Репин Портрет Третьякова
В галерее имеются два портрета П. М Третьякова: 1876 года кисти Крамского и более известный портрет 188 года кисти И. Е Репина. Но самый известный портрет Третьякова был написан И. Е Репиным в 1883 году. Тютчева (1873), А. К. Среди целого ряда портретов И. Е. Репина один из самых замечательных — портрет П. М. Третьякова, основоположника галереи живописи русских художников, ставшей впоследствии настоящей национальной сокровищницей. Но самый известный портрет Третьякова был написан И. Е Репиным в 1883 году. В галерее имеются два портрета П. М Третьякова: 1876 года кисти Крамского и более известный портрет 188 года кисти И. Е Репина.
Описание Картины Ильи Репина «портрет Третьякова»
Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Э. Репину, К. Ф. Крамскому удалось его уговорить. Погодина (1872) и других. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
А произошло это так. Посещает Льва Толстого в Ясной Поляне, но тот продолжает отказываться от позирования. Даргомыжского (1869), Ф. И. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений.
Это было еще в 1880 году. Крамского, с которым особенно сблизился в 1876 году. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон – нейтральный или иной). Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Но это не означает, что формирование портретной галереи проходило гладко, согласно заранее продуманной программе. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Именно в этот период, с конца 1860-х годов, П. М. Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами. Продолжается пополнение музея художественными произведениями.
- Портрет Третьякова, Репин, 1883
- Описание картины Ильи Репина «Портрет Третьякова»
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- Сочиненин по картине Репина «Портрет Третьякова»
Размер портрета обычно приближен к натуре. Об этом достаточно сказано в литературе. Якоби, «Последняя весна» М. П. Во-первых, он планировал сделать галерею общедоступной. Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А.
В 1873 году к дому пристроили галерею, которая вскоре открылась для свободного посещения. И все же Крамской не просто любил и уважал, но и глубже многих понимал Третьякова. Репин, И. Н. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей.
- Описание картины Репина «Портрет Третьякова»
- Сочинение по картине Репина «Портрет Третьякова»
- Портрет Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи
- Павел Михайлович Третьяков и его галерея
- Портрет Третьякова, РЕПИН, ОБЗОРЫ КАРТИН
- Описание картины Репина Портрет Павла Михайловича Третьякова
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Городская художественная галерея братьев Третьяковых
- Современная Третьяковская галерея
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Келеру-Вилианди, А. Г. Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях. Старшего сына Павла Третьякова и второго по старшинству Сергея к семейной торговле приобщали с ранних лет. С тех пор началась дружба семьями.
«В 1883 году в Харькове портрет хористки. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Способная пианистка, она чутко понимала музыку и это передалось ее дочерям. Л. Н. Толстого». Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Нам не известны годы приобретения графических портретов русских гитаристов А. О. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Островского (1871), В. И. Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» 10. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. Белинского, провозгласили превосходство гоголевского, сатирического направления над «пушкинским». Келером-Вилианди в 1870 году.
Портрет П. М. Третьякова (1883) не считается особо удачным. Павел Михайлович Третьяков родился в 1832 г. и был первенцем. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161.
Достоевского, к моменту исполнения портрета В. Г. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», И. И.
В самом деле, портреты писателей и поэтов превосходят по количеству все остальные. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. У него было 6 детей.
Шишкина «Утро в сосновом лесу», И. Н. Пополнить коллекцию московского собирателя было огромной честью для художников. Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица». Добавим от себя, что тогда же были заказаны (но не всегда осуществлены или осуществлены позже) портреты М. И. В галерее появляются картины В. Д. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
В Галерее работает детская студия. Каминский. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Современники находили, что портрет отличался безусловным глубоким сходством.
Стернина, «довольно специфического состава» 21. Худякова. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А.
Здесь Репин любил читать письма. Некрасова сатирика М. Е. В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В. И.
Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. В последние годы Павел Михайлович часто недомогал. Некоторые из них тяготели к охранительно-консервативному лагерю. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А. Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра».
Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. Туркестанская серия Верещагина заставила задуматься о новой перестройке. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Портрет П. М. Третьякова. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Его дедушка по материнской линии экспортировал в Англию сало.
Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » 4. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Заказы портретов становятся единичными. В 1856 году Третьяков купил работы Николая Шильдера «Искушение» и Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами».
М. Бунакову. Среди названных имен – идеолог славянофильской доктрины М. П. По свидетельству современников, портрет отличался безусловным глубоким сходством. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Горавскому, В. Г. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Глинки (1869), И. А.
Одним из первых был заказан живописный портрет А. С. Русское купечество второй половины XIX века уже не было закрытым сословием, чтившим лишь «Домострой» и Священное писание. Даргомыжского11. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. 1883. Холст, масло.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Своей главной миссией Комитет полагал решение просветительских и благотворительных задач, что означало способствовать образованию славян и обеспечивать всестороннюю поддержку православной церкви на славянских землях. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Крамской, В. М.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Кроме того, в эти годы у Репина была уйма работы.
Достоевского (1872), А. Н. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Будучи большим ценителем музыки (за один месяц собиратель мог посетить до 20 концертных и оперных представлений), Третьяков с неусыпным вниманием относился к формированию в галерее блока портретов музыкантов и композиторов, чье творчество, по-видимому, он находил самобытным. Но к сдержанной, крайне скромной натуре Третьякова такая техника непошла бы.
Поленова, И. И. Клодта, «Бабушкины сны» В. М. Проблема выбора Третьякова для портретной галереи – одна из интереснейших исследовательских проблем. «Портрет А. П. Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина» 16. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
В это время Третьяков становится искренним сторонником только что возникшего Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), он оказывает материальную и моральную поддержку художникам-передвижникам. Максимова и другие. В 1885 году к дому в Лаврушинском пристраивается еще 7 залов. Любопытное, на первый взгляд, совпадение. Дружинин, сторонник теории «искусства для искусства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы» политического эмигранта А. И.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Художник высоко ценил подвижническую деятельность Третьякова, называя ее"колоссальным, беспримерным подвигом", а самую галерею "чудным памятником". Переписка художника и собирателя, продолжавшаяся двадцать пять лет (18731898), свидетельствует о неизменном уважении и заинтересованности в деятельности другдруга. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» 10. Погодина (1872) и других. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Вяземского (1874) и других деятелей культуры. Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234. П. М. Третьяков был очень скромным, сдержанным человеком. Характерен жест рук, выражающий собранность, даже некоторую замкну- I тость характера. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» произведения И. Е.
Не захотел скинуть ни рубля за «Княжну Тараканову» Константин Флавицкий. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Крамской работал над портретом Л. Н.
А в 1887 он заказал Репину живописный портрет композитора «в период сочинения им оперы «Руслан и Людмила», любимой оперы собирателя. Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н. Н. Даля (1871), Ф. М. Они, бесспорно, входят в «большую» историю русского искусства. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Общение с прежними друзьями было только заочным. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Во время сеанса вызывал на разговоры, споры. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Аксенова, автора популярных романсов композитора А. А. «Как так. » Очень просто, я, разумеется, не напишу и никто из моих современников, но лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. В 1850 году, когда не стало отца, старший сын принял дела. Семья отца, перебравшаяся в Первопрестольную в 1774 году из Малоярославца, торговала полотняными изделиями. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Подход Третьякова принципиально отличался от подхода других коллекционеров. Положил глаз на другую, на третью — все оказались проданы тому же коллекционеру. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Летом 1873 г. Крамской с семьей живет на даче в Козловке-Засеке, возле Тулы.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Годом зарождения его галереи принято считать год 1856, когда были приобретены картины «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова. Спор о вере» Третьяков приобрел у наследников Перова за семь тысяч. Нередко задается вопрос, сколько произведений насчитывает портретная галерея Третьякова. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Погодин, а после его смерти – И. С. Но сделать портрет по материалам и воображению было нелегко. «Письмо» обезоруживало прямотой и дерзким вызовом всему художественному сообществу: «Серов еще не писал в это время портретов» — зато их писал он, Константин Коровин.
Позже открыл клинику для тяжелобольных, где работало психиатрическое отделение. Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А. По выражению Павла Михайловича, его галерею составляют портреты «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части» 1. Ряд портретов удался легко и сразу, но целый блок портретов так и не был реализован. Так он не только пополнил коллекцию, но и поддержал семью покойного друга. Таким образом и современники заметили перемены, произошедшие в галерее Третьякова: движение от портретной «соборности» к конкретной личности. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Любопытное, на первый взгляд, совпадение.
Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Верещагину, И. П. После демонтажа она сохраняется в Государственной Третьяковской галерее имеет высокую степень сохранности и находится во внутреннем дворе главного здания Третьяковской галереи (прислонена к стене).
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Репина «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Царь Иван Грозный и сын его Иван» работы В. М. На этот факт уже обращали внимание исследователи25. Чуть позже Третьяков признался, что полностью согласен с Репиным8 в его равнодушии «к благим намерениям» в искусстве, что «в деле живописного искусства» ключевым оказывается сама живопись, а сам Павел Михайлович готов «восхищаться всяким пустяком, художественно написанным иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство. » 9.
В 1870-е годы в собрании Третьякова появляются картины «Христос в пустыне» И. Н. Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г. На написании отдельных портретов Третьяков настаивал годами. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. На написании отдельных портретов Третьяков настаивал годами. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. О том, что у него уже тогда возникла идея создания музея русской живописи, говорит его первое завещание 1860 года, в котором он просит брата и сестер исполнить его просьбу: «Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи».
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Д. И. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Во время работы над картиной Репин серьезно поссорился с моделью. «Историко-хронологический» и «монографический» принцип развески картин в экспозиции 1882 года отвечал заявленному тезису о собирании русского искусства в его развитии. Стройная теория «Коровин — предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. Анненковым.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Его облик запечатлен в ряде живописных и скульптурных произведений (С.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Заказы портретов становятся единичными. Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав.
«Складывая» национальный портрет, он отдает первенствующую роль и предпочтение литераторам, определяющим нравственные ориентиры нации. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. «Историко-хронологический» и «монографический» принцип развески картин в экспозиции 1882 года отвечал заявленному тезису о собирании русского искусства в его развитии.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Если ранее, как отмечает наблюдательный современник, портреты в галерее Третьякова были «скучены и внизу и наверху», то теперь «развешены по мастерам» «в хронологическом порядке», обращая внимание публики на «манеру художника» 6. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Это портреты А. Н. Помимо этого искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере — a la prima. Павел Третьяков родился в 1832 году в старинном купеческом районе Москвы — Замоскворечье. Одним из членов Славянского комитета был М. Н. Чехова». Руки, скрещенные на груди, ярко выделяются на фоне черного сюртука. К числу удачных работ Репина надо отнести картину «М.
Будучи большим ценителем музыки (за один месяц собиратель мог посетить до 20 концертных и оперных представлений), Третьяков с неусыпным вниманием относился к формированию в галерее блока портретов музыкантов и композиторов, чье творчество, по-видимому, он находил самобытным. «Аксаков был художник в душе – наставлял он Крамского, – страстно любил природу, литературу, музыку, театр сохранил до старости любовь ко всему этому любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним и потому мог до старости сохранить ясное, покойное и довольное расположение духа» 14. Ге и другие. Перов, В. Д. Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве.
Тут и пришел на помощь Савицкий. Волнухин «Портрет П. М. Третьякова»). Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Чайковский, А. Г.
Тургенева31, в которых, по свидетельству А. П. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Серова (1870), А. С. Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». Названные модели тяготели к почвенничеству: к кругу писателей-самобытников историков, филологов, музыкантов интересы которых обращены к «своей почве», к народным и национальным началам, к изучению древней русской культуры и фольклора. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Строгих правил или канона не существовало.
Он сидит, осторожно облокотившись на мягкую спинку стула. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие156.
Ярошенко «Всюду жизнь» и другие. Немного позднее он приобрел полотна «Сбор вишен» И. И. Даргомыжского11.
Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам. В самом деле, портреты писателей и поэтов превосходят по количеству все остальные. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Третьяков всякий раз радовался верному выбору. Клодта. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Толстого (1874), П. А. На этот факт уже обращали внимание исследователи25. Скупой на слова, Третьяков оставил несколько точных определений своего «детища».
Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г. Портрет не был исполнен. Третьяков оставляет впечатление несколько замкнутого человека. В их доме бывали художники, писатели, музыканты, в том числе И. С.
Третьяков»109. Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. «. Я задался собрать русскую школу, как она есть в последовательном ее ходе» 5, – так обозначил в 1879 году П. М. Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях.
Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. В перечислительном ряду выдающихся портретов абсолютно справедливо упоминание имени Ф. М. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Собиратель болезненно переживал, когда желанная картина уходила в чужие руки. Но незаконченное полотно «Никита Пустосвят.
Горбунова – писателя, близкого кругу «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и А. Н. Тяжелые багеты висят над его сутулой спиной, примостившейся к мягкойспинке стула. Крамскому (последние два – отказались). Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37. Васнецов, В. Г. Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства.
Возникший у Третьякова интерес к созданию портретной галереи обычно объясняют рядом культурно-исторических причин: общим ростом историчности мышления и одновременным ростом самосознания личности. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Когда И. Н. Примером поведения для современников стал новый «мыслящий человек», который ставит разум и пользу выше устаревших авторитетов.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Его высоко ценили Достоевский и Тургенев, Островский и Мусоргский. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Черная одежда Третьякова также контрастирует с позолотой рам, обрамляющих картины. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Красивое, правильное русское лицо обрамлено бородой, как носили в 80-х годах. П. М.
Третьяков купил работы за 92 тысячи рублей. В самом деле, многие из них участвовали в военных походах, служили в канцеляриях, принадлежали к именитым русским фамилиям. И даже в позе Третьякова есть отголоски особенности этой личности. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. А. В. Гончарова (1869), А. Н. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Им былиприобретены пятьдесят две живописные работы маслом и восемь рисунков.
Даля (1871), Ф. М. Третьяков дальнейший вектор развития галереи. Напротив, оно развивалось неровно, задуманное Третьяковым растягивалось во времени, шло, так сказать, «скачками». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. «Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись» 7, – сделал важное заявление Третьяков. Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В письмах он оценивает, критикует, требует и ищет новое. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Писарев сделал попытку «свергнуть с пьедестала» Пушкина и добился успеха в решительной борьбе против эстетики, что привело к восстанию против навязанных авторитетов и к попытке заставить публику пересмотреть традиционные ценности.
Тургенев, П. И. Левитана, А. М. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Третьяков высоко ценил талант И. Н. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Едва ли случаен заказ портрета И. Ф. Знаменитая «Тройка» Василия Перова была продана всего за 50 рублей серебром.
Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович. Васнецова, И. С. Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г.
По выражению Павла Михайловича, его галерею составляют портреты «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части» 1. Америка—Франция—Россия. Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было.
Глинки12. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников. Однажды на выставку передвижников пришел Александр III.
«Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» 13. Об этом достаточно сказано в литературе. Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу».
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Прежде всего это был выбор самого собирателя, отразивший его уровень понимания актуальности того или иного деятеля в создаваемом им пантеоне лучших людей России. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Тонкие, длинные пальцы характеризуют коллекционера как аристократа с утонченной натурой. Собиратель хотел видеть портрет в натуральную величину изображающий «Горбунова на сцене рассказывающим» 28. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. «Портрет А. П. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Браз. Лишь в 1873 году И. Н. собрание мое, картин русской школы и портретов (выделено автором – Т. Ю. )» 2. «Портрета В. М.
Глаза ясные и добрые. Перову, И. Е. Алябьева или А. Л. Хорошо известна история с несколькими заказами портрета И. С. Толстого в 1873 году, писатель уже издал «Войну и мир» и приступил к созданию «Анны Карениной».
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Третьяков вкладывал деньги не только в предприятия, сулившие материальную выгоду.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи. Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Рубинштейн, И. Е.
Модели оправдывались, выдвигая самые разные причины – отсутствие «хорошего расположения духа или по крайней мере спокойствия», «непритворную» скромность и «убеждение, что деятельность моя /И. А. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Чуть позже Третьяков признался, что полностью согласен с Репиным8 в его равнодушии «к благим намерениям» в искусстве, что «в деле живописного искусства» ключевым оказывается сама живопись, а сам Павел Михайлович готов «восхищаться всяким пустяком, художественно написанным иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство. » 9. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Павел Михайлович задумчив, спокоен, он глубоко ушел в себя. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Были годы чрезвычайно «урожайные». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Залы сообщались с жилыми помещениями. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Эти приобретения положили начало галерее.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Павел Михайлович женился поздно, в 1865 г., но был очень счастлив в семье. Переписка коллекционера картин и художника, которая продолжалась двадцать пять лет, что доказывает их взаимную привязанность и заинтересованность друг в друге. Поддерживал людей искусства и Савва Мамонтов.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А. Таким образом и современники заметили перемены, произошедшие в галерее Третьякова: движение от портретной «соборности» к конкретной личности. Писемского (1869), М. П. На его двоюродной сестре Вере Мамонтовой Павел Третьяков женился в 1865 году. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Катков22, портрет которого безуспешно пытался заказать П. М. Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Возглавляемые Н. Г.
Во всех материалах о Третьяковской галерее датой ее основания называется 1856 год – именно тогда П. М. Третьяков приобрел две первые картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Ради этого они нередко уступали в цене, хотя и ворчали, что «Павел Михалыч прижимист». Он и изображен сосредоточенным, глубоко задумавшимся, ушедшим в себя. Торговля расширялась и процветала.
Отец Михаил Третьяков был человек строгих патриархальных взглядов. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Третьяков заказывает для своей портретной галереи целый ряд портретов, по определению Г. Ю. Якоби, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А. К.
Илья Репин. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». Третьяков был терпелив.
Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. 101 x 77. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Тютчева (1873), А. К. Репин выбрал суховатую, строгую манеру живописи. Случались промедления: вторгались жизненные обстоятельства, мешала краткость светового дня в зимнем Петербурге и нехватка ясных дней, препятствовала занятость тех или иных людей (их отъезд из России) и даже душевное состояние и личные качества портретируемого. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Погодин, наряду с ним Ф. И.
Купец Василий Кокорев в 1862 году открыл первую в Москве публичную картинную галерею. Крамского «Неутешное горе», Н. А. Серова исполненного И. П. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Шишкина, «Грачи прилетели» А. К. Фон – стены любимой им галереи картин.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Павел Михайлович Третьяков писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья. » Через много лет, вспоминая об этих днях, старшая из дочерей Вера Павловна напишет в своих воспоминаниях: «Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. Островского, актера Малого театра в Москве, затем Александринского в Петербурге. И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила» (1887). В 1860-е годы были приобретены работы Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант» в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.
Крамскому (последние два – отказались). Дочерям он дал прекрасное домашнее образование. «Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» 13. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Его нельзя поставить в ряд с портретами Пирогова, Рубинштейна, Дельвига. Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г. В 1874 году Василий Верещагин выставил на продажу свою «Туркестанскую серию». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Дом Третьякова в Замоскворечье, «в Толмачах», купленный в 1851 году, где было положено начало галерее, постепенно разрастался и перестраивался вместе с ростом коллекции и уже с 70-х годов широко посещался публикой.
Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Находясь в восторге от только что прослушанной новой оперы «Вражья сила» композитора А. Н. Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » 4.
На вернисаже они висели с табличками «собственность Третьякова». Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». «Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись» 7, – сделал важное заявление Третьяков. Предполагалось, что серию приобретет государь, но тот отказался из-за колоссальной цены. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Оригинальна и выразительна превосходнонаписанная, очень индивидуальная рука с тонкими, длинными, несколько изогнутымипальцами, лежащими на драповой ткани купеческого сюртука. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Третьяков не был первым устроителем портретной галереи выдающихся русских деятелей. Фон — любимая им галерея, дело всей егожизни.
Процесс рисования будет разбит на простые задания. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Третьякова. Но не это главное. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Думается, сама модель вызывала эту несколько суховатую строгую манеру.
Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Рисованию можно научить так же, как математике, музыке или грамоте.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Репин изобразил егоушедшим в себя, поглощенным думой. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. За месяц до этого не стало Сергея Третьякова.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» 24.
Художник решил создать большой парадный портрет на фоне пейзажа и начал его писать в сентябре 1875 года на даче Третьяковых в Кунцево. Крамского, «Сосновый бор» И. И. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина» 16. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Салтыкова-Щедрина. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Остроухова. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Островского (1871), В. И. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Майкова (1871), А. Ф. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. У Третьякова было несколько графических портретов М. И. Скупой на слова, Третьяков оставил несколько точных определений своего «детища». Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. Сходство черт лица и выражение поразительны. Серов еще не писал в это время портретов.
Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. Серова исполненного И. П. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Красивое, правильное русское лицо обрамлено бородой, как носили в 80-х годах. Пушкину в Москве (открыт в 1880 году).
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» 24. Э. И вот уже перед нами не царь, а отец. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. Выдающийся деятель отечественной культуры Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) посвятил свою жизнь одной идее, одной цели — собиранию произведений русской школы живописи, с тем чтобы, по собственным его словам, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в. полезных учреждениях». Высоко ценил Павел Михайлович творчество В. Г. Рассмотрим ближний круг.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». В семье все любили друг друга.
Она ушла из жизни в 1931 году55. В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному. Портрет Третьякова был написан художником в 1883 году. Портрет не выделяется темпераментностью кисти и живостью колорита. Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Аксаков.
Третьяков дальнейший вектор развития галереи. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Начатые работы порой могли и не иметь продолжения. Но бывали случаи, когда приходилось заказывать и приобретать сразу несколько живописных портретов одного лица. Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве.
Гуну, И. Н. Все портреты схожи по размеру, у них общий композиционный принцип: «соборяне» изображены по пояс, на нейтральных фонах, на портретах присутствуют пояснительные надписи. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. 16 декабря 1998 года, в день 100-летия со дня смерти П. М.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Он его представил в халате, с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, с наклоненною немного головой, что-то глубоко обдумывающим. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Он требовал большего. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Саврасова, «Больной музыкант» М. П. Анненковым.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Черная одежда Третьякова также контрастирует с позолотой рам, обрамляющих картины. В стенах музея регулярно проходят музыкальные вечера, научные конференции. Сихры и С. Н. В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, он писал: «Для меня истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее. Одним из первых был заказан живописный портрет А. С. Третьяков заказывает для своей портретной галереи целый ряд портретов, по определению Г. Ю. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников. Третьяков пытался действовать через Фета, рассчитывая на его дружбу с Толстым, но получил отказ: «Насчет портрета я прямо говорил и говорю: нет Есть какое-то чувство, сильнее рассуждения, которое мне говорит, что это не годится». Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова 1844–1899) была человеком неординарным.
Желая иметь «достойный» портрет писателя, Третьяков пытался заказывать его многим живописцам: В. П. Вот таким образом, можно предположить, что художник, когда писал портрет, ориентировался не только на внешнее сходство, но и на значимость некоторых выдающихся черт характера коллекционера. Соколова, «Разносчик» В. И. Портрет не был исполнен.
1898). Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Руководил строительными работами муж одной из сестер Третьякова, архитектор А. С.
Пушкина обличали также и с позиций православия, утверждая, что он находился под влиянием ложных атеистических, эгоистических и безнравственных европейских ценностей, тем самым продолжая служить делу, начатому Петром I. К 1872 году «литературные страсти» улеглись и была объявлена всероссийская подписка на первый памятник А. С. Павел Михайлович много работал: большую часть времени отнимали торгово-промышленные дела — управление Костромской льнопрядильной фабрикой, магазины и другие, а все оставшееся время посвящалось галерее (посещение выставок, художников, строительные работы в галерее, развеска, составление каталога и т. п. ).