Скачать Чюрленис Соната Звезд
Описание картины «Соната звезд»
Она посылает миру сияние самобытной литовской культуры. Творец связывает настоящее с прошлым и будущим. У Чюрлёниса, если сравнивать его путь с историей возникновения абстракционизма, никакого последовательного отрыва от жизни, от рационального не происходило. Творец должен был увидеть объект своего творчества.
Финал «Сонаты ужа» монументален и могуч. Человечество помнит. Позднее он сбегает из больницы в лес. Он так и не увидел пирамид, не дожил до века космонавтов, не было в Литве и таких Гималаев, но, увидев однажды просторы Райгардаса или взойдя на вершины Кавказских гор, он уже никогда не хотел ни в мечтах, ни в творчестве опуститься туда, где «вершатся земные дела». В первую очередь это относится к такому художнику, как Беклин. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного.
Анданте (Соната звезд) — Микалоюс Чюрлёнис
И вот таким образом все кажется здесь маленьким. Звук – скорлупка ореха. Есть в его картинах и впечатления от встречи с Кавказом. И, что важнее всего, художник не впадает в трафарет, не повторяется.
Квадраты, ромбы, треугольники. Мысль и в линии, проведенной карандашом и в мазке, оставленном кистью. Вторая часть диптиха, замедленное «Анданте» изображает сотворенную планету, вращающуюся в светящихся волнах Космоса, которые пронизывают пространство обеих картин, связанных между собой звездным поясом.
Свободнее полет фантазии во второй части – в Анданте «Сонаты ужа». О, сколько же тут солнц. Раз мы уже сказали несколько слов о цикле «Зима», то хочется упомянуть и «Лето». Да».
А кажется, что это золотистый туман. Родное гнездо – самое дорогое богатство, его держат в руках два короля. Чюрлёнис верно познал противоречивость творения именуемого миром и человеком. Точно смелости у них нет или в себя не верят. По этой параболе шагает крылатый человек. Хочу сделать цикл, по крайней мере из 100 картин, не знаю, сделаю ли».
И в Африку уже меньше верим, хотя иногда еще и предаемся мечтам. Но, лишившись после смерти князя его стипендии, Чюрлёнис был вынужден вернуться в Варшаву. Тысячи крохотных круглых солнц, рассыпающих свои лучи.
«Прелюд ангела» исполнен поэзии, проникнут торжественным настроением, рождает ощущение бесконечного пространства. Есть еще и будни. В облаках он узрел однажды удивительную картину и увековечил ее на бумаге, назвав «Путешествие королевича». Выбрав вечно влекущее к себе море объектом для работы, Чюрлёнис верил в возможность создания сонаты, но иными средствами —кистью и красками. Этот пантеизм ярко проявился в его «Рексе», которым художник хотел обобщить свои космические циклы и отдельные картины на эту тему. Первая – вид на побережье с высоты птичьего полета виден берег, видны дальние холмы, деревья на этих холмах – очень маленькие с большой высоты.
В Польше было в то время модным неоромантическое движение: общество художников «Штука», «символическая» направленность Краковской и Варшавской художественных школ, литературная группа «Млода Польска», а в музыке утвердилось восторженное отношение к творчеству Р. Вагнера, Ф. Шопена, Р. Штрауса и поверхностное подражание им. Вскоре в юноше проснулась невероятная тяга к живописи, с которой он был не в силах совладать. «Я всегда мечтал, чтобы человек был таким, как я его представляю себе, то есть человеком, который все чувствует, понимает и стремится к истине, добру, красоте», - писал он своему брату Повиласу еще в 1902 году. К природе автор «Спокойствия» относится как поэт, романтик, отыскивая в ней какую-то тайну и отождествляя действительность с воображаемым миром фантазии. Конечно, это великаны. Остатки возведенных в пустынях алтарей.
И это был бы привидевшийся Чюрлёнису город Мечты. «Рекс» словно просится в центр между двумя картинами «Сонаты звезд». А еще дальше. Часто мы говорим: понять Чюрлёниса А что же тут особенного. Гений Чюрлёниса рвался в недосягаемую высь.
Вот таким образом и от нас, зрителей, требуются прежде всего чуткая душа и открытое сердце. Напротив, он полагает, что каждый вправе по-своему пересказать Чюрлёниса. А Чюрлёнис утверждает: «Штук – прекрасный колорист». И воспроизводил он не бесстрастно, не натуралистически, а с большим вдохновением, всегда оставаясь при этом сыном своей родины и во всем замечая поэзию. Его творческий путь начинался именно с музыки.
Ещё одна серия музыкальных картин Чюрлёниса —СОНАТА ЛЕТА, где наиболее популярной считается третья —Скерцо. Scherzo переводится как шутка. Мы отсчитываем время своей земной меркой. Темные места он тоже подчеркивает не колоритом, а тональностью. «Жертвенник» говорит языком символов о вечно горящем огне творчества, который был принесен людям ценой гибели самих Прометеев. В «Жертве», картине философско-космического плана, доминирует сам человеческий гений (ангел), который хочет разрешить вечную дилемму истины и лжи. Еще один взмах ее крыльев и тоненькие пушинки одуванчика разлетятся по ветру.
И он должен освободить его, не утаивать красоты бытия, опустошить себя до конца. Сколько их, наколотых на многочисленные пики пирамид, на башни и башенки. Свою огромную любовь к родине, к родной усадьбе Чюрлёнис наиболее глубоко воплощает в «Сказке королей».
Картина Аллегро (Соната звезд) Микалоюса Чюрлёниса
Но надежд на серьёзную школу нет. Глаза ребенка. Это мог сделать разве что один из посетителей Второй выставки – литовский крестьянин. Это привычка: мы пишем, читаем слева направо и т. д. Зная это, художники сознательно (или, не зная, бессознательно) помещают «главного героя» влево от центра. – взирают куда то в пространство, завораживают, притягивают взгляд Это игра природы, знакомая всем: очертания холмов, деревьев, камней так часто напоминают нам о живых существах это простодушная детская сказка про дракона или морского змея или про «чудо юдо рыбу Кит» и это одновременно удивительно точное настроение чуть таинственного покоя, который охватывает человека у воды, когда в летний вечерний час уходит с безоблачного неба дневное светило.
А. Жмуйдзинавичюс писал в своей статье «Горсть воспоминаний», опубликованной в книге «М. В таком-то лесу и гуляют себе эти два короля. В Петербурге Чюрлёнис живет скромно и даже бедно, но его внутреннее горение преодолевает все преграды. Художника и тут интересовала красота литовской природы, творение литовского народного гения (например, невыразимо прекрасная резьба по дереву в «Жемайтийском кладбище» и «Жемайтийских крестах»). И все это на ветвях. Струнами арфы зазвенела небесная лазурь.
Он посещает художественную студию. Семь лет непонимания и непризнания при жизни, за исключением немногих художников-современников. Но не благодаря этим отражающим реальную природу пейзажам Чюрлёнис стал Чюрлёнисом. Он поклонялся источнику жизни – солнцу и считал, что сотворение мира еще не закончено. В 1903 году он начинает работу над симфонической поэмой «Море», посещает школу рисования Каузика. - В 1904-1905 годах под его руководством организовался хор Варшавского общества взаимопомощи литовцев. Угрюмо-прямая линия земного горизонта, вставшая над плоской равниной пустыни. Это звездный «путь- мост».
Композиция «Прелюда ангела» строится на пересечениях горизонталей и вертикалей. Изобразительное искусство в его творениях вступило в союз с музыкой. Пьянящая высота изображена в «Жертвеннике», который мы видим словно с птичьего полета. Графика и живопись в творчестве Чюрлёниса тесно связаны и взаимообогащают друг друга. «С раннего детства брат любил бродить по лесной чащобе, то встречая восход, то вслушиваясь в тишину полудня, то гуляя у лесного озера в звездную ночь, - вспоминает его сестра Я. Чюрлёните. - Когда собиралась гроза, он, накинув плащ, спешил в лес – слушать завывание бушующего урагана».
Картина Чюрлениса: Звёздная соната
В картине очень много неба. Даже слова «тональность» и «полифония» давно перешли свои узкие границы. И еще, может быть, космонавт. Художник добивается этого впечатления тем, что как бы обрезает картину с обеих сторон. Мир должен дивить. Этот мир еще не завершен, но он уже заявил о себе наступлением Новой Красоты. «Жертвенник» словно рассказывает об огне, который не только греет, но и вечно горит в сердцах людей, пока живут они на земле.
Он приносит радость младенцу, который доверчиво тянется к нему ручонкой. Только поверхность картона, до которого художник как будто не дотрагивался. А над ними – на срезе гигантской волны – проявляются дивные буквы: МКС – Микалоюс Константинас Чюрленис. В конце 1909 года Чюрлёнис снова в Петербурге. «Жертвенник» – светлая вещь с преобладающим зеленоватым и красным колоритом. Различны и форматы картин: первая – выше, вторая – шире. Чюрлёнис мечтал побывать и в других краях, особенно на Востоке.
- Микалоюс Чюрлёнис в прозе, стихах, музыке и картинах
- Презентация к уроку по музыке (5 класс) по теме: Микалоюс Константинас Чюрлёнис
- Научно-философское обществоМир через культуру
- ЧЮРЛНИС – МУЗЫКА ЖИВОПИСИ ( – )
- другие песни от: Микалоюс Константинас Чюрлёнис
«Жертвенник» исполнен спокойствия, а «Жертва» полна тревожным ожиданием. Он совершенствует свои знания в области композиции, бывает на концертах. «Об одной своей картине «Сказка» он говорил мне: «Пошли два короля в лес. «Свои фантастические картины он действительно пел, выражая нежными красками, узорами линий, всегда причудливой и необычайной композицией какие-то космические симфонии», -- писал Вячеслав Иванов и добавлял: «Чюрлянис несомненно музыкант.
В картине есть и другие элементы графики – строгие, четкие линии, оконтуренные формы. До минимума сведено в картине движение. На первой картине диптиха из быстрого и беспорядочного движения сверкающих звезд, светящихся туманностей и вращающихся сфер возникает конус энергетического эволюционного «коридора», увенчанный фигурой крылатого Rexа-Творца. Это знание в его научном изложении пришло только с Живой Этикой. Гений ничем не стесняет себя. Рай», «Ангел.
Все легендарные сюжеты. Чюрлёнис назван в этом постановлении «выходцем из трудового народа Литвы». А как высоки во сне горы. И вот сверкает на ладони миниатюрное солнце. Созданные Чюрлёнисом «Знаки зодиака» – плод необычайно богатой фантазии и чуткой души романтика, блистательное использование древних восточных легенд о созвездиях солнечной орбиты.
Добужинский находит, что «картины в этом году содержательнее и глубже», но это как-то не убеждает меня. Звуками. Это картина «Весть». Чюрлёнис одушевляет природу, философски осмысляет мир. Зеленоватый, желтоватый, матовый, даже рыжеватый и розовый. Особенно интересна в этом отношении картина «Ангелы.
- Описание картин Микалоюса Чюрлениса «Соната моря»
Глава Временного революционного правительства Литвы В. Капсукас подписал «Декрет о создании Литовского государственного музея». Тут, конечно, конкретный образ. На одном листе «Лета» художник использует такое же композиционное решение, как и в картине «День», - жест «деревьев-ладоней» повторяет белое «облако-ладонь».
Но мы знаем, что художественное образное мышление опережает философскую мысль. Это, конечно, не могло не отразиться на его здоровье, особенно на его нервной системе. Он тоже озирал мир с вершин Гималаев. Обобщенный образ литовского города в «Прелюде» типичен для архитектурного облика литовского края, содержит метко зафиксированные архитектурные ансамбли и детали. Их основа – жизнь. Звуками. Он выступает в печати по актуальным вопросам литовского искусства и культуры.
«Помнишь Палангу., прогулку среди ласкающих, сверкающих волн приближение бури, ее нарастание и мощь, помнишь ли. » Не меньшее влияние оказал на творчество Чюрлёниса и Кавказ. Но Чюрлёнис не повторяется: если колорит, настроение обеих картин и имеют много общего, то их композиция, ритм, соотношение «героев» и пространства здесь совсем иные. Огненным шаром подкатывается оно тебе под ноги. Эта лиризация видимого мира, который воспроизводится своеобразно, «по-чюрлёнисовски», - характерная черта творчества художника, точно подмеченная Асафьевым.
Солнца, которое посылает на Землю животворящий свет. Ведь сначала он все это увидел воочию, порадовался замкам, «которые стояли на берегу Немана, на фоне восхитительного пейзажа» и действительно были необыкновенно фантастичны и лишь потом создал свои картины-сказки, картины-замки. Картина эта столь жива и убедительна, что кажется, будто она писана с «натуры». Угол зрения. Потом пальмовые ветки, купы деревьев. Об этой картине говорить труднее, чем о других, по той причине, что само изображение, то есть «нарисованное» на ней, почти не занимает места: на не наполненном краской обычном тускло желтоватом прямоугольнике картона посередине, чуть ниже центра, светятся три маленькие серебристые головки одуванчиков. И все.
Да только короли не понимают этого». Голубой залив. Если бы можно было жить так, с постоянно раскрытыми глазами на всё, что прекрасно. Доходы деревенскогоорганиста более чем скромны, а семья большая: 5 сыновей, 4 дочери. Уж изображен в Анданте.
В Анданте всюду используется только одна линия-контур, подчеркивающая границу тумана. Но ему не довелось посетить ни Египет, ни Индию, он только много читал об этих странах. И если иногда он все же пытается поделиться своими субъективными мыслями о содержании картин Чюрлёниса, то делает это без всякой претензии сказать «последнее слово».
Мы засыпаем и видим во сне бурные порывы ветра в хаотическом мире. Это ее ступни составляют верхнюю часть центральной картины триптиха. Мы можем лишь добавить, что представители клира в буржуазной Литве примерно того же самого желали произведениям Чюрлёниса (самого художника к тому времени уже не было в живых). Мы не можем помнить этого.
Он организует массы, строго подчеркивая их конкретную форму и резкий контур – в одном случае вводя линию «молнии» (сила лучей. ), в другом используя «поющие» эллипсы (весенняя мягкость). По нему, как по заданной орбите, над Новым миром движется крылатая фигура. Литовский искусствовед В. Кайрюкштис писал: «Словами невозможно пересказать мысли, настроения и чувства, составляющие содержание картин Чюрлёниса». В Сикстинской капелле заново творил мир Микеланджело. Сходен и их колорит – зеленовато-коричневый с желтым. В его творчестве форма всегда служит для выражения идеи, содержания. Вот таким образом иногда приходилось самому изготовлять их. Весь цикл – это образный рассказ не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира.
Он сознательно уравновешивает компоненты композиции. Узор линий, узор мелодии, краски на кисти и краски музыкальных гармоний. А ведь это простая, всем нам так хорошо известная литовская деревня. Среди работ Чюрлёниса имеются и такие, где запечатлен характерный мсемайтийский пейзаж. После космической и сказочной тематики Чюрлёнис как музыкант не может снова не обратиться к «музыкальной живописи», хотя Добужинский и утверждал, что эти музыкальные названия казались петербургским художникам из группы «Мир искусства» курьезом и, по их мнению, не играли существенной роли в оценке творчества литовского живописца.
А еще дальше – сны, поэтические ощущения, гармонические сферы, дымка фантазии и мечты. Матушка рассказывала сказки маленькому Микалоюсу. А каковы деревья, если у них такие ветви. Сколько звуков в нем слышится, сколько красок сверкает. Можно лишь порадоваться, что людям творчество Чюрлёниса по-прежнему дорого. И Чюрленис становится живописцем.
А это – нелегкое дело. Далее он пишет: «В средние века такой человек, как Чюрлёнис, стал бы лжепророком и его сожгла бы господствовавшая тогда церковь». В «Сказке», например, птица-«черный ужас» находится слева и летит влево, в «Колокольне» и колокольня изображена слева и облака плывут влево, в «Спокойствии» линии «острова-зверя» плывут влево, в бескрайний простор. Поэтическая метафора стала для него одним из основных выразительных средств. (Чюрлянис -- прежнее написание фамилии). По этой параболе шагает крылатый человек. И всё-таки с полным правом можно сказать, что Чюрлёнис учился всюжизнь.
Далее Чюрлёнис рассказывает о картинах. Из морских пучин поднялись и рассыпались в кружеве янтарь и жемчуг. Пальцы вонзаются в черные и белые клавиши. Мне же как художнику и искусствоведу придется выполнить очень трудную задачу познакомить читателя с жизнью Чюрлёниса, с теми условиями, в которых формировалось его гениальное творчество и, конечно, «пересказать» его картины. Ищут, откуда в этом темном лесу словно свет струится.
Этот цикл он начал. Призма для наблюдения. Стеклянные стены уходят в бесконечность, в недосягаемые дали.
Да это же цветовая мелодия. Но это только визуальный рисунок мира. То тут, то там вдруг появляются фантастические звери и летают давно сгинувшие птицы. Чюрлёнис был восприимчив к красоте и путешествия больше всего вдохновляли его.
Эти песни, эта «сказочная поэзия старины» вдохновляли Чюрлёниса. Все хранит на века мозг человеческий. И пирамиды, пальмы, сфинксы. Простор, бескрайний простор. Одна за другой волны напористо наступают на берег искрясь и переливаясь на солнце. В картине «Прелюд Витязя города» Чюрлёнис хотел выразить пробуждение национального сознания литовского народа.
О чем это вы тут толкуете. Иначе сердце не выдержит. На обоих листах Чюрлёнис помещает лицо справа от центра картины, а «свет» – слева. судить не могу, так как мало видел их».
Особенно он любил музыку Бетховена, Чайковского, Берлиоза, Вагнера. И над всем этим – летящий сверкающий эллипс Пути и крылатая фигура человека, в отчаянии и тоске протянувшего тонкие руки к этому уже затухающему сверканию, соединяющему Небо и Землю. Босые ноги увязают в золотом песке. И знаете что, Зулюк, мне кажется, он прав.
Свое творчество он противопоставлял «свинской», как он называл ее, буржуазной жизни и призывал к достижению гуманистических эстетических идеалов, которые в тогдашних условиях приобретали большой демократический смысл. Обязательным атрибутом сонаты является деление её на 3 или 4 части. И почудится, что здесь вовсе и не дюны. Белые, снежные комья, мотки белого шелка, гигантские белые горы. Ни разу не найдем мы в его письмах упоминания о каком-нибудь ярком модернисте того периода, за исключением Бердсли (английского графика), а также польских и русских живописцев из «Союза» и «Мира искусства», которых едва ли можно считать модернистами, как понимали в то время этот термин на Западе. Есть группа и ВК – очень основательная и вдумчивая. Костек –старший.
Он ощущал в них властную руку Творца или Короля. В финале подчеркнута гамма зеленых тонов, словно предсказывающая смерть солнца и вечное небытие как на Земле, так и во Вселенной. Тема многоголосия, полифонии была очень близка Чюрлёнису. Хотите отнять память. Они беззащитны – их вот вот не будет.
Чюрлёнис пробыл в Жемайтии около четырех месяцев и все время очень напряженно работал. Но они – жизнь, возникшая на краю беспредельности. Он решен наиболее точно с точки зрения и композиции и колорита и оригинальности сюжета. Самые знаменитые из них — это «Соната моря» и «Соната звезд». В опытах же Чюрлёниса музыкальное не столько растворяло видимые объекты, сколько создавало их «по своему подобию». Чюрлёнис, безусловно иллюзорен, эфемерен, рождает миражи. Это не могло не оказать определенного влияния и на Чюрлёниса, хотя мы видели, что он примыкал к прогрессивному крылу «Мира искусства» и ему была близка и понятна утопическая мечта о светлом будущем человечества.
И он научился мечтать. В эту благословенную страну идут жители Земли. Солнечные лучи насквозь пронизывали бы их стеклянные стены. Спокойная, величавая мелодия в темпе анданте звучит с картины. О сотворении нового человека.
Можешь понять, что это за короли. «Соната звезд» (1908 г. ), состоящая из двух частей «Аллегро» и «Анданте», – философская вершина его художественной мысли. Глаза гения. Композиционную схему «Жертвенника» составляет расположенный в центре картины треугольник, а в «Жертве» мы видим диагональ идущую из правого нижнего угла до верхнего левого. Лишь один широко расправил крылья, словно желая задержаться избегнуть объятий смерти.
Она оставляет чарующее впечатление едва ли не у всех, кто только ни видит картину. Вся эта материя «лезла» бы в глаза и мы смотрели бы только на эту руку, не замечая ни света, ни мотыльков, ни самого «автопортрета» (по мнению некоторых исследователей творчества Чюрлёниса, фигура в «Истине» – это автопортрет). В 1900-1901 годах им была создана симфоническая поэма «В лесу». Эта память помогала ему осознать, обобщить, синтезировать реализм жизни. Лето 1909 года Чюрлёнис с женой провели в Плунге.
И необходима его, Чюрлёниса, посильная помощь. Малейшее дуновение – исчезнут и они. Мечту отобрать хотите. Холсты. Вот и всё. В Плунге юноша играл в оркестре на флейте, сочинял музыку и рисовал. Природа пробуждала его к творчеству и он должен был работать.
Теперь мы подошли к его «музыкальным картинам». И это не просто громкие слова. За каких-то 3-4 года он успел много сделать на этом поприще. Рекс – это царь вселенной. Послушайте, почтеннейшие. На горизонте полоска темного леса.
А как ты думаешь. (Кстати, несколько слов о колорите Чюрлёниса. Качественность одна – уникальность. Тут, мне кажется и следует искать силу Чюрлёниса-живописца. Все мифологические символы.
Микалоюс Константинас Чюрлёнис родился 22 сентября 1875 года в Варене, но его детство прошло в Друскининкай. Огненные цветы вырастают из темного хаоса и тянутся вверх. Как сказка. Например, картину «Мой путь» не перескажешь.
Пронзительно-зеленые просветы сквозь покрытое тучами небо. Почему художник почти всегда избирал в те годы такую композицию. Работы литовского художника произвели на всех «такое огромное впечатление, что тут же единогласно было решено пригласить его принять участие в выставке «Салона», - пишет Добужинский и добавляет: «Произведения Чюрлёниса прежде всего поражали своей оригинальностью и необычностью – он ни на кого не был похож – источник его вдохновения казался глубоким и таинственным». Напрягается слух ребенка. В обеих картинах господствует туман, заполняющий их беспокойными извилистыми линиями.
В его произведениях 1909 года эта «скульптурность» характерно переплетается с графическим началом. Посмотрим на «Колокольню» из цикла «Весна». Это произведение состоит из трёх картин —Аллегро, Анданте, Финал. «Жертвенник» словно утверждает могучую духовную силу физически маленького человека. Настроение тоже просветлённое. Это – «Рай», «Прелюд Ангела», «Жемайтийское кладбище», «Черное солнце», «Потоп».
Но вот солнце брызнуло, раздуло огонек и заколдованный янтарь вспыхнул. Известный советский композитор и музыкальный критик Б. В. Асафьев в книге «Русская живопись. (Жан Поль Сартр сказал в одном из своих произведений, что «себя можно увидеть только глазами другого». Но можно посмотреть и на тени облаков. Дальнейший путь был ещё прекраснее.
Мы ощущаем жар солнца куда сильнее сегодняшнего его тепла. Тут я впервые увидел его фантастику. И в сказку надо верить. Иногда мы хотим, чтобы в ней «все было сказано». Мы отсчитываем время своей земной меркой. Купы деревьев украшают широкие луга.
Два глаза – рыбацкие костры у воды. Основу музея должны были составить в первую очередь произведения М. К. Чюрлёниса. И уж никак не пессимистической. И у Чюрлёниса в «Истине свет-истина и большинство мотыльков-ангелов сдвинуты несколько влево от центра, огненный шар солнца-дружбы в «Дружбе» – также в левой половине картины.
О, какие сады. Иначе он не представлял себе жизни. Хотя всегда жить мечтами нельзя. Тогда мы были молекулами водородной туманности. Мастерски, с величайшей точностью сохраняя композиционное равновесие, художник вводит детали земного пейзажа (деревца, ласточки, островки снега и т. д. ).
Достаточно прочитать главы «Вечер» или «Утро» в его книге «Атмосфера», где он описывает закат и восход солнца в горах Швейцарии, чтобы понять, насколько этот поэт-ученый по духу был близок М. К. Чюрлёнису. Вместе с Чюрлёнисом. Какой простор. Мы прибалты. На картине М. К. Чюрлёниса мы видим полное соответствие начальному построению фуги. Перед нами раскинулись широкие поля Дзукии, по которым вьется маленькая речушка. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Таким образом, решение «Рекса» преимущественно декоративно-графическое, поскольку в картине доминируют декоративное пятно, линия, тональное варьирование светотени.
Нет, это не замки – это удивительные игольчатые кристаллы ледниковой эпохи. Рояль рассыпает звонкие янтарьки. В «Жертвеннике» художник хотел подчеркнуть величие мира, ширь морей, где в укромных бухтах, если смотреть с высоты облаков, корабли кажутся игрушками, а человека и вовсе не видно, зато его творческий гений – сам жертвенник – рассказывает о подвигах людей, о их мечтах, о творимых ими удивительных легендах. Мы плывем не останавливаясь. Родная деревня – это лучезарное солнце. Мечтой о лучшей жизни, о счастье человека проникнуты романтические «Сказки» Чюрлениса.
Края триптиха более «эскизны», более «сказочны», в то время как центр возвышенно «философичен». В 1908 году художник познакомился с литовской писательницей Софьей Кимантайте, которая в 1909 году стала его женой. Разносторонностью своих творческих исканий М. К. Аллегро. В 1904 году в Варшаве он поступает в Школу изящных искусств. В связи с этим возникает важный вопрос: ангелы – символ или реальность. Первое проведение темы – одноголосное в верхнем регистре с почти нейтральными динамическими оттенками (пастельные тона).
Все это сказочно, величественно. Бенуа называет Чюрлёниса гениальным художником, «дивным волшебником». И эта, казалось бы, незначительная деталь влияет на выражаемое ими настроение. Всмотримся в главные краски его картин. Глядя на Аллегро и Анданте «Сонаты звезд», нетрудно понять, что художник хотел средствами своего искусства изобразить возникновение мира из хаоса.
Какие горы. Здесь онучился играть на флейте, делал первые опыты в сочинении музыки. Не знаешь, откуда приходят, куда уходят люди. Особенно пленила песня, что поют при зажинках «Ой ты елка», когда мы проплывали мимо Нямунайтиса и Раджюнай».
Это один из наиболее зрелых циклов Чюрлёниса. В первых шести листах серии – холодный космос. Клали весла и слушали. Чюрлёнис не любил модернистского искусства, не понимал его и, конечно, не следовал ему.
Он создавал живописные сонаты: сонату солнца, весны, лета, моря, сонату звёзд. лочки изменили свой цвет (динамические оттенки) и смещены в сравнении с первым изображением. «Плывем в неведомые сказочные края» – это не только реальное путешествие, но путешествие в мир творчества. С обеих сторон – водные пространства. Художник писал брату: «Цикл еще не закончен.
Анданте построено на огромных горизонталях и вертикалях, на контрастах светлых и темных пятен, а Скерцо, напротив, держится на «братающихся» массах, связанных одна с другой (посредством «мостов»). На ладони пылает, сверкает, лучится миниатюрное солнце. Хотя и не обнадеживает, что они будут выставлены». Это другой, фантастический мир.
В письме брату Повиласу, датированном 7 января 1905 года, он пишет: «После возвращения в Варшаву с Кавказа оказалось, что мне снова придется давать уроки музыки (чтоб они провалились. ), выяснилось, что деньги, которые я должен был получить за проданные на выставке картины, превратились в какие-то груши на можжевельнике. Не идентифицируется.
Мысль – его ядро. И рождались картины, которые тоже дышали необыкновенным уважением к женщине, где женщина поднималась «на особую высоту». Часто он сам создает свои сказки. Бескрайние пространства вод. Туловища у них, как древесные стволы, а то и потолще. Имя Чюрлёниса носит основанная в 1945 году Национальная школа искусств М. -К.
Зеленоватое, пенящееся море. Но ничто никуда не делось. )) В Прибалтике очень ценят творчество Чюрлёниса. Напротив, в 1909 году он прочно «встает на землю» и тогда появляются его удивительные жемайтийские пейзажи. Средство – это не важно.
Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. И еще: фантастически белые крылья птиц, распахнутые для дальнего полета. И рост под стать. Такая же высота была и в «Прелюде ангела» и в космических циклах, в картинах о звездах. Известно 13 рисунков темперой.
Состояние художника все время ухудшалось, он перестал общаться с друзьями и знакомыми. Висячие сады Семирамиды. О, как гремит в груди колокол сердца: бом-бом- бом Ворвавшийся в окно весенний ветер растрепал волосы. А скорее – погрузившиеся в бездну дворцы, башни, каскады висячих садов Атлантиды.
Вся картина звучит, как задушевная, светлая дзукийская песня. Один из королей взял ее в ладони, оба смотрят и дивятся. Уши полнятся шорохами пашни, где растет хлеб, недовольным ворчанием земли, таящей в себе вулканы, ревом морских волн, перекатывающих валуны, шуршанием зеленого леса, беззвучной симфонией космоса. Наука реставрирует человеческую память. Пока проползало облако, янтарек казался осколком камня. Он запечатлевал этот хаос, вечное ворчание Земли и тоску по гармоническому миру.
Современники, не знакомые с космическим мировоззрением, не могли понять, «фантазий» не совсем нормального художника. Разве это не янтарь. Чюрленис – художник непосредственных, живых чувств, певец мира гармоничного и драматического, он всегда поэтичен, ему чужда холодная, сухая рассудочность.
Удивительный ритм ёлочек, нанизанных на изящную канву, символизирует ноты. И рассказывают очень своеобразно, так, как никто еще этого не делал, с большой любовью и к каждому земному побегу и к необъятной Вселенной. В статье Александра Бенуа, напечатанной в 39 «Речи», говорится, что уже пошла третья неделя, как по инициативе петербургской группы «Мир искусства» открыта посмертная выставка М. К. Чюрлёниса, но почти никто не покупает этих удивительных картин. Здесь нет цветовых акцентов, ярких цветовых пятен. Чюрлёнис – это Нида. Такова «Сказка замка», так же решена и «Жертва», где ангел стоит на огромном постаменте, высоко над горизонтом.
В средней части триптиха «Сказка» птица-«черный ужас» находится слева, большинство картин цикла «Зима», «Лето» решены по тому же принципу. Получаются два изображения, которые дополняют, обогащают друг друга. Singer is Hanae Tomaru.
Солнце катится, как шаровая молния, по застывшим волнам песчаных дюн. Этот великий француз, блестящий знаток музыки и пластического искусства, любовался «видениями бескрайних просторов» и высоко ценил их творца. Пронзительно-зеленые просветы, возникшие сквозь покрытое тучами небо. Прелюд» и, наконец, «Жертва». Значит, с помощью одних только звуков не выразишь в совершенстве мира.
Как известно, графика особенно привлекала его». Долго долго стоять, чтоб начать понемногу задумываться над ударяющей сразу по всем содрогнувшимся чувствам картиной. В этой школе и оркестре князя и развивалась профессиональная деятельность Чюрлёниса, как музыканта. Эту же бесконечность открывает перед нами Нида. И с обеих сторон заливали бы их своими зеленовато-голубыми тонами море и залив.
Если не сам «герой» помещен в левой части картины, то по большей части в эту сторону устремлено движение. И в жилах у нас течет янтарь. В 1906 году он написал брату: «Я решил всесвои прежние и будущие работы посвятить Литве». «Дружба» напоминает раннюю работу Чюрлёниса «Истина» (другое название-«Надежда»). Надо браться за краски, браться за живопись.
Если две рассмотренные нами Сонаты – это «музыкальная живопись» столь же, сколь и «космическая», то цикл «Знаки зодиака» целиком посвящен космосу. Дух «Мира искусства» искал именно личного и искреннего, а никак не внешнего формализма и потому Чюрлёнис сразу же показался нам близким и своим. Великим королям никогда не понять этого. Движение их и составляет главную тему композиции, ее сюжет. И блики солнца.
Чюрлёнис художественными средствами создавал философию бесконечности. Он уже тогда начал исчислять его галактическими мерами. Мы оба долго смотрим на него, смотрим на огонек янтаря. Его не удовлетворяет действительность.
Отражаясь вертикально, они аллигорически напоминают нам перекликающиеся в верхнем регистре темы-повторения. Любовь— это восход солнца, полденьдолгий и жаркий, вечер тихий ичудный. И все сгорают, погибают и с опаленными крыльями падают вниз, в небытие. Как на полотнах Руссо. И наконец он понял всю эфемерность отдельной человеческой судьбы.
Здесь нет борьбы —только жизнь —яркая, бурная, подвижная. Такой город и построил нам Чюрлёнис. Вся картина словно излучает какую-то физическую тишину. Их голоса сплетаются, сливаются в едином хоре, в одном оркестре. Как в реальную жизнь.
Природа с избытком наделила его прекрасным. Триптих так организован, что сначала хочется смотреть на его центр. Каждому звездному знаку Чюрлёнис находит «метафору» и, главное, прекрасно компонует, отлично прорисовывает. И видят в нем контуры творений человеческих рук. Но пальму первенства тут следует все же отдать поэтам – только они, наверно, могут образно интерпретировать картины этого художника, пользуясь средствами самого Чюрлёниса – параллелизмами, гиперболами, метафорами, сравнениями, «одушевлением» природы, ее персонификацией, поэтическими ассоциациями, философским углублением в природу вещей.
Неповторимые картины Чюрлениса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба – циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие. Поэт. Мы карабкаемся на песчаную гору.
Зажмурься. Ночь светлая. Чюрлёнис пишет ей письма, полные любви и поэзии изливая свои боли и радости, он словно отдыхает душой после напряженного творческого труда. И третья картина – подсистемы моря. У него своя собственная программа добра истины и красоты. С этого момента в его жизнь навсегда входит живопись, к которой он и раньше имел большую тягу. Работы Чюрлёниса после завершения им художественного училища получили одобрение и ему была предоставлена свобода в реализации своих замыслов.
И здесь художник не имел себе равных. Угрюмо-прямая линия земного горизонта, вставшая над плоской равниной пустыни. Важна мысль. Чюрлёниспереезжает из Варшавы в Вильнюс и берётся за культурно-просветительскуюдеятельность: руководит в Вильнюсе литовским хором, составляет сборниклитовских песен, принимает активнейшее участие в организации второйхудожественной выставки в Вильнюсе, разъезжаетпо деревням, собирает у крестьян произведения народного искусства, занимается организацией музыкальных изданий, пишет статьи, в которых излагаетсвои взгляды на народное искусство, выступает в концертах как дирижер хора и как пианист, создаётживописные полотна (пишет в основномтемперой и пастелью). Со всеми другими гениальными мечтателями.
Какой пластический ритм в их движении. Удивляет искусство, прокладывающее свои тропы рядом с магистралями науки. Посмотрев на его «музыкально-живописный» диптих «Прелюд и фуга», мы обратим внимание на богатую фантазию художника, нас приведут в волнение сами картины и лишь после этого мы, может быть, подумаем о музыкальных прелюде и фуге. На этом рисунке – уже сотворенный живой мир. И вертолет не приходит на помощь. И потому люди создают поэтические легенды и сказки. Прожил Чюрленис недолго — неполных 36 лет.
Пение песчинок напоминает жужжание золотых пчелок в лесном вереске. Он должен разгрузиться. Если в студенческие годы он высоко оценивал творчество пользовавшихся тогда известностью немецких художников (Беклин, Штук, Клингер), то теперь, в пору творческой зрелости, его уж не восхищают и известные современные русские художники (Сомов, Билибин).
Его способ изображения мира не раз поражал зрителей- и «рядовых» и «избранных». Они состоятиз трёх или четырёх произведений, в которых тема решена в развитии. И отмечает: «Конец XIX века дал нам Беклина. Оговоримся сразу, что не нужно, едва увидев под картиной Чюрлениса слово «фуга» или «соната», немедленно начинать поиски зримого «изображения музыки». Обращая свои глаза к картине, мы обычно смотрим слева направо. В то же время ко многим другим он, как видим, относился весьма критически.
И ничего не хочу утверждать. И не просто песня, а «песня зажинок», в которой женщина, по словам Чюрлёниса, «поднимается на особую высоту». Большое впечатление произвело на художника литовское побережье Балтики. Лес такой, что на ветвях деревьев умещаются огромные города с дворцами, пагодами, башнями. Эта память всегда помогала человеку творить сказку, легенду, миф. А каков весь лес. Гениально предчувствовал этот художник наступление космической эры.
К чисто философским произведениям 1907 года следует причислить «Дружбу» и «Мой путь». Горят огненные краски, сверкают прозрачной белизной нездешние формы, полыхающие светы выстраиваются в органные аккорды. Форте – взметнулся зеленый Краски обрели звучание. Это страстное его стремление к ярким далям человечества поразило Ромена Роллана. Можно смотреть на рисунок облаков (кстати, эти морские облака над Нидой какие-то особенные: напоминают аппликации из белой выкройки бумаги, наклеенные на голубое стекло неба, - так они рельефны). После проявления ярких способностей, он был зачислен в школу князя Михаила Огинского —внука известного композитора, подарившего в 1794 году миру прекрасный Полонез Прощание с Родиной.
Это не Вильнюс и не Каунас и, конечно, не Шяуляй, не Клайпеда. Покупатели или отбыли за границу или вернули картины с целью сбить цену». Основная информация: Полное имя-Николай Константинович ЧурлянисДата рождения: 10 (22) сентября 1875Место рождения: Ораны, Виленская губерния, Российская империяДата смерти: 28 марта (10 апреля) 1911 (35 лет)Место смерти: Пустельник Миньски (близ Варшавы), Российская империя. В 7 лет он знает нотную грамоту, свободно играет с листа. Большинство художников из «Мира искусства» были далеки от социальной тематики, от политической деятельности. Стекла очков не могли спрятать удивления и радости нового открытия в глазах этого французского писателя и философа, когда разглядывал он в Каунасе небольшие по формату чюрлёнисовские картины – видения бескрайних просторов и необъятных горизонтов времени.
Важно быть тронутым и быть благодарным тому, кто тронул. Весь смысл искусства в этом». Отражается, но в реальности не присутствует. А для раздумий над увиденным избрали мы Ниду. Стены его дома украшали картины великого литовского художника.
Экспрессионистическая эмоциональность цвета была чужда живописи Чюрлёниса. по общей музыкальной стихийности, как бы разлитой во всем его душевном составе». Подлинная красота доступна только таким глазам. Мысли и мечтания» пишет: «Талантливейший лирик Чюрлёнис мечтал превратить музыку в живопись от нового ощущения лирического: не как личного только высказывания о личном или лирическом одушевлении людей, но лиризации видимого мира. У древних литовцев существовал культ солнца. Гений хотел бы возвратить миру утраченную гармонию – гармонию первых людей золотого века.
Великанов, зверей, птиц. Глазами национального художника Чюрлёнис умел взглянуть на природу Литвы и различить в ней нюансы, свойственные только литовской народной поэзии и живописи. Учась в Варшаве, Чюрлёнис создал несколько музыкальных произведении. Две Весны, но какие разные. В 1909 году врачи обнаружили у него душевную болезнь.
Но ты, братец, не думай, что были то простые короли и что лес тот был простой. 9 сентября 1905 года Чюрлёнис писал: «Помнишь, Паулюк, Палангу. По одну сторону косы – белесо-зеленоватые тона моря, по другую – синева залива. В сказке «Путешествие королевны» на вершине горы – одуванчик беззащитный в своей хрупкой красоте.
Он всемогущ. Он уже тогда начал исчислять его галактическими мерами. Шелест леса» (1903–1904), эта стилистика начинается с картины «Истина», которая как бы служит символом всего чюрленисовского художественного ряда, завершающегося его знаменитым и таинственным «Rex» 1909 года. Он избранник природы. Похоронен Чюрлёнис в Вильнюсе, на кладбище Расу. Соната, где Чюрлёнис, по словам Добужинского, «порой несмел и технически словно бы беспомощен», это, наверно, «Соната ужа», особенно, когда смотришь на ее Аллегро.
Широко раскрытые, большие, удивленные глаза. И вот палитра оставлена. На переднем плане органично прорисовывается силуэт чайки. Именно здесь родилась «Соната моря».
И еще, может быть, космонавт. Простой крестьянин «прочел» «Сказку» иначе, чем ее постиг глубокий интеллект поэтессы. В письме брату Повиласу от 7 января 1906 года он замечает: «Кшижановский полетел к черту с высокого пьедестала» В Варшаве утвердился в литературе и изобразительном искусстве, если можно так сказать, «мещанский символизм». У самого же Чюрлёниса теперь есть и смелость и вера в свои силы.
И видим контуры. Будто сказка, будто поэтические конструкции из стекла и металла. Кресты на дорогах Литвы всегда украшались диском солнца, обрамленного волнами лучей. Не берусь пересказывать содержание «Сказки».
То ветер поднял блуждающий песок. Эти «мертвые» линии говорят о навечно уснувшем мире воды. Из этого письма мы видим, что Чюрлёнис критически относился к творчеству Сомова, Билибина, считая, что они находятся под влиянием «старых школ» или английского художника- графика Бердсли или Врубеля. Чюрлёнис избегал рисовать человека. Гений болен вечным протестом, беспокойством. Островок этот носит романтическое название – «остров любви».
Чем талантливее художник, тем больше прекрасного видят в мире его глаза. Правда, вначале по-любительски, желая заполнить свой досуг. Должен освободиться. В «Рае» Чюрлёнис отказывается от строгого чередования горизонтальных и вертикальных линий.
Он мечтает пересоздать Вселенную. лочки в первом проведении темы имеют свой приятный синеватый цвет (оттенки в музыке). Результатом стали симфоническая поэма «Море» и циклы картин «Сотворение мира», «Знаки Зодиака». Неужели ветер донес до меня этот шепот.
Такого же мнения придерживается и автор этих строк. Он пишет свой триптих, таинственный и странный и называет его «Rex» (1904–1905). Я шёл один. Ничего не останется. В Лейпциге же Чюрлёнис начинает все больше интересоваться живописью.
Так как тогда еще не было вертолетов. Роллан именовал его «Колумбом новых художественных континентов». Это было сказано человеком, выросшим в атмосфере польской и немецкой культуры. Этому учит нас история живописи. Нет другого художника, который бы так реально, так осязаемо чувствовал романтику космоса. Сначала длятого, чтобы отвлечься, найти утешение в чужом и неприветливом городе. Осенью 1907 года Чюрлёнис переезжает в Вильнюс, где продолжает давать уроки музыки, руководит хором «Канклес», а в 1908 году организует Вторую выставку литовского искусства.
Гений стремится к всеобщности. Огонь. Чюрлёнис тоже был язычником.
На литовском языке проходят митинги и концерты, ставятся спектакли. Гениально предчувствовал этот художник наступление космической эры. Какие интересные конфигурации.
Начинается новый период в истории национальной культуры Литвы. То был неизведанный, новаторский, трудный, но манящий путь. И в этой прозрачной правдивости и небывалой искренности ощущаешь прилив новых сил. И рождались картины, насыщенные ароматом «сказочной поэзии» родных литовских полей. Лесок редеет, уже блестит сквозь ветви озеро, а дальше изба, гнездо аиста, церквушка». Имея в виду строй образов, мыслей и чувств, вызванных кжизни Чюрлёнисом, Ромен Роллан сказал: «Это новый духовный континент и егоХристофором Колумбом, несомненно, останется Чюрлёнис. » Александр Бенуа писал: «Я как-то сразу поверил ему иесли люди осторожные (а их только теперь и встречаешь) мне скажут, что ярискую, то я им отвечу: меня вопрос о риске совсем не интересует, да он и посуществу не интересен.
В письмах всегда много слов о столь любимой Чюрлёнисом литовской природе. Composer is Yuki Kajiura. Мы как бы смотрим на долину с высокого берега. Это готовые декоративные фрески из цветовых пятен и музыкальных ритмов. «Жертвенник» поражает зрителя величием разума и чувств человека, казалось бы, такого ничтожного среди этой бескрайней шири, его могуществом, когда искусство – все равно изобразительное, архитектурное или поэтическое – доминирует над твердью земной и хлябью морской, над его же собственным чудесным творением – пароходом. Запрокинем голову. Море порой одаривает нас уникальными самородками янтаря. Перед третьей – «Финалом» – можно было стоять онемело.
На них сказочные наряды, величественные короны Лес мрачен, темен. И бессмертие после смерти.
Очень впечатляюще выглядит такой рисунок, когда смотришь на него сквозь шлифованную грань. Весна 1904 го Приблизительно к этому времени относится одна из наиболее популярных работ раннего Чюрлениса – картина «Покой». Чюрлёнис одним из первых перешел этот Рубикон. Нет, то не туман.
Он летит над Литвой, возвещая о наступлении утра пробудившегося литовского народа. Но это только первое впечатление. Тут Чюрлёнису пластически, пожалуй, лучше удалось передать фантастический образ: его не так легко «литературно прочитать», зритель не сразу понимает, что растущие на высокой горе деревья – кипарисы – символизируют пять пальцев таинственной руки. А между ними – башни, башенки, замки, голубые озерца, горные речушки. Вполне реальная картина. Первый огонь, разведенный пращурами в пещере.
Оно вечно. Так же сконструировал он здесь и пейзаж. Настоящий туман. Использует художник и свой излюбленный, по выражению литовского чюрлёниста В. Ландсбергиса, «полифонический» метод изображения «нескольких пространств»: за деревьями мы видим небо, облака – иной мир. Это преклонение перед солнцем сохранилось в народной поэзии и после принятия христианства. Отличительная черта его творчества – отсутствие в нем обычной для той эпохи декларативности, камерность, особая интимность его фантастики. Это произошло потому, что он был индивидуален и одухотворен.
Его творчество было новым явлением в истории изобразительного искусства. И хотя первой работой Чюрлениса была «Лесная музыка. Тут скрещиваются два решения весны – спокойное, статичное и порывистое, бурное. Художник задумал создать живописные сонаты, построив их по законам музыкальной формы. Мы должны бомбардировать их, свои будни, мечтами. Такой гипертрофированный, словно развернутый простор, как на полотнах Рериха.
Надо мечтать. Ложь уничтожает красоту, а красота – ложь. За три последующих года художник сумел создать на своих полотнах мир нездешней Красоты. Мысль художника обращена здесь лишь к космосу, к Вселенной – к звездам, к другим мирам. Меняется амплитуда колебаний, её кульминационные моменты. Мечта Ле Корбюзье и Оскара Нимейера.
Лишить сна. А морской ветер поет свою величественную, монотонную, нескончаемую, как нить существования Вселенной (нить Ариадны. ), песню.
Наиболее известные петербургские художники из «Мира искусства» и «Союза» были прекрасными графиками и любили вводить графические элементы в свои живописные работы. Какая ширь. Основу колорита Чюрлёниса не надо искать где-то еще. Там он сближается с художниками из группы «Мир искусства», особенно с Добужинским и вместе с ними участвует в выставках.
Как-то Максимилиан Волошин назвал Чюрлёниса «дилетантом»и добавил: «А, как известно, бог дилетантов не любит. » На это Бенуа, улыбнувшись, с мирным юмором ответил:«Наверно, потому, что бог сам был дилетант» Ответ Бенуа не только остроумен, но и меток по существу: ведь у бога, когда он, согласно библейскому сказаниютворил небо и землю, не было опыта подобной работы, ему не у кого было учиться. Гению мало настоящего. Она как бы объединяет в одно целое «Сонату звезд» с несколькими другими полотнами, такими как «Ангелы. Нида – золотые дюны под лазурным куполом неба. Какой диссонанс, какой контраст.
Контуры архитектурных сооружений. Поверх уснувших вод возвышаетсяостров, похожий на притаившееся хвостатое существо, какое-то сказочное чудище, «чудо-юдо рыбу кит». Соприкасаясь с природой, Чюрлёнис отдыхал, но отдых этот продолжался недолго. Это чюрлёнисовские миражи неба и иллюзии пустынь.
Вверху обе картины пересекает горизонтальная черная линия. И, разумеется, предлагает сделать ее более абсолютной, справедливой, прекрасной. На минуту представим себе, что произошло, если бы в «Истине» рука была нарисована «по всем правилам». Временами он уходил в прошлое изображая исчезнувшие под землей и водой древние развалины. Мечта. датируются почти все картины художника.
Облака словно застыли. На свет в руках «Истины» летят ангелы в длинных одеждах, с нимбами благодати над головами. Куда же идет оно искусство. А прозрачные песчинки, эти острогранные крупицы алмаза, режут стекло глазного яблока.
Ранняя и очень популярная картина Чюрлёниса «Спокойствие» как бы является ключом, позволяющим отворить первую дверь в сложный мир творца. Художник. Совсем другим предстает Чюрлёнис в «Сонате звезд». Творения Чюрлёниса наполнены романтикой и фантазией. Осенью 1902 года композитор возвращается в Друскининкай, а затем переезжает в Варшаву.
Небо окутано зеленоватым туманом. И наоборот -- музыка переходит свои границы: «Талантливейший лирик Чюрленис мечтал превратить музыку в живопись», -- писал известнейший музыковед и композитор Борис Асафьев. МУЗЫКА – Song name is Himeboshi (Ensei). Гений не выбирает средств. Трудно взбираться на них. Ангел у Чюрлёниса, как мы увидим дальше, - символ добра, вот таким образом, «расшифровывая» эту картину, получим следующее: добро стремится к истине, к надежде и здесь погибает. Чюрленис писал эту картину в 1908 году, когда еще ничего не было известно ни об эволюционной энергетике Космоса, ни о конусообразных эволюционных «коридорах». Я решил все свои прежние и будущие работы посвятить Литве.
Тишина. Ничего так хорошо не понимаешь, как этот шелест. 1 октября 1906 года Чюрлёнис пишет Повиласу: «Страшно понравились мне Ван-Дейк и Рембрандт, а о Беклине и говорить не стану» (Чюрлёнис ставит его между Рембрандтом и Веласкесом или между Ван-Дейком и Рембрандтом. - А. С. ). Холсты. А наверху – древний литовский герб - всадник с мечом, Витязь. Волнистые песчаные хребты, кажется, окутались нежной пеленой тумана. По своему сказочно космическому настроению «Прелюд ангела» близок к «Раю», который, как можно судить по ранее цитированному письму, написан примерно в то же время.
Реальные черты литовской природы можно найти во всем творческом наследии художника. Только из земной действительности переносились они в сферу поэзии. Этот цикл всегда будет поражать стилистической целостностью и богатой метафоричностью. В семь лет мальчик уже играет по нотам. Сначала помог случай. Гений – это прежде всего творец мысли.
Облака. Я поглядываю на бредущего рядом со мной невысокого, сухощавого, молчаливого человека. Таков и Чюрлёнис.
Но эти будни не должны закабалять нас. Когда-то Чюрлёнис мечтал: «Если бы можно было хоть немножко приподнять завесу и увидеть, что будет через три, пять, десять лет» Ни одно из этих желаний не исполнилось- ему не пришлось ни «скоро увидеться» с женой и дочерью, ни «приподнять завесу» над будущим. Скерцо «Сонаты весны» – одно из классических произведений Чюрлёниса.
Может быть, Икар. Всё существует, как великолепное сочетаниекрасок, как звучание прекрасного аккорда». Во Вселенной бесконечное множество солнц и миров. Распахивается сердце. Ритмами. Тот стоял перед триптихом «Путешествие королевны».
Врач и горячий любитель музыки Маркевичрекомендовал Чюрлёниса-младшего своему знакомому князю Михаилу Огинскому, внукуавтора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной». Снова вынужден зарабатывать уроками музыки: продавать картины не удается. Это не Дзукия и не Жемайтия, не Аукштайтия и не Сувалькия. Третья часть «Сонаты пирамид» снова типично чюрлё- нисовская, где художник мыслит полифонически, музыкально, включает в композицию несколько пространств.
По отношению к «официальному искусству», воспевавшему существующий общественный строй, Чюрлёнис был настроен враждебно. Кровеносные сосуды художника перенасыщены звуками, красками, ритмами, чувствами. А звук, цвет, слово – это лишь средства, чтобы поведать ее. Море состоит из капелек и по всей картине идут желтые капли моря. В обоих произведениях художник изображает крупным планом человеческое лицо (это не встретится в его последующем творчестве). Чюрлёнис часами сидел у моря и рисовал. На этом листе «Лета» Чюрлёнис смело – крестом – противопоставляет горизонтали и вертикали, получая неожиданную композицию.
Но это литовский город, который был бы именно таким, если бы из элементов существующих литовских городов мы надумали бы построить один-«самый литовский». В свое время жена Чюрлёниса так и пыталась объяснять его картины («помнится, сидим мы как-то раз на высокой дюне и вдруг у нас над головой поплыли такие чудные облака – корабли, да и только, корабли с наполненными ветром парусами – палевые, надутые, розовеющие паруса – плывут плывут величаво. - Смотри, твои картины, - показала я»). В них нет тяжелых квадратных плоскостей. Многие картины Чюрлениса так и называются: картины-фуги, картины-сонаты, картины-прелюды. Это удивительные образы-картины, где мастерски воплощены сотканные из облаков сказки. Отовсюду веяло сказочной поэзией старины. При этом втиснуть Чюрлёниса в какую-либо художественную школу (направление) не удается.
Композитор записывает и гармонизирует мелодии литовских народных песен. В «Прелюде» формат картины соответствует восхождению людей вверх, особенно когда мосты справа превращаются в ступени, ведущие в «рай». И это была бы человеческая жизнь, открытая всей Вселенной.
В руке палитра и кисть. Разве не так родился эпос. Отражается, но в реальности не присутствует. В картине оно не имеет ни начала, ни конца. Прекрасное не терпит лжи.
Нельзя ведь стоять перед картиной, смотреть на нее и ни о чем не думать. Из мрака, превратившегося в темно-синее свечение, возникают сначала загадочные формы, затем – мощные слова, написанные по-польски: «Да будет. » – слова, в которые вложена вся воля Творящего. Триптих «Rex» можно интерпретировать как три мира, входящих друг в друга. Во второй и третьей частях «Сонаты» Чюрлёнис как художник заговорил в полный голос. В царской России не было ни моральных, ни материальных предпосылок для расцвета искусства.
Картины Чюрлениса утверждают последнее. Но бодрствуют светильники на горизонте, широкими лучами освещая небесный свод. Парящие над землей зеленые облака. А замки. Но скоро красота будет развеяна: к цветку уже подлетела птица.
В это время он создает увертюру «Кестутис» и другие произведения. В сказках – ориентиры, путеводные звезды, маяки грядущего. «Жертва» – картина с красновато-черным колоритом. Он остался неоконченным.
Догадываешься, наверное, что это моя невеста. Созданную народной фантазией сказочную страну изобразил Чюрлёнис в своей картине «Прелюд ангела». Чюрлёнис-музыкант и Чюрлёнис-художник находят в своей «музыкальной» живописи общий, гармонический язык, дополняют друг друга и, главное, достигают неведомой дотоле в истории искусства оригинальности: до Чюрлёниса мы не знали столь широкой и выразительной, говоря словами Горького, «музыкальной живописи». Редки легкие цветовые переходы, а «живописный» мазок и вовсе не виден. О сотворении нового мира.
Ромен Роллан в письме к литовскому исследователю творчества Чюрлёниса М. Воробьеву так отозвался о «музыкальности» картин художника: «Что особенно пленило меня в репродукциях наиболее известных произведений Чюрлёниса, так это преимущественно музыкально-симфонический и полифонический их характер, развитие одного мотива и сопряжение нескольких симультанных планов». У него и картины имеют музыкальные названия – прелюдии и сонаты. Он относится к ним критически ибо, по его словам, «точно смелости у них нет или в себя не верят». И все же творческая стихия Чюрлёниса не в изображении человека – он замечателен и неповторим, когда создает свой «философский» пейзаж. И он окончил.
«У нас под ногами, - вспоминает сестра Чюрлёниса Ядвига в литературной зарисовке «Летний день близ Райгардаса», - насколько хватало глаз, раскинулась величественная долина, опоясанная фиолетовой полоской леса. Ему было тесно на земле и он стремился все дальше, все выше и выше. А ведь на обеих картинах изображена Весна, обе занимают в сонатах место Скерцо.
А если «все сказано», но все сказанное очень своеобразно зашифровано, Тогда остается расшифровать и прочесть мысли творца, чтобы понять его отношение к жизни. Огюст Роден перенес в мрамор тончайшие линии, увидев их в природе глазами ребенка. Чюрленис может сравниться с великими мастерами эпохи Возрождения. Да. В теме – отдельные яркие элементы (аллегорическое изображение в виде ёлочек) и контрастные и штрихи – солнечные маленькие кружочки на высоких подставках. Душа ребенка.
С осени 1901 года Чюрлёнис – в Лейпцигской консерватории. Ему предшествовал, ныне утерянный цикл работ, выполненных пастелью на ту же тему с символическим призывом в названии: «Да будет. ». Но что это. Звучащая живопись.
Мечта – прелюдия человеческого творчества, начало творческого акта. – писал он брату в 1906 году. Есть группа и ВК – очень основательная и вдумчивая. Музыка ли, краски, поэзия Важна суть.
Теперь вообрази, какие это ветви. Успехи науки никого не удивляют. Ему не довелось вернуться к своим, чтобы вновь создавать удивительные произведения. И сады. В «Дружбе» (а отчасти и в «Истине») – снова, уже ставшее у Чюрлёниса классическим, движение справа налево, снизу вверх.
Из реалистических пейзажей Чюрлёниса, созданных в 1907 году, в первую очередь следует назвать триптих «Райгардас». Но это будет уже другая история. В это же время Чюрлёнис приступает к созданию оперы «Юрате», которая, к сожалению, осталась незаконченной. Что это. Его фантастические видения – из сокровищницы памяти человечества.
Но это еще не все. Холсты. «Вид беспредельного пространства» становится основным содержанием творчества Чюрлёниса. «Я видел горы и тучи ласкали их, видел я гордые снежные вершины, которые высоко, выше всех облаков, возносили свои сверкающие короны». Появляются статьи, которые призы вают создать «литовское общество любителей искусства», призванное объединить всех литовских художников. И сколько же таких миниатюрных солнц в картинах великого мастера. В пейзаже много пространства. В сказку верят только дети.
В искусстве Борисова-Мусатова природа становилась лирическим романсом. В начале 1910 года его помещают в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой.
Микалоюс Константинас Чюрленис (10 (22) сентября 1875 – 28 марта (10 апреля) 1911), гордость литовского искусства, одним рывком сделавший его неотъемлемой частью искусства мирового, не отделял свое музыкальное творчество от творчества живописного. «Живопись – даже эти большие господа из «Союза» – все либо назад смотрит, либо молится на Бердсли, - писал Чюрлёнис в письме от 31 октября 1908 года. - К примеру, Сомов, самая крупная рыба, так этот тот же Бердсли, только обесцвеченный, а Билибин и другие – или на Врубеля заглядываются или на старые школы и оттуда черпают вдохновение. И мы, «два старца», на вершине дюны разглядываем лежащий на ладони янтарь.
Было принято специальное постановление о национализации художественного наследия Чюрлёниса. В Анданте все успокоилось, формирование мира завершилось. Это естественно для человека изучающего изобразительное искусство. Но и там эти стены остаются прозрачными и сквозь них можно видеть.
С такой вестью пришел Чюрлёнис. Художник меняет размеры этих пространств и угол их обозрения. Плывем в неведомые сказочные края. Назови художник «Прелюд и фугу» иначе, ценность диптиха от этого нисколько не уменьшилась бы. Наиболее характерной картиной Чюрлёниса для иллюстрации сказанного является ФУГА.
Эти два письма свидетельствуют о том, что в 1908 году интересовало Чюрлёниса в искусстве. В произведениях Чюрлёниса форма и содержание прочно слиты в единое целое. Форма, композиция -- само собой. Пиано зазвучал синий.
Какой пластический ритм создают эти бурые плоские тени, ползущие по застывшим, как сфинксы, плавно выгнутым вершинам золотистых гор. И если он все-таки снисходил иногда до земных дел, то не привлекали его, по его же словам, «толкотня, шум, беспокойство». И это прекраснейшее из созданного им – хаотическое переплетение цветных линий и музыки. Что создают руки человека, то сияет, как солнце. В письмах он рассказывает о том, как по «мелодичным» горам «словно стада овец, ползут облака», о «невинной синеве» моря, о «серебряных утрах и дремлющем тумане» взморья. Дальше палитра теплеет. Наиболее типичная «чюрлёнисовская сказка» – созданный в 1907 году триптих «Сказка».
Через всю картину проходят светлые, гармоничные тона. Перваячасть (аллегро) – живая, чаще мажорная по настроению вторая (анданте) –спокойная, плавная третья и четвёртая (скерцо, финал) обычно имеют динамичныйхарактер. Клингера он называет «серьезным живописцем» и т. д. Это результат влияния Варшавского художественного училища, его педагогов, среды, тогдашних известных польских мастеров, творчество которых мало чем отличалось от творчества упомянутых Чюрлёнисом художников. Живописные окрестности Друскининкай оставили неизгладимый след в душе будущего художника. Он интуитивно предвидел приход новой космической эры.
Живописные «Сонаты» Чюрлениса, как и обычные музыкальные имеют отдельные части-картины. С башен машут, приветствуют нас очаровательные королевны. В этой убогой темной комнате, на бумаге, приколотой кнопками к стене, он тогда кончал свою самую поэтичную «Сонату моря». В сущности, это область пейзажа. Мы учим литовский язык и я собираюсь написать литовскую оперу». В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса». Как не похоже Скерцо «Сонаты весны» на Скерцо «Сонаты солнца».
Вспомним его картину, на которой два седых старца смотрят на лучащееся солнце. И это еще не все. На первой, левой картине – огромная гора, уходящая круто ввысь. Характерно, что Чюрлёнис, раньше относившийся к своим учителям с большим уважением, скоро «раскусил» их. Это еще больше обостряет его тяжелое состояние.
Почему вторгается в область науки. Пляшут, пляшут пока что кораблики и, быть может, спасутся. В 1907 году в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. Я ничего не хочу требовать.
Чюрленис «очеловечивает» природу, решая при этом сложнейшие задачи художественной выразительности. Он был сторонником активной философии, утверждающей дальнейшее творение мира. Одновременно с этим медленно и верно начинают двигаться по «коридору» вверх созданные им миры и человек (который так похож на самого Творца), для того чтобы, достигнув ног Rexа, стать вровень с ним и продвигаться уже вместе с ним туда, где открывается новый «коридор», увенчанный новым, более высокого уровня Творцом. Он понял, что изменится взгляд человека на его собственную планету и на чужие планеты в бесконечных просторах Вселенной. Каждый гений борется, нередко титанически борется с извечными законами мира Мир заново творили в пустынях строители пирамид, мечтавшие украсить солнцами их острые пики.
Чюрлёнис достигает в этой картине чрезвычайно тонкой градации полутонов. Теперь он точнее, полнее – образ мира.
«Из научных дисциплин М. К. Чюрлёниса больше всего интересовали проблемы астрономии и космогонии, - пишет в своих воспоминаниях Стасис Чюрлёнис. - Чтобы с большим успехом разбираться в этих вопросах, он изучал математику, физику и химию. Одной из наиболее живописных работ Чюрлёниса по праву считается СОНАТА МОРЯ. Он угадал извечный конфликт между черным и белым дымами. Чюрлёнис сумел преодолеть горизонты пространства и границы времени.
Так и должно быть. По-моему, прав Сомов» Письма Чюрлёниса, его симпатии и антипатии, наконец, его мнение о вильнюсском обществе позволяют смело утверждать, что литовский художник сблизился с. прогрессивным крылом «Мира искусства» и в первую очередь с Добужинским. Затем – огромные головы. Обе фигуры держат в руках «свет», заключающий в себе символический смысл: горящее пламя свечи в «Истине» и сияющее солнце в «Дружбе».
«Вечером я зашел к ним, - картины очень понравились всей семье, но потом явился Сомов, тоже смотрел, но к похвалам Добужинского не присоединился и сказал: «Да, это очень красиво, но, Николай Константинович, вы как будто ближе к земле сделались – в этом году ваши картины более конкретны». Как на одной из картин Чюрлёниса. Звуками.
Чем дальше, тем привлекательнее и интереснее делается художник в этой сонате. «Известно ли тебе о литовском движении. Большой грех приняли на себя те, кто в свое время, еще при жизни Врубеля, не предоставил ему места в музеях, на этой «общественной кафедре» художника. С такой меткой характеристикой нельзя не согласиться.
Это песня о ярком солнце Востока и удивительных городах из «Тысячи и одной ночи». Они ходят и ищут. Это сказано, когда литовскоепрофессиональное искусство только зарождалось.
А какой незнаемый вид у растений, растопыривших свои крылатые листья. Будто города на дне морском, будто миры, залитые потоком солнца. И еще он хотел пророчествовать. Может быть, Икар. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега.
В третьей части «Сонаты солнца» совершается медленное, всюду повторяющееся у Чюрлёниса движение снизу вверх, где светит благодатное солнце. Гений говорит о главном. И действительно. Это естественно.
Но звуки увлажняются и превращаются в краски. И это еще не все. И в них сияло бы множество маленьких солнц и звезд. Хронологически композиторское творчество тоже совпадает с художественным: наиболее известны его симфонические поэмы «В лесу», созданная в 1900 г. и «Море», законченная в 1907 г. Периодом между 1903-1908 гг. Это пространство, связывающее «верхний» мир с «нижним», является как бы областью преображения материи, превращения ее в иное состояние, увенчанное Новой Красотой иномирных форм. Жена перевозит его домой в Друскининкай.
Наверно, это потоп. О, как трудно вместить в себя мир. Анданте иное.
Философия объединяет краски, звуки, поэтическое слово. Его самые знаменитые музыкальные произведения – симфонические поэмы «В лесу» и «Море». Удивительные чюрлёнисовские видения.
Изучает перспективы будущего. Он сказал: «Это сказка. В Лейпциге Чюрлёнис начинает рисовать.
Ничто в мире не погибает, ничто не исчезает бесследно. Сказки, легенды, песни передавались из поколения в поколение, от отцов к детям. Он творчески следовал традициям литовской народной поэзии, песням, сказкам, преданиям.
Здесь, в золотых дюнах, мир Чюрлёниса. Мы уже не вспоминаем о таком, поверхностном и мелодраматическом «виртуозе» кисти, как немецкий художник Штук. Чюрлёнис интересовавшийся литовским народным искусством, очевидно, знал про почитание древними литовцами ужа в качестве символа жизни, знал про их веру в то, что он охраняет дом и хозяйство.
Красками. Нездешние Короли все чаще посещали его полотна, вызывая в зрителе недоумение, а иногда и отторжение. Это была песня. Он простудился, заболел воспалением легких и 10 апреля 1911 года скончался.
Существуют сообщества, музыкальные ассоциации, проводятся концерты с участием потомков этого замечательного художника и композитора. В постановлении о национализации картин Чюрлёниса они причисляются к «созданиям человеческого гения», к величайшим культурным ценностям.
И всё происходит в какой-то священной тишине. И в этом весь секрет их могущества. Похожие на замки. Несмышленыши. «Пошел я раз в луга и было там много-много цветов, а над лугами и цветами такое высокое-высокое небо, очень синее и голубое и ни одного облачка на этом небе и птички что-то свое там щебетали».
Темные пятна с вершины дюны начинают скользить вниз, к ее подножию, на песчаную равнину. Был тут и венок от товарищей по «Миру искусства», с которыми он столь активно сотрудничал в последние годы. А тишины, этого впечатления огромного покоя Чюрлёнис достигает монотонным повторением выгнутых, постепенно удаляющихся линий горы-спины этого острова-зверя изображением больших пространств, спокойного неба и моря и благодаря «спокойному», синевато-зеленому колориту, ровному, мягкому мазку. От всей картины веет лиризмом, какой-то светлой печалью, любовью к родному краю. В «Жертвеннике» доминирует пейзаж со строго геометрическими линиями, а в «Жертве» – живое существо с пейзажем, который полон контрастов – извилистых и прямых линий, светлых и темных пятен. Вселенная гениально величественна в своей беспредельности. Широко раскрываются его очи.
Это очень важно, коль скоро мы хотим правильно понять и полюбить его. Благодаря этим хорошо соразмеренным компонентам композиции «Колокольня» создает приподнятое, радостное настроение, а мудрое противопоставление горизонталей и вертикалей позволяет облакам медленно, но уверенно плыть справа налево, все выше в бескрайний простор, откуда доносится ликующий колокольный звон, который пророчит пробуждение земли, возвещает о приходе животворной весны.
Пробуждается музыкант. Эту сонату составляют три картины, которые не столь едины по стилю, как, например, части «Сонаты моря», но по своему художественному мышлению составляют цельный и зрелый цикл. И в то же время Роллан удивлялся: «Не могу понять, откуда он черпал эти впечатления в таком крае, как ваш, в котором, насколько мне известно, вряд ли можно найти подобные мотивы». Это мечта.
Отец-органист учил его музыке. В «Сонате пирамид. Сколько. В «Рексе» Чюрлёнис «графически» скуп в колорите: картина написана в серых, красновато-зеленоватых тонах. Это общество могло бы устраивать выставки, продавать картины издавать каталоги, открытки, оказывать своим членам моральную и материальную поддержку. Ему запретили рисовать и заниматься музыкой.
Он больше видит, больше вмещает в себя. 10 апреля 1911 года художника не стало. Через три огромные горы медленно, но смело ползет к своей короне таинственный уж. Много в них также реалий африканской и азиатской природы, почерпнутых из литературы. Что бы это такое могло быть.
Первая картина решена декоративно, плоско. Определяет возраст галактик, солнечной системы, Земли, человека. Чюрлёниса в Друскининкае имеется Мемориальный дом-музей Чюрлёниса (филиал музея в Каунасе). К шедеврам среди пейзажных работ этого периода принадлежит «Тишина». В Вильнюсе и Каунасе выставляются картины Чюрлёниса, среди них циклы, посвященные временам года («Весна», «Лето», «Осень») и первые живописные сонаты – «Соната Солнца», «Соната Весны». В «Спокойствии» Чюрлёнис метафорически сопоставляет реальный остров с таинственным зверем.
Создать образ мира. Мягкому, мечтательному характеру Чюрлёниса, его лирической душе музыканта ближе была романтико-утопическая трактовка мира. Дальше художник не даёт зеркального отображения темы, значит, тема изменяется. Одно – тихое море, скалистый остров, где горят несколько огней. Это сотворение мира, которое отличается от библейского. Внизу, у подножья пьедестала, стоит крошечная фигурка человека, мимо которого плывет парусная лодка. Тогда же он отказывается от «музыкальной живописи», хочет говорить исключительно средствами изобразительного искусства о земле, звездах, космосе.