Семья Арнольфини
Кроме того, установлено, что у Джованни Арнольфини и его жены детей не было, а изображенная на картине женщина явно ждет прибавления семейства. Цель данной работы – провести сравнительный анализ «Портрета четы Арнольфини» фламандского живописца Ян Ван Эйка и «Молодой семьи» советского художника Дмитрия Дмитриевича Жилинского. Предполагается, что портрет был изготовлен по заказу изображённой на нём пары и несколько лет принадлежал семье Арнольфини.
Происхождение семьи, социальный статус
Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук74. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века.
Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2. Историк искусства Лорн Кемпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком.
С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени78. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
История одной семьи и одного портрета
С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени35. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Но, есть еще одна преинтереснейшая особенность, о которой мы обещали сказать в начале. В 1422 году Джованни попытался продать очень ценное золотое ожерелье английскому королю Генриху V (неизвестно, насколько успешной оказалась эта сделка). Семья Трента была связана с флорентийскими Медичи: мать Констанцы, Бартоломея, приходилась родной сестрой жене Лоренцо Медичи Старшего.
Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина72. Он был отправлен в Брюгге ещё ребёнком. Присмотритесь повнимательнее – их отражение можно увидеть в зеркале, висящем на стене.
Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк». Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета68. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Т. е. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
А вот сам Ян ван Эйк, который к 1434 году был уже давно женат и героиня его картины, чей облик напоминает жену художника, могли так подать друг другу руки, поскольку речь на картине идет вовсе не о помолвке. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. С этим произведением в нидерландском искусcтве появился новый жанр портретной живописи. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415-1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского.
Ц. Г. Однако она по-городскому узка. Такой человек действительно существовал, он был зажиточным купцом из Брюгге.
- Портрет четы Арнольфини: Секреты и зашифрованные символы в картине Ван Эйка
- История одного шедевра: «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка
- Ян ван Эйк, Портрет четы Арнольфини: описание картины и интересные факты
- Картина «Портрет четы Арнольфини»
- Ян ван Эйк, Портрет четы Арнольфини
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Портрет Джованни Арнольфини и его жены
Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно.
Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434». В конце работы художник выполнил также и надпись. На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus79. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Он клянется свое жене в супружеской верности.
- Чета Арнольфини, Ян ван Эйк, 1434
- Ян ван Эйк картина «Портрет четы Арнольфини»
- ПОРТРЕТ ЧЕТЫ АРНОЛЬФИНИ Ян ван Эйк
- Ян Ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»
- Детали портрета четы Арнольфини
- Портрет четы Арнольфини (картина, ван Эйк, 1434)
Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стекло. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Т. е. перед вами по сути первый свадебный альбом и именно это и называют двойным портретом – художник не просто создаёт семейный портрет, он является свидетелем бракосочетания, творя одновременно художественный и правовой акт. И это действительно революция в живописи и в портретном искусстве Возрождения.
Мужчина и женщина на картине как будто произносят клятву, а их руки соединены в знак любви и верности. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. В 1995 году были опубликованы результаты изучения снимков картины в инфракрасном излучении. Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты.
Интерьер комнаты наполнен предметами, символизирующими свадьбу. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу. На картине мы видим мужчину и женщину изображённых в небольшой комнате.
- Ян ван Эйк "Портрет четы Арнольфини" СОЛО
- Самое интересное в виде мозаики
- Описание картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини»
- Судьба портрета после наполеоновских войн
- Рождение, начало торговой карьеры, успешные сделки
Высказывалась гипотеза, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Восточный ковёр на полу, люстра, зеркало, остеклённая верхняя часть окна, на столе под окном дорогие апельсиныK 3— вся обстановка комнаты свидетельствует о зажиточности её хозяина. Важный смысловой элемент картины— зеркало на стене. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»7071.
На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Его деревянные патены лежат сбоку, а обувь супруги виднеется на заднем плане. Но, есть ещё одна преинтереснейшая особенность.
Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Арнольфини принадлежал к авторитетной и финансово благополучной семье (торговой династии) из Лукки, которая также была вовлечена в политические события, проходившие в городе. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.
- Ян ван Эйк: «Портрет четы Арнольфини»
- Одежда мужчины на картине ван Эйка
- Некоторые детали женского образа
- Механизация постели – эпидемия секс-роботов набирает обороты
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Общееколичествопросмотровстраницы
Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Выше зеркала странная подпись: «Здесь был ванЭйк. Края костюма декорировались фестонами— пристрастие к мелким деталям, создающим беспокойную линию, пришло из Германии61. Впоследствии герцог передал их папскому двору. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Манина «Д. Д. Для проведения сравнительного анализа были взяты труды по истории искусства зарубежных стран: «История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение» под ред.
Мужчина одет в отороченную мехом накидку, на голове у него огромная черная шляпа с широкой тульей (непременный атрибут представителя бургундского высшего общества) на женщине белый головной убор, зеленое платье, под которым надето нечто синее. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. На это указывают ряд следующих интереснейших деталей. Ян ванЭйк родился в Маасейке между 1390 и 1400 годами. morgen – утро).
- Свидетельство о заключении брака
- История одного шедевра«Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка
- Словари и энциклопедии на Академике
- Проблема идентификации персонажей
- Напишите отзыв о статье Портрет четы Арнольфини
Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка) дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене. Джованни Арнольфини изображен на двух портретах, написанных ван Эйком, — уже упоминавшийся портрет Арнольфини и его супруги (хранящийся в Лондонской национальной галерее на Трафальгарской площади), а также его одиночный портрет Джованни Арнольфини уже в более зрелом возрасте, который в настоящее время находится в Берлине. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины.
- Отрывок, характеризующий Портрет четы Арнольфини
В 1426 году Джованни женился на Констанце Трента. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину10. В городе располагалось большое число мануфактур, специализировавшихся на пошиве дорогой одежды (в этом отношении он являлся конкурентом Флоренции). В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. На картине изображена супружеская чета — Джованни ди Николао Арнольфини и его жена.
Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Если это так, тогда свадьба была вынужденной и от этого позорной мерой. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе82. Пытаюсь взрастить в себе материалиста.
Мужчины носили тюрбаны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Сей факт опровергает третью гипотезу о личностях изображаемых, вот таким образом как если он изобразил портрет себя и жены, а в отражении себя – то это рекурсия какая-то получается, слишком запутанная даже для фламандских живописцев. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)55. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов.
В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. В Европе господствовала бургундская мода, следовать которой было недешёвым удовольствием. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus15. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ванМандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ванЭйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском».
Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»7252. В 1861 году историк искусства У. Вил предположил, что на портрете изображен Джованни ди Арриджо Арнольфини (ум. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета77.
Так интерпретация ван Мандера основана на предположении, что персонажи соединяют правые руки, как было принято при вступлении в брак, на картине же мужчина подал женщине левую руку. Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов.
На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь.
Хотя, кто знает, после картин Босха, мало что может вообще удивить. Двойной «Портрет четы Арнольфини» (1434) наряду с Гентским алтарем – важнейшее произведение ванЭйка.
Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)70. Существует много неясностей в творческой биографии Яна.
А женщина. Однако некоторые исследователи указывают на то обстоятельство, что на других произведениях ван Эйка предметы имеющие безусловно важное значение для богословского толкования, также были написаны художником во время заключительного этапа работы. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент52. «О чем я думаю. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Эксперименты художника в области технологии масляных красок говорят о познаниях в химии.
На спинке кровати вырезана статуэтка святой Маргариты — покровительницы рожениц. Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой67 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)68 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк.
Он предназначался, в соответствии с отношением к браку и семье, для обозначения плодовитости.
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. 1434. ). Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя70. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе37.
При этом Ян ван Эйк использовал ещё более сложную технику, чем другие художники. Это особенно заметно по одежде. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. А женщина.
При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. При бургундском дворе и женская и мужская мода была экстравагантной.
При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Джованни ди Николао Арнольфини (около 1400 года, предположительно, в Памплоне— после 1452 года)— купец из Лукки, города в области Тоскана, в Италии, который прожил большую часть жизни во Фландрии, входившей на тот момент в состав герцогства Бургундского.
Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Фламандская манера многослойного письма позволяла достигнуть глубины и богатства цвета. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым.
В зеркале по центру можно увидеть отражение двух свидетелей брачной церемонии. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Маленькая собачка – это верность, четки – знак благочестия, щетка – чистота. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Портрет четы Арнольфини – это уникальное явление в европейской живописи того времени. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея.
Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. Ордой была завоевана вся Средняя Азия, Русь и пространство до границ с Литвой. У окна лежат апельсины.
Выпуклые зеркала были более доступны. Над зеркалом художник оставил необычную подпись: «Ян ван Эйк был здесь в 1434 году». В конце работы художник выполнил также и надпись. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо.
Его супругой была девушка итальянского происхождения, Джованна Ченами и долгое время предполагалось, что именно ди Арриджио являлся прототипом для «Портрета четы Арнольфини», пока французский историк флота Жак Павьо в 1994 году не обнаружил ранее неизвестные документы, в которых было упомянуто, что герцог Бургундский подарил «Жану Арнольфину» два серебряных кубка в честь свадьбы в 1447 году. На этих выполненных под заказ гобеленах были изображен сцены из жизни Богоматери. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей.
Однако положение руки женщины на полотне допускает возможность ее беременности, хотя можно предположить, что этим жестом она всего лишь приподняла подол своего платья. Лекции, читанные в Школе изящных искусств в Париже». Наоборот. Любой в обещаниях может стать богатым). Это Ян ван Эйк.
В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты— сам художник (фигура в синем). Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом1. К этой гипотезе подключились историки моды, высказав свое веское нет, аргументировав тем, что во времена написания картины у светских замужних дам была такая мода – платья с эффектом беременности. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству.
Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»31. Это особенно заметно по одежде. Оно должно было напоминать монгольское или китайское. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала81. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений5.
Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы16. На женщине платье (т.
По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла5051. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами.
Как уверяет Брокуэлл, никаких документов, подтверждающих, что изображенный человек — Джованни Арнольфини, не существует и загадочная картина — это портрет самого художника и его жены Маргариты. Арнольфини и его супруга изображены без обуви. Выпуклые зеркала были более доступны. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие».
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Не случайно рядом с ним открытое окно, за которым видна живая изгородь. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать его. Мужчины были вынуждены носить тюрбаны и цилиндрические шляпы чудовищных размеров.
Впоследствии он снискал больше успеха, чем его кузен. 1434». На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Впрочем, сложно судить, стал ли Джованни впоследствии ремесленником. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Хрустальные четки говорят нам о благочестии.
Уже упомянутый БартоломеоФацио писал в «Книге о знаменитых мужах», что Ян с увлечением занимался геометрией, создал некое подобие географической карты. Подобное суждение высказала в 1972 году и советская исследовательница М. Андроникова: «Поглядите внимательнее, разве напоминает итальянца человек на портрете, ведь у него чисто северный тип. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной.
Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати.
11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Однако, по мнению исследовательницы, маловероятно, что ван Варневейк и ван Мандер видели картину.
Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты— сам художник (фигура в синем)16. Тогда войска Жозефа Бонапарта отступили, потерпев поражение от соединённых сил британцев испанцев и португальцев под командованием герцога Веллингтона. «И сказал Бог: не подходи сюда сними обувь твою с ног твоих ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая», – сказано в Ветхом Завете. Содержание картины в целом не вызывает разночтений.
Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и, вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой», однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь. Впервые художник показал своих современников в обыденной обстановке, раскрывая человеческую индивидуальность без посредников между профанным и сакральным, роль которых в других случаях осуществляют религиозные персонажи. И что означает надпись над зеркалом: Johannes de Eyck fuit hie (Иоганнес де Эйк был здесь. Их соединённые руки служат центром композиции и настраивают зрителя на торжественный лад. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. И не мудрено – им служили моделями запертые в феодальных городах женщины, почти не видевшие солнца, лишенные достаточного количества витаминов в пище.
У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории.
Обычно из более низкого сословия происходила женщина. Так кто же все-таки герой картины. Бургундские счетоводы упоминают о нём как о Jehan Arnoulphin le jeune. Скорее всего картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует».
В архивах города не сохранилось никаких свидетельств того, что Джованни ди Арриджо пребывал там до 1435 года. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла3536. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины.
Неизвестно не только, кто изображён на портрете, но и что именно происходит на картине.
В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»74. О социальном положении жениха говорит его одежда, ухоженные руки и узкие плечи. И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Высоких было больше, чем низких.
Второй спор – беременна ли барышня на картине али нет. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета34.
Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете. Где же они. Эта знаменитая фламандская техника рисования позволяла достигать особой глубины картины, насыщенности, впечатления реалистичности, достижения особых цветов.
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. Блондинок мало. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати.
Сторк совместно с Криминизи показал, что люстра на самом деле выполнена с ошибками в перспективном сокращении и что её можно нарисовать без специальных приспособлений40. В то время в Европе господствовала бургундская мода, что граничит с сильным политическим и культурным влиянием Бургундского герцогства. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»80, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8182.
начнем с того, что не туберкулезный. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея.
В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Брови тонкие, похожие по форме, крупный нос со своеобразным вырезом ноздрей, рот красивого рисунка с узкой верхней и широкой нижней губами, совпадает цвет глаз. Pollicitis diues quilibet esse potest)5 (Будь осторожен в обещаниях: хоть что плохого в обещаниях. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки.
Человек изображенный на известном полотне художника Яна ван Эйка, – это богатый купец из итальянского города Лукки. Портрет четы Арнольфини – совершенная иллюстрация этого мировоззрения. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь.
Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев74. Идут споры по поводу отдельных картин художника: об их содержании, технике живописи. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета.
Cамая знаменитая работа ванЭйка – «Портрет четы Арнольфини», датированная 1434 годом (илл. 1). Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины». Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Высказывалась гипотеза, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Джованна Арнольфини пережила супруга и скончалась в 1480 году в Брюгге.
В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8767. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. В городе нет древних зданий и потомственных художников, нет тех памятников, на которых выросло искусство итальянского Возрождения.
Остается не проясненным вопрос, кого и что изображает картина. Апельсины демонстрируют не только благосостояние Арнольфини (ведь они были дорогим экзотическим фруктом), но и олицетворяют райское блаженство. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком.
Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Второй спор – беременна ли барышня на картине али нет. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом»— приём, традиционный для средневековых живописцев. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству.
В то время, когда создавалась картина, в Брюгге проживало не менее пяти представителей этой семьи. Ее новый владелец – британский полковник Джеймс Хей – рассказывал всем, что купил картину в Брюсселе. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 219.
5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. На двойном портрете, созданном Санчесом Коэльо, где изображены дочери Филиппа, Изабелла и Каталина Микаэла, позы моделей повторяют позы персонажей ван Эйка. Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка.
Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Действительно, ранние европейские портреты часто снабжались створками или крышками, подобно складным алтарным образам. перед вами по сути первый свадебный альбом и именно это и называют «двойным портретом» – художник не просто создает семейный портрет, он является свидетелем бракосочетания, творя одновременно художественный и правовой акт. Поскольку на языке многих народов Северной Европы апельсин буквально означает «яблоко из Китая» (напр. В пользу этого предположения говорят некоторые детали картины.
Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)20. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук59. В конце работы художник выполнил также и надпись. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини».
Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина87.
после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. В люстре зажжена только одна свеча – символ присутствия Святого духа. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3839, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей39. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать его8.
Это подпись художника. Обмен кольцами на миниатюре из французского средневекового календаря происходит не в церкви, однако в присутствии свидетелей— и в этом случае кольца надеваются на правые руки.
Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit.
Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. На этом изображении имеются тени, трехмерная перспектива и подпись. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей.
Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания». Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете4. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Художник, согласно этой версии, точно и проникновенно передал её образ на полотне. Второй Джованни по прозвищу «ди Арриджио», был несколько моложе своего двоюродного брата. Фонтан в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы80.
Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Семейный портрет воспринимался людьми как ценность еще в давние времена. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета83.
Так же поступил и ванЭйк. Видимо, Джеймс Хей, который командовал тогда 16-м драгунским полком и принимал участие в сражении с армией брата Наполеона, присвоил себе несколько конфискованных полотен, в том числе и знаменитую работу кисти ван Эйка. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент37. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «еще одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin).
На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку.
Важный смысловой элемент картины— зеркало на стене. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»78. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни-Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние) необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей.
Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. 20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. Любой в обещаниях может стать богатым). Это были последние упоминания о личности Джованни Арнольфини в письменных источниках.
Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. На задней стене висит круглое выпуклое зеркало в резной раме, а в зеркале отражается окно, семейная пара и, что интригует более всего, две едва заметные фигуры, стоящие на пороге, то есть точно там, где вы бы оказались, загляни вы в эту комнату.
Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев31. нидерл. Согласно городским источникам, в 1446 и 1452 годах он выступил в роли третейского судьи в решении торговых конфликтов между несколькими луккскими купцами, обосновавшимися во Фландрии (одним из участников тяжбы являлся кузен Джованни ди Арриджо), которые судились по поводу имущественных вопросов. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic».
Постель – брачное ложе, а также место появления на свет и ухода из жизни. Стал прототипом образа мужчины на известном художественном произведении фламандского живописца Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (1434 год). Для чего же дамы стремились к бледности и отёчности лица.
По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо.
Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Предположительно чета Арнольфини была написана в их доме, который находился в Брюгге. До сих пор вопрос остается открытым. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене17. А женщина.
Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)8384, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей84. «Портрет четы Арнольфини» считается одним из самых сложных произведений, о чём мы поговорим ниже. 1434». ). Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой52 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)53 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8.
Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»).
Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя55. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене13. Нессельштраус, И. Тэна «Философия искусства.
Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8586. Однако она по-городскому узка. По мнению некоторых исследователей, левая рука, поддерживающая на животе тяжёлые складки платья— это не более чем ритуальный жест, соответствующий отношениям к семье и браку и обозначает плодовитость, поскольку двойной портрет был написан по случаю свадьбы этой пары.
Сей факт опровергает третью гипотезу «о личностях изображаемых», потому как если он изобразил потрет себя и жены, а в отражении себя – то это рекурсия какая-то получается, слишком запутанная даже для фламандских живописцев. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Хотя, кто знает, после картин Босха, мало что может вообще удивить. Жених изображен стоящим босиком на деревянном полу, его деревянные сабо брошены рядом.
Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Наоборот. Любой в обещаниях может стать богатым). 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Десять медальонов с изображением Страстей Христовых украшают его раму.
Перед концертом нам удалось немного поговорить. На это указывает ряд следующих интереснейших деталей. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг).
morgen – утро). Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. О жизни и деятельности художника сохранилось очень мало документальных сведений. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit.
Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»65, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь6667. Он тоже прибыл во Фландрию с целью разбогатеть, занимаясь торговлей.
Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus. Нередко Ян ванЭйк по заданию Филиппа Доброго выполнял сложные дипломатические поручения. На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может.
Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Ибо вплоть до XV века живописцу не полагалось привлекать к себе столь серьезного внимания. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии.
Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Для времени, в котором жил и творил Ян ван Эйк, эта картина стала очень необычной ещё и потому, что большинство живописцев того времени обращались к религиозным и мифологическим образам, тогда как на этом семейном портрете чета изображена в обычной домашней обстановке. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму.
В 1442 году он подписал соглашение, по которому он получил статус бюргера (полноправного гражданина) Брюгге взамен на обещание прекратить купеческую деятельность, однако ему было предоставлено право заниматься бюргерским ремеслом. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кемпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам.
Эта картина была не просто новой, она была революционной. Но к ее берегам со всего света стремились корабли, груженные самыми разнообразными товарами. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 215. Таким образом женщина оправдывала себя в глазах церкви за ночной грех и демонстрировала, что она якобы «вечная мать». Мужчина традиционно олицетворял связь семьи с внешним миром.
Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»6.
Альбомы В. Лебедева «Дмитрий Жилинский» и В. С. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк71.
В городе Джованни называли «сыном Николао» (итал. di Nicolao) для того, чтобы отличить его от двоюродного брата, полное имя которого звучало как Джованни ди Арриджо Арнольфини. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что портрета Арнольфини и его жены вообще не существует.
Историки моды объясняют, что в XV веке все наряды женщин шились в стиле «а-ля немного беременная». Его картины демонстрируют обстоятельное знакомство с миром растений и цветов. Зеленый цвет платья невесты указывает на весну любви, а поднятые к поясу складки одежды намекают на готовность невесты выполнить главный долг женщины – стать матерью. Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей.
Сохранившиеся изображения свидетельствуют, что во время этих церемоний жених и невеста соединяли в пожатии правые руки после обмена кольцами. Для её написания он использовал тонкие прозрачные слои краски, которые накладывал один поверх другого. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала36. На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц). Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк56.
И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Мельчайшие подробности окружающего мира, бесконечное разнообразие жизни стали предметом эстетического созерцания. Это объяснялось тем, что она вроде как «вечная мать» и тем самым оправдывает ночной грех и исполняет исключительно свою прямую женскую функцию – рождение детей. Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай.
В зеркале отражается художник и еще один свидетель. Это Ян ван Эйк. И дело тут вот в чем, если беременна, то тогда выходит, что свадьба то эта покрыта смрадным пятном порока и вообще ай-ай как плохо и не хорошо. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы. Считается, что художник запечатлел момент заключения брака, но, по одной из версий, это вовсе не бракосочетание, а лишь обручение жениха и невесты или даже пара, которая уже несколько лет состоит в брачном союзе — волосы девушки на картине убраны как у замужней дамы, а рука лежит на округлившемся животе (она как будто ждёт ребёнка).
Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Экзотические фрукты можно было увидеть лишь в домах состоятельных граждан города Брюгге, который был тогда одним из центров мировой торговли. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком.
По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. В истории искусства «Портрет четы Арнольфини» — одна из первых картин, подписанных своим создателем. Одни утверждают, что это портрет Джованни с предыдущей женой, другие настаивают, что здесь изображен какой-то иной Арнольфини.
Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Это особенно заметно по одежде.
Эта картина, согласно сообщению историка Бартоломео Фацио, хранилась в коллекции кардинала Оттавиани как работа ван Эйка, в настоящее время она утрачена. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Худых — больше, чем толстых. 1434». ).
Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов) и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 году. Живопись Италии и Нидерландов. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать.
Уже в следующем 1423 году он продал шесть гобеленов герцогу Бургундии Филиппу III Доброму. Однако она по-городскому узка. Четверть — молодежь. Кроме того, о материальном достатке семейства свидетельствуют богатые одежды.
Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. Для обоих пол комнаты во время бракосочетания был «святой землей». Яблоки лежат на подоконнике как намек на осень и предостережение против греховного поведения.
Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Герцог ценил Яна как умного, образованного человека, по словам герцога, «не имеющего себе равных по искусству и познаниям». Об этом свидетельствует письмо его отца Николао, написанное его торговому агенту в Брюгге, в котором им излагается просьба признать Джованни взрослым, вероятно, для того, чтобы тот мог в соответствии со средневековыми цеховыми правилами претендовать на более высокое и престижное звание подмастерья (а не ученика).
1434». ). Ещё одной особенностью того времени стала мода на круглое лицо с раскосыми глазами. С тех пор среди ученых царит разброд.
Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Для современников ван Эйка сандалии и деревянные башмаки содержали указание на Ветхий Завет: И сказал Бог: не подходи сюда сними обувь твою с ног твоих ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая («Исход», 3:5)Когда жених и невеста совершали обряд бракосочетания, для них и простой пол комнаты был «святой землёй». Метелка говорит о порядке в доме и духовной чистоте.