Рокотов Екатерина 2
Федор Рокотов: лица екатерининской эпохи
С конца 1760-х гг. Получив художественное образование под руководством Л. -Ж. В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. Это решение надолго определило композиционную традицию екатерининских монументов империи: таков памятник ей в Одессе (1900), таков же – в Екатеринодаре, как назывался современный Краснодар (1907, проект все того же Микешина). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком.
Выражения лиц моделей Рокотова сложны, подчас неуловимы. Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751-1830) и Владимир Боровиковский (1757-1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы. Здесь художник представил зрителям не только саму императрицу, но и большое число придворных, видных деятелей культуры и искусства эпохи ее правления (Панина, Разумовского, Дашкову, Бецкого, Сумарокова и многих других).
Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684–1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в России он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере – словно окутанной легкой дымкой. Согласно распространенной легенде, завещание в пользу Александра хранилось в кабинете Екатерины в особом конверте, перевязанном черной лентой. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия. Но она была человеком своего времени. Впервые имя Рокотова упоминается в 1757 году в письме М. В. Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684-1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в России он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере – словно окутанной легкой дымкой.
«Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова11. Земная судьба А. П. Лицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры. В день коронации Екатерины II был пожалован в генерал-адъютанты, возведен со всем родом в графские достоинства. По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна. Её образ – словно воздушный полунамек.
Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители. По-видимому, он отвечал той необходимой героизации, которая была чрезвычайно важна для императрицы при упоминании о «революции» 1762 года. Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях – на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором – Кагульский обелиск). Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729-1802), учеником Ротари и Алексеем Антроповым (1716-1795) изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году.
Рокотов, Федор Степанович – Портрет Екатерины (2)
Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он — «из самых похожих». Но в те времена господствовали достаточно свободные нравы. Художник почти не обращает внимания на детали одежды. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. Многочисленные портреты Эриксена отличают плоскостной характер и слабая выразительность. Фёдор Степанович Рокотов — один из лучших русских портретистов.
Для девиц-мещанок открыли также институт при Новодевичьем монастыре в Петербурге. Но свое законченное воплощение величественная приятность государыни получила, конечно, на портретах работы Дмитрия Левицкого (1735-1822), среди которых выделяется образ Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия (1783). Многочисленные портреты Эриксена отличают плоскостной характер и слабая выразительность.
Сочинение-описание картины Рокотова «Портрет Екатерины 2»
Идеологом новой педагогической доктрины стал сподвижник Екатерины И. И. Бецкой, написавший в 1764 г. «Генеральное учреждение о воспитании юношества». Художник использует зигзагообразный мазок, позволяющий безошибочно определять его авторство. Все эти знания в скором будущем пригодились ей в качестве источника успешного правления. Шувалова был принят в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге (ИАХ). Однако на написанном Торелли портрете в русском платье она кажется абсолютно серьезной (даже без улыбки) и производит скорее не слишком благоприятное впечатление.
юность проходит быстро. Она, что называется, себе на уме – качество, угадываемое позднее и другими живописцами. Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества.
«Золотой век» екатерининской эпохи
В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни. На экслибрисе, выполненном Анной Остроумовой-Лебедевой (1871–1955) для Сергея Казнакова, Екатерина (угадывается лишь ее силуэт) изображена с одним из своих фаворитов лунной ночью в Камероновой галерее Царскосельского парка. Именно Ф. С. Парадные и не очень парадные, они должны были служить определенным целям. Тонкие сжатые губы усиливают это впечатление.
Наконец, та же Анна Розина де Гаек написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-па-жом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер. Вполоборота она повернулась к нам, оглядываясь на сопровождающего ее фаворита. Это решение надолго определило композиционную традицию екатерининских монументов империи: таков памятник ей в Одессе (1900), таков же -в Екатеринодаре, как назывался современный Краснодар (1907, проект все того же Микешина). Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. Без сомнения, самым знаменитым произведением русской исторической живописи, где образ Екатерины не просто присутствует, а играет одну из главных ролей, является картина Николая Ге (1831–1894) «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874).
По его протекции Ф. С. На них не действовала «педагогика сердца» и эти юноши становились обыкновенными альфонсами, которых государыня содержала за счет государства. Растрелли. Потом он жил в Ревеле. Многие современники и потомки задавались вопросом: было ли вообще завещание Екатерины II. Увлечения молодыми людьми, становившимися ее фаворитами, кончались ничем.
Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время). Он был человеком начитанным, знавшим языки. На портрете ему примерно 23 года. Рокотов хорошо знал Струйского и вот таким образом можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь. Везде императрица возвышается над зрителями и везде она не одна. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив.
При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот художник играет тут очень важную роль. В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова». Многие хвалят человека за милосердие (Притч. Екатерина предстает здесь не в одеяниях античной богини – покровительницы наук и искусств, а в классицистическом образе триумфатора, законодательницы и радетельницы о благе подданных.
Лик Екатерины 2: традиции изображения
На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено. Эта «вечерняя» Екатерина Серебряного века завершает галерею ее художественных образов, созданных в старой России. Депутат от Вяземского уезда Смоленской губернии в комиссии по составлению проекта нового Уложения.
Владычица на алтаре сжигает маки в знак жертвования собственным покоем ради общего блага. Но смерть настигла ее в узком переходе между двумя служебными комнатами. Ответа нет до сих пор. В портрете запечатлен один из наиболее непринужденных и живых образов в русской живописи XVIII столетия. Вообще же предполагалось, что сеть воспитательных домов – своеобразных интернатов для сирот и подкидышей – даст России в будущем «третье сословие» (или «третий род людей»): предпринимателей, купцов, мастеровых.
- Описание картины «Портрет Екатерины »
- Портрет Екатерины (1763 год), Фёдор Степанович Рокотов
- Портрет Екатерины, Федор Степанович Рокотов, 1780-е
- То, что время пощадило, то, что память сберегла
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- Фото, рисунки и портреты Екатерины Великой
- Федор Рокотов — Третьяковская галерея
Каноническим можно назвать портрет императрицы в профиль, созданный Федором Рокотовым (1735 (. ) –1808) вскоре после ее коронации, в 1763 году: именно этот ее образ является одним из наиболее известных. Он оказался почти единственным из приближенных покойной императрицы, кто при новом государе удержался «на плаву».
Другое дело, что далеко не всем она шла. Ближе к старости Екатерина, не желавшая расставаться со своими иллюзиями и страстями, оказалась во власти ложной идеи, что сможет воспитать для себя, с помощью искусства, общения и примера, достойного ее спутника жизни. Словом, культурная жизнь кипела в столице Екатерины – «Семирамиды Севера», покровительницы искусств и наук. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». На картине известного исторического живописца Валерия Якоби (1833-1902) показана церемония инаугурации Академии художеств в 1765 году. Павел, став императором, призвал Алексея в Петербург и объявил всем, что он его родной брат. В 1770-е для Рокотова становится характерным раскованная манера письма. Человек всего более должен учиться милосердию ибо оно-то и делает его человеком.
В конце 1780-х годов в творчестве Рокотова вновь начинает преобладать парадный портрет. Духовный мир ее богат и сложен. е. частных) типографиях (1783) и др.
- Портреты женщин века художника Рокотова
- 10 неизвестных: история России в портретах Федора Рокотова
- Портрет императрицы Екатерины Федора Рокотова
- Портреты Екатерины и ее приближенных
- Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
- Рядом расположены достопримечательности
А на рисунке Валентина Серова (1865-1911), созданном для знаменитого издания Николая Кутепова по истории царской и императорской охоты, мы видим императрицу выезжающей вечером на соколиную охоту. О последних двадцати годах его жизни известно мало. И вот зал 4. Посмертная изобразительная слава Екатерины началась лишь в 1860-х. Вместе с тем она оставалась самодержицей, ничем не ограниченной в своей власти.
Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних. Везде императрица возвышается над зрителями и везде она не одна. С ней случился сильнейший инсульт. Эта «вечерняя» Екатерина Серебряного века завершает галерею ее художественных образов, созданных в старой России. На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707 – 1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным.
На фоне заметен торговый флот – вестник процветания государства. А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека. Но об этом чуть ниже. Ломоносова к И. И. Это была эпоха столетия ее царствования. Здесь художник представил зрителям не только саму императрицу, но и большое число придворных, видных деятелей культуры и искусства эпохи ее правления (Панина, Разумовского, Дашкову, Бецкого, Сумарокова и многих других). В лицах моделей всё чаще проскальзывает надменность, осознание своего превосходства над окружающими9.
- Фигура великой императрицы: путь к правлению
- Федор Степанович Рокотов: жизненный путь
- Высшее достижение в области парадного портрета
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Отправить запрос на изготовление копии
- Портретная галерея Фёдора Рокотова
Впечатление от петербургского монумента, а в большей степени от самой личности царицы превосходно выразил замечательный поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Недостроенный памятник». Портрет Струйского плохо сохранился, но ясно видны его нервное лицо, большие беспокойные темные глаза. Рокотова от его современников. Ни семьи, ни детей, только портреты, где взгляд притягивают лица, а не кружева и шелка. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Обе эти работы не понравились стареющей монархине. Стремясь во всем утвердить закон и неизменный порядок, Екатерина, однако, была убеждена, что в деле наследования государь вправе лишить наследства «негодного» наследника, чьи моральные и деловые качества не отвечают высоким задачам, стоящим перед просвещенным, гуманным государем. Она, что называется, себе на уме – качество, угадываемое позднее и другими живописцами. А на рисунке Валентина Серова (1865–1911), созданном для знаменитого издания Николая Кутепова по истории царской и императорской охоты, мы видим императрицу выезжающей вечером на соколиную охоту. Оно делает мудрыми.
Более неестественное изображение и представить себе сложно. Екатерина предстает здесь не в одеяниях античной богини – покровительницы наук и искусств, а в классицистическом образе триумфатора, законодательницы и радетельницы о благе подданных. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой.
- Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)
- Парадные портреты петербургского периода
- Портреты последнего периода жизни
- Игровое занятие – «Маленький эксперт»
- Мастер-классы по созданию кукол-мотанок, ткачеству поясов или соломоплетению
На сцене театров, как казенных, так и крепостных (их было 170), ставились лучшие европейские драмы, комедии, оперы. Обе эти работы не понравились стареющей монархине. Одновременно принимались другие важные законы: об отмене телесных наказаний для дворян и купцов, о «вольных» (т. И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. В первое десятилетие царствования Екатерины ее придворным художником был датчанин Вигилиус Эриксен (1722–1782).
Был преобразован Сенат, в Украине ликвидировано гетманство, что укрепило империю. А лучшим и самым известным портретом И. И. При создании двух самых знаменитых образов императрицы на страницах художественных произведений – в «Капитанской дочке» и «Ночи перед Рождеством» – Пушкин и Гоголь используют даже одинаковые слова: у русской царицы голубые глаза и легкая улыбка, так умевшая покорять все вокруг.
- В Национальном художественном музее Республики Беларусь действует программа Карта Гостя
- Новая развлекательно-познавательная экскурсия для детей «Самые-самые»
- Сочинения по картинам 5-9 класс
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Жалованные грамоты дворянству и городам
Предполагалось провозгласить свободу вероисповедания, запретить наказания «за мысли и слова людские». Каноническим можно назвать портрет императрицы в профиль, созданный Федором Рокотовым (1735 (. ) -1808) вскоре после ее коронации, в 1763 году: именно этот ее образ является одним из наиболее известных. Как и всегда, слухи эти преувеличены. Принцесса Фике (таково было ее домашнее прозвище) смотрит на зрителя внимательно и в то же время как бы высокомерно. Юного художника приглашали ко двору, было модно заказывать портреты молодым талантливым художникам.
В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты. Начало XX века принесло интерес к частной жизни императрицы. Действительно, у государыни было немало любовников (за ее жизнь их можно насчитать около трех десятков). Портретом Алесандры Струйской восхищались все современники. Завещания Екатерина не оставила, либо его уничтожили после смерти императрицы.
- Расцвет искусства при Екатерине
- 5 ноября 1796 – Смерть Екатерины
- Словари и энциклопедии на Академике
- Наиболее известные произведения
Есть и третья версия: Фёдор Рокотов мог быть незаконным ребенком – возможно, сыном князя П. И. Репнина, давшего ему вольную ещё в юные годы. Судьба художника во многом определилась благодаря И. Шувалову. При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. Шувалова, как вы уже, наверно, догадались, стал портрет кисти Рокотова, написанный в этом же 1760 году и хранящийся в Эрмитаже. Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Р. также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 г. ).
Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни. Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря. По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. До самого конца жизни Екатерина работала над созданием «конституции», понимая под этим термином кодекс прав разных сословий, в том числе и крестьян, которым гарантировалось право на жизнь, личную безопасность, здоровье имя, презумпция невиновности, право судебной и административной защиты.
На экслибрисе, выполненном Анной Остроумовой-Лебедевой (1871-1955) для Сергея Казнакова, Екатерина (угадывается лишь ее силуэт) изображена с одним из своих фаворитов лунной ночью в Камероновой галерее Царскосельского парка.
Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, вот таким образом «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника. Императрица как бы устремлена в будущее, к планам и преобразованиям. Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами. Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Но. Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. Это инструмент ее политики, ее общения, один из очень многих, но немаловажный.
Конец 1780-х в портретной галерее Екатерины представлен ее портретом в дорожном костюме кисти бывшего крепостного, художника Михаила Шибанова (биографические сведения о нем крайне скудны), написанным во время ее знаменитого путешествия в Крым (1787). Н. Е. Он же ведал написанием новых бесплатных учебников. Захватив власть, Екатерина стремилась утвердиться на троне различными путями. Начало XX века принесло интерес к частной жизни императрицы. Без сомнения, самым знаменитым произведением русской исторической живописи, где образ Екатерины не просто присутствует, а играёт одну из главных ролей, является картина Николая Ге (1831-1894) «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874). Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов.
Даже весьма оригинальный портрет императрицы в шугае и кокошнике оставляет не лучшее впечатление: смотрящая на нас пожилая женщина не внушает особой симпатии. Вот таким образом у Ф. С. Посмертная изобразительная слава Екатерины началась лишь в 1860-х. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу.
Именно он наряду с итальянцем Стефано Торелли (1712–1780) создавал официальный, канонический образ императрицы. 1780-е – нач. 1790-х – новый период творчества художника. 1757), вероятный автопортрет РокотоваРокотов родился в подмосковном имении князей Репниных Воронцово. А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного. Ему этого и не дали сделать. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру. Ф. С. Свадебное настроение тоже и вот наступают будни.
Но это Рокотов. Его моделями становятся представители старой московской знати. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9. «Ангел, сошедший на землю», — говорили о ней. Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент.
Нескольким слугам с трудом удалось вытащить грузную государыню из коридора и положить на расстеленный на полу матрас. Женские портреты, как правило, овальной формы. Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах большинство их приписывается самому Р. Кроме этих двух изображений Екатерины из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один — в московской Оружейной палате, два — в Гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший — в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и др. Рокотова было много заказов от знатных особ. Общение существенно сказалось на личности Екатерины. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке.
Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. Судьба Струйской была не очень удачной. С восшествием на престол Екатерины II получил титул графа и вышел в отставку в чине капитана лейбгвардии Преображенского полка. Она стала проявлять несвойственную ей ранее нетерпимость и консерватизм. Императрица как бы устремлена в будущее, к планам и преобразованиям.
На ее голове вместо императорской короны – лавровый венец. Он был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне. Свободно положенные мазки обозначают абрис формы, не совпадая с ее границами. В 1783 г. его назначили директором Главного народного училища, где готовили учителей. В результате изображенные воспринимаются светлыми силуэтами на тёмном фоне.
После своего прихода к власти она вступила в переписку с ним. На картине известного исторического живописца Валерия Якоби (1833–1902) показана церемония инаугурации Академии художеств в 1765 году. Вообще за Екатериной в истории тянется след как за распутницей, вакханкой, жадной до любовных утех. Это была эпоха столетия ее царствования.
Так возникает эффект мерцания, ощущение особой призрачной атмосферы. Вполоборота она повернулась к нам, оглядываясь на сопровождающего ее фаворита. Его автор Михаил Микешин (1835–1896) уже один раз изобразил великую императрицу – на памятнике Тысячелетию России в Новгороде: там она, возлагающая лавровый венок на голову склонившегося перед ней Григория Потемкина, представлена среди многих выдающихся деятелей русской истории. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот художник играет тут очень важную роль.
Его происхождение не совсем выяснено. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. Более неестественное изображение и представить себе сложно. Возможно, многие из этих портретов были выполнены вместе с учениками или самими учениками. Последние известные работы художник написал в начале 1790-х годов краски на них скупы, почти монохромны. Портьеры торжественно-красного цвета указывают на особый статус модели. Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь.
Так, в 1760 году Рокотов по словесному приказанию И. И. Жена же предстает на портрете грустной, с печальными глазами. Григорий Григорьевич Орлов, сын новгородского вице-губернатора Г. И. Орлова от брака с Л. И. Зиновьевой, второй из пяти братьев.
Начавшаяся Французская революция напугала императрицу. Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной. В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк. Наконец, та же Анна Розина де Гаск написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-пажом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер.
У Рокотова Екатерина II — владычица империи и женщина в расцвете лет. Художественные ценности из дома Струйских будут вывезены, проданы и перепроданы. Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. Вначале еще нужно было воспитать родителей будущих просвещенных людей. Этот портрет интересен своим камерным, «домашним» характером и императрица смотрит на нем как-то грустно и даже несколько удивленно.
6, 36). Могила его затерялась. До начала XX в. творчество художника было почти забыто. Контуры фигур растворены, они как бы сплавляются с густым мерцающим фоном. Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо – одутловатым и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины). Это полотно было создано в 1889-м к 125-летию академии.
В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных. Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях – на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором – Кагульский обелиск).
В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную спб. Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время). В начале 1770-х Рокотов, устав от придворных скандалов, уезжает в Москву.
В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов». Живописное начало преобладает над рисунком. Струйский умудрялся отбивать поклоны и Вольтеру и Екатерине II, за что профессор Ключевский назвал его отвратительным цветом русско-французской цивилизации XVIII века».
При этом художник остается верен натуре. На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707–1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным. Жертвами ее подозрительности и гнева пали: А. Н. Радищев, автор «Путешествия из Петербурга в Москву» издатель, журналист и масон Н. И. Новиков драматург Я. Княжнин. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И.
С улыбкой она вошла и в русскую классическую литературу. Струйский был одной из самых причудливых и странных личностей XVIII столетия. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета.
Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. Несмотря на жестокость мужа, лечила крепостных. Живопись приобретает плотность, фактуры разнообразных материалов – определённость. Из Преображенского полка он вышел в отставку прапорщиком и навсегда осел в своей вотчине.
Впоследствии Рокотов создал и ее портрет со знаками ордена Святого Георгия. Художник больше не пишет парадных изображений и выбирает сферу камерного портрета. Властно сжимая в руке скипетр, она повелительным жестом указывает в сторону императорских регалий и бюста Петра I с начертанным над ним девизом «Начатое совершает». Майков наверняка вел беседы во время сеансов. В этих законах в России впервые появилось понятие прав сословий, защищаемых законом.
Лессировки создают впечатление особой глубины и прозрачности поверхности. Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения.
С 1764 г. талантливых детей брали в Воспитательный дом при Академии художеств. Мудрая, волевая императрица, огромные возможности самодержавного государства, неисчерпаемые ресурсы страны, хорошая армия во главе с талантливыми полководцами, гибкая дипломатия, умело использовавшая военные победы для достижения выгодного России мира, ослабление главных противников (Османской империи, Крымского ханства и Речи Посполитой) – все это привело к серии блестящих побед империи во внешней политике. При этом известно, что работал он не очень быстро.
Это полотно было создано в 1889-м к 125-летию академии. Изысканная цветовая гамма построена на бесчисленном разнообразии оттенков розового цвета. формируется классический «рокотовский» стиль. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716-1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте. О Струйской восторженно писал поэт И. М. Долгоруков: Мало женщин знаю таких, о коих обязан я говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней.
В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Образование получали и в частных «вольных» школах и пансионах, которых в Петербурге в 1784 г. насчитывалось почти 50. На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено.
Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. академию художеств за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III. Она щедро наградила участников мятежа, но постаралась отдалить их от престола.
Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. Гениальный крепостной, ставший академиком. Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729–1802), учеником Ротари и Алексеем Антроповым (1716–1795) изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году. Улыбка Екатерины – это нечто большее, чем просто улыбка согласно портретной традиции. Источник света теперь помещен не сбоку, а прямо перед портретируемым.
Улыбка облагораживала, делала образ привлекательнее. На губах едва заметная полуулыбка.
И первые реформы новой императрицы усилили эту власть еще больше. Здесь, после нескольких часов агонии, она, не приходя в сознание и скончалась. Впоследствии Рокотов создал и ее портрет со знаками ордена Святого Георгия. Возможно, у художника слабело зрение. Источник света помещен сбоку. Впечатление от петербургского монумента, а в большей степени от самой личности царицы превосходно выразил замечательный поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Недостроенный памятник».
Здесь парадный стиль портретов сменяется на более камерный. В этом смысле Екатерина не отличалась от прочих своих современников. Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716–1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте. В первое десятилетие царствования Екатерины ее придворным художником был датчанин Вигилиус Эриксен (1722 – 1782). Его автор Михаил Микешин (1835-1896) уже один раз изобразил великую императрицу- на памятнике Тысячелетию России в Новгороде: там она, возлагающая лавровый венок на голову склонившегося перед ней Григория Потемкина, представлена среди многих выдающихся деятелей русской истории.
Шувалову, основателю и первому куратору Московского Университета (ныне МГУ), а также Академии художеств и Эрмитажа. В основу такого строя было положено новое судопроизводство, было создано новое местное управление, а главное изданы Жалованная грамота дворянству и Жалованная грамота городам (1785). Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе, когда вступила на престол Екатерина II. Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних— ближе к господствовавшей в то время стилистике классицизма. 20, 6). А уж пленять сердца Екатерина умела виртуозно.
Это тоже XVIII век. Церковь окончательно утратила экономические и нравственные рычаги влияния на политику. Это было самое динамичное время развития империи. Рокотов едет в Петербург обучаться живописи в Академии художеств, под руководством французских художников. Оно есть признак Божества. Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751–1830) и Владимир Боровиковский (1757–1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы.
Освещение, по-прежнему выполняющее важную роль в характеристике образов, меняется. Любопытно, что на стенах зала, где разворачивается торжество, Якоби «развесил» картины екатерининского времени, в том числе аллегорические портреты императрицы кисти Торелли (в образе Минервы) и Левицкого (в образе жрицы богини Правосудия), хотя ни того, ни другого портрета в 1765 году еще не существовало. Для этого портрета характерно сдержанное очарование и немалую роль в этом сыграла едва заметная улыбка, которую сумел уловить мастер, однако ему удалось показать и не слишком открытую и искреннюю натуру будущей императрицы. Переплетчики обертывали книги в глазет, в сафьян, в пергамент. Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо – одутловатым и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины).
Именно он наряду с итальянцем Стефано Торелли (1712-1780) создавал официальный, канонический образ императрицы. Но все же окончательного решения на публику Екатерина не выносила. Жил в Москве на Пречистенской улице.
В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III».