Шубин Бюст Ломоносова
В 1792-1793 годах Федот Шубин изготавливает три бюста Ломоносова из различных материалов – гипса, мрамора и бронзы. В экспозиции представлены бюст и скульптура Ф. И. Шубина, выполненные скульптором Михалевым ВА, картина «Шубин в гостях у Ломоносова» автор Наговицын Н. Г., портрет Ф. И.
Федот Шубин (1740), русский скульптор (бюсты князя Голицына, Ломоносова)
Несмотря на то что в карьере скульптора были и взлеты и падения, жизнь неоднократно сводила его с самыми талантливыми и величественными людьми эпохи, которые оказали существенное влияние на судьбу мастера и позволили нам сегодня наслаждаться наследием талантливого соотечественника. и нарастание объективных тенденции в авторском видении модели. Парик длинный, как носили при Анне Иоанновне. С. Описывая свои впечатления петербургскому главноуправляющему П. Александрову, он писал: «И как буст отделан тщательно и хорошо, видно, что господин Шубин к отделке его прилагал старание, чем я очень доволен».
Сам Фальконе был в восхищении от этой работы. Хотя заметим, что в приемах начинающего Шубина прослеживаются черты не только барокко, но даже рококо. Ничего отвлекающего.
Зарабатывал тем, что резал табакерки, веера и др. Она знала, что портрет был написан в России и передала его по завещанию в 1866 году в Гатчинский дворец-музей, откуда в 1925 году он и поступил в Русский музей. Считается, что именно Мари Анн Колло была автором головы Петра. Период 1876 – 1879 годов вообще был самым плодотворным в творчестве Сергея Ивановича.
В «Опыте о живописи» Дидро утверждает, что «каждое сословие имеет свой характер и свое выражение», вводя в сферу повышенного внимания портретиста выявление социальных особенностей характера. А заказов становится всё меньше и жить уже не на что. Несчастного человека. Скульптор С. И.
В 80-е годы скульптор занимается архитектурно-декоративной пластикой (об этом ниже). Скульптор далек в этом произведении от какой-либо парадности и официозности. Пигаля. Шубин умер, не дожив нескольких дней до своего 65-летия. Но мастеру были знакомы и высокие драматические ноты (уже упоминавшийся фриз Казанского собора «Медный змий»).
- Русский гений гипсовой скульптуры: жизнь и знаменитые работы Федота Ивановича Шубина
- Федор Иванович Шубин, скульптор: биография, работы
- Скульптуры Федота Ивановича Шубина
- 20 фотографий для новогоднего настроения
С бескомпромиссной зоркостью Шубин изображает И. И. Бецкого (гипс, 1790-е, ГТГ) — беззубого, худого старца в мундире со звездами. Никитин любил царя. Композиция спокойная, моделировка мягкая – всё под стать глубокой задумчивости модели. Просил уже совсем немного: казённую квартиру со свечами и дровами ибо жить стало нечем.
– Е. З. )». Г. Чернышёв», 1774, там же «П. можно будет сделать пьедестал. Начать, видимо, следует с 1865 г., когда подоспело столетие со дня смерти Ломоносова.
Образы трактованы в соответствии с характеристиками, данными в летописях. С начала 1790-х годов скульптор перестал получать большие заказы. А это далеко не каждый представитель древнего боярского рода делал охотно. Эта работа заслужила похвалу Фальконе. Когда кончился срок паспорта, ему надо было возвращаться домой.
Портрет обычно оставался в семье навсегда и портретируемый должен предстать для потомков приветливым и любезным. Барышникова (1778, мрамор, ГТГ), И. Г. Чернышева (около 1776, мрамор, ГТГ). Никитин показал человека, глубоко погружённого в свои переживания.
На открытии присутствовали городские власти, духовенство, представители различных учебных заведений, в том числе Московского училища живописи, ваяния и зодчества, чей профессор был создателем самого монумента. Казалось бы, столь пышный декор бюста должен был импонировать юному князю. Тем не менее, работа скульптора Павлу понравилась. Ничего о лепке «в живую» науке неизвестно.
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
- Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
Так, первая работа Гордеева «Прометей» (1769, гипс, ГРМ, бронза – Останкинский музей) и два надгробия Голицыных (фельдмаршала А. М. Гениальный русский ученый-самоучка был близок скульптору не только как земляк. Все эти щеголи, как их Яков назвал, любят ложь, ненавидят правду.
Он сын своего времени и это явственно ощущаешь, глядя на портреты императрицы. В 1811–1813 гг. В ожидании отливки Фальконе взялся за подготовку постамента. Барышникова, богатого промышленника. А вслед потекли заказы на бюсты и всей придворной знати.
Его «Пастушок с зайцем» (1789, мрамор. У С. И. В 1759 приехал в Петербург в 1761—67 учился в АХ у Н. Жилле.
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Модный ориентир: красивые носки
- Черный юмор: самые смешные шутки интернета
- Камеронова галерея в Царском Селе
- Федот Иванович Шубин великий скульптор России
Шубина (кстати, он был Федотом, а не Фёдором) и С. И. Уж кому, как не Ломоносову было знать, что современники часто не видят того, что рядом с ними, не всегда по достоинству оценивают труд учёного. Демидов заказал Шубину два парных бюста – свой собственный и своей третьей жены. Для нас же интересно еще и то, как чуток ваятель к призывам времени: метод обработки формы в бюсте Завадовского, эти как бы скользящие по лицу тени — нечто абсолютно новое, почти немыслимое для пластики XVIII века — предвещает эпоху романтизма.
Скульптор глубоко проник во внутренний мир человека. П. Б. Шереметеву понравился портрет отца. Работы этих лет ещё более красноречиво говорят о таланте скульптора. Но важен сам факт всё более усиливающегося интереса к человеку. Шварца (1792), а также бюст М. В. Ломоносова (1793).
- Описание скульптуры Федота Шубина «Бюст Ломоносова»
Его процесс работ: глина — гипс — мрамор. Шубин работал над серией мраморных барельефов князей и царствующих особ от Рюрика до Елизаветы Петровны, предназначенных для круглого зала Чесменского дворца (в настоящее время они находятся в Оружейной палате Кремля). Женские портреты оказались менее выразительными, чем мужские.
В 1759 году Шубной уехал в Петербург. Шувалов, который способных учеников отбирал в учебное заведение без всяких проволочек. Фельтен). Особо следует сказать о выражении глаз: оно и решительное и чуть печальное одновременно.
В ту пору скульптор создал свои лучшие работы: бюсты генерал-фельдмаршала З. Г. Чернышёва (1774) и фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского (1778), а также 58 мраморных бюстов (1775) для Чесменского дворца, строившегося архитектором Фельтеном в окрестностях Петербурга в честь одной из выдающихся побед русского флота. Беспомощно распростертое тело героя на скале и выклевывающий его печень орел. Было создано множество портретов, причём Шубин работал очень быстро: месяц – бюст. Он также участвует в создании скульптур для петергофских фонтанов («Нева», 1804).
Обособленно стоит в творчестве Шубина статуя «Екатерина II — законодательница» (1789—1790). В целом же он создал портреты всех пяти братьев Орловых. Шувалова и бюст Ф. Н. Голицына (оба — 1771, ГТГ. Работа над монументом продолжалась 12 лет.
Но здоровье было вконец подорвано и 12 (24) мая 1805 Шубин умер. Еще яснее принципы классицизма проявились в барельефах на античные сюжеты для фасадов и интерьеров Останкинского дворца (Москва, 80–90-е годы).
Резкость поворота головы, пронзительность взора, аскетичность всего облика, свободно развевающиеся одежды – все говорит об особой взволнованности, обнаруживает натуру страстную, незаурядную. В Троицком соборе Александро-Невской лавры Шубин выполнил часть фигур, расположенных «поверх колонн» под сводами собора и рельефов на стенах сооружения. Упоминания о Шубине в «Журнале» редки: едва ли богатые путешественники сознавали, как им повезло. В ноябре 1761 г. по Высочайшему повелению Федот Шубной вносится в списки учеников Академии под именем Федота Шубина. Куратором академии был в то время И. И. В июне 1766 за барельеф «Убиение Аскольда и Дира» (к сожалению, не смог найти ни одного изображения – прим.
Голицына (1773, ГРМ, гипс) свидетельствует уже о полной зрелости мастера. Но это такие очевидные ляпы, что их и опровергать-то нечего – все говорит само за себя. Ш. подчёркивал в облике портретируемого черты парадной импозантности («А.
Все сокровища этого человека в уме. Голицына (1771) и А. Г. Главная тема его станковых произведений (а он работал преимущественно в станковой пластике) – из античности. Произведения эти исполнены в приемах, приближающихся к технике декоративной скульптуры, так как составляли часть внутреннего убранства здания и были рассчитаны на рассмотрение издали. Скульптор С. И. Иванов фактически скопировал знаменитый бюст работы Федора Шубина, друга Ломоносова, лепившего «в живую».
Большая золотая медаль за выполненную в рельефе композицию «Убиение Аскольда и Дира» дала Шубину право на заграничную пенсионерскую поездку. Завадовского (бюст сохранился только в гипсе, ГТГ). Этот невежественный и неумный человек имел неограниченное влияние на шестидесятипятилетнюю императрицу им решались важнейшие государственные дела, от него зависели чины и награды. А это значит только одно: кроме оплаты за выполненные заказы денег ждать ни от кого нельзя.
Козловского-классициста, естественно, увлекает тема героя и он исполняет несколько терракот по мотивам «Илиады» («Аякс с телом Патрокла», 1796, ГРМ). Ниже рельефа на лицевой стороне постамента надпись: «Родился близ г. Холмогор в 1711 году, скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года», с тыльной стороны – «Невод рыбак разстилал по брегу студенаго моря: мальчик отцу помогал. Традиционно над могилой устанавливали только крест. Бюст Голицына сразу же определил счастливое начало для его творца. Произведения западноевропейской живописи украсили царские хоромы. Обособленно стоит в творчестве Шубина статуя «Екатерина II — законодательница» (1789-1790, ГРМ) исполненная по заказу Г. А.
Достижения портретного жанра в скульптуре связаны прежде всего с творчеством Федота Ивановича Шубина (1740—1805), земляка Ломоносова, прибывшего в Петербург, в сущности, уже художником, постигшим тонкости костерезного дела. можно подверстать под определение «тихое и неприметное торжество». Вот придворная дама Мария Панина. Делал я бюст Шереметева Петра.
В 1792 году скульптор создает великолепный гипсовый бюст-портрет человека, сыгравшего важную роль в его творческом и социальном становлении – Михаила Ломоносова. После успеха бюста Голицына императрица приказала «никуда его не определять, а быть собственно при Ея Величестве». Летом 1770 г. Шубин отправляется в Италию, которая поразила его памятниками античного искусства, ставшими его своеобразными учителями. Произошёл исключительный случай – впервые человек получил это высокое звание без «программы», за работы в непопулярном портретном жанре. «Журнал путешествия его высокородия Никиты Акинфиевича Демидова» рассказывает о том, как возникла идея пригласить Шубина: «В ноябре 1772 года начаты делать Никиты Акинфиевича и Александры Евтиховны мраморные бюсты русским пенсионером Шубиным из Рима возвратившимся и чтобы более иметь время работать, то господин Шубин переехал к нам жить а между тем всегда рассказывал Никите Акинфиевичу о древностях римских и о всех достопамятных вещах, чем возбудил охоту видеть и Италию к тому же уговорили мы с собою провожатым и господина Шубина, по довольному его знанию итальянского языка».
князей и царей (мрамор, Оружейная палата, Москва), в 1789—90 — статую «Екатерина II — законодательница» для Таврического дворца (мрамор, Русский музей, Ленинград). Бюст установлен в Ломоносовском сквере, созданном и получившем имя учёного в 1876 году. Существенный вклад в развитие декоративно-монументальной скульптуры внёс итальянец Бартоломео Карло Ратрелли (1675—1744), отец прославленного архитектора, приглашённый на государственную службу из Франции в 1716 г. Самое замечательное в его творческом наследии – это парадные портреты коронованных особ, выполненные в стиле барокко. Причем совсем не обязательно эволюция творчества свидетельствует о победе последних. Оба они, впрочем, не отличались привлекательностью. Метод трактовки образа предвещает эпоху романтизма. «Чредою шли к тебе забавы и чины» — это Пушкин, по сути, написал и о Голицыне и о братьях Орловых изображение которых Шубин делает для Мраморного дворца.
От заказчиков не было отбоя. В нем начисто отсутствует барочная патетика. До конца XVIII века российские коллеги Шубина редко работали над портретами: гораздо больше котировались такие жанры, как станковая-аллегорическая историческая, мемориальная, монументально-декоративная пластика. На обороте картины существует надпись: «портрет наполно неоконченный». Оно даже не с оттенком тупости, оно полностью тупое и выражение лица наглое.
Что тут скажешь. Но, тем не менее, жизнь его становилось все тяжелее. Его похоронили на Смоленском православном кладбище. В 1770 году работа над большой гипсовой моделью была завершена. Паниной, жены генерл-аншефа П. И.
Голицына. Сохранившиеся «экзамен ные списки» свидетельствуют, что он был прилежным учеником и получил все установленные серебряные и золотые медали. Чернышева, генерал-фельдмаршала (1774) П. А. Подвыпивший герой повести П. Д.
С таким-то лицом. Ф. Шубин. Он обращался за помощью к Павлу I и к Академии.
В 1948 году площадь Чернышева была переименована в площадь Ломоносова. Гордеев –мастер монументально-декоративной скульптуры. В первой половине 1780-х годов Шубин создал серию портретов Шереметевых – генерал-фельдмаршала графа Б. П. Шереметева (мрамор, 1782), его жены (мрамор, 1782), сына (мрамор, 1783) и невестки (мрамор, 1784). Им выполнены трехфигурные группы «Морских нимф», несущих сферу, – величественно-монументальные, но и грациозные одновременно статуи четырех великих античных воинов: Ахилла, Аякса, Пирра и Александра Македонского – по углам аттика центральной башни. Чичагова (1791, мрамор, ГРМ) она абсолютно иная — сухая, сдержанная, способствующая передаче совсем иного характера модели: на лице читаются воля, ум, но и глубоко запрятанная горечь разочарований. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Образ Павла I отмечен противоречиями.
d-pankratov) ему были вручены Большая золотая медаль и «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства. Луи Каравак (1684–1754)О жизни Каравака до его приезда в Россию сохранилось немного сведений. Прасковья Ивановна (1694–1731) была младшей дочерью единокровного брата Петра I – Ивана Алексеевича, который считался соправителем Петра, но в управлении никакого участия не принимал, так как был болен и умер молодым. Скорбь здесь тиха, а печаль –трогательно-человечна. А в портрете главы всех учёных В. Г. Вот как описывал хроникер «Московских ведомостей» это событие: «От обычного юбилейного торжества сегодняшнее отличалось открытием памятника основателю Университета Ломоносову. Предварительно он долго и детально изучал движение коня с всадником.
Эффектный, красивый бюст понравился императрице, которая захотела лично познакомиться с талантливым художником и, наградив скульптора золотой табакеркой, повелела сделать ее портрет и остаться «при ее персоне». Среди первых петербургских произведений Шубина — мраморный бюст А. М. Голицына (1775, ГТГ). Мрамор. В бюсте Павла I смелая правдивость граничит с гротеском.
Трудность состояла в том, что надо было внутренним взором увидеть свою модель юной, «омолодить» известные портреты Ломоносова и представить его публике не таким, каким его все знают: полнолицым, с двойным подбородком, лысым или в коротком парике по моде елизаветинского времени. От себя скульптор тоже подает прошение в Совет Академии и просит предоставить ему платную должность. При нём, с 1685 года, начала работать известная Славяно-греко-латинская академия. Он исполнил множество портретов русской знати, стал модным художником.
Академия продлевает на год срок пребывания пенсионеров и Шубин получает возможность поехать в Рим. Замечательны убедительностью, достоверностью образа выполненный в гипсе бюст П. В. Завадовского (1790-е (. ), ГТГ ил. Федот Иванович Шубин (1740-1805). Яркий пример — мраморный бюст министра иностранных дел Екатерины II Безбородко.
Ноллекенса. Мрежи иныя тебя ожидают иныя заботы: будешь умы уловлять, будешь помощник Царям. Горя и Утешения –в другом).
Стилистически они тяготеют скорее к раннему, нежели к зрелому классицизму. В 1759 году Федот Шубной (Шубиным он стал благодаря описке неведомого канцеляриста Академии художеств) едет в Петербург. Выражением благородной сдержанности веет от этого надгробия. Как обычно, шубинский портрет «требует», чтобы его осматривали со всех сторон. Хотя в русской Академии считалось, что портрет, как и натюрморт, «списывают», а историческую композицию сочиняют и вот таким образом последняя гораздо выше первого.
Потемкина-Таврического (1791, мрамор, ГРМ), в его добродушном, но при этом скептически улыбающемся лице в ореоле пышных кудрей, в мощной шее, выступающей из тонкого кружева рубашки, намечена будущая очень свободная моделировка формы в бюсте же адмирала В. Я. В Мраморном дворце скульптору, помимо других, принадлежит прежде включенный в композицию стены зала рельеф «Великодушие Сципиона Африканского» — тематическая композиция, по содержанию и средствам выражения характерная для классицизма. Так в Академию попали Василий Баженов, Иван Старов, Федор Рокотов, Федот Шубин и др.
В память этого события была отлита медаль с надписью: «Дерзновению подобно». Ну, я их по-своему, понятно и делаю. Окончив работу, Фальконе покинул Россию, взяв портрет с собой. Самым колоритным из них некоторые исследователи называют бюст старшего, Ивана (1778).
Ничего о лепке бюста «в живую» науке неизвестно. Тем более что учился исконно русский скульптор Шубин и заморским вещам настойчиво. В обработке мрамора он проявляет исключительное мастерство. Скульптор Л. А. Губина, также учившаяся у С. И. Иванова, вспоминала: «Для него искусство было святыней, на скульптурную мастерскую он смотрел с таким уважением, что в ней не только курить или смеяться нельзя, но даже никакого житейского, не относящегося к искусству разговора не должно было быть» 7.
Главное внимание художник сосредотачивал на лицах. Пушкинъ». Создает Шубин и свободные, авторские композиции. Вскоре по указу императора Шубина и профессором с жалованьем назначили.
Правда моя им не по вкусу. В начале 1768 года он приступает к работе над моделью памятника в величину будущей статуи. Первыми его работами по возвращении на родину были два рельефа для Мраморного дворца, сами названия которых: «Прощание Регула с гражданами Рима» и «Камилл избавляющий Рим от галлов» – говорят о большом интересе мастера к античной истории (начало 80-х годов). Это произведение принесло ему успех. Это портретный бюст /47/ Алексея Орлова-Чесменского и парный к нему – Федора Орлова. Работа действительно поражает своей реалистичностью и детализированностью. Закончивший Академию по классу Жилле с большой золотой медалью, Шубин уезжает в пенсионерскую поездку сначала в Париж (1767—1770), где учится у Пигаля и посещает натурный класс Академии, а затем в Рим (1770—1772), ставший с середины века, с раскопок Геркуланума и Помпеи, вновь центром притяжения для художников всей Европы (хотя учиться в Риме в эти годы было не у кого, однако, сами памятники античности и Возрождения были учителями).
Достаточно взглянуть на бюсты работы Ф. И. Шубина (кстати, Федота, а не Федора) и С. И. Иванова, чтобы увидеть разницу: у Шубина изображен зрелого возраста лысый человек, умудренный жизненным опытом, а у Иванова – молодой ученый в длинном парике, каким был Ломоносов, когда вернулся в Россию из Германии. С того мига, как князь Зубов заглянул в эти бронзовые глаза своего слишком похожего двойника, судьба «любимого скульптора императрицы» была решена. Это скорее обобщенный образ воина, героя, в военном костюме которого соединены элементы вооружения древнего римлянина и средневекового рыцаря (а по новейшим сведениям – и элементы формы, которую хотел, но не успел ввести Павел). Голицына –основателя знаменитой больницы, построенной Казаковым, 1799, ГНИМА, Москва) несут в себе черты, связанные с барочной традицией: сложность силуэта, экспрессию и динамику («Прометей»), живописность общего композиционного замысла, патетические жесты аллегорических фигур (Добродетели и Военного гения –в одном надгробии. В «Портрете М. В.
С. И. На этом торжества не завершились. Едва отступишь на почтительное расстояние от мраморного лика, едва ослабишь пристрастье взгляда, как маска-стереотип проступает яснее: перед тобой не конкретно князь Голицын, а олицетворение блестящего екатерининского вельможи, приближенного к «просвещенной монархине». Да и гипс.
Благодаря деньгам, полученным за эти заказы, Шубин сумел проучиться за границей шесть лет. Ш. создал также многочисленные монументально-декоративные произведения (статуи и рельефы для Мраморного дворца, 1775—82 и Троицкого собора Александро-Невской лавры, 1786— 1789 все — мрамор). В 1774 году Шубину присуждено звание академика.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – первый российский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, активный сторонник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Вначале 6 недель сотни крепостных крестьян перетаскивали камень к заливу. Лицо Натальи Алексеевны грустное и даже несколько строгое, без условной улыбки. Мрамор.
Семья Шубных на Курострове профессионально занималась резьбой по кости. Безбородко (около 1798, мрамор, ГРМ), Павла I (1800, мрамор, ГРМ и 1800, бронза ГТГ). Ф. И.
В бюсте Г. А. Он оставил лишь змею имеющую не только смысловое, но и композиционное значение. Каравак работал преимущественно портретистом.
Это был знаменитый «Гром-камень». Приковывает к себе внимание живой взгляд тёмнокарих глаз Петра. Она была высоко оценена и пользовалась большим успехом, но от императрицы скульптор не получил вознаграждения и профессорского места в Академии – там портретная скульптура считалась «низшим жанром». Шубин побывал на раскопках в Помпеях и Геркулануме. И так миновало три года.
Чаще всего надгробия делали из мрамора или бронзы, чтобы уберечь их от непогоды. Он умел каждый раз находить какие-то новые решения – не от внешних черт, а от внутреннего содержания, характера модели. Сложный абрис и разворот головы и плеч, трактовка разнофактурной поверхности (плащ, кружева, парик), тончайшая моделировка лица (надменно прищуренные глаза, породистая линия носа, капризный рисунок губ) и более свободно-живописная – одежды – все напоминает стилистические приемы барокко. Взгляд великого ученого и знаменитого просветителя устремлен вверх, что символизирует по задумке автора возвышение его ума и интеллекта над любым из людей.
Напомним, что Шубин относился к Ломоносову с особым пиететом. Мастер сумел передать не только дух и настроение своего времени, но и невероятно реалистичные и «живые» образы своих знаменитых современников.
Голицына, скульптуры для Троицкого собора Александро-Невской лавры (1786-1789). Статуя Шубина «Екатерина-законодательница» выполнена по заказу Г. А. Но античность для русского мастера никогда не была единственным объектом изучения. Ф. Шубин. Художник вынужден обратиться к Г. А. С годами Шубин глубже, а подчас и суровее дает психологические характеристики. Живой ум, энергия, сила чувствуются в его облике.
И видно, насколько силён, насколько значителен этот человек. За внешней грацией и изяществом придворной дамы М. Р. Паниной (середина 1770-х) проскальзывают холодность, властность и высокомерие знаменитый полководец фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский (1777) изображён в искусно задрапированном плаще, внешность его нисколько не приукрашена. 159), мраморные бюсты А. А. Беэбородко — министра иностранных дел Екатерины II (около 1798), адмирала В. Я. Чичагова (1791), петербургского градоначальника Е. М. Чулкова (1792, все — в ГРМ).
учился в Париже, затем уехал в Германию, где пользовался успехом как портретист (сохранились лишь два портрета Прокофьева четы Лабзиных, 1802, оба терракота, ГРМ). С 1807 по 1811 г. Щедрин работал также над огромным фризом «Несение креста» для конхи южной апсиды Казанского собора. В нем ярко обнаружилась одаренность Шубина именно как мастера портрета.
Недруги шипят по-за углам, хают меня: «он, дескать, грубой, портретной мастер и не место ему среди академиков». Эта статуя изображающая императрицу в образе богини Минервы, пользовалась большим успехом, но от императрицы скульптор не получил вознаграждения, не получил и профессорского места в Академии, где портретная скульптура считалась «низшим жанром». Вернувшись в Петербург, скульптор создает портрет вице-канцлера и почетного любителя Академии художеств князя А. М. Голицина. Иванов фактически скопировал знаменитый бюст работы Фёдора Шубина, друга Ломоносова, лепившего «в живую». Благодаря высокому заступничеству Федота Шубина «истребовали» в Академию художеств, где он и проучился с 1761 цо 1766 год.
Боборыкина ничего не воспринимает близко к сердцу, живет как будто «проездом», смотрит на мир с кислой миной и видит в Ломоносове себе подобного. Вскоре художник выполняет другой заказ – он пишет портрет сестры Петра – царевны Натальи Алексеевны (1673–1716). Но поражает гибкость мастера, с которой он применяет свои приемы в зависимости от «человеческого материала». Таковы мастерски выполненные бюсты государственных деятелей, военачальников, чиновников.
Это идиллическая линия в творчестве Прокофьева. Скорее всего, Шубин делал зарисовки и пытался лепить Ломоносова при его жизни. В этом тексте правильно названы только дата имя скульптора и место открытия памятника. С этого времени многие «знатные персоны» желали получить свой портрет, выполненный рукой мастера, понравившегося императрице. Но звание академика он получил.
Ответом снова была тишина. Положение скульптора улучшилось только в 1801 году, после гибели Павла и восшествия на престол Александра I. Академия выдала Шубину пособие в качестве компенсации за сгоревший дом на Васильевском острове император произвёл скульптора в коллежские асессоры и наградил бриллиантовым перстнем за свой портрет (мрамор, 1802). Прокофьева, М. И. Достаточно взглянуть на бюсты работы Ф. И.
Там он работает дворцовым истопником и все свободное время режет по кости и перламутру. Проходит много лет. Наталья Алексеевна была годом моложе Петра, но рано умерла. После смерти отца 19-летний юноша покидает родину, за рыбным обозом идет в Петербург.
Иванова учёный молод и не приобрел еще характерную округлость черт. Умное и доброе лицо с неправильными чертами. И сколько властности. В Париже Шубин безвозмездно занимался у известного скульптора Ж. -Б. А уж мрамор.
Царь поселил его в доме, расположенном недалеко от дворца. Отрок, оставь рыбака. Государственная Третьяковская галерея (Москва)В 1774-1775 гг. Одна из ранних его работ – «Актеон» (1784, ГРМ) свидетельствует о мастерстве уже вполне сложившегося художника, умело передающего сильное, гибкое движение, упругий бег юноши, преследуемого собаками Дианы. Юный вид Елизаветы позволяет предположить, что ей здесь 16-17 лет. Он был первым российским государем, который отправился в путешествие за границу. Впрочем императору бюст понравился.
Монумент очень хорошо передает крупные черты лица Ломоносова, сложившиеся в твёрдое и уверенное выражение, которым удачно охарактеризован нрав «архангельского рыбака». В 1761 году Шубин становится учеником Академии художеств. «Герой и конь сливаются в прекрасного кентавра» (Дидро). Виртуозно моделируя пластику лица, мастерски использовал возможности кругового обхода, позволяющего достигать многообразия взаимодополняющих аспектов образа.
Во второй половине XVIII в. начинается настоящий расцвет русской скульптуры. Это были плодотворные годы. Иванов с энтузиазмом взялся за предложенную работу. Он порекомендовал его И. И. Шувалову, куратору основанной в 1757 году Академии художеств.
Многогранны созданные им образы: суховатый старый вояка адмирал В. Я. Чичагов (1791), добродушно-надменный сибарит Г. А. Потемкин (1791, ГРМ), генерал-фельдцейхмейстер Платон Зубов (1796) педантичный И. И. Бецкой (1790-е, ГТГ), петербургский градоначальник Е. М. Чулков (1792) и др. Скульптурные надгробия были непривычны для русских людей. Сами же медальоны представляют собой лепные портреты князей и царей, большинство из которых, по мнению историков и искусствоведов, были вымышленными. Бюст Павла I – одна из последних работ великого мастера.
можно будет сделать пьедестал. Выдающееся дарование Шубина неотделимо от эпохи, в которой оно сформировалось и расцвело. Человек у него предстает во всем многообразии своего жизненного и духовного облика. Только внимательно приглядевшись можно заметить третью точку опоры – хвост коня касается изгиба тела змеи, которая олицетворяет попранное зло и одновременно, по словам автора, – «скрывает необходимость, заставившую к ней прибегнуть». Портретов очень и очень много появляется в это время. В 1801 году сгорел дом скульптора и его мастерская вместе с работами – оконченными и нет.
Громкоеура. Здесь окруженный тысячной толпой стоял закрытый покрывалом памятник. В первые годы после возвращения в Россию Шубину удалось прочно обосноваться при дворе.
художественный музей, Минск). Обращенная в профиль к зрителю, молодая женщина, погружена в задумчивость. Александр все же выказал милость — пожаловал скульптору бриллиантовый перстень. Чернышева, мрамор, ГТГ). Первоначальное образование он получил, возможно, в Оружейной палате.
Современников поражало его виртуозное владение техникой обработки мрамора, заставлявшее «дышать» камень. Стать старшим профессором Шубин так и не успел. За «хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение» Шубин с группой пенсионеров в мае 1767 года едет в Париж. Художница Н. Я Симонович-Ефимова вспоминала, что А. С. К 1797 году положение Шубина стало совсем тяжёлым.
Ломоносов был рад покровительствовать сыну своего первого учителя и в 1761 году Федот поступил в Академию художеств. Смерть его тогда никого не потрясла и не взволновала. Портрет датируется 1722 годом, когда художник сопровождал царя в астраханский поход. Как мы знаем, она была тоже скульптором и помогала Фальконе в работе над памятником. Но в 1805 г. Ф. И. Ретроспективный портрет в творчестве Шубина – бюст М. В.
В нем ярко обнаружилась замечательная одаренность Шубина именно как мастера портрета. Здесь он работал над скульптурным портретом И. И. Шувалова. Это особенно сказывалось в портретах Екатерины II.
Помимо портрета императора, он выполнял и другие заказы. Он беспощаден, этот Шубин. И. Иванов с энтузиазмом взялся за исполнение предложенного заказа. – Е. З. ) заявил, что на сооружение памятника Ломоносову собрано всего 2400 руб. Считается, что он родился в Гаскони – области Франции на границе с Испанией.
После этого портрета Шубин прославился умением «оживлять камень». Шубин, подобно Левицкому и многим мастерам тех лет, показывает Екатерину такой, какой она стремилась казаться и какой ее хотели видеть просветители, мечтавшие о «просвещенном монархе». Ничуть не приукрашен, несмотря на по-римски драпирующийся плащ. Художница Н. Я. Симонович-Ефимова в своей книге приводит рассказ А. С. Голубкиной, «как скульптор Сергей Иванович Иванов, которого она почитала и признавала своим Учителем (Учителем с большой буквы), однажды велел сторожам вышвырнуть во двор большое количество глины из которой был слеплен этюд ученика, прилепившего окурок к своей работе» 8. Можно ли предположить, что С. И. Иванов взял да и просто скопировал чужую работу.
Скульптор дает свое толкование эпизоду из петровской истории в статуе Якова Долгорукого, приближенного царя, возмутившегося несправедливостью одного указа императора (1797, мрамор, ГРМ). Скульптор глубоко проник во внутренний мир человека. Мартоса и др. Серьезно и строго повествует автор о страданиях титана. Кто бы мог ожидать, что в создателе кокетливых статуэток «амуров» и «купальщиц» скрывался скульптор-монументалист небывалой силы и таланта. Шубина, И. П.
Панина (середина 1770-х гг. ) З. Г. А. Румянцев-Задунайский», 1778, Русский музей, Ленинград оба — мрамор), раскрывал сложный внутренний мир портретируемого («Неизвестный», мрамор, сер. Одним из таких подающих надежды начинающих художников был Иван Никитин. Оба письма остаются без ответа. Козловского, Ф. Ф.
Случайно, в окрестностях Петербурга, в местечке Лахта была обнаружена подходящая скала. Пять портретных бюстов братьев Орловых предназначались как раз для Мраморного дворца. Недаром, на памятнике над могилой мастера, о Шубине сказано: «и под его рукой мрамор дышит». Никогда не повторяясь в своих решениях, он всякий раз находил и своеобразную композицию и особый ритмический рисунок идущий не от внешнего приема, а от содержания изображаемого человека. Портрет Павла I (1800).
Может быть, он не обладал выдающимся дарованием, но был одержим идеей служения искусству. Пётр умер 28 января 1725 года после затяжной болезни почек, осложнённой сильной простудой. Но главное в творчестве скульптора — лица его героев.
Произведения конца 1770-х – 1780-х гг. Шубин создал образ, лишенный всякой официальности и парадности. На постаменте памятника по указанию императрицы сделана лаконичная надпись: со стороны Адмиралтейства – по-русски, со стороны Сената – по-латыни: «Петру Первому – Екатерина Вторая».
И 4 сентября 1774 года в нарушение правил Федоту Иванову сыну Шубину присуждено было звание академика — не по предложенной советом Академии художеств программе «Ендимион заснувший», а по исполненным портретным работам. Губина, также учившаяся у С. И.
В исследованиях последнего времени высказывается мысль о возможности натурных зарисовок, не дошедших до нас. Величавость и торжественность скорбного чувства передают медлительные складки ее плаща. Сменяются на неподвижном «каменном лике» будто соскальзывающие незаметно одно в другое живые выражения. Шубин относился к Ломоносову с особым пиететом. Можно ли предположить, что С. И. Даже сама мысль об этом представляется абсурдной.
Портрет получился простым и значительным. –Нет, – сказал Шубин, – это для особой надобности. Очень дороги краски, кисти, холсты. Иванова, вспоминала: «Для него искусство было святыней, на скульптурную мастерскую он смотрел с таким уважением, что в ней не только курить или смеяться нельзя, но даже никакого житейского, не относящегося к искусству разговора не должно было быть». Шубин, подобно Левицкому и многим лучшим поэтам тех лет, показывал императрицу такой, какой она в поисках популярности стремилась казаться и какой ее хотели оидоть представители дворянской интеллигенции, мечтавшие о «просвещенном монархе».
Он был сыном солепромышленника Г. Д. Строганова, впоследствии камергер и генерал. А 2 октября 1876 года докладывал: «Мною вылеплен и отлит из бронзы колоссальный бюст Михаила Васильевича Ломоносова для Московского университета» 10. Стоит обратить внимание на эпитет «колоссальный». Здесь сказалась полная невозможность Шубина польстить или солгать. Такой характерный образ скульптору помогает создать необычайное разнообразие выразительных средств, которыми он владеет. 28 августа 1774 года Совет Академии единогласно определил «за оказанный опыт в скульптурном художестве» присвоить Шубину звание академика.
Вот в Болонье Шубин – почётный профессор, а в Петербурге – вообще никакой. Также Шубин единственный из отечественных скульпторов был удостоен звания академика «без программы». Многие коллеги презрительно называли Шубина «портретным», по поводу чего тот сильно переживал. Тончайшая моделировка лица игра света и тени делают его абсолютно живым. Таковы мастерски выполненные бюсты государственных деятелей, военачальников, чиновников. Отсюда и свободная импровизация в одежде («Это одеяние героическое», – писал скульптор), отсутствие седла и стремян, что позволяет единым силуэтом воспринимать всадника и коня. Бюст был выполнен из гипса, после чего воссоздан в мраморном варианте.
Этим же правом мастер воспользовался в 1767 году, когда отплыл морем во Францию имея рекомендательные письма к русскому посланнику Д. А. Голицыну и философу-просветителю Д. Дидро. 1770-х гг., Третьяковская галерея). И только к концу жизни, в 1803 г., Александр I, а затем и Академия художеств помогли ему: предоставили казённую квартиру, назначили его профессором с жалованием. Здесь молодой скульптор закончил статую «Греческая любовь» (не сохранилась), а также выполнил «Голову Адама» из терракоты.
Ему было тогда двадцать пять лет. Меньше становится заказов, падает и оплата. Особенно хорошо это видно в мраморе. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Статуя изображает императрицу в образе богини Минервы.
Царь изображён в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. В эти же годы Козловский работает над статуей Самсона – центральной в Большом каскаде Петергофа (1800–1802). не мог не питать уважения и глубокой симпатии, портрет, правда, посмертный, М. В. Ломоносова (бронзовый экземпляр в Камероновой галлерее Екатерининского дворца датирован 1793 годом другие экземпляры: гипсовый – в Русском музее и мраморный – в Академии наук СССР, Москва, видимо, ему предшествуют). Однако с каждым годом положение Шубина становилось все тяжелее.
Образ исполина, разрывающего пасть льву (изображение льва входило в герб Швеции), олицетворял непобедимость России. Ф. Шубин. Эволюция портретной концепции Шубина как отражение стилевых тенденций эпохи. Жизненную трепетность его образов прекрасно чувствовали современники. Голицыной напоминает древнегреческую стелу.
Пенсионер АХ в Париже, где работал под руководством Ж. Б. Пигаля (1767—70) и в Риме (1770—72). Через несколько лет он умер в забвении и нищете. Вот фельдмаршал – знаменитый полководец Румянцев-Задунайский. В этом зале мы видим овальный портрет Петра I (1672–1725), предположительно созданный Караваком. Даже сама мысль об этом кажется полностью абсурдной.
Но наиболее значительные работы Щедрина относятся уже к периоду позднего классицизма. Продолжая «читать» дальше этот портрет-бюст, узнаем мы еще о князе Алексее Михайловиче, что был он незаурядного ума и испил немалую толику горечи разочарования. Перед нами портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756). из суммы сбора за слушание профессорских лекций, остающейся от сего 1869 г. в процентные бумаги, для составления капитала на устройство памятника Ломоносову».
Сложный абрис головы Голицына, ее разворот, противоположный развороту плеч, тщательная обработка разнофактурной поверхности (плащ, кружева, парик), тончайшая моделировка лица (надменно прищуренные глаза, породистая линия носа, капризный рисунок губ) и более свободно-живописная — одежды, — все здесь еще напоминает стилистические приемы барокко. Устроиться в Петербурге ему, несомненно, помог Ломоносов. Потёмкина для Таврического дворца в честь победы над Турцией.
Само название «Напольный гетман» вызывало некоторое недоумение. Он стал одним из троих выпускников, которым предстояло отправиться морем во Францию и Италию сроком на три года для «достижения совершенства в художествах». Только через 2 года он был утвержден профессором, но без предоставления платного места. За рельеф «Убийство Аскольда и Дира Олегом» ему была присвоена первая золотая медаль. Можно без конца любоваться этим лицом, весьма далеким от общепринятых канонов красоты.
Энергией, мужеством, благородством веет от всего облика полководца, от его гордого поворота головы изящного жеста, с которым он поднимает меч. Памятные встречи и общение с ним легли в основу этого художественного образа. – Е. З. ) и 165-летию со дня рождения Ломоносова. Учился в Академии Художеств (1761-1766), по окончании которой был послан пенсионером в Париж, где совершенствовался в скульптуре в мастерской Ж. Б. Три года он работал в Париже, затем два года в Риме, в городе, который в годы становления классицизма был центром притяжения воспитанников всех национальных академий. Там он создает бюсты Ф. Н. Мелочность и злобность, спесь и пустота, ничтожество, уверовавшее в свое величие.
В 1774—1775 годах Шубин работал над заказом Екатерины II и над серией, состоявшей из пятидесяти восьми круглых мраморных барельефов (диаметром около 70 см) с изображением князей и царствующих особ от Рюрика до Елизаветы Петровны. Одна из самых последних работ – бюст Александра Первого. Сразу по прибытии он приступил к работе над портретом вице-канцлера А. М. Голицына. Оно прошло при большом стечении народа.
Но разные ракурсы дают разные аспекты натуры. Сложные изломы тяжёлой бархатной мантии художник подчёркивает золотистыми отблесками, которые не всегда кажутся оправданными в соотношении с искусственным освещением и вносят некоторое беспокойство. Через некоторое время он получает диплом почетного академика Болонской академии художеств. Романтическим ореолом овеян почти вдохновенный образ П. В. Завадовского, статс-секретаря Екатерины и ее недолгого фаворита (бюст сохранился только в гипсе, ГТГ). Фальконе дал ему блестящую оценку, а Екатерина II наградила скульптора, заказала ему свой портрет и повелела «быть при дворе».
Шубин раскрывает в нем всю сложность противоречивого образа: надменность, холодную жестокость, болезненность и скрытое в глубине страдание. Все многочисленные персонажи изображенные Шубиным, не похожи друг на друга. Тогда и зашевелилась академия – дала квартиру и свечи. Совет университета, вполне соглашаясь с предложением г. ректора, определил просить Правление Университета, чтобы оно заказало бюст Ломоносова и пьедестал, а при обсуждении дела об изготовлении бюста и пьедестала приглашать в свои заседания всех тех лиц, которыя могут быть ему полезны в этом деле» 5. Почему выбор пал именно на скульптора Сергея Ивановича Иванова (1830 – 1903), неизвестно, но то, что это был весьма достойный человек и мастер академической школы, нет сомнения. Пигаля.
Скульптурная группа очень выразительна: тело Прометея дано в сложном ракурсе, мускулы сведены судорогой, а разворот фигуры по диагонали придает композиции особый динамизм. создает в Казанском соборе фриз на аттике западного проезда колоннады на тему «Медный змий». Трагически кончилась жизнь ваятеля искусство которого, по словам В. И. Мухиной, было «образом времени». В соответствующем распоряжении отмечалось, что Федот Шубной «своей работой в резьбе на кости и перламутре даёт надежду, что со временем может быть искусным в своём художестве мастером». – Е. З. ), что на сооружение памятника Ломоносову собрано всего 2400 руб. Ломоносову.
Но ему помогли устроиться истопником в императорский дворец. Царь за этот бюст пожаловал скульптору перстень с бриллиантом. Они представляют собой поясные изображении великих князей, царей и императоров, начиная от легендарного Рюрика и кончая Елизаветой Петровной. В 70-е годы рядом с Шубиным и Фальконе работает ряд молодых выпускников Академии.
До сих пор этот бюст считается одной из самых прославленных работ скульптора. Шубин даже сам испугался своей проницательности, а вот Павлу эта работа очень понравилась. Языком пластики он создает образы необычайной выразительности исключительной энергии. Однако признаем, что в этой работе нет мощного обобщения других образов Шубина.
У него нет интереса только к «внутреннему» или только к «внешнему». Но это такие очевидные ляпы, что их и опровергатьто неловко. По существу, хотелось бы остановиться на двух моментах: самой истории создания памятника возле здания Московского университета и на том, насколько его открытие было «тихим и неприметным», «сугубо университетским торжеством». Можно предположить, что это определение перешло в название. Для Большого каскада в Петергофе Шубин сделал выдержанную в классических формах бронзовую статую Пандоры (1801), удачно вписав ее в общий садово-парковый комплекс. И какое высокомерие, какая холодность. Репортажи о памятном событии появились во многих провинциальных газетах, например, в «Олонецких губернских ведомостях»: «12 января, в обычный праздник университета, в 10 часов утра началась божественная литургия, которую совершал преосвященный епископ Можайский Игнатий, в присутствии генерал-губернатора Владимира Андреевича Долгорукова и всего начальства университетского по окончании литургии был отслужен молебен, а затем присутствовавшие в храме отправились во двор нового здания университета, где был освящён преосвященным в присутствии генерал-губернатора, профессоров и многочисленной публики, в числе которой было много студентов, памятник Ломоносову, в виде бюста, поставленного на возвышенном пьедестале, лицом к зданию Экзерцицгауза (Манежа – Е. З. )». Румянцева-Задунайского, генерал-фельдмаршала (1777) М. В. Бюсты П. В., гипс, ГТГ), А. А.
Вместе с тем запоминаются широко раскрытые скорбные и мечтательные глаза этого сложного, одаренного и противоречивого человека императора с трагической судьбой. В каждом своём произведении он утверждал ценность человеческой личности. Иван Никитин (1680-е – 1742 (. )) Иван Романович (. ) Никитин родился, предположительно, в Москве, в 1680-х годах, в семье священника. Более того — скульптор сумел выявить в нём черты сильной и значительной натуры. Потемкина для Таврического дворца на праздник 1790 года в честь победы над турками. Никитин умер зимой, в начале 1742 года, во время долгой и утомительной дороги из Сибири. Безбородко (мрамор ГРМ), секретаря Екатерины II, человека умного, властного и жестокого.
Шестьдесят пять лет прожил на свете замечательный скульптор Шубин. огласило воздух и долго носилось в нем. Пётр с большим уважением относился к художнику и, как известно, будучи за границей, познакомившись с ним и его работами, писал жене, что надобно ему заказывать портреты, чтобы все знали – и у нас, в России «есть добрые мастера». Это педант, глава Академии художеств Бецкой, это градоначальник Чулков. Женщина предстает перед зрителем во всей ее красоте и аристократическом достоинстве. вообще был самым плодотворным в его творчестве.
В 1774—75 Ш. выполнил для Чесменского дворца 58 медальонов с изображениями росс. Художнику предстояло ещё многому научиться. Ежегодно университетские власти обращались с подобными просьбами к попечителю и каждый раз получали разрешение на приращение к капиталу новых сумм до1875 г. включительно, когда «присутствию Совета г. Ректор заявил (ректором тогда был историк Сергей Михайлович Соловьёв. В 1773 г. вернулся в Россию в звании члена Болонской Академии художеств. За хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение трёх учеников Академии, в том числе и Шубина, отправили на 3 года во Францию и Италию «для достижения совершенства» в художествах.
Если решение Совета Университета было принято 11 октября 1875 г., то уже 2 октября 1876 г. скульптор докладывал в Совет Московского Художественного общества: «Мною вылеплен и отлит из бронзы колоссальный бюст Михаила Васильевича Ломоносова для Московского университета». Мрамор поистине «дышит» под резцом мастера, как говорили современники об искусстве Шубина. Портрет необыкновенный, в 20-х годах XVIII столетия подобной живописи мы не знаем. Выпускная работа Шубина из гипса — рельеф «Убийство Аскольда и Дира Олегом» был удостоен художественной комиссией золотой медали, что стало первым настоящим успехом мастера.
В 1773 году Шубин вернулся в Россию. Красивый мужчина, а за всей красотой снова холод, снова равнодушие. Есть у Шубина несколько портретов, стоящих особняком. Крепостник и эстет.
В 1773 году Шубин вернулся в Петербург, по пути некоторое время проведя в Лондоне. За него Екатерина II пожаловала Шубину золотую табакерку и велела ему остаться «собственно при её величестве». Первое произведение Шубина по возвращении на родину — бюст бывшего вице-канцлера А. М. Голицына (гипс, 1773, ГРМ мрамор, ГТГ) — свидетельствует уже о полной зрелости мастера. Художник прибыл очень быстро и увидел царя, только что испустившего последний вздох.
Пышно-парадное, учтиво-вычурное изысканно-простодушное искусство России XVIII века. Большинство его произведений выставлены в Русском музее, Третьяковской галерее и Эрмитаже. Это работы для Мраморного дворца (1775—1785), Троицкого собора, Александро-Невской лавры (1786—1789) и рассмотренные уже барельефы Чесменского дворца.
Первым учителем Шубина стал французский скульптор Никола Жилле. Выразителен бюст резчика по дереву профессора Академии художеств И. Г. Шварца (мрамор, 1792, ГРМ). В начале XVIII в. в России работали в основном скульпторы-иноземцы. Также рекомендован скульптор был королевам Франции и Италии. Однако в конце столетия в России начинают устанавливать надгробные памятники. У царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны было три дочери – Екатерина, Анна (будущая русская императрица Анна Иоанновна) и Прасковья.
бытовые предметы, охотно раскупавшиеся в городе. Подчеркнуты упрямые скулы и твердый подбородок. Бюсты А. М. Голицына (1773, мрамор, ГТГ), М. Р. Шубин завершил работу над бюстом в 1792 году, спустя двадцать семь лет после смерти Ломоносова. Ломоносова (1793, гипс, ГРМ). Однако никакие удары судьбы не могут заставить настоящего художника изменить себе. От нестерпимой боли рвет на себе волосы поверженный титан, но его запрокинутое лицо не выражает раскаяния, мужество и спокойствие не покидают героя. В1774 году Ф. И. Шубин был признан академиком «по мраморному ея императорскому высочества бюсту».
Значительное место занимало в ней изобразительное искусство. Он показал, что императрица уже немолода изобразив тяжело оплывающее книзу лицо. Не по праву Орлов возглавляет Академию наук, говорит он. В творчестве замечательного русского скульптора редкого разнообразия интересов Михаила Ивановича Козловского (1753– 1802) можно также проследить эту постоянную «борьбу», сочетание черт барокко и классицизма, с перевесом одних стилистических приемов над другими в каждом отдельном произведении. Это портрет адмирала Чичагова – каким зачерствевшим сухарём выглядит этот вояка. Полученная за выполненную в рельефе композицию «Убиение Аскольда и Дира» большая золотая медаль дала Шубину право на заграничную пенсионерскую поездку. Конь, вставший на дыбы, усмиряется твердой рукой могучего всадника.
свои образы в пространстве, как бы приглашая зрителя обойти бюст кругом и с каждой новой точки зрения воспринять все новые черты внешнего и внутреннего облика модели. Шубин Шубин Федор Иванович Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета. Он – представитель уже нового российского общества, вполне европеец. Как неумолимый рок нависла над титаном хищная птица и своей массой с распростертыми крыльями удерживает в равновесии всю композицию.
Очень выразителен портрет Ломоносова, который Шубин по памяти создал в 1792 году. Императрица повелела «никуда скульптора не определять, а быть собственно при ее величестве». Опыт Шубина в области монументально-декоративной пластики и по сей день почти не изучены: нельзя даже с достоверностью сказать, какие работы для вышеупомянутых построек выполнил он, а какие – нет. Щедрина, И. П.
Жил в Тобольске, где работал как иконописец и писал портреты, которые до нас не дошли. Прообразом для нее послужила «Купальщица» Фальконе, которую Шубин копировал в Париже. Голицына, героя Хотина, 1788, ГМГС, Санкт-Петербург и Д. М. Первый эскиз был исполнен в 1765 г., в 1770 г. – модель в натуральную величину, а в 1775–1777 гг. Шубина идею скульптурного бюста Ломоносова. Демидовым совершает еще одно путешествие — в Англию.
Удары судьбы не заставили Шубина изменить себе. На увлечение этим жанром повлияло творчество блестящего французского скульптора Гудона, чей скульптурный портрет Вольтера сейчас украшает Эрмитаж и знакомство с античным римским портретом. С юных лет владел он традиционным для беломорских рыбаков косторезным мастерством. Это сейчас нам всем за трагическую судьбу этого человека и больно и стыдно.
Замечательный ум чувствуется во всем облике Ломоносова. Легкая фигура на постаменте цилиндрической формы создает с ним единый пластический объем. Эта работа приносит ваятелю громкую славу. Портрет написан незадолго до её смерти. Весь высший свет Петербурга тех лет можно наблюдать в портретах. Страшного императора.
Романтические тенденции 1790-х гг. Как и Ломоносов, юный Шубной после смерти отца с обозом рыбы отправился в Петербург. Голубкина, С. М. Шубин изображает фаворита во всем блеске: высшие русские ордена украшают его грудь, плащ на самом видном месте скреплен драгоценной пряжкой с вензелем Екатерины, а в центре красуется знак особого монаршего расположения – обрамленный бриллиантами портрет императрицы, вся эта выставленная на показ «высочайшая милость» характеризует Зубова отнюдь не с лучшей стороны. В детстве Федот с отцом и братьями ходил на рыбный промысел, занимался резьбой из кости и перламутра – распространённым в этих местах видом прикладного искусства.
В ответ на предложение Совета выполнить программу на звание академика скульптор, сославшись на нехватку времени, предложил «проэкзаменовать» его «по бюстам», которые он делал для императрицы и её приближённых и другим работам. У С. И. Иванова ученый молод, лицо еще не приобрело характерную округлость. Скромный бюст был установлен в 1877 году перед Аудиторным корпусом Московского университета на Моховой, где ему давно было положено стоять. Фальконе работал над памятником 12 лет.
Языком пластики он создает образы необычайной выразительности исключительной энергии, совсем не стремясь к их внешней героизации (бюст генерал-фельдмаршала З. Г. Чернышева, мрамор, 1774, ГТГ). Что-то бабье сквозит в презрительно-насмешливом лице стареющего Потемкина. Из других работ Шубина 1770-х годов известны портрет кабинет-секретаря Екатерины II П. В. Завадовского, «портрет неизвестного» и бюст промышленника И. С. Барышникова. Всем известно, что Павел был некрасив, но чтобы на столько.
Шубин родился в семье «черносошного» крестьянина (крестьянина, платившего подушную подать, не крепостного, но и не свободного) близ Холмогор. Думается, была еще одна причина, на этот раз чисто психологического свойства. Долгое ожидание литейщика Эрсмана, вызванного из Франции, заставило Фальконе самому взяться за отливку. В1766 году на публичном собрании в присутствии членов Академии, а также почетных любителей искусств, под звуки труб и литавр Шубин был награжден за программную работу «Убийство Аскольда и Дира» первой золотой медалью, здесь же ему была вручена шпага. В угоду им не скривлю душой Так-то. Портрет был создан скульптором на склоне лет, когда Ломоносова уже давно не было в живых. Там их опекал русский посол Д. А.
90-е годы — наиболее плодотворный его период. Следы внимательного штудирования античного портрета, столь характерные для художников строгого классицизма, можно обнаружить в одном из наиболее поздних скульптурных портретов Шубина — «Бюсте неизвестного сановника» (Ф. и недаром замысел большой шубинской статуи «Екатерина II — законодательница» (мрамор, 1789—1790, ГРМ). оказался чрезвычайно близким к аналогичной, но более ранней портретной композиции Левицкого. Смерть скульптора прошла почти незамеченной. Шубин был обречен на забвение, на смерть в нищете.
Конёнков, правда, в уже более позднее время. Для Петергофа Прокофьев исполнил в пару к щедринской «Неве» статую «Волхова» и группу «Тритоны». Он скончался 12 (24) мая 1805 года. Екатерина-законодательница (1790). Вместе с отечественными мастерами в России работал французский скульптор Этьенн-Морис Фальконе (1716–1791 в России – с 1766 по 1778), который в памятнике Петру I на Сенатской площади в Петербурге выразил свое понимание личности Петра, ее исторической роли в судьбах России. В «Самсоне», как его традиционно принято называть, соединились мощь античного Геракла (по некоторым новейшим исследованиям это и есть Геракл) и экспрессия образов Микеланджело. Окрыленный первыми успехами, Шубин возвращается в Петербург в августе 1773 года.
Обучение в Академии художеств, роль пребывания в Италии. Орлова (1771). Подобно всем скульпторам эпохи классицизма, Щедрин увлечен античными образами («Спящий Эндимион», 1779, бронза, ГРМ «Венера», 1792, мрамор, ГРМ), проявляя при этом особо поэтическое проникновение в их мир. Он постоянно удостаивался не только похвал от учителей, но и наград. Первой работой скульптора на родине был бюст екатерининского дипломата князя А. М. Голицына, одно из самых блестящих произведений Шубина (1775, гипс мрамор). он работает над скульптурным комплексом захаровского Адмиралтейства. В мае 1805 года замечательного скульптора не стало.
Отразил до дна словно бы раздерганную душу властителя-урода. Со временем в образах Шубина усиливается конкретность, жизненность, острая характерность. Здесь к нему приходит большой успех и поступают первые серьезные заказы. Скульптор Этьен Фальконе работает над памятником Петру – знаменитым Медным Всадником. Это бюст сибарита Потёмкина – видно, что добродушен, но свысока, надменно, чуть брезгливо.
Голицына был выставлен в залах Академии и имел огромный успех. В 1774 г. за бюст императрицы Екатерины II получает звание академика.
В бюсте Потемкина-Таврического (1791, мрамор, ГРМ), в его широком добродушном, но при этом скептически улыбающемся лице в ореоле пышных кудрей, в мощной шее, выступающей из тонкого кружева рубашки, намечена будущая очень свободная моделировка формы в бюсте же адмирала Чичагова (1791, мрамор, ГРМ) она абсолютно иная — сухая, сдержанная, как бы прямо способствующая передаче совсем иного характера модели: на лице читаются воля, ум, но и глубоко запрятанная горечь разочарований. работает много и быстро, никогда не повторяясь и не впадая в шаблон. Академические работы Шубина, к которым относятся также жанровые статуэтка «Валдайка с баранками» и «Орешница с орехами», до нас не дошли. Вот таким образом становится ясно, что замысел большой шубинской статуи «Екатерина II – законодательница», которая специально создавалась для Таврического дворца, оказался чрезвычайно близок к портрету Левицкого. Молодой человек недавно возвратился из-за границы.
В статуе Долгорукого скульптор широко применяет традиционные атрибуты: горящий факел и весы (символ истины и правосудия), поверженную маску (коварство) и змею (низость, зло). В Петербурге Федот Шубный становится Шубиным. Он обратился в академию и к Павлу, затем, спустя год, снова в академию. Завадовского (1790-е.
Образ Ломоносова глубоко демократичен. Годом позже Шубина ее окончил и вместе с ним проходил пенсионерство Федор Гордеевич Гордеев (1744– 1810), творческий путь которого был тесно связан с Академией (он даже некоторое время был ее ректором). Руки уставать начали от делания бюстов с персон, к которым не лежит мое сердце. Эта работа хранится в областном музее Воронежа. Остальное – на совести автора.
Голубкина ей рассказывала, «как её учитель по Училищу живописи, ваяния и зодчества, скульптор Сергей Иванович Иванов, которого она почитала и признавала своим Учителем (Учителем с большой буквы), однажды велел сторожам вышвырнуть во двор большое количество глины из которой был слеплен этюд ученика, прилепившего окурок к своей работе». Шубин учился настойчиво и не раз удостаивался похвалы и наград. 160) — показало, какого масштаба художник вступил в русское искусство.
Он прошел те же этапы обучения в Академии и пенсионерства в Италии и Франции. Повзрослев, царевна Прасковья Ивановна имела в новой столице свой двор. Царевна изображена в живом движении, повороте, на ней алая бархатная мантия, подбитая горностаем, как и подобает знатной особе. Ломоносова, выдающегося русского ученого (1792) императора Павла I (1797) и мн. Затем портрет перешёл к её дочери, внучке Фальконе, баронессе Мари Люси де Янкович. Красота искаженная гримасой духовного уродства.
Гордеев автор многих надгробий, /49/ столь популярных в эпоху классицизма. Образованнейший человек и изнеженный вельможа. Шубин-скульптор никогда не повторялся в своих работах. В то же время этот ученик стоит едва ли не выше прочих по своему дарованию и рвению». Его наивысшие достижения связаны прежде всего с творчеством Федота Ивановича Шубина (1740–1805), земляка Ломоносова, прибывшего в Петербург уже художником, постигшим тонкости косторезного дела. Окончивший Академию по классу Жилле с большой золотой медалью, Шубин уезжает в пенсионерскую поездку, сначала в Париж (1767–1770), а затем в Рим (1770–1772), ставший с середины века, с раскопок Геркуланума и Помпеи, вновь центром притяжения для художников всей Европы.
А сын делал много, очень много. Он разглядел бешеный, нелепый, непростой внутренний мир августейшей своей модели. Какая грация, какое изящество. В 1803 уже году.
Шубин Шубин Федор Иванович Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета. Реформы Петра изменили весь уклад жизни в России. По приглашению Петра в то время в Россию приехало много различных мастеров, в том числе и живописцев из Франции, Голландии и немецких земель.
Творческий метод Шубина и проблема материала. Например, надгробье Н. М. Голициной, тип которого восходит к древнегреческим стелам /50/. В 1773 году он вернулся в Петербург. удалось выразить демократичность образа Ломоносова.
С. И. Он не боится снизить, «заземлить» образ фельдмаршала П. А. Поздняя работа мастера – портрет Павла I – одно из высших достижений шубинского таланта. Далее следует бюст А. М. Голицына.
Невзгоды подорвали здоровье и без того больного человека, обремененного большой семьей. Портрет Елизаветы ПетровныДочь Петра I – будущая российская императрица Елизавета Петровна (1709–1761). Со временем интерес к Шубину угасает.
Памятник не имеет прямого портретного сходства. Именно в Париже скульптор начал заниматься портретом. Исполненный тогда же мраморный бюст князя А. М.
Но это не протест против несправедливой судьбы. В экспозиции воронежского музея творчество этого замечательного мастера представлено бюстом российского императора Александра I. Смело, очерчен общий контур фигуры, внешний облик схвачен с неподражаемым благородством. Ранним произведениям Ш. («Ф. Тогда в 1792 г. Шубин обращается к Екатерине: «Всемилостивейшая Государыня, нахожусь в умалении здоровья и необходимости просить о помощи» Лишь через два года прославленный мастер был утвержден профессором, но без предоставления платного места. Он не боится снизить, «заземлить» образ фельдмаршала Румянцева-Задунайского, передавая характерность его совсем не героического круглого лица со смешно вздернутым носом, заплывшими глазами и двойным подбородком (1777, гипс, ГРМ 1778, мрамор, Белорусская картинная галерея).
Орлова ирония скульптора бьёт наповал. И. И. Этот бюст изображает И. С.
Портреты И. С. Лицо царя смуглое и моложавое. Одновременно 40 каменотесов обсекали скалу, придавая ей задуманную Фальконе форму. Надгробие же Н. М.
Посмотрим портреты, которые он выполнил до отъезда. Период 1876–1879 гг. Подчеркнуты его упрямые скулы и твёрдый подбородок.
Исполненный им в 1776 г. «Марсий» (гипс, НИМАХ), как и гордеевский «Прометей» и «Поликрат» Козловского, полон бурного движения и трагического мироощущения. Н. Голицын (. ), мрамор, 1800, ГТГ), в котором отчетливо звучат «римские» ноты. В 1770—80-е гг. Ректор историк С. М. Живой ум, пытливость, энергия чувствуются во всем облике Ломоносова. и Ф. Г.
Выдающееся дарование Шубина неотделимо от эпохи, в которую оно развивалось и расцвело. Скульптор Л. А. Вопреки существующим традициям и моде, он выполняет бюст Ломоносова без парика.
Летом 1773 года Шубин вместе с внуком уральского горнозаводчика Н. А. Его «Бдение Александра Македонского» (вторая половина 80-х годов, мрамор, ГРМ) воспевает героическую личность, тот гражданский идеал, который соответствует морализующим тенденциям классицизма: полководец испытывает волю, противясь сну свиток «Илиады» около него – свидетельство его образованности. Но поздновато.
Еще одна уникальная декоративная работа Шубина связана с украшением Чесменского дворца (архитектор Ю. М. Так возник образ-символ при всей естественности движения и позы коня и всадника. Портрет Ивана Барышникова (1778). После его смерти в Париже в 1791 году портрет перешёл к его невестке, Мари Анн Колло. В портретах Шубина перед нами проходит высший свет Петербурга.
По существу, хотелось бы остановиться на двух моментах: самой истории создания памятника возле здания Московского университета и тому, насколько его открытие было «тихим и неприметным», «сугубо университетским торжеством». Но Шубин не перестает работать. Знаменательно, что для большинства из них освоение этих принципов и создание своего собственного национального стиля классицизма шло негладко и творчество почти каждого из них можно рассматривать как «арену борьбы» барочных иногда и рокайльных тенденций и новых, классицистических. был мастером именно бюста. Такие, как он, всем обличьем и речами изумляли европейцев — сколь же далеко шагнула медвежья Россия за какие-нибудь полстолетья по распахнутому перед ней Петром Великим пути просвещения. Он получил такое название из-за ударившей в него молнии.
Г. Чернышева (1774, ГТГ). Первое произведение Шубина на родине – бюст А. М. Пётр очень любил сестру. Среди изображений людей, к которым Шубин не мог не питать уважения и глубокой симпатии, особенно выделяется портрет, правда, посмертный, М. В. Ломоносова (бронзовый вариант в Камероновой галерее в г. Пушкине датирован 1793 годом другие: гипсовый в ГРМ и мраморный в Академии наук СССР в Москве, видимо, ему предшествуют). Сын крестьянина-помора, Ш. с детства занимался резьбой по кости.
В 1774 году Шубин выполнил портрет Г. Г. Орлова, а в 1778 году – А. Г. Орлова. Юность с холодно-мертвенной душой. Мрамор.
Это лицо человека удивительно живого, пытливого, энергичного. Его современник Иван Прокофьевич Прокофьев (1758–1828) в 1806–1807 гг. Можно только предполагать.
Летом 1770 года по ходатайству Дидро и Фальконе Шубин отправился в Италию. Металлический взгляд, отлитый в бронзе. Развивая героическую тему, Козловский обращается к образу Суворова: сначала мастер создает аллегорический образ Геркулеса на коне (1799, бронза, ГРМ), а затем памятник Суворову, задуманный как прижизненная статуя (1799–1801, Петербург). Маска эта будто то появляется, то исчезает в портрете. В этом же ряду следует рассматривать заказ, поступивший от Московского Университета. Определено: представить об этом г. попечителю Московского учебного округа и просить разрешения Его сиятельства обратить пятьсот руб.
Объяснение, думается, в том, что работа эта не с натуры: Ломоносов умер за 27 лет до нее (в исследованиях последнего времени, правда, высказывается мысль о возможности натурных зарисовок очень молодого скульптора, до нас не дошедших, но это вряд ли меняет общую оценку). Пигалю.
Никогда не повторяясь в выборе композиции, он сохранял особый ритмический рисунок. Шубину был заказан бюст Екатерины. Прекрасная, закутанная в траурные одежды, женская фигура, напоминает античную плакальщицу. В 1775 году вместе с двумя помощниками он принялся за работу. В его ранней работе –надгробии Н. М.
Сверстником Козловского был Федос Федорович Щедрин (1751–1825). Царь Алексей Михайлович уделял много внимания образованию. Процесс доставки гигантской глыбы занял два года. Но разные ракурсы дают разные акценты. Человек у него предстает во всем многообразии своего жизненного и духовного облика.
Отсюда несколько иной уровень обобщения и антикизации, чем в других произведениях скульптора (бронза, 1793, Камеронова галерея, г. Пушкин гипс, ГРМ мрамор, Академия наук два последних – более ранние). Но и только. Бедственное положение молодого скульптора, сироты из Воспитательного дома, очень ярко охарактеризовал профессор скульптуры Н. А. Он сумел сохранить индивидуальность каждого, при этом дав им общее понимание сути скульптуры как вида художественного творчества. 7 мая 1767 г. Федоту Ивановичу Шубину в числе других выпускников был вручен «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства. Ее поза полна спокойствия, в ее облике – глубокая скорбь.
Остальное – на совести автора. Волнухин и С. Т. др.
В 1795 году он создал скульптурный портрет последнего фаворита Екатерины II П. А. Зубова. Зрителю можно об этом и не знать, он угадает по взгляду расчётливого и хитроумного дельца. Нет и подлинной «антикизации», требуемой для сосуществования с бюстами галереи. Все желали иметь портреты, сделанные любимцем императрицы.
Уникальное портретное сходство произведения искусства с его прототипом настолько поразил саму Екатерину II, что императрица лично жалует ему золотую табакерку и повелевает остаться «собственно при ее величестве». «Кумир на бронзовом коне» предстает во всей своей мощи прежде, чем можно заглянуть ему в лицо, как верно заметил некогда Д. Е. Камень будто дышащим выходит из-под резца мастера. Затем он выполнял многочисленные заказы на декоративные работы для Мраморного дворца (1775-1782), работая совместно с итальянцем Валли и австрийским скульптором Дункером, создал мраморный мавзолей генерал-лейтенанта П. М.
Только в 1761 году он был зачислен в Академию художеств. Парик его длинный, как носили при Анне Иоанновне. В одной из последних работ — бюсте Александра (1801, Воронежский областной музей изобразительных искусств) за внешней приветливостью императора видно холодное равнодушие. Паниной (середина 1770-х., мрамор, ГТГ) как явления раннего классицизма. Павловский дворец-музей), «Спящий амур» (1792, мрамор, ГРМ), «Амур со стрелой» (1797, мрамор, ГТГ) и другие говорят о тонком и необычайно глубоком проникновении в эллинистическую культуру, но вместе с тем лишены какой-либо внешней подражательности.
Пенсии его вдова не получила. Возможно, как говорится в каталоге Русского музея, это название граничит с чинами, которые существовали в Польше и Литве в начале XVIII века: главнокомандующий назывался «коренной» гетман, а его заместитель – «польный» (но всё же не «напольный»). Ваятель избрал полный драматизма сюжет.
В 1773 Ш., вернувшись в Петербург, работал над портретами, предпочитая в качестве материала мрамор, мягкость которого позволяла ему достигать тончайших живописных эффектов. Но особенно много Пигаль заставляет своего ученика работать с натуры. 7 мая 1767 года на собрании членов Академии Федоту Ивановичу Шубину в числе прочих выпускников был вручен «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства, громогласно прочитано и принято определение: «Удостоившихся за хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение из учеников Петра Матвеева сына Гринева, Федота Иванова сына Шубина, Ивана Алексеева сына Иванова отправить морем во Францию, написав с ними рекомендации в две французские королевские академии, к господам почетным членам его сиятельству князю Дмитрию Алексеевичу Голицыну и почетному вольному общнику господину Дидро дать дозволение письменное ехать во Францию и Италию для достижения совершенства в художествах, на три года». Многогранность раскрытия образа — главное достоинство таланта Шубина (1740-1805).