Репина Картины
Оценивать картины Репина не буду, так как я не специалист. К слову сказать, многие ошибочно считают, что Репин написал картину «Приплыли». Сюжет картины Репину навеяла музыка Николая Римского-Корсакова.
В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. Более точный способ определить, сколько стоят картины Репина, заключается в экспертной оценке конкретного полотна. Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки.
Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы. Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал. Репину, как и многим его современникам, далеко не сразу удавалось продать свои картины и не все по хорошей цене. Картины Репина – настоящие шедевры русского изобразительного искусства.
Здесь же мы просто покажем вам избранные картины Репина с названиями и описанием. В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. Перед началом стоит сказать, что картины Репина обладали какой-то роковой силой.
Илья Ефимович Репин оставил нам великое наследие – неисчисляемое количество картин, поскольку каждому шедевру предшествовали сотни этюдов. Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист. За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство.
Многие картины Репина известны нам со школы. Эту картину Репин написал в Париже, где он страстно тосковал по Родине, ему казалось, что в картине Садко он выражает эту тоску. О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства.
Картины Репина отличаются удивительным сочетанием реальности и вымысла. Эта картина Репина вторая по популярности после «Не ждали», где возвращается домой революционер. Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим. Немецкий искусствовед Норберт Вольф провел параллель между картиной Репина и процессией проклятых из «Божественной комедии» Данте.
Едва ли можно найти картину Репина более знаменитую, чем эта. Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо. Сначала покажем наиболее знаменитые картины Репина. Картины Репина о бурлаках самые популярные, хотя эту тему затрагивали многие художники.
Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. Если рассматривать картину с современных позиций, то возможно совершенно другое восприятие картины, так как итоги революции далеко не так радужны, как представлялось в свое время Репину и его единомышленникам. Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века. Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ. Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей.
Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии. Но возникает вопрос, сколько стоят картины Репина сегодня. Картина Репина – Не ждали.
Илья Ефимович Репин – биография и картины
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Он оказал значительное влияние не только на живопись, но и всю русскую культуру. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
7 знаменитых картин Ильи Репина
Казалось, она спит. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Оценка, продажа и реализация картин Репина
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Первый факт.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна
Публике картина понравилась. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Он владел большим количеством техник и раскрыл себя в самых разных жанрах. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Он идет прямо к матери. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Полотно было негативно принято императором Александром III, на него даже был наложен запрет, который тем не менее стараниями других деятелей культуры был снят. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. За окном летний день.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. М. Бунакову. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Страшная тайна картин Ильи Репина
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Убийство свершилось.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Илья Репин: самые популярные картины (топ 12)
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Так ли это – судить зрителям.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). В живописи его таланты проявились также широко. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Илья Репин – картины с названиями и описанием по алфавиту
Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Общение с прежними друзьями было только заочным. Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Краткая информация о художнике и его картинах
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Берег Волги. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
«Отступничество» в картинах Ильи Репина
На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Еще в начале 1870-х годов Илья Ефимович написал работу «Бурлаки на Волге», которая известна сегодня на весь мир и принесла ему первую славу. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Цены, рекорды продаж картин Репина
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Репин дважды подавал прошения об отставке. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Экспертная оценка и скупка картин Репина
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Описание картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге»
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Этюд получился превосходный. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Вот таким образом так ярко предстают перед нами «бурлаки на Волге», лицезрение которых произвело на молодого Репина неизгладимое впечатление. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Описание картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Л. Н. Толстого». Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена.
Пятый факт. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Описание картины Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Надежда, которая была младше Веры на два года, окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, затем работала в земских больницах. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Описание картины Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии»
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Описание картины Ильи Репина «Не ждали»
В его взгляде осуждение и тревога. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Стасов присылает ему все, что он просит. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас. Все заняты. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Америка—Франция—Россия. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Описание картины Ильи Репина «Садко»
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
Комната небогатой интеллигентной семьи. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве.
- Персоны и личности (интересное о известных)
- Илья Репин: биография и факты из жизни
- Картины Ильи Репина – мастерство художественного маэстро
- Картины Репина с названиями история создания, сюжет
Центральная группа словно недовольна своей ролью. Репин считал сам эту картину красивой. Вегетарианцем стал и сам Репин. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Она была закончена только в 1891 году. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
- Загадочный Репин — 10 интересных фактов
- РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Репин Илья Ефимович (1844-1930), часть 1
- Топограф иконописец, студент Академии художеств
- Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Путешествие по России: Самарская область
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Если известный русский художник И. И. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
- «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
- «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
- «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
- «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
Работал весь день, не замечая времени. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека – ссыльного, о котором помнили, но которого не ждали в семье. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Он, к примеру, взялся подготовить к поступлению никому не известного тогда паренька по имени Валентин Серов, рассмотрев его талант. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев – Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III.
- Особенности художественного стиля Репина
- Биография художника Ильи Репина
- Краткая характеристика творчества
- Путеводитель по Перми и Пермскому краю
- Картины Репина (фото) с названиями
- «Иван Грозный и сын» и их натурщики
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Не доносчик ли. Репин одинаково сильно увлекался живописью и рисованием, переходя от одного метода к другому в зависимости от того, какую сторону натуры хотел подчеркнуть. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Позже он поражал ценителей искусства своими блестящими портретами известных людей (писателя Толстого, композитора Мусоргского, ученого Пирогова, художника Шишкина и пр. ) и сюжетами на историческую тему («Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья»).
В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни.
Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Она ушла из жизни в 1931 году55. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Это работа, которую они делают по привычке из сезона в сезон, – чрезвычайно тяжелая изнурительная, забирающая здоровье, а, порой и жизнь, но позволяющая прокормить семью. Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Репин никуда не делся. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Третьяков»109. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды.
Илье Ефимовичу удалось получить специальное разрешение правительства Финляндии на создание захоронения вне официального кладбища. Они словно противопоставлены друг другу. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Портрет производит яркое и сильное впечатление. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. В его глазах читается печаль, тоска.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. Кроме того, он воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых были В. Серов, И. Грабарь и другие. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Илья Ефимович Репин – самый влиятельный художник России на рубеже XIX – XX веков. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Внимание художника тяготит их. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Возвращается в Россию летом 1876 года. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Репин был очень дружен с Мамонтовым. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Репин встречал их по средам.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
В биографии Репина отмечено, что во время работы над этим сюжетом у него отказала правая рука. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Дальнейшим этапом в жизни художника стало его поступление в иконописную мастерскую к Ивану Бунакову, которого Репин впоследствии вспоминал как очень талантливого живописца. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
О чем эта история. Рассмотрим "ближний круг". А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Каждый персонаж переживает что-то своё. Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Вся центральная часть написана самим Репиным. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Глаза ясные и добрые.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Репина хвалили, Репина осуждали, но никто не остался равнодушным к картине. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.