Серов Портрет Графини Орловой

Серов, портрет княгини Ольги Орловой

В нем-то и писал ее художник Валентин Серов. Чувство внутреннего сопротивления мешало передать грацию и обаяние модели. И что же у Серова. Синяя ткань и зеленый шарф сочетанием цветов отсылают к вавилонским постройкам из глазурованного кирпича и в восхищенных речах Серова акцентируется «восточное» : «рот раненой львицы», «оживший архаический барельеф», «и глядит-то она куда – в Египет. ».

Это и «Шехеразада» и «Клеопатра» и «Жар-птица». Он уважаем, всеми признан. Академик Императорской Академии художеств (с 1898).

  • Портрет с подтекстом: почему княгиня Орлова осталась недовольна работой Серова
  • Описание картины «Портрет княгини Ольги Орловой»
  • Русский музей Дополненная реальность
  • Описание картины Валентина Серова «Портрет Орловой»
  • Валентин Серов — Портрет княгини Ольги Орловой, 1911
  • Портрет с подтекстом: почему княгиня Орлова осталась недовольна работой Серова (

В «Русской серии» Бенуа три композиции посвящены Петру и его эпохе («В немецкой слободе», «Петербургская улица при Петре I» и «Петр I в Летнем саду»), четыре других повествуют о конце XVIII века («Утро помещика», «Суворовский лагерь», «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» и «Парад при Павле I»). Почетный пленник в золотой клетке – вот он кто. Конверт послал в оперный театр Монте-Карло на имя Шаляпина. Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек. Критики отмечали: это тонкий намек на то, что княгиня так же пуста, как и ваза у нее за спиной.

Хотя в основном о ней можно прочесть в довольно немногочисленных исторических источниках то, что Бог не наделил ее ни умом, ни особой яркой красотой. Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Даже его письма последние годы были весьма лаконичными. Теперь и Серов хочет внести свою лепту в оформление балетов и по предложению Дягилева делает эскиз занавеса к балету «Шехеразада». Известно, что заказчица расплатилась запортрет, носебе неоставила, подарив музею АлександраIII вПетербурге (ныне Русский музей). Складывается ощущение, что эти вещи загоняют Орлову в угол.

  • Описание картины Валентина Серова «Портрет княгини Ольги Орловой»
  • ПОСЛЕДНЯЯ КАРТИНА ВАЛЕНТИНА СЕРОВА
  • Журнал Наше Наследие – История, Культура, Искусство
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Серов Валентин Александрович (художник)
  • Добавить комментарий Отменить ответ

Сюжеты идеи, поучения отягощали их головы. Известный настолько, что перестал быть собственно портретом реальной Веры Мамонтовой, встав в ряд тех живописных шедевров (например, «Девушка с креветками» Хогарта или «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера), где имя модели несущественно. Заказчики не всегда радовались итогам серовской работы. Постыдился бы».

Но, знакомясь с новыми и новыми публикациями на ту же тему, Серов приходил к выводу, что Федор Иванович действительно «вляпался» в весьма неприглядную историю. «Парад» – высшее достижение в цикле произведений Бенуа, посвященных отечественной истории, как, впрочем и лучшая среди его исторических композиций вообще. Геометризованное длинное тело («длинное, как день без хлеба», как рискованно шутили газетчики) почти бестелесно оно распластано на плоскости стены, сливаясь с ней по тону. Необходимо подчеркнуть, что личностью она и впрямь была незаурядной и пусть М. В. Нестеров не без ехидства писал про нее «не то бывшая фельшеридца, не то сестра милосердия, счастливо выходившая князя во время его болезни, влюбившая в себя этого по внешности Пьера Безухова, такого огромного, такого породистого», но тем не менее, сам В. И. Суриков отмечал неординарность ее натуры и пожелал сделать одной из героинь полотна «Боярыня Морозова» (подготовительный портрет находится в Саратовском художественном музее), а уехав в эмиграцию Полина Ивановна вдруг занялась гаданием и размещала объявления о своих услугах в парижской прессе, называя себя «мировой известной ясновидицей».

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Портрет княгини Зинаиды Юсуповой (1900 – 1902)
  • Портрет Генриетты Гиршман (1907)
  • Портрет княгини Ольги Орловой (1911)
  • Как заключенные сбежали изСобибора
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Княгиня же много путешествовала, часто ее можно было встретить за границей. С другой стороны, «Русская серия» по всей своей художественной структуре противопоставлена и новейшим поискам в живописи этих лет. Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А. Н. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом.

Так «Петербургская улица при Петре I» воспринимается как образ молодой, полной жизненного кипения столицы России в эпоху энергичного строительства фундамента нового государства, а «Парад при Павле I», перерастая сцену из военного быта, создает многосторонний образ, по концентрированной силе обобщения близкий к сатире, оставляющий позади все произведения русской графики и живописи, посвященные России павловских времен – России холодной, казарменной, затянутой в узкий мундир прусского образца, окостеневшей в жестокой и бессмысленной муштре. Им хотелось все исправлять, направлять, влиять. Заказ на портретное запечатление юсуповского семейства (княгини, ее мужа и двух сыновей – Николая и Феликса) не был для Серова тягостным. Среди них наиболее значимыми для достижения педагогической цели экскурсии являются следующие:- развивать наблюдательность по отношению к внутреннему миру человека, его мыслям и переживаниям- показать яркость и разнообразие человеческих эмоций на примере их отражения в искусстве- сформировать интерес к внутреннему миру человека, показать ценность личностной индивидуальности- дать представление о содержании художественного портрета и о процессе работы художника над живописным портретом- показать роль живописных средств (цвет, композиция, красочная фактура и т. д. ) в работе художника над портретным образом. Изгибы мебели ищут рифмы в изгибах стенной лепнины, тени предметов не соответствуют самим предметам – и чье-то допущение о том, что отражение вазы, повторяя контуры головы Орловой, должно свидетельствовать о «пустотелости» великосветской красавицы, не кажется произвольным. Высказанное Серовым в том же 1887 году стремление «писать только отрадное» воплотилось здесь во всей полноте по его словам, он добивался только «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». В расцвете сил и славы тогда были Суриков, Репин, Поленов.

Это было время высшего расцвета передвижничества, но одновременно и начало того перелома, который Игорь Грабарь назвал «поворотом от идейного реализма к реализму художественному». Княгиня же много путешествовала, часто ее можно было встретить за границей. Так, князь Щербатов писал: Как было не использовать исключительно нарядный облик княгини.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Литературный портфельчик Искуссницы
  • Портреты высшего дворянства России

Но этот великолепный наряд производит на нас весьма странное впечатление. В его подмосковной усадьбе Абрамцево были многие замечательные русские художники. Нога у парнишки заживала и врач сказал, что операции можно избежать. Этот портрет прославил Серова еще при жизни.

И, стало быть, намерение Серова писать «только отрадное» означало не что иное, как соединение «порванной связи времен», возвышение вечных ценностей искусства, воплощенных в полотнах старых мастеров, желание руководствоваться только соображениями художественного порядка – качества, совершенства, красоты, гармонии – соображениями, почти забытыми искусством середины века.

Теперь и Серов хочет внести свою лепту в оформление балетов и по предложению Дягилева делает эскиз занавеса к балету «Шехеразада». Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Поза княгини вычурна и неестественна, ее подбородок слишком высоко поднят, эта вызывающая надменность почти вульгарна: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо». Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».

Образ сложен и каждый может прочитать его по-своему. Всеобщее внимание он привлек на всемирной выставке в Риме. Для Серова подобная разнонаправленность поисков была интересной пробой сил.

Но к 1880-м годам эта школа оказалась основательно забытой. Я хочу таким быть – беззаботным в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Необходимо подчеркнуть, что личностью она и впрямь была незаурядной и пусть М. В. Нестеров не без ехидства писал про нее «не то бывшая фельшеридца, не то сестра милосердия, счастливо выходившая князя во время его болезни, влюбившая в себя этого по внешности Пьера Безухова, такого огромного, такого породистого», но тем не менее, сам В. И. Суриков отмечал неординарность ее натуры и пожелал сделать одной из героинь полотна «Боярыня Морозова» (подготовительный портрет находится в Саратовском художественном музее), а уехав в эмиграцию Полина Ивановна вдруг занялась гаданием и размещала объявления о своих услугах в парижской прессе, называя себя «мировой известной ясновидицей». Шедевром назвал его А. Бенуа. Княгиня смотрит на нас надменно. Забытым оказался и предшествующий отечественный опыт – все русское искусство до шестидесятых годов XIX века Стасов и вместе с ним многие передвижники считали «подражательным и раболепным».

Портрет с подтекстом: 
почему княгиня Орлова 
осталась недовольна

Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн. А тут сиди неподвижно в комнате за столом. Большая шляпа, ниспадающие одежды скрывают образ, делают его бездушным.

Круг сподвижников Сергея Павловича готовится к новым спектаклям в Париже. Орлова (урожденная княжна Белосельская-Белозерская) Ольга Константиновна (1872–1923) — жена генерал-майора, начальника Военно-походной канцелярии князя В. Н. Орлова. Трудно поверить, но это репрезентативное, отмеченное чертами высокого стиля полотно создавалось почти одновременно с портретом Иды Рубинштейн. История эта, думал о ней Серов, конечно, глупая, но характерная для российских нравов. Зинаида Николаевна вызывала у него, как и у всех ее знавших, чувство глубокой приязни: умна, обаятельна, дружелюбна – и нимало не раздосадована длительностью сеансов («Я худела, полнела, вновь худела, пока исполнялся Серовым мой портрет, а ему все мало, все пишет и пишет. »).

В начале века он, пожалуй, самый востребованный русский портретист (в числе заказчиков – императорское семейство), но эта слава его отчасти тяготит. В живописи ее лица кистевой размах, с которым перечислены «околичности», как бы приостанавливается: оно – центр композиции и трактовано со всей бережностью. Более того: в «Русской серии» он оказывается художником, решительно противостоящим Сомову. При этом к историческим композициям, построенным на сугубо реалистическом подходе к материалу, термин «ретроспективизм» может быть отнесен лишь вне его иронического звучания. А еще Гиршман пожелал в обмен, так сказать, за «услугу», чтобы Серов исполнил в ближайшее время и его портрет – в пару к сделанному ранее портрету жены.

Выполнены они на протяжении 1907 – 1910 годов по заказу книгоиздателя И. П. Кнебеля, выпускавшего интереснейшее издание «Русская история в картинках» с участием Серова, С. Иванова, Лансере, Кустодиева, Добужинского, Кардовского, Рериха. Такое проникновение в сущности детской души, как в портретах Серова, можно найти только в «Детстве» Л. Н. Полной жизненного кипения столицы России в эпоху энергичного строительства фундамента нового государства, Так «Петербургская улица при Петре I» воспринимается как образ молодой, перерастая из сцену военного быта, а «Парад при Павле I», создает многосторонний образ, по концентрированной силе обобщения близкий к сатире, оставляющий позади все произведения русской графики и живописи, посвященные России павловских времен – России холодной, казарменной, затянутой в узкий мундир прусского образца, окостеневшей в жестокой и бессмысленной муштре. Похоже, против популярнейшего певца и друга началась клеветническая кампания.

Где ему вроде бы совсем не место. Портрет писался с большими перерывами в 1910–1911. Ничего не поделаешь, придется подождать. Политес был соблюден, мнения художника спросили – он против передачи не протестовал. Даже благоволивший к певцу Влас Дорошевич, с блеском писавший о новых ролях Федора, о его выступлениях в «Ла Скала», в Москве и Петербурге, дал в редактируемом им «Русском слове» ядовитую карикатуру с подписью «Монархическая демонстрация в Мариинском театре во главе с Шаляпиным». Валентин Александрович Серовродился 19 января 1865 года в Петербурге. Складывается ощущение, что эти вещи загоняют Орлову в угол.

Произведение выполнено с утончённой живописной техникой, оно не лишено иронии и даже насмешки. Характеристика максимально беспощадна. Но именно Серов довел прием до предельной остроты: князь Голицын (1906) навсегда подкручивает ус навсегда лезет в карман – то ли за часами, то ли, как шутили недобрые зрители, за монетой для лакея – Гиршман (1911).

Серова. Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек. Нога в остроносых туфлях вскинута очень высоко. В. Серов не изменял правдивому изображению «души человеческой».

Забившаяся в угол, а не богиня красоты в роскошных мехах. Даже благоволивший к певцу Влас Дорошевич, с блеском писавший о новых ролях Федора, о его выступлениях в «Ла Скала», в Москве и Петербурге, дал в редактируемом им «Русском слове» ядовитую карикатуру с подписью «Монархическая демонстрация в Мариинском театре во главе с Шаляпиным». Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва)Художник, график. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А. Н. Больше всего его разочаровывало несоответствие внешней красоты внутренней. Холодное, надменное лицо дополнено «острой» коленкой, обрисовывающейся из-под тонкого полотна роскошного платья. Тот же самый жест повторен и в картине, которая висит на заднем плане. Что же пугало, например, коллекционера Владимира Осиповича Гиршмана.

Изучение жанров живописи их специфики и содержания необходимо для постижения художественно-образного языка искусства и по этой причине данный цикл является важной частью музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей. », реализуемой Русским музеем. У того и дух вон. Но этот великолепный наряд производит на нас весьма странное впечатление. Уж кому-кому, а друзьям Сергея Павловича было слишком хорошо известно, что ни журнал «Мир искусства», ни последующие его предприятия, включая балет, до сих пор, увы, не принесли издателю, постановщику и импресарио в одном лице никакой прибыли. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909).

Поза княгини вычурна и неестественна, ее подбородок слишком высоко поднят, эта вызывающая надменность почти вульгарна: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо». Этого не мог понять и Серов. Что бы сделали из нее Тициан, Веронез. Он уважаем, всеми признан.

Я только высмотрел, подметил»), но оно же осознается как метод («Я увлекаюсь не самим лицом индивидуума а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте»). Но как же сказалось на нем годичное пребывание в зарубежной клинике. В лице же представлена известная нервная досада, что приходится ждать, а несколько лупоглазый взор полон нетерпеливого недоумения, – писал Александр Бенуа. Тем не менее именно этот, главный ее портрет вышел не совсем прославительным. В девятнадцать лет, 29 апреля 1894 года, Ольга Константиновна обвенчалась с конногвардейским поручиком князем Владимиром Николаевичем Орловым, ставшим впоследствии генерал-лейтенантом, генерал-адъютантом и начальником Военно-походной канцелярии императора Николая II и даже личным другом императорской семьи.

После чего пристав счел себя оскорбленным при исполнении служебных обязанностей да еще и откопал статейку законодательства, на основании которой возбудил судебное дело. Говорить и писать он теперь предпочитал пофранцузски. Ученики Училища живописи были юноши без радости. Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга.

Но, в сущности, так оно и было. Это и «Шехеразада» и «Клеопатра» и «Жар-птица». Когда же в 1889 году Третьяков приобрел для своей галереи Девушку, освещенную солнцем Серова, вспоминали, как Илларион Прянишников, некогда типичный «шестидесятник» и член-учредитель Товарищества передвижников, ходил по выставке, где экспонировалась серовская картина и во всеуслышанье ругался: «Это не живопись, это какой-то сифилис. ». Огромная шляпа встиле модерн «уравновешена» накинутой наобнаженные плечи меховой накидкой. Так случилось и с княгиней Ольгой Орловой.

Много работал в области графики, занимался офортом, литографией, книжной иллюстрацией. Сама заказчица также была недовольна портретом. Но, конечно же, суть картины Петр I не может быть сведена только к этому.

Автор материалов – Наталья Дмитриевна СоколоваОбщие замечанияМузейная экскурсия по теме «Портрет», предназначенная для учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы, – одна из составляющих экскурсионного цикла «Жанры изобразительного искусства». Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П. П. Но, как известно именно Суриков предельно заостряет в своем творчестве то кинетический момент (и, пожалуй, подчас даже сильнее, чем Репин, 8212 вспомним движение саней в «Боярыне Морозовой», сближение «двух стихий» в «Ермаке», полет в пропасть солдат в «Суворове» и т. д. ), то оптически достоверную кажимость (заледенелое окно в картине «Ментиков в Березове», свежевыпавший снег или посиневшее тело юродивого в картине «Боярыня Морозова»). О том, что такое «идейный реализм», с тонким юмором писал Константин Коровин, ближайший друг Серова, вспоминая годы ученичества в Московском училище живописи: «Ученики спорили, жанристы говорили: важно, что писать, а мы отвечали – нет, важно, как написать. Пришлось пойти и на это.

Реалистическая система видения легко вбирает в себя гротескные и даже карикатурные обертоны (кстати, Серов был мастером карикатуры) и образ, не теряя в представительности, обретает знаковую остроту. Уж кому-кому, а друзьям Сергея Павловича было слишком хорошо известно, что ни журнал «Мир искусства», ни последующие его предприятия, включая балет, до сих пор, увы, не принесли издателю, постановщику и импресарио в одном лице никакой прибыли. Все бы ничего, если бы не погода. Как заклинание двукратно повторено «хочу, хочу отрадного», так как в нынешнем веке Серов отрадного не видит, оно где-то там, у «беззаботных» старых мастеров.

Детские портреты нежны и хрупки. Мы допытывались, что с ним случилось. Да полно, Лёля, хотелось возразить ей, много ли счастья доставляют ему заказные работы. Толстого и в рассказах А. П. Они выражали именно правду жизни, несли в себе до предела обостренное «чувство жизненности», трепетной достоверности. Постыдился бы».

Возродил в искусстве обстановочный портрет – портрет-картину. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. А результат, по Теляковскому, получился плачевным.

Репин, занимаясь с мальчиком Серовым не где-нибудь, а в Париже с его богатейшими музейными коллекциями, ни словом не обмолвился о возможности «обучения» у старых мастеров, говоря исключительно об изучении натуры. Мы видим роскошную шляпу, манто из соболей, модное в те времена декольте, крупную жемчужную нить и лакированные туфли. Десятилетием ранее Крамской писал Репину о том, что русским художникам «непременно нужно двинуться к свету, краскам и воздуху», то есть обрести свободу от нормативных передвижнических требований к «сюжету». Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П. П. Но только вот портрет его хозяйке не понравился и после смерти художника в 1911 году она подарила его Музею Александра III (ныне Руссский музей) с довольно капризным условием, что он никогда не будет выставляться в экспозиции музея рядом с портретом Иды Рубинштейн, кисти того же Валентина Серова А она и была такой на самом деле – капризной и непредсказуемой. Картина, с которой началась серовская слава и самый известный его портрет.

Увидит его рабочий – хлоп в ноги. И потому, опровергая Лёлю в ее мнении, что он счастливый человек, признается, что это «счастье» он никак не чувствует, не ощущает. Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Модель, что существенно, осталась довольна. Знатные аристократки выстраивались к нему в очередь, несмотря на то, что Серов был и самым беспощадным художником – если ему не нравилась модель, он превращал ее портрет практически в шарж, хотя во многих случаях заказчики об этом не догадывались. И с портретом, который пишет здесь, тоже непросто: «Кончаю портрет, что мне всегда мучительно».

Однако сами эти «околичности» подчиняют себе фигуру: она столь плотно «впечатана» в интерьер, что сама становится еще одной его деталью. Напротив: «Странно, у меня от всего болит душа. Она преподнесла его в дар Музею Александра III (ныне Русский музей) с условием, чтобы он не экспонировался в одном зале с портретом Иды Рубинштейн. Она судорожно вцепилась в манто и стремится всеми силами сохранить элегантность позы. К приходу поезда подавалась карета с конной парой, с кучером и лакеем в ливреях.

Здесь же, напротив, устойчивость фигуры и обилие округлых форм (персики, блюдо на стене, спинки стульев) даже компенсируют динамические ракурсы композиции, впрочем тоже выраженные без акцента, – легкую диагональ вместо фронтальной постановки. Но получил от коллеги суровый ответ: «Нет. Характеристика максимально беспощадна. О том, что такое «идейный реализм», с тонким юмором писал Константин Коровин, ближайший друг Серова, вспоминая годы ученичества в Московском училище живописи: «Ученики спорили, жанристы говорили: важно, что писать, а мы отвечали – нет, важно, как написать. Серов работал над портретом почти три месяца. Зритель начинает невольно сравнивать две этих картины. Чистякова (1880-1885, не окончил).

Портрет – про то, что скрыто в человеке, про душу и характер, а изображение тела должно отсылать к классическому канону и образам красоты – но здесь нет ни этих отсылок, ни попыток душевного проникновения. И, стало быть, намерение Серова писать «только отрадное» означало не что иное, как соединение «порванной связи времен», возвышение вечных ценностей искусства, воплощенных в полотнах старых мастеров, желание руководствоваться только соображениями художественного порядка – качества, совершенства, красоты, гармонии – соображениями, почти забытыми искусством середины века.

Огромная шляпа, как будто упирается в раму. Но княгиня Орлова заметила, что ее портрет – с подтекстом. В письмах жене из Петербурга Серов упоминает, что «у Дягилева работы в самом разгаре».

Даже его письма последние годы были весьма лаконичными. Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва)Художник, график. Прекрасную жизнь в юности не видели. Портрет Зинаиды Юсуповой – из тех, в которых этот метод оттачивается. Такой она останется на века ибо этой картиной «Девочка с персиками» художник обессмертил не только себя, но и Верушу Мамонтову, двенадцатилетнюю дочь Саввы Ивановича Мамонтова, крупного промышленника, любителя искусств и художественного деятеля. Допустим, в этих случаях Серов оправдывал репутацию «злого портретиста», так как модели не вызывали у него положительных чувств, – но с Генриеттой Леопольдовной он состоял в самой нежной дружбе и писал ее не раз.

Заметим также, что после смерти Серова наиболее тесные творческие контакты внутри «Мира искусства» существуют вовсе не между Бенуа и Сомовым, а между Бенуа и Лансере, Кустодиевым, Добужинским, Остроумовой-Лебедевой, Серебряковой. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Портрет «девочки с персиками» (Веры Мамонтовой) дышит светом и свежестью, как она сама.

Тот же самый жест повторен и в картине, которая висит на заднем плане. Кажется еще мгновение и она упадет прямо на вазу из фарфора, стоящую сзади. История эта заварилась в октябре прошлого года при выезде Серова за границу, в Биарриц.

Театрализованный искусственный мир представлен и в портрете княгини Ольги Константиновны Орловой (1910). Как справедливо заметил Салтыков-Щедрин, в таких-то ситуациях и есть возможность для всякой мелкой чиновной сошки проявить «административный восторг». Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. В. Серов Портрет графини О. К. Орловой. Орлова слыла самой элегантной дамой столицы — говорили, что в Петербурге никто не умеет так красиво носить шляпу, как она.

Вот таким образом именно эти черты и бросаются в глаза при детальном изучении портрета. Но, в сущности, так оно и было. И, наконец, последнее. Забытым оказался и предшествующий отечественный опыт – все русское искусство до шестидесятых годов XIX века Стасов и вместе с ним многие передвижники считали «подражательным и раболепным».

Парадоксально, что именно Серову, желающему изображать лишь «отрадное», выпало возродить жанр парадного заказного портрета, который довольно долго пребывал в небрежении. Задачи экскурсии имеют как познавательный (расширение представления о жанровой специфике изобразительного искусства), так и развивающий характер. И по композиции и по колориту в жемчужно-серых тонах вышло недурно. В. Серов. Но, знакомясь с новыми и новыми публикациями на ту же тему, Серов приходил к выводу, что Федор Иванович действительно «вляпался» в весьма неприглядную историю.

Напротив: «Странно, у меня от всего болит душа. и лессировками Лессировка (от нем. В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты.

В нем-то и писал ее художник Валентин Серов. В этой ситуации нетерпеливого ожидания, в одиночестве Орлова пребывает в вычурной позе, держит надменную осанку, гордо запрокинув голову – и эта вызывающая надменность граничит почти с вульгарностью изысканность – с манерностью глянцевой картинки из дамского журнала. С. Сорин. Нога у парнишки заживала и врач сказал, что операции можно избежать. Почти монохромная живопись (Серов всегда сдержан в цвете, к тому же портрет написан темперой, лишенной масляного блеска) вдруг сама начинает плодить фантомные формы: парик напоминает лишнюю голову, брошенные ткани выглядят как сгустки красочной материи, не имеющие имен в мире вещей. Они радовались и восхищались, что мы вот написали похоже на них.

А еще Гиршман пожелал в обмен, так сказать, за «услугу», чтобы Серов исполнил в ближайшее время и его портрет – в пару к сделанному ранее портрету жены. Проведенный Сарабьяновым анализ картины «Не ждали» при помощи дефиниции «эффект присутствия» привел автора к упрощению и схематизации богатейшей образной структуры произведения Репина, к противопоставлению творческих принципов двух великанов русского реализма, что объективно ведет и к распылению в научном анализе единой творческой проблематики поступательно развивающейся русской реалистической картины. Именно ей указано это место внизу. И все же, считал Серов, надо ему выразить свое мнение о прискорбном инциденте.

Именно ей указано это место внизу. Наконец, в живописи мастера трудно обнаружить даже налет стилизации либо сомовской «скурильности» сам Бенуа говорит о них как о давно оставленных увлечениях молодости. Трудился в архивах и запасниках Эрмитажа, зарисовывая в разных ракурсах посмертную маску Петра (ее снял с лица царя после его смерти скульптор Бартоломео Карло Растрелли), посещал исторические лекции, без устали занимаясь рутинной подготовительной работой. Что же касается соотношения в их общей художественной структуре живописного и графического начал, то предпочтение рисунка более чем очевидно: учет возможностей полиграфического воспроизведения при работе над этими «живописными картинами» имел значение едва ли не первостепенное. Но получил от коллеги суровый ответ: «Нет. Портрет княгини Ольги Орловой, 1918 Часто при работе над заказными портретами Серов не испытывал вдохновения, особенно если заказчик не вызывал у художника симпатии. Результат не в пользу Орловой.

Рука ее, опутанная жемчужной нитью, указывает на нее. Но как же сказалось на нем годичное пребывание в зарубежной клинике. Сюжеты все вышли, – отвечал он нам со вздохом отчаяния». В «Менинах» Веласкеса в таком же зеркале изображаются портретируемые сам же автор с кистью и палитрой смотрит на них, не вошедших «в кадр».

Зеркало, усложняющее пространство, позволило ему поместить в зеркальной глубине и собственную фигуру за мольбертом – устроив тем самым отсылку к целому пласту подобных вхождений автора в текст: от «Портрета Арнольфини с женой» Яна ван Эйка до «Менин» Веласкеса В «Портрете Арнольфини с женой» Яна ван Эйка в зеркале отражаются фигуры двух людей, а над зеркалом помещена надпись «Ян ван Эйк здесь был». И вот портрет Орловой завершен.

Серов же, со своей стороны, пригласил пристава пожаловать к нему домой. Он нарочито изображает модель во всей ее красе. С другой – обнаруживает в себе совсем иную зоркость, далекую от лирической отзывчивости на «отрадное», – ироническую, острую. Даже поза девушки выражает нетерпение, будто она на несколько секунд присела за стол.

Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Сын вытянулся, похудел, ни на что не жаловался, выглядел молодцом. Кажется еще мгновение и жемчужное ожерелье лопнет. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей.

Именно они помогли формированию острого художественного образа, опередившего и историческую науку и литературу о Павле I (в частности, художник проникает в прошлое несравненно глубже, нежели Мережковский в своих исторических инсценировках). Как заклинание двукратно повторено «хочу, хочу отрадного», так как в нынешнем веке Серов отрадного не видит, оно где-то там, у «беззаботных» старых мастеров. С одной стороны, Серов настаивает на своем неумении «писать казенных портретов», если нет личного теплого отношения к модели. Даже не жила, а воплощала – богемность, декадентство, стиль модерн (уже идущий на убыль, но обещающий перевоплотиться в ар-деко).

Серов гениально воссоздал живописными средствами визуальный образ петровской эпохи. Это какая-то мышь. Похоже, против популярнейшего певца и друга началась клеветническая кампания. Она не славилась своей красотой, но была тонкая и изящная и всегда была окружена мужчинами. Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905.

Забившаяся в угол, а не богиня красоты в роскошных мехах. Мы допытывались, что с ним случилось. Серов избегая всякой «лирики», высказывался словно сквозь зубы, часто понятными только друзьям намеками. И с портретом, который пишет здесь, тоже непросто: «Кончаю портрет, что мне всегда мучительно». Когда же в 1889 году Третьяков приобрел для своей галереи Девушку, освещенную солнцем Серова, вспоминали, как Илларион Прянишников, некогда типичный «шестидесятник» и член-учредитель Товарищества передвижников, ходил по выставке, где экспонировалась серовская картина и во всеуслышанье ругался: «Это не живопись, это какой-то сифилис. ».

Учился у И. Е. Серов же, со своей стороны, пригласил пристава пожаловать к нему домой. Сюжеты идеи, поучения отягощали их головы. Легко я стал расстраиваться».

Характеристика максимально беспощадна. Репин, занимаясь с мальчиком Серовым не где-нибудь, а в Париже с его богатейшими музейными коллекциями, ни словом не обмолвился о возможности «обучения» у старых мастеров, говоря исключительно об изучении натуры. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Но большинство было на стороне что написать: нужны картины с оттенком гражданской скорби. Владелица подарила его музею Александра III (ныне – Русскому) и, таким образом, большой парадный портрет Серова впервые стал доступен широкой публике. А хотелось бы, по возможности, предстать перед публикой в Риме широко и разнообразно. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Серов, ученик Репина, «пасынок передвижничества», по выражению Михаила Нестерова, буквально с первых шагов в искусстве оказался «чужим», ни на кого не похожим художником. Рука ее, опутанная жемчужной нитью, указывает на нее.

Мех манто, как будто ожил. В. Серов. Почетный пленник в золотой клетке – вот он кто. Серов решил воспользоваться этим по-своему. И все же, считал Серов, надо ему выразить свое мнение о прискорбном инциденте. Если собственная биография Серова небогата событиями, то само время было ими столь богато, что многие даты жизни художника ознаменованы «поворотами» или «переломами» в художественном мире и в собственном серовском творчестве.

Кажется, что она словно разрезает ножку стула. Если собственная биография Серова небогата событиями, то само время было ими столь богато, что многие даты жизни художника ознаменованы «поворотами» или «переломами» в художественном мире и в собственном серовском творчестве. Двадцатидвухлетний Серов писал невесте из Венеции о своем увлечении «мастерами XVI века Ренессанса»: «Легко им жилось, беззаботно. В них участвовали те же танцоры, за исключением разве что Иды Рубинштейн, те же хореографы. Скорее всего, на ней изображен некий сюжет на тему Библии.