Рисунок Микеланджело Человек
15 малоизвестных фактов о Витрувианском человеке Леонардо да Винчи
Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Илл. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу.
Илл. Илл. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины.
В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. Он победил.
Сделал он это для того, чтобы нейтрализовать перспективное сокращение боковых дворцов: размещенные под косым углом, они воспринимаются в перспективе как стоящие параллельно друг другу. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). Ее прекрасная фигура дышит чувственностью, в непринужденной позе и повелительном жесте есть величие античной богини. Художники Возрождения, по сути дела, явились творцами новой науки. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы.
Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Уже в поздние годы он писал: Я вижу, Вы вообразили, будто я стал тем, чем хотел сделать меня Господь. Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству.
15 малоизвестных фактов о "Витрувианском человеке" Леонардо да Винчи
При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок).
Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Однако и здесь царит дух отчужденности.
Мухи садились на виноград занавеску, накинутую на картину, нельзя было снять. Трудность своего характера осознавал и сам художник. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. 167.
Хотя Микеланджело отдал известную дань обоим этим направлениям, в лучших своих стихах он подымается на такие поэтические высоты, которые были не по плечу его современникам. Статуя осталась незаконченной. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). Он превосходно связывает друг с другом обе фигуры и умело заключает их в пределы замкнутой контурной линии, мягкой и волнистой. Илл.
Рисунок "Витрувианский человек", Леонардо да Винчи – описание
173. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года).
Таким представил его и Микеланджело. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. rotondo – круглый). Тема тондо – Святое семейство. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Илл.
Дэвид Боуи: человек, который вдохновил
Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Подобно грозовым тучам проносятся они над нами, поражая своим величием и монументальностью.
Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии.
- Снимки рисунков Микеланджело из тайной комнаты опубликовал
- Анатомический символизм Микеланджело
- Рисунок, нацарапанный Микеланджело
- История одного шедевра: «Сотворение Адама» Микеланджело
162. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Около середины второго десятилетия XVI века возникли статуи двух рабов и Моисея, выполненные для гробницы Юлия. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела.
Классный роман И. Стоуна «Муки и радости» о жизни Микеланджело Буонарроти, где подробно описывается творческая деятельность великого художника, взятая из летописных источников Вазари. Затем всплыл вариант трех гробниц, размещенных вдоль стен (одиночные гробницы правнуков Козимо-Джулиано, герцога Немурского – ум. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень).
- Рисунок Микеланджело Буонарроти
- Самые известные работы Микеланджело
- Микеланджело Буонарроти (1475 — 1564)
- Рисунки Микеланджело стали доступны на
- Микеланджело: жизнь и творчество художника
Внезапно раздался крик: мы пропали.
Но роспись обладает и другим аспектом. Это человек действия (vir activus). Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. 33, 34. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет.
- Первые рисунки знаменитых художников
- Микеланджело Буонарроти (1475-1564)
- Хед Мартин Джонсон, «Голубая бабочка»
- Винсент Ван Гог, «Цветущие ветки миндаля»
- 20 фотографий для новогоднего настроения
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
Таков, несомненно, был его основной замысел. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. Илл. Достаточно взглянуть хотя бы на скульптуру Донателло, герой которого – юнец с довольно слабым телосложением, причём своей шляпой, длинными волосами и детской фигуркой он больше напоминает девочку.
Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Он больше похож на Геракла или Аполлона. Все время приходилось ему преодолевать препятствия.
- Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
Свет в его представлении являлся как бы компонентом самой формы и с помощью членений различной силы рельефа он добивался при ярком южном солнце такого разнообразия светотеневых эффектов, которое оставалось абсолютно недоступным не только его предшественникам, но и его современникам. ЭТО ИХ ДУШИ, ИМЕНА, ГОЛОСА, ИХ СТРАСТИ, НЕЖНОСТЬ И ОТЧАЯНИЕ, ИХ РАЗГОВОР С БОГОМ. Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Илл.
Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. 5, 6. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан.
За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Микеланджело полностью подчиняет его форме. Современников поражали его скромность и непритязательность в быту.
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- «Говорить о будущем – смешить мышей под столом» – японские пословицы и поговорки
- Кейт Мосс: андрогинный стиль как ступенька на пути к Олимпу
- «Глупец хвалит сам себя»: башкирские пословицы и поговорки
- Фильмы Ренаты Литвиновой: как сновидения известной актрисы стали явью
- Женский меч никогда не ржавеет: ассирийские пословицы и поговорки
- Микеланджело картины и скульптуры
В них есть такая выразительность, равную которой можно найти лишь в поздних рисунках Рембрандта. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Эту постыдную работу продолжали и позднее.
Это не мешает, однако, тому, что все фигуры размещены в одном плане, как бы образуя ниспадающую вниз плоскую завесу. На первом плане изображена Дева Мария. Илл. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). 130.
- Мастера искусства о рисунке – Микеланджело Буонарроти
- Самое интересное в виде мозаики
- Как нарисовать Микеланджело карандашом поэтапно
- Словари и энциклопедии на Академике
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Микеланджело: последние новости
- Живописные шедевры Микеланджело
- Микеланджело «Мадонна Дони» (около 1507)
Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше).
Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Илл. НА ЛИСТАХ СЛЕДЫ ЛЕГКИХ ПРИКОСНОВЕНИЙ РУКИ ВЕЛИКИХ МАСТЕРОВ.
Они называли Микеланджело divino (божественным). 79, 142.
- Потолок Сикстинской капеллы (1508-1512)
- Микеланджело «Страшный суд» (1537-1541)
- Микеланджело «Распятие апостола Петра»
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИМИКЕЛАНДЖЕЛО
- Микеланджело Буонарроти – Рисунок сидящей мужской обнажённой фигуры и кисти рук
- «Маленькие радости» – начало большого пути
Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Илл. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи.
Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции.
Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой. Илл.
- «Они никогда не станут старше» — Питер Джексон снимает о Первой мировой
3, 4. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Его рука сгибается к плечу.
Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. Илл. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena).
Илл. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Петра, с чем папа был полностью согласен. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город.
Поначалу борьба со строптивым отцом. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Илл. В качестве спасителей народа тут выступают победивший Голиафа Давид, убившая Олоферна Юдифь, раскрывшая козни Амана Эсфирь и даровавший евреям воду медный змий. И МЫ СТАНОВИМСЯ СВИДЕТЕЛЯМИ ЭТОГО ДИАЛОГА. Это два составных звена единой архитектурной концепции.
В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Вот таким образом он решил направить все средства на постройку нового храма, проект которого выполнил Браманте. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. В стране вспыхивает революция.
140, 141. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи.
Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе).
И это понимает только один человек – апостол Петр. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Но как раз этого не произошло.
Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Илл. 164.
169. это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Илл. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи.
Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. Слева мы видим райский сад.
1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. Фигура коренастая, сильная, мужественна.
Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. 48-55.
Подобные «рисуночки» с наглядной и достоверной силой сообщают нам, кто есть кто и если бы от наследия Микеланджело ничего не осталось, а только маленький набросок обнаженного юноши из коллекции Рубенса, то и тогда было бы ясно, кто из них самый великий, самый могучий, отмеченный божественным знаком художник. Илл. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Антонио Мини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж.
Петра со стороны апсид. Три года напряженнейшей работы пропали даром. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья.
Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Его искусство учило многому. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения.
Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы.
И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Иначе говоря, движение тела, включая и самый резкий контрапост, воспринимается как органическое выражение аффекта, причем конфликт между телом и душой раскрывается скульптором как борьба противоречивых тенденций в жизни самого тела. И в ней мастер смело порывает с традицией. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. В виде исключения Мантенья и Мелоццо да Форли решились создать иллюзорную декорацию, углублявшую плоскость живописного изображения с помощью перспективы. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены.
Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. Фигура погружается в сон. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет.
Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл.
Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Илл. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию.
Микеланджело оставил после себя грандиозные по своему масштабу произведения искусства. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. Они приходили к работе и срисовывали с неповторимого полотна, пытаясь приблизиться к таланту великого мастера.
Микеланджело избрав сложный поворот и ракурс для Ливийской сивиллы (рис. При такой трактовке остается неуловимой граница между земной и небесной сферами, граница между праведниками и грешниками, чем лишний раз подчеркивается космический характер запечатленной кистью художника катастрофы.
Илл. Илл. 126. Миклеланджело Буонарроти— итальянский художник Высокого Возрождения, чьи работы бесспорно оставили след в истории и повлияли наразвитие и становление Западного искусства. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев.
По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено.
Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной.
Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. Илл. Илл. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон.
По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Первоначально размещенная на флорентийской площади Синьории в 1504 4-метровая скульптура была перемещена в Галерею Академии в 1873, где и остается по сей день. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции.
Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. И всюду Микеланджело выходил победителем. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Такой тип лесов позволял работать сразу по всей ширине свода.
Это были тяжелые годы. 116-119. Микеланджело, досконально знавший анатомию именно так изображает мошонку у скульптур Давид и Воскресший Христос. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе.
Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Тело Христа поддерживают Мария Магдалина, Богоматерь и Иосиф Аримафейский, в образе которого Микеланджело дал свой автопортрет.
10, 11, 12. С необычайной остротой ощущает он разлад между жизнерадостным ренессансным сенсуализмом и новыми аскетическими религиозными идеалами, сложившимися не без воздействия контрреформационного католицизма. Илл.
При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. И микеланджеловский Бог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной.
Илл. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора.
163. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим.
Автор прославленной фрески всегда ощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись – не мое ремесло». 177, 178. Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком.
Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Илл. Труд Микеланджело поистине титанический, особенно «Страшный суд», «Сотворение мира», а также пророки и Сивиллы.
В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. 135, 139. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Он родился и умер в один и тот же календарный день – 6 апреля.
И это приводит к трагической разобщенности образов. 179-181. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). Но школярская учеба не привлекала мальчика.
Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. 166, 167. Ведь если совместить сканированное изображение человеческого мозга со странной шеей Бога, то можно увидеть, что контуры обоих рисунков почти полностью совпадают. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле.
Они утратили волю. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. 46. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса.
Этому его научила скульптура. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Вазари прямо пишет:. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи.
Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. Камень стал казаться ему слишком материальным и весомым для воплощения его все более порывавших с ренесансным сенсуализмом идеалов. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны).
Илл. В результате подобной практики ни одно из построенных по проекту Микеланджело зданий точно не соответствовало тому, что он хотел видеть воплощенным на заключительном этапе творческого процесса. В этом отношении особенно характерны следующие его слова: если жизнь нам нравится, то поскольку смерть есть дело рук того же мастера, она не должна нам не нравиться. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.
170. Недаром его любимым материалом была бронза. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой.
Илл. Илл. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. 80. В стансах особенно ясно видно, что Микеланджело, хотя он стал в зрелые годы богатым человеком и хотя он вращался в самых высоких кругах патрицианского общества, никогда не порывал с народом, который был в его глазах великой и чистой силой.
Петра. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой.
107, 108. Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. 99, 101, 102.
Их он терпеть не мог и не щадил. Широко использованный беловато-серый цвет хорошо сочетается с желто-коричневыми, серовато-фиолетовыми, зелеными, серовато-лиловыми, оранжево-коричневыми и серовато-синими красками, превосходно выявляющими пластику формы. Прямоугольное в плане помещение украшено росписями стен, выполненными в 1481-1483 гг. Илл.
Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Илл. В правой части фрески он ограничивается унылой горизонталью пустыни, подчеркивая тем самым, что этот пейзаж служит местом горестного изгнания. Пестрые украшения кваттрочентистов были бы здесь неуместными, в то время как повторяющаяся беловато-серая краска, в сочетании с лаконичными архитектурными формами, помогла живописцу организовать огромную плоскость потолка и расчленить ее на такие отрезки и ячейки, которые диктовала тематика росписи. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника.
Илл. В то же время странная полоса из ткани, «свисающая» до середины одеяний Бога, весьма похожа на спинной мозг. Это помогало ему сохранять чувство целого.
Маньеристы начали усиленно черпать из поздних творений великого мастера готовые мотивы движения, механически вырывая их из общего контекста. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). Он не хватает Еву за локоть, не тянет ее к себе, как это изображали художники кваттроченто. 155, 156. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация.
Политическая и внутренняя обстановка в Италии накаляется до предела, что отнюдь не способствует творчеству Микеланджело. Илл. 119, 111. Вскоре Микеланджело обрел в Риме влиятельного покровителя – Якопо Галли, богатого банкира, получившего блестящее литературное образование и владевшего знаменитой коллекцией антиков. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога.
Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма. Идейным стержнем композиции является фигура упавшего на землю Савла, ослепленного и в то же время преображенного божественным светом, который исходит от фигуры Христа. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело.
Но на этом движении лежит печать мучительной скованности.
Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Илл. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Но какой ценой.
Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. Илл. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной.
все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути.
Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. Художник охотно принял это предложение. Но этот рисунок обладает неким особым художественным достоинством, о котором необходимо сказать. Илл. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера.
Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота.
В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа.
70) — форма торса здесь уже выявлена более точно, выправлены пропорции (удлинен торс), тщательнее изображены ступня, фаланги пальцев, кисть руки. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию.
Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов. Эти распалубки, вместе с четырьмя угловыми парными распалубками, выполняют конструктивную роль, облегчая сочетание зеркального свода со стенами. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции.
В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Илл. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии).
В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей.
В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. 160. 41. Илл. Илл.
Он побежден. Илл. 159.
Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. 174. Это был бы Микеланджело Буонарроти – гениальный страдалец из Флоренции. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее.
Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Фигура свободно развернута в пространстве, тяжесть корпуса покоится на правой ноге, левая слегка отставлена в сторону, придерживающая пращу левая рука согнута в локте, как бы приглашая зрителя обойти вокруг статуи. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8).
Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа.
Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. 86-88.
Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами.
Петра. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Мучение Св.
Стихи, относящиеся к более раннему времени, немногочисленны и далеко не всегда оригинальны. Обаяние микеланджеловского таланта было столь неотразимо, что герцог надеялся извлечь для себя из этого пользу, окружив свой трон ореолом славы великого художника, который должен был находиться при его дворе. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. 114, 115. Работал он над ней медленно и с большими перерывами.
Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии.
С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Объяснение напрашивается само собой. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. МЫ ВХОДИМ В ЗАЛ, ПОГРУЖЕННЫЙ В ПОЛУМРАК.
Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. Пейзаж пустынен и гол. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности.
Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию).
Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. Петра (Музео Петриано). Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. О его кончине Вазари пишет примерно следующее: Однажды после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно, случилось так, что Рафаэль вернулся домой в сильнейшем жару и врачи решили, что он простудился, а так как он в своем распутстве не признавался, ему по неосторожности отворили кровь.
Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. Но все усилия напрасны. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь.
В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Илл. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. К числу таких рисунков относятся Распятие в Лондоне, Пьета в Музее Гарднер в Бостоне, Святое семейство в собрании герцога Портландского, картон Богоявление в Лондоне.
Илл. По-видимому, это была статуя Вакха. 106, 113.
Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Статуя рассчитана на рассмотрение спереди, наискось справа и сбоку, со стороны левого плеча. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Но и это ещё не всё. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил.
Он избегает детализированной характеристики места. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. При этом движение лишено всякой скованности. При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка.
Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. Когда в 1588-1593 годах Джакомо делла Порта закончил купол, то он придал ему ту форму, которая получилась в деревянной модели в результате надставки. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу.
Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. 25, 26.
134. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). И результаты были самыми плачевными.
С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Илл.
Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. И ЛИШЬ РАСПАХНУТЫ МАЛЕНЬКИЕ ОКНА, ИЗ КОТОРЫХ ЛЬЕТСЯ СВЕТ ИЗ ДРУГОГО, НЕВЕДОМОГО НАМ МИРА. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. 109, 111.
А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole). Выставка «Микеланджело и его время» в Альбертине демонстрирует нам эти сокровища. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания.
Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. И здесь его постигает страшный удар. В 1515-1516 годах копировавшие картон молодые художники разрезали его на отдельные куски, которые в дальнейшем погибли.
89-91. Илл. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу.
Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. Илл. Илл.
И в небесной зоне и в земной слишком много внутренне неоправданного движения, что придает всей сцене несколько внешний характер. Илл. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь.
36. Отцы и матери чаще всего даны в застылых позах, с грустными, отягощенными заботами лицами, с неподвижным, устремленным в пустоту взором. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. 39.
Именно здесь рисунок впервые меняет функцию. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам.
136. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло.
Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк.
Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. И, быть может, нигде титанизм его натуры не сказался столь ярко, как в том факте, что ему самому его творения казались ничем по сравнению с новыми задачами, которые он перед собой ставил. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц.
Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Библейские сцены среднего пояса фланкированы фигурами обнаженных юношей, выполняющими чисто декоративную роль. 158, 159. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам.
На Капитолийский холм ведет широкая лестница. Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам.
Уже современникам Микеланджело было ясно, что выдвинутые им архитектурные идеи открывают новую главу в истории итальянского зодчества. Например, деревянная модель собора св. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. Илл.
Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. Потом мы встретим огромные фрески и титанические изображения, поражающие воображение. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Илл.
Тяга Микеланджело к грандиозному, величественному, монументальному пожалуй нигде не получила столь яркого воплощения, как в фигурах пророков и сивилл, размещенных в боковых поясах, между треугольниками распалубок (Илл. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. И тогда полностью раскрываются ее красоты. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий.
Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. Скульптор должен быть наблюдательным и отображать действительность. Они не смотрят на Христа. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению.
Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением.
И его фигура исполнена такой огромной силы, что мы невольно верим в его способность сотворить любое чудо. 21, 22. Мастер достигает этого более высоким рельефом и таким смелым приемом, как перерезывание верхней линии обрамления головой Богоматери.
В настоящее время она стоит во флорентийском соборе, причем ей придано верное положение, которое было впервые научно обосновано П. Я. Павлиновым. 17, 18, 19, 20. Микеланджело сам создал «летящие» леса. Все это придает его архитектуре величественный характер. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр.
Любая деталь здесь столь необычна, что ей трудно подыскать сколько-нибудь близкую аналогию в античной и ренессансной архитектуре. В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался.
171. Этому же впечатлению содействуют разномасштабность фигур, множественность перспективных точек зрения и полное отсутствие воздушной перспективы. Особенно выразительна правая фигура. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. Вряд ли в мастерской Гирландайо, где Микеланджело пробыл лишь год, могла архитектура занять сколько-нибудь видное место в системе его обучения.
Илл. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Недаром они украшали пилястры.
Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. Эти три фигуры, обладающие огромной пластической выразительностью, завязаны в тугой композиционный узел.
Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. рис. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Но, несмотря на такой большой срок, поражает правильность, с которой Микеланджело изобразил извилины и борозды головного мозга человека.
По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Это, конечно, не так. Одни хотели придать этому храму, учитывая его исключительно большое значение для всего католического мира, традиционную форму базилики, другие ратовали за центрально-купольное решение. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. Илл.
Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. 161. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель.
155. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). В этом образе, пожалуй в последний раз в микеланджеловской пластике, чувствуются живые отголоски чисто ренессансной веры в безграничные возможности человека. Это предназначенные для украшения гробницы Св. А воля художника была поистине безмерна.
Он даже не дотрагивается до нее. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений.
Илл. Этот юноша, принадлежавший к знатной римской семье, отличался замечательной красотой и большим внутренним благородством. 184. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство. 146-148. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла.
7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. При этом он закончил фигуру Магдалины, незавершенные же самим мастером части оставил нетронутыми. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии.
Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»). Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. Илл.
Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Однако все эти моменты были ими восприняты довольно внешне, преимущественно в декоративном плане. И здесь бог изображен в активном действии. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал.
Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. 75-78. Она напоминает мощную лавину.
Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Оставляя в светах бумагу нетронутой, он переходит затем к постепенному сгущению тени, не утратившей, однако, своей легкости и прозрачности. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. 131, 132. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское.
86-91. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов.
Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. Илл. Илл. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Илл.
Некоторые варианты стихов лежали десятилетиями нетронутыми и мастер затем вновь к ним возвращался, чтобы подвергнуть их коренной переработке. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. 151. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу.
Эти тончайшие перекрещивающиеся линии, не лишая камень твердости, в то же время придают его поверхности жизнь и движение. В 1508-1512 гг. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой.
По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. 97, 98.
И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться.
В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа.
Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. Это произошло впервые в истории искусства. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Его апология земной красоты и достоинства человека способствовала преодолению средневекового аскетизма и оказала влияние на развитие изобразительного искусства и литературы.
Илл. Илл. Мастер дает обобщенный тип глубоко задумавшегося человека, склонного к меланхолии и к созерцательному образу жизни.
Здесь с особой силой сказалось глубокое противоречие, заложенное в самом творческом методе Микеланджело: всякий раз, когда ему приходилось создавать многофигурные живописные композиции, пластическое мышление скульптора воздвигало столь непреодолимые преграды, что это мешало успешному решению поставленной им перед собой задачи. 32. Он должен думать о смерти. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. Илл.
С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Искусство европейской графики, безусловно, берет свои истоки в античной вазописи. Антония – первая из известных картин Микеланджело.
Мадонна Дони находится в Галерее Уфицци с 1635 года и является единственной картиной мастера во Флоренции. 23, 24. Его гений искал более широкого поля деятельности.
В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно.
По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Таким образом, во время работы Микеланджело в капелле могли проходить службы.
И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Онофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Арно (Arno). Увиденное потрясло воображение многих людей. Илл. На заднем плане и несколько в стороне – Иоанн Креститель. 149. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело.
Только ответить своим искусством. Его мировоззрение приобретает трагический характер. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо.
7, 8. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок).
30), довольно точно передающая ее общий вид. 175, 176. Илл. Илл.
Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини.
И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Последняя была предназначена для хора старого собора св. Картина получила широкое признание от пэров. 182, 187, 188, 189.
Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo).
Илл. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Победили фанатики и чиновники, потребовавшие беспрекословного и слепого подчинения церковным авторитетам.
Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Наверное, он действовал вполне сознательно. 81-84. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Ридольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto), Якопо Сансовино (Jacopo Sansovino), Амброджо Лоренцетто (Ambrogio Lorenzetti), Перино дель Вага (Perino del Vaga) и других. Здесь все построено на контрастах.
В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. 174. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок.
Тут столкнулись два сильных характера. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного.
Уже в росписи Сикстинского потолка Микеланджело проявил себя как большой мастер архитектуры. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Илл. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи.
Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. Илл. иллюзия – вот что ценилось больше всего в развитой античной живописи.
Моисей восседает в торжественной позе. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Илл. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus).
Это гимн во славу человека и его безграничных творческих возможностей, это прославление его духовной мощи, это неиссякаемый родник физической энергии. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. 16. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Вот таким образом стена и без того имеющая согласно конфигурации плана выступы и отступы, приобретает еще большую подвижность.
И стоит только сравнить грубо намеченную голову Дня с овеянной тонкой дымкой головой Вечера и доведенной до полной законченности и отполированной головой Утра, чтобы понять, сколь разнообразными техническими приемами владел мастер. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него. Творческая личность Микеланджело настолько многогранна и богата, что это, естественно, порождало бесконечные споры об историческом месте его искусства.
Илл. И этой же цели служит цвет. Зачем это сделал Микеланджело. Илл.
183. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Ева послушно следует слову творца. Кроме Микеланджело. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет.
Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Кроме того, художник вторично прорисовывает ту же позу и те же детали в новом рисунке (см.
73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. 122-125.
С необычайным искусством объединил Микеланджело две перекрещивающихся фигуры в неразрывную группу, сумев так скомпоновать фигуру Христа, что она не выходит за пределы замкнутого силуэта, обладающего большой пластической выразительностью. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал.
Этот жест символизирует молчание. Однако нередко он оставлял камень в таком состоянии, когда его поверхность сохраняла шероховатость и следы работы троянкой. Практическую работу по перестройке собора мастер начал с укрепления оставшихся в наследство от Браманте четырех подкупольных столбов.
Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. Стих и рифма стоили ему больших усилий и нередко он переписывал одно и то же стихотворение до девяти раз, меняя слова и ритм речи.
Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Петра.
именно вот таким образом маленьким рисункам великого мастера знатоки отводят особую роль для тех, кто понимает, конечно. 13, 14, 15. Илл. Сегодня, приходя на поклонение к ним, мы выглядим просто карликами. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена.
Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. Тем самым ей отводится центральное место. И этому оно учит и нас.
В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций.
Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции.
Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь.
185, 186. Уже в зрелые годы Микеланджело говорил Вазари: Джорджо, все хорошее в моем таланте получено мною от мягкого климата родного вашего Ареццо, а из молока моей кормилицы извлек я резец и молот, которыми создаю свои статуи. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Падение республиканской Флоренции в 1530 году послужило сигналом к наступлению феодальной реакции. В результате они предстают зрителю трагически одинокими.
Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе.
Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Илл. Жизнь Микеланджело была трудной.
Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици.
В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. В 1988 я еще успела повидать подлинное, хотя и тогда говорили, что это не то, что было прежде, но их хоть свои реставрировали, по технологиям 15-16 вв., а япошки применили новые и все испортили.
Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. Зато вид группы справа мало удачен. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство. Илл.
Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени.
Когда он делал для каменотесов зарисовки обрамлений окон и дверей, либо профилей карнизов, то они были больше рассчитаны на то, чтобы дать общее представление о детали, нежели точно рассчитанную инструкцию для ее выполнения. Вазопись была фундаментом будущей живописи.
56-71). Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы.
Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). Художник несомненно заранее знал о дате закладки, знаменовавшей для него крушение всех его творческих замыслов. Он действует только словом. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. НО ЭТО НЕ ОКНА, ЭТО ВЫСТАВКА РИСУНКОВ «МИКЕЛАНДЖЕЛО И ЕГО ВРЕМЯ» В ВЕНСКОМ МУЗЕЕ АЛЬБЕРТИНА.
Вторым живописным произведением Микеланджело, выполненным в конце 1504-начале 1505 года, был не дошедший до нас картон для фрески в Зале Совета флорентийского Палаццо Синьории. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно.
В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. Что мог Микеланджело. Вот таким образом статуя Моисея не рассчитана на низкую постановку, которую она получила в окончательном варианте гробницы.
110, 112. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Возможно, это древние язычники, ожидающие крещения. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей.
Не поняв всей глубины содержания микеланджеловских творений, они заимствовали из них лишь внешние, формальные приемы, забывая при этом, что у Микеланджело они были органическими средствами выражения больших идей. 37. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. Петра.
Здесь им не хватало южного солнца и здесь нейтральное палладианство имело несоизмеримо больше шансов на успех. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. И для этого он должен был радикально изменить свое представление о человеке и человеческой фигуре, которая должна была бы стать хрупкой, легкой, бесплотной.
Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другими мастерами по заказу Сикста IV. Илл. Работа была создана для богатого флорентийского банкира Аньоло Дони в честь его свадьбы с Маддаленой, дочерью видной Тосканской благородной семьи Строцци. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св.
Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). В результате третий этаж выглядит гораздо более нарядным и богатым, чем первый и второй этажи, скованные классической доктриной. Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками по заказу папы Юлия II. Чтобы расписывать потолок, необходимы были леса. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование.
Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко.
Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Он стал уже высекать статую св. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533).
Илл.
Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры.
Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. 145. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. В действительности оно так и получилось. Завершая разговор, добавлю сакрального символизма от Рафаэля Санти.
И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. 150. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. С такими настроениями тема гробницы была ему внутренне сродни, так как она во многом перекликалась с его мыслями о смерти, которые никогда его не покидали.
Илл. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. За ней – Иосиф Обручник.
Илл. 38.
Действительность не оправдала их надежд. Илл. е. уважением классической традиции). Подлинных поэтических высот Микеланджело достигает в своих поздних стихотворениях, в которых полностью раскрываются благородство его души и чисто философская глубина мысли.
Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). Левая рука с трудом поддерживает опускающееся тело, голова склоняется на грудь, через несколько мгновений небрежно закинутая правая нога вытянется и все тело примет горизонтальное положение. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло.
Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа.
Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни. На самом же деле между ними лежала бездна. В 1530 году Микеланджело создал серию подарочных рисунков на мифологические темы. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений.
Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа.
У ног Христа, справа, восседает на облаке св. В борьбу включился и Микеланджело.
Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. «Все искусства имеют свой стержень в рисунке», – говорил Леонардо да Винчи. 109-112, 116-119. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим.
Затем борьба с не менее строптивым Юлием II. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. 92, 93, 94.
Порывистый и ранимый Микеланджело тут же взял резец и молот и выбил фавну несколько зубов. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Статуя Моисея была предназначена для второго этажа гробницы, где она должна была быть размещена над правой нижней нишей.
Микеланджело собирался фланкировать оконный проем могучей связкой коринфских колонн и дать тройную раскреповку покоившемуся на них антаблементу. Возврат к провозглашенным Савонаролой принципам, требование морального очищения церкви, прокламирование возможности непосредственного мистического общения с богом, минуя официальные догмы, вот за что боролись эти люди. Длина изображения почти полтора метра.
Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Все обнаженные фигуры безжалостно изгнаны, женские гермы заменены мужскими и притом тщательно облаченными в одеяния. 47.
Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей.