Рокотов Федор Степанович Картины

На странице представлены картины Рокотова Фёдора Степановича, все из которых являются портретами.

Фёдор Степанович Рокотов – биография и картины

Портрет А. П. Сумарокова предвещает переход живописца на овальные холсты. Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря. Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. – М., 1959. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. В 1780-е годы Рокотов написал множество женских портретов.

Судьба Струйской была не очень удачной. В нем художник становится более конкретным. Возможно, у художника слабело зрение.

Федор Рокотов: биография 
и картины

Федор Рокотов: биография и картины

Особенно привлекали Федора Рокотова серьёзные юношеские лица. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Женские портреты Рокотова зачастую имеют овальную форму и это тоже придает им особую романтичность. Люди на полотнах Рокотова, как кажется, таят в себе что-то сокровенное, значительное. В портретах появляется лиризм и формируется многозначность образа. В 1765 году художник пишет копию с картины «Венера, Амур и Сатир» и становится академиком.

Могила его затерялась. До начала XX в. творчество художника было почти забыто. ГРМ), парный к «Портрету неизвестной в белом чепце» (1790-e. В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты. Колорит портрета подчеркивает полнокровность и жизнерадостность образа.

При этом известно, что работал он не очень быстро. Мать 18 детей, она пережила многих из них. Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной. Похоронен он был на кладбище Новоспасского монастыря. Со старшим сыном Павлом у Екатерины были сложные отношения, так как после его рождения она увидела сына только через 40 дней и она не была уверена, что это ее сын. Он не испытывает недостатка в заказных портретах и пишет их.

  1. Картины — Рокотов, Федор Степанович
  2. Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника
  3. Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
  4. Федор Рокотов: биография и творчество
  5. Федор Рокотов — Третьяковская галерея

Современники выдающегося живописца в своих мемуарах обошли его молчанием. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. В Москве художнику предстоит проработать почти сорок лет, здесь он состоится как «истинный Рокотов», выработавший свою живописную манеру. В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. Рокотовым // Очерки по русскому и советскому искусству. С. 142. ). Он создавал возвышенно идеальные образы и отметал все частное и ненужное.

Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. Поэтически обобщая черты моделей, он приподнимал человека, делал его лучше и чище. На губах едва заметная полуулыбка. Так как Рокотов денег быстро заработать не мог. Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Он с алой орденской лентой стоит на фоне неба, в котором проблескивает лазурь.

ГРМ) и «Портрет Петра III» (1762. Пленительность этих творений возникала за счет наработанного мастерства. Рокотов пишет «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761.

  1. Художник Рокотов Федор Степанович (1735-1808)
  2. Рокотов Федор Степанович (1735—1808)
  3. Портреты женщин века художника Рокотова
  4. Художник Федор Степанович Рокотов (1735-1808) – портреты 18 века
  5. Русские художники: Рокотов Федор Степанович

Портреты А. П. Струйской (1772), В. Е. Новосильцевой (1780), П. Н. Ланской (1780-е), Е. В. Санти (1785), В. И. Суровцевой (1780-е). Орлов похож на переодетого античного бога. В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную Санкт-Петербургскую академию художеств за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III. Его заново открыли мирискусники.

В его селе Воронцово близ Москвы, на юго-западе родился будущий художник. Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит мимо зрителя. За это творение он был милостиво награжден.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  • Краткие сведения о жизни художника
  • Знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым
  • Портретная галерея Фёдора Рокотова
  • Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)
  • Парадные портреты петербургского периода

Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы и зал искусств «Парнас». Гос. Их размеры обычно – около 73 х 56 или 65 х 53 см. Рокотов стал, таким образом, одним из первых в России «вольных художников», независимых от государственной службы. С. 82 – 83 Государственный Русский музей.

Но в Академии будущий художник начал учиться с 1760 года. Репнина. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи.

  • Портреты последнего периода жизни
  • Федор Степанович Рокотов (1735-1808)
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • О знаменитости:Русский художник-портретист
  • Словари и энциклопедии на Академике

– М., 1959. Именно Ф. С. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. – СПб., 1998. ГТГ), «Портрет А. П. Кутайсовой» (Начало 1780-х гг. В 1780-е гг.

В 1765 году удостоен звания академика. ГТГ) в связи с ее коронацией в Москве (в Третьяковской галерее хранится этюд к этому портрету). По другой гипотезе, Федор Рокотов являлся внебрачным ребенком князя П. И. Репнина. ГТГ), С. Г. Домашнев, Б. Е. Ельчанинов, С. А. Порошин, А. И. Воронцов, Д. П. Бутурлин. Он значительно усложняет свой изобразительный язык. Мастер ловит неуловимое – чувства человека, перенося их на полотно.

Федор Степанович Рокотов. Женские портреты, как правило, овальной формы. И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. Например, куратором выставки Натальей Пресновой идентифицирована Неизвестная в белом платье с фисташковой лентой (1780-е, частная коллекция). Якоб Штелин, первый историк русского искусства XVIII века, свидетельствует, что «Федор Степанович Рокотов учился в Академии при Лоррене, Лагрене и Фонтебассо». Не очень ясно и происхождение: вроде бы из бывших крепостных, а может из мелкопоместных дворян.

Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Духовный мир ее богат и сложен. Навряд ли наследник престола приезжал из столицы позировать Рокотову, скорее наоборот.

По его распоряжению Рокотов был принят в 1760г. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. С 1762 адъюнкт АХ, с 1765 академик.

ГРМ) – в рост на фоне военного лагеря. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Портрет Струйского плохо сохранился, но ясно видны его нервное лицо, большие беспокойные темные глаза. На весь XIX век. Идеал человека века Просвещения выразил в них художник – честь и достоинство. Каждый портрет — это прежде всего чувство, воплощенное гибким и богатым языком живописи.

ГРМ), «Портрет князя Г. С. Волконского» (Между 1780 и 1789 гг. Он печатал собственные произведения в своем имении Рузаевка, где создал первоклассную типографию. В 1763 году его приглашают писать парадный портрет императрицы (1763. О последних двадцати годах его жизни известно мало. С. 11. ).

  • Федор Степанович Рокотов биография

Лицо написано чуть ли не осязаемо. Его часто приглашали ко двору. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. Разумеется, такое понимание «духовного аристократизма» еще очень далеко от идеи внесословности личности – идеи, которая в ту эпоху уже полностью утвердилась в искусстве Франции. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Чрезвычайно работоспособный, Рокотов вел много заказов. Сейчас его принято обозначать как «Портрет неизвестного в треуголке» (Начало 1770-х.

Картины — Рокотов, 
Федор Степанович

В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». С. 10. ).

А поэт М. М. Художник почти не обращает внимания на детали одежды.

Бледное тонкое лицо, губы с чуть наметившейся улыбкой. Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь. Вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов, свойственные ранним погрудным портретам Рокотова (портрет И. Л. Голенищева-Кутузова, 1-я половина 1760-х гг., Русский музей), характеризуют его как продолжателя традиций русского портрета 1-й половины 18 в. В 1765 году Фёдор Рокотов переселился в Москву, где положил начало своеобразной "московской" ветви русского портретного искусства. Но главное в другом: художник привносит в свои творения особое утонченное и ускользающее восприятие изображенного лица, он наполняет холст некой «загадочностью». Растрелли.

Портрет богатейшей дамы империи, чья внучка стала женой декабриста Сергея Трубецкого, долгое время находился в коллекции известного искусствоведа Александра Габричевского (1891 – 1968). ГРМ), «Портрет А. С. Жукова» (1780-е. Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда.

ГТГ). В 1760 году по словесному приказанию И. И. Шувалова принят в Академию Художеств. Майкова за изнеженной внешностью, за прищуром глаз, за усмешкой на красивых губах можно угадать иронический ум и проницательность поэта, который создал известную сатирическую поэму «Елисей». Ею оказалась Елена Ивановна Козицкая, супруга статс-секретаря Екатерины II. Даже год рождения под вопросом: то ли 1734-й, то ли 1735-й, то ли 1736-й.

Тверская картинная галерея), «Портрет П. С. Протасова» (Между 1785 и 1794 гг. Его незначительную роль в Академии можно объяснить тем, что он был портретистом, а в Академии приоритет отдавался «исторической живописи». Став академиком, Рокотов бросает службу в Академии художеств.

Из-за плохой сохранности атрибуция портрета вызывает большие сомнения. С. 76 – 78. ). Но ведь его портреты еще при жизни мастера получили всеобщее признание. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. «Также у Ротари и Токе он многому научился, – продолжает Штелин, – и затем всецело посвятил себя портретной живописи». Рокотов, Федор Степанович, Портрет Прасковьи Николаевны Ланской Начало 1790-х 74 x 53 (овал) см Холст, масло Россия Москва.

Последние известные работы Фёдора Рокотова относятся к 1790-м гг. У нее все положенные регалии: корона, скипетр и держава. Нижегородский художественный музей). все – в Третьяковской галерее). Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Фигура почти никогда не дается прямо, только с легким поворотом. 6.

Тема «просвещенного барина», начатая еще Никитиным в портрете С. Г. Строгонова, находит продолжение в творчестве Рокотова: И. Орлов, Воронцовы, Голицыны – это люди, вносящие свой вклад в развитие культуры России. ГРМ) и Писаревой (. ) (Первая половина 1790-х. Сумарокова. В 70-х создает свой творческий почерк Федор Рокотов. Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе.

Он был приглашен писать российского императора одновременно с А. П. Антроповым. Вместе с тем Рокотов исходя из портретных принципов своего непосредственного предшественника А. П. Антропова, создает образы, которые отличаются максимальной натурной конкретностью. Федор Степанович Рокотов. Ему повезло: это было относительно либеральное время, когда таланты искали и обласкивали.

Источниковые материалы о художнике чрезвычайно скупы и малочисленны. Потому так притягательны «загадочные» и вдохновенные лица на полотнах Ф. С. Рокотова. Пелевин Ю. А. Н. Е. Струйский свидетельствовал, что художник писал «почти играя», доводя до совершенства изображение лица и окончательную отделку второстепенных деталей, выполненных учениками. Федор Рокотов учился в петербургской АХ (с 1760). Сборник материалов для истории Академии художеств за 100 лет.

Современники с изумлением отмечали быстроту работы Рокотова и жизненную проникновенность его произведений: «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака (взора) его, в тот час и пламенная душа его, при всей его нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася. » – так писал один из знакомых Рокотова о портрете А. П. Сумарокова (Исторический музей), возданном всего лишь «по троекратном действии», то есть в три сеанса. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. Рокотов работает в жанре камерного портрета и его разновидности – интимного изображения. Глубокий и благородный ум поэта, баснописца и драматурга Сумарокова виден на его лице. Сведений о первых учителях Рокотова не сохранилось.

Вот таким образом в 1775 году Федор Рокотов навсегда покидает северную столицу. Художник был знаком со многими видными деятелями науки и культуры: ученым-энциклопедистом М. В. Ломоносовым, гравером Е. П. Чемесовым, архитектором В. И. Баженовым, ему позировали «театра русского отец» А. П. Сумароков и поэт-сатирик В. И, Майков. Майков наверняка вел беседы во время сеансов. ГРМ). В основу колорита Федор Рокотов, художник 18 века, обычно берет три цвета.

Любимец основателя университета и Академии художеств, августейшего фаворита Ивана Шувалова, выдвинутый в качестве примерного портретиста Михаилом Ломоносовым и самой Екатериной II (той очень понравился ее профильный, как бы комплиментарный портрет), академик с 29 лет, Федор Рокотов был практически забыт сразу после смерти в 1808 году. ГТГ, вариант в Русском музее) и Григория Орлова (1762 – 1763 гг. На склоне лет мастер занялся педагогической деятельностью.

В Москве Рокотов сначала снимал, а в 1785 году купил дом на Старой Басманной с мастерской во флигеле. В 1763 году Рокотов писал парадные портреты Екатерины II в связи с её коронацией. Т. 1. – М., 1963. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты.

Теперь Рокотов прочно обосновался в Москве. – СПб., С. 52. ). Но несмотря на обилие и. срочность заказов, Федор Степанович, по его собственным словам, «никогда скорее месяца не работывал что-нибудь с натуры», тем более что его живописная манера требовала «засушивать краски», так как писал он многослойно. ГРМ) и П. Н. Ланской (Начало 1790-х.

ГТГ). Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. С. 68 – 71. ). Ведь в клубе могли состоять только дворяне – лица других сословий не допускались. Ему этого и не дали сделать. Жил в Москве на Пречистенской улице.

Могила его, к сожалению, утеряна. Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показывает картину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил. Произведение осталось невостребованным и все последующие заказы были переданы Антропову. Т. 1.

ГРМ) исполненная художником по гравюре Ф. Бартолоцци, – это единственное сюжетное произведение мастера. художественный музей Белоруссии). Он становится адъюнктом, преподавателем. Струйский и его связи с Ф. С.

Особой утонченностью и трепетной одухотворенностью выделяются портреты графа А. И. Воронцова (не ранее 1765 г. ), А. П. Струйской (1772 г. ), Неизвестной в розовом платье (1770-е гг. ). В конце работы художник наносил лессировочные мазки, заставлявшие изображение «ожить». Позже Рокотов переезжает на Воронцовскую улицу, где он и умер в 1808 году. В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III).

Фактически цвет не играет в данных портретах почти никакой роли. ГРМ). Рокотова // Искусство. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза.

Художник стремится передать сложность и красоту внутренней сферы портретируемых. Его помощники впоследствии стали работать самостоятельно и образовался «круг Рокотова» из которого выходили произведения, схожие с рокотовскими, что создало искусствоведам множество трудностей в атрибуции этих работ. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Рокотов сосредоточивается теперь на технических средствах. С. 94. ).

ГРМ), «Портрет В. Е. Новосильцовой» (1780. Херасков образовал литературный кружок. ГТГ) и его второй жены Александры Струйской (1772. Таинственные полулыбки героинь рокотовских портретов их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфуммато»), сливающаяся с фоном изображения из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками и нынешним поколением любителей искусства. В апреле 1762 года император дал Рокотову сеанс.

Цвета — белые, розовые, жемчужные, чувствуется легкость, воздушность ткани. Вот таким образом у Ф. С. В Портрете Майкова (1765г. ) художник становится более конкретным. Псковский музей) и Александра Павловича (Начало 1780-х гг. Н. Лапшина, автор наиболее полной и обстоятельной монографии о художнике, утверждала, что «Рокотов являет собой типичный пример художника-реалиста XVIII века, который, стремится представить в своем творчестве идеал нравственного достоинства человеческой личности» (Лапшина Н. П.

Сын крепостного. Художник стремился выявить свое восприятие своеобразия модели. Иначе трудно объяснить тот факт, что подпись Рокотова стоит под «Правилами Московского английского клуба», составленными при его учреждении (Лебедев А. В.

На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными (портреты: В. Е. Новосильцовой, 1780, Третьяковская галерея супругов Суровцевых, 2-я половина 1780-х гг., Е. В. Санти, 1785 все три – в Русском музее). В московский период художник вступает в новую фазу творческого развития. Неприятие внешних эффектов, всего показного проявляется в затаённости чувств моделей, в их внутренней сосредоточенности, в эмоциональной приглушённости9. Загадки Рокотова // Возрожденные шедевры. С него были сделаны две копии. Известен еще один связанный с Рокотовым портрет Петра III (1762.

ГРМ), колорит которых строится на контрасте всего двух цветов – оттенков черного (или темно-коричневого до черноты) и белого. Для России это будет, скорее всего, Федор Степанович Рокотов. На портретиста оказали несомненное влияние идеи просветительства с его проблемами морального облика привилегированного сословия и «истинного достоинства дворянина».

Он создаст тот тип портрета, который отвечал представлениям дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, культуре, «душевном изяществе». Художника привлекает внутренняя красота человека. ГТГ), графиня Елизавета Васильевна Санти (1785. Его успехи были замечены.

ГТГ). Не исключено, что Рокотов несколько раз приезжал в Санкт-Петербург, так как известны два портрета великого князя Павла Петровича, выполненные художником в 1770-х годах явно с натуры (оба в ГРМ). Среди его наставников были Ротари и Токе. В чем причина.

А в первопрестольной кипит бурная общественная жизнь. Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. Земная судьба А. П. В ряде мужских портретах он тщательно прописывает мундир, воинские атрибуты и награды: «Портрет неизвестного в черном мундире» (1780. В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных.

ГТГ), князя С. В. Гагарина (Не позднее 1768. Женские портреты, как правило, овальной формы. Каталог. Голенищева-Кутузова, дяди прославленного полководца или И. Г.

При этом художник остается верен натуре. Молодой художник делает быстрые и заметные успехи. Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, вот таким образом «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. Сумароков и одаренный дипломат екатерининской эпохи А. М.

– М. : Художник РСФСР, 1962. Живопись. Впрочем, к нынешней экспозиции обширная рокотовская галерея неизвестных поредела. Художнику также поручается писать царских фаворитов Ивана Орлова (Между 1762 – 1765 гг.

XVIII век. При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки. Колористическое решение художника безупречно. В своих лучших произведениях художник творил «живописный миф». Современник Рокотова академик Я. Штейлин писал, что уже в начале 1760-х гг. Однако Академия запрещает свободную работу на стороне.

Они, как правило изображают верхнюю часть тела модели. Служба требовалась, чтобы получить чин и вместе с ним дворянство. Орлова, умного изысканного вельможи. Именно в это время складывается индивидуальный творческий почерк Рокотова. Эталонными стали два портрета.

Остались лишь официальные документы, мало что проясняющие в биографии портретиста. В Академии художеств учителями Рокотова были иностранцы. – М. : Искусство, 1945. А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного. Торговля идет бойко и не в убыток, одновременно расширяется круг читателей. Интересен в сочетании характеров парный портрет супругов Струйских. В 1778 году умирает князь Репнин.

В начале 60-х годов Рокотов становится все более и более известным художником. Федор Степанович Рокотов (1735-1808) был выходцем из крепостных князя П. И. Юного художника приглашали ко двору, было модно заказывать портреты молодым талантливым художникам. Он первым из русских портретистов достиг европейского уровня живописного мастерства. Обрезков, который был послом в Османской империи. В Москве Рокотова приняли как равного и он стал членом Английского клуба. Его влекли другие живописные задачи: создание камерных интимных полотен, в которых отражались бы представления мастера о возвышенном душевном строе его героев. В Москве ставятся пьесы драматурга А. П.

Её образ – словно воздушный полунамек. Его восхождению по лестнице признания способствуют дворцовые заказы. Это был Федор Рокотов, который в 1760 году напишет портрет своего покровителя.

Среди них можно выделить портрет И. Г. Вероятно, в работе принимали участие ученики молодого мастера, выполняя в портретах менее ответственные детали. Она мимолетна. Мастерская просто ломилась от обилия заказов. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства.

Шувалов не только его заметил, но и вырастил. Портрет очень понравился Екатерине II. Художник брал за работы крайне низкую оплату – по сто или даже по пятьдесят рублей. После этой работы Федор Рокотов поступает на первую ступень в Академии.

С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». На портретах появляется заученная мимика, напряженный взгляд, не пускающий внутрь образа. В овальном «Портрете А. П. Сумарокова» (1777. Но она была человеком своего времени. В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова». В каждом национальном искусстве есть свой загадочный художник. Оставаясь документально точным, молодой художник сумел передать атмосферу духовных интересов и культурных запросов широко образованного человека середины XVIII столетия.

Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. По его протекции Ф. С. Его происхождение не совсем выяснено. То же можно сказать о портретах великих князей Константина Павловича (Начало 1780-х гг. Он был человеком начитанным, знавшим языки. На портрете ему примерно 23 года. Рокотов хорошо знал Струйского и вот таким образом можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь.

Рассмотрим, например Портрет Майкова (1765г. ). Он в опале и выражение презрительной горечи отражает его ощущения. Академия пока еще не открылась. Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Фёдор Рокотов одним из первых русских живописцев уверенно овладел приёмами западноевропейского парадного портрета середины 18 в. (портрет Екатерины II, 1763, Третьяковская галерея и Русский музей, Ленинград).

С этим событием связана так или иначе программная картина «Венера, Амур и Сатир» (Между 1763 и 1765 гг. ГРМ). У него было несколько учеников, но их имена (кроме Петра и Ивана Андреевых) неизвестны, также как и их произведения. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона изысканные цветовые сочетания. Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент. На ней можно встретиться с такими хрестоматийными работами, как Портрет Василия Ивановича Майкова (1765), поэта-гедониста и либертина, воспроизведение которого только благодаря невежеству советских цензоров оказывалось в переиздававшихся учебниках «Родная речь», Портрет Александры Струйской (1772) – «русской Моны Лизы», увиденной в русском же сфумато (в «рокотовской дымке», созданной тончайшими лессировками) и воспетой спустя столетия поэтом Николаем Заболоцким, а также портрет ее сумасбродного супруга, поэта-дилетанта и помещика Николая Струйского, который считал батоги эффективным инструментом для внушения крестьянам идей Просвещения. ГИМ) и В. И. Майков (1775.

1954. В их числе были А. П. Сумароков (1777. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году.

Единый круг персонажей предстаёт в портретах поэта В. И. Майкова (около 1765), А. И. Воронцова (конец 1760-х гг. ), А. П. Струйской (1772), неизвестной в розовом платье (1770-е гг. ), неизвестного в треуголке (1-я половина 1770-х гг. Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами. Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Но. В России такие социально-эстетические представления еще только зарождались. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. В советское время считалось, что Рокотов противопоставлял холодной парадной живописи сановного Петербурга портреты нарочито тёплые, непринуждённые интимные, свидетельствующие о близком знакомстве художника с моделями.

Рокотова было много заказов от знатных особ. В советское время Рокотова выставляли и «при Грабаре» в 1923-м и в 1960 – 1961 годах (в Третьяковской галерее и Русском музее). В портрете В. И.

Свадебное настроение тоже и вот наступают будни. Мастер огромного дарования, художественная значимость его произведений выходит далеко за границы XVIII столетия. Кроме того, он нигде не придавал своим образам полной ясности портретной характеристики. Светотень распределяется таким образам, что «выплывает» прежде всего лицо, остальные детали погружены в полумрак, модели таинственно и загадочно смотрят на нас, чуть прищурившись. Впервые его имя упоминается в 1757 году в письме М. В. Ломоносова к И. И. Шувалову с просьбой поручить Фёдору скопировать для мозаичной работы портрет императрицы Елизаветы Петровны. ГТГ), урожденной Озеровой.

Так И. И. Рокотова от его современников. Таковы портреты Струйских. Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Таковы, например, портреты неизвестной в белом платье (Вторая половина 1780-х.

В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И. Для его петербургского периода характерны парадные портреты (великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III (1758, Русский музей, Петербург, повторение – в Третьяковской галерее, Москва), Г. Г. Орлова в латах (1762–1763, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (1763, там же вариант – в Дворце-музее Павловска). Придворные наперебой заказывали ему портреты. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Однако портрет не произвел благоприятного впечатления при дворе, может быть, так как писался наспех.

В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк. С одной стороны, он пишет, например, «Портрет княгини Е. Д. Волконской» (Начало 1790-х ГРМ), «Портрет неизвестного» (1790-х. Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру. Ф. С. Портрет императрицы очень декоративен.

Из московских произведений выделяется «Портрет В. И. Майкова» (1775. К тому же времени (1757) относится необычная картина Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» – едва ли не первый русский интерьер XVIII века (картина не сохранилась и известна по находящейся в Историческом музее копии, написанной в 1779 году учеником Рокотова А. Зябловым). у художника в квартире было «сразу около 50 портретов». В эту эпоху именно дворянство было носителем культуры, просвещения и образования. Рокотов выписал журнал, «Утренний свет» имевший масонское направление, который издавал Новиков. В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов».

Художник чаще всего пишет портреты овальной формы. ГТГ). Фигура, лицо и глаза обращены в разные стороны, что усиливает лихорадочность и истеричность образа. Масон Н. И. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой.

ГТГ), «Портрет неизвестной в белом платье» (Вторая половина 1770-х гг. К биографии Ф. С. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.

А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека. юность проходит быстро. ГРМ). Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. (Сахарова И. Н. Е. С приходом на трон Екатерины II Рокотов был приближен ко двору. Используя гамму условных, тающих тонов, Рокотов создает эффект прозрачной атмосферы, созвучной душевному состоянию модели. Творчество Рокотова 1790-х годов противоречиво.

Покупая у него одну книгу, вторую человек получает бесплатно. или между 1768 и 1773 гг. В 1762 году ему доверяют написать большой парадный портрет Петра III.

В облике томного изнеженного жуира угадывается иронический ум поэта-сатирика. Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители. Больше он никогда не будет брать государственных подрядов. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15. Каждый из них замечателен по-своему. В его мастерской, по свидетельству современника, стояло до сорока холстов, на которых «были окончены одни головы», а остальное, можно догадываться, дописывали ученики. Удивительно красивые лица.

Судьба продолжала благоволить к художнику. Федор Степанович Рокотов. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9. Особое внимание художник уделяет глазам и мимике. Таинственные полуулыбки его героинь их удивленные открытые глаза.

Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Рокотов тщательно воспроизвел картины шуваловского собрания, сплошь закрывающие стены кабинета, большой портрет самого И. И. Шувалова (работы де Вельи) и всю обстановку кабинета. Следующим званием будет академик. в Академию художеств. Вот те художественные черты, которые характерные для портретописи Рокотова в целом. Заказ был весьма ответственный и престижный: братья Орловы – едва ли не главные лица в дворцовом перевороте, возведшем Екатерину Алексеевну на царский трон.

в портретах Рокотова среда, атмосфера словно проясняются. Потом он жил в Ревеле. Как лучшие представители дворянской интеллигенции, среди них выделяются поэт А. Н. Так, в 1765 году в его мастерской стояло сорок портретов, «в которых было окончены одни головы». Судьба его очень необычна и до сих пор не все в биографии выяснено.