Саския На Коленях Рембрандт

Интересно, что изначальная версия полотна была больше и, помимо Саскии на коленях Рембрандта, присутствовали другие персонажи. «блудный сын в таверне» («Автопортрет с Саскией на коленях»)— автопортрет Рембрандта с женой Саскией, на котором они представлены героями библейской притчи о блудном сыне. В знаменитом «Автопортрете с Саскией на коленях» Рембрандт предстаёт влюблённым, любимым, радующимся семейному счастью и полностью им довольствующимся. «блудный сын в таверне» («Автопортрет с Саскией на коленях»)— автопортрет Рембрандта с женой Саскией, на котором они представлены героями библейской притчи о блудном сыне.

И в апофеозе счастья в 1633-ем году, вскоре после свадьбы, Рембрандт пишет свой всемирно известный "Автопортрет с Саскией на коленях", в котором синтезируются все его юношеские искания в автопортретном жанре.

Три музы Рембрандта – Саския, Гертье, Хендрикье

В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной. Но достаточно сопоставить ленинградский и лондонский варианты "Флоры", чтобы увидеть, как тонко отмечает художник и внутреннюю структуру образа. Рембрандт улыбается и поднимает бокал с вином. Его наследие представлено более чем 400 картинами, свыше тысячи рисунков и почти тремя сотнями гравюр. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, "Автопортрет в шлеме", "Саския в виде Флоры" и др. ).

Это период его восхождения. Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. От него она и скончалась 14 июня 1642 года, меньше двух месяцев не дожив до своего тридцатилетия. И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. Это была, посути, почти что тюрьма: втусклые стены въелся невытравляемый запах щелока иварёного гороха, натруженные пальцы обитательниц кконцу дня нестерпимого ныли отмногочасовой работы запрялкой, аихдуши иуши годами невоспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей.

Большой, сверкающий красками холст с его удивительным богатством фактуры и колорита полон радости бытия. Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Однажды, во время одной из загородных прогулок, садясь обедать с другом своим — бургомистром Сиксом, он заметил, что на столе не было горчицы.

Головку Саскии венчает цветочная гирлянда, гармонирующая с нежным румянцем щек. Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Становятся понятными слова, приписываемые Рембрандту: "И на самых ничтожных вещах можно научиться осуществлять основные правила, которые окажутся пригодными для самого возвышенного".

В картине уже видны признаки той дерзости личного поведения художника, которая впоследствии так шокировала чопорные семейные нравы голландской буржуазии. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Как бы ни спорили искусствоведы и исследователи, но основная суть картины — в автопортретности именно в ней личное начало выступает с такой силой откровенности и с такой энергией самоутверждения.

Своим автопортретом он словно бросает вызов Тициану и Дюреру, творчество которого высоко ценил. Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников. Подговорив свидетелей, онсумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась вуме иктомуже ударилась враспутство) иупёк её в«исправительный дом для женщин» Спинхёйс— были вГолландии итакие заведения. Картина рассказывает о внезапно открывшемся предательстве.

Автопортрет с женой 
Саскией, Рембрандт, 
1635

Автопортрет с женой Саскией, Рембрандт, 1635

Он весел и взбудоражен, хотя чувствует себя несколько скованно. Ноположение Хендрикье было куда серьёзнее. Дело в том, что «Даная» не предназначалась художником для продажи и оставалась в его владении вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой.

Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров. В углу, в тени, затаился предатель Аман. В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте.

Кто-то утверждает, что на данном полотне в образе Флоры изображена Хендрикье Стоффелс. Увенчанная цветами, Саския-Флора выступает за изобразительной поверхностью справа налево на фоне таинственной тьмы. На картине Рембрандт играет роль блудного сына, расточающего «имение своё с блудницами», элегантно одетого в камзол со шпагой, шляпу с пером, высоко поднимающего хрустальный бокал с вином. Такие художники, как, например, Рембрандт Харменс Ван Рейн, обладая незаурядным талантом, могли с большой достоверностью передать не только внешность, но даже характер и атмосферу. Учитель специализируется на мифологических исторических и библейских сюжетах, для его работ характерно пристрастие к деталям, яркости. На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска.

Да и сборники голландской народной лирики сохранили немало вакхических песен тех лет, прославляющих Бахуса, вино и женщин. Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя.

Итогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. В 1634 году художник женится на Саскии ван Юпенборх. Рембрандт улыбается и поднимает бокал с вином. Все это, безусловно, в ней есть.

В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. И знаете, что услышал в ответ.

На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска. От художника ждали традиционного парадного портрета – все действующие лица в ряд – однако он принял решение изобразить мушкетеров в движении. Памятником любви к Саскии является и один из лучших шедевров Рембрандта – «Даная», которая долгое время представляла собою загадку. Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения.

«Автопортрет с Саскией» 
картина Рембрандта

«Автопортрет с Саскией» картина Рембрандта

Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»). Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте.

И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Но в "Автопортрете с Саскией" (или в "Похождениях блудного сына") основная идея – гимн человеческому счастью.

Саския и Рембрандт: 
мистическая история 
любви

Саския и Рембрандт: мистическая история любви

Однако эта гипотеза явно неудачна. И вообще, догадаться о том, что на картине именно Флора, можно лишь по названию.

«Автопортрет с Саскией на коленях» – апофеоз его житейского благополучия.

Автопортрет с Саскией 
на коленях

Автопортрет с Саскией на коленях

Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили. К подобным экзотическим вещам Рембрандт всегда питал настоящую страсть. Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Никогда до этой поры личное начало в рембрандтовском творчестве не выступало с такой силой и откровенностью, с такой энергией самоутверждения.

Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. В то же время автопортрет является отчасти провокационным, ведь художник с женой предстают в образе персонажей библейской притчи о блудном сыне. Эта картина настыке жанровой иисторической живописи сослужит репутации Рембрандта скверную службу: его первые биографы будут опираться втом числе инанеё, живописуя Рембрандта как развратника, кутилу имота, судовольствием игнорируя тот факт, что «Блудный сын» совсем необязательно имел биографическую подоплёку. Никак не могут, так как они интересуются не анатомией, а позируют художнику.

Художник Рембрандт, 
автопортреты: описание, 
история и интересные

Художник Рембрандт, автопортреты: описание история и интересные факты

Это уже настоящее признание. Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника. Дело в том, что «Даная» не предназначалась художником для продажи и оставалась в его владении вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников.

Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. Зритель видит довольно явную, резкую разницу в выражении лиц и настроении персонажей.

Но одного сходства мало. Однако все это купается в свойственной только ему светотени.

В знаменитом «Автопортрете с Саскией на коленях» Рембрандт предстаёт влюблённым, любимым, радующимся семейному счастью и полностью им довольствующимся. В 1656 г. он заявил о своем банкротстве.

Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Этот эстамп теперь известен под названием "Трех дерев". Волосы подобраны изящной сеточкой, в ушах висячие серьги. Такая счастливая утопия встречается лишь в очень немногих произведениях Рембрандта, перед которым вскоре полностью раскроются страшные конфликты жизни буржуазного общества. Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками. Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. Это была, посути, почти что тюрьма: втусклые стены въелся невытравляемый запах щелока иварёного гороха, натруженные пальцы обитательниц кконцу дня нестерпимого ныли отмногочасовой работы запрялкой, аихдуши иуши годами невоспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей.

В этом прохождении ступеней сквозь свет и мрак зритель невольно усматривает символическое подобие хода мыслей философа. Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками Какая-то невзрачная доска вряд ли могла служить в таком доме украшением, да притом единственным.

Многие считают картину пророческой. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Он изображал себя без тщеславия искренне и реалистично. Поль Декарг считает, что Гертье по-матерински привязалась к Титусу и таким образом пыталась прочнее войти в семью — Рембранд, продолжая спать с нею, жениться явно не собирался: помня о завещании Саскии, он сейчас находился не в том финансовом положении, чтобы от него отказываться.

Автопортрет с Саскией 
на коленях Рембрандт 
Хармес ван Рейн

Автопортрет с Саскией на коленях Рембрандт Хармес ван Рейн

В 1630 г. это уже зрелый человек. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников. Они сидят за богатым столом, на котором находится пирог с павлином — признак достатка. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне.

И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника.

Рембрандт ван Рейн 
и Саския ван Эйленбург

Рембрандт ван Рейн и Саския ван Эйленбург

Одна из гениальных картин мастера на мифологическую тему – «Даная», находящаяся в экспозиции Эрмитажа. Портретов в 1640-х годах художник пишет сравнительно мало. Картина иллюстрирует рассказ из Евангелия от Луки 15:13: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно». Нидерланды (Голландия).

В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной. Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет. Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех.

«Автопортрет с Саскией» был написан Рембрандтом (1606-1669) в 1635 году (холст, масло). Она являлась, срастущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя— зато, что«живёт вгрехе схудожником Рембрандтом». Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе.

Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом». Теплый свет играет на лице и открытой шее. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте.

АВТОПОРТРЕТ С САСКИЕЙ Рембрандт ван Рейн

Сейчас лицо Данаи представляет собой сочетание черт обеих близких Рембрандту женщин. Ему и в голову не приходит, что они могут возмущаться, что его могут осуждать. Все окружающее становится его моделью. Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, «Автопортрет в шлеме», «Саския в виде Флоры» и др. ). На его коленях сидит Саския, облаченная в богатую одежду распутницы.

Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. В них можно проследить почти все периоды творчества художника. Широкий силуэт ее фигуры кажется изящным, он свободно размещается на картине, оставляя много места справа и особенно слева освещенный куст зелени в правом углу и увитый яркими цветами жезл в левой части картины не заполняют пространства, а лишь подчеркивают глубину. Сейчас он достанет им до верхнего края полотна.

5 самых известных 
картин Рембрандта

5 самых известных картин Рембрандта

Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже восточные одежды натурщиков. «Блудный сын в таверне» («Автопортрет с Саскией на коленях») – знаменитый автопортрет Рембрандта с женой Саскией, на котором они представлены героями библейской притчи о блудном сыне. Волосы Саскии красиво распущены, взгляд рассеян, на лице блуждает нежная улыбка. Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал. Ее плечи обвиты широким ожерельем с медальонами, а шея – жемчугом прическа королевы – короткие взбитые волосы, охваченные золотым ободком она достойна восхищения.

Правда, одни исследователи отмечают, что рисунок Рембрандта в этой картине не совсем верен, что головы написаны плоско, что смех на лице художника неискренен (французский искусствовед К. Восмер заметил, что «это не улыбка, а, скорее, тягостная гримаса»). И, зачарованный красотой своей двадцатидвухлетней жены, художник самозабвенно окаймляет ее лицо локонами распущенных волос, подчеркивая женственную прелесть ее облика ее красочным окружением. Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Памятником любви к Саскии является и один из лучших шедевров Рембрандта – «Даная», которая долгое время представляла собою загадку.

Ван Эйленбург и ван Рейн ведут активную светскую жизнь и как-то абсолютно естественно выглядит желание Рембрандта посвататься к приглянувшейся ему родственнице друга — Саскии, приехавшей в Амстердам из своей Фрисландии и скромно и тихо живущей в доме реформатского проповедника Яна Корнелиса Сильвия, мужа её очередной кузины, Алтье. Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. По этой причине картина распространена и под другим названием – Саския с красным цветком.

Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже "восточные" одежды натурщиков. Однако все это купается в свойственной только ему светотени. Её поступок биографы художника трактуют по-разному.

Сообщество «Волшебная 
сила искусства»

Сообщество «Волшебная сила искусства»

Они как бы хотят что-то сказать, да не могут. Кассель. Перед вами юный Рембранд, автопортрет. В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название – «Блудный сын в таверне». Зритель видит довольно явную, резкую разницу в выражении лиц и настроении персонажей.

Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев». Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. У родителей Саскии было восьмеро детей и по крайней мере, три её родных сестры к моменту встречи с Рембрандтом не только были в здравии, но и удачно вышли замуж, так что могли с удовольствием приютить младшенькую, такую исполнительную и кроткую.

Преобладают композиции на библейские и евангельские темы. Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе. «Возникает впечатление, — пишет Саймон Шама, — словно Саския, склонившись под тяжестью жемчужных ожерелий, превратилась всияющую драгоценность инавеки скрылась вместе сдругими сокровищами вкунтскамере свеого мужа». Автопортреты Рембрандта – история жизни художника на холсте. Ноэротические гравюры Рембрандта незаигрывают смифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают«тяжеловесную неуклюжесть животного акта». В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов.

Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах. Мы читаем в ее прищуренных глазах и полуоткрытом ротике испуг и в то же время приязнь и иронию по отношению к непрошенному гостю.

Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Так Рембрандт вплетает спираль – символ познания – в естественную систему вещей и натурализирует его, превращая в обыденную вещь – винтовую лестницу. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Замысел берлинского рисунка и поза дрезденского портрета как бы объединились в картине Эрмитажа.

Во-вторых, что же это за солдат в шелке и бархате, с золоченым эфесом шпаги. Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. Супруги пируют, наслаждаясь жизнью. Групповой портрет шести рот должен был украсить новое здание общества – Рембрандта просили написать стрелковую роту капитана Франса Баннинга Кока. В настоящее время находится в Дрезденской галерее. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом.

Наконец у супругов был дом и долгожданный ребенок, однако организм Саскии, надломленный переживаниями и тяжело перенесенной последней беременностью, был окончательно сломлен подхваченной инфекцией туберкулеза. Подговорив свидетелей, онсумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась вуме иктомуже ударилась враспутство) иупёк её в«исправительный дом для женщин» Спинхёйс— были вГолландии итакие заведения. Отчетливо прослеживается влияние караваджистов. «Пир у Эсфири» на библейский сюжет сложен своей глубокой психологичностью.

Описание картины 
автопортрет с саскией 
на коленях рембрандт

Описание картины автопортрет с саскией на коленях рембрандт

Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта». Её дергали повестками еще и еще. Ими всего семь лет будет наслаждаться Рембрандт. ВБерлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии всоломенной шляпе» (онже«Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом снаконечником изчистого серебра назагрунтованном пергаменте. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер.

Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. Однако эта гипотеза явно неудачна. Нужно сказать, что вбогатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал иколлекционировал имелись классические экземпляры эротики— серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди иДжулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши.

В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх. Нейман, В. Вейсбах и др. ), которые предлагали дать этому полотну другую сюжетную трактовку. «Автопортрет с Саскией» был написан Рембрандтом (1606-1669) в 1635 году (холст, масло). Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. Но в Автопортрете с Саскией (или в Похождениях блудного сына) основная идея – гимн человеческому счастью.

К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников. Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д. ) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций. Отлучение должно было продлиться до тех пор, пока грешница не раскается и не прекратит беззаконных отношений с Рембрандтом.

В музей – без поводка/ 
Рембрандт Харменс 
ван Рейн "Автопортрет

В музей – без поводка/ Рембрандт Харменс ван Рейн "Автопортрет с Саскией на коленях"

Он был отличным рисовальщиком и гравером. Размеры картины: 161х131. Ее уже смущает и собственная поза и шумная веселость мужа, но тому не страшно показаться вульгарным или хвастливым он может подчиняться только законам своего чутья, своей силы, своего темперамента и своих исключительных дарований. Ему и в голову не приходит, что они могут возмущаться, что его могут осуждать.

Там ватмосфере аскетичной суровости (чтобы несказать жестокости) блудниц ибродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы иограничений веде исвободе. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. Картина отличалась большей простотой ибезыскусностью. Дрезденский автопортрет представляет собой более сложное явление, чем это может показаться на первый взгляд. Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита.

Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Портрет Саскии должен ласкать и радовать глаз, он должен быть праздником для созерцающего. По этой и по многим другим причинам, картина «Автопортрет с Саскией» считается шедевром мирового значения. Интересным фактом является один из пунктов завещания Саскии, который гласил: «В случае повторной женитьбы вдовца ван Рейна, огромное состояние его покойной супруги, завещанное сыну Титусу, переходит в распоряжение одной из сестер ван Эйленбюрх».

Рембрандт, Портрет 
с Саскией на коленях

Рембрандт, Портрет с Саскией на коленях

В 1633 году 21-летняя Саския приехала в Амстердам, чтобы погостить у своей кузины Алтье ван Эйленбюрх. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили. Рентгеновское исследование полотна показало, что Рембрандт частично переписал лицо Данаи после смерти жены – и сделал его похожим на лицо второй своей возлюбленной, няньки его сына Титуса Гертье Диркс. Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников. Однако эта гипотеза явно неудачна. Таким образом, лестница представляется нам скрученной в форме латинской буквы "S" гармошкой.

Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Однако постоянные роды оказали пагубное влияние на здоровье Саскии. Она важна как с точки зрения высокого искусства, так и с точки зрения истории.

Она – сдержанна и равнодушна, на губах ее блуждает скорее ироничная, чем смущенная улыбка. А затем их, естественно, устранить. Выставляя себя в таком виде, он и не думает, что в этом можно усмотреть безвкусие. К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына». Одной рукой обнимая Саскию, Рембрандт другой поднимает бокал, со смехом оборачивается к зрителю, словно приглашая его принять участие в пиршестве. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд исмиром отпустили.

Портретов в 1640-х годах художник пишет сравнительно мало. Например, Г. Глюк предложил именовать эту картину "Солдат и его девка".

Эскизы и наброски 
с изображением Саскии

Эскизы и наброски с изображением Саскии

Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками. Этой деталью Рембрандт напоминает о том, что за все когда-то придеться платить. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12. «блудный сын в таверне» («Автопортрет с Саскией на коленях»)— знаменитый автопортрет Рембрандта с женой Саскией, на котором они представлены героями библейской притчи о блудном сыне. На это несоответствие обратили внимание и некоторые западные искусствоведы (К. Это единственная картина голландского художника, на которой он изображен вместе с Саскией (хотя известен ещё офорт «Автопортрет с Саскией», нарисованный через год).

За семь лет будущий гений стал модным портретистом и легко находил покупателей для своих работ. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Это уже настоящее признание. Подчас исследователи творчества Рембрандта пытаются увидеть черты той или иной знакомой им модели в картинах, для которых позировала не Саския. Во-вторых, что же это за солдат в шелке и бархате, с золоченым эфесом шпаги.

Рембрандт: автопортрет 
с Саскией на коленях

Рембрандт: автопортрет с Саскией на коленях

Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника. Быстрота работы Рембрандта была почти баснословной. Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет.