Сандро Боттичелли Пьета
Боттичелли, Сандро (Филипепи, Алессандро ди Мариано)
Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты. Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры». Все это происходит там, где речь идет о прямом действии изображении, драме, рассказе, событии исторической теме. Firenze, 1990 Botticelli. В композиции «Поклонения» Филиппино, безусловно, обнаруживает параллели к классическому стилю, в известной степени он даже использует уроки самого Леонардо. Я имею в виду Пьеро ди Козимо.
М., 2002 Ulmann H. Sandro Botticelli. потолок и алтарную стену распишет Микеланджело. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов. от Луки I: 46). Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче.
Существует и ещё одна, возможно, самая близка к истине версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и оно обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место. Самые известные картины Сандро («Примавера» и «Рождение Венеры»), которые были заказаны семьёй Медичи, стали воплощением культурной атмосферы, свойственной для медического круга. Оно входило в серию «Семь Добродетелей» (остальные исполнены Пьеро Поллайоло) для зала Торгового суда. Л., 1971 Дунаев Г. С. Сандро Боттичелли.
492), с чьим именем связан расцвет местного искусства. На колеснице стояла исполинская фигура Смерти с косою в руке на краях колесницы видны были закрытые гробы. Пьеро ди Козимо гораздо больше интересует атмосфера вокруг Симонетты. В 1481 году по зову папы Сикста IV Боттичелли отправился в Рим. Еще Леоне Баттиста Альберти в своем «Трактате о живописи» рекомендовал вниманию живописцев тему «Клеветы», которую в свое время греческий художник Апеллес использовал в картине, направленной против его соперника Антифила, когда тот оклеветал мастера перед египетским царем Птолемеем.
1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. Медленно сползает с материнских колен безжизненное тело Христа. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Петр и Иоанн, раздающие милостыню», «Св. Но, в сущности говоря, это зрелище не было ни странным, ни новым.
Анатомические реалии пьеты Микеланджело
Иоанном Крестителем» (ок. В его искусстве можно найти следы влияния Боттичелли, но еще больше — Леонардо да Винчи. М., 1967 Кустодиева Т. К. Сандро Боттичелли. Амур с завязанными глазами находится над Венерой (центр композиции), отожествлением с Humanitas (созвездие духовных свойств человека, олицетворяющих три Грации), Меркурий, глядя ввысь, рассеивает облака своим кадуцеем. Боттичелли трактует миф, который несёт в себе особую атмосферу выразительности: сцены идиллии помешены на фоне апельсиновых деревьев, которые густо сплетаются ветвями, подвластные единому гармоническому ритму.
Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. Сандро Боттичелли родился в 1444 (или в 1445) году в семье кожевника, флорентийского гражданина Мариано Филиппепи. В семье из четырёх сыновей он был самым младшим.
- «Пьета», Сандро Боттичелли — описание картины
- Описание картины «Оплакивание Христа»
- Мировая художественная культура (10 класс)
- Боттичелли СандроКартины и биография
- Художник по прозвищу Боттичелли
- Пьета Микеланджело: история, особенности, как посетить
- Другие картины Сандро Боттичелли
1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок. Свой путь в искусстве Боттичелли начинал с сюжетов Священного Писания. В 1490-х у художника нарастают пессимистические настроения.
Иллюстрации к «Раю» состоят почти исключительно из двух фигур — Данте и Беатриче — из их диалогов, в которых Беатриче то поучает своего спутника, то ободряет его, то влечет его за собой в полете по небесным сферам. Царство Венеры изображено в виде цветущей лужайки, окруженной апельсиновыми деревьями. Художник никогда не пользовался трафаретными приёмами, вот таким образом его картины волнуют и современного зрителя. Среди них – тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии.
Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. Он начинает действительно чувствовать, мыслить и видеть, как средневековый иконописец. Как и у Боттичелли, главным полем деятельности Филиппино Липпи является станковая картина. статира, в пойманной Петром рыбе и уплата этой монеты), но с поразительной экспрессией унифицирует пространство, делая его геометрически точным центром голову Спасителя и кругообразно располагая вокруг него апостолов. «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета.
Только то, что художник полон чувств болезненной горечи, одиночества и пессимизма. Это был весьма странный заказ, однако он способствовал укреплению репутации художника. Во фреске «Воскрешение Друзианы» есть несомненные элементы классического стиля.
- Работа сайта временно приостановлена
- Произведения на религиозные и мифологические темы (ранние работы)
- Картины Боттичелли светской тематики
- Поздние работы Сандро Боттичелли
- Словари и энциклопедии на Академике
Сандро Филипепи (таково настоящее имя мастера) был младшим сыном кожевника Мариано Филипепи, жившего в приходе церкви Всех Святых (Оньисанти). В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета – символ креста. В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева. Заказы его были весьма многочисленны.
Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте – рисунок Карта ада (La mappa dell inferno). Другие произведения Боттичелли: «Мадонна с Младенцем» (ок. И как бы в сознании своего бессилия, своей оторванности от эпохи, Боттичелли совсем бросает кисть в последние годы своей жизни.
Таким образом, роли Весны оттенены космологически-духовным характером. Ни минуты покоя в непрерывном трепетании натуры. Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо. С торговой деятельностью братьев связывают происхождение прозвища Сандро – «botticelle» («бочонок»).
- Поздние картины Сандро Боттичелли
(Р. Слева — Меркурий рядом с ним три грации, сплетающие свои руки в медленном хороводе. Одна из поздних работ Боттичелли полна глубокого символического значения — «Покинутая» (в частном римском собрании Паллавичини). В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Боттичелли ставит себе здесь задачу, абсолютно неприемлемую для концепции Ренессанса. London, 1978 Baldini U. Botticelli. С. Боттичелли «Покинутая» (ок.
Berlin, 1954 Salvini R. Tutta la pittura del Botticelli. 1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок. Причудливый ритм струящихся линий объединяет композицию. Писатели рубежа XIX-XX вв.
Младенец смотрит на богоматерь. Среди его произведений этого времени — фрески, написанные для виллы Спедалетто, алтарный образ (для капеллы Барди в церкви Святого Духа) и ряд аллегорий (для виллы Лемми). Или в другой иллюстрации к «Раю» — языки пламени, ослепляющие Данте, показаны отвлеченным орнаментом на белой поверхности пергамента различие между телесным существом Данте и астральным существом Беатриче выражено исключительно различиями штриха, сплошного в одном случае и прерывистого, вибрирующего в другом.
Этот момент еще сильнее чувствуется в другой картине цикла, находящей в Дрезденской галерее. Там Боттичелли оставался до начала 1467. Sandro Botticelli.
В последний раз вспоминают о нем в январе 1504 года, пригласив для участия в комиссии по установке колоссальной статуи «Давида» Микеланджело. Боттичелли написал на стенах Сикстинской капеллы три фрески на темы Ветхого и Нового завета. Вместе с тем живопись Боттичелли становится все более бестелесной и архаичной. 1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. Мечтая об искусстве живописи, он постигал душу родного города. Впоследствии он не раз обращался к библейским сюжетам и образам, в которых находил идеалы для подражания и черпал вдохновение. Одно из лучших творений Боттичелли — картина «Благовещение».
Эти произведения демонстрируют, как, вдохновляясь искусством Джотто и его последователей, молодой художник последовательно обновлял их стилистику под впечатлением новаций Донателло (влияние которого он испытал). Иоанном Крестителем» (ок. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа.
Оно то и передалось всем братьям в семье. Его брату Лоренцо удалось спастись. Ревнивая Прокрида выслеживает во время охоты своего возлюбленного Кефала.
Milano, 1967 Ettlinger L. D., Ettlinger H. S. Botticelli. Исчезли всегда так любимые Сандро прозрачные драпировки, эти изящные воплощения «веяний духа». Главный мотив, объединяющий композицию, — сострадание, охватившее свидетелей казни Христа. В картине, повидимому, художник передал свои настроения и чувства этого времени. Появление архангела столь неожиданно, что Мария пытается спастись бегством.
Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески.
По центрической композиции, по статуарному мотиву мадонны на пьедестале, по типам картина как будто примыкает к классическому стилю чинквеченто. материалов о творчестве. Milano, 1990 Gemeva C. Botticelli: Cat. Но наиболее крайних пределов своей барочной фантазии Филиппино достигает во фреске цикла изображающей «Мучение святого Филиппа». Последние четыре с половиной года жизни Сандро Боттичелли документально не освещены. Рождение Венеры (1484–1486, Флоренция, галерея Уффици) продолжает тему Весны. Она повествовала о том, как Джулиано, влюбившись в первую красавицу Флоренции Симонетту, решает участвовать в турнире.
Она изображает «Призвание первых апостолов» в обычной для Гирландайо модернизации события многочисленными портретами современников. В противостоянии Медичи и Савонаролы художник взял сторону последнего. Боттичелли выступает портретистом не только в Поклонении волхвов. Его частью работы стали три фрески «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушения Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Хотя в росписях Сикстинской капеллы участвует немало мастеров именно Сандро определял общий характер ансамбля, властно подчинив полету своей фантазии искусство собратьев. Филиппино Липпи, несомненно, более одаренный колорист, чем Боттичелли. Оно как точка, где всякое движение останавливается и цепенеет. Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи сам оказался в весьма сложном положении. Справа приближается Весна, сыплющая цветы и Зефир преследует Флору. На ней были изображены повешенные заговорщики (эта роспись была уничтожена 14 ноября 1494 после бегства Пьеро Медичи из Флоренции).
1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. Milano, 1958 Argon G. C. Рисунки Боттичелли к «Божественной комедии» не сразу оказывают воздействие на зрителя.
Тем же духом проникнуты сами иллюстрации Боттичелли. Это как бы символ конца флорентийского кватроченто. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». Тоска, безнадежность читается в картине Покинутая (ок.
1406— 1469), одному из самых известных художников того времени. К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды. Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг. Но правление Савонаролы оказалось недолгим.
Боттичелли обратился к первоисточнику Альберти — Лукиану, подробно описывающему картину Апеллеса и, вдохновившись сложной аллегорической темой, написал свою «Клевету». Множество почитателей отшатнулось от него из разочарования или страха. К трону судьи Клевета с факелом в руке влечет за волосы обнаженного юношу. Типичный образец позднего стиля Пьеро ди Козимо дает «Непорочное зачатие» в Уффици. С одной стороны, это сложившаяся в окружении Медичи гуманистическая культура с ее рыцарскими и языческими мотивами с другой – реформаторский и аскетический дух Савонаролы, для которого христианство определяло не только его личную этику, но и принципы гражданской и политической жизни, так что деятельность этого "Христа, царя флорентийского" (надпись, которую приверженцы Савонаролы хотели сделать над входом в Палаццо делла Синьория) выступала полной противоположностью великолепному и тираническому правлению Медичи.
Явление ангелов на фоне золотых лучей, в ослепительном сиянии, среди дождя роз и земной пейзаж с его скалами и пустынным лугом, на котором стоят святые, кажется, подчеркивают контраст между фантасмагорической притягательной небесной реальностью и тяготами мира материального. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). В 1493 году он потерял своего любимого брата Джованни. Если пейзаж картины «Венера и Марс» дышит счастливой идиллией, то в пейзаже к «Смерти Прокриды» соответственно теме отражается настроение трагического одиночества.
Напомню сначала фреску Гирландайо из того же сикстинского цикла. Это чувство переполняет душу мастера и хотя тема Оплакивания имеет свой глубокий догматический смысл, все же именно оно доминирует в его обеих композициях «Пьета». С. 494 по 1498 диктатором города был доминиканский монах Джироламо Саванарола, «личный враг дьявола». Фигуры, по большей части довольно мелкие в иллюстрациях к «Аду», становятся крупнее в иллюстрациях к «Чистилищу» и особенно к «Раю», а их количество уменьшается. В отличие от словно вздымающейся рыданием композиции вертикальной миланской «Пьета» мюнхенская построена на горизонтально стелющихся мотивах, как бы в попытках сдержать или рассеять рвущуюся боль.
С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок. Читайте в статье «Олимпийские боги»). 20 января 1474 по случаю праздника св. Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Да полно, Христа ли хоронит здесь художник или оплакивает собственную «языческую» молодость, собственную, недавно еще страстно любимую «античность».
В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. 1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. В интенсивном пылании красок «Пьета» вся сила отчаяния и в холоде их — холод самой смерти. Герцог Миланский, спросивший о том, кто является лучшим живописцем во Флоренции, услышал в ответ, что это, несомненно, Боттичелли, «который превосходно может писать как на стене, так и на доске и картины которого отличаются необычайной силой и совершенством пропорций».
Таким образом Боттичелли, Пьетро Перуджино, Козимо Россели и Доменико Гирландайо – 27 октября 1480 года были направлены в Рим для росписи стены новой «великой капеллы» Ватикана, которая была сиюминутно возведена по приказу папы Сикста IV (именно вот таким образом получила своё название Сикстинской). В них особенно можно отметить в качестве шедевра только «Лоренцано» – сплетение необыкновенной жизненности и портрет молодого человека, выражающий выдающуюся экспрессию интерпретации формулировки любви. Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г. Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным). Это романтическое одухотворение природы Пьеро ди Козимо переносит и в свою живопись. В тени юного «Гиганта», как окрестили «Давида» восхищенные современники, незамеченными остаются маленькие боттичеллиевские картины с «Деяниями св.
Красноречивым примером резкой оппозиции к классическому стилю может служить также «Аллегория музыки» из Берлинских музеев. 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок. Весна (Примавера) (ок.
Единственной поздней картиной на светскую тему явилась «Клевета Апеллеса» (около 1495). Кто она, эта женщина. У Боттичелли все внимание сосредоточено на человеческом образе, на самой Симонетте. К росписи этой капеллы, выстроенной по идее папы Сикста IV и которая впоследствии сделалась ареной деятельности Микеланджело, наряду с выдающимися умбрийскими мастерами (Перуджино, Пинтуриккьо и Синьорелли) были привлечены три флорентийских живописца — Боттичелли, Гирландайо и Козимо Росселли. К 1470 относится первое несомненно принадлежащее Боттичелли произведение– «Аллегория Силы» (Флоренция, Уффици). Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане.
Однако она не объединяет, а скорее внутренне разобщает их задумчиво глядя на нее они забывают другдруга. Семь персонажей создают цельную, компактную группу. Боттичелли — не единственная жертва конфликта эпохи.
1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. Портрет строится на светотеневых контрастах. Легенда рассказывает о пребывании апостола Филиппа в Скифии. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение».
Стиль этих фресок можно было бы характеризовать как барочный — столько в них эмоционального напряжения, беспричинной динамики, в такой мере крайний натурализм переплетается с декоративным своеволием. Возникает странное противоречие между мощными, величаво-трагическими, потрясающими образами Данте и тонкой, чувствительной, трепещуще-хрупкой, абстрактно-символической паутиной графики Боттичелли.
Крайнюю степень этого плоскостного стиля Боттичелли демонстрирует в третьей картине цикла — «Рождение Венеры» (тоже теперь в Уффици). В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. 1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. Члены семьи Пацци были схвачены и повешены. Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. Фигурная композиция в виде рельефа развертывается на переднем плане фигуры потеряли бестелесность, удлиненность пропорций, свойственную ранним произведениям Филиппино — они, скорее, коренасты, крепко сложены и пластично моделированы в архитектурных кулисах преобладает излюбленный мотив классического стиля — круглое здание. Но та степень архаизации, которую мастер применяет в миланской «Пьете», кажется ему недостаточной.
Просьба пизанцев заключалась в росписи фресок в цикле росписей Кампосанто. Возьмем для примера одно из самых известных произведений Пьеро ди Козимо — «Портрет Симонетты Веспуччи». На берегу Гора встречает Венеру, готовясь ее закутать в вытканный цветами плащ. Композиция построена на еле уловимом диссонансе.
В конце концов он стал дряхлым и неработоспособным и ходил, опираясь на две палки. » О материальном положении Боттичелли в 1490-е, то есть в то время, когда, согласно Вазари, он должен был бросить живопись и разориться под влиянием проповедей Савонаролы, отчасти позволяют судить документы из Государственного архива Флоренции. Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город. Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине. Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени — Перуджино, Козимо Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино и Синьорелли — по указанию папы был приглашен и Боттичелли. Свободу творчества художник обретает не в церковных сюжетах, а там, где, по словам биографа, его «обуревают любовь и страсть». Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи.
Он был похоронен близ церкви Оньиссанти, на церковном кладбище. Его кличка «Botticella», что в переводе «бочонок» перекочевало к его известному брату. Но и в самом пейзаже — в тихой, заснувшей заводи, в интимной тропинке, вьющейся по зеленому холму, — Пьеро ди Козимо сумел найти соответствующий идиллический тон. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). Здесь Боттичелли избегает всяких указаний на реальность пространства и фигур и дает как бы только сокращенные оптические символы — например, впечатление полета Беатриче и Данте усилено очертаниями тонких деревьев, гнущихся от ветра (наперекор природе) в обратную сторону. Этот принцип можно было бы назвать принципом «полярной или контрастной симметрии».
Известность художника была велика. Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Когда она пошевелилась в кустах, Кефал принял ее за дичь и насмерть заколол копьем.
Их внутренняя жизнь полна созерцательности и таинственности. 1495, Рим, собрание Паллавичини), основанной на библейском сюжете. В духе художника происходит настоящее перерождение. Т. 2 Дахнович А. С. Творчество Боттичелли и вечные вопросы. Написанная в конце семидесятых годов для украшения виллы Медичи (по стихотворению Полициано «Турнир»), она находится теперь в галерее Уффици. Почти каждое из празднеств имело свою программу. Мадонна, погруженная в мысли, записывает слова псалма — «Magnificat anima mea dominum» — в книгу, которую держит один ангел и пользуется при этом чернильницей, которую держит другой ангел.
В том же году Сандро Боттичелли был приглашен в Пизу для работы над фресками Кампосанто. Филиппино написал эту картину в 1496 году по заказу монахов монастыря Сан Донато близ Флоренции взамен того знаменитого «Поклонения волхвов», которое пятнадцатью годами раньше было заказано Леонардо да Винчи, осталось незаконченным и теперь тоже хранится в Уффици. Особенно это относится к замечательной картине «Явление богоматери святому Бернарду», написанной около 1486 года и хранящейся в Бадии во Флоренции. Таким образом, круг от мечтательности юноши заканчивается проповедью пророка.
Paris, 1938 Lippmann F. Zeichnungen von Sandro Botticelli zu Dantes Gttlicher Komdie. В эру раннего Ренессанса был одним из ярких представителей. Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь. Firenze, 1988 Pons N. Botticelli: Cat. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Но что здесь странного и чудаческого.
Для него флорентийский поэт и философ Анджело Полициано создал поэму «Джостра», полную античных образов. Здесь живопись Пьеро ди Козимо более всего напоминает Боттичелли. В 1493м году, после смерти Лоренцо Великолепного, скончавшегося в 44 года от подагры. Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть. Сандро Боттичелли.
Считается, что Боттичелли был поклонником Савонаролы, призывавшего к аскетизму. По словам некоторых летописцев, среди них был и Боттичелли. Но процесс архаизации в творчестве Боттичелли не останавливается даже на этой стадии. В 1497 году он был вынужден бежать из Флоренции — впрочем, скоро возвратясь обратно. Наверху — хоровод ангелов, затем на соломенной крыше хижины — три ангела, поющих «gloria in excelsis», далее — святое семейство, к которому слева приближаются волхвы, а справа пастухи и, наконец, в нижней полосе — три пары ревностно обнимающихся с ангелами людей, в то время как маленькие чертенята в ужасе спасаются в щелях скалы.
С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. Киев, 1915 Бернсон Б. Флорентийские художники Возрождения.
Боттичелли уступал многим художникам XV века, одним – в мужественной энергии, другим – в правдивой достоверности деталей. Особенно ярким примером этого аскетического и в то же время мистически-экзальтированного стиля Боттичелли, его спиритуалистической экспрессии могут служить его рисунки к «Божественной комедии». Начинает последний период творчества Боттичелли знаменитая «Пьета» (Плач над телом Христовым), написанная в 1490-е годы и теперь находящаяся в галерее Польди-Пеццоли в Милане. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св.
Смерть Лоренцо Великолепного (1449–1492), захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы (1452–1498), которым сочувствовал Боттичелли, – все это произвело переворот в его сознании. Вместо гибкого, непрерывно текущего ритма Боттичелли здесь нарочито угловатые, ломаные, прерывистые движения (обратите особенное внимание на левую руку Марса и на неестественно вытянутую правую ногу Венеры). 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Сколько человеческой боли и нежности в склонившейся к ногам мёртвого Христа Марии Магдалине.
Лоренцо Медичи в политических взглядах стремился примириться с папой и способствовал увеличению культурных связей Флоренции. Известный Портрет молодого человека с медалью (ок. После неудавшегося заговора Пацци с целью свержения Медичи (26 апреля 1478) Боттичелли по заказу Лоренцо Великолепного исполнил фреску над воротами делла Догана, которые вели к палаццо Веккио. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Сандро Боттичелли — великий художник (настоящее имя этого мастера эпохи Возрождения Алессандро ди Мариано Филипепи), родился в Италии в 1445 году. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. Только Петр стоит прямо в позе благословляющего. Кающийся Св.
М., 1923 Гращенков В. Н. Боттичелли. Святые образы, сохраняя свое величие, приобретают у него все более земной характер, выделяясь своей трехмерной иллюзорно-пластической «осязаемостью». Об этом свидетельствует «Поклонение волхвов», теперь находящееся в Уффици. Зябкая фигурка ее в «Клевете» только жалобный отзвук прежних сияющих Венер. Поддержать Боттичелли было некому.
На себя же Боттичелли брал самое трудное (и престижное). В иллюстрациях к «Аду» и «Чистилищу» Боттичелли стремится буквально следовать словам текста и видит свою цель в правдивом воспроизведении воспетых Данте событий. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). Природа как будто вторит чувствам и настроениям человека.
Нарастание беспокойства и динамики видим также в «Благовещении» из Сан Джиминьяно. Вазари рассказывает с легкой усмешкой и о других странностях Пьеро ди Козимо.
Но какое различие по существу художественного замысла. Духа составляют здесь верхний регистр композиции, в среднем изображены двое заказчиков из семейства Ленци, а в нижнем — открытая погребальная ниша со скелетом и надписью «Я был тем же, что ты сейчас и ты станешь тем же, чем я». Филиппо выкрал Лукрецию из женского монастыря во время церковного праздника. Все движения как бы лишены воли. Перед нами довольно разные оценки. Но его искусство стремится не к прямому, а к косвенному содержанию.
В доме, который принадлежал Ручеллаи, он снимал квартиру. Пьеро ди Козимо родился в 1462 году, то есть на десять лет позднее Леонардо да Винчи и умер в 1521 году, пережив и Леонардо и Рафаэля и «золотой век» Высокого Ренессанса. И там и здесь мы имеем дело с фантастическим, воображаемым, экспрессивным портретом. (Похожая по стилю «Пьета» Боттичелли, сделанная в этот период, хранится в мюнхенской Новой пинакотеке).
Среди его алтарных образов — небольшой триптих «Богоматерь с младенцем, двумя ангелами и святыми» (1422), «Богоматерь с младенцем и Св. По отдельности эти фигуры превосходны, полны свойственного Боттичелли ритма движений, точно так же, как превосходны некоторые портреты (например, белокурого мальчика в темной шапочке). 1478, Бергамо, галерея Каррара) и Портрет молодой женщины (1475, Флоренция, галерея Питти). Он очень скоро находит свой идеал красоты в образе юной девушки.
Сандро был самым младшим, четвертым сыном Филиппепи. From Lorenzo the Magnificent to Savonarola. Фигура Бога-Отца, возвышающегося над Распятием, само Распятие и голубь Св. Была принята демократическая конституция.
Нимфа спешит накинуть на нее пурпурное, развевающееся от дуновения ветра, покрывало. 1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок.
В его руках жертвенная чаша и кропило. Прозрачные одежды обнажают тонкие изгибающиеся тела. Изобразительный язык, который, по определению некоторых исследователей, в эпоху раннего Возрождения мог показаться слишком «болтливым», стал обобщённым и сдержанным. Иное впечатление мы получаем от фресок Боттичелли.
Языческой мифологией овеяна его Аллегория весны, написанная по заказу семейства Медичи. Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». С. Боттичелли «Весна» (1482).
Что касается реставрации, то она лишь отчасти устранила вред, нанесенный великолепному произведению многочисленными путешествиями из одного помещения в другое. Лучшая из них изображает «Юность Моисея» (опять-таки очень редкая тема). М., 1960 Боттичелли: Сб. Себастьян (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик.
Оплакивание Христа. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.
Вероятно, этот вид работ давался художнику меньше из-за его постоянной необходимости в движении и совершенстве ритма, которых портрет по грудь (характерен для XV века) не мог дать. Конечно, нельзя и обойти вниманием возвышенный характер реализма Сандро. Впрочем, вернуться он мог и по причине перегруженности местными заказами. У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей.
Hamburg Leipzig, 1893 Supino L I disegni per la Divina Commedia di Dante. В 1458 году отец, давая для налоговых записей сведения о своих детях, сообщает, что его сын Сандро, тринадцати лет, учится читать и что он слаб здоровьем. Господствует настроение трагического одиночества, безвыходности, все кончено — глухая стена, запертые ворота, безнадежность.
Картина «Поклонение волхвов», выполненная по заказу церкви Санта-Мария Новелла, принесла известность и славу начинающему художнику. Firenze, 1921 Mesnil J. Sandro Botticelli. В то же время её хрупкие руки с кроткой готовностью тянутся навстречу вестнику. Особенной силы отчаяния, еще не виданного у Боттичелли исполнен в обоих «Плачах» тоскующий облик медноволосой Магдалины. 1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св.
Умирающую Прокриду находит фавн, а у ее ног сидит черный Лелапс, ее верный пес. Боттичелли отказывается от традиций распространенного до тех пор профильного портрета. Иероним», «Св. «Оплакивание Христа», алтарный образ для флорентийской церкви Санта-Мария Маджоре, создавался Боттичелли в трагическую для него пору. В произведениях последних десяти лет жизни мастера (Боттичелли умер в 1510 году) формальная упрощенность его концепции приводит к почти полному отказу от живописных завоеваний кватроченто.
Что же определяет искусство Боттичелли. compi. Линейное беспокойство передается и колориту.
Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на своеобразный принцип композиции, который Боттичелли применяет в аллегории «Клевета» и который делается излюбленным приемом живописцев «второй готики». Себастьяна в церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции была выставлена картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян». О том, как он любил дождь, с каким удовольствием смотрел на дождевые струи, стекающие с крыши и брызгами разбивающиеся о землю. Святой Филипп приказывает дракону удалиться в пустыню.
«Смерть Прокриды» (картина находится в Лондоне) интересна и по чрезвычайной редкости своей темы. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Но оно приняло у Филиппино несколько иные, более телесные и более динамические формы. Это обстоятельство нужно принять во внимание. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе.
М., 1977 Козлова С. Данте и художники Ренессанса // Дантовские чтения. ко Моро. В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). Густые заплетенные волосы производят земное впечатление, напоминающее об облике крестьянской девушке, однако модные предметы туалета – шарф и прозрачное покрывало – как бы преображают реальную женщину, взятую Боттичелли в качестве модели в идеальный образ Мадонны. Идея бренности всего земного и воскрешения через веру в Троицу мощно усилена иллюзорно уходящим вглубь сводчатым архитектурным антуражем с единой перспективной точкой схода (схема, впервые осуществленная столь четко и свидетельствующая о хорошем знакомстве с теорией и практикой зодчего Ф. Брунеллески). В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ.
собеседование» (ок. Во всяком случае, после этой казни Боттичелли больше не рисовал обнажённых женщин. Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал приметной чертой его стиля. Умер он в нищете, заброшенный и одинокий. В 1470-е Боттичелли сблизился с семьей Медичи и «медичейским кружком» – поэтами и философами-неоплатониками (Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолой, Анджело Полициано).
Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Дальнейшее общение со знаменитым семейством ознаменовалось для Боттичелли участием в бурных событиях (на которые, к слову, щедра история Флоренции). Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма.
В образе мадонны — чаще всего глубокая нежность и скорбь, выраженная самим наклоном головы она поднимает брови изгибает губы, широко раскрывает глаза сначала на ее лице меланхолическая улыбка, потом — отчаяние. Одновременно, в данной работе чувствуется отрешение от совершенства в пропорциях (быть может вследствие этого, работа и не была столь успешна), увеличивается величественное напряжение, которое характерно только для внутреннего мира героев, происходит усиление резкости цвета, который становится всё более самостоятельным. Боттичелли стремился к познанию большей степени драматизма, что характерно для таких произведений автора как «Покинутая». 1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок. Bologna, 1921 Venturi A. II Botticelli interprete di Dante. 25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» Микеланджело. Боттичелли изобразил его охранником сада с мечом. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Существует множество интерпретации картины. Возможно, столь скорое возвращение художника было вызвано смертью его отца.
Milano, 1989 Botticelli e Dante. В девяностые годы Боттичелли получил от племянника Лоренцо Великолепного, тонкого эстета Лоренцо ди Пьер Франческо де Медичи (того самого, которому принадлежали «Весна» и «Рождение Венеры») заказ на иллюстрации к рукописному экземпляру «Божественной комедии» Данте. Фигуры ассоциируются со шпалерой за счёт чёткой манеры изображения на фоне глухой листвы.
Все аскетичнее становятся образы, все стилизованней и архаичней язык форм. 1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг). 1475).
Они были тем печальным временем дряхлости и неработоспособности, о которых писал Вазари. Его образы (за очень редким исключением) лишены монументальности и драматизма их преувеличенно хрупкие формы всегда немного условны. Все это совпало со сложным периодом в личной жизни Боттичелли. Но Леонардо этот цветок нужен лишь для того, чтобы создать ясно ощутимую психологическую связь между матерью и ребенком ему нужен предмет, на котором он может в одинаковой мере сосредоточить внимание обоих и предать целенаправленность их жестам. Все находили образам Боттичелли разное объяснение, но никого они не оставляли равнодушным.
Графический стиль Боттичелли совершенствуется по мере продвижения работы. В этом, по словам историка искусства Б. Р.
Однако все эти приемы классического стиля использованы как будто только для того, чтобы их потом раздробить и нарушить. Смерть Сандро Ботичелли произошла в 1510 году, когда художнику было 65 лет. И в Весне и в Рождении Венеры линия – мощное средство эмоциональной выразительности. Отсюда — предпочтение к аллегорическим и символическим темам. Период 1467-1470 год охарактеризовался знаменитым образом Сандро именуемым «Алтарь Сант-Амброджо». Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482 года, возможно, по причине смерти своего отца, но, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой.
В «Рождении Венеры» Боттичелли заимствует тематическую канву из поэмы Полициано, где описывается прибытие Венеры, рожденной из морской пены, на остров Киферу. Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». Филиппино — великолепный портретист. Единогласно историками вынесены даты данных работ – 1477-1478 года. Язычники привели его в храм Марса. Но в зените своего творческого развития (Филиппино умер в 1504 году) мастеру пришлось испробовать свои силы и в большом фресковом цикле.
При этом Христос и апостолы выглядят, с одной стороны, как сильные и волевые личности, наглядно творящие священное предначертание, а с другой стороны (благодаря подчеркнутой натурности обстановки), как простые горожане, эмоционально сопряженные со зрителем. Во второй фреске Филиппино изображает «Святого Филиппа, заклинающего демона». Это своеобразная сюжетная кульминация портрета, её главный смысловой центр. Его произведения вызывают чувство, какое не вызывают произведения других мастеров.
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. London, 1976 Lightbown R. Sandro Botticelli: Compi, cat. Партия Савонаролы завладела властью в городе. Красивое выразительное лицо молодого человека обращено к зрителю. Идеал видели в возвращении в лоно христианской религии в простом, народном понимании, к благочестивым временам церковного феодализма (как казалось Савонароле и Боттичелли).
Летом 1482 года Боттичелли вернулся во Флоренцию. Семья Филипепи обладала внушительными доходами (были хозяевами домов, владельцами земель, лавок и виноградников) и занимала высокое положение в обществе. И пока на городских площадях сжигали "суету" (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. 1 Сонина Т. В. Рисунки Боттичелли к «Божественной Комедии» Данте: Традиционное и оригинальное // Книга в культуре Возрождения. Но они иначе реагировали на него в своем искусстве, чем Боттичелли.
В попытках осознания своих чувств мастер переключается с растроганности в «Рождестве» мотивам, раздирающим душу в «Распятии» и «Сцен из жизни святого Зиновия». В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим. Но есть и очень важное отличие.
Боттичелли один из самых содержательных, поэтически и идейно насыщенных художников. Четыре листа раскрашены темперой. Картина носит название «Primavera» («Весна»). Мазаччо объединяет здесь, согласно давнему, еще средневековому обычаю, несколько эпизодов евангельского события (беседа Христа с учениками об уплате подати, чудесное обретение необходимой монеты, т. е. Он родился во Флоренции в семье дубильщика кожи.
Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Но тот, кто имел случай рассматривать их параллельно с чтением поэмы, невольно должен был поддаться их почти метафизическому внушению. М., 1962 Пасло Д. Боттичелли. Обаяние искусства Боттичелли всегда остается немного загадочным.
Geneva, 1967 Во С, Mandel G. Lopera completa del Botticelli. Она была заказана в качестве алтарного образа для капеллы одной из церквей Флоренции. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. Вместе с ранее созданной «Весной» она стала своего рода знаковым образом, олицетворением как искусства Боттичелли, так и утонченной культуры медичейского двора.
Художник умер в мае 1510 и 17 мая был погребен на кладбище церкви Оньисанти, как сообщают записи «Книги мертвых» Флоренции и такой же книги цеха врачей и аптекарей. Таково, например, «Рождество Христово», написанное, вероятно, в 1500 или 1501 году и хранящееся в лондонской Национальной галерее. Размышления художника о мире обретают еще неведомую горечь, разрешаясь подобием взрыва в его «Клевете», посвященной жизненной драме древнегреческого живописца Апеллеса, но всецело обращенной к сложностям современности.
Подобная цветовая гамма была призвана подчеркнуть высокую одухотворённость происходящего, усилить драматическую экспрессию произведения. Одно из самых глубоких и потрясающих произведений Боттичелли — картина «Пьета» («Оплакивание Христа»). Об этом красноречиво свидетельствует последняя дошедшая до нас его работа — четыре сцены из жизни святого Зиновия (две из них хранятся в лондонской Национальной галерее, одна в Дрездене и одна в нью-йоркском музее Метрополитен).
1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок. Гибнет все, что любил художник. То же самое относится и к отдельным фигурам, к отдельным головам у Филиппино Липпи. Анной» (ок. 1423-1424), полиптих для церкви Санта-Мария-дель-Кармине в Пизе, сохранившийся в разрозненном состоянии (1426 наиболее известна входившая в него «Богоматерь с младенцем»). Будапешт, 1962 Смирнова И. Сандро Боттичелли.
По приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку. Milano, 2003. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения.
Великолепен профильный Портрет Джулиано Медичи (ок. Иногда эта символика имеет даже актуальный политический оттенок: так, в картине «Паллада и кентавр» кентавр воплощает дух распри, раздора, а в укрощении кентавра надо видеть намек на ликвидацию Лоренцо Великолепным внутренних распрей во Флоренции. «Портрет мужчины» с медалью с профилем Козимо Медичи — одна из самых совершенных работ Боттичелли. Фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции (1425-1428) стали школой флорентийского искусства и заложили фундамент искусства Раннего Возрождения. Как Боттичелли, Пьеро ди Козимо стилизует острый профиль Симонетты еще дальше, чем Боттичелли, он развивает мотив сходства кос Симонетты со змеями, обвивает ее грудь спиралями живой змеи и в орнаменте шали, окутывающей ее плечи, подчеркивает иллюзию змеиной чешуи. Эти черты достигают своего апогея в цикле самых известных его произведений — фресках капеллы Бранкаччи во флорентийской церкви Санта-Мария-дель-Кармине (ок. 1427 часть фресок написал Мазолино).
1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. Уффици (Флоренция)Картина написана на деревянной доске темперой. Он вместе со своей семьёй жил в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова. 28 января 1475 брат Лоренцо Великолепного Джулиано принимал участие в турнире на одной из флорентийских площадей со штандартом, расписанным Боттичелли (не сохранился).
Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа. Для карнавала придумывали сложные аллегории, сочиняли песни. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине.
Так возникла в начале девяностых годов аллегория «Клевета», картина, которую Боттичелли, по словам Вазари, подарил своему другу, флорентийскому дворянину Антонио Сеньи и которая теперь находится в галерее Уффици. Афродиты. Линии ясны и в то же время текуче-нежны. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик.
Внушение Савонаролы было так велико, что, по словам Вазари, в костер, на котором Савонарола хотел подвергнуть сожжению все предметы роскоши (музыкальные инструменты, театральный реквизит), Боттичелли самолично бросил некоторые свои картины. Галерея Уффици (Флоренция)На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами. Рубашки распластаны на ступенях как трупы. Здесь в первую очередь нужно назвать ученика Боттичелли, сына уже знакомого нам Филиппо Липпи, в отличие от отца, прозванного Филиппино Липпи. На самой картине мы видим мёртвого Христа в окружении родных и близких, прощающихся с ним. Не слишком распыляя внимание зрителя на пейзажные и архитектурные аксессуары (хотя, как показала расчистка 1986-1988, он все же уделял им гораздо большее, чем предполагалось прежде, внимание), мастер умеет драматически выделить самую суть сцены, с беспрецедентной силой и выразительностью выражая эту суть позами и жестами.
1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Одним из самых ярких произведением Боттичелли является "Алтарь Сан Марко" ("Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием"), написанный около 1488-1490 годов для принадлежащей ювелирам капеллы в церкви Сан Марко.
Он не пользуется ходульными канонами, потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения»7. Картины мастера органично включили в контекст его времени, связав с художественной жизнью, литературой и гуманистическими представлениями Флоренции. В этом смысле очень интересны его нимбы.
Вскоре отец умер и семью возглавил старший брат, зажиточный торговец, которому дали прозвище Боттичелли («Боченок»), возможно из-за округлой фигуры, возможно из-за симпатии к вину. Эти события глубоко потрясли Боттичелли. Филиппо был монахом-кармелитом и, помимо своего творчества, прославился скандальным романом с юной послушницей Лукрецией Бути. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. Композиции, бесспорно принадлежащие Мазаччо («Изгнание из Рая», «Свв. М., 1982 Сонина Т. В. «Весна» Боттичелли // Итальянский сборник.
В патетических проповедях обличалась тирания Медичи, развращенность папства, верхов флорентийского общества, погрязших в «языческом зле» проповеди были направлены также против упадка религии и нравственности, против гуманизма и «дьявольской» культуры Ренессанса. Боттичелли исполнил около ста рисунков серебряным карандашом (с обведенными пером контурами), посвятив каждой песне поэмы по одному рисунку. По неизвестной причине он их не выполнил, но в соборе Пизы написал фреску «Вознесение Богоматери», погибшую в 1583. Первое упоминание о Боттичелли появляется в налоговой записи его отца, сделанной в 1458 году, где он упоминает о том, «что его младший сын учится читать и что он болезненный мальчик».
1495). Наиболее красноречива и в то же время драматически-лаконична «Чудо со статиром». Виппера, «застывшем орнаменте отчаяния и скорби» Боттичелли предстаёт уже зрелым мастером. Драматизм проявляется и в других картинах Боттичелли этого периода: Оплакивание (1495–1500, Мюнхен, Старая пинакотека), Клевета (ок.
В резких красках, в судорожностремительных движениях, в контрасте отягощенно-пышной архитектуры с оголенным пейзажным фоном отражается абсолютно чуждое античному мировоззрению эмоциональное напряжение. В основе боттичеллевской драмы, глубоко личной, наложившей печать на все его искусство, – полярность двух миров.
Особенно показательны в этом смысле его мифологические картины. Пирамида, составленная из персонажей, окружающих Христа, доминирует. Он тайно исповедовал христианство. Боттичелли любит размышлять, мечтать, выражаться намеком, символом, но тяготится обязанностью рассказчика, драматурга.
Он глубоко переживал смерть своего покровителя — герцога Лоренцо Медичи (. Сандро Боттичелли родился в 1445 году во Флоренции. СПб., 1996. В 1497г.
Но чаще у Боттичелли мы встретим мифологическую символику — античную или средневековую. около 1427) фреске «Троица». Буквально на всём, что запечатлел здесь художник, лежит отпечаток безысходного отчаяния, крик человеческой души.
Тогда Пилат приказал отдать тело. Вздыбленная и смятенная картина — роковой рубеж, поворот к аскетической морали Савонаролы. Боттичелли не остался равнодушным к этому событию.
Спокойный пейзаж за спиной мужчины созвучен образу, он придаёт ему особую значительность и величие. 26 апреля 1478 года, во время торжественной мессы в городском Кафедральном соборе, представитель семьи Пацци убил Джулиано Медичи. С Флоренцией связано творчество замечательного художника Алессандро Филипепи Боттичелли (1445 — 1510), работавшего рядом с другими величайшими мастерами итальянского Возрождения. Подтверждением тому выступает работа (ставшая отражением общения художника с семьёй Медичи) «Поклонение волхвов», заказанное в промежутке межу 1475 и 1478 годами Гаспаре (или Джованни) да Дзаноби Лами (банкир, приближенный к семье Медичи). В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом.
Здесь сказывается все большая тенденция к архаизации. Вып.
Капелла была посвящена их покровителю Святому Элигию. По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». В миланской «Пьета» жесткие складки упавшей в обморок Богоматери служат как бы основанием всей пирамидальной группы, обрамленной проемом на фоне провала гробницы.
Литература о Боттичелли: Вазари 2001. Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания. Самоубийственное покаяние молва приписала и Боттичелли. Впоследствии она родила ему сына Филиппино, тоже в будущем известного живописца.
В иллюстрациях к «Раю» Боттичелли уже отказывается от точного сопровождения текста и воплощает в своих рисунках те моменты и переживания, которые в поэме непосредственно не описаны и которые можно прочитать только между строк. Сандро снова подвержен переживаниям в данном случае в качестве гонца моральной красоты: «Покинутая», «Венчание Богоматери», «Благовещение», «Аллегория клеветы». Мертвецы под звуки глухих и хриплых труб подымались из своих могил и пели гробовыми голосами «Скорбь, плач и покаяние». Из архаизатора он обращается в настоящего архаика.
И в его живописи эмоциональное начало играет господствующую роль. Одна из них, «Венера и Марс», очень близка по композиции к знакомой нам картине Боттичелли. Мария Магдалена прижалась к голове Христа, а ноги держит и страдальчески разглядывает раны Святая женщина. Сплавляя воедино собственную мечту с впечатлениями античной и ренессансной поэзии в «Рождении Венеры», он заставляет море и деревья вторить певучим очертаниям тела и ритмам движений золотоволосой богини. Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении. Он родился в 1457 году и пятнадцати лет вступил в мастерскую Боттичелли. Были и те, кто, поддавшись массовому психозу, сжигали свои картины с обнаженными фигурами.
1495 г. Музей Польди-Пеццоли, Флоренция. По крайней мере, это прослеживается потенциально в его мужских портретах. Темой этого карнавала была колесница Смерти.
В красном цвете символически выражена вся сила отчаяния, в чёрном — безнадёжность и глубина страдания. По своей специальности Мариано был кожевником.
compi. В мелодической композиции «Весны», где ее хрупкое очарование зазвучало в изысканных обликах танцующих граций, Венеры и Флоры, художник предлагает собственный вариант мудрого и справедливого мироустройства, в котором правят красота и любовь. В первой фреске, помещенной как раз напротив папского трона, Боттичелли главную тему — «Искушение Христа» — дает в мелких эпизодах на заднем плане, на передний же план выдвигает второстепенный сюжет Нового завета — «Очистительную жертву прокаженного», подчеркивая ее символическое значение. До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. Лучшие произведения этого жанра — «Портрет Джулиано Медичи», «Портрет молодой женщины» (предположительно Симонетты Веспуччи). Позы неустойчивы все чуть касаются земли и друг друга (руки граций).
В результате в сугубо христианском сюжете «Оплакивания» из Мюнхена Христос, словно наперекор общепокаянным намерениям автора, получает языческие черты — более даже, чем в самых светских сюжетах Боттичелли. Тело поддерживают Мария и Иоанн. Потребовались три века на то, чтобы канон превратился в рутину и косность и взбунтовавшиеся против академизма прерафаэлиты (то есть сторонники возврата к живописи, существовавший до Рафаэля) заново открыли бы миру Боттичелли и прелесть его полотен. Слева от Весны Флора, спасающаяся от Зефира.
Папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце, также пожелал, чтобы её расписал Сандро Боттичелли. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). Однако заметьте, что все эти мотивы абсолютно обособленны индивидуальны в своей экспрессии, что Филиппино сознательно изолирует их, не сливая в одну общую, коллективную экспрессию, как того требовал классический стиль.
Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св. В облике Венеры сочетается чувственная красота и возвышенная одухотворенность. Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. Одно из самых глубоких и потрясающих произведений Боттичелли – картина «Пьета» («Оплакивание Христа»).
Ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями. Ни в пропорциях, ни в позах фигур мастер не считается с реальной действительностью. Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника — в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма. Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок. При этом горизонт закрыт холмами, на которых Боттичелли и разрабатывает мелкие сцены. Иосиф изображён с терновым венком в руке.
На ней показана одинокая молодая женщина в великом горе и смятении чувств. В числе украшавших его картин были «История римлянкиВиргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер). Сила переживания захватывает каждого из персонажей и объединяет их в патетическое целое.
Медленно сползает с материнских колен безжизненное тело Христа. Но их странность, если можно так сказать, не абстрактна, не абсолютна, а относительна.
В близкой по времени "Мадонне Бенуа". Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. Но ни о каком покровительстве речи уже не шло. Такой взгляд, безусловно, неправилен. Недавно еще праздничная и ликующая Флоренция под влиянием речей Савонаролы превращалась в кающуюся и плачущую (сторонники Савонаролы так и назывались piagnoni — плакальщики).
Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.