Шаляпин Серов
Может быть, Серов и прав — на портрете «только небольшая часть Шаляпина», но и в этой «части» возникала личность Артиста, Художника, Мастера во всей мощи его вдохновения и великого дарования. Неоднократно в течение десяти лет, с 1897 г. по 1907 г., соприкасались в своем творчестве Серов и Шаляпин, участвуя в постановке оперы «Юдифь», написанной отцом художника — композитором А. Н. Серовым. Не мог Серов также упустить возможность изобразить на полотне Шаляпина.
Хотя сам Серов был недоволен портретом: «Это только часть Шаляпина, а я задумал дать его всего. » (Свидетельство Грабаря. ) Собирался писать портрет Шаляпина заново. В портрете Шаляпина Серов достиг сочетания монументальности и лиризма, создал покоряющий образ увенчанного мировой славой артиста и человека, которому знакомы и понятны все трагические противоречия окружающей жизни. Шаляпин также был огорчен произошедшим и резким письмом Серова. Тесная дружба Серова и Шаляпина в начале 1911 г. была омрачена невольным участием артиста в верноподданнической демонстрации хора Мариинского театра во время представления оперы «Борис Годунов», на котором присутствовал Николай II. Ближе всех Шаляпин был с двумя художниками — Валентином Серовым и Константином Коровиным.
Согласимся с критиком: «В истории русского портрета серовский портрет Шаляпина всегда будет знаменовать расцвет искусства, а образ Шаляпина сохранится на вечные времена». Серов привлекал Шаляпина своей вдумчивостью необычайным юмором и художественной одаренностью. Портрет Шаляпина — одно из лучших произведений Серова. И вдруг меж Шаляпиным и Серовым произошёл разрыв.
Серов и Репин это понимали Илья Ефимович после долгой работы самолично уничтожил свой портрет Шаляпина, посчитав его неудачей. Наиболее ранний серовский портрет Шаляпина, выполненный углем и мелом, относится к началу работы певца в Русской частной опере. Отражением дружбы трех явился портрет Шаляпина, написанный в 1907 г. совместно Коровиным и Серовым, который хранился в парижском собрании артиста до конца его жизни. Самое красноречивое свидетельство творческой близости Шаляпина и Серова — двадцать одна работа художника: портреты и зарисовки друга-артиста в ролях, эскизы костюмов и грима1.
2). Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. В комнате с длинным столом никого не было.
И отсюда как будто даже что-то отталкивающее от этого человека», — писали «Известия Общества преподавателей графических искусств в Москве» (1911. я в Монте-Карло получил от моего друга художника Серова кучу газетных вырезок о моей «монархической демонстрации. ». Рано утром, 9-го января, они с преподавателем Академии хуожеств, Василием Васильевмчем Матэ, вошли в класс Академии, окна которого выходили на 5-ю линию. Пришлось сказать, что маленький портрет делается в помощь большому.
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- Список портретов работы Валентина Александровича Серова
- Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
- Фёдор Шаляпин (Серов Вражья сила) – Широкая масленница
- Фёдор Шаляпин (Серов Вражья Сила) – Широкая
Успело выйти три номера до того, как «Жупел» закрыли. Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. – Сделай нерукотворное счастье – прибудь ко мне. Таким Серова знали только самые дорогие ему люди. Чем нарушил этикет. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам.
Много лет спустя литератор Илья Груздев вспоминал разговор с певцом. Выступал в Русской частной опере СИ. Видимо, даже такому проницательному художнику-психологу, как Серов, знавшему Шаляпина к тому времени уже более десяти лет, оказалось сложно художественно осмыслить и воссоздать внутренний мир артиста во всей целостности его духовной жизни. Кровь невинных ещё не пролилась, но вся картина, как бы залита этой кровью. Заряженный. - Кх-м.
- 057-Валентин Серов – Портрет Ф Шаляпина
- Серов Валентин Александрович (художник)
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Серов – Вражья сила – Широкая масленница
- Фёдор Иванович Шаляпин – Раскинулось море широко
- Фёдор Шаляпин – Песня Ерёмки из оперы Вражья сила
Душа и маска называются мемуары Шаляпина Двойная жизнь — так озаглавлены мемуарные записки Сары Бернар. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. Шаляпин мгновенно вырос и его могучая фигура стала еще величественнее и монументальнее». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Пестрый астраханский мир. Первым, кто дал самую высокую оценку портрету, был сам Шаляпин. Принесли с почты телеграмму на имя Серова, его стали искать. Не случайно современники порой ощущали в его облике «меланхолический оттенок», а в глазах – «необыкновенно облагораживающее страдание», по-видимому, страдание человека, уставшего от бесконечной «игры в амплуа». Царица сказала по-русски: «Хорош шотландский портрет», с тем художник не согласился: «А по-моему, плох. » – подумал он. Наконец, «Портрет Николая II в тужурке» был закончен, пришла царица и осталась не совсем довольна.
Как раз в «мамонтовский» период творчества, готовя роль Бориса Годунова, Шаляпин, по свидетельству певицы В. И. Страховой-Эрманс, слушал лекции выдающегося русского историка, профессора Московского университета Василия Осиповича Ключевского, «не только ушами, но как бы ловил их ртом казалось, что Шаляпин тут же претворяет мысли Ключевского, облекая их в художественную форму для сцены». Действительно, Шаляпин был человеком нервным и обидчивым часто жаловался, что стоит ему показаться где-нибудь в ресторане или просто выйти на улицу, как окружающие, узнав его, сразу начинают ждать какого-то необычного поведения от «знаменитости». А критикой заниматься – это ваше амплуа. - Ты забрал портрет. С. 276).
- Фёдор Шаляпин – Песня Ерёмки из оперы Серова Вражья сила (Широкая масленица)
Шаляпиной, «после Алексея Максимовича Горького Фёдор Иванович больше всех своих друзей любил Серова – за его принципиальность и человеческое достоинство» (Серов в воспоминаниях. «Стоит как живой. Портрет Серова создавался в московской квартире Шаляпина в 3-м Зачатьевском переулке. Очень соскучился по тебе». «Однажды с папой произошел забавный случай.
Сходство поразительное» (Русский голос. За Серовым признавали «мощь художника-портретиста, подчеркнувшего во всей фигуре артиста черты гениальной характерности таланта самородка» (Прометей. I I Т. 2. Ему казалось, что весь город знает о его позоре. 1906. В бродячих театральных труппах житейский опыт и сценическое мастерство передавались «из уст в уста», перетекали от одного поколения к другому — зримо, наглядно, в репетициях и спектаклях, наскоро собранных предприимчивыми антрепренерами, в неустроенном быте постоялых дворов.
Револьвер. Там же случилась другая история, которая могла закончиться трагически. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги».
До крайнего негатива. «Вся деятельность г. Шаляпина заставляет нас предполагать в нем силу реальную, абсолютно чуждую той мечтательности и того меланхолического оттенка, который придал ему художник», — писали «Русские ведомости» (1906. «А Серов был такой, знаете, скрытый сатирик.
«Втроем строили мы этот деревенский дом. «Дорогой Антось – пишет артист, вернувшись с гастролей. Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной, художник заставляет помнить, что рисунок — в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи «трепета душевной жизни». По-новому были решены Серовым и эскизы декораций. «При этом, — вспоминал Станиславский, — по своей актерской привычке он показал, как Федор Иванович жрет знания, сделал из обеих рук и пальцев подобие челюсти, которая жует пищу». давать небольшим количеством слов и двумя-тремя жестами точное понятие о форме и содержании».
Среди «истолкователей» насыщенной событиями жизни великого артиста, ее интерпретаторов мы встречаем литераторов, артистов, музыкантов, критиков, художников, просто искренних почитателей и поклонников его таланта. Так началось формирование нового художественного образа. 11). В декабре 1912 г. в одной из бесед с художниками3 он выразил желание учредить в Академии художеств стипендию имени Серова. Что он видит.
11). Серов нарисовал не артиста, до пресыщения избалованного абсолютно исключительным успехом, а того Шаляпина, каким мы его помним еще до этих успехов много свежего, непосредственного, а в глазах не только вдумчивость, но и необыкновенное облагораживающее человека страдание», — отметило «Русское слово» 7 апреля 1906 года. Душа и маска называются мемуары Шаляпина Двойная жизнь – так озаглавлены мемуарные записки Сары Бернар. Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую.
Журнал должен был «бичевать царскую власть за её двуличие, ничтожество, глупость и жестокость». Так и не была осуществлена долго лелеянная мечта». Черт знает, а правда хорошо.
Билетов продается всего сорок-пятьдесят штук. Будет. Серов написал его портрет углем, во весь рост. «Мой Шаляпин» — так могли бы выразиться те, кто, восхищаясь портретом Серова, делился своими впечатлениями об артисте и его портрете.
Произошло нечто изумительное. Я вот таким образом нисколько не удивился грустной приписке Серова «Что это за горе, что даже и ты кончаешь карачками. «Мой Пушкин», — когда-то сказала о поэте Марина Цветаева, настаивая на собственном постижении и понимании гения. Отчего происходила эта иллюзия, Шаляпин объяснил наглядно. Положение было преглупое.
— В. Д. ) задумал дать его всего. Федор Иванович, посмотрев на холст Серова, усомнился, так ли он, Шаляпин, велик и спросил об этом художника. Но ведь и всякий человек в разных обстоятельствах неравен сам себе, то есть так или иначе что-то «воображает из себя».
«Шаляпин и в жизни поневоле продолжат ощущать себя на сцене, не столько жил, сколько играл себя и от наития данной минуты зависело, каким, в какой роли он себя обнаружит», – вспоминал Сергей Маковский. «Мой Шаляпин» — так могли бы выразиться те, кто, восхищаясь портретом Серова, делился своими впечатлениями об артисте и его портрете. «Мой Шаляпин» — мог бы сказать о своей работе и Серов. А всего боится. Навсегда остались с ним карусели, шары, балаганы, шарманка, нырянье под пароходы. 1906.
Данный портрет исполнен по заказу МЛХК. Подъезжают к крыльцу. Альбомы художника говорят о длительной работе. Между шеренгой солдат и экипажем царя – немало трупов. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. Хотел напугать. - Это хорошо, что шутка твоя не удалась. - Почему.
Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив. Часа в 4–4 1/2 все кончится. Но даже обиженные готовы были каждую минуту простить его заблуждения, настолько по существу они были честны и благородны». Летом они втроем уезжали в деревню, где занимались рыбной ловлей и охотой. Шаляпина вспоминала: «В большом зале, где стоял рояль и где работал отец, В. А.
Летом 1905года, несколько художников «Мира искусства» решили издавать сатирический журнал. Суть шаржа, высмеивавшего обывательское понимание образа Олоферна, раскрывает надпись, сделанная рукою художника: «алаферна злая пятнистая. » (стрелка указывает на Шаляпина) «то ли дело сия душка» (стрелка указывает на Корсова). Шаляпин мгновенно вырос и его могучая фигура стала еще величественнее и монументальнее». Точнее, дебют этот не состоялся.
Некоторые серовские портреты современники считали шаржами и даже карикатурами. Представление удалось на славу. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. Серов нарисовал не артиста, до пресыщения избалованного абсолютно исключительным успехом, а того Шаляпина, каким мы его помним еще до этих успехов много свежего, непосредственного, а в глазах не только вдумчивость, но и необыкновенное облагораживающее человека страдание», — отметило «Русское слово» 7 апреля 1906 года.
Портрет Серова создавался в московской квартире Шаляпина в 3-м Зачатьевском переулке. Рисунок безукоризнен. Трудно описать, в каком все мы были восторге». Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной, художник заставляет помнить, что рисунок – в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи «трепета душевной жизни». 1906.
Валентин Серов родился в артистической семье. Номер разошёлся за несколько часов.
Но даже обиженные готовы были каждую минуту простить его заблуждения, настолько по существу они были честны и благородны». Во времена Серова эти полотна украшали московский особняк С. И. Щукина на Пречистенке. Рисунок безукоризнен. Сходство поразительное», – восхищается другой. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. – взвизгнул офицер и понесся на толпу. Дягилева.
В то время он был на вершине славы, современники отмечали его надменность и взбалмошность, свойственные избалованной успехом «звезде». Когда-то актерское кочевье по России стало для Шаляпина его «университетом». Но в театре приняли условия русского баса. Можно привести здесь и мнение Б. В. Асафьева (И. – И художник мчался к другу, чтобы послушать его пение, поговорить по душам.
Об этом наглядно говорят его автопортреты и другие рисунки» (цит. На всю жизнь запомнил Шаляпин выразительную жестикуляцию и мимику художника. Участвовал в Русских сезонах СП. 29 апреля). Однозначно ответить на этот вопрос трудно.
Так и не была осуществлена долго лелеянная мечта». На второй карикатуре – протест против продолжающейся войны с Японией. Плата за билет 25руб. Личное отношение к «модели» художник никогда не скрывает, оно отчетливо отражается на полотне, Серов не льстит «заказчикам» и потому многие недовольны: на полотнах неожиданно проступают черты характера, которые портретируемый не стремился выставить напоказ. — В том невидимом и неблещущем ореоле опадали павлиньи хвосты и — сколь многих.
В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год. Произошло нечто изумительное. Иван Сусанин.
– Или в кого другого. Федор Иванович Шаляпин — фигура в той же мере реальная, сколь и легендарная, воссозданная в исследовательской и художественной литературе, в богатом мемуарном, эпистолярном, кинематографическом, «звуковом» наследии, наконец — в устных рассказах, передаваемых из поколения в поколение.
Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Словом, мне хочется, чтоб это Вас не утомило. – П. К. ) От напряжения и спешки у папы сделалось даже сердцебиение. Нож этот был из первоклассной английской стали, с большим количеством различных лезвий.
Видишь, — сказал он, — точь-в-точь. Некоторые серовские портреты современники считали шаржами и даже карикатурами. И на этом фоне стоит подавляющая своей мощью фигура Шаляпина. Однако ж недаром любители считают эту картину одним из лучших созданий мастера.
Третий считает: «Серов дал в портрете то, что дало возможность Шаляпину сделаться великим художником – душу, большую душу большого артиста». Разве в портрете этого нет. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. «Стоит как живой.
Впрочем, это было трудно для всех, кто хотел запечатлеть Шаляпина — в слове, на холсте, в графике, в скульптуре. На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Николай II в редакции журнала «Мир искусства». Приехав в Петербург из Царского Села, Серов зашел в редакцию журнала «Мир искусства». На улице стояли войска.
Вдали были слышны выстрелы. Глебова): «В рисунке Ф. Шаляпина В. Серов не мог удержаться, чтобы тонко не отметить, что в высоком росте великого артиста, столь прекрасно выразительном на сцене, заключается нечто нелепое при сюртучном оформлении». Для него Серов сделал картину под названием: «Солдатушки, браво ребятушки. На нем шуба, подбитая бобровым мехом и такая же меховая шапка с бархатным верхом. – возмущается Дягилев. - Что царь, что лошадь – это модели всего лишь для художника. Именно таким образом – в рисунке – исполнены наиболее «интимные», лирические портреты позднего Серова (портрет Обнинской с зайчиком, портреты девочек Касьяновых).
Много лет спустя литератор Илья Груздев вспоминал разговор с певцом. – Я всегда ношу с собой револьвер. Карикатура «После усмирения» – на самого Николая II.
Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. Он встал и заложил руку в жилет, так, как изображен на портрете, затем слегка откинулся. Папа еще раз нажимает нож, уже не думая, где и как, вдруг нож подается и закрывается». Случайная цитата о Серове: «Баба в телеге» прошла на выставке незамеченной и, правда же, нельзя винить публику за то, что она проглядела этот шедевр, так как трудно найти что-либо более скромное, тихое и незатейливое по эффекту. Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ».
– Будет. - Верзила. По словам дочери певца И. Ф. На гастролях в Лондоне с труппой Сергея Дягилева Шаляпин исполнял партию Бориса Годунова в одноименной опере. Можно привести здесь и мнение Б. В. Асафьева (И. Глебова): «В рисунке Ф. Шаляпина В. Серов не мог удержаться, чтобы тонко не отметить, что в высоком росте великого артиста, столь прекрасно выразительном на сцене, заключается нечто нелепое при сюртучном оформлении». Шаляпин обнял Алексея Максимовича и стал уговаривать: Ничего, ничего. Москвичи раскованнее, дружелюбнее, нежели сдержанные обитатели Северной Пальмиры.
Что мы видим на портрете. Страна детства была родной и Шаляпину. Ясно, что крестов будет много. Шаляпин сам рассказал об этом в книге «Маска и душа»: «Каково же было мое горестное и негодующее изумление, когда. 2). Шаляпину очень нравилась артистичность Серова его «умение. – Все мальчики окровавленные ему снятся. - Будет.
В. А. Серов в 1900-х годах — признанный мастер, «модный художник», он зарабатывает заказными портретами. Правда же, это Вам не так трудно — спеть два-три романса в фойе театра. Показан момент перед непосредственным избиением толпы. Но посмотрели бы вы этого удивительного «сухого» человека, когда он с Константином Коровиным и со мною в деревне отправлялся на рыбную ловлю: какой это сердечный весельчак и как значительно-остроумно каждое его замечание». Певец открыт всем.
– Борис Годунов, – подал голос Коровин. Опера «Юдифь» была и в репертуаре Большого театра. Отчего происходила эта иллюзия, Шаляпин объяснил наглядно. Захлопнул альбом и в изнеможении опустил голову на стол».
Художник, щедро одаренная природой личность, великий работник в искусстве. Личное отношение к «модели» художник никогда не скрывает, оно отчетливо отражается на полотне, Серов не льстит «заказчикам» и потому многие недовольны: на полотнах неожиданно проступают черты характера, которые портретируемый не стремился выставить напоказ. Эскизы Серова для постановки «Юдифи» в Мариинском театре более совершенны с точки зрения исторической достоверности и передачи восточного колорита. Постыдился бы».
«Валентин Серов казался суровым, угрюмым и молчаливым. Школа жизни Федора Шаляпина неотделима от школы театра. Этатрадиционная трактовка была развенчана подлинным драматизмом шаляпинского воплощения.
«А Серов был такой, знаете, скрытый сатирик. Именно таким образом — в рисунке — исполнены наиболее «интимные», лирические портреты позднего Серова (портрет Обнинской с зайчиком, портреты девочек Касьяновых). Не случайно современники порой ощущали в его облике «меланхолический оттенок», а в глазах — «необыкновенно облагораживающее страдание», по-видимому, страдание человека, уставшего от бесконечной «игры в амплуа». Когда принесли показать театральные марионетки играл с куклами, как ребенок.
Царь мимоходом (под мышкой теннисная ракетка) решил наградить своих солдат за «усмирение» мирного шествия. Есть какая-то артистическая тайна в этой способности соборного певчего из крестьян превратиться в европейца с манерами, которым позавидует самый взыскательный arbiter elegantarum», — писали «Одесские новости» 2 июня 1910 года. Кстати, волнение и застенчивость, несмотря на мировую славу, так и остались в его характере. С перепугу я мог в тебя выстрелить. - Покажи револьвер. - Вот. Для него Федор Иванович специально запасался интересными «случаями из жизни».
Указав на значение Серова, Шаляпин тем самым подчеркнул то, что их роднило в творчестве. Т. 1. На просторной заснеженной площади кипит веселый праздник широкой масленицы. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Комиссаржевский).
Вокруг него сверкающий солнечной улыбкой, убранный чистым снегом- русский город. Все трое подошли к окну. Ведь Частная опера, Художественный театр, абрамцевский кружок, Товарищество художников, телешовские «Среды» и множество студий возникли в Москве не случайно. Рисунок безукоризнен.
«Вся деятельность г. Шаляпина заставляет нас предполагать в нем силу реальную, абсолютно чуждую той мечтательности и того меланхолического оттенка, который придал ему художник», — писали «Русские ведомости» (1906. И не только потому, что, что в центре внимания художника находится конкретная человеческая личность, переданная с большим сходством, но, прежде всего потому, что художник дает своеобразно острую и яркую характеристику своей модели идущую от определенных черт шаляпинского гения. Серовская художественная правда глубже внешней, кажущейся. Если это писали в газетах, то что же, думал я, передается из уст в уста. Мефистофель.
ЗнакомствоШаляпина с произведениями искусства Древнего Востока натолкнуло его на мысль представить Олоферна «ожившим барельефом». Протест подписали только Серов и Поленов.
Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. На поле вместо снопов из зерновых – снопы, связанные из ружей. (И Шаляпин представил Серова, под густыми седыми бровями засветился насмешливый взгляд. ) Молча принес половую щетку, смерил меня, потом портрет. Его великолепные по исполнению и поразительные по степени проникновения в человеческий характер портреты стали поистине золотой страницей в истории отечественного изобразительного искусства. Даже болезнь не превратила художника в солидного взрослого. Глубокое восхищение мастерством Серова заставило и самого Фёдора Ивановича взять карандаш.
Мамонтова и Большом театре в Москве, в Мариинском театре в Петербурге. Серов неоднократно рисовал Шаляпина. (многие платят больше). В журнале было много других интересных работ: Добужинского, Билибина, Гржебина.
Но тщеславное желание «заказчиков» быть изображенным талантливым живописцем оказывалось сильнее опасности оказаться «разоблаченным» проницательным взглядом портретиста. Но тщеславное желание «заказчиков» быть изображенным талантливым живописцем оказывалось сильнее опасности оказаться «разоблаченным» проницательным взглядом портретиста. Люди метались по улице, забегали в подворотни, парадные на тротуарах валялись трупы «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » – вспомнил Серов слова, слышанные не раз. «Изображённый Серовым Ф. И. Шаляпин стоит как живой. Торжеству нового на сцене был посвящен лукавый шарж Серова.
Но художники оказались трусливыми. Они отмечены, как писал Б. В. Асафьев, «ощущением монументального», что, несомненно, было подсказано шаляпинским исполнением роли. 1906. Где же Ваша слава. ».
– Серов выразительно смотрит на Коровина. - Но я мог в тебя выстрелить, Антон. Как-то перед самой поездкой в Царское Село он купил замечательный перочинный нож. Разве в портрете этого нет. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов.
Роль Олоферна исполнял артист Б. Б. Корсов в сентиментальной мелодраматической манере. – Да, пожалуй, с виду он такой. Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938) – всемирно известный оперный певец, режиссер, мемуарист. 11 апреля).
Коровин лежит на какой-то богемной кровати. Он встал и заложил руку в жилет, так, как изображен на портрете, затем слегка откинулся. (От себя заметим: кресло первого ряда партера в императорских театрах стоило пять-шесть рублей. — В. Д. ) Таким образом, — продолжает письмо Немирович-Данченко, — получится абсолютно интимное утро. Шесть рубликов-с. » Для молодого артиста такие моменты были своеобразными уроками сценического мастерства. «Шаляпин и в жизни поневоле продолжат ощущать себя на сцене, не столько жил, сколько «играл себя» и от наития данной минуты зависело, каким, в какой роли он себя обнаружит», — вспоминал Сергей Маковский.
И отсюда как будто даже что-то отталкивающее от этого человека», — писали «Известия Общества преподавателей графических искусств в Москве» (1911. Первые впечатления у всех: испуг, удивление, смятение – сменяются смехом и хохотом. В то время он был на вершине славы, современники отмечали его надменность и взбалмошность, свойственные избалованной успехом «звезде». Ждал долго, часа два.
И, конечно же, в рассказах, «случаях», воспоминаниях, невероятных поучительных историях побед и поражений, увлечений и разочарований, коварства и любви истины и лжи, преданности и вероломства, за которыми коротали время в долгих переездах и затянувшихся межсезоньях удачливые и невезучие вдохновенные и ревностные служители Талии и Мельпомены. Серова и Шаляпина связывала крепкая дружба.
Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Мне от этого было бы легче. Но ведь и всякий человек в разных обстоятельствах неравен сам себе, то есть так или иначе что-то «воображает из себя». Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. (И Шаляпин представил Серова, под густыми седыми бровями засветился насмешливый взгляд. ) Молча принес половую щетку, смерил меня, потом портрет. «Мой Пушкин», — когда-то сказала о поэте Марина Цветаева, настаивая на собственном постижении и понимании гения.
11 апреля). Серов во время одной из бесед о предстоящей постановке блестяще сымпровизировал изобразив, как ассирийский царь пьет и ходит. Снимался в кино. Папа очень любил хорошие, добротные вещи.
29 апреля). Действительно, Шаляпин был человеком нервным и обидчивым часто жаловался, что стоит ему показаться где-нибудь в ресторане или просто выйти на улицу, как окружающие, узнав его, сразу начинают ждать какого-то необычного поведения от «знаменитости». Часто такие посетители жестоко действовали на него и он говорил с унынием: «Ведь вот, поди же, знаю, что он ничего не смыслит в живописи, а умеет сказать, что хоть бросай всё, всю охоту к работе отобьёт. » Он не боялся ни соскоблить, ни стереть ту свою живопись, которая его не удовлетворила и тогда часть лица и рук шла насмарку: он терпеливо и упорно доискивался своего живописного идеала». Каждый его портрет — почти биография». Еще говоришь, шутка не удалась.
В. А. Серов в 1900-х годах — признанный мастер, «модный художник», он зарабатывает заказными портретами. Первый номер «Жупела», так назвали журнал, выпустили осенью. Серов считал своим долгом протестовать. В классе встретили скульптора Гинцбурга. Очень интересно выбраны и композиция и колорит. Сходство поразительное» (Русский голос.
Отец охотно позировал Валентину Александровичу. Москву Шаляпин в эту пору любил больше Петербурга. Он как бы пытается проникнуть в их души, разгадать затаенную измену и скрытые козни. «Мой Шаляпин» — мог бы сказать о своей работе и Серов.
Отношение Валентина Серова к Николаю II изменилось самым коренным образом. Это было ужасно, абсолютно невероятно Но он всё видел своими глазами. – Тебя ожидал. Один из них — беглая зарисовка певца в роли Головы из «Майской ночи» Римского-Корсакова, поставленной Мамонтовым в 1898 г. На другом портрете исполненном в технике офорта в апреле 1897 г., запечатлен шаляпинский Грозный в начале его многолетней сценической жизни. И. Ф. При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров».
Эта мысль захватила всех. Он купил портрет и не расставался с ним до конца жизни. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Яркий, лубочный пейзаж, – это ярмарка. Здесь состоялось его первое вокальное выступление. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят.
С. 601). Но, по словам И. Э. Грабаря, художник остался недоволен портретом: «Это только небольшая часть Шаляпина, а он (Серов. — В. Д. ) задумал дать его всего. Видишь, — сказал он, — точь-в-точь. Ты читай, читай дальше, старик. Ни одного в сторону раскинутого движения.
Наконец, Серов окончил. «И вот справа, со стороны Большого проспекта, показалось шествие-- На-ас-ступать.
Вы бы подумали, глядя на него, что ему неохота разговаривать с людьми, – вспоминал Шаляпин. Есть какая-то артистическая тайна в этой способности соборного певчего из крестьян превратиться в европейца с манерами, которым позавидует самый взыскательный arbiter elegantarum», — писали «Одесские новости» 2 июня 1910 года. Терпеливо, день за днем, учился он у Серова рисунку и очень скоро достиг совершенства. » (Там же). Н. И. Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой.
Серову принадлежат и несколько портретов Шаляпина в ролях. Здесь снова со всей яркостью выступают черты портрета-картины. С перепугу.
«Портрет Николая II в тужурке», можно сказать, лучший портрет Николая Александровича Романова, перед нами не царь, а человек, каким он был, простой, с невинными глазами, шедевр художника. За Серовым признавали «мощь художника-портретиста, подчеркнувшего во всей фигуре артиста черты гениальной характерности таланта самородка» (Прометей. по: Шаляпин.