Рубенс Картины Фото

Рубенс Питер, картины с описанием и биография (на фото: Автопортрет)

В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82.

В настоящее время полотно хранится в венском музее Коллекции Лихтенштейнов. Эти документы были переданы эрцгерцогине, которая предложила ограничиться только двусторонними отношениями. Но быть придворным юноша не хотел и уже через год начал обучаться живописи.

Петра и Павла в Кирххайм-ин-Швабен, Германия. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Другая версия висит на правом алтаре замковой церкви Св. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее.

На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Существует предположение, что герцог, бывавший ранее в Антверпене, уже был знаком с творчеством Рубенса33. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202.

Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием.

Петер Пауль Рубенс 
и его картины (16)

Петер Пауль Рубенс и его картины (16)

Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Все это я вычитала в аннотации к картине.

Первая из них, фрагмент которой представлен выше, была написана в 1617 году. Рубенс продолжал активно снабжать брюссельский двор информацией из Англии, но в Мадриде так и не оценили её значения167.

Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии.

Питер Пауль Рубенс 
– биография и картины

Питер Пауль Рубенс – биография и картины

Он использовал богатые геометрические формы, разные типы композиций, яркие краски. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела.

Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Но что-то дрогнуло во мне. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.

Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Не иначе, он подмешивал в краски человеческую кровь – шептали они. Колонны, обрамляющие окно, похожи на сохранившиеся на Палатинском холме в Риме и отсылают к портику-стое, перекликающемуся с портретным бюстом Сенеки132. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.

4 июля Мадрид дал на это согласие, после письма от инфанты, что Рубенс не допускал утечки сведений и не искажал информации. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе.

Историк искусства Э. Фромантен писал: «Похоже, в сердце художника поселился определенный женский тип, который представлялся ему идеальным, поскольку к этому типу красоты можно было отнести в равной степени обеих его жен. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98.

Кто такие рубенсовские 
женщины: описание, 
картины и интересные

Кто такие рубенсовские женщины: описание, картины и интересные факты

Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Но Идас камнем сразил Полидевка. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. В Риме он побывал дважды, причём в первый раз приехал туда летом 1601 года, когда герцог командировал его для копирования картин из коллекции кардинала Алессандро Монтальто.

Рубенс не считается мастером психологического портрета. Официальным поводом для поездки стал королевский заказ на писание парадного портрета. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс.

Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний.

В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231.

Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5.

Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Интерес к делам французского двора и нужды коллекционирования постепенно привели Рубенса к исполнению художественно-политических заказов. Такие работы обычно преследовали одну цель — продемонстрировать знания анатомического строения животного и основывались главным образом на библейских или мифологических рассказах. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта.

Репродукции картин 
Рубенс Питер Пауль

Репродукции картин Рубенс Питер Пауль

Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Алтарными они называются потому, что художник писал их в основном для украшения церкви, а некоторые и вовсе прямо в церкви, чтобы уловить правильно падение света в том месте, где полотно будет находиться.

Это великого чародея, раскрывшего человечеству мир красок и радости бытия. Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Игнатия (ныне посвящённой св. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII.

Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. После 1635 года приступы подагры становились у Рубенса тяжелее и продолжительнее: приступ этого года уложил его в постель на месяц. Но героическая фигура рыцаря, его вставшая на дыбы лошадь, энергичные жесты и яркие краски демонстрируют новый интерес, проявляемый Рубенсом к напористому действию, движению, эмоциям. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой.

Картина была подписана обоими художниками104. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).

Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Рубенс заботился о своих авторских правах. Быстрое возвышение Рубенса вызвало определённую ревность в художественном сообществе Антверпена.

Неужели она была настолько скромна.

Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Однако величина фигур угнетает динамику композиции.

Эрцгерцогиня, впрочем, не придавала особого значения его достоинствам советника, но заказала Рубенсу в 1624 году портрет польского посланника, что вызвало язвительный комментарий французского агента163. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией.

Слева два путта играют с Пегасом, крылатой лошадью Персея.

Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. С 8 августа 1630 года Рубенс пользовался привилегией не платить налоги в городскую казну и членские взносы в Гильдию св.

Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.

картина, Питер Пауль 
Рубенс, мифология, 
, Праздник Венеры

картина, Питер Пауль Рубенс, мифология,, Праздник Венеры обои (фото, картинки)

С 1610 по 1620 год художник был увлечен написанием охотничьих сюжетов. В том же декабре 1627 года Рубенс попытался выйти на руководство Протестантской лиги, приняв в своей мастерской посланника Дании в Гааге Восбергена.

Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье.

Галерея картин Питера 
Пауля Рубенса

Галерея картин Питера Пауля Рубенса

Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Итало-фламандский стиль Вениуса был отмечен подражанием римским образцам, например, силуэты обводились линией контура. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49.

Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222.

Известные картины 
Питера Пауля Рубенса

Известные картины Питера Пауля Рубенса

За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Служанка то ли расчесывает, то ли просто перебирает красивые золотые волосы своей госпожи.

Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.

Своим творчеством прославил на весь мир так называемую Фламандскую школу живописи и барокко. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Собор Богородицы в Антверпене объявил конкурс на Успенский алтарь в 1611 году. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Во-первых, он повышал своё профессиональное мастерство, во-вторых, стремился создать личный каталог произведений искусства, рассеянных по королевским и частным коллекциям, в которые вряд ли смог бы попасть снова.

Галерея картинПитера 
Пауля Рубенса

Галерея картинПитера Пауля Рубенса

Стиль Рубенса на первом официальном заказе проявился лишь в ярко-красной драпировке, отсекающей задний план и придающей глубину изображению. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221.

Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Разве что истинный талант.

  1. 10 шедевров Питера Пауля Рубенса
  2. Рубенс Питер ПаульКартины и биография
  3. 28 июня, 435 лет назад, родился фламандский художник эпохи барокко – Питер Пауль Рубенс
  4. Прибытие Марии Медичи в Марсель Питер Пауль Рубенс
  5. Елена Фоурмен со своими детьми Питер Пауль Рубенс

В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». После возвращения он ужинал с избранными друзьями. И слава Богу.

В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Мастерская занимала половину дома, а в единственном просторном помещении жилой части— галерее— Рубенс разместил свою коллекцию82.

Отпевание состоялось 2 июня. В Кёльне Ян Рубенс сам стал учить своих детей Священному Писанию, латинскому и французскому языкам. В частности, были убраны бойницы. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет.

  1. Осенний пейзаж с замком Стен Питер Пауль Рубенс
  2. Похищение дочерей Левкиппа Питер Пауль Рубенс
  3. Снятие с креста Питер Пауль Рубенс
  4. Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника
  5. Неизвестные факты об известных художниках 7 часть
  6. Женщины Рубенса: обнаженная натура в творчестве художника

«Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Уже на рисунке была представлена вся композиция, включая низкую линию горизонта и контуры дерева. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св.

Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Рубенс получил также изукрашенную драгоценностями шпагу, бриллиантовую ленту для шляпы и бриллиантовое кольцо с пальца монарха.

  1. Питер Пауль Рубенс: биография и лучшие работы
  2. Картины и репродукции Питера Пауля Рубенса
  3. Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  4. Самое интересное в виде мозаики
  5. Питер Рубенс: последние новости

Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Инфанта Изабелла, отдавая себе отчет в том, что искусство Рубенса давало ему свободный доступ в самые знатные королевские дома Европы, сделала его своим хоть и неофициальным посланником, но лицом весьма доверенным. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес».

Параллельно мать записала Питера в светскую школу Ромбоутса Вердонка, где он смог раскрыть свои способности в области гуманитарных наук, стал изучать греческий язык. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Фигуры людей, античных божеств, животных изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. Женский портал о красоте и стройности
  3. Женские образы в живописи Питера Пауля Рубенса
  4. Возвращение Дианы с охоты, 1615

Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ.

Она находится в Берлинской картинной галерее, Германия. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). На самом деле никакой магии в живописи Рубенса не присутствует. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него».

Впрочем, внешне в жизни Рубенса мало что изменилось: он много времени проводил за заказами в мастерской, принимал за обедом антверпенских буржуа, председательствовал в Обществе романистов. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Ничто не стесняло художника – он был обеспечен деньгами и временем, а также получил достаточно навыков для свободного творчества. Широко известны так называемые «рубенсовские женщины» – пышные мягкие дамы, отражающие эстетические идеалы своего времени.

Картина Рубенса Союз Земли и Воды, написанная в 1618 году, находится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург).

С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Карлу Борромео).

  • Аллегория – Четыре Континента, 1615
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА
  • «Рубенсовские женщины» : созданные из молока и крови
  • Шедевры, выставленные в Эрмитаже
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • ИнфоМания Информационно-развлекательный новостной сайт

В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года.

16 февраля того же года Рубенс представил духовенству модель. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Все это тайна велика есть. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе.

  • Лучшие работы Питера Пауля Рубенса

Брак был заключён с большой поспешностью. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. С наслаждением писал местные пейзажи. Да и после сравниться с ним в этом мог только Рембрандт. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94.

10 шедевров Питера 
Пауля Рубенса

В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого.

Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. В этой двусветной зале шла работа над крупномасштабными заказами— в первую очередь для церквей85.

10-летнего Питера отдали в обучение в иезуитскую школу, хотя до того он не выделялся особыми способностями11. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.

Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Слишком скудно. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе.

Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных».

Обустройство дома по вкусам хозяина затянулось до 1616 года и потребовало немалых расходов. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120.

Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего.

Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений.

Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Парадоксом на этом фоне является то, что в сюжетных полотнах, создаваемых бригадным методом в его мастерской, Рубенс предпочитал писать именно лица122. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами.

«Вознесение Девы Марии» или «Успение Пресвятой Богородицы» – картина Питера Пауля Рубенса, завершённая в 1626 году в качестве запрестольного образа для главного алтаря Собора Богоматери в Антверпене, где она хранится. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер.

Когда будущему художнику было 8 лет, семья Рубенс переехала в Кельн (Германия), где юноша обучался гуманитарным наукам сначала в иезуитской школе, а затем в богатой светской изучал греческий язык и проявлял способности феноменальной памяти.

Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Работы Рубенса безоговорочно принимались как светскими, так и церковными заказчиками и он практически не подвергался критике при жизни. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века.

На заднем плане в окне виден пейзаж. Даже в самых драматических картинах его чувства преобладают над рассудочностью, в них огромное жизнеутверждающее начало. Возможно, это труды Сенеки. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом.

Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Лекуре, «доходило до угодничества». Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. В них начисто отсутствует мистика.

Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Осталось несколько полотен с изображением Альберта. 12 мая 1635 года был подписан нотариальный акт о приобретении Рубенсом поместья Стеен в Элевейте.

В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Также на полотно попал Мопс – любимый пес Липсия, преклонивший голову на коленях Воверия. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь».

Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника.

В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца.

Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35.

Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса.

Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Триптих Снятие с креста (можно увидеть выше) создавался уже конкретно для Собора, в котором находится по сей день, с 1612 по 1614 год. Этот алтарный образ по праву считается одной из самых мощных и величественных картин Рубенса. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами.

В изображении Рубенса «Вознесение Девы Марии» хор ангелов поднимает её в спиралевидном движении к вспышке божественного света. Рубенс спроектировал 5 триумфальных арок, 5 театров, несколько грандиозных портиков, включая 12-рядный, посвящённый 12 германским императорам. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Картина Рубенса Два сатира продолжает тему мифологических существ.

При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Его сухощавое лицо и стекающие по чарке излишки свидетельствуют об этом. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14.

Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143.

На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». М. Лебедянский отмечал, что фон портрета, с ветвистым деревом и сценой битвы в отдалении исполнен более обобщённо, без тщательной отделки, в отличие от фигуры герцога и его лица.

Губерта, Диану на охоте и подобное. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль.

Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147.

Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года.

«Персей освобождает Андромеду» – картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, выполненная в 1622 году. В настоящее время картина хранится в мюнхенской Старой Пинакотеке. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197.

Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания.

О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем.

29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми).

По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию.

Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Вершиной стало представление художника при эрцгерцогском дворе, состоявшееся, судя по документам, 8 августа 1609 года.

К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23.

Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. 28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Один из охотников лежит без сознания с зажатым в руке ножом. Полотно с изящным названием Три грации хранится в испанском Музее Прадо. В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он закончил произведение.

По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности.

Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов.

В числе его пунктов значились статьи о прекращении военных действий и режиме свободной торговли между Англией, Испанией, Данией и Голландией на период подготовки и надлежащего оформления договора. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Рубенс был вынужден обратиться и к английскому министру и к испанскому посланнику, переговоры длились 18 дней, но об их результатах ничего не известно.

Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»).

Пейреск тогда заметил, что картоны могут попасть в руки завистников, которые снимут с них копии. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики.

После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник.

Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. В Древней Греции этих богинь звали харитами. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50.

Соперничество кончилось трагедией. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Удивительная судьба ждала его в жизни и в творчестве. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей.

Она была написана в 1619 году и в настоящее время тоже находится в мюнхенской Старой пинакотеке. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28.

Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151.

Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Причины, по которым художник избрал торговую Геную, а не Рим, Флоренцию или Венецию, лежали на поверхности. Это верно в том случае, когда речь идет о пышности и богатстве красок, об изображении тяжеловесных фигур в стремительном движении, в моменты невероятного эмоционального напряжения. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. 27 мая 1640 года Рубенс составил завещание, а 30 мая его постиг приступ такой силы, что не выдержало сердце: незадолго до полудня художник скончался. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи.

Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Кто же не знает имя Петера Пауля Рубенса. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела.

После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Заниматься живописью Рубенс стал очень рано. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17.

Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Художник дважды был женат.

8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. М. Лекуре задавалась вопросом, можно ли считать Рубенса художником барокко и признавала, что это понятие, с трудом поддающееся временному и пространственному определению, удачно демонстрирует его двойственность.

В этом примечательном документе перечислены дома в Баскюле и по улице Жюиф, ферма в Свиндрехте в 32 арпана, рента в 3717 флоринов, выплачиваемая Брабантом, Антверпеном, Ипром и Нинове. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». В первую очередь это относилось к мировосприятию139.

В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом-младшим (1592—1648), братом Елены. Отцом Изабеллы был известный гуманист Ян Брант, долгое время занимавший пост городского секретаря, последователь Юста Липсия, который также занимался изданием античных классиков.

Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены.

Им тесно в пределах двухмерного пространства. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640) – фламандский художник, один из основоположников барокко, дипломат, коллекционер. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки.

Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Луки214.

Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.

Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. По бокам от Иисуса выделяются Дева Мария и Моисей со святыми скрижалями в руках. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени.

Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435.

Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.

Считается, что женщинами на картине являются Мария Магдалина и две сестры Девы Марии. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход.

В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству».

Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года.

«Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Единственная подписанная Рубенсом работа этих лет— портрет молодого учёного в чёрном костюме, в котором внимание привлекает моделировка лица. Весьма ценил Рубенса Эжен Делакруа, находивший у мастера умение передавать высочайший накал эмоций.

В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей.

Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Крупным успехом стало подписание контракта на 20 000 экю, в котором была предусмотрена статья, что даже в случае кончины заказчика будет оплачена уже выполненная часть заказа. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Почти все эти произведения отличались крупными размерами, поскольку служили для украшения церквей, дворцов и муниципальных зданий.

Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Она демонстрирует умение художника выстраивать сложные композиции и его несравненное мастерство в изображении обнаженного женского тела. По К. Кларку, величие Рубенса-художника выражалось в том, что он понимал момент, когда можно отказаться от строгого канона классической формы119.

почему этот фрагмент не стал полномерной картиной. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.

Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203.

Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе.

Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Речь шла о «Воздвижении креста». Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Во время своих творческих путешествий Рубенс оказался вовлеченным в дипломатическую деятельность. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175.

Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. По завещанию, серебро и драгоценности были поделены между вдовой и её пятью детьми и двумя сыновьями от первого брака.

13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. В 1634 году Рубенс получил крупнейший в своей карьере официальный заказ на украшение Антверпена в честь прибытия нового правителя Нидерландов— Фердинанда Австрийского. Эта же комната служила и личным кабинетом.

Его первым известным наставником стал художник Отто ван Веен. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Увидеть полотно можно во флорентийском Палаццо Питти. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни.

Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать.

Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. 1 мая 1628 года пришёл приказ из Мадрида переслать всю переписку с английскими официальными лицами, накопленную Рубенсом за три года. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230.

После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199.

По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Рубенс был красив во всем. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101.

В свою очередь, через Монтальто Рубенс был представлен Шипионе Боргезе— племяннику папы Сикста V, который был официальным покровителем немецких и фламандских художников в Риме. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.

В 1611 году художник приобрел для себя и семьи огромный дом-мастерскую и с этого момента начался особенно плодотворный период его творчества. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты.

Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником.

Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Особое место занимали отношения Рубенса с Яном Брейгелем-младшим: это была своего рода дружеская взаимопомощь. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы.

Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены.

За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Изучение и копирование лучших образцов античного и ренессансного искусства помогло художнику выработать собственную манеру и индивидуальный стиль, легко узнаваемый во всех произведениях.

По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Отец отдал его на воспитание монахам-августинцам и, очевидно, строил на его счёт большие планы. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135.

Композиция центральной фигуры была выполнена под впечатлением античной скульптурной группы изображающей Лаокоона с сыновьями, а падающая диагональ рук мёртвого Христа придавала сцене законченную безысходность и трагизм109. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»).

Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230.

При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Бэкингем согласился с этими условиями Рубенс доказал, что пользуется доверием при английском дворе, но в Мадриде к его действиям вновь отнеслись скептически.

Возможно, сыграли свою роль дружеские связи Марии Медичи с эрцгерцогиней Исабель Кларой Эухенией. Представитель Бэкингема— Балтазар Жербье— сам вышел на Рубенса, поскольку герцог стремился приобрести богатейшую коллекцию художника.

На смену абстрактной духовности приходит подчеркнутая телесность, происходит реабилитация чувственной красоты. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102.

Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене (Германия), в состоятельной и знаменитой семье ремесленников и торговцев. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов.

Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.

Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения.