Рубенс Картины
Переписан фон полотна, платье, частично – причёска, местами подновлено лицо и добавлена рука. Сверкание красок на картине выдаёт любовь и нежность, с которыми Рубенс относился к своей жене. Рубенс, несмотря на откровенные картины изображаемые им, был любящим отцом всех своих детей, которых, к слову, у него было восемь. Питеру Паулю Рубенсу, благодаря картинам и дипломатическим способностям, удалось добиться мира между Мадридом и Лондоном.
Реакция современников на эту картину оправдала ожидания Питера Рубенса. В творчестве Рубенса этого периода, кроме картин с эпизодами библейской истории, стали чаще появляться сюжеты из античной мифологии («Битва греков с амазонками», «Похищение дочерей Левкиппа»). Яркий представитель искусства барокко во фламандской живописи, Питер Пауль Рубенс (1577-1640) прославился как мифологическими и религиозными картинами, так и портретами. В 1622 г. вдовствующая королева Мария Медичи вызвала Рубенса в Париж, чтобы он заполнил картинами из её жизни два длинных перехода в новом Люксембургском дворце.
«христос в доме Марфы и Марии» (1628) – картина фламандских художников Яна Брейгеля Младшего и Питера Пауля Рубенса. Картины Рубенса этого времени полны страстной динамики. На этот сюжет у Рубенса есть несколько картин: его привлекала возможность написать трех прекрасных обнаженных женщин на фоне идеального пасторального пейзажа.
При холеной внешности банкира и обладая благородными манерами дипломата, на своих картинах Рубенс преимущественно изображал обнаженных женщин с пышными формами. «совершеннолетие Людовика XIII» (1622-1625) – картина, входящая в серию фламандского художника барокко Питера Пауля Рубенса о жизни Марии Медичи. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. Одним из ярких представителей фламандской школы живописи в стиле барокко является Питер Пауль Рубенс (1577 — 1640) – автор огромного количества картин с изображением женщин, которых потомки позже назовут рубенсовские женщины. «воспитание Марии Медичи» (1622-1625) является частью серии картин фламандского художника барокко Питера Пауля Рубенса о жизни Марии де Медичи.
Рубенс (1577-1640), чье имя неразрывно связано со стилем барокко, написал эту картину во время своего первого приезда в Рим. За все время художественной работы Питер Пауль Рубенс написал более 3000 картин, многие из них оказали влияние на творчество последующих поколений художников.
Рубенс Питер, картины с описанием и биография (на фото: Автопортрет)
Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Тот же Зандрарт утверждал, что единственным источником эстетических устремлений Питера Рубенса до 14-летнего возраста было копирование гравюр из Библии издания Тобиаса Штиммера 1576 года. Мастерская не вернулась к порядкам 1620-х годов: каждый из ассистентов подписывал выполненные заказы собственным именем. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант.
В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века.
«Вознесение Девы Марии» или «Успение Пресвятой Богородицы» – картина Питера Пауля Рубенса, завершённая в 1626 году в качестве запрестольного образа для главного алтаря Собора Богоматери в Антверпене, где она хранится. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена.
Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года.
Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Быстрота работы мастера поражала современников. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Рубенс различал— в том числе и в стоимостном отношении— картины, написанные учениками, в соавторстве или единолично. Биографы и исследователи творчества Рубенса единодушно отмечают его необычайную свободу в живописи.
Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие. Настоящие чудеса света и цвета, эти картины часто носят личностый характер, они гораздо сильнее прочувствованы им, чем многие крупные сцены, написанные прежде. В ноябре 1622 года в Антверпене вспыхнула эпидемия чумы, но Рубенс неуклонно работал над заказом.
Рубенс не осуждал чужих произведений и находил «нечто хорошее в любой манере». Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Речь шла о «Воздвижении креста». Его творчество стало связующим звеном двух художественных культур — возрождения и барокко. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190.
В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Очевидно, он был любимым ребёнком, поскольку единственным из всех детей Питера Пауля удостоился упоминания в переписке. Его талант был сразу же замечен.
29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. В каждой из этих стран, его авторитет был весьма высок.
Питер Пауль Рубенс – биография и картины
В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Неизвестно, откуда у Питера оказались деньги на заграничную поездку— возможно, он выполнил некий заказ в Антверпене или продал некоторые свои работы. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Юнона предложила сделать его самым могущественным из царей, Минерва – самым храбрым героем, а Венера обещала ему любовь самой красивой женщины, Елены из Спарты. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах.
В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Рубенс всегда заключал с заказчиком договор, в котором оговаривалась желаемая сумма, размер картины и её сюжет. Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером.
Лекуре, «доходило до угодничества». Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах.
Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Женщина, стоящая на коленях, держит цветок, ссылаясь на лилии, которые чудесным образом заполнили пустой гроб. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.
Петер Пауль Рубенс и его картины (16)
В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Но Идас камнем сразил Полидевка. На ней в излюбленной манере художника в неких райских кущах изображены три обнаженные полные женщины, олицетворяющие древнеримских граций – богинь веселья и радости. Юноша – эрцгерцог Фердинанд.
Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Удивительная судьба ждала его в жизни и в творчестве. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела.
Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года.
Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Герцог Альбрехт плохо представлял себе, кто такой Рубенс, но заказал ему свой портрет и портрет жены, а после исполнения заказа немедленно присвоил ему звание.
Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха. Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене (Германия), в состоятельной и знаменитой семье ремесленников и торговцев.
Кто такие рубенсовские женщины: описание, картины и интересные факты
Большой дом на Ваппере с мастерской продать не удалось из-за чрезмерной стоимости, вот таким образом Елена Фоурмен жила там до второго замужества. Рубенс любил свой труд и старался жить так, чтобы работа была в радость. У него было несколько учителей живописи, но особенное влияние на становление будущего художника оказал придворный художник Отто ван Веен. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией.
Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). И Рубенс не исключение. Каждый персонаж на триптихе имеет свой неповторимый характер, который раскрыт через взаимодействие с остальными участниками композиции. И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, — дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса).
Галерея картин Питера Пауля Рубенса
В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома.
Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций.
Художник увлекся новым жанром — портретом. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал.
В результате 23-летний фламандец оказался на службе Мантуанского двора и, едва появившись в Италии, получил покровителя, жалованье и относительно высокое общественное положение32. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Известно, что знаменитую картину «Поклонение волхвов» (Антверпен, музей) высотой в пять метров он написал в 1624 году за одиннадцать дней.
Известные картины Питера Пауля Рубенса
В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно.
Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации».
В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Если отсчитывать стиль барокко от римских сооружений Ордена Иезуитов142, то исторически о своей принадлежности к этому стилю Рубенс объявил в 1620 году, когда принял заказ у иезуитов на оформление фасада и внутреннего убранства церкви св. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант.
Галерея картинПитера Пауля Рубенса
Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Парис решил похитить Елену. Да и после сравниться с ним в этом мог только Рембрандт. Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219.
Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Один из его учителей, Отто ван Веен, большой знаток античной истории, находился под влиянием искусства итальянского Возрождения и его увлечение в полной мере передалось ученику. Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом.
- Рубенс Питер ПаульКартины и биография
- Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника
- 10 шедевров Питера Пауля Рубенса
- 28 июня, 435 лет назад, родился фламандский художник эпохи барокко – Питер Пауль Рубенс
- Питер Пауль Рубенс: биография и лучшие работы
- Неизвестные факты об известных художниках 7 часть
- Прибытие Марии Медичи в Марсель Питер Пауль Рубенс
Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость.
16 февраля того же года Рубенс представил духовенству модель. В изображении Рубенса «Вознесение Девы Марии» хор ангелов поднимает её в спиралевидном движении к вспышке божественного света. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии.
- Елена Фоурмен со своими детьми Питер Пауль Рубенс
- Осенний пейзаж с замком Стен Питер Пауль Рубенс
- Похищение дочерей Левкиппа Питер Пауль Рубенс
- Снятие с креста Питер Пауль Рубенс
Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213.
О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. 15 сентября художник прибыл в Мадрид.
Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия.
- Картины и репродукции Питера Пауля Рубенса
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Поверенный не хотел, чтобы Рубенс лично представил дары королю и не допустил его к аудиенции, о чём художник без эмоций сообщал герцогу Мантуи48. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг.
В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми.
- Питер Рубенс: последние новости
- Возвращение Дианы с охоты, 1615
- Аллегория – Четыре Континента, 1615
- Женский портал о красоте и стройности
- Женские образы в живописи Питера Пауля Рубенса
- Лучшие работы Питера Пауля Рубенса
- Творчество Питера Пауля Рубенса
- «Рубенсовские женщины» : созданные из молока и крови
Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Его чёрное одеяние подчёркивает его характер – этот король никогда не смеялся. 12 мая 1635 года был подписан нотариальный акт о приобретении Рубенсом поместья Стеен в Элевейте. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.
Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Карлу Борромео).
Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды. Мантуанский герцог Винченцо Гонзага сделал его своим придворным живописцем. В отличие от тициановского портрета Карла V, Рубенс придал композиции больше динамики, направив всадника прямо на зрителя. Рубенс и себя не раз писал в ней.
Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом-младшим (1592—1648), братом Елены.
13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Ещё в 1618—1619 годах Рубенс вёл переписку с английским государственным деятелем и художником-любителем Дедли Карлтоном. Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами. Филипп выводит юношу в красном, подвигает его к фигуре Фландрии, как бы говоря: «Вот, это ваш новый наместник» (the deputy).
Доброклонский и Н. Н. Луки214. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Никулин. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель.
Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы. К Персею, в шлеме, кирасе и плаще, примыкают два путт и один из них помогает ему снять верёвки, которыми Андромеда привязана к камню. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру.
- Шедевры, выставленные в Эрмитаже
- Профессиональный фотограф Наум Грановский
Однако величина фигур угнетает динамику композиции. создал свою мастерскую. Метод работы над этим портретом использовался художником долгие годы: сначала делался набросок или предварительный композиционный эскиз, затем— всегда с натуры— писалось лицо модели.
Это одна из поздних работ Рубенса. Возможно также, что деньги на путешествие предоставил отец Деодато дель Монте, сопровождавшего Рубенса в качестве его ученика29. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.
Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200.
Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18.
Она находится в Берлинской картинной галерее, Германия. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться».
И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Он прекрасен как художник, не очень глубок как художник.
Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. На самом деле никакой магии в живописи Рубенса не присутствует. С 1610 по 1620 год художник был увлечен написанием охотничьих сюжетов. Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем.
За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». Внизу – ещё одна и всё, круг замкнулся, мы опять возвращаемся к Силену.
Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года.
Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Рубенс прихватил с собой несколько картин, но очень спешил: не стал заезжать в Париж и в Прованс к Пейреску, единственным исключением стала его двухдневная поездка к осаждённой Ла-Рошели.
Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи.
Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Основная тематика, конечно, – образ юной жены. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью.
Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом).
Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. В 1629 году он побывал в Англии. Рубенс заботился о своих авторских правах.
Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Он был высокого роста и обладал величественной осанкой, черты лица имелправильные, щеки румяные, волосы русые, глаза его блестели, но не слишком ярко он казалсяжизнерадостным, мягким и вежливым. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.
Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Кроме того, как утверждают биографы, художнику куда интереснее было рисовать роскошное тело с избыточной плотью, с интригующими складками изгибами и выпуклостями. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23.
Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры. Отец умирает через год после его рождения, а через 10 лет семья возвращается в Антверпен, где у матери есть собственность и скромные средства для жизни. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок.
Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Луки. Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь. Эти работы, а также многочисленные изображения вакханалий, в том числе «Вакханалию» (1615–1620, ГМИИ, Москва), можно считать переходными от первого ко второму этапу. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая».
Картина Рубенса Два сатира продолжает тему мифологических существ. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Полотно с изящным названием Три грации хранится в испанском Музее Прадо. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни.
В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Картина была подписана обоими художниками104. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Также Рубенс создал множество портретов.
28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Служанка то ли расчесывает, то ли просто перебирает красивые золотые волосы своей госпожи.
Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Эта же комната служила и личным кабинетом. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь.
Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Кто же не знает имя Петера Пауля Рубенса. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.
Большую долю его творчества заняли и различные пейзажи. В данной статье мы раскрываем интересные, а порой даже вызывающие факты из жизни Рубенса Питер Пауля, Иеронима Босха, Пьера Ренуара, Сандро Боттичелли, Карла Брюллова.
Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики.
Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя.
Неужели она была настолько скромна. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои.
После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Рубенс писал главному смотрителю королевской библиотеки в Париже Пьеру Дюпе: «Я потерял действительно хорошую супругу, которую с полным правом можно, даже нужно было любить, так как она не обладала теми негативными качествами, обычно присущими женскому полу. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно.
Спустя десять лет он напишет картину «Битву греков с амазонками», где постарается достичь выразительности картины Леонардо в сложной многофигурной композиции. В поколении импрессионистов с Рубенсом сравнивали Ренуара, который также внимательно изучал его технику.
Несмотря на постоянную занятость, художник жил очень размеренно. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Из редких процветающих счастливцев, вероятно, самым счастливым и процветающим был Рубенс. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет.
Брак был заключён с большой поспешностью. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Можно заметить как некую закономерность, что «любимцами судьбы» оказывались художники хотя и замечательно талантливые, но не самые глубокие. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу.
Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Его зрительная память не уступала памяти на тексты.
Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. 1750). Однако присутствующая рядом с Венерой Рубенса чернокожая служанка позволяет думать, что его Венера – вовсе не богиня, а земная женщина, склонная к божественному самолюбованию. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами.
Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. На полотне изображены козлоногие (goat feet) спутники Вакха, сатиры (satires). Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми).
Многие жители покидали разоренную войной страну.
От продажи коллекции Бэкингему осталось 84 000 флоринов, прочие деньги ушли на покупку 3 домов в Баскюле и 4 домов на улице Аньо, смежных с владениями художника.
До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Художник скончался в 1640 году. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».
Художник дважды был женат. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь.
24 мая Рубенс прибыл в Париж, с собой он привёз ещё 9 картин и коллекцию медалей герцога Арсхота на реализацию. Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222.
Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин.
Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Тела не смуглые, как было принято в итальянском искусстве и не молочно-белые, как во фламандской традиции, а решены в розовой, янтарной и терракотовой гамме. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем.
Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Он писал: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравниться с которым я не смел и помыслить». В правой части многофигурной группы в чёрном одеянии стоит испанский король Филипп IV. Вследствие болезни он был практически парализован.
К 1568 году эшевен Рубенс не скрывал симпатий к кальвинизму и принял участие в подготовке оранжистского восстания. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9.
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды).
Внешность обоих мужчин на картине также напоминает более ранние автопортреты Рубенса – у обоих испанские бородки и вьющиеся волосы. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Большое значение он придавал архитектурному обрамлению своих произведений. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов.
Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. В Древней Греции этих богинь звали харитами. Он находил удовольствие в поездках на испанском коне, чтении, а также – изучении медалей и резных камней (агатов и сердоликов) прекрасным собранием которых располагал. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147.
В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Благодаря рисунку Рубенса сейчас можно представить себе исчезнувшую композицию Леонардо «Битва при Ангиари». Это великого чародея, раскрывшего человечеству мир красок и радости бытия.
На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Осталось несколько полотен с изображением Альберта.
В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Рубенс не считается мастером психологического портрета.
По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Он был высокообразованным человеком и часто включал в свои живописные аллегории символы античной мифологии.
Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. В 1626 году умерла жена художника и он очень тяжело переживал эту потерю.
Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Отпевание состоялось 2 июня. В 1635 году Рубенс приобрел замок Стен, расположенный в нескольких милях к югу от Антверпена. Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). Высшей наградой для героя Персея становится любовь спасенной им Андромеды.
8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Изабелла Брант стала крёстной матерью детей Яна Брейгеля, как и Рубенс после безвременной кончины Яна от холеры Рубенс стал его душеприказчиком103.
Первая из них, фрагмент которой представлен выше, была написана в 1617 году. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства.
писали картину на большом холсте, который он потом проходил кистью или сам исполнял наиболее важные места". Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. В переписке Рубенса много латинских цитат, причём как точных, приводимых по памяти, так и собственных афоризмов. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году.
Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко.
Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко.
Его сухощавое лицо и стекающие по чарке излишки свидетельствуют об этом. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Рубенс создал множество произведений из которых почти половина – большие монументальные полотна. Художник в был разносторонне образованным человеком.
Графические и живописные портреты родственников или людей, вызывавших симпатию, многочисленны в рубенсовском наследии. В этом сюжете Рубенс проявил свои возможности художника в изображении пластики человеческих тел. Сильными руками юноши подхватывают нагих женщин, чтобы посадить их на коней. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками.
Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Многие искусствоведы утверждают, что эта картина является не просто портретом неизвестной камеристки. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого.
Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Впрочем, В. М. Лазарев в предисловии к русскому изданию писем Рубенса заявлял: «Ни Ватто, ни Буше, ни Ренуар не сумели дать более совершенных образцов живописи. Квартира располагалась на виа Санта-Кроче близ Площади Испании, братья даже наняли себе двух слуг53.
Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)". Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. Он даже бравировал тем, что улыбнулся всего несколько раз в своей жизни.
Особенно интересным в этой картине является факт совместной охоты восточных и европейских персонажей – это становится ясно из их одежды и вооружения.
При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. «Персей освобождает Андромеду» – картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, выполненная в 1622 году.
Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. Художник сделал рисунки с различных ракурсов с аллегорической статуи «Ночь», стремясь научиться свободному выявлению выразительности и красоты человеческого тела. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело.
Картина Рубенса Союз Земли и Воды, написанная в 1618 году, находится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. М. Лекуре с иронией писала: «Под кистью Питера Пауэла бегство в Египет приобретает черты деревенской жанровой сцены.
Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Работая с античными памятниками, Рубенс ставил перед собой различные задачи.
Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Разве что истинный талант. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203.
Африка может носить кораллы изображаться со сфинксом, львом или слоном Америка одета в костюм охотника с головным убором из перьев, а монеты символизируют богатые природные ресурсы Азия может изображаться с верблюдом, носорогом, слоном, пальмами, драгоценными камнями или экзотическими благовониями, а Европа – в виде быка или коня и она может держать рог изобилия или корону превосходства иногда окружена фигурами, представляющими искусства. Высокообразованный человек, дипломат историк, больше всего прославился, как художник. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230.
Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца. Античное искусство помогало найти должную меру между жизненным и идеальным началом. Герцог Брабанта 29 июля даровал аналогичную привилегию Рубенсу на своей территории, а 16 января 1620 года она была распространена на все Испанские Нидерланды. Немного ниже многофигурная композиция.
Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног.
Губерта, Диану на охоте и подобное. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Им тесно в пределах двухмерного пространства.
К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Перенося в картину изображение живой модели, художник освобождал ее от всего случайного.
Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. В 1598 году Рубенс вступил в гильдию св. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе.
Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года.
С наслаждением писал местные пейзажи. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435.
В это время появились известия о франко-испанском договоре о совместном вторжении на Британские острова и восстановлении на них католической веры, который был подписан Оливаресом ещё 20 марта 1627 года. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Считается, что женщинами на картине являются Мария Магдалина и две сестры Девы Марии.
Любимец богов, Рубенс прожил яркую и счастливую жизнь, полную великих свершений как в искусстве, так и в личной и деловой жизни. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место.
Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы.
Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»). Сверх того: 9 статуй из металла, 2 статуи из слоновой кости, 2 мраморные статуи и 12 ящиков с геммами170.
Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Южные нидерландские провинции (иначе называемые Фландрией) во главе с Антверпеном оказались под властью Испанской монархии. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником.
Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Рядом – негроподобная (negro-like) сатиресса, ударяющая в бубен, в свите Диониса были и такие.
Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64.
Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. На заднем плане в окне виден пейзаж. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи». Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.
Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место.
Применяя свой свободный, плавный стиль, разработанный им самим, он, вероятно, лишь для собственного удовольствия рисовал ту землю, на которую так долго глядел с восторгом и любовью. С другой же, Италия была тесно связана в сознании Рубенса с античной мифологией и произведениями древнеримских поэтов, философов и историков. После путешествия, которое длилось более 8 лет, Питер Пауль Рубенс приехал в бельгийский город Антверпен, а уже в 1610 году, в Брюсселе, получил звание придворного живописца от герцога Альбрехта. Но, как бы то ни было имя Рубенса – символ целой художественной эпохи.
Контрастом этой картине служит вторая, на которой изображен спокойный танец служанок Венеры. Рубенс понял, что такое пламенное художническое выражение полностью соответствует его творческим убеждениям. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Его охотничьи сцены характеризуются огромным напряжением: страсти накалены до предела, возбужденные люди и животные бесстрашно, с яростью набрасываются друг на друга. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94.
М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Таким был великий фламандский художник XVII века Петер Пауль Рубенс. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. В настоящее время полотно хранится в венском музее Коллекции Лихтенштейнов.
Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. В центре – учитель Диониса Силен. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. (О других выразителях художественной жизни Фландрии XVII века – Йордансе и Снейдерсе, а также о других мастерах было рассказано выше. ) Хотя одновременно во Фландрии были другие выдающиеся художники, они все числятся как «круг Рубенса», «школа Рубенса», как планеты, вращающиеся вокруг солнца Рубенса.
Его первым известным наставником стал художник Отто ван Веен. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Измерительные инструменты в его руках позволили критикам называть героя картины географом или архитектором. После возвращения он ужинал с избранными друзьями. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67.
Затем движение переходит к беременной сатирессе. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать.
Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Также на полотно попал Мопс – любимый пес Липсия, преклонивший голову на коленях Воверия. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность.
В картине 1611 года Четыре философа Рубенс, помимо себя изобразил скончавшегося в этом году любимого брата Филипа, ученого философа Юста Липсия и его ученика Яна Воверия. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37.
Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс. Все композиции решены в многолюдном театральном стиле, который может одновременно напомнить и о Веронезе и о Микеланджело. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону.
Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Вакханалия – праздник, в честь бога Вакха или Диониса. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202.
С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ.
Но быть придворным юноша не хотел и уже через год начал обучаться живописи. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей.
Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113.
Душевное состояние его было таково, что он пожелал на некоторое время уединиться в монастыре и перед обществом предстал только в январе следующего, 1609 года66. К великим современникам лично Рубенс не испытывал интереса и не предпринимал попыток встретиться в Риме ни с Гвидо Рени, ни с Караваджо или Аннибале Карраччи. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Больше всего его работы напоминают пробу пера: чередование белого с зелёным, похожее на приёмы Веронезе или Джулио Романо, тициановская охра, тёмный колорит Карраччи»54.
Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты.
Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения.
Рубенс спроектировал 5 триумфальных арок, 5 театров, несколько грандиозных портиков, включая 12-рядный, посвящённый 12 германским императорам. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение.
Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Некоторым зрителям, созерцавшим холсты маслом Рубенса казалось, что художник не мог рисовать простыми красками.
Судя по описаниям, прибор более напоминал термометр и был описан в книге по исследованию атмосферы149. Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм. Рубенс был скрытным во всём, что касалось его частной жизни, не сохранилась его переписка с женой, дети упоминались очень редко и только в контексте гуманитарных интересов.
Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.
Один из охотников лежит без сознания с зажатым в руке ножом. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу.
Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции.
Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Делегацию возглавил герцог Арсхот, который в штыки воспринимал любые попытки художника вмешаться в ход переговоров. В частности, были убраны бойницы.
Официальным поводом для поездки стал королевский заказ на писание парадного портрета. Все это тайна велика есть.
Но, технике фрески он предпочитал масляную живопись. Уже три десятилетия шла война с Испанией, стремившейся вернуть северные провинции Нидерландов, объявившие себя «Свободной, независимой республикой Голландией». Все полотна посвящены жизни Марии Медичи.
Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности.
Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. Она не была вздорной, не имела обычных женских прихотей, всегда благонравная и жизнерадостная. Собор Богородицы в Антверпене объявил конкурс на Успенский алтарь в 1611 году.
На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона. Рубенс был красив во всем. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»).
Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. После четырехлетнего пребывания в мастерской Вениуса Рубенс в 1598 году был принят в гильдию художников св. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря.
Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе.
Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II.
Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Другая версия висит на правом алтаре замковой церкви Св. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. В технике масляной живописи Рубенс был одним из последних художников использовавших деревянные панели для станковых работ, даже очень больших по размеру.
Слаженная команда выполняла множество заказов от аристократов, включая работу «История Марии Медичи» для королевского дворца Франции. Соперничество кончилось трагедией.
Из мерцающего полумрака глядит молодая женщина XVII века в черном платье с белоснежным воротником – фрезой.
Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73.
В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Возможно, это труды Сенеки.
Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74.
М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49.
В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти». Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Особой лиричностью и романтизмом обладали написанные им интимные портреты. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1.
Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. От Изабеллы словно исходит невидимый свет. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Игнатия (ныне посвящённой св. Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды».
Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в 1577 году, в семье фламандского юриста, по религиозным мотивам покинувшего родной Антверпен. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Во-первых, он повышал своё профессиональное мастерство, во-вторых, стремился создать личный каталог произведений искусства, рассеянных по королевским и частным коллекциям, в которые вряд ли смог бы попасть снова.
На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. А над ним сияющая богиня славы. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8.
С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест.
Антверпенский период. КОНТИНЕНТЫ. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. В настоящее время картина хранится в мюнхенской Старой Пинакотеке.
По бокам от Иисуса выделяются Дева Мария и Моисей со святыми скрижалями в руках. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа».
Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии.
Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Петра и Павла в Кирххайм-ин-Швабен, Германия. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. В знаменитой картине Рубенса «Персей и Андромеда» звучит одна из основных тем творчества художника – прославление благородного, способного на героизм человека, несущего людям освобождение и счастье. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки.
Питер Рубенс картины которого украшали множество дворцов знати. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Любимов). На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.
Не иначе, он подмешивал в краски человеческую кровь – шептали они. Знаток искусства XVII века Роже де Пиль дал такое описание художника: «Он привлекал всех достоинствами, которые приобрел сам и прекрасными качествами, дарованнымиприродой. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю».
Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он закончил произведение. Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг.
По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Увидеть полотно можно во флорентийском Палаццо Питти. Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера.
Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Заниматься живописью Рубенс стал очень рано.
Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Фламандское искусство – это прежде всего Рубенс и еще раз Рубенс. Она кормит двух сатирят и ожидает третьего. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Рубенс избегал излишеств в вине, пище и игре. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса.
Обнажённая фигура с букетом цветов рядом с ним – надежда на изобилие (abundance), приход нового наместника во Фландрию должно быть граничит с богатством и процветанием (prosperity). Триптих Снятие с креста (можно увидеть выше) создавался уже конкретно для Собора, в котором находится по сей день, с 1612 по 1614 год. Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур.
В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо.
Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты.
Когда будущему художнику было 8 лет, семья Рубенс переехала в Кельн (Германия), где юноша обучался гуманитарным наукам сначала в иезуитской школе, а затем в богатой светской изучал греческий язык и проявлял способности феноменальной памяти. Он настолько пьян, что самостоятельно не может передвигаться и его поддерживает сатиресса. Слева два путта играют с Пегасом, крылатой лошадью Персея.
Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.