Рокотов Федор Степанович Портрет Екатерины Ii

Коронационный портрет Екатерины II явился высшим достижением Федора Степановича Рокотова в области парадного портрета.

Федор Рокотов: лица екатерининской эпохи

Рокотов работает в жанре камерного портрета и его разновидности – интимного изображения. Но об этом чуть ниже. С улыбкой она вошла и в русскую классическую литературу. При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот художник играет тут очень важную роль. В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова».

Портьеры торжественно-красного цвета указывают на особый статус модели. Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751–1830) и Владимир Боровиковский (1757–1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. формируется классический «рокотовский» стиль. Источник света теперь помещен не сбоку, а прямо перед портретируемым. Судьба его очень необычна и до сих пор не все в биографии выяснено.

Н. Е. Живописное начало преобладает над рисунком. Здесь парадный стиль портретов сменяется на более камерный.

Фото, рисунки и 
портреты Екатерины 
 Великой

Фото, рисунки и портреты Екатерины Великой

Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент. Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. Екатерина на них выглядит статичной куклой, как правило, с отстраненным выражением лица: ее черты не слишком привлекательны, а улыбка скорее натянута. в Академию художеств. Потом он жил в Ревеле. Так, в 1760 году Рокотов по словесному приказанию И. И.

Рокотов, Федор Степанович, Портрет Прасковьи Николаевны Ланской Начало 1790-х 74 x 53 (овал) см Холст, масло Россия Москва. Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9.

10 неизвестных: 
история России в 
портретах Федора

10 неизвестных: история России в портретах Федора Рокотова

В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты. На экслибрисе, выполненном Анной Остроумовой-Лебедевой (1871–1955) для Сергея Казнакова, Екатерина (угадывается лишь ее силуэт) изображена с одним из своих фаворитов лунной ночью в Камероновой галерее Царскосельского парка. Впервые имя Рокотова упоминается в 1757 году в письме М. В. Везде императрица возвышается над зрителями и везде она не одна. По его распоряжению Рокотов был принят в 1760г.

Майков наверняка вел беседы во время сеансов. По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа.

Художник Федор Степанович 
Рокотов (1735-1808) 
– портреты 18 века

Художник Федор Степанович Рокотов (1735-1808) – портреты 18 века

И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684–1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в России он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере – словно окутанной легкой дымкой. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. Удивительно красивые лица. По оригиналу Рокотов воссоздал образ императрицы в молодом возрасте: гладкое белое лицо, отсутствие морщин, глубокое декольте, прикрываемое в зрелом возрасте.

На ее голове вместо императорской короны – лавровый венец. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Гениальный крепостной, ставший академиком.

Принцесса Фике (таково было ее домашнее прозвище) смотрит на зрителя внимательно и в то же время как бы высокомерно. О последних двадцати годах его жизни известно мало. Её образ – словно воздушный полунамек. На нем Екатерина одновременно и величественна и очаровательна: ее милостивая улыбка обращена к верноподданным.

Федор Степанович 
Рокотов парадный 
портрет Екатерины

Федор Степанович Рокотов парадный портрет Екатерины

Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729–1802), учеником Ротари и Алексеем Антроповым (1716–1795) изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году. юность проходит быстро. Впоследствии Рокотов создал и ее портрет со знаками ордена Святого Георгия. Вполоборота она повернулась к нам, оглядываясь на сопровождающего ее фаворита.

Так начинал формироваться исторический портрет Екатерины 2, основными чертами которого стали волевой стержень, мужество, тщеславие, гордыня и хитрость. Ранний петербургский период отмечен исканиями, связанными с традициями середины XVIII в. В портретах заметны характерные черты.

«Золотой век» екатерининской 
эпохи

«Золотой век» екатерининской эпохи

Художник больше не пишет парадных изображений и выбирает сферу камерного портрета. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной.

В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов». Улыбка облагораживала, делала образ привлекательнее. Этот портрет интересен своим камерным, «домашним» характером и императрица смотрит на нем как-то грустно и даже несколько удивленно. На смену манящей полумгле приходят более отчетливые красочные тона, объемы становятся более определёнными. Властно сжимая в руке скипетр, она повелительным жестом указывает в сторону императорских регалий и бюста Петра I с начертанным над ним девизом «Начатое совершает».

У Рокотова Екатерина II — владычица империи и женщина в расцвете лет. Многочисленные портреты Эриксена отличают плоскостной характер и слабая выразительность. Здесь художник представил зрителям не только саму императрицу, но и большое число придворных, видных деятелей культуры и искусства эпохи ее правления (Панина, Разумовского, Дашкову, Бецкого, Сумарокова и многих других). Из Преображенского полка он вышел в отставку прапорщиком и навсегда осел в своей вотчине.

В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк. Но она была человеком своего времени. Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, вот таким образом «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника. Обе эти работы не понравились стареющей монархине.

Растрелли. Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго. Его моделями становятся представители старой московской знати.

Высшее достижение 
в области парадного 
портрета

Высшее достижение в области парадного портрета

По его протекции Ф. С. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру. Ф. С. Впечатление от петербургского монумента, а в большей степени от самой личности царицы превосходно выразил замечательный поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Недостроенный памятник».

Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо – одутловатым и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины). Ни семьи, ни детей, только портреты, где взгляд притягивают лица, а не кружева и шелка. Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами. Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Но. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. Конец 1780-х в портретной галерее Екатерины представлен ее портретом в дорожном костюме кисти бывшего крепостного, художника Михаила Шибанова (биографические сведения о нем крайне скудны), написанным во время ее знаменитого путешествия в Крым (1787).

При создании двух самых знаменитых образов императрицы на страницах художественных произведений – в «Капитанской дочке» и «Ночи перед Рождеством» – Пушкин и Гоголь используют даже одинаковые слова: у русской царицы голубые глаза и легкая улыбка, так умевшая покорять все вокруг. Рокотова было много заказов от знатных особ. Это была эпоха столетия ее царствования. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова11.

Однако на написанном Торелли портрете в русском платье она кажется абсолютно серьезной (даже без улыбки) и производит скорее не слишком благоприятное впечатление. На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено. Художник почти не обращает внимания на детали одежды.

Живопись приобретает плотность, фактуры разнообразных материалов – определённость. Вот таким образом у Ф. С. Ему этого и не дали сделать. А лучшим и самым известным портретом И. И. Могила его затерялась. До начала XX в. творчество художника было почти забыто. Историкам непонятно: откуда могла возникнуть в этом самодуре неугасимая страсть к печатному делу и где Струйский приобрел опыт и знания в столь сложном производстве. В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И. Он был человеком начитанным, знавшим языки. На портрете ему примерно 23 года. Рокотов хорошо знал Струйского и вот таким образом можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь.

В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека. Все эти знания в скором будущем пригодились ей в качестве источника успешного правления.

Парадные портреты 
петербургского периода

Парадные портреты петербургского периода

В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Тема «просвещенного барина», начатая еще Никитиным в портрете С. Г. Строгонова, находит продолжение в творчестве Рокотова: И. Орлов, Воронцовы, Голицыны – это люди, вносящие свой вклад в развитие культуры России. Его происхождение не совсем выяснено. Женские портреты, как правило, овальной формы.

На губах едва заметная полуулыбка. Начало XX века принесло интерес к частной жизни императрицы. Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. С конца 1760-х гг. Свадебное настроение тоже и вот наступают будни.

  1. Портрет Екатерины (1763 год), Фёдор Степанович Рокотов
  2. Описание картины «Портрет Екатерины »
  3. То, что время пощадило, то, что память сберегла
  4. Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
  5. Портреты женщин века художника Рокотова

Земная судьба А. П. Ломоносова к И. И. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Так возникает эффект мерцания, ощущение особой призрачной атмосферы.

Шувалову, основателю и первому куратору Московского Университета (ныне МГУ), а также Академии художеств и Эрмитажа. Освещение, по-прежнему выполняющее важную роль в характеристике образов, меняется. Она, что называется, себе на уме – качество, угадываемое позднее и другими живописцами. Улыбка Екатерины – это нечто большее, чем просто улыбка согласно портретной традиции. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. 1780-е – нач. 1790-х – новый период творчества художника. В результате изображенные воспринимаются светлыми силуэтами на тёмном фоне.

Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной. Однако, Рокотову позировал не спесивый новоявленный вельможа, а талантливый и дружелюбный человек. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. Это тоже XVIII век. А на рисунке Валентина Серова (1865–1911), созданном для знаменитого издания Николая Кутепова по истории царской и императорской охоты, мы видим императрицу выезжающей вечером на соколиную охоту.

  1. Рокотов, Федор Степанович – Портрет Екатерины (2)
  2. Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
  3. Федор Рокотов — Третьяковская галерея
  4. Сочинение-описание картины Рокотова «Портрет Екатерины 2»
  5. Портреты Екатерины и ее приближенных

Владычица на алтаре сжигает маки в знак жертвования собственным покоем ради общего блага. Жил в Москве на Пречистенской улице. Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря.

Другое дело, что далеко не всем она шла. Лицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время).

А уж пленять сердца Екатерина умела виртуозно. Портретом Алесандры Струйской восхищались все современники. Свободно положенные мазки обозначают абрис формы, не совпадая с ее границами. Шувалова был принят в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге (ИАХ). Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения. Тонкие сжатые губы усиливают это впечатление. Но это Рокотов.

  1. Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Фигура великой императрицы: путь к правлению
  4. Лик Екатерины 2: традиции изображения
  5. Федор Степанович Рокотов: жизненный путь

Каноническим можно назвать портрет императрицы в профиль, созданный Федором Рокотовым (1735 (. ) –1808) вскоре после ее коронации, в 1763 году: именно этот ее образ является одним из наиболее известных. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. Парадные и не очень парадные, они должны были служить определенным целям.

Струйский был одной из самых причудливых и странных личностей XVIII столетия. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Эта «вечерняя» Екатерина Серебряного века завершает галерею ее художественных образов, созданных в старой России. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. На картине известного исторического живописца Валерия Якоби (1833–1902) показана церемония инаугурации Академии художеств в 1765 году.

Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. Художественные ценности из дома Струйских будут вывезены, проданы и перепроданы. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. Именно он наряду с итальянцем Стефано Торелли (1712–1780) создавал официальный, канонический образ императрицы.

Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. Изображения Екатерины II передают царственную осанку, твёрдый, но добродетельный, взгляд и, кажется, сам дух эпохи русского просвещения. В первое десятилетие царствования Екатерины ее придворным художником был датчанин Вигилиус Эриксен (1722–1782). Для его петербургского периода характерны парадные портреты (великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III (1758, Русский музей, Петербург, повторение – в Третьяковской галерее, Москва), Г. Г. Орлова в латах (1762–1763, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (1763, там же вариант – в Дворце-музее Павловска). Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. При этом известно, что работал он не очень быстро.

Екатерина II восседает на троне со скипетром в протянутой руке, мягкие черты лица делают ее профиль одухотворенным, а сама принятая ею поза скорее легкая, нежели тяжеловесная, – благодаря всему этому и создается ощущение некоего порыва, обращенности вперед, не вполне ожидаемое от парадного портрета. На фоне заметен торговый флот – вестник процветания государства. Выражения лиц моделей Рокотова сложны, подчас неуловимы. Его автор Михаил Микешин (1835–1896) уже один раз изобразил великую императрицу – на памятнике Тысячелетию России в Новгороде: там она, возлагающая лавровый венок на голову склонившегося перед ней Григория Потемкина, представлена среди многих выдающихся деятелей русской истории. Контуры фигур растворены, они как бы сплавляются с густым мерцающим фоном. Это инструмент ее политики, ее общения, один из очень многих, но немаловажный.

  1. Рядом расположены достопримечательности
  2. О жизни и творчестве выдающихся художников
  3. Отправить запрос на изготовление копии
  4. Портретная галерея Фёдора Рокотова

По-видимому, он отвечал той необходимой героизации, которая была чрезвычайно важна для императрицы при упоминании о «революции» 1762 года. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15. Женские портреты, как правило, овальной формы. В Портрете Майкова (1765г. ) художник становится более конкретным.

Рокотова от его современников. Лессировки создают впечатление особой глубины и прозрачности поверхности. А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного. Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716–1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте.

  • Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)
  • Портреты последнего периода жизни
  • Сочинения по картинам 5-9 класс
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Именно Ф. С. Переплетчики обертывали книги в глазет, в сафьян, в пергамент. Это решение надолго определило композиционную традицию екатерининских монументов империи: таков памятник ей в Одессе (1900), таков же – в Екатеринодаре, как назывался современный Краснодар (1907, проект все того же Микешина).

Портрет Екатерины 
 (1763 год), Фёдор 
Степанович Рокотов

Это полотно было создано в 1889-м к 125-летию академии. Возможно, у художника слабело зрение. В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки. Без сомнения, самым знаменитым произведением русской исторической живописи, где образ Екатерины не просто присутствует, а играет одну из главных ролей, является картина Николая Ге (1831–1894) «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874).

В начале 1770-х Рокотов, устав от придворных скандалов, уезжает в Москву. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи.

Более неестественное изображение и представить себе сложно. Наконец, та же Анна Розина де Гаск написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-пажом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях – на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором – Кагульский обелиск). Изысканная цветовая гамма построена на бесчисленном разнообразии оттенков розового цвета. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву».

В 1765 Рокотов был удостоен звания академика живописи, однако преподавание в Академии не оставляло возможностей для собственной работы и вот таким образом художник оставил в том же году Петербург ради Москвы, где брал много заказов и открыл частную школу. Рокотов, как правило избегает парадных изображений. В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных. Крепостные мужики, обученные барином-графоманом, печатали книги на превосходной александрийской бумаге иногда даже на атласе, на шелках и на тафте используя высококачественные краски, набирая тексты уникальными шрифтами.

Цвета — белые, розовые, жемчужные, чувствуется легкость, воздушность ткани. Фигура Екатерины освещена пламенем свечей, а выражение ее лица, холодное и даже надменное, – она как бы ухмыляется своей сдержанной улыбкой – демонстрирует ее безусловное превосходство над ситуацией, что не очень-то располагает зрителя к героине картины. При этом художник остается верен натуре. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. И вот зал 4. Посмертная изобразительная слава Екатерины началась лишь в 1860-х.

Источник света помещен сбоку. Судьба Струйской была не очень удачной. Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь.

Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. Но несмотря на столь сдержанную творческую манеру художника, Екатерина II любила портрет работы Эриксена, где она изображена в момент переворота на любимом коне Бриллианте, в платье по форме Преображенского полка. На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707–1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным. Это движение на первом плане контрастирует с уходящим вдаль в глубине картины Петром III, также сопровождаемым придворными, причем контраст достигается не только разными векторами двигающихся групп и соотнесением планов полотна, но и цветовым решением. В конце 1780-х годов в творчестве Рокотова вновь начинает преобладать парадный портрет.

Императрица как бы устремлена в будущее, к планам и преобразованиям. Духовный мир ее богат и сложен. Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних.

Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. В 1770-е для Рокотова становится характерным раскованная манера письма. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. Мать 18 детей, она пережила многих из них.