Рубенса Картины
«совершеннолетие Людовика XIII» (1622-1625) – картина, входящая в серию фламандского художника барокко Питера Пауля Рубенса о жизни Марии Медичи. В 1622 г. вдовствующая королева Мария Медичи вызвала Рубенса в Париж, чтобы он заполнил картинами из её жизни два длинных перехода в новом Люксембургском дворце. Реакция современников на эту картину оправдала ожидания Питера Рубенса.
«христос в доме Марфы и Марии» (1628) – картина фламандских художников Яна Брейгеля Младшего и Питера Пауля Рубенса. Питеру Паулю Рубенсу, благодаря картинам и дипломатическим способностям, удалось добиться мира между Мадридом и Лондоном. За все время художественной работы Питер Пауль Рубенс написал более 3000 картин, многие из них оказали влияние на творчество последующих поколений художников. При холеной внешности банкира и обладая благородными манерами дипломата, на своих картинах Рубенс преимущественно изображал обнаженных женщин с пышными формами. Картины Рубенса этого времени полны страстной динамики.
В творчестве Рубенса этого периода, кроме картин с эпизодами библейской истории, стали чаще появляться сюжеты из античной мифологии («Битва греков с амазонками», «Похищение дочерей Левкиппа»). Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. «воспитание Марии Медичи» (1622-1625) является частью серии картин фламандского художника барокко Питера Пауля Рубенса о жизни Марии де Медичи. Одним из ярких представителей фламандской школы живописи в стиле барокко является Питер Пауль Рубенс (1577 — 1640) – автор огромного количества картин с изображением женщин, которых потомки позже назовут рубенсовские женщины. Рубенс, несмотря на откровенные картины изображаемые им, был любящим отцом всех своих детей, которых, к слову, у него было восемь.
Рубенс Питер, картины с описанием и биография (на фото: Автопортрет)
Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. На этой должности он получил особую привилегию посещать дома самых богатых и знатных дворян. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21.
Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, — дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса).
Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Художник сделал рисунки с различных ракурсов с аллегорической статуи «Ночь», стремясь научиться свободному выявлению выразительности и красоты человеческого тела. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Содержание картины Питера Пауля Рубенса зачастую сцены из библейского писания, а также мифологические сюжеты.
Питер Пауль Рубенс – биография и картины
В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место.
Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Филипп Рубенс занял должность антверпенского эшевена, которую когда-то занимал его отец, но в семье постепенно смещались роли, первенство перешло к младшему из братьев. Служанка то ли расчесывает, то ли просто перебирает красивые золотые волосы своей госпожи. Удивительная судьба ждала его в жизни и в творчестве.
Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году.
Петер Пауль Рубенс и его картины (16)
Особой лиричностью и романтизмом обладали написанные им интимные портреты. На самом деле никакой магии в живописи Рубенса не присутствует.
В частности, были убраны бойницы. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла).
Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Бодлер спустя 200 лет был в восхищении от того, что на официозном полотне Рубенс обул Генриха IV в неопрятный сапог и мятый чулок161. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.
Несколько неприличных картин Рубенса в Эрмитаже
Слух имел реальную основу: раздражённый требовательностью мастера гравёр Лукас Ворстерман набросился на Рубенса с кочергой. Композиция его чрезвычайно сдержанная, Рубенс, сидящий на скамье под кустом жимолости, слегка наклонился к сидящей подле него Изабелле Брант, покойно положившей свою руку на руку супруга.
Это, конечно, чрезмерное упрощение, но бесспорно и то, что оба триптиха основываются на различных принципах. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет.
Первая из них, фрагмент которой представлен выше, была написана в 1617 году. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159.
Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи». Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября.
Уже три десятилетия шла война с Испанией, стремившейся вернуть северные провинции Нидерландов, объявившие себя «Свободной, независимой республикой Голландией». После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. В Национальной галерее искусств, Вашингтон, округ Колумбия, находится небольшая студийная версия с некоторыми отличиями.
13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Но героическая фигура рыцаря, его вставшая на дыбы лошадь, энергичные жесты и яркие краски демонстрируют новый интерес, проявляемый Рубенсом к напористому действию, движению, эмоциям.
29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса.
Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Этот Государь изумил меня, доказав, насколько он хорошо осведомлён о малейших подробностях качества и числа подарков, предназначенных тому или иному лицу кроме того, он весьма польстил мне, сказав, кто я, откуда родом, каково моё ремесло и какое место я занимаю в нём. Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. Поверенный не хотел, чтобы Рубенс лично представил дары королю и не допустил его к аудиенции, о чём художник без эмоций сообщал герцогу Мантуи48.
В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св.
Художник увлекся новым жанром — портретом. Его талант был сразу же замечен. Доброклонский и Н. Н.
Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти. Как оказалось позднее инициатором этой истории был казначей аббат де Сент-Амбруаз, который хотел заполучить некоторые вещи Рубенса для своей коллекции. Несмотря на постоянную занятость, художник жил очень размеренно.
Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы. Герцог Альбрехт плохо представлял себе, кто такой Рубенс, но заказал ему свой портрет и портрет жены, а после исполнения заказа немедленно присвоил ему звание. Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. Переговоры с художником начались в 1621 году, в ноябре согласие дал королевский интендант Ришельё и 23 декабря Николя де Пейреск писал Рубенсу о его приглашении в Париж154.
Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. В античном мифе об освобождении Персеем царевны Андромеды от дракона, в искупительную жертву которому она должна была быть принесена, Рубенс избирает момент, когда подвиг уже совершен. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Эрцгерцогиня не хотела содержать королеву-мать в Брюсселе и прикомандировала к ней Рубенса, который встретил её в Монсе 29 июля.
Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Она находится в Берлинской картинной галерее, Германия.
Музеи ЕвропыО художниках и картинах
Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником.
Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Слаженная команда выполняла множество заказов от аристократов, включая работу «История Марии Медичи» для королевского дворца Франции. После того, как в том же году умерла Анна Саксонская, род Нассау отказался от преследования семьи Рубенсов.
Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Бэкингем согласился с этими условиями Рубенс доказал, что пользуется доверием при английском дворе, но в Мадриде к его действиям вновь отнеслись скептически. Его творчество стало связующим звеном двух художественных культур — возрождения и барокко.
Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213.
Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. «Персей освобождает Андромеду» – картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, выполненная в 1622 году. Но быть придворным юноша не хотел и уже через год начал обучаться живописи. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц.
4 июля Мадрид дал на это согласие, после письма от инфанты, что Рубенс не допускал утечки сведений и не искажал информации. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Галерея картин Питера Пауля Рубенса
Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.
В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он закончил произведение. Отпевание состоялось 2 июня. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.
В 1598 году Рубенс вступил в гильдию св. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Полотно с изящным названием Три грации хранится в испанском Музее Прадо.
Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг.
Известные картины Питера Пауля Рубенса
С наслаждением писал местные пейзажи. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Это произошло, прежде всего из-за того, что крупнейшие французские художники Пуссен и Лоррен пребывали в том году в Риме, а итальянцы— Гвидо Рени или Гверчино— не собирались покидать Италии.
Художник мог реализовать грандиозные устремления, когда ему приходилось строить композиции и фигуры так, чтобы прихожане могли видеть их издалека в правильном ракурсе. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151.
Галерея картинПитера Пауля Рубенса
Луки214. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. В 1630-е годы начался новый период творчества художника.
Возможно, это труды Сенеки. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет.
9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Да и после сравниться с ним в этом мог только Рембрандт. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.
- Рубенс Питер ПаульКартины и биография
- Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника
- 10 шедевров Питера Пауля Рубенса
- Питер Пауль Рубенс: биография и лучшие работы
- 28 июня, 435 лет назад, родился фламандский художник эпохи барокко – Питер Пауль Рубенс
- Прибытие Марии Медичи в Марсель Питер Пауль Рубенс
- Елена Фоурмен со своими детьми Питер Пауль Рубенс
- Осенний пейзаж с замком Стен Питер Пауль Рубенс
Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен.
Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. В настоящее время картина хранится в мюнхенской Старой Пинакотеке.
Он находил удовольствие в поездках на испанском коне, чтении, а также – изучении медалей и резных камней (агатов и сердоликов) прекрасным собранием которых располагал. Многие жители покидали разоренную войной страну. Один из львов готов растерзать поверженного наземь охотника с кинжалом, другой зубами стащил охотника с коня, вцепившись когтями в тело животного. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений.
Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца.
- Похищение дочерей Левкиппа Питер Пауль Рубенс
- Снятие с креста Питер Пауль Рубенс
- Неизвестные факты об известных художниках 7 часть
- Питер Пауль Рубенс – фламандский художник (601 работ)
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Художник скончался в 1640 году. Основная тематика, конечно, – образ юной жены. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Герцог стремился собирать лучшие произведения искусства, в его дворце Рубенс впервые увидел работы Тициана, Веронезе, Корреджо, Мантеньи, Джулио Романо.
По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына.
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- Питер Рубенс: последние новости
- Лучшие работы Питера Пауля Рубенса
Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Его сухощавое лицо и стекающие по чарке излишки свидетельствуют об этом. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей.
Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Спустя десять лет он напишет картину «Битву греков с амазонками», где постарается достичь выразительности картины Леонардо в сложной многофигурной композиции. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику.
Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни.
- Возвращение Дианы с охоты, 1615
- Аллегория – Четыре Континента, 1615
- Женский портал о красоте и стройности
- Женские образы в живописи Питера Пауля Рубенса
Афаретиды соперничали со своими двоюродными братьями Кастором и Полидевком Диоскурами, которые и похитили у них невест. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Как чудесны голубоватые тени на розовеющей белизне нежного тела пленницы со стыдливо опущенными глазами и как обаятелен в своей легкой победной поступи юный герой. Картина Рубенса Два сатира продолжает тему мифологических существ. На заднем плане в окне виден пейзаж.
М. Лекуре также отмечала, что от итальянского периода не осталось никаких свидетельств романтических устремлений Рубенса.
Пейреск в письме от 10 мая 1623 года рекомендовал Рубенсу предпринять ряд дипломатических шагов, в частности, подарить картину Ришельё. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Применяя свой свободный, плавный стиль, разработанный им самим, он, вероятно, лишь для собственного удовольствия рисовал ту землю, на которую так долго глядел с восторгом и любовью.
- 5 Питер Пауль Рубенс в Эрмитаже
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Область основной боковой панели
- Самое интересное в виде мозаики
- Творчество Питера Пауля Рубенса
Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Причем, как отмечал Зандрарт, Рубенс "тщательно обучал" своих учеников и "использовал их в соответствии с их склонностями и способностями". Античное искусство помогало найти должную меру между жизненным и идеальным началом. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Рубенс любил свой труд и старался жить так, чтобы работа была в радость. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108.
Речь шла о «Воздвижении креста». К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. В июле 1627 года Рубенс выехал в Голландию для встречи с Жербье, обставив её как увеселительную поездку.
Эта же комната служила и личным кабинетом.
- Профессиональный фотограф и редактирование изображений
На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Художник трансформировал плоский фламандский пейзаж, сделав его более красочным и разнообразным. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. 16 февраля того же года Рубенс представил духовенству модель. Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно.
Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Отцом Изабеллы был известный гуманист Ян Брант, долгое время занимавший пост городского секретаря, последователь Юста Липсия, который также занимался изданием античных классиков. Также на полотно попал Мопс – любимый пес Липсия, преклонивший голову на коленях Воверия. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми).
Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св.
В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды). Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.
Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Но Идас камнем сразил Полидевка. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб.
Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными.
В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой. Его первым известным наставником стал художник Отто ван Веен. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Высшей наградой для героя Персея становится любовь спасенной им Андромеды.
«Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203.
С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221.
Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после.
Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зеленые оттенки сливаются в ликующую праздничную гамму. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Мантуанский герцог Винченцо Гонзага сделал его своим придворным живописцем. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом-младшим (1592—1648), братом Елены.
Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Наиболее примечательно на этом фоне, что Рубенс не отказался от планов создания галереи Генриха IV и 27 января 1628 года сообщил аббату де Сент-Амбруазу, что приступил к работе над эскизами.
Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству».
По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112.
Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой.
Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Его зрительная память не уступала памяти на тексты.
Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Когда будущему художнику было 8 лет, семья Рубенс переехала в Кельн (Германия), где юноша обучался гуманитарным наукам сначала в иезуитской школе, а затем в богатой светской изучал греческий язык и проявлял способности феноменальной памяти. Официальным поводом для поездки стал королевский заказ на писание парадного портрета. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера.
Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Кто же не знает имя Петера Пауля Рубенса. Однако величина фигур угнетает динамику композиции.
Рубенс — создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Он писал: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравниться с которым я не смел и помыслить». В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах.
Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Тем не менее, военные поражения в Испанских Нидерландах и невнятная позиция Оливареса привела к тому, что восстановление отношений было невозможно.
Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении.
По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Семейство жило поблизости от резиденции Вильгельма Оранского, с женой которого— Анной Саксонской— Рубенс-старший вступил в близкие отношения, что закончилось нежелательной беременностью. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Любимов).
Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18.
Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. Антверпенский период. 23 марта он покинул Англию, а 6 апреля Бальтазар Моретус записал в дневнике о прибытии Рубенса в Антверпен. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета».
Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды». Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. После возвращения он ужинал с избранными друзьями.
Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»). Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм.
Контрастные поверхности доведенных до блеска лат, шерсть и кожа лошадей, шелковые ткани и женская обнаженная плоть оживляют картину своей почти осязаемой текстурой.
Известно, что знаменитую картину «Поклонение волхвов» (Антверпен, музей) высотой в пять метров он написал в 1624 году за одиннадцать дней. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». По этому праву незаконное воспроизведение гравюр Рубенса в Голландии каралось конфискацией тиража и штрафом в 100 флоринов.
Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Благодаря рисунку Рубенса сейчас можно представить себе исчезнувшую композицию Леонардо «Битва при Ангиари». В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Рубенс избегал излишеств в вине, пище и игре. Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса.
В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. После смерти его матери, весьма преданной иезуитам, герцог приказал воздвигнуть церковь этого ордена в Мантуе, а Рубенсу заказал картину изображающую поклонение семейства Гонзага Святой Троице.
Обе алтарные композиции, приведшие к подлинной революции в антверпенской живописи, считаются характерными иллюстрациями обеих сторон рубенсовского искусства – "барочной" и "классической". Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага.
В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». В переписке Рубенса имеются многостраничные пассажи о формах и способах применения античных треножников изображениях на античной серебряной ложке и прочего. Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204.
Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. В алтарных работах драпировки стали выглядеть естественно, художник научился передавать движение ткани в соответствии с естественными движениями человека, носящего эту ткань. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов.
Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг.
Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Весьма ценил Рубенса Эжен Делакруа, находивший у мастера умение передавать высочайший накал эмоций. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона.
В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. А над ним сияющая богиня славы. Желающих работать в мастерской Рубенса оказалось так много, что в 1611 году он писал Жаку де Би, что многие желающие учиться у него соглашались ожидать вакансии по нескольку лет, а за два года пришлось отказать более чем сотне соискателей, в том числе родственникам самого Рубенса и Изабеллы Брант.
Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Питер Рубенс картины которого украшали множество дворцов знати. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая.
За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь.
В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. В 1629 году он побывал в Англии. Единственной отрадой было то, что его допустили к коллекциям Фонтенбло и он смог снять копии с полотен Приматиччо и Джулио Романо. Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года.
На королевской аудиенции Филипп IV не выразил особенного восторга работами Рубенса, 28 сентября предстояло заседание королевского совета по вопросу, следует ли давать ход переговорам с англичанами. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. По Н. А. Дмитриевой, Рубенс— один из художников, которого следует воспринимать в оригинале, а не в репродукции. Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие.
В каждой из этих стран, его авторитет был весьма высок. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу.
Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Страдая подагрой, Рубенс обедал умеренно, а после еды совершал верховую прогулку, которая могла быть совмещена с деловыми визитами по городу. Также Рубенс создал множество портретов. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги.
Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой.
Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года.
Так, в сцене, где Генрих IV получает портрет Марии, два крылатых гения, олицетворяющих любовь и супружество, держат перед восхищенным королем идеализированное изображение принцессы. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Испанское королевство даровало привилегию Рубенсу только в 1630 году, зато сразу на 12 лет с правом перехода авторских прав наследникам художника89. В сравнении с лихорадочным экстазом блаженных великомучеников Сурбарана умирающие праведники Рубенса выглядят поразительно бодрыми.
Мастерская не вернулась к порядкам 1620-х годов: каждый из ассистентов подписывал выполненные заказы собственным именем. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». Эти работы, а также многочисленные изображения вакханалий, в том числе «Вакханалию» (1615–1620, ГМИИ, Москва), можно считать переходными от первого ко второму этапу. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Добравшись до дома в декабре, он повесил у склепа усопшей одну из картин, предназначенных для Кьеза Нуово.
Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны).
Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182.
Возможно, что открытое сердце живописца и его невероятно светлое восприятие жизни подарили ему шанс прославиться в веках. Ван Ноорт, хотя и не исполнял церковных заказов, пользовался большой репутацией из его мастерской вышли Якоб Йорданс и Хендрик ван Бален19. В его дворце находилось богатейшее собрание произведений искусства, пользовавшееся мировой известностью. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73.
28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе.
В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св.
Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)". «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Рубенс был красив во всем.
Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Вследствие болезни он был практически парализован. Вскоре от Рубенса потребовали выслать эскизы картин для ознакомления, что его оскорбило как признак недоверия к его мастерству исполнять это требование он не собирался. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого.
Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. В качестве свадебных подарков Елена получила от Рубенса пять золотых цепей, в том числе две с бриллиантами, три нитки жемчуга, бриллиантовое колье, такие же серьги, золотые и эмалевые пуговицы, кошелёк с золотыми монетами и множество дорогих нарядов210. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Разве что истинный талант.
Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. По бокам от Иисуса выделяются Дева Мария и Моисей со святыми скрижалями в руках. И одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно и стала религиозная и мифологическая живопись.
После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. Возвращение в Антверпен было граничит со смертью матери. Здесь он открыл просторную мастерскую, в которой работали подмастерья, выстроил себе прекрасный особняк, который постепенно наполнялся картинами, статуями и произведениями декоративно-прикладного и ювелирного искусства. Однако, взглянув на картину, мы не смогли бы распознать мифологических персонажей, не будь возле них атрибутов. Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха. Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт.
Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37.
3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Оформление и архитектурное решение студии отражало серьёзное отношение Рубенса к своей работе, которого он ожидал от заказчиков, моделей и посетителей. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню.
Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Квартира располагалась на виа Санта-Кроче близ Площади Испании, братья даже наняли себе двух слуг53. Рубенс различал— в том числе и в стоимостном отношении— картины, написанные учениками, в соавторстве или единолично.
В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Если он соглашался на заказ, то ему позировали непременно представители высшей аристократии, как это было в Генуе со Спинола и Дориа, а также герцогом Брабанта и антверпенскими буржуа. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Предложения Дании Рубенс также отправил Спиноле в Мадрид, рассчитывая добиться уступок от Голландии180.
Он материально поддерживал Клаудио Монтеверди и вызволил из сумасшедшего дома Торквато Тассо. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Слева на картине виден замок Стен, написанный так же любовно, как и последние портреты жены и детей художника, сделанные приблизительно в то же время.
Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. По субботам и воскресеньям он исполнял заказы типографии Плантена— Моретуса: рисовал фронтисписы, оформлял титульные листы и создавал иллюстрации. Никулин. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций.
создал свою мастерскую. Соперничество кончилось трагедией.
В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века.
За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.
Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды. По своему обычаю, художник вновь изобразил пышнотелую белокожую женщину без одежды, но с золотыми украшениями и тонким, полупрозрачным полотном у ног. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67.
Увидеть полотно можно во флорентийском Палаццо Питти. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Художник объездил много городов, стремясь увидеть произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Корреджо, Мантеньи, Тициана, Веронезе, Тинторетто.
Заниматься живописью Рубенс стал очень рано. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.
Лекуре, «доходило до угодничества». Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона.
Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита.
Картина была подписана обоими художниками104. Рубенс заботился о своих авторских правах.
Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. В древнегреческой мифологии сатирами называли спутников Диониса – бога виноделия, жизнерадостных лесных демонов с козлиными ногами и рогами.
Об истинных чувствах художника к его близким можно судить только по многочисленным графическим и живописным портретам. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230.
Но еще до того, как наступило царствование импрессионизма, преклоняющегося перед извечным движением вселенной, были произведения, которые всячески стремились преодолеть плоскость – картины Питера Пауля Рубенса. Большое значение он придавал архитектурному обрамлению своих произведений. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые.
Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. В них начисто отсутствует мистика. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). В настоящее время полотно хранится в венском музее Коллекции Лихтенштейнов. Луки. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.
Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа.
Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Это одна из поздних работ Рубенса. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). Представители семейства его отца— Яна Рубенса— были кожевниками, москательщиками и аптекарями, предки матери— урождённой Пейпелинкс— занимались ковроткачеством и торговлей3. Работая с античными памятниками, Рубенс ставил перед собой различные задачи.
Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Губерта, Диану на охоте и подобное. Южные нидерландские провинции (иначе называемые Фландрией) во главе с Антверпеном оказались под властью Испанской монархии. Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене (Германия), в состоятельной и знаменитой семье ремесленников и торговцев. Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг.
Петра и Павла в Кирххайм-ин-Швабен, Германия. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173.
Это великого чародея, раскрывшего человечеству мир красок и радости бытия. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность.
Рубенс очень тонко отклонил своё участие в состязании, сообщив, что его работы выставлены в общественных и частных собраниях Италии и Испании и ничто не мешает Янсенсу отправиться туда со своими работами и повесить их рядом95. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153.
В результате 23-летний фламандец оказался на службе Мантуанского двора и, едва появившись в Италии, получил покровителя, жалованье и относительно высокое общественное положение32. Несмотря на то что этого льва колют сразу тремя копьями, он разозлен и не отступает и только меч одного из охотников дает надежду победить разъяренного зверя. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Перенося в картину изображение живой модели, художник освобождал ее от всего случайного.
Картина Рубенса Союз Земли и Воды, написанная в 1618 году, находится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца.
Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Рубенс не осуждал чужих произведений и находил «нечто хорошее в любой манере». Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. С 1610 по 1620 год художник был увлечен написанием охотничьих сюжетов.
Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе.
Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру.
В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм.
Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Быстрота работы мастера поражала современников.
На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Отсюда любовь эпохи к множественности элементов и наглядности, любовь к орнаментальности и публичной пышности140. Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу.
Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Брак был заключён с большой поспешностью.
За это время Рубенсом было создано семь картин с распятием, пять – демонстрирующих момент снятия с креста и три с его воздвижением, а также много других изображений Христа, святых и библейских сюжетов. Игнатия (ныне посвящённой св. Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами. По словам Н. Грицай, «в недостойный его кисти жанр придворного портрета художник вдохнул новую жизнь, решительно освободив его от характерных для маньеристического искусства рубежа XVI и XVII веков жёсткости письма, застылости композиций, напряжённой замкнутости словно отгороженных от реального мира образов.
Но, технике фрески он предпочитал масляную живопись. Карлу Борромео). Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи. Таким был великий фламандский художник XVII века Петер Пауль Рубенс.
Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Не иначе, он подмешивал в краски человеческую кровь – шептали они. Другая версия висит на правом алтаре замковой церкви Св. В 1626 году умерла жена художника и он очень тяжело переживал эту потерю.
С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Слева два путта играют с Пегасом, крылатой лошадью Персея.
Триптих Снятие с креста (можно увидеть выше) создавался уже конкретно для Собора, в котором находится по сей день, с 1612 по 1614 год. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. С другой стороны, Воверий, Липсий и Филипп Рубенс изображены компактно, а Питер Пауль Рубенс и Сенека— слева и справа— расположены выше группы учёных на втором плане, но вровень с головой Липсия.
Перед художником была поставлена сложнейшая задача создания вокруг королевы современного мифа в условиях отсутствия в её жизни ярких позитивных сюжетов, а также ввиду весьма напряжённых отношений между королевой-матерью, королём и кардиналом Ришельё155. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147.
Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Один из охотников лежит без сознания с зажатым в руке ножом. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.
Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. 24 мая Рубенс прибыл в Париж, с собой он привёз ещё 9 картин и коллекцию медалей герцога Арсхота на реализацию.
В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы».
В Древней Греции этих богинь звали харитами. Им тесно в пределах двухмерного пространства. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной».
Собор Богородицы в Антверпене объявил конкурс на Успенский алтарь в 1611 году. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов.
Все полотна посвящены жизни Марии Медичи. Большую долю его творчества заняли и различные пейзажи. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201.
Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее.
Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес».
Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. В знаменитой картине Рубенса «Персей и Андромеда» звучит одна из основных тем творчества художника – прославление благородного, способного на героизм человека, несущего людям освобождение и счастье. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти».
Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение).