Рисунок Медный Всадник
Рисунок «Медный всадник».
Картинки «Медный всадник» (36 фото)
Заказ насотворениеофициальногомонументального памятника основателю столицы наНеве и«прорубателю окна вЕвропу» ПетруIсозрел визображенииЕкатерины Великой. Вообще своего рода «культ Пушкина» был свойственен многим мирискусникам. Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой «семейной заразы», что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами.
А осенью 1903-го в Петербурге случилось наводнение, не достигнувшее, правда, тех масштабов разрушения, которые случились при наводнении 1824-го года, но живо напомнившее многим это событие, красочно описанное А. С. Пушкиным все в том же «Всаднике». И, конечно, его грандиозный цикл, его, по мнению многих современников, самая значительная работа – иллюстрации к «Медному всаднику», о которых пойдет речь в следующей главе. В начале издания, на титульном листе, Медный всадник на своем постаменте, вставший на дыбы и устремленный на нас, как бы приветствует читателя (зрителя), но его приветствие носит скорее тревожный, угрожающий характер. 4), то она кажется эмоционально бледнее. Значение иллюстраций Бенуа к «Медному всаднику» далеко не исчерпывается их чисто графическим качеством. Рисунки Бенуа «произвели фурор и были признаны всеми знатоками книги как идеальная графическая работа».
В тяжелые годы блокады памятник бережно укрывали от бомбежек. Вдруг впереди показался человек, завёрнутый в широкий плащ. Несётся ли бронзовый истукан в больном сознании чиновника или в реальности— неясно15. Камень весил 1600 тонн.
Книжная графика : Медный всадник
Бенуа начал работать над "Медным всадником" в 1903 году. Подойдя к середине площади, он указал место будущему памятнику. Эти иллюстрации прошли долгий многоэтапный путь, прежде чем вышли в полноценном издании. Именно по ним передвигалась гранитная глыба, погруженная на деревянную платформу.
В 1918 году Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа издал её новый каталог. А один из них изображающий преследование Евгения «Всадником», вошел в известное издание 1923 года. Кроме того, Александр Бенуа был выдающимся сценографом и художником по костюмам, режиссером, либреттистом. Текст «Медного всадника» впервые был напечатан в окончательной редакции поэта, без цензурных искажений и по старой орфографии (с набора, сделанного ещё в 1917 году, для чего издательству пришлось получить специальное разрешение). Работы по подъему и установке монумента выполнил архитектор Фельтен по расчетам Фальконе.
Именно в ней лежат истоки смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства» и А. Бенуа лично. Бенуа много работал с книгой. Доставка 1600-тонного монолита в Петербург заняла Медный всадник в 19 веке полтора года. Спб. : Комитет популяризации художественных изданий, 1923. Большое значение в формировании художественных представлений А. Бенуа имела страсть к театру и жанру драмы, одним из ярчайших выражений которой стали постановки произведений А. С.
Пушкина. Нонесомненный талант просветители сумели разглядеть. Бедный Павел. Голике и А. И. Медный всадник» (СПб. : Общество грамотности, 1912) «А.
Питер, Санкт-Петербург, памятник, Петр, медный всадник обои (фото, картинки)
Издание вышло в иллюстрированной обложке и суперобложке. Пушкинисты сочли, что Бенуа «давит» Пушкина и, таким образом, не выполняет назначения иллюстрирования Поэта. В иллюстрированной двухцветной издательской обложке. Он принадлежал к обрусевшему французскому роду. Но императора остановили, сообщив о сне одного майора.
А через неделю еще одна неприятная новость: «начальник Экспедиции, вместо заказанного мне «Медного всадника» принял другой»14. Их основной идеей был протест против всего косного и ненастоящего, что, по их убеждению, представляли собой в то время Академия Художеств и передвижники. Приложение I, рис. Был женат на Елизавете Владимировне Гиацинтовой (1888—1965), дочери искусствоведа Владимира Гиацинтова и сестре актрисы Софьи Гиацинтовой. Исполненные тушью и акварелью, рисунки имитировали цветные гравюры на дереве.
Даже тучи, только намеченные линией, кажутся тяжелыми (см. Испорченной оказалась только верхняя часть памятника Петру Великому. Сомногими изних Екатерина переписывалась исоветовалась. Другие провозгласили новые иллюстрации Бенуа как «самую высокую среди попыток иллюстрировать Пушкина»18.
Дожидаться открытия памятника Фальконе не стал. В частности, статс-секретарю Молчанову было поручено вывезти в Вологодскую губернию памятник Петру I и на это было отпущено несколько тысяч рублей. Третьи упрекают художника в отсутствии в книге равновесия между шрифтом, текстом и рисунками, высказываясь в пользу издания в «Мире искусства», а то и в пользу издания иллюстрированного другим художником. Голову Петра лепила ученица Фальконе, Мари-Анна Колло.
Памятник Медный всадник Петру 1 фотографии
Художник, помимо иллюстраций, разработал к будущему изданию обложку, заставки, концовки. ил., 1 л. фронт, (ил. ). Петербург смело можно отнести к героям произведения. Щёголев. Для пьедестала памятника из окрестностей Лахты был доставлен гигантский гранитный валун, «Гром-камень». Набор был выполнен еще в 1917 году в старой орфографии особым декоративным шрифтом.
73, с. : цв. Первый раз пришлось выпустить более тонны воды, скопившейся в животе лошади.
Поражённый рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В 1903 году, Александр Бенуа писал: «Задумал я эти иллюстрации в виде сопровождающих каждую страницу текста композиций. Еще год ушел на соединение частей скульптуры, заделку шва, чеканку и шлифовку. Экземпляры нумерованы издание отпечатано на бумаге верже. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
Медный всадник – памятник Петру
Сочинения» (т. Новые – упрекают в излишней «постановочности», появившейся у художника, согласно их мнению, после бурной театральной деятельности. С. Пушкин. 23 ноября 1905 года, он пишет в своем дневнике: «Компоновал «Медного всадника». Первым скульптором, создавшим и конную статую императора, стал Карло Растрелли. В ней он писал: «Украшенная» книга — вовсе не лучше от того цель иллюстраций — вовсе не украшать книгу, пояснять рассказ или вести собственный параллельно.
Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Подготовка к новой отливке заняла еще три года, но прошла без происшествий. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Первое условиеавторвыполнил, отвторого ушел ипоместил Петра вМедном всаднике ближе кнабережной Невы (художественного смысла изначения вэтом было больше). Прислушавшись к этому сну император Александр I отменил готовящуюся эвакуацию монумента.
В ознаменование успеха французский мастер оставил среди многочисленных складок плаща надпись, гласящую «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». Основное место обитания лошадей – современная Северная Америка.
На помощь скульптору пришел русский литейщик Емельян Хайлов. Благодаря Пушкину использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра с 1833 года стали называть не иначе как «Медный всадник». входил в состав художественного объединения «Маковец». В новых рисунках к «Медному всаднику» тема преследования Всадником маленького человека становится главной: черный всадник над беглецом – не столько шедевр Фальконе, сколько олицетворение жестокой силы, власти. Слишком похоже на прежний»13.
Однако тот никого не видел и пытался убедить в этом великого князя. Таким образом, целостность восприятия «текст-картинка» была нарушена. Однако ж, под облаками, орошенное звуками его стихов издыхает все живое. Памятник Петру Великому «Медный всадник» сразу же полюбился петербуржцам, обрастая легендами и смешными историями, становясь популярным объектом в литературе и поэзии. Анисимова.
В рисунках Бенуа образы «петербургской повести» Пушкина окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия, что делает «Медного всадника» КПХИ исторически значительным изданием. Его дед переехал из Франции в Петербург почти за сто лет до рождения художника. Учился в Москве, первоначально в студиях Ф. Рерберга и И. Это Петербург, являясь в то же время и воплощением власти или ее продуктом, угнетает «маленького человека» Евгения. В 1916—1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Но возможно вскоре памятник Петру Великому «Медный всадник» придется ограждать от вандалов, оскверняющих его ради забавы. В 1905 году художник, находясь в Версале, заново переработал шесть своих прежних иллюстраций и выполнил фронтиспис к «Медному всаднику» — для издания, выпущенного в 1912 году Санкт-Петербургским обществом грамотности, а затем и в 1916 году — для Общины св.
Медный всадник, черный силуэт, Санкт-Петербург
Отливка статуи под руководством мастера Емельяна Хайлова была закончена в 1778 году. Издание «Медного всадника» с иллюстрациями А. Бенуа стало знаковым событием в истории издательского дела и книжной графики. Напечатал их в другом формате Дягилев в первом номере журнала «Мир искусства» за 1904 г. Первый цикл иллюстраций состоял из 32 рисунков, выполненных тушью и акварелью.
В 1916, 1921–1922 годах цикл был в третий раз переработан и дополнен новыми рисунками. Он видит себя на Сенатской площади. На него приходили смотреть как на чудо, не меньшее, чем сам памятник. Лик Петра поворачивается. В 1920-е гг.
Павел вздрогнул и обратился к Куракину: «С нами кто-то идёт рядом». 1). Изначально задуманная статуя не имела ограждения. В то время Бенуа работал над материалами для «Мира искусства», посвященными Петру I и задумал проиллюстрировать «Медного всадника» А. С. Пушкина. Приложение I, рис.
Описание и анализ иллюстраций к медному всаднику в изданиях 1903-23 г одов
Филигрань – «Печать Императорской академии живописи, скульптуры и архитектуры» с двуглавым орлом. живописи, скульптуры и архитектуры». лет назад, тогда климат стал суровым, некогда красивые и сочные поля и лесы превратились в сухую саванну. Установленный на предназначенное место камень вызвал удивление и восторг. Известно, что формат журнала «Мир искусства» значительно отличался от задуманного художником для помещения своих иллюстраций.
Но нужно сказать, что оба издания, безусловно, обладают высокой художественной ценностью и большим значением для русского «искусства книги», а также являются одними из самых цельных и объемных иллюстрированных изданий к произведениям А. С. Пушкина. Они получились схожи по сюжету, но их стилистика и характер – различаются. Путь «Гром-камня» до места водружения скульптуры длился целых полтора года: специально для него была построена баржа, а по суше глыбу тащили с помощью желобов с медными шарами. «Венец петербургской иллюстрации», «самая примечательная книга Комитета» изданий это было задумано ещё Кружком любителей русских изящных изданий: в 1903 году по заказу.
Первая редакция иллюстраций к «Медному всаднику» была создана в 1903 году в Риме и Санкт-Петербурге. Несмотря на угрозу жизни, Емельян не бросил работу и спас большую часть статуи. Принципиально новый подход к книжной иллюстрации объявил Александр Бенуа, он ввел само понятие «искусство книги», хотя обратили внимание на этот термин только в 1922 году, после выхода книги А. А. Сидорова, будущего известного русского ученого-искусствоведа и библиографа, которая так и называлась «Искусство книги». Самой владычице приглашать художника было непочину, это делалофициально князь Голицын.
Гораздо выше личность созидателя-законодателя» Скульптор изобразил Петра в подчёркнуто динамическом состоянии, одел его в простую и лёгкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам одним словом, это героическое одеяние». Приложение I, рис. Современники видели в художнике живое воплощение духа артистизма. Участвовал в балетной антрепризе С. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. Петр 1 восседает на вздыбленном коне, покрытом вместо седла медвежьей шкурой.
Бенуа создал единственную, почти конгениальную Пушкину страницу»19. Все это наделяет книжную графику в XX-м веке особым, двойственным положением. Именно «современность» иллюстраций Бенуа не менее существенна в данном издании, чем свойственные художнику чувство стиля, понимание пушкинской эпохи и умение искусно театрализовать действие. Работу над «Всадником» Бенуа возобновил только спустя десятилетие по заказу Комиссии художественных изданий при общине св.
В последние годы работал над мемуарами. В память о завершении отделки памятника Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». Дягилев писал по этому поводу в одном из номеров «Мира искусства»: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца».
В книгу вошло 37 рисунков Бенуа: фронтиспис, 29 цельнополосных иллюстраций (они сопровождали на развороте каждую страницу текста), 6 чёрно-белых заставок и концовок и сюжетная виньетка на обложке. Эта серия так и не была напечатана. В августе 1778 года он покинул Россию.
Она находится ближе к зрителю. Медный всадник – это памятник Петру Первому (Великому) в Санкт-Петербурге, находится на Сенатской площади. Позже, чтобы не допустить подобное, были проделаны специальные дренажные отверстия. Среди поздних работ выделяется серия литографических портретов деятелей культуры. В 1917-м книгу набрали в типографии Р. Р.
Презентация на тему: Медный всадник
И когда, уходя, он приподнял шляпу, Павел с ужасом разглядел лицо Петра. Высота монумента составила 10, 4 метра. На это работает и пластика самого монумента Этьена Фальконе. Затем призрак пошёл впереди путников, как бы ведя их за собой. Библиофильское издание, ставшее произведением печатного и художественного искусства. Она объявила конкурс на создание проекта не только в России, но и во Франции.
Казалось, он поджидал путников и, когда те приблизились, пошёл рядом с ними. Ивана Фёдорова под наблюдением её директора В. И. Для этого толщина бронзовых стенок не должна была превышать 10 мм. Здесь как нигде чувствуется страх героя, уже потерявшего рассудок, перед «Всадником»: прислонившись к стене и широко расставив ноги, чтобы сохранить равновесие, он прижимает к груди правую руку, стараясь унять сердцебиение, прислушиваясь к неизбежно приближающимся медным ударам копыт о неровную после потопа мостовую.
Но он видит прямую связь между содержанием текста и иллюстрацией, призывает художников быть даже в большей степени «читателями», чем рисовальщиками. Долгое время поиски подходящего для этой цели камня не приносили результата. Вдруг призрак заговорил: «Павел. Акад.
Эту особенность также необходимо учитывать книжному иллюстратору. 1). в моей крови сразу несколько (столь между собой завраждовавших) родин — и Франция и Неметчина и Италия. В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР. Одному из поэтических произведений он и обязан своим нынешним названием.
Бенуа выполнил 33 рисунка чёрной тушью, однако они были отвергнуты как «декадентские». 11 октября 1770 года скала была поставлена на свое место. Её появление под ногами вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы».
Вот таким образом изображения несколько «потерялись» на просторных журнальных страницах. «Прощай, Павел, — проговорил призрак, — ты снова увидишь меня здесь». Иллюстрации, если они хороши, будут хороши и вне текста (Дюрер, Бердслей, Гольбейн) высшая опасность там, где неизвестно — что к чему: иллюстрация к тексту или текст к иллюстрации но идеальная книга не нуждается ни в каких украшениях или ухищрениях типографского искусства»1. Это послужило несомненному успеху цикла, поставив его на вершину не только творчества самого Александра Бенуа, но «искусства книги» вообще.
Дед его и отец были архитекторами, прадед – композитором и дирижером. Иллюстрации приобрёл С. П. А в 1934 году в своих «Воспоминаниях» признается в отсутствии у него всякого патриотизма и пишет: «. Куда больше его занимает эстетика, настроение и атмосфера, поэзия эпохи. (1904. Гранитный камень нужных размеров был найден в Лахте.
Памятник Петру Первому Медный всадник, Санкт-Петербург, Россия
В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. Художник вложил в эту работу и свой жизненный опыт. Здесь Бенуа совместил все, что создал к «Всаднику» ранее. Бенуа ожидал выхода книги к концу года, но «Кружок любителей», в лице бывших «лицеистов», знавших Пушкина лично, несмотря на, в целом, благосклонную оценку его работы, потребовал переделки изображения поэта, которого художник изобразил с лирой в руке на фоне Петропавловской крепости. В то же время встал вопрос о выборе места для памятника. Были сооружены передвижные желобообразные рельсы, в которых находились шары из медного сплава. У всех было разное представление о построении композиции.
Взадании, поставленном скульптору, было одно важное условие— конный памятник ПетруIдолжен был быть грандиозным поразмеру ипоражать любое воображение. Уже в советское время проводилось устранение мелких дефектов и очистка постамента. С. Пушкин. Кроме того, художник пытается найти новые формы для продолжения цикла к «Всаднику».
Тираж 1000 экз. В первые десятилетия ХХ века сделаны рисунки Александра Николаевича Бенуа (1870 – 1960) к "Медному всаднику" – лучшее, что создано за всю историю иллюстрирования Пушкина. Дягилев и напечатал их вместе с поэмой в журнале «Мир искусства. Приглашение Фальконеобрадовало, оподобном уровне онтолько ещё мечтал.
Назывались такие мутанты гиракотерий. Это был «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина. За годы существования памятника «Медный всадник» в Петербурге неоднократно проводились реставрационные работы. В довоенный период активно работал в области книжной иллюстрации, особенно к произведениям Л. Н. Толстого лучшей из этих работ Большая энциклопедия «Терра» называет литографии к повести «Холстомер» (1934 год, для издательства «Academia»). Последние работы с привлечением научных специалистов были произведены в 1976 году. Евгении.
А. Бенуа иллюстрирует его много и охотно. Пустые улицы подчеркивают одиночество и отчаяние Евгения. Это был второй конный памятник русскому царю. По другой версии, Пушкин мог заимствовать идею об ожившем памятнике из Дон Жуана. Каждый представитель семейства Бенуа имел отношение к искусству и Александр не мог не связать свою жизнь с искусством: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к «знаточеству», стал проявляться с очень ранних лет. В год выхода книги исполнилось 20 лет с начала работы над этим циклом.
В конце 1890-х годов, вместе с Сергеем Дягилевым они создают объединение «Мир искусства», в которое вошли друзья и соратники Александра Бенуа: Л. Бакст, К. Сомов, М, Добужинский, Е. Лансере и другие. Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи»17. Сперва собак поработили, затем – разную птицу и мясную живность. В конце книги была помещена «Справка об иллюстрациях к Медному всаднику», где кратко излагалась история создания этой графической серии.
В 1905 году А. Н. Бенуа, находясь в Версале, заново переработал шесть своих прежних иллюстраций и выполнил фронтиспис к «Медному всаднику». Более поздняя серия иллюстраций хорошо работает на этот принцип. Бенуа сделал несколько иллюстраций к «Пиковой даме» для трехтомного собрания сочинений А. С. Пушкина, вышедшего к столетию поэта в 1899-году, ряд иллюстраций к «Капитанской дочке» в 1904 году.
председателя Кружка В. А. Сам Петр не возражал против установления памятника самому себе еще при жизни. Окончательной установки памятника пришлось ждать еще 12 лет.
Иллюстрации Александра Бенуа к поэме Медный всадник
Памятник остался на месте8910. Они имели две основные публикации: в журнале «Мир искусства» в 1903 году и в отдельной книге только в 1923 г. Иллюстрации получили высокую оценку критиков и знатоков книги, так и не сошедшихся во мнении, которому из изданий отдать пальму первенства. Издание выполнено на бумаге ручной выделки изготовленной еще до революции. До чего ты довел мою Россию. И хотя мнение критиков не было единодушным, всё же большинство соглашалось, что «иллюстрации к Медному всаднику до того дополнили произведение Пушкина, что графика и петербургская повесть явились неразрывным целым и в настоящее время немыслимы одна без другой». Тираж отпечатан в типографии имени Ивана Федорова (бывшей типографии поставщиков Двора Его Императорского Величества Р. Голике и А. Вильборг – одной из лучших российских типографий) под наблюдением авторитетнейшего печатника первой четверти ХХ века В. И.
Но, несмотря на отрицание всякого патриотизма: «Только родина, Петербург и проч. Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться. В результате Александр I отменил своё решение об эвакуации памятника. 3, СПб. : Брокгауз-Ефрон, 1909)15.
Как нарисовать всадника карандашом поэтапно
Критики говорили о навязчивости Петербурга в последнем издании. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления»10. Если вспомнить аналог этой иллюстрации, сделанной в 1903-м году (см. В самом начале проекта возникли разногласия в видении будущего монумента Петру Великому. Кроме того, разработал макет издания, после чего отдал рисунки в типографию.
35x27 см. Сам Бенуа говорит о своем происхождении: «родины у меня никакой нет»6. Результат не заставил себя долго ждать. Около трех лет ушло на подготовку к отливке статуи в металле. Полученным оттискам он придавал легкий тон, а затем рисунки должны были печататься литографским способом. Своим названием «Медный всадник» обязан одноимённому произведению А. С. Пушкина. Анисимова и при содействии Петроградского отделения Госиздата.
Вступительную статью к изданию написал известный пушкинист П. Е. Вообще весь цикл выражает какую-то безнадежность. Продавалось издание достаточно дорого — по 15 рублей. Эфрос писал: «О Пушкине языком рисунка, языком графики так не говорили.
Медный всадник (Памятник Петру )
Их место в пространстве книги также горячо обсуждалось. Бенуа сделал две иллюстрации к этим строкам (см. Естественно, что он некоторым образом отличается от того, что было на двадцать лет раньше. Лучшим был признан проект француза Этьена-Мориса Фальконе. Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 18 августа 1782 года.
Верещагина А. Н. Но главное место в этом списке занимает иллюстрирование А. С. Пушкина. Критики справедливо отмечают непосредственность в ранних иллюстрациях. Скончался 9 февраля 1960 года в Париже.
Тот же мотив повторяется несколько раз. Машкова, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на живописном отделении (1908—1910) и после перерыва на скульптурном (1915—1918). Работу над змеей Фальконе поручил русскому скульптору Федору Гордееву.
В составе тиража были выпущены именные и нумерованные экземпляры. А работы 1905 года повторил почти без изменений. Отливка, порученная артиллерийскому литейщику Хайлову, началась в 1774 году.
Пришлось через газету «Санкт-Петербургские ведомости» обратиться к населению за помощью в поисках. У Александра Бенуа – это «Версальские пейзажи» на тему эпохи Людовика XIV, но его интересует не собственно историческая картина, хотя, как художник по костюмам и историк искусства, он уделяет историческим деталям большое внимание. Я тот, кто принимает в тебе участие». Она называлась «Гром-камень» из-за того, что неоднократно подвергалась ударам молнии. Для выполнения столь грандиозного замысла понадобился соответствующий постамент. Александр Николаевич Бенуа родился в Петербурге в 1870 году. Именно за счет этой двойственности и определялось развитие книжной графики того времени.
В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Среди его работ – знаменитая «Азбука в картинках» и неосуществленное издание «Последнего из Могикан» Фенимора Купера. Однако, мнения критиков по этому вопросу очень неоднозначны. Над этой серией, состоящей из шести больших листов, художник работал весной 1905 года (в Версале) и в ноябре того же года.
Евгении Красного Креста.
Кроме того, Бенуа планировал размещать по одному рисунку на каждую страницу, к соответствующему ей участку пушкинского текста, а в «Мире искусства» иллюстрации то врывались между фрагментами текста, то находились над ним. Театр занимал отдельную, едва ли не главную страницу в его жизни. Печаталась она в Государственной типографии им. Т. е.
Первые работы, 1903 года, он перерисовал наново, с некоторыми изменениями. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться. » Затем всадник поворачивает назад.
Издание оформлено выдающимся художником-акварелистом, талантливым искусствоведом Александром Николаевичем Бенуа (1870-1960), создателем и вдохновителем знаменитого художественного объединения «Мир искусства».