Рембрандт Ночной Дозор Описание Картины

Шедевр, который создал Рембрандт – Ночной дозор – описание картины и дальнейшее ее исследование раскроет еще несколько загадок.

Самая загадочная картина Рембрандта Ночной дозор

Ему был заказан групповой портрет членов добровольного отряда стрелков (нечто вроде народного ополчения), который, вместе с несколькими подобными произведениями других авторов, предназначался для украшения парадного зала нового здания стрелковой гильдии Амстердама. Последним ударом стала смерть сына. Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора» историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур. Такие дела. Тут же на десятках экранов мелькали «ожившие» герои «Ночного дозора». Одной изнеразрешимых проблем допоследнего времени оставалось огромное число копий иреплик сего полотен.

На этот раз полотно атаковал безработный учитель. Но экспансия воинственных республиканских протестантов на этом не закончилась. В результате часть изображённых оказались на заднем плане, что вызвало неудовольствие заказчиков, так же как и изображение на картине посторонних лиц (самое заметное из которых— девочка в жёлтом платье в центре полотна). С какой целью художник изобразил этих людей.

Рембрандт показывает, что рота полностью снаряжена и готова к работе. Передана атмосфера подобных шествий с развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением мушкетов. Заказы получили шесть художников. Сейчас полотно «Ночной дозор» могут увидеть все желающие в Государственном музее в Амстердаме.

Утопающие в зелени Острова специй в Моллукском архипелаге облюбовали ещё арабские негоцианты, гнавшие гвоздику и мускатный орех в Древний Рим и Египет.

Последним ударом стала смерть сына. «Ночной дозор» властно втягивает нас в свое пространство, захватывает мощным движением, делает участниками происходящего, уподобляя зрителям, сопереживающим пьесе или кинофильму. Но загадки остаются. Рембрандт варьировал консистенцию краски, меняя пропорции пигмента и масла. Существует мнение, что скрещенные лапки петуха – герб добровольной городской гвардии.

Объясняется это просто. На примере базара или борделя такой разброд в лицах и позах не выстрелил бы. Иногда художник брал кистью одновременно черную и белую краски и смешивал их прямо на полотне. Тонкие детали кружев написаны свинцовыми белилами, разведенными так густо, чтобы можно было «вытянуть» кружево из полотна. Молодой мужчина, полный жизни, с большим копьем. Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. На примере того действа, что должно являть собой порядок и устремлённость ВСЕХ к единой цели. В этом совершенном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора» : творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта.

При написании картины Рембрандт обогатил композицию множеством элементов, предметов и персонажей, которые являются символичными и до сих пор оставляют много загадок для исследователей искусства великого художника. Кажется, что в ней самой скрыто нечто таинственное, подобно тому, как почти полностью скрыты фигуры людей на заднем плане, в затененной глубине холста.

Описание картины 
Рембрандта «Ночной 
дозор», 1642

Описание картины Рембрандта «Ночной дозор», 1642

Заказчики заплатили 1600 флоринов. В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка. Перчатка в руке Кока свидетельствует о рассеянности ее владельца. Для равновесия световой композиции на переднем же плане ярко освещенная фигура девочки. Наибольшее число загадок граничит с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой).

Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Безусловно, это добавляет комичности всей сцене. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц. Для стиля живописи Рембрандта характерна игра света и тени.

Ведь сами по себе славные мушкетеры капитана Кока мало интересовали художника. Такая вот ботва, дорогие друзья. Например, вместо положенных восемнадцати человек он изобразил тридцать четыре. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор» и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах». Этот союз открыл художнику двери особняков зажиточных бюргеров. Он ведь сильно рисковал выполняя заказ военных и изображая их дела бредовыми а их самих невменяемыми.

Удавалось это и Рембрандту: в «Уроке анатомии доктора Тульпа» (1632) он искусно превратил групповой портрет врачей, поглощенных лекцией, в сюжетную картину, не нарушив требований жанра. Ведь многие оказались на заднем плане, а некоторых вообще было невозможно узнать. Для полного представления о новаторстве Рембранта в одном зале с этой картиной висят две (или три) картины на ту же тему и того же времени, но они имеют вид группового портрета и симметрии в отличие от картины Рембранта, где все в движении. О первоначальном виде картины мы можем судить лишь по копии Геррита Лунденса середины 17-го века, хранящейся в лондонской Национальной галерее. Так, например известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику.

Самым любопытным персонажем на картине является девочка в золотом платье. В целом, ущерб сведен к нулю, но если подойдете поближе, то сможете разглядеть следы. Заложив основы морского могущества массовым засолом сельди и демпингом в грузоперевозках, жители Низинных земель, вслед за конкурентами, проникли в Индийский и Тихий океаны. Еще одна интересная деталь, Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на оригинале картины «Ночной дозор» между двумя мушкетерами – один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой. Художник, кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму), втиснул на холст еще 16 человек.

Коротышка, прячущийся за спиной Кока, – символ испанца-капитана (сборное обозначение героя народного комедийного театра 17-18 веков). В этом случае филигранные детали выступали вверх и становились объемными. Это мужчина с полубезумным лицом в красной перевязи и в белом жабо. Он находится в самом центре композиции. По всей видимости именно в его мозгу разворачиваются какие то совещательные планы по каким то там военным операциям. При использовании этой техники одна краска наносится поверх еще влажного слоя другой краски.

История одного шедевра: 
«Ночной дозор» Рембрандта

История одного шедевра: «Ночной дозор» Рембрандта

Недаром он произвольно увеличил число персонажей, причем расположил их так, что фигуры крайне сложно пересчитать (разные источники дают цифры 24, 28 и 34). Сам же зал, где хранится полотно, был превращен в подобие театра или кинотеатра, в котором «Ночной дозор» казался мизансценой спектакля или кадром из фильма. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру и лейтенант Рейтенбург (справа). В зале музея, где висит картина, уложен ковролин (во всех остальных залах паркет), что сделано для того, чтобы школьники могли, сидя на полу, слушать учителя.

Другие персонажи картины детальнее. Но в 1642 у него уже был свой дом: престижный 3–этажный особняк на Бреерстрат за 13 тысяч. Этот союз открыл художнику двери особняков зажиточных бюргеров.

Но есть и множество других, более прозаических толкований: эта девочка – «маскот», т. е. Акузен Саскии был арт-дилером Рембрандта иприводил ему знатных клиентов. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Заодно его наконец расчистили и Ночной дозор снова стал дневным.

Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. Шлем украшает дубовый венок, данный за гордость, отвагу. Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Это как закадровый текст.

При написании картины Рембрандт несколько раз отходил от признанных канонов. Неуспех «Дозора» был предопределен: Рембрандт написал совсем не ту картину, которую от него ждали. Кубок в руках девочки — символ благосклонности судьбы.

Описание картины 
Рембрандта «Ночной 
дозор»

Описание картины Рембрандта «Ночной дозор»

После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. – очень подходит ему. Каждая деталь парадного костюма видна, от пера на шляпе до носков сапог.

То, что является нам из тени, это — действие в пространстве, то есть — событие». Они не стремились добиться полной фотографической точности персонажей и привнесли свое видение картины. В Государственном музее (Рейксмузеум) в Амстердаме, где она экспонируется, ей отведен центральный зал. Такие качества у него отсутствуют, ведь даже легкое задание запуска хлопушки он «провалил».

Зима, ветра, в Амстердаме в это время несладко – психанул мужик, что поделать. И самый модный голландский портретист не сомневался, что может себе его позволить. После экспозиции в Москве в 2010 вернули обратно. И еще он красив.

Последний раз эта картина Рембрандта покидала музей в 1939 году. Он мне очень понравился. Но, тем не менее, эту работу Рембрандта пытались уничтожить уже три раза. Скорее всего, ответ на этот вопрос знал только он сам.

Самая загадочная 
картина Рембрандта 
«Ночной дозор»

Самая загадочная картина Рембрандта «Ночной дозор»

Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. Точно ли они были таковы, нам неизвестно. Её покрывал толстый слой старого лака и копоти, который появился после того, как картина провисела в различных залах Стрелкового общества. Согласно этой моде, платье должно было быть черным и резко контрастировать с белоснежными тонкими плоеными жабо, манжетами и кружевными отложными воротничками. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами.

Что докартины, тоееприключения продолжаются. Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий. Датировка последних произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной. Я так думаю, что – НИКТО. А кузен Саскии был арт-дилером Рембрандта и приводил ему знатных клиентов.

«Ночной дозор» картина 
Рембрандта

«Ночной дозор» картина Рембрандта

Кстати, этот несчастный учитель через полгода после вандализма покончил ссобой. Так, например известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику. В результате исследователи решили, что действие данной картины разворачивается ночью и дали полотну название «Ночной дозор». На картине движутся даже детали одежды стрелков. Правда, после таких инцидентов вас врядли подпустят поближе.

Если приглядеться, то можно заметить, что Кок в правой одетой в перчатку руке держит вторую правую перчатку. Ладно, с кем не бывает. На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. Участки, где складки воротников-жабо образуют легкие тени, написаны Рембрандтом «влажным по влажному».

Ночной дозор или 
Выступление стрелковой 
роты капитана Франса

Ночной дозор или Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга

Наэтот раз полотно атаковал безработный учитель. Воспитанный человек, ачто творит. В сюжете и деталях Ночного дозора многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню. ), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой. Они были необходимы, чтобы создать впечатление большой толпы, массы людей. Они не больные но и не доктора. Кто ЭТИ ДВОЕ. Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор».

В 1975 году безработный учитель порезал ножом холст в двух местах. Зима, ветра, вАмстердаме вэто время несладко— психанул мужик, что поделать. Для придания им нужной «белоснежности» он разводил свинцовые белила ореховым маслом, которое, в отличие от обычного льняного масла, при высыхании не оставляло желтоватого оттенка. Эта картина сделала его знаменитым, к нему потекли заказы. Реставрация картины проводилась в 1947 году, тогда и была обнаружена ошибка.

Ладно, скем небывает. Под раздачу попали несколько тысяч местных мичуринцев. Для полного представления о новаторстве Рембрандта в одном зале с этой картиной висят две (или три) картины на ту же тему и того же времени, но они имеют вид группового портрета и симметрии в отличие от картины Рембрандта, где все в движении. Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения. Лишь немногие знают, что у этой картины совсем другое название: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Рембрант там венчался из Саскией. Аудекерк-одна из самых красивых церквей Амстердама. Плита на могиле Саскии внешне отличается от других только надписью: декоративное надгробие позже Рембрандт вынужден был продать, чтобы похоронить свою не венчанную жену Хендрике Стоффелс 21 июля 1663 года в Западной Церкви (Westerkerk). Картину пришлось обрезать, чтобы она поместилась в другой зал. ЗАМЫСЕЛ ХУДОЖНИКА Вообще, замысел художника разгадать непросто.

О картине написаны тонны, но вот что хотел донести до зрителей автор — решать вам. После 1642 года в жизни Рембрандта одно за другим происходят печальные события. Кто они — неизвестно.

Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. Кстати, этот несчастный учитель через полгода после вандализма покончил с собой. «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения.

картина РЕМБРАНДТА -Ночной дозор

В начале 19-го столетия к Рембрандту пробудился интерес и полотно в очень скверном состоянии было передано в Рийксмузеум. Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника. Три величайших итальянских творения в копилке главных шедевров европейской школы. На следующий год после казни, 30 семей уроженцев Амстердама основали Новые Нидерланды в Северной Америке.

ИСТОРИЯ ЗАКАЗА КАРТИНЫ Поводом послужили пышные торжества, устроенные в городе в честь приезда королевы Франции Марии Медичи, посетившей Амстердам в 1638 году. По печальному стечению обстоятельств Саския скончалась в 1642-м – в том же году, когда был закончен «Ночной дозор». Ни денег, ни славы, ни работы. Капитан Лейтенант.

Такие дела. Наверное замысел солдафоны так и не распознали. В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка. И спасибо за внимание. Как правило, при написании парадных портретов, на них изображались исключительно заказчики.

На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах». Заказчиками выступали восемнадцать человек. Ниденег, ниславы, ниработы. У стрелка шесть пальцев (. ), как и у некоторых театральных кукол той эпохи изображающих шутов. Тень от левой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга.

Ночной дозор (картина, 
Рембрандт, 1642)

Ночной дозор (картина, Рембрандт, 1642)

Нов1975 году произошел второй инцидент. Написана картина была в 1642 году. Там же, в общей могиле 4 октября 1669 был похоронен и сам художник. Как печально. Реставраторам понадобилось 4 года навосстановление холста.

Харменс ван Рейн Рембрандт создал много шедевральных полотен, одним из них является «Ночной дозор». Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора» историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур. Он исходит из общего, а не из отдельного.

Существует мнение, что скрещенные лапки петуха – герб добровольной городской гвардии. Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна. Картина была написана по заказу Стрелкового общества— мушкетёрского отряда гражданского ополчения Нидерландов. Но в 1975 году произошел второй инцидент. И они – важные бравые мужчины, занятые своим делом, не замечающие эту маленькую женщину. «Ночной дозор» Рембрандта (название, под которым традиционно известна картина «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга») была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить свое новое здание групповыми портретами шести рот. Реставраторам понадобилось 4 года на восстановление холста.

Хорошо, что все живы остались. 14сентября онхладнокровно нанес несколько ножевых ранений картине. За циклопических размеров полотно в 16 кв.

14 сентября он хладнокровно нанес несколько ножевых ранений картине. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. К счастью, пострадал только слой лака. ЗАГАДКИ НОЧНОГО ДОЗОРА Картина слывет загадочной. Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно – это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова коготь и мушкет звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами (klovenier). Что означает ее присутствие. Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) — хорошо, что никого не убило.

Картину спасли, а несчастный вандал покончил с собой. После этого Рембрандта уже ничего несвязывало спочтенным семейством, онпотерял покровителей и, как результат, популярность. В 1990 году еще один безумец обрызгал полотно кислотой. В этом совершенном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора»: творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта.

Там и так бардак – изначально. Светящийся ангел, так как жена его была музой и помогала ему во всем. Выдавив ненавистных португальцев со сказочных Островов специй, голландцы построили свой золотой век на гвоздике, корице и мускатном орехе (ну может, отчасти, грабежах и работорговле). «Ночной дозор» – групповой портрет, который оплачивали все изображенные стрелки, но Рембрандт изменил его: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили в результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным движением и своеобразным освещением. После 1642 года вжизни Рембрандта одно задругим происходят печальные события. Датировка последних произведений условна, обстоятельства ихсоздания окружены тайной.

Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге. Первоначально названный «Стрелковая рота Франса Баннинга Кока и Виллема ван Рёйтенбюрга», этот милицейский групповой портрет предназначался для великово актового зала мушкетеров. Они как будто в двух мирах – она как источник света среди погруженных в тень персонажей. Сейчас эта известная картина хранится в Амстердаме. Были отрезаны части картины сверху и слева, где изображались еще два стрелка. Демонстрируя свое мастерство в работе со светом и тенью, Рембрандт акцентирует внимание зрителя на трех ключевых персонажах — двух офицерах в центре (благодаря которым работа получила свое оригинальное название) и маленькой девочке в центре, на втором плане.

шла полоса финансовых неудач Рембрандта. Яркая, живая, завораживающая картина привела в восторг современников (но не заказчиков, оставшихся крайне недовольными результатом), но особенно ею восхищалось следующее поколение. Вцелом, ущерб сведен кнулю, ноесли подойдете поближе, тосможете разглядеть следы. На всех людей полотно производит разное впечатление. Подлинный колорит картины открылся только после ее реставрации в 1947 г., когда «Дозор» был уже ценнейшим среди экспонатов Рийксмузеума и помещался в специально спроектированном для него зале. Воспитанный человек, а что творит.

Загадки картины 
Рембрандта Ночной 
дозор

Загадки картины Рембрандта Ночной дозор

Сумма гонорара была поделена между ними. Несколько раз повторяющиеся, почти параллельные диагонали, которые слева образованы пикой, древком знамени и стволом мушкета, а справа – пиками, оружейными стволами и ободом барабана, с двух сторон захватывают боковое пространство и возникает ощущение, что запечатленная на холсте группа людей – лишь часть более мощного людского потока. Идущий на смерть и золотой ангел среди убийц. Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века.

При этом заказчики также становятся частью толпы, теряя свою самостоятельность. Только картина Рембрандта «Ночной дозор» в этом зале ограждена во избежание повреждения случайного и не случайного, в то время как остальные не ограждены. Просто прелесть. Кроме того, нестоит забывать, что коммерческий успех кРембрандту пришел после брака сСаскией ван Эйленбюрх, дочерью бургомистра Леувардена.

Попечальному стечению обстоятельств Саския скончалась в1642-м— втомже году, когда был закончен «Ночной дозор». живой талисман отряда или маркитантка, продающая воинам провизию и питье. Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статический парадный портрет и изобразил роту идущей в сторону зрителя (выступает ли она в военный поход или отправляется с какой-то мирной миссией— дискуссионный вопрос). Плату Рембрандту выдали с большой задержкой.

Почему картина «Ночной 
дозор» стала фатальной 
для великого Рембрандта

Почему картина «Ночной дозор» стала фатальной для великого Рембрандта

На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами. Однако когда картину обнаружили в девятнадцатом веке, она была в очень плохом состоянии. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Художнику было предписано в обязательном порядке изобразить на картине шестнадцать офицеров — правящую верхушку корпорации во главе с капитаном Франсом Баннингом Коком: не зря же каждый из них внес сто гульденов за право быть запечатленным наравне с другими Написанная к лету картина получила название «Выступление роты стрелков капитана Франса Баннинга Кока» и вызвала громкий скандал. Как описывает искусствовед Курт Баух, перед нами — главная группа «полотна в большом зале «Дома стрелков», на котором юнкер фон Пурмерландт в качестве капитана (впоследствии — Франс Баннинг Кок, бургомистр Амстердама) отдаёт приказ своему лейтенанту, герру фон Влердингену (Виллему ван Рюйтенбурху) построить роту бюргеров» — эта заметка того времени точно определяет тему изображения стрелков, этого группового портрета ночной стражи: «Рембрандт изображает прежде всего действие.

Получившаяся картина не устроила заказчиков. Карнавализация образа и символа в данном случае достигается вводом фигуры ехидно смеющегося мальчика, со всех ног убегающего куда-то (левый нижний угол). Она же со своей стороны всматривается во что-то, чего не видно им. В зале музея, где висит картина, уложен ковролин (во всех остальных залах паркет), что сделано для того, чтобы школьники могли, сидя на полу, слушать учителя. И на картине светятся двое, он и она.

Рембрандт Харменс 
ван Рейн, «Ночной 
дозор»

Рембрандт Харменс ван Рейн, «Ночной дозор»

Мало-помалу чудная живопись стала выступать из-под слоя копоти и грязи: Ван Дейк узнал в ней прославленный французскими писателями «Ночной дозор».

Один из персонажей картины, который расположен в правой ее части (если лицом ко зрителю), указывает правой рукой на двух богатых аристократов лидирующих кланов Амстердама (они, соответственно, стоят на левом краю картины) – это и есть заказчики убийства. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. И Петер Минейт (или Минуит), генерал–губернатор уже Вест–Индской компании, выкупил целиком остров Манхэттен у индейцев–ваппингеров, отдав за него партию бус и рыболовных крючков общей стоимостью в 60 гульденов. Хотя отчуждение мастера от современной ему художественной среды началось за несколько лет до создания «Дозора» и происходило постепенно именно в этой работе он открыто и ясно утвердил приоритет своей творческой воли над вкусами и желаниями заказчиков.

Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Верзила–капитан даже снял по такому случаю перчатку и, если напрячь зрение, кажется, что обе перчатки — правые (реально, нет). Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна.

Что до картины, то ее приключения продолжаются. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении.

«Ночной дозор»: 
проклятие и слава 
Рембрандта

«Ночной дозор»: проклятие и слава Рембрандта

Это самая известная картина Рембрандта. Правда, после таких инцидентов вас вряд ли подпустят поближе. Картину считают переломной для Рембрандта. Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно – это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова «коготь» («klauw») и мушкет («kloven») звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами («klovenier»). В погруженном в темноту зале блуждающий луч света выхватывал фрагменты холста – лица, оружие, костюмы, а светящийся контур обрисовывал фигурыНе всякое произведение выдержит такие смелые перевоплощения, но для «Ночного дозора» они кажутся естественными: эта картина – апофеоз живописи эпохи барокко с ее театральностью, с ее стремлением к иллюзионистским эффектам, к преодолению плоскости холста и выходу в трехмерный мир.

После Второй мировой войны полотно пришлось основательно реставрировать. Данная композиция построена тоже на контрастах. Стала очевидной и мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого голландца.

Что еще бы хотелось добавить по этой теме. Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор». Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть. Первый раз был вырезан кусок холста. Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор» и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. На месте которых у того задорно торчит лезвие увесистого копья.

Вот таким образом многие исследователи считают её талисманом отряда. Левая рука мушкетера в красном — еще одна аллюзия на карнавальную культуру.

«Ночной дозор»: 
Почему после написания 
этой картины жизнь

«Ночной дозор»: Почему после написания этой картины жизнь Рембрандта пошла «под откос»