Сандро Боттичелли Рождение Венеры Краткое Описание
Краткое описание картины Сандро Боттичелли рождение Венеры и работы над ней
40. Считается, чтомодельюдляВенерыбылаСимонеттаВеспуччи, родившаясявПортовенереналигурийскомпобережье. Возможно, намёкнаэтосодержитсявсюжетекартины. Такжеестьверсия, чтоБоттичеллинаписал«РождениеВенеры»недляЛоренцоМедичи, адляодногоизсвоихзнатныхсовременников, авсобственностьМедичионапопалапозднее. СюжетКартинаиллюстрируетмифрожденияВенеры (греч. Афродиты). Обнажённаябогиняплыветкберегувраскрытойраковине, подгоняемаяветром. ВлевойчастикартиныЗефир (западныйветер)вобъятияхсвоейсупругиХлориды (рим. Флора)дуетнараковину, создаваяветер, наполненныйцветами. Наберегубогинювстречаетоднаизграций. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», — писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли.
Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. В «Весне» больше подчеркнуто второе начало, в «Рождении Венеры» царствует первое. Христианин может придти к Богу, к покаянию и изменить свою жизнь. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре.
Это влияние видно уже в композиции картины Весна, созданной в 1478 году». Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. Картина была написала примерно в 1484 году маслом на холсте. Известная картина живописца из Флоренции Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» является шедевром эпохи возрождения. Перед зрителями предстает открытое пространство, море и небо, художник изобразил раннее утро, когда уже рассеялась мгла ночи и мир увидел прекрасную Венеру, которая только что родилась из морской пены.
Вопрос: Краткое описание картины Сандро Боттичелли рождение Венеры и работы над ней
Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Неудивительно, что красотой ее сражен северный ветер, без памяти влюбленный в жену. 1.
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. 35. Композиция троична. У Платона было утверждение, что существуют две Венеры, названные им Небесной и Вульгарной (Земной) и, поскольку это утверждение символизировало глубинное человеческое чувство, его никогда не забывали.
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная»– «Venus pudica». Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами.
Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Это обращение к Красоте и ее рождение в душе и есть Венера». Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера.
Динамика подчеркнута складками одежды, в традиции готически-экспрессивной школы. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. Итальянский архитектор, создатель купола Флорентийского собора.
Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Два боковых крыла композиции — пролетающие ветры и Ора, чей объем зримо увеличивают платье, колеблемое ветром, дерево и плащ Венеры, — это нечто вроде завесы, которая, распахнувшись, представила миру таинство явления Красоты. 9. Шестаков, а Парис, срывающий яблоко раздора. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов.
32. Римская богиня Флора соответствует греческой богине Хлорис. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными.
Анализ и интерпретации рождения Венеры
В центре – Венера, по правую руку от нее Зефир и Флора (как «мать» и «отец») гонят волны с моря к берегу. 4.
Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. 203 x 314 см. Город во Франции, освобожденный войском во главе с народной героиней Франции. Это произведение – одно из четырех знаменитых картин художника, написанных на мифологические темы (остальные – «Паллада и Кентавр», «Весна» и «Венера и Марс»).
Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». 15. В связи с этой тенденцией и стали появляться циклы картин. Согласно наиболее устойчивой версии, композиция «Рождения Венеры» удивительным, если не сказать — кощунственным — образом заключает содержание античного мифа в средневековую сугубо христианскую схему «Крещения». Картина, безусловно интеллектуально насыщена, нацелена на размышления.
- «Рождение Венеры»: удачная попытка единения христианства и античности
- Описание картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»
- Рождение Венеры, Сандро Боттичелли
- Рождение Венеры (картина Боттичелли)
еще прослеживаются антикизирующие стилизации, например, в творчестве скульптора Никколо Пизано-отца (1220--1280), но затем западноевропейские художники вернулись к готическим источникам, например, Джованни Пизано-сын (1247 --1315) выполнял свои скульптуры уже в духе готически-экспрессивной школы. Жестом она отвращает нас от Троянского сюжета. 41. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, а миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота — это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь — связующая сила, движущая мир к Богу». Название самой длительной войны в истории 16.
- Описание картины «Рождение Венеры»
- Анализ произведения «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли
- История одного шедевра: «Рождение Венеры» Боттичелли
- «Рождение Венеры» — любовь и боль Боттичелли
- «Рождение Венеры» — тайна картины великого итальянского художника Сандро Боттичелли
Сосредоточение власти в объединенном государстве в руках одного правителя. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. И Боттичелли донес до нас священную память о ней.
Флоренция – город, который был центром искусства и живописи. Решения были самые различные, вплоть до Тайной вечери Леонардо. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. Так как в больницу поступали, прежде всего зараженные чумой, роспись, вероятно, была заказана Боттичелли по случаю окончания поразившей город эпидемии.
33. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов". Венера – центральный образ прославивших Боттичелли картин «Весна» и «Рождение Венеры», однако в «Весне» еще нет того триумфа, который явлен в «Рождении Венеры».
Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами— в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. Город-порт во Франции, остававшийся у англичан до середины XVI века. Исчезла совсем простоватая округлость щек «Юдифи» и «Силы» — это лицо продолговато-овально, как умудренный лик Флоры, но его еще не коснулась невеселая заостренность ее всевидения.
- Прекрасная картина «Рождение Венеры» в деталях
- «Рождение Венеры» – тайный язык знаменитого полотна
- Реферат: Картина Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"
- Рождение Венеры картина Сандро Боттичелли
- Сандро Боттичелли — Рождение Венеры
Сандро Боттичелли (Botticelli) – итальянский художник, представитель Раннего Возрождения, его полное имя – Алессандро ди Мариано Филипепи (1445 – 1510). Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Рядом с угрожающей ему опасностью, направленной на достижение чисто внешнего совершенства, художник чувствует другую опасность, которая угрожает уже всему человечеству, – опасность погубить душу.
По вертикали. И все же это так. Их цвет уместнее всего определить в изысканно символических прилагательных Метерлинка именно: то ли «сверкающих на солнце вод», то ли «янтарной росы». Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Громко приветствовали ее боги. В русской традиции мы обычно используем греческое имя богини любви, пришедшее через Византию – Афродита, но подавляющее большинство западноевропейских художников, писателей и критиков придерживаются римского варианта – Венера. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли.
Французское название новой культуры, обратившейся к античному наследию. 22.
Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. У Гомера встречается описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью.
- Сандро Боттичелли – картина Рождение Венеры (Общие критические статьи)
- Особенности трактовки мифологических сюжетов в картине Рождение Венеры Боттичелли
- Картина Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"
- Картина Сандро Боттичелли "Рождение Венеры" – реферат
- Боттичелли Сандро, «Рождение Венеры» и скрытые на ней символы
- Другие картины Сандро Боттичелли
Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Ее лицо завораживает нас абсолютной первозданностью, но это не пустота, а высочайшая духовная насыщенность, таящая в себе всю полноту грядущих возможностей, всю глубину будущих чувств. Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии.
Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Стремясь к развитию торговли и ремесла, Медичи проводили ряд «гуманистических» мер: уменьшали налоги с основной массы горожан, порой раздавали мелкие деньги нуждающимся. Более того, золото — один из основных цветов, одно из главных средств выражения. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454--1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Боттичелли – эстет с большой буквы
- «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли – история и значение
- Сандро Боттичелли, «Весна» и «Рождение Венеры»
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- «ЛЮБОВЬ СОЕДИНЯЕТ ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ»
Так, Кастаньо употреблял прием асекко (по сухому) для достижения фактурных и иллюзорных эффектов. Их можно разбить на независимые группы. Вспомним и Гекубу, мать Париса.
По одним источникам, они написаны примерно в конце 1481 или начале 1482. И все же это так. Эту доктрину и реализует Возрождение (обратимся к известной схеме Леонардо – человек, вписанный в шар). Также на художника мог повлиять философ Марсило Фичино (1433--1499), который пытался объединить классическую философию с христианством. Их кумиром был древнегреческий философ Платон.
- «ВОСХИЩЕНИЕ КРАСОТОЙ И БОЛЬ ПОТЕРИ»
- 7 человек, с которыми нам однажды придется расстаться
- Картина Сандро Боттичелли Рождение Венеры
- 20 фотографий для новогоднего настроения
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
7. «РождениеВенеры» (итал. NascitadiVenere)—картинаитальянскогохудожникатосканскойшколыСандроБоттичелли. Картинапредставляетсобойживописьтемперойнахолстеразмером172, 5278, 5см. ВнастоящеевремяхранитсявгалерееУффици, Флоренция. Большинствоисториковискусствасходятсянамнении, чтокартинабыланаписанадляЛоренцодиПьерфранческоМедичи, владевшимвиллойКастеллов1486году. Согласно установке Мирандолы, даже библейское «Дух божий носился над водами» приравнивается ни более ни менее как к дыханию Эроса, которое и воплощают собою у Боттичелли летящие над морем ветры — Зефиры. Визуальное искусство призвано их «визуализировать», сделать чувственно-воспринимаемыми наравне с явлениями природы. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера).
17. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Флоренция. Также они вели в городе большое строительство, что давало заработок многим ремесленникам. Венера Боттичелли с непосредственностью новорожденной идеи несет их в себе и в этом качестве воплощает собою духовную культуру человечества.
- Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Модный ориентир: красивые носки
Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. На берегу, держа наготове затканное цветами покрывало, Венеру ждет ора – одна из четырех богинь времен года, Весна. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». Фамилия предводителя крестьянского восстания во Франции. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха.
А для скульптурных образов античного «золотого века», как раз наоборот, характерна спокойная статика. Ора, спешащая прикрыть наготу богини, олицетворяет романтическую, целомудренную сторону любви, сплетающиеся в объятии ветры – чувственную.
Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. – позволила Боттичелли полностью сосредоточиться на главном: сложнейшей перекличке ритмов. На картине мы видим лавровую веточку на лице богини – начало этого превращения.
Флора), с другой – одной из граций. На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций. В этом письме Фичино объясняет значение различных знаков Зодиака, утверждая, что каждая планета имеет свой символический смысл. Пытаясь изменить судьбу, она бросила младенца в лесу, но судьба все равно настигла его. Как доказывается в работе, картина «Рождение Венеры» символизирует рождение нового мира – мира Возрождения, гуманизма, поворота к человеку идеи божественного начала в человеке.
Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. В целом изображения страстей человеческих в Возражении как бы наследуют традицию изображения «страстей» в готической школе (церковные скульптуры изображают напряженную духовную жизнь мадонн, экзальтацию, экстаз). Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал.
30. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. В завершение сравнительного мифологического анализа снова обратимся к сюжету «Весны». Итальянский поэт, автор «Книги песен». С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. Об этом молчит Мадонна, так как она знает эту истину.
- Черный юмор: самые смешные шутки интернета
- Словари и энциклопедии на Академике
Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственностькомпозиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — большей свободойдвижения). Возрождение. Отвоевание христианами территорий, захваченных арабами на Пиренейском полуострове.
была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Название эпидемии чумы, охватившей Европу в середине XIV века. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры– жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой– похожа на мрамор. В период раннего Возрождения новые ценности и ориентиры уже обозначены. Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой).
10. 12. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Новая культура, зародившаяся и расцветшая в стране, обладающей богатым античным наследием. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов.
27. Итальянский скульптор, создавший новый тип статуи. Его дыхание наполняет ветер цветами. Этот момент символизирует акт воплощения в человека ее Величеством Природой, где соприкасаясь с материей животворный дух вдыхает в богиню человеческий мир, дабы она шла дальше и несла людям красоту и любовь.
Об этом знают далеко не все, но автором знаменитой картины был человек по имени Алессандро Филипепи. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи— двоюродный брат Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку.
«Venus» — означает начало творения, «humanitas» — культуру и человечность. Да и в самом пейзаже Боттичелли не стремится воссоздать тот или иной ландшафт он только обозначает природу, называя ее основные и вечно повторяющиеся элементы.
Символами богини были голубь (символизирующий мир, любовь) и заяц (символ плодовитости). Весь воздух полон был благоуханием. Фамилия предводителя крестьянского восстания в Англии.
Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Многие искусствоведы отмечают, что Боттичелли действовал в рамках написанных ранее трактатов о живописи, например использовал рекомендации «Трактата о живописи» Ченнино Ченнини (старейшая найденная рукопись этого трактата датируется 31 июля 1437 года) – книге, в которой суммировались все средневековые живописные технологии и намечались пути решения новых художественных проблем, вставших перед художниками Возрождения. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Даже ее маленькие стройные ноги, еще неуверенно ступают в шаткой «колыбели» раковины. Всё движение в картине идет справа налево, от разума к чувствам. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 759 дней. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Увидев Венеру, хочется защитить девушку, покориться и стать надежной опорой богине.
Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Дерево, темпера. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству.
Название крестьянской войны во Франции. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. – возвышенной любви Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи. Страна, расположенная на Британских островах, союзница Франции в войне. А первая. Эти «zefiri amorosi» движут и вдохновляют к жизни рождение новой человечности — Венеры в стихах Полициано и в картине Сандро.
То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Она не стоит, а парит. По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество. В Российском обществе долгое время искоренялась христианская культура, в то же время опыт ее интерпретации в картине Боттичелли является очень важным для нас опытом синтеза христианских истин и гармонии человека с природой, опытом нового открытия христианских истин в новом времени, в реальной жизни, в чувственном мире. Цело-мудрие – от слова «целое». Но это правда.
Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Новый жанр в живописи, возникший в конце XIV -- начале XV века. Боттичелли, создавая свои бессмертные образы, безусловно, был мастером интерпретации. 38.
«Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами.
Не построил своего дома, не свил семьи. По левую руку, на берегу, ее ожидает грация (по другим источникам, богиня земной природы Ора), – «повивальная бабка», которая готовит покрывало, чтобы укутать «новорожденного». Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины.
Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. В работе проведен всесторонний анализ картины Боттичелли «Рождение Венеры» в историко-культурном контексте, сравнение различных искусствоведческих источников для уточнения стилистических особенностей картины и в целом для выводов относительно трактовки мифологических сюжетов картины. Это утверждение — оправдание женской наготы. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды).
Изящная фигура приковывает внимание. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Родина культуры Возрождения. В середине 15 в. манера синопии (прописывание подготовительного рисунка) в фресках сменилась методом прокалывания на стену заранее подготовленных картонов.
Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. 31. Так, в скульптуре XII--XIII вв. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты — возможно, Музы художника, объекта платонической любви и тайной страсти самого Боттичелли. Из этого мы делаем вывод, что для художника «Рождение Венеры» было аллегорией рождения самой Италии.
Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. Нежнейшие нити его прежде всего просверкивают в необычайно обильном каскаде волос богини, а затем — словно отблески солнца зажигают пылающим светом края чуть розоватой символической раковины-ладьи, легким касанием гладят травинки на берегу, звучно скользят по древесным стволам, золотя и листву деревьев. 13. 26. И это напоминает поединок за новорожденную. Именно в этот период установился тесный контакт между живописцем и членами семьи Медичи, признанными правителями Флоренции. Автор ее не забывает и двойное значение главного образа, скрытое за выражением «Venus humanitas».
В выражении его отсутствует определенность, так же как лишена устойчивости поза богини, только что пришедшей в мир. Картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» написана на холсте темперой, размер холста необычно велик – 172, 5 Ч 278, 5 см. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Город, в сражении близ которого французы были разбиты англичанами в 1356 году, 34.
Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Картина иллюстрирует миф рождения Венеры. С этими жанрами, по-видимому, связан «мифологический» цикл Боттичелли. История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног Оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях Ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри Оры и Зефиров подобны прибрежным волнам. Верил в озарения и не заботился о богатстве.
Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Если мы попытаемся реконструировать размышления человека Возрождения, то первое, что «бросается в глаза» – неотвратимость «злой судьбы» античного героя. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи.
По другим, картина «Рождение Венеры» написана несколькими годами позже картины «Весна», время ее написания относят к 1486 годам. Но это правда. 14. (Н. А.
Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Согласно Данте, уста есть вторая из главных красот Прекрасной Дамы. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Таким образом итальянцы считали, что Рим основали потомки Энея и Венера почиталась как праматерь итальянского народа.
5. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Однако однозначного доказательства этого пока нет. Вот первая ассоциация: мифологическое объяснение причин Троянской войны (и вообще войны, человеческих бедствий – преступная страсть к замужней женщине). 11. «Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера).
Все эти качества присутствуют, например, во фреске Св. Жест ее, столь подробно описанный Полициано — старый тип «venus pudica» (стыдливой), воссозданный абсолютно по-новому, означавший в ранней античности плодородие и наслаждение, в эллинизме перешел в противоположные символы целомудрия и стыдливости. Бальдовинетти и другие стремились даже сочетать технику водяных и масляных красок.
«Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Италия.
Такой прием находят у Кастаньо, Доменико Венециано, Пьеро делла Франческа. 8. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. 20.
21. «Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана из белоснежной пены морских волн. 28. Населенный пункт, возле которого в 1415 году англичане разбили французское войско. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 759 дней.
А в типе фигуры автор отступил от античности ибо его Венера — явление новой эстетики. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Трактовка фигуры справа как Орры-Земли ближе к сути передаваемой мысли, чем просто «одна из граций», так как суть сюжета в том, что Небесная Венера-Мадонна спускается на землю, к земной человеческой жизни. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио).
Поза, в которой предстает перед нами богиня напоминает позу античной статуи Венеры Пудика (от латинского – «целомудренная, скромная, стыдливая»), которую мы также знаем под названием статуя Венеры Медичи. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», — писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Символично, что город, чье название переводится как Порт Венеры, – родина прекрасной дамы, вдохновившей Боттичелли на создание образа богини красоты. Описание Бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. К концу 1470-х годов в произведениях Боттичелли исчезают стилистические колебания.
Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. О Мадонне, выступающей здесь как бы Свидетелем или судьей, мы уже говорили. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Варнавы работы Боттичелли). – одна из четырех богинь времен года, Весна. Всеобщность эха «Венеры» связывает без труда физическое с духовным, утверждая их слияние и тождество в любви.
36. Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу».
Все это также имеется в композиции «Рождения Венеры», прозрачные и всевластные ритмы которого, раздвигаясь, охватывают все любовные сферы от мира реально вещественного до «невещественных озарений». Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Умер Боттичелли в безвестности. В целом она – сама Умеренность и Благородство, Очарование и Роскошь. Цветок, ставший символом междоусобной войны в Англии.
Чуть грустное недоумение сквозит в продолговатых прозрачных глазах юной богини. Августин (Флоренция, церковь Оньисанти), написанной в 1480 в качестве парной композиции к фреске Гирландайо Св. Здесь опять неточность, как и в описании Примаверы. В Рождении Венеры нет никаких амуров, помогающих ей вступить на землю. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо к этому времени уже был владельцем картины «Весна», соответственно, делается вывод, что он был заказчиком и владельцем всего цикла. Галерея Уффици. 29. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня.
Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Иероним. Что же. На берегу, держа наготове затканное цветами покрывало, Венеру ждет ора. В современном текстовом мире благодаря герменевтике развилось искусство интерпретации.
Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Город, в битве при котором потерпел поражение и погиб последний бургундский герцог. В христианстве же Бог явил своего сына во спасение человечества. Античная богиня становится аллегорией христианского откровения, через которое спасается душа.
Это известный миф о Дафне и воспылавшем к ней страстью Апполоне, а вовсе не «Зефир, символизирующий весенний ветер, который преследует нимфу Хлорис», как пишет В. П. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что картины Боттичелли «Рождение Венеры» и «Весна» хранились на вилле Кастелло под Флоренцией и что вилла принадлежала некоему Козиму Медичи. Мой дорогой Лоренцо, такая знатная нимфа обладает всесильной властью. Главный вывод, который следует сделать из сказанного – великие мастера создают формулировки идей своего времени средствами своего искусства. Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты.
«Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Подобный цикл характерен для рассматриваемого исторического периода. 18.
В изображении дующего Зефира, летящих роз, развевающихся волос и движения, как выражения жизни и энергии, Боттичелли следовал посылкам изложенным в работах теоретика искусства эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти. Он первый, задолго до Брунеллески (1267 -- 1337) в своих работах преодолел «плоскостную» византийскую иконописную традицию и разработал совершенно новый подход – изображение 3-х мерного пространства. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Вряд ли справедливо будет указание на Джостру Полициано как прямой источник композиции Боттичелли.
Но, честно говоря, художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям этобыл Кипр, по другим — Кифера). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Это же подтверждает и амур, уже пустивший в Париса стрелу любви к Елене.
Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. 20 января 1474 года по случаю праздника святого Себастьяна Маджоре картина была торжественно помещена на одной из колонн церкви В том же 1474 году, когда было завершено это произведение, художника пригласили работать в другой город.
Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»).
Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). Титул наследника королевской престола во Франции. Это также было и насущной задачей неоплатоников. Фамилия изобретателя книгопечатания. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия.
Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. 25. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа.
Печальный взгляд Боттичеллиевской Венеры «в никуда» – это взгляд Мадонны, которая знает и принимает свою судьбу. 37, Автор «Божественной комедии». Но надо понимать, что образ Венеры для итальянцев играет абсолютно особую роль. Одна из соперничающих династий в Англии во время междоусобной войны. Правительница христианского королевства на Пиренейском полуострове 6.
В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству.
Кун Легенды и мифы древней Греции). Одна из династий, соперничавших за власть в Англии во время междоусобной войны. Юношеская Мадонна с Младенцем и ангелом (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици). Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера).
Ее лицо уже абсолютно законченное воплощение «неправильного» боттичеллевского обаяния. 24. Итальянский художник, автор картины «Рождение Венеры».
Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Весна выходит из целомудрия. Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. Шею Оры обвивает гирлянда из вечнозеленого мирта — символ вечной любви, у ее ног цветет анемон — первый весенний цветок, также один из символов Венеры. Настоящая фамилия художника — Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») — это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому.
О, какая это исключительная красота, как чудно она выглядит. В. П. Этот сложный многофигурный диалог для современного человека – простор для ассоциаций.
Шестаков (там же). Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Изобретение И. Гутенберга.
Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Таким контрастом мастер достигает триумфа возрожденных художественных идеалов античности над экзальтирующими «страстями» средневековья. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении.
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Ее глаза. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером.
Последний бургундский герцог. Если в «Весне» обилие фигур еще затеняет центральное положение Весны (о ее «центральности» говорит только название, а композиционно центральной фигурой все же остается беременная Мадонна, ожидающая нового рождения, окруженная героями из античной мифологии, которые вышли из глубины веков, окружают ее и живут своей собственной жизнью, а она – образ христианского Средневековья – еще как бы не знает, что делать со всем этим «чувственным» наследием античности, она как бы прислушивается, раздумывает над судьбой грядущего: в какой мир войдет новый младенец), то в «Рождении Венеры» это рождение уже произошло, это очевидный факт, который композиционно решен просто и ясно. 19. Об авторе книги, Ченнино Ченнини известно, что он обучался в мастерской Аньоло Гадди, одного из поздних последователей Джотто (1267--1337), а Джотто – непревзойденный художник и архитектор, ключевая фигура Проторенессанса и подлинный основатель итальянской школы живописи. Она много лет украшала его виллу Кастелло.
Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Каждая деталь этого произведения подобна музыке.
Хотя действительно отдельные моменты близки. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Однако «Теофания» в качестве главнейшей идеи включает в себя не только схему «Крещения», но еще варианты священного предстояния, молитвенного преклонения и чудесного явления божества. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли.
Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. Прозвание народной героини Франции, 43. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Герцогство во Франции, остававшееся в XIII-XIV веках английским владением.
До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. И тем, казалось бы, удивительнее появление произведений на мифологические темы.
42. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Все условное пространство картины составляет единый, но полифонический аккомпанемент самостоятельным мелодиям движения фигур, вплоть до самых незначительных знаков — легкой зыби, заостренной во множестве «птичек» волн, этих маленьких сгустков энергии.
Мы видим достаточно быстрое изменение живописного стиля художника от плоскостных, «средневековых» изображений человеческих фигур в первых произведениях до великолепного мастерства обнаженной натуры в «Рождении Венеры». Собственно золото — то есть вскоре заклейменная прозаически мыслящими живописцами (и с ними Вазари) золотая краска — употребляется здесь многократно и щедро. Одна из стран, противоборствовавших в самой долгой войне в мировой истории. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Был он, что называется, не от мира сего.
То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что три столетия, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Несущая богиню раковина вот-вот коснется земли, ее подгоняют к берегу дуновения западного ветра Зефира и его подруги Ауры. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.
Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Также идет поиск композиционных формулировок, от «Весны» к «Рождению Венеры». Картинка, конечно, темновата, то анемон увидеть можно. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Описание «заказчиков» проливает свет на умонастроения и тот дух времени, в котором создавалось рассматриваемое произведение. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica».
Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия.
В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). 23. Эрот и Гимерот повели дивную богиню на Олимп. Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Главная доктрина христианства – придти к целостности, стать целым.
Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Прозвище Botticelli, «бочонок», к нему перешло от его тучного брата. Автор «Декамерона». Это были богатейшие банкиры и купцы имевшие конторы во многих крупных городах Европы. Эта картина находиться в Галерее Уффици, во Флоренции. На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку.
Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Его ранним работам присущи прямые заимствования, но даже в ранних произведениях, таких как «Поклонение волхвов» (написана около 1470) мы уже видим четкое, в виде сцены, построение 3-х мерного пространства, светотеневую лепку, подробное повествование сюжета интерес к бытовым деталям. Надо думать, Вазари ее не видел иначе, как объяснить, что он спутал две картины. Одна из стран-соперниц в самой длительной войне в истории 39. – первый весенний цветок, также один из символов Венеры.
Этим художник расширяет рамки старинной композиции — обряда почитания божества — «Теофании».