Рубинс
Нэнси Рубинс родилась в Неаполе, штат Техас, выросла в Таллэхома, училась в Институте Мэриленда, Колледже искусств, Балтимор и Университете Калифорнии, Дэвис. 29 июня 2009 года Рубинс была зачислена в отряд астронавтов НАСА в составе 20-го набора в качестве кандидата в астронавты. Кэтлин Рубинс стартовала 7 июля 2016 года в 04:26 (мск) в качестве бортинженера экипажа космического корабля «Союз МС-01» и экипажа Международной космической станции по программе МКС-48/ 49 основных космических экспедиций4. Кэтлин Рубинс родилась 14 октября 1978 года в городе Фармингтон, штат Коннектикут.
Детские годы провела в городе Напа, штат Калифорния, где живёт её отец Джим Рубинс (Jim Rubins). Рубинс увлекается подводным плаванием с аквалангом и триатлоном.
Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206.
Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. В те годы, когда жил Рубенс, такие ученые, как Галилео Галилей, Иоганн Кеплер и Уильям Гарвей изменили своими трудами представление человека об окружающем мире и о вселенной, а математик и философ Рене Декарт полагался на силу разума человека, что оказало глубокое воздействие на его мышление. Он был молод, красив, хорошо воспитан.
- Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника
- Рубенс Питер ПаульКартины и биография
- Питер Пауль Рубенс – биография и картины
- Рубенс Питер, картины с описанием и биография (на фото: Автопортрет)
- Питер Пауль Рубенс – биография, жизнь и творчество художника: властелин империи красок
Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы».
Главной отличительной чертой этой работы, присущей вообще портретному жанру барокко, является система приёмов и аксессуаров, подчёркивающих героический характер модели. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113.
К сожалению, в 1718 году она сильно пострадала от ужасного пожара. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Собрание семьи Гонзага – одно из знаменитейших в Италии.
Таковы его полотна изображающие охоту, написанные в 1616-1618 годах. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь.
В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Эрцгерцогиня возместила ему все расходы и подписала прошение о даровании художнику испанского кавалерского титула, аналогичного английскому. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени.
- «Рубин» КазаньПодлинная учетная запись
- Аренда помещений от собственника
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА
- Питер Рубенс: последние новости
Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Эта же комната служила и личным кабинетом. Ещё ранее ему было поручено отправиться в Гаагу на сепаратные переговоры со штатгальтером Соединённых Провинций.
Десятилетием позже Д. Веджвуд отмечал, что, по-видимому, Рубенс лучше, чем какой-либо другой художник в истории искусства достиг мастерства в изображении живой плоти. Всех помощников Рубенса на голову превосходил красивый, фантастически одаренный Антонис Ван Дейк (1599-1641), который стал признанным гильдией мастером в девятнадцатилетнем возрасте. По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом-младшим (1592—1648), братом Елены. Блики от отражающегося света делали картину почти невидимой. Рубенс пишет Поклонение волхвов.
Официальным поводом для поездки стал королевский заказ на писание парадного портрета. 28 июня 1577 года Мария Пейпелинкс разрешается от бремени шестым ребенком. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98.
- Галерея картин Питера Пауля Рубенса
- Известные картины Питера Пауля Рубенса
- Словари и энциклопедии на Академике
- О знаменитости:Крупнейший южнонидерландский художник,
- 10 или как изменился российский футбол за 10 лет
- Российско-Английская Премьер Лига и Английская Футбольная Национальная Лига
Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49.
Из античности почерпнуты два постоянных сюжета живописи Рубенса— вакханалии и триумф после боя, которые символизировали для него две взаимодополняющие стороны бытия, природную и возвышенно-человеческую129. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. За последнее десятилетие жизни, как считают, Рубенс написал несколько десятков пейзажей на открытом воздухе, большая часть из которых не сохранилась. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Никулин.
- Указывать местоположение в твитах
- Напишите отзыв о статье Рубинс, Нэнси
- Отрывок, характеризующий Рубинс, Нэнси
- Аренда помещений в ЗАО от собственника – неоспоримое преимущество
- СтраницыКомпанииСпорт и отдыхСпортивная команда / ФК «Рубин»
- Напишите отзыв о статье Рубинс, Кэтлин
О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231.
Задание Рубенса было не из легких. Как писал он своему другу в Рим: Я не желаю снова становиться царедворцем. Религиозные войны, одна за другой, подрывали установившийся в Европе мир.
Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Картина была подписана обоими художниками104. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. мы обнаружили, что картины.
- Отрывок, характеризующий Рубинс, Кэтлин
- Физико-химические характеристики рубина
- Облагораживание рубина – нормальная практика
Таким образом, Рубенс провел свою юность в городе, который постепенно возвращался к прежней жизни. Рубенс отметил свою свадьбу, нарисовав двойной портрет редкого очарования.
После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение.
В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку.
Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Кроме Яна Брейгеля, там трудились Франц Снайдерс, художник, умевший мастерски рисовать животных.
Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Рубенс, теперь не только знаменитый художник, но и знаток искусства и коллекционер имел прочные связи с принцами, епископами, прелатами и другими влиятельными людьми по всей Европе.
Отдавая должное его разуму, выдержке и вежливости, они хотели под прикрытием его эстетических интересов использовать Рубенса для выполнения секретных дипломатических миссий. Игнатия (ныне посвящённой св. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню.
В дипломатической деятельности Рубенса немалое место занимали и честолюбивые помыслы: выступив инициатором переговоров с Генеральными Штатами, он рассчитывал существенно повысить свой общественный статус. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти.
В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129.
Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Сегодня. В лице Филиппа Рубенс получил настоящего эксперта по истории античного Рима.
Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. На самом мертвом теле, на складках савана, на женских фигурах мерцающие бело-серые блики, светло-янтарный и зелено-голубой цвета контрастируют с более традиционным красным и коричневым на мужских фигурах. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте.
«Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Эта, теперь ставшая знаменитой, картина называется Удар копьем. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102.
Позже он создал третий – на тему Успения.
Рубенс сумел воспринять самые лучшие качества своих родителей. Смерть витает над каждым ее участником. Самой известной оригинальной работой Рубенса, выполненной в Испании, стал парадный конный портрет герцога Лерма, открывший в его творчестве жанр парадного портрета.
И во всем чувствуется радость. Уже на рисунке была представлена вся композиция, включая низкую линию горизонта и контуры дерева. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. В изображении Рубенса «Вознесение Девы Марии» хор ангелов поднимает её в спиралевидном движении к вспышке божественного света.
Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости.
13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой.
Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. В последний год пребывания Рубенса у Вениуса студия получила потрясающий заказ – декоративное оформление резиденции для приемов в Антверпене новых правителей Нидерландов, эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы.
На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37.
Портрет не датирован, но обычно его считают данью памяти брату Филиппу, скончавшемуся 8 августа 1611 года и Юсту Липсию, умершему 23 марта 1606 года, когда братья Рубенсы были ещё в Италии. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена.
Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.
Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Он также дважды подолгу жил в Риме. Отец живописца изучал право в Риме и в других городах Италии. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212.
Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148.
Ему ничего не стоило передать свои идеи (или идеи его патрона) в собрании визуальных образов. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Она находится в Берлинской картинной галерее, Германия. Из всех влияний, формировавших направление итальянского искусства в это время, по-видимому, самым значительным и противоречивым оказалось творчество Караваджо (1573-1610), сложного импульсивного, почти неуправляемого молодого художника, который находился в зените своей славы, когда Рубенс впервые добрался до Рима.
Рубенсу выпала великая честь – ему заказаны обе эти работы. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца.
По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Его отправят в Мехельн, где оно украсит церковь св. Он занял искусно-небрежную позу, одна нога в шелковом чулке на другой она сидит рядом с ним на табурете, раскинув края роскошного, элегантного платья.
Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Отчим Яна Рубенса— Ян Лантметер— держал бакалейную торговлю и определил пасынка на юридический факультет Лувенского университета. Однако нарядная и праздничная атмосфера этих сцен контрастирует с центральной частью, поскольку демонстрирует лишь пролог к мученической смерти Спасителя. Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Герцог с удовлетворением их осмотрел, принимая копии за оригиналы.
Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».
Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Так начиналась не одна знаменитая политическая карьера. Отпевание состоялось 2 июня.
Такое самовыражение Рубенс считал соответствующим своему собственному творческому подходу. Что до лошадей – он всегда ими восхищается. Второе пребывание Рубенса в Риме оказалось гораздо продолжительнее первого.
Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Однако художнику нужны заказы. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет.
Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Вдобавок его еще сковывают воспоминания о Фландрии. У него был острый взгляд на малейшую деталь, он обладал исключительным чувством цвета.
Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Работая в Испании, Рубенс понимал, что не задержится в этой стране надолго, вот таким образом спешил.
Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись».
Рубенсу предложили обеспечить декоративное убранство всей церкви – 39 росписей. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты.
Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Рубенс порой напоминает дремлющий вулкан. Знание античного Рима подогревало интерес Рубенс к этому заказу.
Но, несмотря на это, произведение заслуживает внимания. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Они являются отличными иллюстрациями к методам изображения обнаженной натуры, которыми пользовался Рубенс и которые подвергались изменениям от середины его творческой карьеры до более позднего периода жизни. Надо полагать, что у Питера Пауля при себе имелись какие-то существенные рекомендации.
Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Стилистика Карраччи существенно отличалась от манеры Караваджо. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году.
Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Однако он позволил Рубенсу присутствовать при передаче картин герцогу Лерме. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет.
Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Такое их печальное состояние объясняется постоянными дождями, которые шли не прекращаясь двадцать пять дней подряд – абсолютно невероятное явление для Испании.
После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант.
На них ему предстояло отразить жизнь короля Генриха IV, красивого, динамичного персонажа. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Накопленные в течение всей жизни огромные знания символов служили Рубенсу горючим, способным воспламенить его воображение. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Их соединенные руки находятся в центре композиции.
Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. В коллекции герцога Рубенс открыл для себя сокровища. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Чуть моложе был Якоб Иордане, который, как и Рубенс, учился у Адама ван Ноорта.
Рубенс спроектировал 5 триумфальных арок, 5 театров, несколько грандиозных портиков, включая 12-рядный, посвящённый 12 германским императорам. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Рубенс до этого и позже не писал ничего подобного.
Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Если испанский премьер-министр проявил расположение к художнику, дал ему множество заказов и пригласил поселиться в его резиденции, то с поверенным Иберти наладить отношений не удалось. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой.
Рубенс знал его картины, но маловероятно, что эти художники когда-нибудь встречались. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. В картине Охота на львов победителей нет. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Этим художником оказался болонский мастер Аннибале Карраччи (1560-1609), который работал в Риме над своими великолепными украшениями палаццо Фарнезе.
Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. В этом необузданном произведении все – сплошное движение. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Через несколько лет слава о ней облетела всю Западную Европу. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе.
Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199.
Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Он ведет огромную переписку, часто тайную.
Несмотря на то, что Ян всегда был приверженцем римско-католической церкви, впоследствии он начал симпатизировать протестантскому учению Жана Кальвина (1509-1564), а это считалось опасной ересью в стране, контролируемой испанским королем-католиком. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность.
Ему подыскивают учителя, который согласился бы взять его к себе в мастерскую. Но у этого века была и своя темная сторона. В то время Яна и Мария Рубенс живут в Зигене, в германской провинции Вестфалия. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет.
24 января 1633 года на заседании Генеральных Штатов епископы Ипра и Намюра потребовали разъяснить, какое место в их делегации занимает Рубенс. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14.
Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт. Но самую захватывающую возможность в эти годы ему предоставляли иезуиты. Как же они могут быть некрасивыми, если их мыть вином. В Нидерландах он оставил эту практику, вот таким образом не существует прямых свидетельств, как Рубенс понимал трактовку тех или иных философских постулатов и религиозных таинств, человеческих страстей и прочего9091.
На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона. Иоанна. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг.
Холст. Монументальный строй композиций, эффектные архитектурные или пейзажные фоны, богатство колорита определяют несравненные декоративные качества этих больших картин, выполненных при широком участии помощников Рубенса. Караваджо, родом из Северной Италии, был всего на четыре года старше Рубенса.
За грандиозную феерию Рубенс был удостоен премии в 5600 флоринов, при том, что в оформление церемонии им было вложено 80 000 собственных средств.
А над ним сияющая богиня славы. Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца.
Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена.
Среди предполагаемых святых были и мученики – в том числе и святая Домицилла, благородная дама и племянница римского императора, чьи святые мощи были недавно обнаружены при раскопках римских катакомб. Измерительные инструменты в его руках позволили критикам называть героя картины географом или архитектором. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. В те времена почта из Лондона в Мадрид шла 11 суток, а принятие решений занимало много времени192.
Гонзага доволен работами Рубенса и вскоре посылает юного мастера в Рим для выполнения копий с картин великих художников. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет.
Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни.
Это Тобиас Верхахт. Работы Отто ван Веена были вдумчивыми, значительными, но почти лишенными жизни. 12 мая 1635 года был подписан нотариальный акт о приобретении Рубенсом поместья Стеен в Элевейте.
– Эпизоды сами по себе малозначительны, но гений Рубенса позволил ему разрешить эту неблагодарную задачу с исключительным художественным мастерством. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Как правило, портрет был только началом большого заказа, например, для украшения дворца или надгробия.
Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником.
Краски помутнели, они вздулись и отстали от холстов, так как долго впитывали воду во многих местах остаётся только снять их ножом и затем снова наложить на холст45. Рубенс научился изысканным придворным манерам в доме графини Лален, но уже тогда он хотел стать художником и несколько месяцев спустя убедил свою мать забрать его со службы у графини и определить учеником к художнику. Луки. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов.
У верующих, созерцающих картину, не должно было остаться ни малейших сомнений в масштабе принесённой ради них жертвы107. За всю свою карьеру Рубенс несколько раз рисовал королевскую чету. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать.
На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21.
В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Королева-мать только что помирилась со своим сыном. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. В инвентарном списке учтено 314 картин, не считая незаконченных или почти законченных произведений самого Рубенса225.
Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело.
Доброклонский и Н. Н. Рубенс на более позднем этапе своей жизни часто работал на иезуитов, так как они привлекали его своей сокрушительной, воинственной верой и подчиняющимся дисциплине религиозным рвением. В Водружении креста, наоборот, сюжет весь в действии. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб.
Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Весь проект откладывался еще несколько раз. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван.
В течение нескольких лет он исполнял эти важные обязанности. Оба взирают на зрителей с доверительной радостью. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году.
Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.
Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. В частности, были убраны бойницы. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Очень немногие художники той эпохи могли похвастаться, что знают Италию лучше, чем Рубенс. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Их фигуры производят на зрителя огромное впечатление.
Однако благодаря отличным отношениям с королём он добился назначения посланником в Мадрид Фрэнсиса Коттингтона, происпански настроенного католика, который как раз и убедил художника остаться в Лондоне198. К счастью, размеры заказанной картины велики.
Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Композиция довольно оригинальна, но отличается некоторой неловкостью.
Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Он обращал особое внимание на латинский язык и не терял интереса к миру античности.
Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Позже он переехал в Италию, чтобы там завершить свое образование. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер.
Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. В 18 веке она вошла в коллекцию короля Пруссии Фридриха II, а в 1830 году стала частью коллекции музея Берлинеса.
Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Только Тициан из его предшественников и Ренуар из преемников могли сравнится с ним в изображении женских форм114. Возможно, это труды Сенеки.
Как же он расстроился, когда алтарный образ установили на место. Стоящая на коленях Магдалина поддерживает руками его ступни.
Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Основы этих знаний были заложены в мастерской учителя, которым он всегда восхищался. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены.
Ван Дейк обладал такими же разнообразными дарованиями, что и Рубенс. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Но все заимствованные и перенятые идеи Рубенс вносил в рамки собственного видения.
Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей.
Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Брак был заключён с большой поспешностью.
Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182.
Огромную часть его наследия итальянского периода составляли зарисовки и копии с античных и современных ему произведений искусства.
настолько попорчены и им причинен такой вред, что я просто пришел в отчаяние. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Мастерская занимала половину дома, а в единственном просторном помещении жилой части— галерее— Рубенс разместил свою коллекцию82. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая.
После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Возможно, сыграли свою роль дружеские связи Марии Медичи с эрцгерцогиней Исабель Кларой Эухенией. После возвращения он ужинал с избранными друзьями.
Он впервые смело использовал свой итальянский опыт. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Считается, что женщинами на картине являются Мария Магдалина и две сестры Девы Марии. Еще бы. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Губерта, Диану на охоте и подобное.
В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. В 1594 году Рубенс попадает в мастерскую придворного живописца Отто Вениуса – одного из крупнейших в то время нидерландских романистов. Так началась необычная дипломатическая карьера Рубенса. 16 февраля того же года Рубенс представил духовенству модель.
На правой стороне алтаря он изобразил Христа, увенчанного терновым венцом, а на левой – воздвижение Креста. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. В них она умоляет мужа не падать духом и убеждает в том, что давно его простила: Можно ли быть такой жестокосердной, чтобы стать обузой для тебя, когда на тебя свалилось такое горе. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Но центральная панель – Снятие с креста знаменует собой явное освобождение Рубенса от итальянской зависимости, в ней мы наблюдаем эволюцию череды более светлых красок, что является типичным явлением для нидерландской живописи.
Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Рубенс намного превзошел уровень фламандских поклонников Италии. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Это одна из самых прекрасных его фигур, – писал знаменитый английский художник сэр Джошуа Рейнольдс (1723-1792), когда он, словно завороженный, словно перед явным чудом, стоял перед этой картиной сто лет спустя после ее написания. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм.
Речь шла о «Воздвижении креста». Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233.
Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем.
Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159.
«Персей освобождает Андромеду» – картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, выполненная в 1622 году. От отца – его быстрый и легкий шарм. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201.
Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Горизонтали и вертикали картины статичны, зато диагонали полны динамики. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо.
Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. На заднем плане в окне виден пейзаж. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227.
В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно».
Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Он ведет огромную переписку, часто тайную. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. почти полностью сгнил (несмотря на то, что все полотна находились в цинковом ящике, дважды завернутые в промасленную материю, а потом помещены в деревянный сундук).
Невероятны ракурсы фигур, яростны движения, грозны звери. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Слева два путта играют с Пегасом, крылатой лошадью Персея.
Его нарекают Питером Паулем. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни.
Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Питер Пауль перебирается к нему в дом. Рубенс заботился о своих авторских правах.
Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. В 1559 году он вернулся на родину и почти сразу же женился на Марии Пейпелинкс, а в 1562 году поднялся из бюргерского сословия, будучи избран эшевеном4. В мастерской Рубенса были написаны 39 полотен, сделаны чертежи и модели фасада и внутреннего скульптурного убранства. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания.
Больше всего его работы напоминают пробу пера: чередование белого с зелёным, похожее на приёмы Веронезе или Джулио Романо, тициановская охра, тёмный колорит Карраччи»54. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Среди них был и Антонис Ван Дейк со своим быстрым, лирическим мазком. Он изображал эрцгерцога серьезным исполненным достоинства мужчиной, к которому, несомненно, питал искреннее уважение и которому выражал свою благодарность, – в конце концов Альберт дал ему первый важный в его жизни заказ на роспись алтаря в Риме. Благородная фигура Богоматери создана на основе римской статуи.
Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Любимов). Моретус был внуком Плантена и со временем он возглавил типографию деда. Неизвестно, откуда у Питера оказались деньги на заграничную поездку— возможно, он выполнил некий заказ в Антверпене или продал некоторые свои работы. Она называлась Последнее причастие святого Франциска Ассизского.
Темный фон мощным контрастом подчеркивает светлые части полотна. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Рубенс усердно копирует Тициана, Корреджо, Веронезе. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».
Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190.
Я знал Рубенса с детства, – писал в более поздние годы Моретус, – мне очень нравился этот юноша, который обладал самым приятным, самым незлобивым характером. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Потом мастер своими точными мазками доведет все до совершенства. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг.
В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Родину Рубенса – Нидерланды – на протяжении всей его жизни разрывала упорная борьба за независимость от Испании.
Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс».
Он даже время от времени жил у них в доме. Знал английский испанский, французский итальянский и латынь. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.
Есть где развернуть сцену поклонения. Прошу тебя, не говори больше недостойный тебя муж – все уже давно забыто. До этого он уже написал два алтарных образа двух главных святых-иезуитов – Игнатия Лойолы и Франциска Ксавьера. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II.
Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Другая версия висит на правом алтаре замковой церкви Св. Рубенс был слишком тактичным человеком, чтобы попытаться его переубедить. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском.
Заказ на картины для только что реставрированного зала заседаний штатов получили два художника: Рубенс и Абрахам Янсенс. Это превосходная возможность продемонстрировать согражданам, чему он научился за время своего долгого пребывания в Италии.
Алтарные образа удалось спасти, но росписи на потолке погибли. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.
Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Его заказал Вольфганг-Вильгельм Баварский, герцог Нейбургский. Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. Вряд ли мне по силам их реставрировать.
Рубенс обращается к античному миру, чтобы запечатлеть мужественный героизм и вечную женственность. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Собор Богородицы в Антверпене объявил конкурс на Успенский алтарь в 1611 году.
Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5.
Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Но его ожидала еще одна беда, когда из багажа были извлечены копии картин. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200.
Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Зрителя поражала прежде всего фигура мертвого Христа. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног.
Далее сотрудники антверпенского музея Плантена— Моретуса Макс Роозес и Ш. Руэлен опубликовали практически все сохранившиеся документы, связанные с Рубенсом, всю его переписку, записные книжки и литературные опыты. Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Письма, которые она писала в тюрьму, – убедительное свидетельство женской преданности. Магистрат Антверпена задумывает украсить городскую ратушу.
Все композиции решены в многолюдном театральном стиле, который может одновременно напомнить и о Веронезе и о Микеланджело. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221.
На ней римский воин копьем пронзает бок Христа. Луки214. Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)". Люди в богатых одеждах, лошади, верблюды, богатые дары, мускулистые тела, горящие факелы – все способствует великолепию картины.
Вероятно, он проявлял такую вежливую строптивость и по отношению к эрцгерцогине. Отто ван Веен всю жизнь оставался преданным другом Рубенса. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18.
Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Петра и Павла в Кирххайм-ин-Швабен, Германия. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу.
Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Хотя в Мадриде почти никто не верил в заявления Рубенса о художественной миссии, 8 месяцев своего второго пребывания в Испании он занимался почти исключительно живописью. Это любовь к жизни, которая преображает все, вплоть до темы смерти.
«Вознесение Девы Марии» или «Успение Пресвятой Богородицы» – картина Питера Пауля Рубенса, завершённая в 1626 году в качестве запрестольного образа для главного алтаря Собора Богоматери в Антверпене, где она хранится. Она хочет украсить галерею дворца картинами иллюстрирующими различные эпизоды ее жизни. Вернувшись в родной город, он был назначен городским советником. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний.
Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он закончил произведение.
Применяя свой свободный, плавный стиль, разработанный им самим, он, вероятно, лишь для собственного удовольствия рисовал ту землю, на которую так долго глядел с восторгом и любовью. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов.
Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Богатством красок и густотой мазка он обязан во многом Тициану. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов».
Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Его картины на религиозные и мифологические темы демонстрировали всю оригинальность его композиции и нежную, чисто лирическую силу воображения. Инфанта Изабелла дает ему одно за другим секретные поручения. Лекуре, «доходило до угодничества». В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века.
Рубенсу же принадлежала идея трёхчастного членения фасада, уровни которого объединены волютами так же, как и в римской церкви Иль Джезу.
К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Карлу Борромео).
Они с Изабеллой, взяв друг друга за руки, сидят на фоне раскидистого куста жимолости. В спорах критиков, принадлежавших к обоим лагерям, на первое место выносились требования, предъявляемые к линии и цвету. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38.
За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Картины самого Рубенса удостоились особой похвалы. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67.
Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва.
В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. На этом полотне он продемонстрировал удивительное понимание самоотреченной духовной любви. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Рубенс различал— в том числе и в стоимостном отношении— картины, написанные учениками, в соавторстве или единолично. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64.
Вот новое Поклонение волхвов – менее пышное и в то же время менее блестящее. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен.
Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения.
Это было время острых столкновений, в ходе которых человеческий дух и интеллект добивались больших успехов, но оно также известно своей алчностью, нетерпимостью и беспримерной жестокостью. В 1609 году Рубенс и Ян Брейгель исполнили портрет эрцгерцогской четы, причём Брейгель писал пейзаж на заднем плане. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Так, в сцене, где Генрих IV получает портрет Марии, два крылатых гения, олицетворяющих любовь и супружество, держат перед восхищенным королем идеализированное изображение принцессы.
Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.
Это радость бессмертной жизни, противостоящая смерти. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему.