Серебрякова Зинаида Автопортрет
10 автопортретов Зинаиды Серебряковой — самой важной русской художницы
Но художница не смогла на нее приехать по состоянию здоровья. И она с братьями и мамой уехала в Петербург к дедушке. Следует отметить, что Серебрякова нередко «баловалась» изображая саму себя. С детского возраста Зина и Боря воспитываются вместе. Расцветом творчества Серебряковой принято считать период с 1914 по 1917 год.
Я думаю, что для России того времени считать трагической материнскую судьбу Серебряковой просто кощунственно имея ввиду настоящие трагедии матерей у которых умерли или сидели в лагерях дети. Многие произведения второй половины 1900-х годов она исполняла масляными красками3. Трагедия вообще-то это безвозвратная потеря. Зинаида Серебрякова начала рисовать с первых лет жизни. Недаром Е. Е. Лансере в письме К. А. Сомову, сравнивая это произведение с более ранними работами сестры, дает ему очень точное определение: «Вещь несравнимо значительнее — полукартина, полуавтопортрет, маслом, почти в натуру: дама deshabillee (в домашнем, утреннем платье, полуодетая, фр. — А. Р. ) расчесывает себе волосы, автор себя видит в зеркале, так что часть предметов на первом плане повторяется вдвойне (свечи). да, глядя в прошлое, можно философски рассуждать.
- Зинаида Серебрякова, За туалетом: описание картины
- Зинаида Серебрякова: гений позитива в страшные времена
- Шедевры живописи Зинаиды Серебряковой
- Жизнь и трагедия Зинаиды Серебряковой в 11 картинах
- Серебрякова Зинаида Автопортрет
- Зинаида Серебрякова – Автопортрет в мужском образе
- ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ, ЧАСТЬ 2 — ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА
- Серебрякова, Зинаида Евгеньевна
Автопортрет «За туалетом»Зинаида Серебрякова написала в 1909 году в родном селе Нескучное (сейчас в составе Харьковской области). Через пять лет в России состоялась первая выставка работ Серебряковой. На заднем плане видна белая стена, а также столик с тазом и кувшином для умывания18. Её поза непринуждённа, «живо переданы грациозное движение обнажённых рук, лёгкий поворот стройной фигуры»16. Немаловажное место в творчестве Серебряковой занимает обнаженная натура.
Задумчивый человек. Во времена хрущёвской оттепели разрешаются контакты с Серебряковой.
Только, наверное, в этом автопортрете счастье молодости и непосредственная радость жизни ощущаются куда больше, чем в душевном состоянии и облике пушкинской Татьяны. В 1920 году из разоренного фамильного гнезда Зинаида Серебрякова с семьей вынужденно перебирается в Петроград и живет в бывшей квартире Бенуа. Она знакома нам с детства. Эта работа считается эскизной кпортрету «Затуалетом»— да, тот знаменитый портрет сделан вдругой манере ицветовой гамме, нонанем есть таже самая улыбка, которая его отличает иона здесьже замечательно изображена. Евгений и Татьяна останутся в России.
- Серебрякова Зинаида – взгляд в зеркало
- Автопортреты конца 1900-х— начала 1910-х годов
- «Мужики так себя не ведут»: мужчины в платьях о том, чем плох патриархат
- Лондон Париж и чем плохи мишленовские рестораны
- «Зеленая книга» Питера Фаррелли: самый симпатичный из фаворитов «Оскара»
- 9 лучших новых винных баров Москвы 2018 года
- Портреты за обещание рекламировать
- Зинаида Серебрякова, «За туалетом» : краткое описание картины
Невинное трепетное лицо освещает невидимая свеча. Я уж не говорю о миллионах простых никому не известных женщин. Она смогла приехать во Францию и, наконец, увидеть мать.
В большом зеркале отражается молодая женщина, занятая утренним туалетом. Бенуа называл эту картину Серебряковой «таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её» он описывал этот автопортрет, как «самую радостную вещь», отмечая, что «здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то совершенно художественное»91011. Зинаида родилась 10 декабря 1884 года. Однако именно автопортрет «За туалетом» неопровержимо и убедительно доказывает, что в решительно захватившем в эти годы часть русской живописи модерне (уже, впрочем, оттесняемом ко времени написания автопортрета новыми, более «революционными» исканиями и течениями) характерные его содержательные и стилевые особенности зачастую органически соединялись «с реализмом и чертами импрессионизма».
- Автопортреты Зинаиды Серебряковой
- Ретроспективной выставке великой русской художницы в Третьяковской галерее — посвящается
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Картины художника Зинаиды Серебряковой
Катя на террасе» была сделана в одном из таких путешествий. Два сына Евгений и Николай тоже стали творческими личностями. С искренним увлечением написан отраженный в зеркале незатейливый натюрморт («я забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете»): флакон духов, булавки, платочки, бусы и свеча в подсвечнике — кстати, единственный предмет изображенный дважды, «в натуре» и в отражении. Село Нескучное Курской губернии. Париж.
Однако эти портретные работы оказались лишь предшественниками произведения, сразу выдвинувшего ее в первый ряд русских живописцев этих лет, — автопортрета «За туалетом», характеризующего эпоху своего создания с такой же точностью, как «Девушка, освещенная солнцем» Серова — вторую половину восьмидесятых годов XIX столетия, а «Купание красного коня» Петрова-Водкина — начало 1910-х годов. Глубоко верны слова о «прирожденном мастерстве» Серебряковой — ведь она была, по существу, самоучкой, ставшей благодаря таланту, помноженному на упорный труд, великолепным и оригинальным живописцем, всегда идущим своим путем. Нескучное. Его родителям 12 раз было отказано в разрешении на поездку к сыну (даже в случае его тяжелой болезни и необходимости ухода за ним). Во время Второй Мировой войны переписка с ними и вовсе оборвалась. 5.
- Словари и энциклопедии на Академике
Многие художники при работе над автопортретами используют зеркало как подсобное средство, Серебрякову же, очевидно, заинтересовал сам мотив отражения. Серебрякова писала: «Меня поразило все здесь до крайности. Бенуа же, безусловно выделяя автопортрет племянницы, замечал: «Другие произведения Серебряковой (были выставлены портреты крестьян, в том числе «Пастух» и «Нищий», портрет студента, пейзажи «Весной», «Зимний день», «Зеленя». — А. Р. )— дальнейший комментарий к ее искусству.
Серебрякова уехала когда дети почти выросли, двое на момент отъезда были уже абсолютнолетними. За туалетом». Муж— Борис Анатольевич Серебряков.
Долгие годы неизвестности, ожидания и боли. В эту квартиру поселили «на уплотнение» артистов театра МХАТ. В этот период она рисует на темы из театральной жизни. Таких работ уСеребряковой виммиграции было очень много. У них красивые ясные лица. В правом верхнем углу портрета подпись: «Боречка.
По словам художницы, «дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного». Прямо с выставки картину приобрела Третьяковская галерея, где «Автопортрет. Каждый день Зина могла наблюдать, как взрослые самозабвенно работали, много писали акварелью, техникой которой владели в семье все. Талант девочки развивался под пристальным вниманием старших членов семьи: матери и братьев, которые готовились стать профессиональными художниками.
Более того, они сами стали создателями модерна в России в эпоху, которую в Германии называют Jahrhundertwende — «поворот столетий», что точнее определяет движение и характер времени, чем французское Fin de siecle («конец века»). Среди её работ этого периода встречаются и портреты и автопортреты22. Многочисленные друзья и родные делают все, чтобы Серебрякова осталась.
А разве я написала, что заменяют. Серебрякова много писала себя, рисовала вперемешку натюрморты ипортреты имногие изних оставались незаконченными— иони уже нетак хороши, все наодно лицо. Деньги за портреты заканчивались еще до того, как работа была доделана.
В 1966 большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Они очень доброжелательно были отмечены в печати — в каталожной статье Г. К. Лукомского и в «Художественном письме» А. Н. Бенуа. Девочкам 9 и 8 лет они в «тельняшках», – вчера с платформы видел, как мимо старинного здания вокзала во Мге на велосипеде проехали две девочки, старшая вела, младшая сидела сзади на багажнике, она была в тельняшке, что делало ее, как ни странно, модно-нарядной.
Отношения между СССР и странами Запада становились все более закрытыми. Это было второе выступление художницы «на публике».
Еще более показательны ритмизованность решения картины и характерная для модерна «остановленность» действия во времени. Да и на родине ее не забывали. На этой картине Зинаида Серебрякова олицетворяет идеал русской женщины – хранительницы самых высоких духовных традиций российской интеллигенции и аристократии. Здесь царят таинство и уют совместной трапезы. Хрупкая женщина знаменита своими сильными и яркими работами.
Несколько смягчённые тона в той же цветовой гамме можно найти в других частях полотна16. Она любима, у нее есть любимый муж – суженный, за которого она собиралась выйти замуж с детства. Нежные чувства художницы к своей родине прекрасно передают картины «Жатва» (1915), «Крестьяне. 26 мая 1906 года у неё родился первый ребёнок— Евгений (Женя), а 7 сентября 1907 года— второй сын, Александр (Шура)21. Она рисует как дышит – легко и светло.
Вообще, портрет счастья— это портрет Серебряковой. По словам искусствоведа Валентины Князевой, это произведение «чарует своей световой насыщенностью: кажется, что и фигура женщины на переднем плане и натюрморт и фон не только залиты светом, но сами излучают его».
Добиваясь осязаемой материальности в изображении таинственного мира, «существующего» по ту сторону зеркала, художница как бы стремится проникнуть в глубоко спрятанную тайну человеческой природы и самой жизни. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец, Евгений Лансере— известным скульптором, а мать— Екатерина Николаевна (1850—1933), сестра Александра Бенуа, в молодости была художником-графиком. Работа была хорошо встречена и критиками и более старшими коллегами Серебряковой. За туалетом» (холст, масло 75х65 см) хранится до сих пор.
В семьях Бенуа и Лансере главным смыслом жизни было служение искусству. По вечерам мы ходим слушать соловьев, которые заливаются в обоих садах». Её дед, Николай Бенуа, был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере— известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна (1850—1933, дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа) в молодости была художником-графиком. Еще два абсолютно замечательных исчастливых портрета ввосточных тюрбанах.
Со временем оба создали свои семьи. Вчера мы сорвали первую зацветшую ветку вишни и черемухи, а скоро весь сад будет белый и душистый за эту ночь (шел теплый дождичек) весь сад оделся в зелень, все луга усеяны цветами, а поля ярко-зеленые, всходы чудесные. Сама она писала о том периоде: «Котлеты из картофельной шелухи были деликатесом на обед». Серебрякова, как уже говорилось, воплотила в этом автопортрете некоторые черты стиля абсолютно интуитивно, будучи чрезвычайно чуткой художественной натурой. Картина «На лугу.
В тяжелых бронзовых подсвечниках стиля ампир стоят на подзеркальнике белые свечи, в вышитую подушечку воткнуты шляпные булавки, открыта шкатулка с бусами, приготовлена пудреница, флаконы с духами, кружевной платочек. Вернувшись в Петербург, Серебрякова училась живописи в мастерской Осипа Браза. Родовое имение Нескучное разграблено и сожжено. Оннаписан влегкой эскизной манере, когда из-под одного изображения проглядывает другое.
Все, что ей удавалось заработать, она отправляла детям. Идиллический зеленый пейзаж, стадо мирных коров, тихая река Муромка — этими природными красотами родного края сердце художницы было заполнено с детства. Дух высокого искусства царил и в доме.
Женя и Таня остались в России. Это «существование как отражение» служит ей (может быть, абсолютно подсознательно) своеобразной «защитой», границей между собой и зрителями, существование которой особенно характерно для целомудренной и скромной Серебряковой — человека и живописца. Русско-английский актёр и писатель Питер Устинов— тоже родственник Зинаиды Серебряковой. Долгие годы их с матерью связывали только письма. К тому же Зинаида — римско-католического вероисповедания, Борис — православного. А незадолго до смерти художницы и Евгений смог встретиться с матерью. Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на «туалете»».
По словам Д. В. Сарабьянова, в этом автопортрете-картине «естественная красота жизни, существующая как бы сама по себе, становится своеобразным эстетическим критерием, определяя позицию художницы, ее взгляд и на себя и на все окружающее». Разлука с двумя другими детьми угнетала Серебрякову.
В 1905—1906 занимается в fr:Acadmie de la Grande Chaumire в Париже. Его мать — Зинаида Александровна Лансере — родная сестра отца художницы. Но ни страха, ни сомнения нет в ее больших, как зеркала, миндалевидных глазах.
А как их жизни исковерканы были. Художница изобразила не реального человека, а его отражение в зеркале. Е. Дорош, конечно, прав в том, что «деревенский мир» с пушкинских времен до начала XX века внешне изменился сравнительно мало. Но подлинно большой успех и признание любителей живописи, прежде всего круга «Мира искусства» во главе с Александром Николаевичем Бенуа, принесло ей портретное творчество конца 1900-х — начала 1910-х годов. Сначала было панно, а потом пустота. Дочь стала в то время главной моделью художницы. Выставку работ Зинаиды Серебряковой можно посмотреть до 30 июля.
Первые известные работысоздаются здесь — в городе на Неве. В 1965 году персональные выставки Зинаиды Серебряковой прошли в Москве, Ленинграде и в Киеве. трагическая судьбаСтрашно, что это было обычным в масштабах страны. Серебрякова оказалась на обочине. Дорогие друзья.
Николай стал талантливым архитектором, а Евгений Евгеньевич -- как и сестра художником. В статье, посвящённой автопортретам Серебряковой искусствовед Дмитрий Сарабьянов выделял женственность как самое привлекательное качество и творчества художницы и её собственной внешности и жизненного пути: «весь её облик овеян чистотой раскрытой души, сиянием добрых глаз её чувства отмечены естественностью проявления а помыслы, воплощённые в картинах, отражают ясность представления о человеческом назначении». Однажды Зинаида Серебрякова писала семейные портреты для бельгийского предпринимателя. Дети— Евгений Борисович Серебряков (1906—1991), Александр Борисович Серебряков (1907—1995), Татьяна Борисовна Серебрякова (1912—1989), Екатерина Борисовна Серебрякова (1913). В декабре 1910 года в Петербурге открылась выставка воссозданного, но сильно отличавшегося от прежнего, «Мира искусства» с этих пор участие Серебряковой в организованных им выставках стало «само собой разумеющимся». Картина «Коллиур.
Французское общество восторгалось ар-деко, а работы Серебряковой не оценивались высоко. Татьяна стала театральным художником, а Евгений – архитектором-реставратором. Картина потрясает своей свежестью и новизной подхода к задачам автопортрета, уверенным мастерством, обаятельностью образа. Вспомнить судьбу Бродского.
Лишь узкий круг ценителей будет поддерживать ее редкими заказами и покупкой работ. Серебрякова подчёркивает единство народа, его самобытность и красоту работающего человека. Когда же родители умерли (с разницей в год), в обоих случаях Бродскому не позволили приехать на похороны. Теперь присвоили почетные звания и есть гордость за таких соотечественников. Мы чувствуем свет души этой юной женщины. В ноябре того же года она выехала в Париж, где занималась в Академии де ла Гранд Шомьер20.
Иэта маска переходит напортреты еепоздних персонажей. Портрет втюрбане был написан вПариже уже после замужества. Художница наотрез отказывается писать портреты комиссаров и рисовать агитплакаты. Это качество живописи Серебряковой — если не «веселость», то, во всяком случае, бодрость, — в ту пору вполне естественное и в последующие периоды ее весьма нелегкой жизни оставалось всегда неизменным, подчас вступая в резкое противоречие с ее повседневным мироощущением, да и с замкнутым, самоуглубленным характером.
При содействии Красного креста Серебряковой удалось добиться того, чтобы к ней приехали сын Саша и дочь Катя. Быстрым движением руки перехвачены каштановые волосы, которые она расчесывает гребнем.
Что могло объединять его и застенчивую, нелюдимую девушку из творческого мира. Эта «зеркальность», отраженность изображаемого, двойная — хотя в данном случае непреднамеренная, подсознательная — отстраненность его от зрителя, пребывание модели и окружающего ее предметного мира, по выражению Д. Сарабьянова, «на грани посюстороннего и потустороннего бытия»является одним из излюбленных приемов модерна. 7. Александр стал брать заказы и писать интерьеры богатых домов, Катя взяла на себя быт. За месяц до того она экспонировала две ранние работы — «Автопортрет» 1905 года и несколько более поздний «Портрет няни» — на выставке современных русских женских портретов, устроенной С. К. Маковским в редакции журнала «Аполлон».
Художница с ранних лет росла в атмосфере искусства. Сцены простой деревенской жизни — вторая творческая любовь Серебряковой. Муж мой Борис Анатольевич был на изысканиях в Северной Сибири — обещал приехать на Рождество в деревню и вместе вернуться с двумя детьми (сыновьями Женей и Шурой. — А. Р. ) в Петербург. Зеркало, куда смотрится женщина, нет в картине. Безусловно, глубоко справедливо и тонко прочувствовано сопоставление этой полной свежести искренней картины с поэтикой «божественного» Пушкина — самой большой литературной любви Серебряковой от юных лет до глубокой старости сопоставление, которое должно было глубоко ее порадовать.
Автопортрет «За туалетом», посланный Серебряковой в Петербург по настоянию брата Евгения, получил всеобщее признание на VII выставке Союза русских художников, где он экспонировался вместе с тринадцатью другими работами Серебряковой, созданными в 1906–1909 годах. Восторженные критики и художники, среди которых были Серов, Врубель и Кустодиев, незамедлительно признали выдающийся талант Зинаиды Серебряковой и приняли ее в свой творческий круг «Мир Искусства». Диспропорция растущего существа, этакий человечий «щенок» с большими лапами — он знает, что будет огромной собакой, а пока ему некуда деть их. Я чуть не упала в воду, меня подхватили знакомые. Они рядом и в Петербурге и в Нескучном. «Улыбкой во весь рот» назвал он эту работу, вмиг заметивший и блестящее мастерство и необычное радостное настроение этой работы.
Его уход и начавшиеся в стране несчастья положили конец той прекрасной безмятежной эпохе. Автопортрет простотой и в то же время некоторой таинственностью трактовки образа. Стены и Башни города. Мароканка в розовом платье. Марокеш.
Этот пост посвящен художнице Зинаиде Евгеньевне Серебряковой и ее творчеству. Мы вдруг чувствуем, как тяжелы они худенькой фигурке. Другие детали мы узнаем из ее письма, отправленного тогда же А. Н. Савинову: «Я решила остаться на хуторе — в имении моего мужа (рядом с Нескучным), где дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного. Только решимость и приглашение вместе с ней, следуя за светом свечи, пройти через темноту. Немногочисленные заказчики расплачивались за работу продуктами, а не деньгами.
Бесконечные выставки, тусовки в знаменитом обществе «Мир искусств», первое признание таланта — знаменитоеполотно«За туалетом», впервые показанное на большой выставке приносит широкую известность. При работе над картиной Серебрякова использовала белила, которые хорошо отражают свет. Зинаида много путешествовала. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. А теперь мы просто полюбуемся ее картинами. Натюрморт с кувшином. Автопортрет. Автопортрет с шарфом 1911. Баня. Серебряков Борис Анатольевич. Лансере Ольга Константивна. Портрет А. Черкесовой-Бенуа с сыном. Автопортрет (1922). Автопортрет (1946). Бенуа Александр Николаевич (1924). Баланчин Джордж (в костюме Вакха, 1922). Бенуа-Клеман Елена Александровна (Елена Браславская, 1934). Лола Браз (1910). Пейзаж. Предлогом для уже давно назревавшего разрыва между «москвичами» и «петербуржцами» (за исключением В. Серова, крепко связанного с основной группой «мирискусников») стали критические высказывания А. Бенуа в адрес некоторых «москвичей».
В общей сложности насчитывается не менее 15 автопортретов Серебряковой. И в этом очарование ее картин. В 1924 году 14 картин художницы с успехом демонстрировались на выставке в Нью-Йорке, особый интерес вызвала среди них картина «Спящая девочка на красном одеяле» (1923). После его смерти она больше не была замужем. Это уже французский автопортрет.
Как обычно, сдержанный и всегда безупречно объективный В. А. Серов высказался об этой работе: «Автопортрет у зеркала — очень милая, свежая вещь», — а к остальным выставленным полотнам художницы отнесся строже. ред. ): «Есть что-то ребяческое вэтом боковом взгляде «лесной нимфы», что-то игривое, веселое Икак само лицо, так ивсе вэтой картине юно исвежо». Ее дед Николай Бенуа был известным архитектором, отец Евгений Лансере – скульптором, мать Екатерина Бенуа – художником-графиком, дядя Александр Бенуа – знаменитым художником.
Начинается голод и найти хоть какие-то деньги или продукты становится невообразимо трудно. Картина «Автопортрет. Если о художнице за границей знали только истинные ценители живописи и соотечественники, то в Советском Союзе ее работами можно было любоваться на страницах школьных учебников, а изучение творчества Зинаиды Серебряковой вошло в программу обязательного среднего образования. В декабре 1920 года Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда. Героини ее «Беления холста» (1917) подобны современным богиням: они совершенны физически и нравственно их босые сильные ноги крепко стоят на земле, движения рук и повороты станов – энергичны и ловки. Что в их жизни трагического. Но факт неоспорим: работы в стиле ню удавались Зинаиде так же успешно, как портреты и жанровые зарисовки на тему крестьянской жизни.
Это был период расцвета творчества талантливой художницы. «За туалетом. В 1902—1903 она путешествует в Италию.
Она также рисует цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани. Маракеш. Дети получили прекрасное образование, реализовали себя как личности и творческие люди. вы что-то другое прочли. В картине «Девушка со свечой» Зинаиде Серебряковой удалось не только создать изящный портрет, но и предвосхитить метафору собственной жизни.
Это эскиз кпортрету, который находится вОдесском музее. В 1960, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе. Работа выполнена в светлых, теплых тонах, передающих солнечное морозное утро. Может вот таким образом получилась очень добрая, теплая и светлая работа. Люксембургский сад. Ментона.
Модерн — и это одна из его особенностей — широко предоставлял художнику «право на разновариантные стилизации», не принуждая его менять органически присущий ему взгляд на мир это дало Серебряковой возможность свободно (по всей вероятности, абсолютно безотчетно, но тем более естественно) использовать элементы стиля, обогатившие ее произведение, сделавшие его интересным и привлекательным. В большую семью Бенуа. Детские и юношеские годы Зинаиды Евгеньевны прошли в Петербурге. Среди них, например, «Автопортрет в красном» (1921) и «Автопортрет», написанный в 1946 году. Очень хорошо проработано лицо, хорошо отражено состояние предчувствия.
Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Она получила большой гонорар: денег хватило на путешествие с детьми в Марокко. И костюмы самых разнообразных цветов и все расы человеческие, перемешанные здесь, — негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские). Она остается единственной кормилицей для четверых детей и стареющей матери.
Павел Третьяков сразу же приобрел холст для своей галереи. Все они поражают жизненностью, простотой и прирожденным мастерством». автопортрет с дочерьми 1921. Работа юных крестьянских девушек в поле привлекает её особое внимание. Страна восхитила художницу. Серебрякова писала: «Как ужасно, что современники не понимают почти никогда, что настоящее искусство не может быть «модным» или «немодным» и требуют от художников постоянного «обновления», а, по-моему, художник должен оставаться сам собой. ». 6.
Она отказывается перейти на популярный у Советов футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, однако находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов. В семнадцать лет, уже закончив гимназию в Петербурге, Зина Лансере писала из Нескучного домой: «Дорогая мамуля, как здесь чудно, как хорошо. Она вступила в общество «Мир искусства» в 1911, но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах. В 1903—1905годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза, учившего видеть «общее» при рисовании, а не рисовать «по частям».
Серебрякова создает идеальный образ гармонически абсолютного человека, но это только мечта, мимолетная «реальность» отражения. Колорит картины решён в светлых, жизнерадостных тонах. И вместе с тем живая — и живительная — непосредственность видения решительно отличает «За туалетом» от таких, например, произведений, как «Ужин» Л. Бакста и его же портрет Зинаиды Гиппиус, где на первый план выступают стилевые поиски и изыски, делающие эти безусловно прекрасные работы типичными образцами чистого, «беспримесного» модерна. «Автопортрет вкостюме Пьеро» тоже впервые показывается навыставке. 1. —Прим.
И, может быть, самая главная и наиболее привлекающая зрителя его черта — это «простая красота», которая «есть во всем». Лансере в папахе 1915. Лифарь Сергей Михайлович (1961). Лукомская С. А. Это были любовь к земле, своим корням и простой жизни. В творчестве Серебряковой — и особенно в автопортрете «За туалетом» — мы встречаемся как раз со слиянием реалистического взгляда на мир (причем принципиально реалистического, что характерно для всего ее мироощущения) с несомненными и весьма существенными и даже типичными для произведений модерна чертами. Надо сказать, что в этой семье было шестеро детей.
Все очень просто, все точная копия натуры, но вместе с тем Шура (Александр Бенуа. — А. Р. ) находит, что в ней есть стиль» (имеются в виду, несомненно, стилевые особенности модерна). В семье все занимались творчеством, часто посещали выставки и читали редкие книги по искусству. Обед» (1914) и «Беление холста» (1917). В 1928 и 1930 едет в Африку, посещает Марокко. Эта картина Зинаиды Евгеньевны для многих так и осталась самой любимой из всех ее работ.
(1948). Ну а эту многие из вас все время видят (девушка со свечой, автопортрет, 1911). Юсупов Феликс Феликсович (князь, 1925). Юсупова Ирина Александровна (княгиня, 1925). Светлый, мажорный колорит делает «отраженный» мир ярким и воздушным. Вид с гавани на город. Ментона. Зеркало показывает нам и часть комнаты. Зинаида Серебрякова с юных лет начала рисовать.
Именно этой атмосферой уюта, радости и гармонии картина художницы нам так дорога. Много лет спустя, в 1932 году, Александр Бенуа вспоминал, как Серебрякова «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи» и писал, что на протяжении всех прошедших с того времени лет её искусство продолжало оставаться таким же «свежим, непосредственным и подкупающим»30. Екатерина Серебрякова посвятила свою жизнь служению таланту мамы. Многие современники кнему относились поэтически ипервым онем написал Александр Бенуа (основатель «Мира искусства» приходился художнице дядей. В доме любили говорить: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке». Зеркало — это мы, зрители.
Этому способствует укрупненный масштаб, взятая снизу вверх точка зрения. Наибольшая интенсивность цвета наблюдается на переднем плане— на туалетном столике изображены «стеклянные флаконы с жёлтыми и зелёными духами, синяя подушечка со шпильками для шляп, расписная коробка с бусами и многое другое», «всё это пронизано цветом играет и переливается, как драгоценности». Зинаида Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года в селе Нескучное Курской губернии (сейчас Харьковская область). Модерн — стиль, пришедший в Россию из Западной Европы в начале девяностых годов и расцветший, особенно в архитектуре и прикладном искусстве, к середине 1900-х, — наложил свой отпечаток на творчество таких крупных русских живописцев, как М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров, ранний В. Кандинский, а среди «мирискусников» — Л. Бакст, К. Сомов, А. Бенуа. Но как художник она сформировалась в Петербурге.
Кстати именно Валентин Серов походатайствовал, чтобы эту картину Серебряковой и еще две ее работы приобрела Третьяковская галерея. За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет «Е. К. Лансере» (1911, частное собрание) и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей)— зрелые работы, твёрдые по композиции. Я так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать». После этого заказа Зинаиде было сложно найти работу. В 1910 году автопортрет Серебряковой произвел настоящий фурор. Женя 1907 г. Женя 1909 г. Зинаида много путешествует.
Так как, конечно, – сужу по здешней прессе и вкусам, – в моем искусстве нет ведь никакой оригинальности ни в сюжетах, ни в манере рисования и прочем» Кроме естественной скромности, здесь сомнения связаны и с изменениями в советской живописи, особенно с новым поворотом к авангарду группы художников, активно поддержанных в «здешней прессе». Они любят друг друга, готовы соединить свои жизни и родные принимают их отношения. Возвращаясь к отзыву Бенуа, хочется подчеркнуть здесь два его положения. Бабушка, мама художницы, разливает по тарелкам суп. Серебрякова мастерски подчеркивала достоинства своих моделей, о особым любованием она выписывала их женственные изгибы. Она принадлежит ктому типу художников, которые много работают снатуры, кто непривык строить умозрительные настроения. Начиная с 1898 года почти каждую весну и лето Серебрякова проводит в Нескучном.
Надежда Леонтьевна Бенуа (в замужестве Устинова), двоюродная сестра Зинаиды, была матерью британского актёра и писателя Питера Устинова— таким образом, он приходился З. Е. Лансере двоюродным племянником. В эти тяжелые месяцы перед художницей стоит только одна задача — выжить. В Париж к ней смогут переехать только Александр и Екатерина. После возвращения в Россию весной 1906 года Зинаида Серебрякова несколько лет жила в семейном имении Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом3, входившим в состав Курской губернии Российской империи (ныне на территории Харьковской области Украины)4.
Но трудность заключается в том, что церковью не поощрялись браки близких родственников. Дорош признается: «При этом я думал не столько о Татьяне Лариной, сколько о Пушкине, первым открывшем деревенскую Россию — поэзию ее повседневного бытия Девушка с Автопортрета вот так по-пушкински свежо и ясно видит лежащий за окнами ее светлой комнаты деревенский мир, мало изменившийся за те восемь десятков лет, что отделяют Евгения Онегина от этой картины». Искусствоведы автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Зинаиды Серебряковой: «Баня», «Жатва» и «Беление холста».
Художник Валентин Серов говорил об автопортрете, что это «очень милая и свежая вещь». Вроде всё так прозаично – девушка расчесывает волосы перед зеркалом. Выразительные черты ее лица заставляют зрителя надолго задержать взгляд на полотне. Не менее важно, что Бенуа отмечает среди основных достоинств ее работ их настроение: «Они все веселые, бодрые и молодые».
Но, по сути именно автопортрет «За туалетом» стал подлинным открытием нового дарования, отмеченным не только блестящей статьей Бенуа, но и рядом других отзывов. Но в тоже время ее творчество отличается щемящей тонкостью и душевностью. Помните картину «За туалетом». Ноябрь». Зинаида Серебрякова умерла в 1967 году в возрасте 82 лет.
Широкую известность принес Серебряковой автопортрет (1909, Государственная Третьяковская галерея) впервые показанный на большой выставке, организованной «Миром Искусства» в 1910. В ее семье говорили: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке». Велан Ида (портрет дамы с собачкой, 1926). Е. Е. Сарабьянов, как и Савинов, отмечает простоту концепции автопортретов Серебряковой, подчёркивая, что они выражают естественные чувства, показывают обыденные действия (причёсывание, смотрение в зеркало и т. д. ), совершаемые на фоне простой окружающей обстановки3233. Зинаида увлечённо занималась живописью, Борис готовился стать инженером-железнодорожником.
Самые близкие и любимые люди собрались вместе за обеденным столом.