Садко Портрет
Для учителя: СД—проигрыватель, СД-диски, портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова иллюстрации по теме урока, репродукции картин И. Е. Репина «Садко в подводном царстве», М. Врубеля «Царевна Волхова».
внешний портрет и характеристика Садко из былины Садко
Она была куплена великим князем Александром, будущим императором Александром III. В Новгороде Садко побился об заклад с тремя богатыми купцами о том, что в Ильмень-озере есть чудесная «рыба-золоты перья». Более того, сам онпризнавался, что по его мнению она получилась пошлой и безвкусной. Кораблям Садко все же удалось благополучно добраться до Новгорода, а царь все не унимался.
Оказавшись на дне, он встречает Морского Царя и его семью. Всюду оживление, шум, веселье, пестрота. Возможно, однако, что если бы драматургия, формообразование, тематизм оперы ограничивались показателями устойчивости, то «Садко», при монументальности его объемов, вышел бы похожим на своих современников — массивные архитектурные сооружения «русского стиля» эпохи Александра III. Аобразы моря есть вего самых известных произведениях— симфонической картине «Шехеразада», цикле романсов «Уморя», опере «Сказка оцаре Салтане» и, конечноже, «Садко».
Благодарный Садко построил церковьМиколе Можайскому, а «на сине море» никогда уже более не ездил. Глиссандо арфы прерывает песню Садко и на фоне причудливых аккордов вступления (тремоло струнных) у кларнетов и фаготов проходит гамма тон-полутон, связанная с характеристикой Морского царя. Садко догадался, что он требует плату, однако, не сразу понял какую именно. Все над ним смеются. Хотя в авторском предисловии к «Садко» подчеркнута условность времени действия в опере («полусказочная-полуисторическая эпоха», анахронизм многих событий, описанных в былинах и т. д. ), все же Римский-Корсаков в либретто сам дал повод для разысканий подобного рода (конфликт Садко и его товарищей — «голи безродной» с богатыми купцами, «обличительные» речи Нежаты и скоморохов и т. д. ). В кульминационный момент появляется Садко. Совершенство выполнения замысла оказалось столь велико, что на «Садко» впервые в творческой жизни Римского-Корсакова сошлись мнения «врагов» и «друзей»: Стасова и Лароша, Кругликова и Кашкина, Кюи и Иванова. Потусторонние силы (темная и светлая) помогают ему.
- Садко: "Образ храброго героя" древних былин
- Характеристика литературного персонажа Садко из былины Садко
- Описание картины Ильи Репина «Садко»
- Описание картины Репина «Садко»
- Сочинение по картине Репина Садко
- Виктор Михайлович Васнецов (Садко), Репин
Например, Наталья приказала сшить себе шубу из мешковины, набитой сосновыми стружками, так как меха – «привилегия зажиточных классов». Суровая, мужественная песня Варяжского (скандинавского) гостя сменяется созерцательно-лиричной песней Индийского гостя и светлой, льющейся широким мелодическим потоком песней Веденецкого (итальянского город Веденец — Венеция) гостя. Дома осталась ждать его красавица жена. На пиру должен был завязываться спор Садко с богатыми новгородцами: «.
Картина посвящена купцу Садко — герою знаменитой русской былины, который так хорошо играл на гуслях, что очаровал даже морского царя и тот предложил ему в жены собственную дочь. Впоследствии, после премьеры оперы Римский-Корсаков был огорчен непониманием некоторыми критиками, в частности Н. Д. Кашкиным, этой идеи и в разговоре с Ястребцевым с сочувствием процитировал фрагмент из рецензии П. Вейнберга в «Московских ведомостях»: «Превосходное ариозо старчища Ай, не в пору расплясался грозен Царь морской с аккомпанементом органа имеет церковный характер и, несомненно, указывает на высшую светлую силу, которой повинуются все морские чудища с их царем — все темные силы природы». И если в партии Садко верх над былинным сказом берет песня, то в партии Волховы лирические темы ее первого обращения к Садко («Долетела песня твоя. »), ее дуэта с Садко, колыбельной берут верх над музыкальными символами волшебницы, дочери Морского царя. Тут Садко не ошибся. На берег музыкант уже отправляется со своей новой женой.
Сам композитор особенно подчеркнул значение сцены на площади («торжища») в четвертой картине как наиболее разработанной и сложной: «Сценическое оживление, смена действующих лиц и групп, как-то: калик перехожих, скоморохов, волхвов, настоятелей, веселых женщин и т. д. и сочетание их вместе, в соединении с ясною и широкою симфоническою формою (нечто напоминающее рондо) — нельзя не назвать удачным и новым». Материалы эти пока недостаточно исследованы, не опубликованы, но, вероятно, можно утверждать, что именно в текстах «Садко» (а потом «Китежа») в наибольшей степени проявилась литературная одаренность композитора, его умение вжиться в стиль подлинника. ) Кроме того, некоторое значение для развития лирико-фантастического замысла в сторону «новгородщины» могло иметь возвращение композитора к музыке «Псковитянки» и «Бориса» (инструментовка «Бориса» и подготовка обеих опер для постановки в Обществе музыкальных собраний).
е. Венеции). Интересно, что прототипом главного героя стал Виктор Васнецов, который гостил у художника в Париже. Постепенно прояснилась и динамика общей концепции музыкального действия: не просто странствие и возвращение Садко в родной город, а «погибель язычества» (Стасов) и утверждение христианства. Вслед за тем в сочном унисоне виолончелей и английского рожка появляется певучая и плавная мелодия, сопровождаемая аккордами с форшлагами (подражание птичьему клёкоту). В 1964 году «Богатырский фриз» был передан в Государственный Русский музей. Так мерно и глухо рокочут, перекатываясь, вздымаясь и опадая, морские волны.
- На дне морском: 10 фактов о картине «Садко в подводном царстве»
- Характеристика литературного персонажа Садко из былины "Садко"
- Опера «Садко» Николая Римского-Корсакова
- Картины и другие художественные произведения на тему былины «Садко»
- Опера Римского-Корсакова «Садко»
- Виктор Михайлович Васнецов1848-1926
Нежата аккомпанирует себе на гуслях (уже известная нам оркестровка: пианино и арфа), ему подпевает Дуда, а один из скоморохов подыгрывает на сопели. Но, по крайней мере, Римский-Корсаков действительно мог быть обеспокоен непониманием концепции своей предыдущей оперы и доверял опыту Стасова как знатока былин и знатока театра. На берегу Ильмень-озера Садко убеждает всех, что в озере водится рыба с золотой чешуёй. Пожалуй, Репинбыл к себе слишком самокритичен.
Краткое оркестровое вступление рисует тихий вечер на берегу Ильмень-озера и подгатавливает начало задумчиво-печальной песни Садко «Ой ты, темная дубравушка». В споре со Стасовым проявилось также нежелание Римского-Корсакова возвращаться вспять, к идеям раннего кучкизма и погружаться в ту его сферу, которую композитор считал «не своей»: в самом деле, кто же «лучше него» мог написать «новгородские споры» — разве что покойные Мусоргский и Бородин. В безлично-колористической картине, калейдоскопе красочных видений появились образы-символы: Морской царь — Волхова — Никола, то есть самодовлеющая мощь стихии — ее устремленность к человеку — высшая сила, повелевающая стихиями и людьми. Онпосетил множество стран— Англию, Норвегию, Францию, Италию, Испанию, США иБразилию. Эти зазывают народ: «Что про Правду с Кривдой слушати. действие все время происходит только у воды, в воде и под водою, что очень монотонно» «действующих лиц всего только два: он и она» «женский элемент — повально все только волшебный, ни одной реальной женщины нет на сцене» «элемент психологический, душевный, сердечный является еще довольно слабым влюбленность и больше ничего» «вся опера слишком коротка».
Больше всего слушателям нравится рассказ Веденецкого гостя и народ советует Садко отправиться в Веденец (Венецию). Ладья пристает к берегу. Народ в оцепенении.
Нет, не морские именно океанские – спокойные, величественные, огромные. Ничего не оставалось Садко, как отправиться к ней, в морскую бездну. Одна вершина в правом нижнемуглу – сам Садко в собольей шубе, который смотрит влево вверх.
А вдобавок еще ивыбирать себе жену из их числа. На берег музыкант уже отправляется со своей новой женой. Садко из лодки закидывает в воду сеть.
- Волошин Максимилиан Александрович
- Открыый урок по музыке 5 класс по теме: Садко – герой русских былин
- Былина: Садко (с иллюстрациями)
- Описание настроения картины Садко
- Не изменяя традициям «Могучей кучки»
- Общееколичествопросмотровстраницы
Весь народ и гости ликуют. Светлица в тереме Садко. В том же году Илья Репин получилза нее звание академика. 9.
О симметрии на уровне строения тематизма метко писал Энгель: «Рельефные, упругие осколки мелодических фраз на всем протяжении «Садко» обнаруживают непреодолимое стремление «строиться в шеренги» и «сдваивать ряды», — точно в каждый момент готовы сделаться обычно-симметричным началом арии или ариозо. «Мы вступили в полосу северо-восточного пассата и вскоре пересекли тропик Рака. Тем не менее эпический или, употребляя прекрасное, точное выражение Римского-Корсакова, уставный дух народных сцен оперы — вне сомнений (Недаром именно Садко, в котором отсутствует обрядность, побудил Е. М. Петровского поставить вопрос о новой форме музыкального театра — литургической русской опере, опере-действе. ). Композиция построена по принципу треугольника. Ввозрасте 12лет, вслед застаршим братом Воином, онпоступил вМорской кадетский корпус.
В свою очередь импрессионисты упрекали Репина в «непонимании красоты». Возникая сначала как образ мечты Садко в его первой арии и в таком качестве пребывая до конца четвертой картины, тема Океана затем начинает активно разрабатываться (все три картины, посвященные странствиям и возвращению Садко). Садко перестал играть, оборвавструныгуслей.
- Сайт о жизни и творчестве художника
- Рекомендуемые материалы по патриотической тематике
- Рекомендуемые материалы к Международному Женскому Дню
- Рекомендуемые материалы по весенней тематике
Какое сияние Млечного Пути с созвездием Южного Креста. Вдали плывёт стая лебедей и серых утиц. Там – в левом верхнем углу – вторая вершина треугольника – фигура девушки-крестьянки в русском национальном костюме. Следует уточнить, что идея финдейзеновского либретто восходит не к 1894, а к более ранним годам. Поклонившись гостям, он заявляет, что в Ильмень-озере водится рыба с золотой чешуёй. Морская Царевна, явившаяся в последний раз, от отчаяния протекает рекой Волхов (погибель язычества), а народ поет восторженным хором: И не будет Садко боле ездить за сине-море, будет жить Садко в Новгороде». Это русалки, украсившие свое тело драгоценностями и бросающие томные взгляды на гусляра.
«Что за опера Садко. Между Новгородом и Подводным царством есть важное общее звено — образ Океана-моря синего: он играет в опере ту же роль, что звуковой образ звездного неба в «Ночи перед Рождеством», но, в согласии с характером водной стихии, не остается неизменным, а пребывает в постоянном движении. Произведение Садко умещается в семи картинах. В былинной версии, Садко приходит в Новгород Великий с берегов «матушки Волги-реки» и приносит поклон «братцу ее, озеру Ильменю».
Песня Садко пробуждает спящую природу. Идите слушать Садко» — эти слова Лароша запечатлел в своих записях Ястребцев. Приключения Садко всем более-менее известны.
жанров. Однако на обратном пути случилось странное. В варианте Финдейзена — Штрупа опера начиналась теперешней второй картиной (берег Ильмень-озера) и кончалась возвращением Садко с молодой женой в Новгород (вариант Финдейзена) либо возвращением Садко и превращением дочери Морского царя в реку (вариант Штрупа), — то есть сюжет был трактован не столько в былинном, сколько в сказочно-фантастическом плане: в центре его оказывались две картины в подводном царстве. Первое было написано в 1867 году (и разобрано весьма объективно самим автором в его «Летописи моей музыкальной жизни»), второе — почти тридцать лет спустя, в 1896 году. В разные эпохи получают распространение портреты на медалях и монетах (медальерное искусство), на геммах (глиптика), портретная миниатюра.
Тогда Садко предлагает «биться о велик заклад». Важнейшим критерием портретности является сходство изображения с портретируемым (моделью, оригиналом). Он научил Садко, как прекратить бедствие. Три заморских посла— варяжский индийский и веденецкий (венецианский)— выступают по очереди и поют национальные песни, каждый про свою страну.
Лучше слушати про хмеля ярого». В 1898 г. он написал портрет жены, певицы Н. И. Забелы, в роли Волховы (словен. satur — «сытый, богатый, обильный, тучный») — герой новгородских былин, образ которого восходит к историческому лицу — новгородскому купцу Сотко Сытинычу, который построил, согласно летописи, на собственные средства в новгородском детинце в 1167 г. церковь Бориса и Глеба. «Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, тему будущей моей картины: Садкобогатый гость на дне морском водяной царь показывает ему невест. Играя на гусельках яровчатых, запевает грустную песню.
Веденецкий гость (баритон), рассказывающий в двух песнях (обе составляют один вокальный номер) о чудесах города Веденца (т. Одним из ярчайших произведений художника на эту тему является сюита «Богатырский фриз» (1910) исполненная им для интерьера городского дома Ф. Бажанова в Петербурге. В следующей картине тема Океана погружается в среду фантастического царства, а в кульминации этой картины ее превращения символизируют преображение природной стихии в хаос (пляска Морского царя и Царицы-Водяницы). Три гостя — варяжский («О скалы грозные дробятся с ревом волны») индийский («Не счесть алмазов в каменных пещерах») и веденецкий («Город каменный, городам всем мать, славный Веденец») — каждый по очереди поют о своей стране. Хотя в авторском предисловии к «Садко» подчеркнута условность времени действия в опере («полусказочная-полуисторическая эпоха», анахронизм многих событий, описанных в былинах и т. д. ), все же Римский-Корсаков в либретто сам дал повод для разысканий подобного рода (конфликт Садко и его товарищей — «голи безродной» с богатыми купцами, «обличительные» речи Нежаты и скоморохов и т. д. ). Садко фигурирует в нескольких былинах со сходным сюжетом.
Но с самого начала замысел оперы был повернут к двум образам, разбивающим устойчивость, — чисто лирическому образу Морской царевны, чья судьба — новая, после «Псковитянки» и «Снегурочки», вариация на тему жертвенной девичьей любви и героическому образу русского певца-морепроходца, Одиссея и Орфея в одном лице. Он выиграл заклад, стал торговать и разбогател. На самом деле имелось в виду совсем иное: образ гусляра Садко как заклинателя подводной стихии (Орфей в подземном царстве) и «славянский Gotterdammerung» в седьмой картине, где в первоначальном измененном по цензурным условиям варианте калики пели славу не «богатырям» и не «Старчищу могучему», а «Богу на небе со угодником Николою», а в финальном хоре Садко запевал: «Слава, слава Николе святителю, моря синего проходителю, Новагорода покровителю». Садко остаётся один на море. Послесвадебного пираСадко «не творил блуда» с молодой женой. Апозднее Модест Мусоргский посоветовал Николаю Римскому-Корсакову сочинить наэтом материале оркестровое произведение. 1876 год.
Из 900 претенденток Садко выбрал самую последнюю— «девицу Чернавушку». «Пути гения неисповедимы. Настоятели и Садко ударяют по рукам. Композиция построена по принципу треугольника. Репин написал на этот сюжет картину. А вдобавок еще и выбирать себе жену из их числа.
Обращение Садко к дружине и хоры дружинников, выдержанные в духе привольной русской песни, обрамляют величавое пение Нежаты «Как на озере на Ильмене». Садко запевает раздольную русскую песню «Высота ль, высота поднебесная», которую подхватывают дружина и народ поддержанная оркестром, она ширится и крепнет, приводя к ликующему, могучему заключению. Обычно указывается, что толчком к работе над «Садко» послужило письмо Н. Ф. Финдейзена от апреля 1894 года.
Любава, предчувствуя недоброе в его замысле, умоляет его со слезами не губить себя. В зависимости от назначения, специфики формы, характера исполнения различают портреты станковые (картины, бюсты, графические листы) и монументальные (скульптурные монументы, фрески, мозаики), парадные и интимные, погрудные, в полный рост, en face (анфас), в профиль и т. п. Все это как-то располагало к думам о «Садко». По этому произведению Николай Андреевич Римский-Корсаков создал одноименную оперу, режиссер Александр Птушко снял фильм-сказку о былинном герое. — писал через несколько лет после премьеры Ю. Д. Энгель. 2.
Дома осталась ждать его красавица жена. Его сотрудничество с Римским-Корсаковым продолжалось около года и оказалось весьма удачным во всяком случае, следующую свою «большую» оперу, «Царскую невесту», композитор показал в разгар работы над нею только Бельскому, объяснив: «Относительно того, что я показал оперу свою вам, а не кому другому, скажу только, что вам, а не кому другому я обязан, что Садко таков, как он есть». Но героя привлекает девушка в одежде простой русской крестьянки, стоящая поодаль. Но героя привлекает девушка в одежде простой русской крестьянки, стоящая поодаль. В то время как в Младе и Ночи речитатив.
Подшучивая над собой, Римский-Корсаков говорил, что в «Садко» всего по паре: два гусляра — вольнолюбивый Садко и покорный настроениям толпы Нежата, две влюбленные женщины — сказочная Волхова и земная Любава, два скомороха, два настоятеля и т. д. К этому можно добавить, что в «Садко» два владыки — Морской царь и Старчище, два превращения Волховы и ее сестер, два чуда и даже, как замечено А. И. Кандинским, два финала, две части оперного действия: спор и выигрыш Садко (с финалом в четвертой картине) путешествие и возвращение героя (Двухчастность оперы выступает также в наличии. Закинув невод, достал он сразу три рыбешки, которые вмиг стали драгоценными слитками. Тут же он увидел, что поВолховуплывут его корабли. Впоследствии, когда на тему «Садко» будут создаваться музыкальные спектакли, многие русские сценографы возьмут подобную трактовку подводного царства за основу для своих декораций.
Вторая песня «Город прекрасный» выдержана композитором в духе баркаролы. По мысли Стасова, опера должна была открываться картиной «республиканского или демократического» пира, «где нет никакого набольшего, ни князя, ни царя». «Садко в подводном царстве». Идите слушать Садко» — эти слова Лароша запечатлел в своих записях Ястребцев. Яркими оркестровыми красками переливается «шествие чуд морских». Центральное место его фриза отведено теме Садко.
д. Следующее лето композитор провел там же и теперь работа над «Садко» шла безостановочно. Это русалки, украсившие свое тело драгоценностями и бросающие томныевзгляды на гусляра. 6. Отсюда — двойственный характер былины — фантастический и совершенно реалистический. В этом оно продолжает традиции, заложенные Глинкой в опере «Руслан и Людмила». «Закинешь сеть, поймаешь их, богат ты будешь и счастлив, объедешь синие моря, увидишь дальние края». Кстати, вдохновленная, в том числе икартиной живописца. 3.
Он научил Садко, как прекратить бедствие. Садко – (от садок, садить, сад либо от «сотник» в иной версии — от Сытинычь, Сыт, «Сытый» нем. В отличие от почти всех предыдущих опер Римского-Корсакова — от «Майской ночи» до «Ночи перед Рождеством», в новгородской части «Садко» нет воспроизведения каких бы то ни было обрядов (единственный обряд — и притом призрачный, условный — помещен в части фантастической: свадьба Садко и Волховы бешеный пляс, завершающий ее, кладет конец владычеству Морского царя — это как бы прощание композитора с «языческим культом», так долго занимавшим его). Три заморских посла:варяжский индийскийи веденецкий (венецианский)– выступают по очереди и поют национальные песни, каждый про свою страну. Совершенство выполнения замысла оказалось столь велико, что на «Садко» впервые в творческой жизни Римского-Корсакова сошлись мнения «врагов» и «друзей»: Стасова и Лароша, Кругликова и Кашкина, Кюи и Иванова. Со временем Римский-Корсаков в большой мере принял идеи Стасова: ему пришлись по сердцу и образ верной жены Садко («новгородской Ярославны») и картины привольной жизни города и даже наиболее болезненно воспринимавшаяся им идея «распрей» была включена в развитие действия (в том числе в предложенных Стасовым деталях: фугированное изложение тем в заключении сцены пира в первой картине, «спор» гостей в этой картине, полифонические наложения противоречащих друг другу калик и скоморохов в четвертой картине). Три заморских посла:варяжский, индийскийи веденецкий (венецианский)– выступают по очереди и поют национальные песни, каждый про свою страну.
От его плясок море стало неспокойным и потопило много кораблей. Зависть и злоба противодействуют его стремлениям. В частности, ощутимы некоторые переклички в партиях Садко и Михайлы Тучи («молодецкие» песни с хоровыми подхватами, вообще характеристика героя через «чистую», как бы неизмененную народную песню).
Все корабли встали на море, двигаться дальше не хотели. Вкратце замечания Стасова сводились к следующему: «. Он не совершал воинских подвигов.
Нордман умерла в 1914 году. А. И. Кандинский пишет о сцене на площади в четвертой картине как о симметрично-круговой, состоящей из больших (тематизм рефрена) и малых (возвращения эпизодов калик и скоморохов) кругов. Садко укоряет новгородцев в закоснелости и хочет на свой страх попытать торгового счастья в иных землях. людьми (последнее – групповой портрет-картина) и портрет-тип – собирательный образ, структурно близкий портрет В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром, модель (изображаемое конкретное лицо) часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.
Репин выставил «Садко» в Парижском салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато стала известной в России. Стасовым. Былина «Садко» – это поэтическое творение русского народа, передаваемое из поколения в поколение.
действие все время происходит только у воды, в воде и под водою, что очень монотонно» «действующих лиц всего только два: он и она» «женский элемент — повально все только волшебный, ни одной реальной женщины нет на сцене» «элемент психологический, душевный, сердечный является еще довольно слабым влюбленность и больше ничего» «вся опера слишком коротка». Звуки музыки: Римский-Корсаков. Морской царь потребовал, чтобы Садко женился на морской девице. Разрыв отношений произошёл в 1887 году. Его сотрудничество с Римским-Корсаковым продолжалось около года и оказалось весьма удачным во всяком случае, следующую свою «большую» оперу, «Царскую невесту», композитор показал в разгар работы над нею только Бельскому, объяснив: «Относительно того, что я показал оперу свою вам, а не кому другому, скажу только, что вам, а не кому другому я обязан, что Садко таков, как он есть».
Единственная «сказочная» картина Репина – «Садко» («Садко в подводном царстве») – написана в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III). настоятели новгородские: ФОМА НАЗАРЫЧ, старшина (тенор) ЛУКА ЗИНОВЬЕВИЧ, воевода (бас) САДКО, гусляр и певец в Новгороде (тенор) ЛЮБАВА БУСЛАЕВНА, его молодая жена (контральто) ДУДА (бас) СОПЕЛЬ (тенор) скоморошины: 1-й УДАЛЫЙ (меццо-сопрано) 2-й УДАЛЫЙ (меццо-сопрано) 1-Й ВОЛХВ (тенор) 2-Й ВОЛХВ (тенор) заморские торговые гости: ВАРЯЖСКИЙ (бас) ИНДИЙСКИЙ (тенор) ВЕДЕНЕЦКИЙ (баритон) ОКИАН-MOPE, царь морской (бас) ВОЛХОВА, царевна прекрасная, его дочь младшая, любимая (сопрано) ВИДЕНИЕ-СТАРЧИЩЕ МОГУЧ-БОГАТЫРЬ ВО ОБРАЗЕ КАЛИКИ ПЕРЕХОЖЕГО (баритон) ХОР НОВГОРОДСКИЙ ЛЮД ОБОЕГО ПОЛА И ВСЯКИХ СОСЛОВИЙ, ТОРГОВЫЕ ГОСТИ НОВГОРОДСКИЕ и ЗАМОРСКИЕ КОРАБЕЛЬЩИКИ, ДРУЖИНА САДКО СКОМОРОХИ — ВЕСЕЛЫЕ МОЛОДЦЫ, КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ — УГРЮМЫЕ СТАРИКИ ВОДЯНЫЕ, КРАСНЫЕ ДЕВИЦЫ, БЕЛЫЕ ЛЕБЕДИ И ЧУДА МОРСКИЕ. В 1876 г. И. Е. По мнениюмногих специалистов, «Садко» стал завуалированной реакцией на творчествофранцузских импрессионистов. 4. Художник признавался, что остался разочарован Римом.
Решил тогда гусляр на торговой площади бросить вызов купцам. Подобные вспышки сопротивления с последующим принятием того, что послужило поводом отрицательной реакции, не так уж редки у Римского-Корсакова в поздние годы нечто похожее происходило потом в его общении с Е. М. Петровским при разработке концепции «Кащея Бессмертного», с В. И. Бельским при осуществлении «Салтана» и «Китежа». Презентация – 29 слайдов, ppsx2. Тудаон отправился, получив золотую медаль Петербургской академии художеств.
Тогда Садко принес себя в жертву и спустился в волшебный подводный мир. СРЕБРОЧЕШУЙЧАТЫЕ И ЗОЛОТОПЕРЫЕ РЫБКИ И ДРУГИЕ ЧУДА МОРСКИЕ. Послесвадебного пираСадко «не творил блуда» с молодой женой. Морские путешествия— то, что волновало Римского-Корсакова сраннего детства. В пятой картине, после остановки корабля, ее звучание приближается по смыслу к теме рока, судьбы («плавная бесконечная горизонталь дробится на отдельные сегменты», «тема интонационно деформируется, приобретая угловатые очертания и угрожающий характер, в нее внедряется тритон, малосекундовые интонации» и т. д. ). Не случайно в «Мыслях. » после абзаца о «Садко» стоит в скобках: «Gotterdammerung», «Орфей».
Первые публикаторы этого текста предположили, что Римский-Корсаков имел в виду «указать на отличия своей оперы по сравнению с произведениями Глюка и Вагнера». Чтобы добиться такого уровня реалистичности, Репин неустанно посещалберлинский аквариум. Все события по сюжету происходят в Новгороде и на море-окиане. «Пути гения неисповедимы. Серия состояла из восьми сюжетных (Садко, Витязь, Баян, Илья Муромец, Микула Селянинович, Город, Вольга Святославович, Соловей-разбойник) и одиннадцати декоративных композиций.
Она рассеивается утренним туманом по лугу. В следующей картине тема Океана погружается в среду фантастического царства, а в кульминации этой картины ее превращения символизируют преображение природной стихии в хаос (пляска Морского царя и Царицы-Водяницы). А. И. Кандинский пишет о сцене на площади в четвертой картине как о симметрично-круговой, состоящей из больших (тематизм рефрена) и малых (возвращения эпизодов калик и скоморохов) кругов. Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царем Морским и царицей Водяницей. Ведь в «Садко» видны элементы не толькоимпрессионизма, но и символизма.
Аобразы моря есть вего самых известных произведениях— симфонической картине «Шехеразада», цикле романсов «Уморя», опере «Сказка оцаре Салтане» и, конечноже, «Садко». Гусляр Садко, это сказочный герой новгородских былин. В архиве композитора сохранился датированный 1883 годом план либретто «Садко», принадлежащий перу некоего Б. Сидорова (использующий другой вариант былинного эпоса). Произведение Садко умещается в семи картинах. Он собрал дружину, накупил товаров, снарядил тридцать кораблей и один корабль. Решил тогда гусляр на торговой площади бросить вызов купцам.
Вряд ли можно полностью согласиться с утверждением, что Римский-Корсаков принял стасовскую критику «Ночи перед Рождеством» и потому теперь хотел с помощью Владимира Васильевича «правильно подойти к новгородскому эпосу». Е. Репин. Вместе с тем портрет доступно правдивое, подчас беспощадное выявление и негативных свойств модели (с последним, в частности, связана портретная карикатура-шарж, сатирический портрет). Поднимается ветерок, вода в озере начинает колыхаться, шумит тростник. Они превращаются в прекрасных девушек. В пятой картине, после остановки корабля, ее звучание приближается по смыслу к теме рока, судьбы («плавная бесконечная горизонталь дробится на отдельные сегменты», «тема интонационно деформируется, приобретая угловатые очертания и угрожающий характер, в нее внедряется тритон, малосекундовые интонации» и т. д. ).
Это дает историкам и искусствоведам право утверждать, что, возможно, прототипом обеих историй стал один и тот же реальный человек (или произведение). Около пристани корабли. В варианте Финдейзена — Штрупа опера начиналась теперешней второй картиной (берег Ильмень-озера) и кончалась возвращением Садко с молодой женой в Новгород (вариант Финдейзена) либо возвращением Садко и превращением дочери Морского царя в реку (вариант Штрупа), — то есть сюжет был трактован не столько в былинном, сколько в сказочно-фантастическом плане: в центре его оказывались две картины в подводном царстве.
Заключают пари. Морской царь потребовал, чтобы Садко женился на морской девице. Спор этот был проигран и гусляр обязался выплатить купцам тридцать тысяч. Опера «Садко» эпическая. Все художественные критики отмечали, с каким мастерством прорисована морскаявода. Картины писались одна за другой (по первоначальному плану, то есть без жены Садко Любавы и, следовательно, без третьей картины, которая появилась позже).
Мотив женитьбы связан с распространенными легендами о водяных и русалках. В беседе со своим другом, писателем В. В. Ястребцевым (7 июня 1894 года) Римский-Корсаков высказал желание в ближайшее время взяться за сочинение оперы «Садко» и «как можно скорее набросать либретто, – одна задержка – нет под руками народных сборников: Рыбникова, Кирши Данилова и Киреевского». Кроме картины Репина существуетпопулярная опера РимскогоКорсакова. Любаву пугают его странные слова. Это показывают обширные и развивающиеся вокальные арии и песни изображенные в декорациях жизнь и быт народа. Входит Садко, гости обращаются к нему с просьбой спеть им про славу Новгорода. Больше всего слушателям нравится рассказ Веденецкого гостя и народ советует Садко отправиться в Веденец (Венецию).
В мотивах Николы-Старчища мощь, монументальность тем Морского царя соединяются с одухотворенностью человеческого пения («знаменная» окраска темы Старчища). Садко пришел на пустынный берег Ильмень-озера и запел печальную песню. На берегу садится на белгорюч камень.
Впечатления, полученные впутешествиях, затронули воображение композитора. Художник пережил ее на 16 лет. Он не был в восторге от нового направления.
Пока все любуются товаром, на сцене разворачивается более драматическое действие: появляются (с одной стороны) калики перехожие (нищие, распевающие стихи, псалмы, духовные песни — на сей раз про «Книгу Голубиную»). Так Садко и поступил, чтобы море успокоилось. Четвертая картина занимает центральное место в композиции оперы.
Но ничего подобного в музыке Римского-Корсакова нет: так, тема золота — тема не обогащения, а возвышения Новгорода, классовые споры Садко с настоятелями исчерпываются при поимке рыбок — золото перо, а к первой картине гораздо лучше подходит характеристика Стасова: пир без старшого, без набольшего. ) Что же касается изображения Древнего Новгорода и народной жизни, то в «Садко» оно дано в идеальном свете: в едином строе «сказывания» объединяются разнообразные жанровые слои древнерусского творчества — былина, духовный стих, скоморошьи попевки и наигрыши, причитания, собственно речь, песни, церковные песнопения. Правда, официально женаты они не были. Это-тема лебедей. 2. Первый брак Репина с Верой Алексеевной Шевцовой продлился около 15 лет. Дружина бросает жребий и он достаётся Садко.
Знамением этой чудесной связи служит появление церкви, поднимающейся раз в году из глубины моря: «Город каменный, городам всем мать, славный Веденец». «Что за опера Садко. Тут Садко не ошибся. Собрал Садко дружину, накупил товаров и снарядил «корабли червлены» (в конце сцены становится ясно, что их «тридцать кораблей и един корабль»). Бедный гусляр из Новгорода пошел к Ильмень-озеру и обратился к царю морскому с просьбой помочь. Материалы эти пока недостаточно исследованы, не опубликованы, но, вероятно, можно утверждать, что именно в текстах «Садко» (а потом «Китежа») в наибольшей степени проявилась литературная одаренность композитора, его умение вжиться в стиль подлинника. ) Кроме того, некоторое значение для развития лирико-фантастического замысла в сторону «новгородщины» могло иметь возвращение композитора к музыке «Псковитянки» и «Бориса» (инструментовка «Бориса» и подготовка обеих опер для постановки в Обществе музыкальных собраний).
В этойпрекрасной стране он познакомился с модным течением в живописи –импрессионизмом. Так, в декабре 1892 года В. В. Ястребцев, тогда только что познакомившийся с Римским-Корсаковым, беседовал с ним на тему о «былине-опере Садко» и в тот же день вместе с Н. М. Штрупом излагал композитору содержание нескольких сюжетов, разработанных ранее для Римского-Корсакова членами кружка. В благодарность царь предложил ему выбрать себе невесту и остаться в морском царстве. Volhva —нимфа реки Волхов), морской царевны из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко». Садко с дружиной запевает матросскую песню: «Высота ли высота поднебесная, глубота, глубота — окиан-море, широко раздолье по всей земле, глубоки омуты днепровские. » (стихи эти — прибаутка-прелюдия к былине о «Соловье-Будимировиче», странствовавшем по морям). Сам композитор особенно подчеркнул значение сцены на площади («торжища») в четвертой картине как наиболее разработанной и сложной: «Сценическое оживление, смена действующих лиц и групп, как-то: калик перехожих, скоморохов, волхвов, настоятелей, веселых женщин и т. д. и сочетание их вместе, в соединении с ясною и широкою симфоническою формою (нечто напоминающее рондо) — нельзя не назвать удачным и новым».
Ты ли невеста мне. ». Одиннадцатидольный хор, былина Нежаты, хоры на корабле, напев стиха о Голубиной книге и другие подробности способствуют, со своей стороны, приданию былевого и национального характера». А прототипом Садко стал художник — «сказочник» Виктор Васнецов.
Тем не менее, произведение было принято публикой и критикой с большим успехом. У всех главных действующих героев интересные музыкальные портреты. Впоследствии, после премьеры оперы Римский-Корсаков был огорчен непониманием некоторыми критиками, в частности Н. Д. Кашкиным, этой идеи и в разговоре с Ястребцевым с сочувствием процитировал фрагмент из рецензии П. Вейнберга в «Московских ведомостях»: «Превосходное ариозо старчища Ай, не в пору расплясался грозен Царь морской с аккомпанементом органа имеет церковный характер и, несомненно, указывает на высшую светлую силу, которой повинуются все морские чудища с их царем — все темные силы природы».
Холст, масло. И если в партии Садко верх над былинным сказом берет песня, то в партии Волховы лирические темы ее первого обращения к Садко («Долетела песня твоя. »), ее дуэта с Садко, колыбельной берут верх над музыкальными символами волшебницы, дочери Морского царя. Картина Садко.
Гусляр не ошибся и пришел в себя уже на твердом берегу. В числе таких сюжетов была опера-былина «Садко» в четырех действиях с прологом. Возможно, однако, что если бы драматургия, формообразование, тематизм оперы ограничивались показателями устойчивости, то «Садко», при монументальности его объемов, вышел бы похожим на своих современников — массивные архитектурные сооружения «русского стиля» эпохи Александра III. Разрыв отношений произошёл в 1887 году. Размах формы выражен в развитии всех ее составных до самостоятельных эпизодов (в четвертой картине — два сольных номера Нежаты, стих о Голубиной книге и песня о хмеле, три песни гостей, выступления самого Садко, песни дружины, наконец, финальная «Высота»), а симфоничность — в преодолении калейдоскопичности и в устремленности интонационного развития к заключительной песне (Интонационный анализ оперы, проведенный А. И. Кандинским, показывает, как созревают интонации финального эпизода четвертой картины на протяжении всей второй половины сцены на площади, как тема Великого Новгорода начинает свой рост с первой арии Садко и т. д. ). Затем, поокончании учебы, будущий офицер отправился служить наклипере «Алмаз».
К образу «новгородского гостя обращался выдающийся художник М. А. Врубель. При этом, как считал сам мастер, картина «не задалась». Оказавшись на дне, он встречает Морского Царя и его семью. Хор торговых людей и народа. Вначале 1861 года онпопытался заинтересовать сюжетом новгородских былин окупце Садко Милия Балакирева— композитора, руководителя «Могучей кучки». Из глубины к нему доносится голос Царевны: «Ты верен был мне двенадцать лет, до веку я твоя, Садко. ».
Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой. Но ничего подобного в музыке Римского-Корсакова нет: так, тема золота — тема не обогащения, а возвышения Новгорода, классовые споры Садко с настоятелями исчерпываются при поимке рыбок — золото перо, а к первой картине гораздо лучше подходит характеристика Стасова: пир без старшого, без набольшего. ) Что же касается изображения Древнего Новгорода и народной жизни, то в «Садко» оно дано в идеальном свете: в едином строе «сказывания» объединяются разнообразные жанровые слои древнерусского творчества — былина, духовный стих, скоморошьи попевки и наигрыши, причитания, собственно речь, песни, церковные песнопения. Композиция построена по принципу треугольника.
Закинув невод, достал он сразу три рыбешки, которые вмиг стали драгоценными слитками. То, что Римский-Корсаков со своими помощниками все же пытался их обосновать, — скорее дань времени и к музыкальной концепции оперы все это не имеет отношения. Многое из демонстрируемого требует перевода с. русского на русский: «жемчуг скатен бел» (согласно В. Далю, скатный жемчуг — крупный, круглый, ровный, будто скатанный), «чуден аксамит» (аксамит — бархат), «доски шахматные с тавлеями» (тавлеи — фигуры) позже упоминаются: «хрущатая камка» (узорчатый шелк правильно — камка, тогда как у Римского-Корсакова в музыкальной фразе ударение падает на первый слог), «сукно смурое» (крестьянское некрашеное сукно), «крашенина печатная» (крашеный холст). Входят оба настоятеля города— старшина и воевода, затем появляется Садко. Вскоре все звёзды обоих полушарий стали видны. Приключения Садко всем болееменее известны.
Следует ряд речитативных эпизодов (спор с купцами, ловля рыбы), которые венчаются торжественным хором «Слава, слава тебе, молодой гусляр» и сверкающим фанфарным лейтмотивом золота. Он заснул – и проснулся уже на земле, на крутом берегу рекиЧернавыблиз Новгорода. Обычно указывается, что толчком к работе над «Садко» послужило письмо Н. Ф. Финдейзена от апреля 1894 года. Интереснейшей работой Рериха по оформлению интерьера является Богатырский фриз для столовой частного дома Ф. Бажанова в Петербурге (1909).
С собой на дно Садко берет икону «Николы Угодника», а по возвращении на землю в благодарность за спасение и обретенное богатство сооружает в Новгороде храм во имя Николы Можайского: Кресты-маковицы золотом позолотил, Все честны иконы изукрашивал, Чистым жемчугом усаживал. Сюда пришел Садко со своей заветной думой. Он выбирает правильно, самую неприметную Чернаву. Натурализм картины, что признал сам художник, свел на нет сказочность сюжета. Все над ним смеются.
Так, в декабре 1892 года В. В. Ястребцев, тогда только что познакомившийся с Римским-Корсаковым, беседовал с ним на тему о «былине-опере Садко» и в тот же день вместе с Н. М. Штрупом излагал композитору содержание нескольких сюжетов, разработанных ранее для Римского-Корсакова членами кружка. Размах формы выражен в развитии всех ее составных до самостоятельных эпизодов (в четвертой картине — два сольных номера Нежаты, стих о Голубиной книге и песня о хмеле, три песни гостей, выступления самого Садко, песни дружины, наконец, финальная «Высота»), а симфоничность — в преодолении калейдоскопичности и в устремленности интонационного развития к заключительной песне (Интонационный анализ оперы, проведенный А. И. Кандинским, показывает, как созревают интонации финального эпизода четвертой картины на протяжении всей второй половины сцены на площади, как тема Великого Новгорода начинает свой рост с первой арии Садко и т. д. ). 2. По мысли Стасова, опера должна была открываться картиной «республиканского или демократического» пира, «где нет никакого набольшего, ни князя, ни царя».
Со временем Римский-Корсаков в большой мере принял идеи Стасова: ему пришлись по сердцу и образ верной жены Садко («новгородской Ярославны») и картины привольной жизни города и даже наиболее болезненно воспринимавшаяся им идея «распрей» была включена в развитие действия (в том числе в предложенных Стасовым деталях: фугированное изложение тем в заключении сцены пира в первой картине, «спор» гостей в этой картине, полифонические наложения противоречащих друг другу калик и скоморохов в четвертой картине). А Нежата тем временем «Сказку» сложил о свершившемся чуде («Как на озере на Ильмене на крут береге изба стоит» в «сказке» Нежаты только что происшедшие события описаны словами былины о Садко и морском царе, пожаловавшем ему золотых рыбок). Первый предложенный им вариант – это делить на два действия, второй – на пять.
Он заснул – и проснулся уже на земле, на крутом берегу рекиЧернавыблиз Новгорода. Настоятели принимают вызов и держат пари. Большая Медведица стояла низко над горизонтом, а Южный Крест поднимался всё выше и выше. Гусляр не ошибся и пришел в себя уже на твердомберегу. Картина шестая начинается хором девиц подводного царства с участием Волховы. У всех главных действующих героев интересные музыкальные портреты.
Между Новгородом и Подводным царством есть важное общее звено — образ Океана-моря синего: он играет в опере ту же роль, что звуковой образ звездного неба в «Ночи перед Рождеством», но, в согласии с характером водной стихии, не остается неизменным, а пребывает в постоянном движении. Затем Садко с доской опускается в морскую глубину. Садко бьется об заклад с новгородскими купцами о том, что спустится к Морскому (Поддонному) царю, чтобы выловить рыбу «золотые перья». Это русалки, украсившие свое тело драгоценностями и бросающие томные взгляды на гусляра. Больше он в море не выходил и жил себе поживал в славном Нове-Граде.
По молитвам терпящих бедствие явился святой святойМикола Можайский (Николай Угодник), заступник путешествующих по воде. Садко собирается в заморское плавание. В начале лета 1894 года Римский-Корсаков получил письмо от известного историка музыки Н. Ф. Финдейзена, в котором тот убеждал композитора приняться за оперу на сюжет «Садко». Садко благодарит гостей и обещает побывать в их странах. 1.
В противовес каликам перехожим появляются (с другой стороны) скоморохи среди них Дуда и Сопель. Главные герои «Садко» – морской царь, сам гусляр Садко и Микола Можайский, у каждого своя правда и у каждого своя судьба, каждый из них поступает по своему разумению. В этом отчётливо раскрывается одна из главных идей оперы-былины (и многих других произведений Римского-Корсакова) – идея о высоком значении художника и искусства в жизни людей.
Вот и сам Садко взялся за гусли и все царство пустилось в неистовую пляску. Но Садко корит купцов за пустую похвальбу. На пиру должен был завязываться спор Садко с богатыми новгородцами: «. О симметрии на уровне строения тематизма метко писал Энгель: «Рельефные, упругие осколки мелодических фраз на всем протяжении «Садко» обнаруживают непреодолимое стремление «строиться в шеренги» и «сдваивать ряды», — точно в каждый момент готовы сделаться обычно-симметричным началом арии или ариозо.
Хор (народ) комментирует рассказ каждого: «Ой, не на радость ко варягам плыть», «Ой и чудна ж земля Индийская. », «Вороти, Садко, в славный Веденец». Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Рерих не пошел по этому избитому пути и обратился к русскому фольклору. Дом был построен по проекту архитектора П. Р. Алешина в 1907-1908 годах в стиле модерн.
Это сочетание незыблемости уклада, предуказанности происходящего с движением вперед, к цели есть особое качество «Садко» вообще, — оно, по-видимому и обеспечило опере дружный успех у слушателей. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Песня Садко и хора, mp33. Он мечтает о странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода. Церковь разрушена во второй половине XVII в., археологи обнаружили ее фундамент.
Сам Репин задумал эту картину в 1873 году во время путешествия по Франции. Сюжет полотна «Садко» Репин взял из одноименной новгородской былины. Сидя на берегу Ильмень-озера, он наигрывает грустную мелодию.
По молитвам терпящих бедствие явился святой святойМикола Можайский (Николай Угодник), заступник путешествующих по воде. Среди них – прекрасная Волхова, дочь Морского Царя. Среди них оказался имузыкальный критик Владимир Стасов. Гусляр отправляется на берег Ильмень-озера, чтобы там петь свои чудесные песни.
Он использует самовластную волю Садко в смысле полезном Новгороду (то есть общине), указует человеку неизбежность согласования его воли с волей Провидения и примиряет Садко со здешним миром». Третья вершина – левый нижний угол – морские красавицы, которые проходят друг за другом перед Садко, демонстрируя свои прелести. На рассвете Волхова покидает Садко, пообещав ему волшебный подарок – три рыбки – «золото перо». Всё происходящее с поразительной рельефностью и красочностью передаётся музыкой. Царевна Волхова и ее сестры, вновь обернувшись лебедями, уплыли вдаль от берега. Обычно портрет изображает современное художнику лицо и создаётся непосредственно с натуры.
Садко не богатырь. Но с самого начала замысел оперы был повернут к двум образам, разбивающим устойчивость, — чисто лирическому образу Морской царевны, чья судьба — новая, после «Псковитянки» и «Снегурочки», вариация на тему жертвенной девичьей любви и героическому образу русского певца-морепроходца, Одиссея и Орфея в одном лице. 5. В Новгороде Садко побился об заклад с тремя богатыми купцами о том, что в Ильмень-озере есть чудесная «рыба-золоты перья». Оказавшись в палатах царя, Садко играет на гуслях так, что царь пускается в пляс, отчего волнуется море и гибнут корабли. Царевна же обещает ему терпеливо ждать его возвращения.
Там он оказался в лазоревом подводном тереме перед царем Морским и царицей Водяницей. Гусляр отправляется на берег Ильмень-озера, чтобы там петь свои чудесные песни. Впоследствии, когда на тему «Садко» будут создаваться музыкальные спектакли, многие русские сценографы возьмут подобную трактовку подводного царства за основу для своих декораций. В свою очередь импрессионисты упрекали Репина в «непонимании красоты».
322, 5 230сантиметров. Садко уходит к Ильмень-озеру. Он выражен прежде всего в идеальной архитектонике этих сцен. Входит Садко, жена радостно бросается ему навстречу. Сам морской царь не давал им дорогу.
«Вы новгородец, — продолжал Стасов, — былина о Садке — лучшая и значительнейшая былина новгородская и я всею душою желал бы, чтоб вы в будущей великой своей опере (во что я крепко верю) чудно изобразили не только личность Садко, но вместе с тем дали бы, по возможности, наиполнейшую картину древнего Великого Новгорода, со всем его характером, независимым, сильным, могучим, капризным, свободолюбивым, непреклонным и страстным. В этой веренице художник изображает морских красавиц в национальных костюмах разных стран. Среди них оказался имузыкальный критик Владимир Стасов. В отличие от почти всех предыдущих опер Римского-Корсакова — от «Майской ночи» до «Ночи перед Рождеством», в новгородской части «Садко» нет воспроизведения каких бы то ни было обрядов (единственный обряд — и притом призрачный, условный — помещен в части фантастической: свадьба Садко и Волховы бешеный пляс, завершающий ее, кладет конец владычеству Морского царя — это как бы прощание композитора с «языческим культом», так долго занимавшим его). satt, лат. двух выступлений — повторение музыкальной картины Океан-море синее перед сценой на корабле служит указанием, что действие начинается заново. ).
Русский музей, СанктПетербург1. В результате сложного пути замысла появилось произведение, которое один из первых рецензентов назвал «грандиозным образцом национальной музыки», «толстой книгой», которую надо читать и перечитывать. В ответ на эти обвинения Илья Ефимович и задумал сделать картину «Садко». Садко, бедный гусляр, удручен тем, что уже несколько дней его не приглашают на пир (он зарабатывал игрой на гуслях на званых пирах). И конечно, прав Асафьев, утверждая, что в партии Садко лирический, песенный «пафос моментов: высота ли поднебесная, ой ты, темная дубравушка, снаряжу я мои бусы-корабли — всегда одержит верх над эпическим рассказом».
Содержание «Садко» далее повествует о том, как главный герой закатывает большой пир и приглашает на него новгородских купцов. В финальной сцене она входит в апофеоз Великого Новгорода. Он догадывается, что не Царь, а Царевна Морская требует его к себе. Не случайно в «Мыслях. » после абзаца о «Садко» стоит в скобках: «Gotterdammerung», «Орфей». В комплекте:1.
Его он считалинтересным с точки зрения техники, но по смыслу абсолютно пустой. Сопровождающая статья, docx. Зависть и злоба противодействуют его стремлениям. Тотчас же паруса надуваются и корабль уплывает. Больше всего слушателям нравится рассказ Веденецкого гостя и народ советует Садко отправиться в Веденец (Венецию).
Первый предложенный им вариант – это делить на два действия, второй – на пять. Вначале 1861 года онпопытался заинтересовать сюжетом новгородских былин окупце Садко Милия Балакирева— композитора, руководителя «Могучей кучки». (Например, в очерке В. А. Цуккермана, содержащем прекрасные анализы музыкальной ткани оперы, читаем и об отражении в опере классового расслоения и о страсти новгородцев и Садко к наживе (тема величия Новгорода, тождественная в четвертой картине теме золота, в которое обращаются пойманные Садко рыбы) и даже о том, что изображение пира торговых гостей.
И конечно, прав Асафьев, утверждая, что в партии Садко лирический, песенный «пафос моментов: высота ли поднебесная, ой ты, темная дубравушка, снаряжу я мои бусы-корабли — всегда одержит верх над эпическим рассказом». Там его радостно встречал царь и просил сыграть на гуслях, а сам пустился в пляс. Оказывается, вся рыба в неводе превратилась в слитки золота. Из глубины озера доносится голос Морской царевны, подтверждающей своё обещание. Самым богатым стал Садко в Новгороде.
(Например, в очерке В. А. Цуккермана, содержащем прекрасные анализы музыкальной ткани оперы, читаем и об отражении в опере классового расслоения и о страсти новгородцев и Садко к наживе (тема величия Новгорода, тождественная в четвертой картине теме золота, в которое обращаются пойманные Садко рыбы) и даже о том, что изображение пира торговых гостей. Примечательно также типичное для эпоса удвоение и утроение персонажей— два гусляра (Садко и Нежата), три иноземных гостя, два настоятеля ит. Вряд ли можно полностью согласиться с утверждением, что Римский-Корсаков принял стасовскую критику «Ночи перед Рождеством» и потому теперь хотел с помощью Владимира Васильевича «правильно подойти к новгородскому эпосу». Конечно же, это звучащий океан. Садко отталкивает жену от себя и поспешно уходит. Она состоит из двух больших частей: монументальной хоровой сцены (торжище у пристани) и ряда сцен, связанных с Садко. Садко пробудился, услыхав горестные жалобы своей жены — Любавы Буслаевны.
На самом деле имелось в виду совсем иное: образ гусляра Садко как заклинателя подводной стихии (Орфей в подземном царстве) и «славянский Gotterdammerung» в седьмой картине, где в первоначальном измененном по цензурным условиям варианте калики пели славу не «богатырям» и не «Старчищу могучему», а «Богу на небе со угодником Николою», а в финальном хоре Садко запевал: «Слава, слава Николе святителю, моря синего проходителю, Новагорода покровителю». рублей. «Вы новгородец, — продолжал Стасов, — былина о Садке — лучшая и значительнейшая былина новгородская и я всею душою желал бы, чтоб вы в будущей великой своей опере (во что я крепко верю) чудно изобразили не только личность Садко, но вместе с тем дали бы, по возможности, наиполнейшую картину древнего Великого Новгорода, со всем его характером, независимым, сильным, могучим, капризным, свободолюбивым, непреклонным и страстным.
Чудные дни и чудные ночи. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». В частности, ощутимы некоторые переклички в партиях Садко и Михайлы Тучи («молодецкие» песни с хоровыми подхватами, вообще характеристика героя через «чистую», как бы неизмененную народную песню). Навстречу им высыпал народ.
Из озера слышится голос царевны морской, обещающей Садко золотых рыбок. Первый брак Репина с Верой Алексеевной Шевцовой продлился около 15 лет. Подшучивая над собой, Римский-Корсаков говорил, что в «Садко» всего по паре: два гусляра — вольнолюбивый Садко и покорный настроениям толпы Нежата, две влюбленные женщины — сказочная Волхова и земная Любава, два скомороха, два настоятеля и т. д. К этому можно добавить, что в «Садко» два владыки — Морской царь и Старчище, два превращения Волховы и ее сестер, два чуда и даже, как замечено А. И. Кандинским, два финала, две части оперного действия: спор и выигрыш Садко (с финалом в четвертой картине) путешествие и возвращение героя (Двухчастность оперы выступает также в наличии. — вынимает ее с тремя рыбками-золото-перо.