Сикстинская Капелла Страшный Суд
«страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы. А теперь о фреске «Страшный суд», расположенной на алтарной стене Сикстинской капеллы и ее персонажах (также см. Фреска Сикстинской капеллы Страшный суд. Ha зaпадной стeнe Сикстинской капеллы изнaчaльно тожe нaxoдились фрeски из этиx циклов, oднaкo они были уничтoжeны, чтoбы прeдоставить мecтo для «Страшного суда» Микeланджeло.
Ежедневно Сикстинскую капеллу посещают тысячи паломников и туристов, чтобы полюбоваться монументальным описание второго пришествия Христа, фреской Микеланджело Буонарроти Страшный суд, которая не перестает восхищать и оставляет на память незабываемые ощущения. Фото и описание фрагментов фрески Сикстинской капеллы Страшный суд – вы можете ознакомиться здесь. Сикстинская капелла, задняя стена, картина «Страшный суд» (Микеланджело Буонаротти, 1539 года, когда ему было 87 лет).
Фреска Сикстинской капеллы Страшный суд. Часть I. Фото и описание фрагментов фрески Сикстинской капеллы Страшный суд. Отдельного внимания заслуживает масштабная работа Микеланджело фреска Сикстинской капеллы под названием «Страшный суд». «страшный суд» Микеланджело вписывается во всю программу Сикстинской капеллы.
Именно «Страшный суд» у Микеланджело в Сикстинской Капелле отнял последние силы и вызвал тяжёлые душевные мучения, но возможно именно эти эмоции и сделали эту картину настолько потрясающей и волнующей.
Микеланджело «Страшный суд» – секреты знаменитой фрески
Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро». За свою работу он еще при жизни получил прозвище «брачетоне», которое буквально означает «оштаненный», «исподнишник». Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса5. Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая».
В руках у мучеников орудия для пыток, символы страданий, перенесенных ими за веру. Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её185. Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года. Считается, что первоначально для этих целей хотели позвать другую звезду итальянского Возрождения — Рафаэля Санти (он, кстати, тоже приложил свою руку к оформлению).
Как и прежде, новый папа, потеряв терпение, явился в капеллу. собирался сбить фреску. Это привело к тому, что им была организована целая кампания, придерживающаяся цензуры и требующая уничтожения фрески «Страшный суд», по их мнению, неприличной.
Страшный суд Микеланджело: описание картины, фото
И семь Ангелов имеющие семь труб, приготовились трубить. (Квиринальский дворец в Риме — ныне резиденция президентов Итальянской Республики. Работы не начинались до тех пор, пока не был изменен наклон стены и художник не получил ультрамарин, который стоил дороже золота.
Сюжету такой обширной композиции вполне отвечают сила знания и смелость воображения, богатство линий и контуров, эффекты света и тени. В ответ на такие обвинения, Микеланджело пририсовал лицо Чезены Миносу, судье загробного мира, которого он изобразил с ослиными ушами (намек на его глупость), а его наготу прикрыл завитками змеи. Варфоломея (На фреске Св. Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии.
Решение темы «Страшного суда» у Микеланджело отличается от традиционного: выбран момент не свершения суда, а его начала. Однажды он упал с лесов в Сикстинской капелле и сильно повредил себе ногу, однако, вместо того чтобы обратиться к доктору, он велел перенести себя домой, запереть дверь и никого не впускать. Недаром он изобразил себя в виде содранной со св. Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо – их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех.
«Страшный суд» Микеланджело: описание картины, особенности и интересные факты
Крупнейшим живописным произведением Микеланджело периода второй четверти 16 столетия был «Страшный суд» — огромная фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис.
Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Искусствовед В. Н. Написанный Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» – описание библейского финала человеческой истории, сильно отличающееся от привычных средневековых живописных образов. На стене площадью в 200 кв.
Этот мир разнообразных движений отражает весь спектр человеческих чувств. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Здесь должны были быть проведены похороны, а после был назначен сбор конклава.
Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Обнаженные образы на фреске признали непристойными.
Страшный суд — фреска Микеланджело
Не отказывается он от участия и в самой войне. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса5. Но, в отличие от венецианских мастеров позднего Возрождения, Микеланджело еще не достигает той степени взаимосвязи между людьми, когда возникает образ единого человеческого коллектива и трагическое звучание образов «Страшного суда» от этого только усиливается. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу. «Страшный суд» Микеланджело – картина, производящее довольно сильное и даже несколько тяжелое впечатление.
Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Микеланджело принялся за работу. За то время (22 года), что прошло между первой и последней работой Микеланджело, в церкви произошло много перемен, наступило время Реформации.
Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII. Со смертью папы Юлия II Микеланджело потерял своего покровителя, покинул Рим и вернулся во Флоренцию, где на несколько лет забросил живопись и скульптуру. Вместе с ним пришел и церемониймейстер Бьяджо да Чезена. Остальные изображенные персонажи создают круговорот. Тем самым им была подведена черта в споре, кипевшем на протяжении многих веков. Работа Микеланджело «Страшный суд», ныне будучи шедевром, подверглась прежде крайне жесткой оценке и критике. И это неслучайно.
Микеланджело «Страшный суд»: что скрывает знаменитая фреска
Здесь он предстал в образе главного судьи в преисподней – Миноса. Центром композиции «Страшного суда» является единственно устойчивая фигура Христа, не поддающаяся движению действующих лиц. Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески.
Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Но художник сумел выразить другое – великую драму всего человечества, разочарование и отчаяние отдельного человека. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов21». Нашлось немало критиков, объявивших творение Микеланджело непристойным.
Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал. По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. Аретино хотел видеть в Страшном суде традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста. Если фрески плафона посвящены первым дням творения и проникнуты верой в человека, то «Страшный суд» несёт идею крушения мира и возмездия за содеянное. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года.
Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон)24, в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью25. В такой обстановке и в таком состоянии Микеланджело приступил к созданию рассказа о последней трагедии человечества – Страшном суде. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Это не хаотичная толпа, ритм их жестов и взглядов гармонизирует эту гигантскую воронку из человеческих тел, уходящую вдаль23. Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста.
Гениталии на фреске, которые вызывали возражения, были зарисованы, после того как Микеланджело умер (1564 год). Необычен облик безбородого Христа (восходящий к раннехристианскому типу Христа Эммануила) и обнаженных бескрылых ангелов. Всех их увлекает один неумолимый поток движения, все они извиваются и корчатся от охватившего их страха и ужаса. Другими словами – описание «Страшного суда» Микеланджело отображает не радость победы, а показывает весь ужас этого события.
В любом случае визит в сердце Рима останется в памяти навсегда. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Варфоломея кожи.
Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера. После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Люди, несмотря на их преувеличенно мощные тела, — лишь жертвы возносящего и низвергающего их вихря. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым.
Потолок Сикстинской капеллы и Страшный суд Микеланджело
И когда Он снял шестую печать, я взглянул и вот, произошло великое землетрясение и солнце стало мрачно как власяница и луна сделалась как кровь. Лица персонажей выражают различные оттенки тревоги, отчаяния, страха, все они принимают активное участие во вселенской катастрофе, призывая и зрителя сопереживать23.
Шесть лет понадобилось великому мастеру, чтобы завершить свое творение. Этому движению придан вращательный характер и у зрителя не остается сомнения, что связками, гроздьями могучих по своей комплекции тел управляет какая-то выше их стоящая, сила которой они не могут противодействовать.
Говоря об уместности в часовне обнаженных тел изображенных в работе «Страшный суд», папа указал на то, что сама по себе Сикстинская капелла – это святилище человеческого тела, созданного Богом, это свидетельство его красоты. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли. Через участие в мессе у алтарной стены Сикстинской капеллы с грандиозной фреской «Страшный Суд» верующие причащались к тайне обещанного Христом спасения. Христос Микеланджело – не милосердный защитник, а карающий Владыка. Однако предложение папы мастер воспринял как вызов и взялся за работу. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником.
Сцену Страшного суда художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро). Над своей грандиозной работой Микеланджело трудился более пяти лет. Люди их поступки и дела их мысли и страсти — вот что было главным в картине. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «»21. Ее заказал Климент VII, желающий внести свой вклад в украшение столь важного зала Ватикана.
В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». Выполнение фресковой росписи было отложено на несколько месяцев из-за приобретения необходимых красок, главным образом очень дорогой синей, качество которой было полностью одобрено художником5.
Если же обратить внимание на правый нижний угол, то в работе Микеланджело «Страшный суд» можно заметить церемониймейстера при Павле III, Бьяджо да Чезена. Кондиви писал: «Часто вся еда его состояла из куска хлеба, который он съедал, не прекращая работы». Эти требования должны точно соблюдаться. 5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Не стал исключением и «Страшный суд». Работа Микеланджело «Страшный суд», лишенная наслоений пыли и копоти и заметно обновленная, представлена была Иоанном Павлом II в рамках проведения торжественной мессы, пришедшейся на 8 апреля 1994 года.
К нему обращались и в Средние века и во времена Возрождения. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине»21. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн».
Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц — сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы).
Во время последней реставрации, законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации18. Строительство Сикстинской капеллы началось в 1473 году по инициативе папы Сикста IV (собственно, от его имени и произошло название этой достопримечательности). Сам Христос является не милосердным искупителем, но карающим Владыкою.
Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма. Эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993 году. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко.
Сикстинская капелла в Ватикане: Страшный суд и другие шедевры
20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. здесь). Именно в нем была выражена Иисусом тайна видимости невидимого. Целый мир разнообразных движений отображает движения внутренние.
Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль28. С этим прозвищем его имя навсегда осталось связанным в истории.
И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом и дано им семь труб. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом»28. Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг.
Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Трубящие ангелы возвещают о начале Страшного суда. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. Сикстинская капелла — поистине уникальное место с особой атмосферой.
Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»)9. Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть. Основу работы Микеланджело «Страшный суд» составляло Второе Пришествие Христа, что в целом является основополагающей идеей, на которой зиждется христианство. И снова Микеланджело постигло разочарование.
Над фреской «Страшный Суд» художник Микеланджело поместил образ ветхозаветного библейского пророка Ионы, который к религиозной теме апокалипсиса имеет некоторое аллегорическое отношение. Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. Худых — больше, чем толстых. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон.
Блондинок мало. Но вместо этого в 1565 году, через год после смерти Микеланджело, художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть набедренными повязками их наготу, это да Вольтерра получил кличку «исподнишник», с которой его имя и осталось связанным навсегда. Открыта книга, в которой записаны все дела человеческие.
Примечание. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Он с головой погружался в работу — будь то создание скульптур или живопись. Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз. Справа от апостолов — мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру): Андрей с крестом, Себастьян со стрелами в руке — по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники, Екатерина с зубчатым колесом — между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет), Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи с железной решеткой.
Сикстинской капеллы страшный суд
Поза, мол, у них слишком неприличная. Ему очень не понравился Страшный суд и он принялся яростно доказывать папе, что Микеланджело поступает неверно, что картина получается непристойная. Микеланджело удалось решить сложную задачу – объединить в одном ансамбле роспись потолка, представляющую собой сложную систему композиций и образов, с громадной композицией «Страшного суда» на алтарной стене таким образом, что они не мешают восприятию каждой. «О чем я думаю. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль».
И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Сидящая рядом с Христом Богоматерь отвернулась от происходящего. 2. Кто-то стремится попасть сюда в дни церковных праздников, чтобы услышать всемирно известный хор Capella Papale, а кто-то выбирает будний день и утренний тур, чтобы смотреть на древности и великие произведения искусства без многолюдной толпы.
Единственным исключением стали изображения святого Власия и святой Екатерины Александрийской, вызывавшие самое сильное возмущение критиков, считавших их позы непристойными, напоминающими совокупление1617. Художник, будучи уже в пожилом 60-летнем возрасте (для Италии эпохи Ренессанса это много) писал столь огромную картину лишь с одним помощником, да и того использовал только для замешивания красок.
Книга Откровение 6:9-17. Это смерть вторая. 15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Новым папой был избран представитель рода Медичи — Климент VII.
«Страшный суд» вызвал не только восхищение, но и яростную критику. Экстатическая фигура Ионы расположена над алтарем и под сценой первого дня творения, к которой обращен его взор. 1537—1541 гг.
Когда папа Павел IV предложил ему привести картину «в порядок», то есть «прикрыть срамные части», мастер ответил: «Передайте папе, что это дело пустячное. И небо скрылось, свившись как свиток и всякая гора и остров двинулись с мест своих. Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние. Нашлось немало критиков, объявивших творение Микеланджело непристойным.
«Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры как среди его поклонников, так и среди противников. Фигуры и группы выглядят оторванными друг от друга, между ними нет единства. Микеланджело трудился часто до самозабвения иногда до обморока. Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца.
Страшный суд глазами Микеланджело (Синкстинская капелла)
Еще при жизни художника папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Караффой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой. Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины. Пусть он мир приведёт в пристойный вид»15. На смену ей пришла новая идеология и новое искусство. Он трудился долго и усердно, ведь предстояло пририсовать немало всевозможных драпировок. Фреска поражает монументальностью и размахом.
Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей. Христос, по его мнению, должен был быть во главе сонма ангелов, в то время как у Микеланджело главный герой – человек.
Во время последней реставрации было принято решение «раздеть» фигуры обратно, явив миру авторский замысел. В свои 60 лет он выглядел сгорбленным и усталым стариком.
Четверть — молодежь. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов21». Высоких было больше, чем низких. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро. Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII.
Ещё один факт: депрессивное состояние Микеланджело сыграло с ним недобрую шутку. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» — греком Плутархом. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её185.
Но некоторые элементы было решено оставить как памятник цензуре XVI века. Фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане.
Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии. Фреска Микеланджело «Страшный суд» поддавалась с его стороны жесточайшей критике, в которой он акцентировал внимание на том, что в священном месте попросту недопустимо столь позорное зрелище. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.
» Библия.
Фрески сикстинской капеллы страшный суд
Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Не отказывается он от участия и в самой войне. Но как бы там ни было, над потолком работал Буонарроти и 9 картин из «Книги бытия» стали одним из лучших произведений мастера. Рафаэль и Браманте рассчитывали, что Микеланджело, как художник, не сможет удовлетворить запросы Ватикана, провалится и, таким образом, освободит им место для будущих заказов.
Размер росписи 1370 x 1220 см. Прежде алтарная стена Сикстинской капеллы была расписана фресками Пьетро Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», которые известны нам только в описаниях. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы.
Обидеть художника: 7 тайн «Страшного суда» Микеланджело
Фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. Это подразумевает возвращение Иисуса с последующим наступлением Апокалипсиса. Расчет, как известно, оказался неверным, а потолок Сикстинской капеллы не только не разочаровал Папу, но и оказался на порядок мощнее Станцев Рафаэля. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах.
У Микеланджело решение темы Страшного суда отличается от традиционного: изображён не момент свершения Суда, когда праведники уже отделены от грешников, а его начало. «Страшный суд» — сюжет довольно распространенный. Микеланджело лишь частично следует сложившейся иконографии — его Христос на фоне облаков, без алой мантии владыки мира показан в самый момент начала Суда. Говорят, что когда Чезена пожаловался Папе, понтифик пошутил, что его юрисдикция не распространяется на ад, вот таким образом портрет останется. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы.
На росписи размером около 200 кв. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом23, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». На ней запечатлено около 400 фигур в разнообразных, ни разу не повторяющихся позах.
Сикстинская капелла: Микеланджело Рафаэль и Папы Римские
Интересно, что именно рабочих дней (джорната, день — единица измерения времени при работе с фреской) было не многим более 450. Цензурные записи продолжились и позднее, после смерти да Вольтерры их выполняли и 18. Постановление Совета в части гласит: Каждое суеверие должно быть удалено. Обычно но спал прямо на лесах в капелле, а если дома, то не раздеваясь и не снимая сапог. Необычно и включение в сцену Страшного суда напоминания о страстях Христа. Когда папа Павел IV предложил ему привести картину «в порядок», то есть «прикрыть срамные части», мастер ответил: «Передайте папе, что это дело пустячное.
Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Что касается «Страшного суда», занявшего всю стену позади алтаря, эта картина была выполнена уже после смерти Юлия II.
Обманчиво скромная снаружи и великолепная внутри, Сикстинская капелла (Cappella Sistina) — это душа и сердце Ватикана. м (1370х1220 см) изображено четыреста фигур в разных и никогда не повторяющихся, позах.
В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. При этом и Иисус Христоc и Дева Мария и апостолы изображены традиционно и упорядоченно. Джорджо Вазари был в числе первых, пораженных грандиозностью «Страшного суда», позже он напишет: «Помимо красоты необыкновенной в творении этом видно такое единство живописи и ее выполнения, что кажется, будто написано оно в один день, причем такой тонкости отделки не найдешь ни в одной миниатюре и, по правде говоря, количество фигур и потрясающее величие этого творения таковы, что описать его невозможно ибо оно переполнено всеми возможными человеческими страстями и все они удивительно им выражены.
Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить. Однако, на и этом история работы Микеланджело «Страшный суд» не заканчивается. Стоит ли говорить о том, что скандальная во многих смыслах работа Микеланджело «Страшный суд» стала причиной возникновения ожесточенных споров между критиками, представлявшими католическую реформацию и теми, кто считал художника гением. Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы. Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело.
Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси9. Религиозную тему Микеланджело воплощает как человеческую трагедию космического масштаба. Искусствовед В. Н. Да Чезена бросился жаловаться папе, но тот не помог ему: так Чезена и остался в аду.
Работа над «Страшным судом» продолжалась почти 8 лет. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря капеллы.
Художник всегда говорил, что он больше скульптор, нежели художник. Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». Смерть Пия IV, тогдашнего папы, случившаяся в 1565 году в декабре, стала причиной необходимости освобождения часовни от строительных лесов. И вновь Микеланджело не интересуют ни природа, ни детали: одно лишь человеческое тело. И из дыма вышла саранча на землю и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
Вокруг святые: апостолы, пророки. В смятении отвернулась Мария, не в силах ничего сделать для спасения человечества. По его мнению, максимум, куда удачно впишется работа «Страшный суд» Микеланджело – это таверна или баня. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко.
К примеру, один из самых ярких мастеров раннего Возрождения, Беато Анжелико изображает «Страшный суд» в общепринятом смысле: праведники уже отделены от грешников, одних ждет блаженство врайском саду, других — адские муки. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Прим.
Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Пусть он мир приведёт в пристойный вид»15. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Художник говорил, что у него «вырос зоб от этой пытки, а желудок раздавлен под подбородком».
Искусство Италии 16-го века Фреска Микеланджело Буонарроти «Страшный Суд». Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. В это время он был уже немолод, ему было 62 года.
Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. Конферансье Папы Римского, Бьяджо да Чезена сказал относительно этой фрески такие слова: «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что эта картина не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Папа же, прежде всего соблюдая интересы своей семьи, срочно примирился с испанцами и подошел к Флоренции, осада которой длилась 11 месяцев. Ему не удалось создать цельной сцены. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»)9.
Сикстинская капелла: 6 фактов о венце творения Микеланджело, который он ненавидел всей душой
Не отказывается он от участия и в самой войне. Место конклава. В напряжённых выражениях лиц ангелов с широко раскрытыми глазами предвосхищается мрачное видение конца времен: не духовное спокойствие и просветление спасённых, а тревога, трепет, подавленность, резко отличающие произведение Микеланджело от его предшественников, бравшихся за эту тему21. Оставаясь верным себе, он выполнил бесчисленное количество рисунков в поисках идеальных решений. Но, не тут-то было. Несмотря на это, Микеланджело имел весьма высокий авторитет. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви.
Перед концертом нам удалось немного поговорить. Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах. Новый Завет. Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин»27. Сам по себе «Страшный суд» – это, согласно Библии, победа Христа над Люцифером.
Однако, Микеланджело «Страшный суд» – фреска Сикстинской капеллы – изобразил, как страх всего человечества перед неизбежностью. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы.