Шубка Рубенс

Но самой откровенной, нежной и чувственной юная жена Рубенса предстаёт перед нами на картине «Шубка», которую называют ещё «Венерой в мехах».

Кто такие рубенсовские женщины: описание, картины и интересные факты

Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. К 1615—20 Р. завоевал широкую известность и признание. Бесконечно он пишет и рисует ее изображая в виде Сусанны, Венеры, Андромеды или вакханки. В большинстве ранних картин Р. сказываются пережитки Маньеризма, но отдельные работы уже предвещают новаторскую необычность его зрелого стиля (портрет герцога Лерма, 1603, собрание графини Вальдслаграва, Мадрид).

Техника очень разнообразна: лессировка, крупный и средний мазок. После возвращения он ужинал с избранными друзьями. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова.

Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. После кончины Филиппа в 1611 году Питер Пауль устроил ему пышные похороны, принятые в их социальном кругу, которые обошлись в 133 флорина. В технике масляной живописи Рубенс был одним из последних художников использовавших деревянные панели для станковых работ, даже очень больших по размеру.

  • Выставка одного портрета или что скрывается под «Шубкой» Рубенса
  • 10 лучших работ Художественно-исторического музея Вены
  • Питер Пауль Рубенс и Елена Фоурман: вдохновение истинной любви
  • Сочинение-описание картины Рубенса «Шубка»
  • Отправить запрос на изготовление копии
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Виланд Обрайн Рубенс Дагер (он же Рони, он же Шуба)

Эффектные архитектурные или пейзажные фоны, богатство колорита определяют несравненные декоративные качества этих больших картин, выполненных при широком участии помощников Рубенса (Франц Снейдерс, Якоб Иорданс, Антонис Ван Дейк). Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг.

Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Эта работа чарует трепетом жизни, лиризмом юного образа. Рано посвятив себя живописи, учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (около 1591—94), О. Вениуса (ван Вена, около 1594—98) мастер с 1598. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет.

Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. 1635–36, Лувр).

  • – Питер Пауль Рубенс – Подборка картин под музыку (/)
  • Праздник Файерхунд 2014-проверка поведения Виланд О Брайн Гудвин Алекс
  • Какие главные выставки 2019 года в музеях России нельзя пропустить
  • Сказочный лес, добрые йети и ледяное королевство – лучшие мультфильмы зимы
  • Необычное поздравление Натальи Поклонской обсуждают в Сети
  • Полковника МВД Веру Рабинович задержали при получении 10-миллионной взятки
  • Осталась без норковой шубы посетительница бара в центре Новосибирска
  • Кричащая «ура» напоминках вдова Караченцова: Ярадуюсь

Сыновья Яна Рубенса, должны были стать, подобно отцу, адвокатами. Может быть, этому Рубенс должен быть благодарен тому, что ещё в ранней юности всецело посвятил себя живописи. Никлас рано удостоился дворянского титула и умер ещё ранее своего старшего брата в возрасте 37 лет, оставив семерых детей79. традицию приёмами итал.

Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Однако он уже сам получил право принимать учеников, первым из которых стал Деодато дель Монте, сын серебряных дел мастера27. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Драматизм, движение и контраст в его картинах обретают полноценное воплощение и достигают совершенства.

  1. Уфимский концерт стал для Тимати поводом поторговать лицом и состричь денег
  2. В Ярославле проходит модный показ зимних коллекций 19-20 века
  3. Описание картины Питера Рубенса «Шубка»
  4. «Рубенсовские женщины» : созданные из молока и крови

Ликующему тону повествования отвечает красочность картины. Смотрит на Шубку (то есть на себя) и на тех, кто у этой Шубки останавливается.

Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая.

Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Смерть Изабеллы Брант, случившаяся в 1626 году, стала для Рубенса тяжёлым ударом судьбы.

  • Шедевры, выставленные в Эрмитаже
  • Записки профессора Преображенского
  • Сочинения по картинам 5-9 класс

Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Страдая подагрой, Рубенс обедал умеренно, а после еды совершал верховую прогулку, которая могла быть совмещена с деловыми визитами по городу.

К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Слава его быстро росла, он не знал отбоя от заказов. В 1630 году, через четыре года после смерти первой своей супруги Изабеллы Брант, чья утрата, как писал художник своему другу Пейреску, «поражает меня до самых глубин моего существа», пятидесятитрехлетний Рубенс решает жениться на своей шестнадцатилетней племяннице Елене Фоурмен. С особым мастерством и виртуозностью создавал этот мастер живописи и портреты величественных особ.

Выставка одного 
портрета или что 
скрывается под «Шубкой»

Родился в семье юриста, эмигранта из Фландрии. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Эта юная девушка стала музой художника. Изобилен живописный мир Рубенса.

В 1611–18 по собств. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века.

Более всего в его коллекции была представлена венецианская школа: произведения Тициана, Тинторетто, Веронезе, Пальмы и Муциано. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию.

В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219.

Она стоит на красном ковре, позади – тёмный фон. Портретируемая слегка повернута вправо. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. короля ФилиппаIV («Суд Париса», ок. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Рубенс широко использует в этом произведении всевозможные эффекты контрастов, в частности, резкое чередование освещенных планов и теней.

Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Интерес к делам французского двора и нужды коллекционирования постепенно привели Рубенса к исполнению художественно-политических заказов. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти».

В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Он трепещет в золотистых волосах.

конный портрет герцога Лермы, 1603, Прадо, Мадрид). Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. иск-ва на традиции старонидерландской живописи (П. Брейгель Старший и др. ). После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98.

Композиция диагональная, – с правого нижнего к левому верхнему. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Питер Пауль Рубенс – «король живописи» XVII века, опытный дипломат, образованнейший ученый-гуманист, необыкновенная по мощи и яркости энциклопедическая личность, чьей дружбы искали лучшие умы Европы, – счастлив прославить своей кистью любимую жену, неподражае- Над входом в антверпенский дом Рубенса написаны слова римского поэта Ювенала: «В здоровом теле – здоровый дух».

Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Восхищенный красотой пленницы, Персей приближается к ней. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни.

Особое место в позднем творчестве Р. занимают пейзажи («Возчики камней», ок. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Рубенс добивался аналогичного эффекта посредством перекрывающих друг друга линий и лепки заключённых в них форм.

Одновременно сложилась антверпенская школа репродукционной гравюры, воспроизводившая живописные оригиналы Рубенса и его круга. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.

Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе.

Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Значит. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Мастерская Р. стала школой для работавших в ней мн. флам.

Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»). XVII век был временем глубоких социальных конфликтов и потрясений. На этот раз его избранницей стала 16-летняя белокурая Елена Фурман.

По дороге он заглянул в свою мастерскую в Антверпене и захватил с собой шурина Хендрика Бранта. Рубенс был скрытным во всём, что касалось его частной жизни, не сохранилась его переписка с женой, дети упоминались очень редко и только в контексте гуманитарных интересов. В сравнении с лихорадочным экстазом блаженных великомучеников Сурбарана умирающие праведники Рубенса выглядят поразительно бодрыми. Однолюб по природе, Рубенс вёл в Италии и во вдовстве целомудренную жизнь, никогда не разменивался на мелкие интрижки и романы и, будучи темпераментным человеком, внешне был чрезвычайно выдержан. Он приобретает поместье с замком (Стен) в Элевейте (Брабант) и поселяется там с молодой женой. художник, график.

Разнообразные позы фигур их сложные ракурсы и вздутые мышцы выражают крайнее напряжение физических сил. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9.

Он был желанным гостем и доверенным лицом для многих монархов Европы. Сначала умерла дочка Клара Серена в 1623 году, а потом, в 1626 году, скончалась жена Изабелла Брант (друг и незаменимый помощник, как писал сам Рубенс в одном из своих писем). Брантом пишет: «Вот почему полные женщины заслуживают предпочтения хотя бы ради только их красоты и величия ибо за эти последние, как и за другие их совершенства их ценят. Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций. Учился живописи у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок.

О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. музей, Вена), где художник мастерски объединил мифологич. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Грубой мощи палачей и солдат противопоставляется более облагороженный образ Христа.

Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113.

Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее.

«Водружение креста» (1610-1611), находящийся в антверпенском соборе. Инициатива натолкнулась на противодействие короля Филиппа, который пошёл на затягивание всяких решений Спинола был отправлен наместником в Милан, где скончался в 1630 году179. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Очень показателен в этом отношении портрет «Камеристки Инфанты Изабеллы» 1625 год (дерево, масло 63, 5 х47, 5) – один из лучших погрудных портретов.

В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие. Родился в семье юриста, эмигранта из Фландрии. Группа палачей и солдат поднимает большой крест с пригвожденным к нему Христом. На заднем плане в окне виден пейзаж.

Ещё с 14 лет он сильно увлёкся искусством. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А.

Около 1611—18 Р. выступает также и как архитектор (полный театрализованной пышности дом Р. в Антверпене, где художник разместил свою богатую коллекцию картин и памятников античного искусства). В переписке Рубенса имеются многостраничные пассажи о формах и способах применения античных треножников изображениях на античной серебряной ложке и прочего. После кончины жены он так отозвался о ней: Поистине я потерял превосходную подругу, она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили ее живую и оплакивают мертвую. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148.

1622–25, Лувр, Париж), плафонная живопись для «Банкетного зала» в Лондоне (1635) и др.

Франс Снейдерс в течение 30 лет писал для полотен Рубенса животных, цветы и плоды в завещании великого фламандца Снейдерс был назначен распорядителем его имущества99. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Рубенс заботился о своих авторских правах. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Красноватый цвет пола заставляет сделать глубокий энергичный вдох. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена.

1610 – 1620 годы в творчестве самого блистательного художника XVII столетия были временем особенно ярких его успехов. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Речь шла о «Воздвижении креста». Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров.

Рубенсу также в значительной степени обязана своими достижениями и живопись 19 века. Рубенс писал главному смотрителю королевской библиотеки в Париже Пьеру Дюпе: «Я потерял действительно хорошую супругу, которую с полным правом можно, даже нужно было любить, так как она не обладала теми негативными качествами, обычно присущими женскому полу. Отпевание состоялось 2 июня. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74.

Он сильно переживал эту потерю. Следующая работа, которую я хочу проанализировать – «Персей и Андромеда» (1620-1621). Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Художник направил в Рим и Ломбардию агентов, которые копировали для него нужные архитектурные образцы.

На противоположной стене расположена картина Встреча в Нордлингене. Монументальный строй композиции. Ритм форм пространственно организует холст и служит его пластическому богатству. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году.

Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Но по стопам родителя пошёл только старший сын. Памятуя о неприятном римском опыте, Рубенс работал прямо в помещении церкви, что позволяло учитывать все особенности восприятия полотна105. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику.

Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Каждый персонаж на триптихе имеет свой неповторимый характер, который раскрыт через взаимодействие с остальными участниками композиции. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Она не отличалась особым богатством— все картины Рубенса были написаны свинцовыми белилами, жёлтой охрой, лаковой мареной, ультрамарином и коричневой смолой иногда использовалась киноварь и сажа93.

Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Особое место занимали отношения Рубенса с Яном Брейгелем-младшим: это была своего рода дружеская взаимопомощь.

Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. и аллегорич. Сама Шубка расположена рядом с автопортретом Рубенса (чтобы не было сомнений, кто и ради чего. ). С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами.

Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Композиция ассиметрична и срезана (домысливать сюжет). Картина была подписана обоими художниками104.

На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. преобладали отмеченные внешним блеском аристократические портреты («Мария Медичи», около 1622—1625, Прадо, Мадрид), но художник обращался и к более простым интимным решениям («Камеристка инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов»).

После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауэл (28. 6. 1577, Зиген, Германия, — 30. 5. 1640, Антверпен), фламандский художник. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Брак был заключён с большой поспешностью. В портретной живописи Р. в 1620-е гг. Позвоночник – слегка изгибается и напряжен.

Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Вывод: искусство Рубенса имеет исключительно важное историческое значение. Вследствие болезни он был практически парализован. Один из крупнейших ее мастеров, Делакруа, говорил: «Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом проникнуться, надо Рубенса копировать ибо Рубенс – бог».

После общения с королевой и инфантой Рубенс 1 августа написал Оливаресу, предлагая ему вмешаться в династическую распрю. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. В Нидерландах вся жизнь и вся культура еще дышала воздухом недавней революции. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. В 1589 переселился вАнтверпен, где обратился в католицизм и получил гуманистич.

Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. К 19 мая 1622 года была готова концепция предстоящей работы, что вызвало сильное недовольство в художественном мире Парижа, был даже запущен слух о смерти Рубенса, который он опровергал лично156. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. И слава Богу.

За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства.

Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203.

Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Возможно, это труды Сенеки. В первом варианте она стоит перед двухуровневым фонтаном, который установлен в полукруглой нише. Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Практически сразу по возвращении в город, Рубенс сделал предложение своей соседке Изабелле Брант— племяннице супруги брата Марии де Муа72. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года.

РУБЕНС (Rubens) Питер Пауль (Пауэл) (28. 6. 1577, Зиген, ныне Германия– 30. 5. 1640, Антверпен), флам. изобретательностью («Охота на крокодила и гиппопотама», ок. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197.

А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. придворного живописца эрцгерцогов Изабеллы и АльбрехтаVII Австрийского. портретистов эпохи Возрождения, свободно варьируя композиц. Возможно внесение незначительных изменений, таких как замена рамки или перефокусировка изображения, чтобы оно идеально соответствовало проекту, однако запрещается вносить в него какие-либо изменения, которые могут нанести вред целостности оригинального произведения (модификация форм искажения, резка изменение цветов, добавление элементов и т. д. ), если от художника предварительно не получено письменное разрешение. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя».

По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». образование.

20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. В 1589 переселился в Антверпен, где получил разностороннее гуманитарное образование. Губерта, Диану на охоте и подобное. При помощи аллегории в них рассказаны отдельные эпизоды из жизни Марии.

В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам».

Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу.

Любовь к Елене сделала Рубенса проще и мягче, а его искусство – утонченней и задушевней. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены.

По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году.

Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.

1591–94), О. Вениуса (ван Вена, ок. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом-младшим (1592—1648), братом Елены. В 1600–08 находился на службе у мантуанского герцога ВинченцоI Гонзаги, что позволило ему близко познакомиться с живописью мастеров венецианской школыи Корреджо, совершить путешествия в Рим (где Р. изучал иск-во античности, произведения Микеланджело, Рафаэляи Караваджо), Геную, а также в Испанию создал ряд парадных портретов (в т. ч. Опорные цвета теплые: золотые и охристые.

В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами. Рубенс отходит от политических дел и целиком отдается творчеству. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией.

Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). В 1550 году Ян Рубенс перешёл в Падуанский университет, а в 1554 году— в Римский на отделение гражданского и канонического права. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231.

Но, наверное, наиболее полно его восхищение своей «идеальной моделью» запечатлено в «Шубке» – последнем портрете Елены, который был написан Рубенсом в течение 1638 – 1640 годов. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Младший же выбрал иной путь.

Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Теперь он принадлежит только своему искусству и Елене. Начиная с 1600 по 1608 год, работал в разных городах. Он считал религиозные картины художника излишне театральными, но восхищался его способностью выражать настроение с помощью красок, а также его умением быстро и уверенно рисовать228. Нам довелось побывать в Музее изобразительных искусств, в Вене.

Все это тайна велика есть. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Большой дом на Ваппере с мастерской продать не удалось из-за чрезмерной стоимости, вот таким образом Елена Фоурмен жила там до второго замужества. Тем не менее, Рубенс написал портреты короля и его брата кардинала Фердинанда, королеву инфанту Марию-Терезию и так далее185. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Невыгодным стало его положение после прибытия посланника Франции де Шатонёфа, поскольку француз обладал правом принятия решений на месте, а Рубенсу приходилось за каждый шаг отчитываться перед Оливаресом.

Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Пейзажи Р. («Возчики камней», около 1620, Эрмитаж, Ленинград) в значительной мере носят вымышленный характер (традиционные кулисы, фантастические дали), однако они одухотворены ощущением вечной борьбы стихий, неразрывной взаимосвязи различных аспектов среды, а также природы ландшафтной и природы человеческой. Союзниками Рубенса в его миссии были посланники Савойи, напротив, посланник Голландии Йоахими всячески подчёркивал, что художник Рубенс находится в английской столице по прямой своей профессиональной обязанности.

Это самый величественный автопортрет. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Рубенс писал его левой рукой из-за болезни правая уже не работала.

А число желающих у него учиться непрерывно росло.

Тогда ему уже исполнилось 53 года. Античная сказка овеяна поэзией и трепетом жизни. В 1608 году из-за болезни матери он покидает Италию и возвращается в Антверпен.

В 1600—08 находился в Италии (Рим, Мантуя, Генуя), где изучал произведения Микеланджело, Рафаэля (См. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21.

С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Любящий и любимый муж и отец. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник.

На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Изучение пространства позади Елены выявило нечто любопытное. От продажи коллекции Бэкингему осталось 84 000 флоринов, прочие деньги ушли на покупку 3 домов в Баскюле и 4 домов на улице Аньо, смежных с владениями художника. С 1625 Р. с дипломатич.

Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Рафаэль), Тициана и Караваджо. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником.

Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться».

Он материально поддерживал Клаудио Монтеверди и вызволил из сумасшедшего дома Торквато Тассо. маньеризма в нём он разместил ценную коллекцию картин и памятников античного иск-ва. Современникам казалась фантастической его память: однажды он без труда припомнил имя римской поэтессы, которую единственный раз упомянул Ювенал в одной из сатир13. (почти все выполненные художником собственноручно) отличаются более индивидуализированным, чем в предыдущих произведениях, образным строем, большей сдержанностью художественных средств, полной внутренней теплоты эмоциональностью. Скульптурная трактовка формы ощущается во многих мифологич.

Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Игнатия (ныне посвящённой св.

После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан.

Социальное положение модели всегда подчёркивалось аксессуарами, пристальное внимание уделялось костюму, который выписывался с особой тщательностью. Впрочем, с её старшей сестры Сусанны он исполнил 7 портретов— больше, чем с Изабеллы Брант209.

8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Отсюда любовь эпохи к множественности элементов и наглядности, любовь к орнаментальности и публичной пышности140. С 1617 мастерская Р. выполняла по его эскизам ряд серийных монументально-декоративных композиций («История Марии Медичи», около 1622—25, Лувр, Париж и др. ).

Луки214. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс. Рубенс накладывал краску жидкими прозрачными слоями, сквозь которые просвечивал подмалёвок или тон грунта92. Новая поездка в Париж оказалась неудачной.

Буквально накануне отъезда, 3 марта 1630 года король Карл I посвятил художника в рыцари, добавив ему в герб английского королевского льва на красном фоне в верхнюю левую четверть блазона.

Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Там заметили, как интересно кураторы залов Рубенса обыгрывают тему Елены Фурман. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года.

Торжествующе звучат синий, красный, желтые цвета одежд и драпировок, тела сверкают тончайшими переливами розоватых и перламутровых тонов. картины исполненные по заказу исп.

Все композиции решены в многолюдном театральном стиле, который может одновременно напомнить и о Веронезе и о Микеланджело. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173.

1635–39, Худож. -историч. барокко и имело огромное значение для развития всей европ. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. В спорах критиков, принадлежавших к обоим лагерям, на первое место выносились требования, предъявляемые к линии и цвету.

относится и большинство лучших пейзажей Р. («Пейзаж с радугой», около 1632—35, Эрмитаж, Ленинград). Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. У верующих, созерцающих картину, не должно было остаться ни малейших сомнений в масштабе принесённой ради них жертвы107. Его зрительная память не уступала памяти на тексты.

Всем им присуще обыкновенное живое участие как в сюжете, так и в действии. Карлу Борромео). В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120.

организовал большую мастерскую, выполнявшую монументально-декоративные серии– «Триумф ГенрихаIV» (не окончена), «История Марии Медичи» (ок. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. В конце концов, в 1636 году Рубенс процесс проиграл, поскольку утверждал, что в 1631 году, когда была выполнена гравюра, находился в Англии, что не соответствовало действительности215.

Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. 1635, КГ, Дрезден), а также в портретах, среди которых наиболее выдающимся является «Шубка» (ок. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов.

Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Эта же комната служила и личным кабинетом. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129.

миссией посетил ряд стран, в т. ч. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Здесь, для местного собора он выполняет две масштабные работы: Воздвижение Креста и Снятие со Креста. Помимо учеников, у Рубенса работали сложившиеся мастера, которых использовали для писания пейзажей, фигур, цветов или животных, — бригадный метод считался нормальным в художественном мире Нидерландов до начала 1700-х годов97.

В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Голландию (1627), Испанию (1628–29), Англию (1629–30), где также создавал живописные произведения. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.

Многочисл. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Возможно, художник не задавался целью специально писать портрет жены. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147.

Он, видимо, создан всего лишь в перерывах, когда Елена Фоурмент отдыхала от утомительного позирования. проекту Р. построил свой дом в Антверпене в стиле итал. Во влажных, чуть грустных зеленых глазах искрится свет. Уже для первых картин этого времени характерно наложение впечатлений от итал.

Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность.

Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. И именно с неё смотрит Елена (смотрит, положив щечку на ладошку и лукаво улыбаясь). Все слито в ритм плавных, круглящихся линий.

иск-ве. Искусство чутко откликнулось на драматические противоречия эпохи. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Будучи юношей, он учился у Адама Ван Ноорта.

Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Очень забавно. Однако на свадьбе принцессы Генриетты в Париже в мае 1625 года Рубенс сумел завести знакомства при английском дворе и лично с герцогом Бэкингемом, сделавшись единственным авторитетным связным между испанскими властями и английским двором, который мог оказать давление на Голландию164.

Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Тяга к совершенству, знаниям ведут его дальше. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94.

3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Родился великий художник Питер Пауль Рубенс 28 июня 1577 года в городе Зигене, что в Германии. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14.

Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Заказные портреты генуэзской аристократии стали эталоном барочного портрета и надолго определили развитие этого жанра в Италии, Фландрии, а затем и Франции и Испании. В первые годы жизни в Антверпене (1608—12) Р. одновременно выполнял монументальные религиозные композиции («Водружение креста», около 1610—11 и «Снятие со креста», около 1611—1614, собор Онзе-ливе-Врауэкерк, Антверпен), нарядные портреты (автопортрет с первой женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) и мифологические сцены.

Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать.

В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита.

Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Полная раскованность, непринужденность позы и помогли создать шедевр. Но Рубенс не из тех, кто останавливается на достигнутом.

жанров (пейзажного, бытового), а также символики. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем.

Картины Р. 1630-х гг. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Темой его творчества в основном были сцены на мифологические и библейские темы, но также были исторические полотна и портреты, где скрупулёзно и тщательно он передавал все тонкости лица и интерьера комнаты — кресла, люстры, посуду. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю».

При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. В это время появились известия о франко-испанском договоре о совместном вторжении на Британские острова и восстановлении на них католической веры, который был подписан Оливаресом ещё 20 марта 1627 года. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.

После смерти его матери, весьма преданной иезуитам, герцог приказал воздвигнуть церковь этого ордена в Мантуе, а Рубенсу заказал картину изображающую поклонение семейства Гонзага Святой Троице. Неизвестно, откуда у Питера оказались деньги на заграничную поездку— возможно, он выполнил некий заказ в Антверпене или продал некоторые свои работы. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл.

Художник дважды был женат. Себастьяна», ок. Но вот осталась позади полная блестящих триумфов молодость.

Вскоре после этого Рубенс добивается долгожданной отставки от дипломатических поручений. В любой концепции наготы решающим является характер головы, венчающей тело, что справедливо даже для классических статуй, в которых выражение лиц сведено до минимума. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель.

Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. 1615, КГ, Берлин). Он победил дракона и страшное чудовище бессильно разевает у его ног свою пасть. мифологич. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». В Антверпене Р. писал алтарные картины, портреты и мифологич.

В 1620-егг. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Как и в этом случае, его влияние проявлялось всякий раз усилением колористического начала и возрастанием значимости живописного мастерства. Художник изобразил себя анфас с уверенным выражением лица.

Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. В этот период Р., неоднократно создававший рисунки для шпалер, в качествеальтернативы последним стал писать монументальные сцены охоты для украшения дворцовых интерьеров, отмеченные богатым воображением и композиц. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Такие фонтанчики располагались, как правило, на улицах.

Основная тематика, конечно, – образ юной жены. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. пластики («Мученичество св.

Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Брейгель Старший и др. ). Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Р. отказывается от пёстрых, локальных красок тона теперь мягко перетекают один в другой, смягчаются контрасты светотени.

Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Для сравнения: семья Филиппа— жена, двое детей и двое слуг— издерживали в год примерно 400 флоринов78.

Причём большую часть из них Рубенс написал со своих любимых жён. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок.

В 1598 году он был принят в гильдию художников. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Вернувшись в Антверпен, Р. занял место гл. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили.

Этими же качествами отмечены и монументальные сцены нар. Фон становится живописным пространством, средой, которая «втягивает» в себя тело, чтобы затем с еще большей энергией возвратить его сверкающую поверхность глазу, дать восхититься голубыми полутонами груди, звонкой медью волос, оттенками белого на драпировках и руках. После его смерти Елена Фоурмент хотела уничтожить эту работу и многие другие, где Рубенс написал ее обнаженной, но кардинал-инфант Фердинанд уговорил ее через духовника не делать этого. 1639, Прадо и др. ), сюжетно и стилистически перекликаются с «поэзиями» Тициана иногда являясь копиями его работ.

Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Рубенс, как никто другой, умел вдохнуть подлинную жизнь и настоящую поэзию в условные мифологические образы «большого стиля».

Если он соглашался на заказ, то ему позировали непременно представители высшей аристократии, как это было в Генуе со Спинола и Дориа, а также герцогом Брабанта и антверпенскими буржуа. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. формулы с помощью элементов др. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». По приказу короля для Рубенса оборудовали студию во дворце и Филипп IV навещал его ежедневно, хотя общество фламандца явно привлекало монарха больше, чем его искусство. Его искусство поразило современников до глубины души, вызвав сильнейший интерес к личности художника. Рубенса также нередко называют основоположником барокко в живописи, хотя это утверждение иногда поддается сомнению. художников– А. ван Дейка, Я. Йорданса, Ф. Снейдерса и др.

Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. сцены. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм.

Лекуре, «доходило до угодничества». Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Их тяжелые, нерасчлененные массы движутся в безграничном пространстве. Фигуры запечатлены в сложный момент движения и полуповороте, но они связаны между собой общим овалом портретной композиции77. Он писал её множество раз как Венеру, как нимфу, как одну из героинь Ветхого завета.

Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Лицо девушки окружено жемчужно-белой пеной воротника, хорошо выделяющегося на темном фоне.

Художник и дипломат, знаток искусств и предприниматель. Слава венчает победителя, амуры спешат служить ему. Из Рима Рубенс проехал к старшему брату в Верону, где изобразил себя с братом их коллегу Иоганна Вовериуса и учителя Юста Липсия, а также своего ученика Деодато дель Монте на фоне мантуанской реки Минчо. Не нарушая принципов зрелого стиля барокко, Р. сделал основным содержанием творчества прославление жизни в её стихийных проявлениях он передавал в своих произведениях впечатление неограниченного пространства, разрушал изолированность отдельных изображений, делая их как бы отрезками вечно меняющейся, бесконечной вселенной. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными.

Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. В 1612—20 Р., освобождаясь от этих черт, создаёт многие из лучших своих произведений: мифологические композиции («Персей и Андромеда» «Похищение дочерей Левкиппа», около 1619—20, Старая пинакотека, Мюнхен), несколько сцен охоты (около 1616—17, там же и другие собрания), два варианта «Страшного суда» (около 1615—16 и около 1618—20, там же). Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.

Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону.

1594–98) мастер с 1598. К 1630-м гг. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Творчество Р. стало одним из наиболее ярких воплощений европ. Колонны, обрамляющие окно, похожи на сохранившиеся на Палатинском холме в Риме и отсылают к портику-стое, перекликающемуся с портретным бюстом Сенеки132.

Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов.

По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196.

На боковых створках показаны встреча Марии с Елизаветой и Обрезание Господне, которые решены в праздничных тонах. Современники называли его королем художников и художником королей. живописи 17–19вв. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230.

Эта картина дает пример тому, как свободно трактует он образы классической древности. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Рубенс стремится изменить весь уклад своей жизни. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38.

Этот портрет художник хранил от посторонних глаз, как личную ценность, тайну двоих. В них же он находил своё вдохновение идеал красоты. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений.

Тогда же к нему приходит настоящее признание. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»).

Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем. 1615– 1616, Старая пинакотека, Мюнхен). Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен.

Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню.

10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Портрет демонстрирует несомненную близость Рубенса тех лет к старой голландской школе, заложенной ван Эйком. Художник вернулся домой в самом конце июня и объявил, что для окончания цикла понадобится полтора месяца. Хочется погрузить руки в этот мягкий живот, прикоснуться к этой налитой чувственной груди, погладить или запустить руки в эти мягкие волосы. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго.

Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Взволнованное ритмическое движение, пронизывающее произведение, подобна вихрю.

Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Герцог Ришельё заказал ему две картины и решил вопрос с триумфальной галереей Генриха IV165. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. мастеров портрета, Р. обогатил нидерл.

Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения. Винсент Ван Гог утверждал, что писать женщин, так как делал это Рубенс, не умел никто.

Портрет был написан, когда у Рембрандта начались финансовые затруднения. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. В исполнении заказов участвовали многочисленные ученики и помощники Р. (А. Его главной моделью становится молодая супруга. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно.

Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах.

До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Жить приходилось в бедности: Ян Рубенс не имел права работать по специальности, Мария занималась огородничеством и сдавала комнаты в доме, предоставленном родственниками. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. празднеств («Кермесса», ок.

Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году.

В картине воплощена духовная сила Рембрандта, его острая проницательность. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Официальным поводом для поездки стал королевский заказ на писание парадного портрета. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. После 1635 года приступы подагры становились у Рубенса тяжелее и продолжительнее: приступ этого года уложил его в постель на месяц.

Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Женщина изображена в сложном, винтообразном повороте. В 1630-е годы художник много работал как портретист.

В 1612–20 работы Р. становятся более уравновешенными, палитра– более сдержанной, композиции– симметричными, в изображении фигур проявляется ориентация на образцы эллинистич. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность.

Картина Шубка видна отовсюду, (из других залов тоже). Цикл картин был закончен в 1626 г., в настоящее время хранится в Париже в Лувре. 1620 «Пейзаж с радугой», ок. Неужели она была настолько скромна.

А самое интересное заключается в другом. Центральное место в позднем творчестве Р. занял образ его второй жены Елены Фоурмен, которую он изображал в мифологических и библейских композициях («Вирсавия», около 1635, Картинная галерея, Дрезден), а также в портретах («Шубка», около 1638—40, Художественно-исторический музей, Вена), где художник, отказываясь от внешней эффектности, сосредоточивал своё внимание на передаче жизнерадостной, цветущей красоты. В частности, были убраны бойницы.

Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Андромеда представлена в виде белокурой фламандской красавицы и ее образ не менее характерен для искусства Рубенса, нежели мужественная, полная воли фигура Персея. Несомненно, что первоначально Рубенс изобразил супругу на открытом воздухе.

Все полотна посвящены жизни Марии Медичи. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Антверпенский период.

и библейских композициях («Вирсавия», ок. Последнюю попытку вернуться к дипломатической деятельности Рубенс предпринял в 1635 году, но она закончилась, не успев начаться: художнику не выдали транзитного паспорта для посещения Голландии через Англию207. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138.

Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Но судьба нанесла ему жестокие удары (рядом со счастьем бродит беда. ).