Шишкин Пейзажист
Иван Иванович Шишкин — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Иван Иванович Шишкин (1832—1898)— русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Иван побывал в Германии и Швейцарии, где посетил мастерскую пейзажиста Коллера, но наибольшее впечатление на Шишкина произвели картины Александра Калама. Правда, не все при этом могут назвать фамилию автора картины и это печально, потому что Иван Иванович Шишкин – один из самых известных русских пейзажистов. 13 (25) января 1832 года, 180 лет назад родился будущий выдающийся русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист Иван Иванович Шишкин.
Искусствоведы, берущиеся за описание картин Шишкина, признаются его в качестве самого сильного рисовальщика среди русских пейзажистов. Начиная с 1-й Передвижной выставки, в течение всех двадцати пяти лет Шишкин участвовал на выставках своими картинами, дающими возможность сегодня судить об эволюции мастерства пейзажиста.
Шедевры Ивана Шишкина: Самые известные картины великого русского пейзажиста
Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. В 1891 году в Академии было выставлено больше шестисот этюдов и гравюры Шишкина.
Их дом всегда был полон гостей. Современники прозвали Шишкина «лесной царь» : он как никто другой умел и любил рисовать лес. Родилась дочь Ксения. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. Хочу запомнить и свет и цвет и линии» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу.
Потрясающий пейзажист Иван Иванович Шишкин
Он всегда сам находил себе учеников, выделяя тех, кому было тесно в академических рамках. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана.
Это послужило свою роль в его карьере, как художника. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. Но облачное небо уже начинает светлеть. Иван Иванович Шишкин был женат дважды.
Иван Иванович Шишкин – выдающийся художник-пейзажист, воспевший красоту русского леса
Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Названием картины стала строка из стихотворения А. Ф.
Творческая деятельность художника была завершена величественной композицией Корабельная роща (1898, Государственный Русский музей), в которой опыт и мастерство выразили неизгладимые впечатления детства. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Параллельно художник трудился над картиной «Полдень. Полное замороженное безмолвие. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Иван Шишкин Иван Иванович Шишкин русский художник пейзажист
Высокий, стройный, красивый силач, с зорким взглядом, густой бородой и густыми волосами». Какая необычайная картина. Шишкин знал русскую природу ученым образом (И. Ее иногда называют картиной-завещанием.
Его репутация была безупречной. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Горе постепенно отпустило художника.
В окрестностях Москвы», которую закончил в 1869 году. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальность.
К этому же стремился и сам Шишкин. Лесной пейзаж кажется необъятным. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их.
Юный Иван Шишкин вырос среди родной вятской природы и больше всех занятий любил рисование, за что в семье был прозван «мазилкой». Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Большая золотая медаль дала Шишкину право на стажировку за границей за счёт Академии художеств. Шишкин был членом кружка аквафортистов. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор.
Мерзлякова известные как народная песня. Не позволяя себе раскиснуть, художник создавал одну картину за другой («Кама», «Дубки», «Вечер», «Речка», «Полесье», «Заря», «Ручей в березовом лесу», серия станковых рисунков). В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество.
Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. С достоинством возвышается могучее, гордое дерево и тяжёлый, сверкающий снег, схожий с богато украшенной ризой священника, прогибает нижние ветки почти до земли. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Вот таким образом в картине Моросливое утро (1885, Горьковский государственный художественный музей) и Сосна, освещенная солнцем (1886, Государственная Третьяковская галерея) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цветов.
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь.
– спросила она. Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель И темный лес. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
8 марта 1898 года художника не стали. Это довольно большая по размеру картина: 139213см. Наоборот, Шишкин умел и любил компоновать детали разных пейзажных видов в одну композицию. Родственники считали художников «пьяницами и арестантами» и не хотели, чтобы их дитятко зналось с такой компанией.
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Картина эта называется «Первый снег» (1875). Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. «Утро в сосновом лесу» постоянно экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург.
А на макушке сосны снег схож с облаками и они будто беседуют между собой. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За время обучения в Академии (1856–1860) у пейзажиста Сократа Воробьева за Шишкиным закрепилась слава ученика с необыкновенными, блестящими способностями.
Лейтмотивом прославленной картины 1889 года является туман в сосновом лесу. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Примечательно то что, это полотно было создано не только Шишкиным, главные персонажи картины три медвежонка и медведица являются творением анималиста Константина Савицкого. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Здоровье его было подорвано.
Жизнь и творчество пейзажиста Ивана Шишкина, описание
Последнюю свою работу он так и не закончил. Но все чаще и чаще в адрес создателя «Утра в сосновом лесу», «Золотой осени», «На севере диком» иллюстратора книги Д. Н. Китайгородова «Беседы о русском лесе» сыпались обвинения в превращении его в художника-фотографа. Кажется, нет такой силы, которая может её свалить, обломить, согнуть. На вторую выставку передвижников художник представил картину Лесная глухомань (1872, Государственный Русский музей), за которую в 1873 году получил звание профессора Петербуржской Академии искусств.
Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. В восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины.
Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Так, А. Куинджи назвал метод Шишкина вредным для живописи.
- Иван Шишкин: жизнь и творчество художника
- Самые знаменитые картины Шишкина
- Лесная природа в картинах Ивана Шишкина
- ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ ЧАСТЬ 1- ИВАН ШИШКИН
- Биография и картины Ивана Ивановича Шишкина
Но семейное счастье художника оказалось недолгим. Чувствуется глубина оврага, глушь. Его первые пейзажи с натуры заслужили всеобщую похвалу. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Мокрицкого. Талант явно выделял его среди сверстников, но не было предела совершенству.
В 1894 году вышел альбом 60 офортов И. И. Бельгии, Голландии, Швейцарии не вдохновляли Шишкина. Живые облака, легкий ветер, мокрая земля – все просто, естественно и достоверно.
От этого пронзительная любовь художника к русской природе уходила в тень. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека.
- Алексей Саврасов и Иван Шишкин, великие художники
- Художник Иван Иванович Шишкин и его картины «Утро в сосновом лесу», «Дубовая роща» и другие
- Картины — Шишкин, Иван Иванович
- Смотреть галерею Шишкина Ивана Ивановича
- Шишкин Иван ИвановичКартины и биография
Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». По инициативе купца и на его же деньги Елабуга обрела деревянный водопровод, который до сих пор частично работает.
Картина находится вКиевском государственном музеерусского искусства. Он писал друзьям: «Полюбить природу чужого народа – что изменить своей церкви». Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом.
- Самое интересное в виде мозаики
- Творчество Ивана Ивановича Шишкина
- Интересные факты из жизни Ивана Шишкина
- «Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»
- «Гений искусства требует, чтобы ему была посвящена вся жизнь художника»
Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Среди них — «Вид в окрестностях Петербурга» (1856, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Шалаш» (1861, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан), а также полотна, посвященные Валааму.
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. Возмущенный художник ринулся к молодым людям и потребовал извинений.
Небо на картине огромно, необозримо и занимает большую часть композиции. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу.
- Возвращение на родину и пик карьеры
- Вид вокрестностях Дюссельдорфа, 1865
- Сосны, освещенные солнцем, 1886
- Не получившийся чиновник и нашедший свой путь художник
Изображал ли Иван Шишкин дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Распри и интриги вынудили художника подать в отставку.
Картина «Корабельная роща» считается одной из вершин творчества художника. Через три года на основе этого этюда Шишкин создаст картину «Полдень» – бескрайний простор и воздух, напитанный покоем, покорят зрителей (это первое полотно Шишкина, приобретенное П. М. Третьяковым для своей галереи). Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский). Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы.
- Петербург и Академия художеств в жизни Ивана Шишкина
- Личная жизнь и невосполнимые потери художника Шишкина
- Картины Шишкина Ивана Ивановича – самая долгая любовь в его жизни
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Описание картин Шишкина и его художественного стиля
- Самые известные полотна Шишкина
- Полотно Шишкина «Утро в сосновом лесу»
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. На скале, среди снега и тьмы, одиноко стоит могучая сосна. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885).
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. До сих пор исследователи спорят о том, для каких целей Шишкин брал с собой «на работу» топорик.
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- О знаменитости:Русский художник, один из крупнейших мастеров реалистической пейзажной живописи
- Безудержная любовь к родному краю
- Неповторимая точность исполнения
- Известные высказывания Ивана Шишкина
И как настоящий лес, этот пейзаж открывается зрителю не сразу. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Кажется, что сосна смотрит на Луну. Снег не чисто белый. «Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина как зеленый могучий лес он заражал всех своим здоровым весельем и правдивой русской речью. Мать художника, Дарья Романовна, была из мещанского рода.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Крамской в письме от 10 апреля 1872 года извещая Третьякова об отправке картин, называет картину Шишкина замечательнейшим произведением русской школы. Для своих детей Шишкин был самым нежным и любящим отцом. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника.
В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Немало рисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Шишкин тяжело переносил утрату и лишь через 7 лет женился во второй раз.
Не дождавшись их, он отправил в нокаут насмешников, а заодно еще и компанию из 10 человек. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. За день в поисках впечатляющей натуры пейзажист исхаживал десятки километров. Член-учредитель ТПХВ (см. «С виду суровый, на самом деле добряк, по внешности волостной старшина, на самом деле тончайший художник. А восемнадцатилетний Ваня записал в тетради: «Посвятить себя живописи – значит отказаться от всяких легкомысленных занятий в жизни».
Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. В этом отношении важно только одно — чтобы художник подсмотрел, так сказать, эту манеру в самой натуре, а не усвоил его себе несознательно».
На полотне, написанном незадолго до смерти изображена корабельная роща около Елабуги. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. На обороте подготовительного рисунка Иван Иванович написал: «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать, русское богатство».
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. В окрестностях Москвы» (1869). В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь.
Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега.
Много работал Шишкин и за границей. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года.
В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. Шишкин бросил работать, запил. Последователь Крамского, убежденный сторонник просветительской идейно-художественной программы передвижников, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь, он в 1896 году с гордостью писал: Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки.
На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. Он высоко ценил ее талант и посоветовал серьезно заняться пейзажами цветов и растений (в 1887 г. даже сам издал альбом ее рисунков). Пейзажи Шишкина были созвучны картинам исторического бытового и портретного жанров передвижников. В лучших своих произведениях он воспел национальный пейзаж героического характера («Корабельная роща», 1898, ГРМ). Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Такие его картины, как «Сосны, освещенные солнцем», «Опушка», «Чернолесье», «Папоротник», по праву стали жемчужинами русского пейзажного искусства.
На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Вдали от них он никогда не был спокоен и почти не мог работать. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя.
Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Его картина поет. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Рядом с живописной работой особенное место в творчестве Шишкина принадлежит графике.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем древности. Природа может облагородить человека и непосредственно и в воспроизведении ее искусством. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью за свою зверопись, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей живописи, срисовывал и писал последних с натуры. Рисунок должен следовать за ней во всех ее прихотях формы».
«Работать ежедневно, отправляться на эту работу, как на службу. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:.
У них родилась дочь, а затем двое сыновей. Густые кроны бросают на них тень. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Он напряженно работал, встречался с друзьями, нравился многим женщинам. В 1856-1860 годах продолжает учебу в Петербуржской Академии искусств в С. М. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств.
Зрители и критики увидели, что Шишкин «не исписался, не выдохся и в колорите он истинный виртуоз». Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали.
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. «На севере диком» 1883 Одиночество. От пейзажей «Вид на острове Валаам», «Сосна на Валааме» повеяло заброшенной, дикой красотой, мощной духовной силой, суровостью и величием природы.
Его рисунок перетерпел такую же эволюцию, как и живопись. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. Каждое из них вызывало интерес зрителей. «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Окрестности Москвы.
Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Да и сама жизнь требовала этого. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Родился будущий художник в Елабуге. Шишкин стал общепризнанным мэтром пейзажа. Как нередко бывало у художника, увлекший его мотив он варьирует в нескольких произведениях. Шишкина.
В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Сосновый бор».
В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Однако картина мастера, при всей их детализации, всегда дает целостный образ. Все сковано морозом и погружено в тень. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном.
Братцево» (1866 г. ). Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Медведи вышли в Савицкого так удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. За лето он «написал разных картин до 50-ти штук клеевыми и масляными красками».
(1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Хоть Иван Иванович и считается рисовальщиком, любящим исключительно природные мотивы им, были написаны и портреты. В этом браке родилось трое детей, но оба сына умерли еще в юном возрасте, ненадолго их пережила и мать. Шишкин обучался вначале в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Богато нюансирован цвет. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Он никогда не изменял этому принципу. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А.
Евгения Александровна болела, умер старший сын Владимир, а вскоре и любимая жена (1874 г. ), а через год смерть унесла младшего – Константина. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги.
В. В. Верещагин, посмотрев этюд «Сосны, освещенные солнцем. За поразительное умение изображения воздуха и света его называли «художником полудня».
У работы было очень много положительных отзывов. Стремление к верности, подобию, портрету изображаемой природы проявляется уже в ранней работе Вид на околице Петербурга (1856, Государственный Русский музей, Москва). В январе 1893 г. после посещения, по желанию царя Александра III, беловежских лесов Шишкин выставил 58 этюдов (из них 17 «громадных»), наработанных за лето и осень. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
Мачтовый лес в Вятской губернии". «С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего». Все вокруг погружено в зимний сон. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу – в Сокольниках изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Именно небо, чистое и великое, является в «Полдне» главным объектом изображения. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. В этюдах, написанных с натуры и имеющих самостоятельную ценность, Шишкин довел светотеневое решение своих картин до совершенства, тонко передавая изменчивое состояние природы («Сосны, освещенные солнцем», 1886, ГТГ). Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Что может быть лучше природы. ». Картина также находится вКиевском музее русского искусства.
Он рос умным, ранимым и впечатлительным мальчиком, одаренным, открытым для всего нового. Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Пронизана светом и каждая песчинка обнажившейся почвы его русла.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Ко времени окончания училища Шишкин уже четко определил свой творческий путь. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
Но они вздрогнули от ужаса, когда Иван объявил о своем желании обучаться живописи. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Третий альбом его офортов (1886 г. ) назвали «поэмами в рисунках».
«Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа», – говорил о нем И. Крамской и это известное высказывание главы передвижников можно отнести и к преподавательской деятельности художника. Ведь даже сейчас, когда наступила эпоха фотографии, написанный от руки пейзаж волнует больше, так как фотография бесстрастна, она сохраняет отдельный миг, а в картине художника всегда – его душа, его мысли, его чувства. Приближается страшная гроза.
Это было время тесной дружбы двух художников. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. География работ Шишкина чрезвычайно широка.
Благодать. Учеба была пареньку настолько в тягость что он после 5 классов перевелся в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Величественная русская природа, служившая источником поэтических образов в фольклоре и литературе, действительно, долго не изображалась так ярко в пейзажной живописи.
Справа темнеет непроходимая чаща леса. Среди них – «Шалаш», «Мельница в поле», «Болотистая местность при закате солнца», «Речка». Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора.
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Наперекор лютым морозам, ветрам и снегам, она растёт там, где ничто расти не может. Мастер уходил далеко в лес и неустанно рисовал. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Мокрицкому. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы.
В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен». О его рисунках постепенно узнала вся школа. Густые кроны бросают на них тень. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Рожь. Отец выписывал сыну книги по искусству. Природа насыщена сырым воздухом. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме.
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось.
Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Особенно удавались художнику рисунки пером. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным.
В октябре 1868 г. Иван Иванович обвенчался с Евгенией Александровной Васильевой, «милой Женькой», простой и хорошей женщиной. Таким образом был открыт целый мир ранее неведомых предметов, поэтических вдохновений и восторгов. Чувствуется глубина оврага, глушь. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. Зато он лучше начинает понимать себя, четко осознает свою силу и свой собственный творческий путь. Вернувшись в Петербург, Иван Шишкин вступает в дружеские творческие отношения с Артелью художников.
Но картина не является иллюстрацией стихотворений. Домашние рано подметили страсть младшего Ванечки к краскам и одно время звали его «мазилкой». Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Это же свойственно пейзажам Дубы (1887, Государственный Русский музей), Золотая осень (1888, Пермская государственная художественная галерея) и другим.
«Полдень в окрестностях Москвы» Пейзаж не характерен для творчества Шишкина. К ним относятся Уголок заросшего сада. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Бывший наставник Мокрицкий писал об его уходе: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии».
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Несмотря на молчаливый нрав (товарищи дали ему прозвища: Монах, Семинарист), он имел множество друзей: А. Гине, В. Перов, Е. Ознобишин, К. Маковский. Передвижники). А их было немало. Дело в том, что в России в начале 60-х годов XIX в. началась эпоха Великих реформАлександра II – было отменено крепостное право, проведены другие реформы, молодёжь того времени жаждала изменений: «Мы ждём перемен», как пел Виктор Цой. Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи.
Сестрорецк», сказал: «Да, вот это живопись. Третьяков считал, что «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». – Гроза застала меня дома. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.
Например, в картине «Рожь» объединены два мотива: поле с убегающей вдаль дорогой и могучие сосны, которые критик Владимир Стасов, современник художника, сравнивал с колоннами древнерусских храмов. Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65). В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Его походы в кабак частенько заканчивались драками.
Прогретой до самого дна кажется и вода железистого ручья, вытекающего из-за деревьев. Первое место занимает Шишкина Рожь.
Любовь Шишкина к жанру пейзажа определилась очень рано. Однако все его наброски предельно просты – сосна у воды, куст на болотистой равнине, берег реки. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Работать ежедневно, отправляясь на эту работу, как на службу.
Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. Но удачный показ своих работ в Дюссельдорфе, Бонне, Аахене и Кельне задержал его отъезд, да и Академия художеств разрешила досрочное возвращение лишь летом 1865 г. По возвращении Шишкин представил на суд совета академии «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» и получил звание академика.
Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Интересно, что медведей написал другой художник – Константин Савицкий, он даже надписал на картине своё имя.
На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". А «Утро туманное» (1885 г. ) И. Н. Крамской назвал «одной из удачнейших вещей Шишкина». В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер — и работоспособность — стали портиться из-за частых запоев.
Да и к купеческим делам он был непригоден. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Картина имела большой успех и была приобретена государем. В воспоминаниях о знаменитых «четвергах» Артели И. Е. Репин писал: «Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина как зеленый могучий лес, заражал он всех здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью.
К этому периоду творчества относится его талантливое полотно «Иней». Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остается неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. В 80-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.
Выставленные в Москве, они были сразу же проданы и художник впервые получил большие деньги. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Его отец, купец второй гильдии, городской староста, был большим ревнителем старины, увлекался краеведением и археологией издал книгу «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, написанная им самим в 1867 г».
И. Крамской говорил: «До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало». Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой.
Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней".
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. За иллюзорную выресованность детали Шишкина часто упрекали. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Все это развивало поэтическое воображение мальчика. Кажется тьма тяжелее света, она сгущается и оседает в пропасти.
Всё это, конечно, способствовало его широкой известности. По своим изобразительным особенностям картина «Полдень» занимает особое место в творчестве художника, являясь одним из лучших его произведений. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»).
Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. Так писались и «Сосновый бор.
Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. И в этом уже проявляется своеобразие художника. В своем творчестве И. И.
После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности.
А на самом деле Шишкин не облагораживал природу на своих картинах, а показывал её такой, какой видел. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
В этом же году Шишкин написал и представил работу «Корабельная роща», ставшую для него последней. К этим картинам глаз привыкал и уже не искал в них чего-то особенного. Художник искусно владел искусством рисунка и гравюры. Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Она оставила академию и начала заниматься с учениками Шишкина.
Поэтическим чувством перенятое полотно Среди долины ровныя (1883, Государственный музей русского искусства, Киев), в нем соединяются величие и задушевная лирика. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Обычно художник брал с собой большую сумку с едой не только для себя, но и для животных. Мастер смело экспериментировал.
Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Учился Ваня прилежно, но из гимназии ушел раньше срока – ему претила чиновничья жизнь.
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Тогда же в Академию вернулись И. Репин, А. Куинджи, В. Маковский.
Не разрешалось писать картины на собственный сюжет. В 1857 году Шишкин получил на экзамене малую серебряную медаль за две картины – «Вид из окрестностей Петербурга» и «Пейзаж на Лисьем Носу». Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. ", которое можно считать классическим по полноте художественного образа, завершенности, монументальности звучания.
К занятиям подходил серьезно, работал без устали. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Шишкин сдержан и величественен. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
И только на пейзажах Шишкина она заговорила множеством оттенков и звуков. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
И только получив большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу за большое полотно «Кукко» (урочище на Валааме), Иван Иванович поверил в свои силы, но ехать сразу не решился, а вернулся в Елабугу, порадовав родителей званием «классного художника первого разряда». Но счастье вновь отвернулось от художника. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. Но вернёмся к картине. » «Нет, я вышел под дождь. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Опушка его буквально купается в лучах благодатного летнего солнца.
Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Однако трактованы они с большей живописной свободой. — Ср.
Воробьева. Лишь одинокая сосна- «мечтательница», грезит о другом, светлом и радостном мире. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.
К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Раздолье, простор, угодье.
он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Картина Полдень. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Он решил учиться на художника. Обратите внимание как прекрасно написаны стволы старых сосен: каждая имеет "свой характер" и "свое лицо", но в целом – впечатление единого мира природы, полного неиссякаемых жизненных сил. То же чувствует и зритель, глядя на это полотно. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику.
Это была ювелирная работа. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Еще в 1857 г. художник увлекся литографией, серьезно занимался офортом, разработал новый в России способ гравирования – так называемый рельефный штрих или «выпуклый офорт», позволяющий печатать репродукции одновременно с текстом. – взволнованно ответил художник. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее.
Наружность его была типично великорусская, вятская. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. В 1881 г. Ольга Антоновна скоропостижно скончалась.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Натурализм поднялся здесь до своих вершин. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. В произведениях молодого живописца, написанных в академические годы, отмечены романтические черты, что было данью господствующей традиции.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Едва ли не половину жизни Шишкин провёл в одиночестве в лесу, работая над своими этюдами.
«Работать. Друзья ничего не могли поделать и надеялись только на «крепкую натуру» Ивана Ивановича. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. «Иван Иванович. Но у Шишкина его голос всегда совпадал с голосом природы. Лесная темная чаща вызывает у зрителя некоторый трепет, словно он оказывается в действительности один в этом жутковатом для человека месте.
Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном местечке Елабуги. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Правда их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста).
Несмотря на успех его персональной выставки, где были собраны только черновые этюды (300 шт. ) и более 200 рисунков, друзья настойчиво советовали Шишкину обратить внимание на выразительные средства при передаче световоздушной среды. А художник, чтобы опять не потерять душевного покоя, приступил к работе над «Рожью» (1878 г. ). На протяжении всех последующих лет он неоднократно демонстрировал этюды, к которым относился как к самостоятельным законченным художественным произведениям. Вдохновение – это сама работа. » – говорил художник.
Оценивая его влияние на творчество Шишкина, Мокрицкий писал: «Вы говорили мне, что в способе и манере рисования рисунки Ваши напоминают Калама — я не вижу в манере Вашей есть нечто свое Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Достаточно вспомнить достоинства известных на то время произведений Репина и Сурикова.
Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Его картины «Сосновый лес», «Сосновый бор» (звание профессора 1873 г. ), «Святой ключ близ Елабуги», «Горелый лес», «Песчаный берег», «Ручей в лесу», «Родник в сосновом лесу», «Лес», «На опушке леса», «Вырубка леса» – дали ему право занять первое место среди мастеров пейзажа.
Шишкин умел изображать национальные черты русского пейзажа.
Шишкин много путешествовал по России изучая ее природу. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». А вот зарисовки лесных берегов Камы, «Чертова городища» всех приводили в восхищение. Нечего ждать пресловутого вдохновенья. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца.
Молодой человек получал сплошные «двойки» и даже «единицы», отучился всего четыре класса, а потом ушел из гимназии, «чтобы не сделаться чиновником». Но не только в живописи он был мастер. Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень».
Только в Дюссельдорфе русский пейзажист оттаял душой. До конца жизни Шишкина о его двух дочерях и о нем самом заботилась сестра Ольги Виктория. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
Шишкина. 1870-1892. Он вернулся в отчий дом и каждую свободную минуту посвящал рисованию, вот таким образом родители называли юношу «мазилкой». Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Ощущение русского раздолья рожает образный строй самого полотна.
Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Хорошо переданная жизнь леса в широко известной картине Ранок в сосновом лесу (1889, Государственная Третьяковская галерея) и полотне Дождь в дубовом лесу (1891, Государственная Третьяковская галерея). «Утро в сосновом лесу». Выйдя замуж, она посвятила себя дому и шестерым детям. Русское богатство".
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Уже в это время художник много работал с натуры в окрестностях Петербурга и на Валааме. Смерть его была мгновенной, как он сам себе и желал. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Лето 1866 года он проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния.
Их он стремился передать как можно конкретнее. Шишкин, стремясь к точной передаче бесконечного разнообразия растительного мира, сумел создать целостные образы русской природы, раскрывая идею величия и красоты родной земли, своеобразия её лесов и полей («Рожь», 1878 «Лесные дали», 1884, – ГТГ). – Вы тоже попали под дождь. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Со словами матери были согласны и преподаватели гимназии, в которой учился Шишкин-младший.
Первые приметы внутреннего недовольства своим положением, а возможно и сложившимся живописным методом проявились у Шишкина весьма наглядно уже в следующем году по возвращении из-за границы. Многочисленные копии его картин вывешивались обычно в провинциальных привокзальных залах ожидания и столовых, воспроизводились на конфетных обертках. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. Мастерство художника показало множество оттенков снега. Однако заказчик не захотел, чтобы на картине было указано еще чье-то имя кроме мастера Шишкина и стер подпись Савицкого.
Нечего ждать пресловутого вдохновения. В учебной практике Академии копии с работ этого зарубежного художника были обязательны. Шишкин верный своему делу продолжает заниматься творчеством создавая новые полотна и на передвижной выставке выставляет новые картины: Вечер, Сосновый бор, Березовый лес и картину Лесная глушь очень хорошо оцененную современниками, много положительных отзывов написал к этой картине Прахов А. В. За это произведение Ивану Шишкину присуждается почетное звание профессора в пейзажной живописи.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Другие убеждены, что живописцу такого масштаба «подчищать» натуру не было необходимости. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса и вместе с тем представляет некое исключение ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Картины Шишкина «Кама» и «Полесье», написанные в эти годы, произвели настоящий фурор среди публики и художественной общественности.
Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Иван Иванович Шишкин — не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов.
Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 в семье небогатого, но очень разностороннего купца Ивана Васильевича Шишкина в маленьком провинциальном городке Елабуге, расположенном на высоком берегу Камы. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.