное участие скульптор И. Я. Гинцбург, так много работавший над изображением Толстого в скульптуре.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Л. Н. Толстого». Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. – И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей.
–. Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина. В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича. Репина, Н. Н.
Она ушла из жизни в 1931 году55. «Не молчать перед правдой царицею». В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Третьяков»109. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Менялись только тени от солнца да посконная рубаха его становилась все темнее и темнее особенно на груди, на лопатках и плечах от пота и черноземной садившейся туда пыли». Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
И. Е. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Об этом С. А. Толстая 28 сентября 1887 писала В. В. Стасову, выражая пожелание семьи «рисунок этот не выставлять на публику, не распространять и не продавать». Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу.
Остен-Сакен, А. А. Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Словно вопрос, который мучает его сейчас, он адресует и ему.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. «В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей.
Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Интересным опытом переложения реалий российской истории на стихотворную основу стало произведение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», написанное в 1868 году в жанре былинной трагедии и представляющее собой огромную (83 строфы) поэму. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. По приглашению Алексея Толстого Илья Репин неоднократно выступал художником в журналах «Современник» и «Россия», а некоторые тексты писателя были использованы как описания к картинам знаменитого художника.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Салтанова, И. Я. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. В одной его руке – небольшая книжка, другая – удобно лежит на ручке кресла.
П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. Художнику Л. О. Пастернаку, которому, как и Репину, выпало счастье на протяжении многих лет знать Толстого и писать его, более того — работать с ним над воплощением в графике образов романа «Воскресение», удалось в целом ряде картин выразить свое понимание писателя. Выражение победы духа над страстями». Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
Выдающийся подбородок. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал целую галерею портретов Льва Николаевича и маслом и акварелью и пером и карандашом. Писатель изображен сидящим в несколько необычном кресле. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы.
Сдержанная, темных тонов, колористическая гамма, «неспешная» манера письма – все на портрете подчеркивает масштаб личности портретируемого. Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Черткова, Ю. И.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Чертков, А. К. Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Черткова, М. А. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. что «Крейцерова соната» – признак упадка в духовном мире Толстого. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. У меня в руках был альбомчик и я, не теряя времени. Толстого, брата писателя, тетушек А. И. В ней чувствуется что-то властное и энергичное. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Я все изучал их, вспоминал и наслаждался красивая картинка выходит».
С И. Е. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Я вижу, что я сначала поступил неправильно, – писал Толстой Н. Н. Страхову 10 ноября 1887. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Встав в литературных работах на скользкую почву тенденции, Толстой быстро пойдет под гору. В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие156. Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Толстого, Д. Н. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Эта поездка была очень плодотворна и много значила для самого художника. Картина строга и проста. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов.
Башилова, С. Н. Алексей Константинович, по заверениям современников, был фигурой интересной не только для портрета словесного, описательного, но и для портрета художественного. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Музей Толстого — обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36.
Весь день поглощена она этим. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»).
Пастернака, М. С. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Репин поначалу беспрекословно принял эти замечания, согласился с ними.
кто может, пусть следует благородному Прометею. Их надо осветить, пробудить от прозябания. Погрязнуть с ними навсегда – жертва. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.