Рисунок Александра Бенуа К Медному Всаднику

Иллюстрация к поэме Пушкина «Медный всадник» работы Александра Бенуа

А через неделю еще одна неприятная новость: «начальник Экспедиции, вместо заказанного мне «Медного всадника» принял другой»14. Это здания, относящиеся к раннему, крито-микенскому периоду истории Греции. А один из них изображающий преследование Евгения «Всадником», вошел в известное издание 1923 года. Иллюстрации должны служить «украшением в смысле подлинного оживления текста, в смысле его уяснения. ». 151 вот эта идея должна сейчас выявиться и ожить с особенной силой»1.

Книжка для маленьких детей». Надо сказать, что адресован этот ребус был скорее взрослому читателю, чем маленьким детям. Продавалось издание достаточно дорого — по 15 рублей.

Книжная графика 
: Медный всадник

Книжная графика : Медный всадник

Здесь можно упомянуть блоковую книгу, где текст и иллюстрация печатались с одной доски. Известно, что формат журнала «Мир искусства» значительно отличался от задуманного художником для помещения своих иллюстраций. 23 ноября 1905 года, он пишет в своем дневнике: «Компоновал «Медного всадника». А Л. Бакст примерно в то же время вдохновенно писал художнику, что эти иллюстрации – самое значительное в его творчестве: «бешеная влюбленность в Петра творение, здесь, действительно, реки державное течение и скука, холод и гранит.

И далее: «В творчестве Бенуа выражено его глубокое презрение ко всему, что составляет сущность человеческой жизни, а также его пессимизм, неверие в общественный прогресс, порожденные политической реакционностью его взглядов». Бессмыслен взгляд Петра, устремлённый никуда (Н. Галкина), – значит, жертвы напрасны и оправданья нет. Но главное место в этом списке занимает иллюстрирование А. С. Пушкина. Эту особенность также необходимо учитывать книжному иллюстратору. Петербург есть нечто, действительно, драгоценное для всей русской культуры».

Образ Медного Всадника 
в поэзии конца 
века

Образ Медного Всадника в поэзии конца века

Бенуа сделал две иллюстрации к этим строкам (см. В этом ключе возникают художественные публикации Бенуа, в том числе «Живописный Петербург», серия петербургских акварелей гг. Главная цель иллюстрации — «обострять убедительность тех образов, которые были порождаемы чтением, оставаться в тесной гармонии с основным содержанием книги. ». В книгу вошло 37 рисунков Бенуа: фронтиспис, 29 цельнополосных иллюстраций (они сопровождали на развороте каждую страницу текста), 6 чёрно-белых заставок и концовок и сюжетная виньетка на обложке.

1). Рисунки Бенуа «произвели фурор и были признаны всеми знатоками книги как идеальная графическая работа». Ее язык построен на переходах и умалчиваниях». Третьи упрекают художника в отсутствии в книге равновесия между шрифтом, текстом и рисунками, высказываясь в пользу издания в «Мире искусства», а то и в пользу издания иллюстрированного другим художником. «Прошло сто лет » читаем мы в Пушкинском тексте и следующая иллюстрация — это панорама города, восходящая, по наблюдению Н. Лапшиной, к пейзажным работам замечательного живописца Александровской эпохи Ф. Алексеева.

Над этой серией, состоящей из шести больших листов, художник работал весной 1905 года (в Версале) и в ноябре того же года. Все это наделяет книжную графику в XX-м веке особым, двойственным положением. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. Ивана Фёдорова под наблюдением её директора В. И.

Описание и анализ 
иллюстраций к медному 
всаднику в изданиях

Описание и анализ иллюстраций к медному всаднику в изданиях 1903-23 г одов

Первым делом мы отправились в Эрмитаж и Зимний дворец»3. В начале издания, на титульном листе, Медный всадник на своем постаменте, вставший на дыбы и устремленный на нас, как бы приветствует читателя (зрителя), но его приветствие носит скорее тревожный, угрожающий характер. Их следует искать вовсе не в западноевропейской графике, как может показаться, если верить легенде о «прозападной» ориентации мастера, а в русском народном творчестве — в народной игрушке и лубочной картине, в представлениях ярмарочного театра и кукольного театра «Петрушки». Ключевая фраза стихотворения Н. Слепаковой: бессилье – всесилию ровня.

Помимо станковой живописи и графики им принадлежат высокие достижения в искусстве книги Можно даже сказать, что в театральной декорации и книжной графике творчество художников «Мира искусства» составило важнейший этап в истории не только русского, но и мирового искусства». Бенуа наряду с Сомовым, Бакстом, Добужинским был одним из его основоположников. Два наброска), «Фигуры для итальянских комедий» (1901, ГРМ), «Арлекинада» (1906, ГТГ), «Итальянская комедия. Настоящие иллюстрации (3-я редакция иллюстраций "Медного всадника") нарисованы художником летом 1916 года в Крыму.

Большая часть тиража была отпечатана на желтоватой бумаге, остальная — на белой бумаге с водяным знаком изображающим двуглавого орла, с надписью вокруг него: «Печать Ими. Художник, помимо иллюстраций, разработал к будущему изданию обложку, заставки, концовки. Их место в пространстве книги также горячо обсуждалось. В 1920-е гг. Заметим, что пушкинское слово обладает зрительной четкостью, образным богатством поэтического, звукового ряда.

Реферат: Образ Медного 
Всадника в поэзии 
конца века

Реферат: Образ Медного Всадника в поэзии конца века

Пустые улицы подчеркивают одиночество и отчаяние Евгения. Говоря о книге как о едином предмете, следует говорить об ее архитектонике, то есть соответствии различных частей общему устройству, целостному впечатлению. А Петербург 151 близкий и родной город.

Бенуа много работал с книгой. Его дед переехал из Франции в Петербург почти за сто лет до рождения художника. В конце 1890-х годов, вместе с Сергеем Дягилевым они создают объединение «Мир искусства», в которое вошли друзья и соратники Александра Бенуа: Л. Бакст, К. Сомов, М, Добужинский, Е. Лансере и другие. Первоначальный замысел, родившийся в начале века по инициативе Кружка любителей изящных изданий, претерпел кардинальные изменения. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

Описание основной 
иллюстрации к Медному 
Всаднику

Описание основной иллюстрации к Медному Всаднику

Как и всякий памятник Петру в Петербурге, шемякинский Пётр мгновенно мифологизировался. По другой версии, Пушкин мог заимствовать идею об ожившем памятнике из Дон Жуана. 23 декабря 1917 года в издательстве «Парус», организованном в 1915 году А. М. Горьким, А. Н. Тихоновым и И. П. Ладыжниковым, в свет вышел сборник стихов и прозы, который назывался «Елка. Как отмечает Н. Лапшина: « круг интересов «Мира искусства», особенно его крупнейших представителей, был необычайно широк и разнообразен.

Бенуа создал единственную, почти конгениальную Пушкину страницу»19. Печаталась она в Государственной типографии им.

В составе тиража были выпущены именные и нумерованные экземпляры. Этими иллюстрациями художник был занят в Риме и Петербурге, весной и летом 1903 года. Увертюрой, торжественным вступлением в книгу служит рисунок, на котором изображен царь Петр, задумавший основать новую столицу: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно».

Филигрань – «Печать Императорской академии живописи, скульптуры и архитектуры» с двуглавым орлом. Действие откровенно театрализовано, обращено на публику. Среди них 151 А. М. Горький, А. Н. Толстой, А. Н. Бенуа, К. И. Чуковский.

Грабили дворцы, жгли имения помещиков. Он сказал, что набор в один столбец повысит себестоимость книги. В то время Бенуа работал над материалами для «Мира искусства», посвященными Петру I и задумал проиллюстрировать «Медного всадника» А. С. Пушкина. Первая редакция иллюстраций к «Медному всаднику» была создана в 1903 году в Риме и Санкт-Петербурге.

Здесь Бенуа совместил все, что создал к «Всаднику» ранее. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. В этих своеобразных «этюдах-картинах» маленькие фигурки иронически дополняют, оживляют пейзаж, делают яснее и нагляднее его ведущую тему.

«Я не социалист, 151 писал он в газете «Новая жизнь», 151 я далек вообще от какой-либо политической программы. Петербург смело можно отнести к героям произведения. Учился в Москве, первоначально в студиях Ф. Рерберга и И. 3, СПб. : Брокгауз-Ефрон, 1909)15. Это характеризуется и большим форматом иллюстраций на страницах и большей открытостью: художник как будто приглашает нас в картинку, сокращая дистанцию между зрителем и передним планом. В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР.

Именно в ней лежат истоки смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства» и А. Бенуа лично. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Всадник, скачущий за Евгением — не ожившая скульптура, а запечатленный монумент Фальконе. Акварели и гуаши на историческую тему, как всегда у Бенуа, объединены в серию, но посвящены исключительно отечественной истории в них сильнее, нежели прежде, «звучит чувство родины». Реальный пейзаж Версальского парка становится здесь основой, в которую воображение художника «инкрустирует» острые, нервные силуэты: король, придворные, слуги.

«Париж был подлинно пьян Бакстом», — писал позднее Левинсон. Евгении Красного Креста. Нужно все новое». Текст «Медного всадника» впервые был напечатан в окончательной редакции поэта, без цензурных искажений и по старой орфографии (с набора, сделанного ещё в 1917 году, для чего издательству пришлось получить специальное разрешение). «Эхо прошедшего времени» слышится в изображении панорамы Петербурга конца XVIII века. Бенуа выполнил 33 рисунка чёрной тушью, однако они были отвергнуты как «декадентские». Видимо, это и есть характерная «палитра» города, где белые ночи создают ощущение иллюзорности, призрачности окружающего пространства, где болотная почва рождает безумные видения.

Перед зрителем предстает еще недостроенный Михайловский замок, в котором позже будет убит император. «Ночь и туман ближе литографии, чем дневной свет. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. Завязка конфликта в конце первой части поэмы решается Бенуа именно с помощью графической заставки, что подчеркивает фантастический характер противостояния. Иллюстрации к поэме можно рассматривать в контексте общей художественной деятельности Бенуа по «реабилитации» художественного и культурного статуса Петербурга.

Иллюстрации Александра 
Бенуа к поэме Медный 
всадник

Иллюстрации Александра Бенуа к поэме Медный всадник

Издание выполнено на бумаге ручной выделки изготовленной еще до революции. В этом и есть историческое возмездие и потому – Бег постыдный, постыдная ловля. Выполненные карандашом с подцветкой акварелью, гуашью, цветными карандашами или белилами, они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения. Для Бенуа особенно важно живописное и поэтическое равновесие композиции. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8.

Если растреллиевский кесарь являл образ победителя в зените незыблемой славы, а фальконетов – имперского преобразователя, революционного самодержца исполненного вулканической энергией, то третьего мы видим в поражении (Д. Бобышев. Об этом — картины «Фантазия на версальскую тему» и «Прогулка короля». В 1879—1888 годах учился в гимназии К. Мая. Передавая в 1918 году оригиналы в Русский музей, автор сделал почти на каждой из них посвятительные и мемориальные надписи.

Однако, мнения критиков по этому вопросу очень неоднозначны. Бенуа к поэме Пушкина "Медный всадник" В первые десятилетия ХХ века сделаны рисунки Александра Николаевича Бенуа (1870 – 1960) к "Медному всаднику" – лучшее, что создано за всю историю иллюстрирования Пушкина. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой «семейной заразы», что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами.

входил в состав художественного объединения «Маковец». Набор был выполнен еще в 1917 году в старой орфографии особым декоративным шрифтом. Естественно, что он некоторым образом отличается от того, что было на двадцать лет раньше. Сочинения» (т.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

С. Пушкин. Особенно излюбленной стала тема царских шествий. Более поздняя серия иллюстраций хорошо работает на этот принцип.

Эти иллюстрации прошли долгий многоэтапный путь, прежде чем вышли в полноценном издании. В иллюстрации «На берегу пустынных волн» Петр смотрит вдаль исполненный «великих дум», следующим кадром мы видим как бы образ его мыслей, возникший город Император, обращенный взглядом в сторону Биржи, а затем ростральная колонна, с обрушивающимися на нее громадами волн Евгений, сидящий верхом на льве, размышляет о Параше и в следующей иллюстрации мы видим затопляемый волнами дом на острове. Февральская революция отвечала его надеждам и чаяниям. Вот таким образом именно «современность» иллюстраций Бенуа бросалась в глаза ценителям искусства в начале ХХ века, она представлялась им не менее существенной, чем свойственное художнику чувство стиля, понимание пушкинской эпохи и умение искусно театрализовать действие, разработав ряд «мастерски срежиссированных мизансцен».

Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957) нарисовал для «Елки» ребус. Стилистические особенности литографии служили раскрытию романтического облика поэмы. В 1917-м книгу набрали в типографии Р. Р. В рисунках А. Н. Бенуа образы «Петербургской повести» А. С. Пушкина как бы окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия.

А осенью 1903-го в Петербурге случилось наводнение, не достигнувшее, правда, тех масштабов разрушения, которые случились при наводнении 1824-го года, но живо напомнившее многим это событие, красочно описанное А. С. Пушкиным все в том же «Всаднике». Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. Скончался 9 февраля 1960 года в Париже.

Рисунок акварелью 
собирателя открыток

Рисунок акварелью собирателя открыток

За Акрополем — освещённая молниями долина, поросшая серебристыми оливами. Мы видим то приниженно-робких, то надменных и чопорных придворных. Дед его и отец были архитекторами, прадед – композитором и дирижером. На Невском проспекте, на Васильевском острове выросли многоэтажные доходные дома. Текст "Медного всадника" дан в окончательной редакции по рукописи Пушкина (тетрадь Румянцевского музея). Это не пушкинский бедный, безумный Евгений с измученной душой, а неприкаянный, не верящий ни в Бога, ни в чёрта (хочется добавить – ни в Вождя) человек с иронией во взгляде и опустошённостью в душе.

В разных местах мы наблюдаем приемы кадрирования. Его мать, Надежда Константиновна (урождённая Лобанова) была хорошим музыкантом, широко образованным человеком.

Также иллюстративный материал богат пластическими связями, повторами. В. Ф. Ходасевич демонстрировал мастерство кубистического толка. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. «Понимая и чувствуя, как редко кто из стилистов, всю магию орнамента и чары красочных сочетаний, он создал свой особый, бакстовский стиль. История создания поэмы В основе поэмы лежит реальная история наводнения, произошедшего в ноябре 1824 года в Петербурге.

Страница такая некрасива, книга вульгарна». А в 1934 году в своих «Воспоминаниях» признается в отсутствии у него всякого патриотизма и пишет: «. Революционные события 1917 года на первых порах Бенуа встретил восторженно. Александр Николаевич Бенуа родился в Петербурге в 1870 году. Подобным образом рассуждает в своей работе Виппер: «. Обратимся к авторскому комментарию: «Получаемые из типографии оттиски, воспроизводящие мои рисунки (сделанные в стиле политипажей 30-х годов), я тотчас же раскрашивал в «нейтральные» тона, которые должны были затем припечатываться литографским способом».

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

Особенностью иллюстраций является сосуществование разных графических стилей — цветные литографии перемежаются графическими заставками, акцентирующими финальные эпизоды каждой из частей. Это, пожалуй, самое лучшее, что создано Бенуа в области искусства книги. Этот пряный сказочный Восток пленял необычайным размахом фантазии. В плывущем по реке челне, возникающем из предыдущей строфы, мы видим гребца и двух седоков — мужчину и женщину. Следуя за графическим повествованием, мы обнаружили ряд особенностей — кинематографические приемы кадрирования, пластические повторы использование контрастов и противопоставлений, отражающих динамику, ритм поэмы, напряженность переживаний, драматичность событий.

Люди почти полностью растворились в окружающем пейзаже, стихии гранита и воды. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Фантазия на тему итальянской комедии (1906, ГРМ), «Итальянская комедия» (1901, ГРМ. живописи, скульптуры и архитектуры».

С докладом выступил Александр Бенуа. Но от «Медного всадника» он отказаться не хочет и не может. Книжные иллюстрации к поэме выполнены в технике литографии. Сцены приближения Евгения к монументу, погони имеют кинематографический характер. Медный всадник» (СПб. : Общество грамотности, 1912) «А. Издание открывается фронтисписом изображающим сцену погони.

В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Особое место занимают исполненные Сомовым графические портреты творческой интеллигенции. Т. е. Эскизы декораций, костюмов и бутафории: «Эскиз декораций к первой, второй, третьей картинам балета «Петрушка» (все – ГРМ), эскизы бутафории: «Лошадь», «Самовар», «Качели», «Карусель» (все – ГРМ), а также эскизы костюмов (ГРМ, ГЦТМ) рождают контрасты цвета, эмоций, образов.

Общееколичествопросмотровстраницы

Общееколичествопросмотровстраницы

Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. Начало XX века наполнено предчувствиями потрясений. Акад.

Эфрос писал: «О Пушкине языком рисунка, языком графики так не говорили. Но существовали и другие мнения. Приложение I, рис. В 1894 году впервые участвовал в выставкеОбщества русских акварелистов.

В 1918 году Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа издал её новый каталог. Приложение I, рис. Даже тучи, только намеченные линией, кажутся тяжелыми (см. Это приводит его к мысли попробовать свои силы в области искусства «высокой моды» В 1912 году он создает «Фантазию на тему современного костюма» для Пакен, получившую большой резонанс в мире Парижской моды. Серия состояла из шести иллюстраций, включавших и знаменитый фронтиспис.

Медный сидень). Выпуск в свет «Елки» был, по словам К. И. Чуковского, продиктован стремлением противостоять «базарной дряни», господствовавшей на книжном рынке. Бенуа формировал художественно-оформительскую политику издательства. Изображённая женская статуя — тип архаической коры, которая улыбается загадочной архаической улыбкой и держит в рукахсинюю птичку (или голубя — символа Афродиты). И надо быть с теми, кто этому главному безобразию хочет положить предел». С другой стороны, стремление к объединению различных творческих функций во имя эстетической целостности произведения надо отметить как тенденцию, вообще характерную для Бенуа (с особой силой она проявится позднее в его театральных работах).

Все фотографииМедный 
Всадник (Бенуа)16

Все фотографииМедный Всадник (Бенуа)16

Именно за счет этой двойственности и определялось развитие книжной графики того времени. Наблюдая монумент с разных ракурсов, мы как бы ощущаем его вещественность. Однако в основе такого подхода лежало стремление Бенуа к соответствию «щедрому многоразличью стилевых потоков пушкинского петербургского эпоса».

Куда больше его занимает эстетика, настроение и атмосфера, поэзия эпохи. Нельзя же быть заодно с этим, этому потворствовать. В полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г. ), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г. ), «Жар-птица» Стравинского (1910 г. ), «Карнавалу» (1910 г. ), «Нарцисс» Черепнина (1910 г. ), «Видение розы» К. М. Вебера (1911 г. ), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г. ), «Синий бог» Р. Гана (1912 г. ), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г. ), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г. ), «Игры» (1913 г. ), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г. ), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г. ), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 г. ). Известный искусствовед Алексей Алексеевич Сидоров впоследствии критиковал эту работу А. Н. Бенуа за «скупость».

Тираж отпечатан в типографии имени Ивана Федорова (бывшей типографии поставщиков Двора Его Императорского Величества Р. Голике и А. Вильборг – одной из лучших российских типографий) под наблюдением авторитетнейшего печатника первой четверти ХХ века В. И. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8. А затем Бенуа приходит в Литературно-издательский отдел Нарком-проса, решившего издавать «Народную библиотеку».

Далее следуют дамы и кавалеры в пышных нарядах и пудреных париках. Мирискусники говорили об эстетическом начале в искусстве и главное, по их мнению, в искусстве – это красота, выраженная через личность каждого отдельного художника. «До сих пор на Петербург принято смотреть как на что-то вялое и бледное, лишенное собственной жизни. в моей крови сразу несколько (столь между собой завраждовавших) родин — и Франция и Неметчина и Италия. Пушкинисты сочли, что Бенуа «давит» Пушкина и, таким образом, не выполняет назначения иллюстрирования Поэта.

председателя Кружка В. А. Однотомник Н. А. Некрасова издававшийся в то время, будет стоить 18 ру-блей вместо трех. А. Осповат пишет: «Пустота спусковых полос и полей, которая возникла из-за разности в ширине текста и иллюстраций читается как рыцарский жест графики в сторону поэзии».

Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи»17. Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться. «Материальные» особенности издания, такие, как качество бумаги, печати, позволяли говорить о книге как об «одном из крупнейших полиграфических достижений революционного времени», однако разобщение графических стилей, картинный, «некнижный» характер иллюстраций, подавляющих тонкие столбцы текста, обусловили критические замечания в адрес издания. Петр же — гений этого города и фальконетовский монумент является его олицетворением. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Наверное, помимо чисто ремесленных особенностей именно реально-фантастический, романтический характер «Петербургской повести», самого города, которым был так увлечен Бенуа, обусловил выбор художника в пользу литографии.

По теме: методические 
разработки, презентации 
и конспекты

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В 1905 году художник, находясь в Версале, заново переработал шесть своих прежних иллюстраций и выполнил фронтиспис к «Медному всаднику» — для издания, выпущенного в 1912 году Санкт-Петербургским обществом грамотности, а затем и в 1916 году — для Общины св. А рисунки Юрия Павловича Анненкова (1889-1974) к сказке Максима Горького «Самовар» могли даже испугать юного читателя. Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907) издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901), нарисовал обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. На страницах «Елки» 151 блестящая россыпь имен не только писателей (А. М. Горький, А. Н. Толстой, В. Я. Брюсов), но и художников (И. Е. Репин, Ю. П. Анненков, В. Д. Замирайло, М. В. Добужинский).

Технические особенности литографской техники — мягкий штрих, плавные переходы, глубина контрастов. Иллюстрации, если они хороши, будут хороши и вне текста (Дюрер, Бердслей, Гольбейн) высшая опасность там, где неизвестно — что к чему: иллюстрация к тексту или текст к иллюстрации но идеальная книга не нуждается ни в каких украшениях или ухищрениях типографского искусства»1. В конце книги была помещена «Справка об иллюстрациях к Медному всаднику», где кратко излагалась история создания этой графической серии. Как в «Игрушках», так и в «Азбуке» сюжетно-образная система иллюстраций лишена назидательности: основу ее надо искать в области лирического, в воспоминаниях художника о собственном детстве, о детских играх, радостях, праздниках. И все же сейчас я пошел к социалистам.

Мстислав Добужинский так писал об этом периоде: «Проникновение искусства в жизнь через рампу, отражение театра в повседневной жизни, влияние его на область моды — сказалось в том глубоком впечатлении, которое сопутствовало блестящим триумфам «Русских сезонов» Дягилева в Париже. Но императора остановили, сообщив о сне одного майора. Если следовать меткому замечанию Виппера о том, что для оценки работы художника-иллюстратора «всегда в конечном счете решает критерий — уловлен ли дух произведения», то работа Бенуа представляется вершиной мастерства книжной иллюстрации.

Гром-камень для 
Медного Всадника

Гром-камень для Медного Всадника

А. Бенуа иллюстрирует его много и охотно. Тот же мотив повторяется несколько раз. Актеры здесь живут, полностью погруженные в свою игру. «Кумир на бронзовом коне» возвышается над Невой «в неколебимой вышине».

С точки зрения этого Третьего, Евгений и Монумент объединены, они – одно. Другие провозгласили новые иллюстрации Бенуа как «самую высокую среди попыток иллюстрировать Пушкина»18.

«Охватить предмет как можно шире иизучить как можно глубже»

Так, мы можем говорить об обоснованности различных недоговоренностей, либо привнесении новшеств со стороны художника. Евгении. Тираж 1000 экз. Это сообщает Петру характер возвышенного, недосягаемого величия. Вершиной творчества в этот период стал портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900) изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Исполненные тушью и акварелью, рисунки имитировали цветные гравюры на дереве. В довоенный период активно работал в области книжной иллюстрации, особенно к произведениям Л. Н. Толстого лучшей из этих работ Большая энциклопедия «Терра» называет литографии к повести «Холстомер» (1934 год, для издательства «Academia»).

Печатались они на плохой бумаге, воспроизводить на которой полутоновые иллюстрации было нельзя. Любовная записка» (1905, ГТГ), «Итальянская комедия» (1919, НХМ), «Итальянская комедия» (1905, ИХМ), «Арлекинада» (ГМИИ) и др. Работу над «Всадником» Бенуа возобновил только спустя десятилетие по заказу Комиссии художественных изданий при общине св. Вот таким образом изображения несколько «потерялись» на просторных журнальных страницах. Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский одернул художника.

Александр Бенуа 
вкомиссии Горького

Александр Бенуа вкомиссии Горького

Россия стояла накануне великих перемен. Бенуа сам подчеркивает свою увлеченность именно этой характерной чертой: « именно эта поэма меня пленила, трогала и волновала своей смесью реального с фантастическим. ». В последние годы работал над мемуарами. Критики справедливо отмечают непосредственность в ранних иллюстрациях.

Это Петербург, являясь в то же время и воплощением власти или ее продуктом, угнетает «маленького человека» Евгения. Ещё в гимназии Сомов познакомился с А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым, с которыми позже участвовал в создании общества «Мир искусства». Художник пишет: «.

Костюмы по эскизам Бакста, относящие публику к краскам и формам ориентализма и «Большого стиля» Людовика, настолько поражали, что стали выходить за рамки театра и балета. В ней он писал: «Украшенная» книга — вовсе не лучше от того цель иллюстраций — вовсе не украшать книгу, пояснять рассказ или вести собственный параллельно. Изучая исследуя творчество А. Бенуа, следует рассматривать его художественную деятельность в контексте объединения «Мир искусства», явившегося одним из самых значительных культурных феноменов начала XX столетия.

Конкретность быта здесь соседствует с отвлеченностью символа, правда с фантастикой, народный праздник с метаниями одинокой души, наивный лубок – с мирискуснической изысканностью. Ворт и Пакэн — законодатели парижских мод — стали пропагандировать Бакста» (М. Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967), с именем которого связан расцвет советской детской книги 1920-х годов, в сугубо реалистической манере изобразил улыбающегося трубочиста из стихотворения Саши Черного (Александр Михайлович Гликберг, 1980-1932).

При анализе многочисленных произведений А. Бенуа: «Арлекинада. Особое развитие получает тема ряженых – в ней открывается жажда многообразия, тяга к разноплановости человеческих проявлений. Но и в этом жанре Бенуа чувствует себя мастером.

Эстетические взгляды 
«Мира искусства»

Эстетические взгляды «Мира искусства»

Бенуа активно участвует в дискуссиях о книжном деле, которые в ту пору часто проводил литературно-издательский отдел, пытавшийся отыскать новое лицо «книги для пролетариата». Они имели две основные публикации: в журнале «Мир искусства» в 1903 году и в отдельной книге только в 1923 г. Иллюстрации получили высокую оценку критиков и знатоков книги, так и не сошедшихся во мнении, которому из изданий отдать пальму первенства. Задуман он был для того, чтобы изобразить «сто рож» 151 сто карикатурных портретов известных в ту пору писателей и художников. Таким образом, целостность восприятия «текст-картинка» была нарушена.

Они получились схожи по сюжету, но их стилистика и характер – различаются. Для несохранившейся кисти руки позировала жена Бакста.

  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  • «К простейшим ивернейшим изображениям действительности»

Дягилев писал по этому поводу в одном из номеров «Мира искусства»: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». В иных случаях кукольные персонажи композиций Бенуа вырастают, оборачиваются к зрителю и, подавляя собою пейзаж, начинают играть в картине доминирующую роль («Король»). Такой техникой была ксилография. Еще один аспект пушкинской поэмы представлялся Бенуа существенно важным в восприятии взаимоотношений героя (Евгения) и города, творения Петра. В их лицах, позах и жестах художник раскрывает разные характеры и типы. Обозначим дополнительно ряд художественных особенностей иллюстраций. Вообще своего рода «культ Пушкина» был свойственен многим мирискусникам.

СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ 
часть третья

Он достиг замечательной достоверности в передаче духа Александровской, пушкинской эпохи, глубины психологического противостояния, трагичности противоречия между величием дела Петра и печальной судьбой «маленького человека». 35x27 см. Он принадлежал к обрусевшему французскому роду.

Правда, в 4-м томе второго издания «Большой советской энциклопедии», вышедшем в 1950 году, статья о А. Н. Бенуа есть, но характеризуется он так: «идеолог декадент-ского художественного объединения "Мир искусства", типичный представитель реакционных и антинародных течений упадочного буржуазного искусства». Щёголев. Добужинский). Бенуа14. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. Приложение I, рис.

Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи». Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока«Театр» и др. Дягилев и напечатал их вместе с поэмой в журнале «Мир искусства. Участвовал в балетной антрепризе С. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. В основу иллюстративного материала художественного издания поэмы «Медный всадник» 1923 года положена третья редакция рисунков Бенуа, выполненная им в 1916 году. Среди его работ – знаменитая «Азбука в картинках» и неосуществленное издание «Последнего из Могикан» Фенимора Купера. У Александра Бенуа – это «Версальские пейзажи» на тему эпохи Людовика XIV, но его интересует не собственно историческая картина, хотя, как художник по костюмам и историк искусства, он уделяет историческим деталям большое внимание.

Иллюстрации А. Н. Все люди смертны. Здесь мы наблюдаем отход от образного строя поэмы. В год выхода книги исполнилось 20 лет с начала работы над этим циклом. Но он видит прямую связь между содержанием текста и иллюстрацией, призывает художников быть даже в большей степени «читателями», чем рисовальщиками. Новые – упрекают в излишней «постановочности», появившейся у художника, согласно их мнению, после бурной театральной деятельности. Вторая редакция иллюстраций была выполнена Бенуа в 1905 году.

Современники видели в художнике живое воплощение духа артистизма. «Перед русским искусством в обновленной, в спасенной от окончательной (моральной) гибели России, 151 писал он, 151 открываются безграничные новые задачи. Бурная политическая обстановка: репрессии, Красный террор, несомненно, многие факторы повлияли на сознательное или бессознательное переосмысление Александром Бенуа своих произведений. Эта серия так и не была напечатана. Это он придумывает салют, ослепивший публику «Оперы Гарнье» по случаю премьеры балета «Шахерезада».

Она находится ближе к зрителю. В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей. До чего ты довел мою Россию. В рисунках Бенуа образы «петербургской повести» Пушкина окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия, что делает «Медного всадника» КПХИ исторически значительным изданием. Он продолжает разрабатывать излюбленную пушкинскую тему. Даже беглый просмотр костюмных эскизов: «Уличная танцовщица», «Цыганка», «Ряженый-маска», «Кормилица», «Кучер», «Купчиха», «Шарманщик», «Лавочник», «Торговец», «Фокусник» и др.

Слишком похоже на прежний»13. Вскоре права были перекуплены издательством "М. О. Вольф". Издание получилось превосходным. В этом мы обнаруживаем общность замысла Пушкина и Бенуа — создать гимн творению Петра. Здесь как нигде чувствуется страх героя, уже потерявшего рассудок, перед «Всадником»: прислонившись к стене и широко расставив ноги, чтобы сохранить равновесие, он прижимает к груди правую руку, стараясь унять сердцебиение, прислушиваясь к неизбежно приближающимся медным ударам копыт о неровную после потопа мостовую. А работы 1905 года повторил почти без изменений. 1).

В СССР имя художника полузапретно. Об этом же и упоминаемое выше стихотворение В. Сосноры: теперь герой – страшный строитель (вместо пушкинского строитель чудотворный) палач и жертва меняются местами, оказываются равны. «Венец петербургской иллюстрации», «самая примечательная книга Комитета» изданий это было задумано ещё Кружком любителей русских изящных изданий: в 1903 году по заказу. Кроме того, разработал макет издания, после чего отдал рисунки в типографию. (В какой-то мере можно, наверно, говорить и о литературной традиции превращения страдающего героя в пародийный памятник своему гонителю: бедный Евгений верхом на льве, Дудкин верхом на Липпанченко в романе А. Белого Петербург. ) Но принципиально, что в поэме, о которой идёт речь, Евгений не столько кумиро- или тираноборец, сколько богоборец: он противостоит скорее не Монументу, олицетворяющему власть империю, бездуховную силу подавления, а самому Господу. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.

Художник вложил в эту работу и свой жизненный опыт. Сохранившиеся в протоколах мысли Александра Николаевича интересны и неординарны. Но пока была создана Комиссия по делам искусств, в которую вошел и Бенуа. В то время он испытывает острую нужду в деньгах, шлет многочисленные запросы в издательства, с которыми работает. вода в Неве и в каналах выступила из берегов и улицы на несколько часов превратились в реки», однако предоставило художнику ценнейший живой материал для работы. Однако ж, под облаками, орошенное звуками его стихов издыхает все живое.

Оно не имело столь трагических последствий, как в 1824 году, «. Книжные иллюстрации представляют собой вид сопроводительной графики. Сияющий отблеск луны на челе монумента усиливает впечатление фантастичности происходящего. Поза Петра в противовес его свите, буквально сдуваемой с ног, уравновешена и спокойна.

Над иллюстрациями и художественным оформлением пушкинской поэмы он работал много лет. Все это мы видим на иллюстрациях Бенуа. На это работает и пластика самого монумента Этьена Фальконе. Издание вышло в иллюстрированной обложке и суперобложке. Герои представляют собой не психологически разработанные характеры, а скорее маски, условные фигуры, возведенные в степень символа.

Анисимова и при содействии Петроградского отделения Госиздата. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления»10. Вечно только одно искусство. В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже.

Бенуа ожидал выхода книги к концу года, но «Кружок любителей», в лице бывших «лицеистов», знавших Пушкина лично, несмотря на, в целом, благосклонную оценку его работы, потребовал переделки изображения поэта, которого художник изобразил с лирой в руке на фоне Петропавловской крепости. Вступительную статью к изданию написал известный пушкинист П. Е. Среди поздних работ выделяется серия литографических портретов деятелей культуры. Они сугубо реальны — своей интеллектуальной энергией — созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты поэтов А. А. Блока, М. А. Кузмина, В. И. Иванова, ), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др., по праву считающиеся предельно объективными. «Русские сезоны» в Париже оставили незабываемое впечатление не только мастерством артистов балета, но и размахом и колоритом, экзотикой и экспрессией созданных Бакстом костюмов и декораций.

Мысль об иллюстрировании поэмы «Медный всадник» возникла у Бенуа в 1903 году. Мы понимаем, что перед нами не обычный человек. Любопытно, что Бенуа «очищает» горизонт от Пушкинских образов «бедный челн», «чернели избы». В отличие от редакции 1903, в которой Петр занимает центральную часть рисунка, обращен к зрителю «en face», на рисунке 1916 года Петр стоит в отдалении и обращен к зрителю боком, почти спиной. Принципиально новый подход к книжной иллюстрации объявил Александр Бенуа, он ввел само понятие «искусство книги», хотя обратили внимание на этот термин только в 1922 году, после выхода книги А. А. Сидорова, будущего известного русского ученого-искусствоведа и библиографа, которая так и называлась «Искусство книги».

Что еще могло быть более подходящим для передачи духа Петербурга, «самого умышленного и отвлеченного города», его призрачности, эфемерности. Мысль об иллюстрировании поэмы явилась у Александра Бенуа в 1903 году. Текст и иллюстрация (печатная графика), таким образом, представляются родственными явлениями и на первый план выступает их стилистическое единство. Со временем получили развитие иные техники — резцовая гравюра, литография. Художник сделал для этого сборника фронтиспис.

Это послужило несомненному успеху цикла, поставив его на вершину не только творчества самого Александра Бенуа, но «искусства книги» вообще. Сам Бенуа говорит о своем происхождении: «родины у меня никакой нет»6. Каждый представитель семейства Бенуа имел отношение к искусству и Александр не мог не связать свою жизнь с искусством: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к «знаточеству», стал проявляться с очень ранних лет. Волны как будто мирно стелются у его ног.

Наполнение страниц мифологическими образами, такими как Тритон и наяда (частые персонажи парковой скульптуры), подчеркивает одушевленность города, стихии, которая в пушкинском тексте передается различными поэтическими образами: «Нева металась как больной в своей постели», «лезут волны, как звери в окна», «Нева дышала, как с битвы прибежавший конь». Кроме того, Бенуа планировал размещать по одному рисунку на каждую страницу, к соответствующему ей участку пушкинского текста, а в «Мире искусства» иллюстрации то врывались между фрагментами текста, то находились над ним. Это определило своеобразие жанра: речь идет о строго документированных картинах-иллюстрациях, «картинах для печати». Ныне Бенуа видит свою работу в крупном формате.

Конечно, в конце XIX 151 начале ХХ века появилось немало нового. Критики говорили о навязчивости Петербурга в последнем издании. Рисунки выполнены тушью, пером, графитным карандашом с различными тоновыми акварельными подкладками — серой, зеленоватой, желтоватой, нанесенными кистью. В 1916—1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Остановимся на ключевых эпизодах поэтического и иллюстративного материала. Именно «современность» иллюстраций Бенуа не менее существенна в данном издании, чем свойственные художнику чувство стиля, понимание пушкинской эпохи и умение искусно театрализовать действие. В результате ряда недоразумений иллюстрации напечатаны не были.

На смену многокрасочной акварели приходит скупой рисунок пером. Пространство организовано расширяющейся во все стороны перспективой. Здесь проявилась любовь А. Бенуа не только к старинному быту, но и зоркость взгляда художника, умеющего в живой жизни подметить ее характерные штрихи. Это были маленькие книжицы в бумажных обложках, которые и сравнить нельзя с недавним шедевром 151 «Пиковой дамой». Обратим внимание и на традиции, которые использованы автором.

Голике и А. И. «Неудачу» книги 1923 года тоже признали наиболее серьезные критики: книга вызывала ощущение дисгармонии, неслаженности, случайности». Первые работы, 1903 года, он перерисовал наново, с некоторыми изменениями.

И Медный всадник останется в русском искусстве, как образец любовного, художественного изображения Родины». Значение иллюстраций Бенуа к «Медному всаднику» далеко не исчерпывается их чисто графическим качеством. Библиофильское издание, ставшее произведением печатного и художественного искусства. С. Пушкин. Палач (теперь юродивый, царь полоумный) оказывается жертвой, а жертвы могут стать палачами. Они были идеалистами, эти прекраснодушные интеллигенты и жизнь в дальнейшем жестоко посмеялась над ними.

Бенуа сделал несколько иллюстраций к «Пиковой даме» для трехтомного собрания сочинений А. С. Пушкина, вышедшего к столетию поэта в 1899-году, ряд иллюстраций к «Капитанской дочке» в 1904 году. Был женат на Елизавете Владимировне Гиацинтовой (1888—1965), дочери искусствоведа Владимира Гиацинтова и сестре актрисы Софьи Гиацинтовой.

Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. 4), то она кажется эмоционально бледнее. Пушкина. Часть их повторяет композиции 1-ой и 2-ой редакций, некоторые же рисунки сочинены заново. Обратимся к иллюстрации с Евгением на льве («на звере мраморном, верхом, без шляпы, руки сжав крестом»), которая является завязкой драматического конфликта. Составили его Александр Николаевич Бенуа и Корней Иванович Чуковский (1882-1969). При поддержке Горького весной 1919 года в Петрограде возникает издательство Зиновия Исаевича Гржебина (1869-1929), цель которого формулировалась так: «.

Но не они определяют неповторимый облик города, а Петропавловская крепость, здание Биржи на стрелке Васильевского острова, гранитные львы на набережной Невы И конечно же, памятник, на постаменте которого написано «Петру I 151 Екатерина II». В иллюстрированной двухцветной издательской обложке. Верещагина А. Н. Эти свойства помогают книжной графике сблизиться с литературой, с поэзией».

Такое решение, однако, все же несколько умаляет драматичность эпизода. В 1909 году высланый из Петербурга Бакст примкнул к балетной труппе С. П. Дягилева «Русский балет». Но нужно сказать, что оба издания, безусловно, обладают высокой художественной ценностью и большим значением для русского «искусства книги», а также являются одними из самых цельных и объемных иллюстрированных изданий к произведениям А. С. Пушкина. С 1899 года жил в Петербурге. Так, атмосфера эпохи раскрыта здесь через образы искусства, воплощенные в архитектуре и парковых ансамблях, костюмы и прически людей, через пейзаж, показ придворного быта, ритуалов. Иллюстрации приобрёл С. П.

И хотя мнение критиков не было единодушным, всё же большинство соглашалось, что «иллюстрации к Медному всаднику до того дополнили произведение Пушкина, что графика и петербургская повесть явились неразрывным целым и в настоящее время немыслимы одна без другой». Техники акварели, пастели, гуаши были излюбленными в творчестве художников «Мира искусства», они служили воплощению таких важных для художников ощущений как «эфемерность бытия, хрупкость мечты, поэтичность переживаний». Вот таким образом обращение к «Петербургской повести» имеет для художника прочные обоснования. книжная иллюстрация должна быть одновременно и образом и орнаментальным знаком».

Словно на сцене театра проходит перед зрителем шествие. Отметим также и наводнение, случившееся в Петербурге осенью 1903 года. Вообще весь цикл выражает какую-то безнадежность. Здесь мы наблюдаем соответствие Пушкинскому «стоял Он», происшедшей замене имени на местоимение. Издание оформлено выдающимся художником-акварелистом, талантливым искусствоведом Александром Николаевичем Бенуа (1870-1960), создателем и вдохновителем знаменитого художественного объединения «Мир искусства».

(1904. И, конечно, его грандиозный цикл, его, по мнению многих современников, самая значительная работа – иллюстрации к «Медному всаднику», о которых пойдет речь в следующей главе. Театр занимал отдельную, едва ли не главную страницу в его жизни. А пока Павел I, восседая на белом коне, командует парадом войск. Свое отношение к происходящим в жизни города событиям Бенуа определяет как «исторический сентиментализм», вызванный контрастами старого, «классицистического» и нового индустриального строя жизни, наступлением чужеродных архитектурных элементов (фабричные строения, заводские корпуса), уничтожением исторических памятников. Но, несмотря на отрицание всякого патриотизма: «Только родина, Петербург и проч.

Издание «Медного всадника» с иллюстрациями А. Бенуа стало знаковым событием в истории издательского дела и книжной графики. Но в условиях военного коммунизма работа частного издательства была невозможна и Гржебин перевел его в Берлин. «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках» (Максимилиан Волошин). Если вспомнить аналог этой иллюстрации, сделанной в 1903-м году (см.

Прототипом статуи послужила статуя, найденная при раскопках на Акрополе. В 1920 году выходит в свет «Капитанская дочка», проблему художественного убранства которой, несмотря на более чем скудные возможности, Бенуа продолжает решать комплексно. Бенуа— один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот выражения авангард и русский сезаннизм10. Машкова, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на живописном отделении (1908—1910) и после перерыва на скульптурном (1915—1918).

Их приобрел С. П. Дягилев для журнала "Мир искусства". В иллюстрации Бенуа решает эту задачу следующими образом. Графические заставки символичны, отражают романтический, фантастический характер поэмы. Илья Ефимович Репин сделал колоритный «портрет» героя русских народных сказок Иванушки-дурачка.

Выполнены они на протяжении 1907—1910 годов по заказу книгоиздателя И. П. Кнебеля, выпускавшего интереснейшее издание «Русская история в картинках» с участием Серова, С. Иванова, Лансере, Кустодиева, Добужинского, Кардовского, Рериха. Кроме того, художник пытается найти новые формы для продолжения цикла к «Всаднику». Островной пейзаж, разворачивающийся за спиной богини — это вид с афинского Акрополя.