Сочинение По Картине Федотова Сватовство Майора
Сочинение по картине Федотова «Сватовство майора»
Картина наполнена движением. Так что «Сватовство майора» – не просто усмешка, забавный анекдот, а подлинная жизнь, где нет только чёрного и белого, где все полутона и игра света. Грустная история.
За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Ей, ей, за весь успех мой обязан. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Он явился. Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена3.
КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. Ах, уж эта кулебяка.
Описание картины Сватовство майора
Получив офицерское звание, переселился в Петербург. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418.
В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. В 1929 году она была передана в Днепропетровский художественный музей, в 1941 году экспонировалась на персональной выставке Федотова, проходившей в Государственном Русском музее в Ленинграде, а затем её следы потерялись1. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. Все уже готово для встречи долгожданного гостя — жениха-дворянина. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39.
Сочиненин по картине Федотова Сватовство майора
Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. Вероятно она, как и всё в этом доме, куплена в лавке, но при этом с комичным пиететом вложена межу страниц священной книги. ассигнациями в месяц». Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6.
Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. Федотов показал не само сватовство, а предшествующий ему момент. Принарядились сообразно торжественному случаю и ее родители. Невеста излишне жеманна и переигрывает с изображением скромности, ведь по её виду и наряду видно, что она далеко не скромница и тщательно подготовилась к этому событию. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Сильно изменился внешний образ майора: по сравнению с первым вариантом, где он выглядел относительно подтянутым, бравым и не лишённым некоторой привлекательности, во второй версии его поза переходит в претенциозную, фигура становится смешной— с брюшком и на тонких ногах изменилось и его лицо— лоб стал более узким, появились мешки под глазами.
В ней борются противоречивые чувства. Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное.
Картина Сватовство майора: описание картины
Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Сюжеты своих картин он брал преимущественно из повседневной жизни, подмечая в ней достойное осмеяния и изображая все малейшие подробности обстановки с поразительной верностью. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55.
Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Комизм ситуации, говорит ведущий научный сотрудник Института искусствознания искусствовед Раиса Кирсанова, заключается в том, что «родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день. Сваха, вошедшая в комнату, сообщила хозяевам о том, что претендент на руку девицы прибыл.
Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35.
Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». чужой.
Помогите описать картину Сватовство майора
Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. 5. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46.
П. А. Это излюбленный приём Павла Федотова. Согласно надписи, сделанной на обратной стороне полотна реставратором А. Сидоровым, в 1886 году масляный слой с изображением был перенесён со старого холста на новый98. Со вчерашнего дня Ее нет для меня. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними.
Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха».
История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Постепенно сюжет сложился. Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его. В каждом из действующих лиц художник подмечает и изображает самое типичное. Картина «Сватовство майора» имела сенсационный успех и явилась триумфом в творчестве П. А. Федотова.
Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Если присмотреться повнимательнее к персонажам картины, легко заметить, что все они по-своему симпатичны, чувствуется доброе, хоть и немного ироничное отношение к ним художника. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Жених уже стоит в дверях при полном параде. А как тонко передал Федотов ощущение домашнего уюта.
По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. На комоде стоят хрустальные жирандоли, а на стуле— поднос с бутылкой шампанского и бокалами. Видимо, в псалтырь. Подобные браки случались тогда повсеместно.
Георгиевская лента и Сватовство майора
Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату. Все действующие лица, принимающие участие в изображённой на картине комедии брака, пронизаны единым действием. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)».
Отдали её за другого. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи»5. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния.
Долгое время считалось, что художник высмеивает персонажей «Сватовства майора», а вместе с ними и подобных им представителей купечества и дворянства. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. / По-старинному— в сизом платочке. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.
«Сватовство майора» Федотов описание картины
Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу».
Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери.
Сердце мое Катенька связала цепью сладкой. Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик.
» Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней. Сваха, вбежавшая в комнату, сообщает о приезде офицера. Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка. Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе. Откуда лента здесь взялась.
На столе дорогие вина и яства, служанка вносит пирог. Не напрасно художник так носился со своей картиной, будто это была его лебединая песня. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака».
Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Жених тоже выделен, благодаря тому, что художник изобразил его находящемся в хорошо освещенной комнате. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43.
Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»
Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Как пишет Л. Байрамова, здесь все любовь и все приятие с миром.
В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17.
Описание картины "Женитьба майора"
Сейчас он войдет – и все изменится: присутствующие начнут улыбаться, говорить любезности, будут неискреннимиКартина «Сватовство майора» отличается высоким живописным мастерством. — стыд какой. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности.
Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Её образ является связующим звеном между майором, в сторону которого направлено движение её руки и купцом, к которому обращён её взгляд. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное.
Сватовство майора и шутовство художника
Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Служанка заканчивает накрывать на стол, невеста надела сильно декольтированное бальное платье, не соответствующее нарочито скучной обстановке, на руках и шее сверкают драгоценности. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824).
Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Известно, что Федотов даже делал наброски продолжения картины, в которых молодая семья приезжает в родительский дом невесты, но завершать эту работу художник почему-то не стал. Ведь на столе наготовлены разные угощения. Увлёкся рисованием, стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств.
Описание картины «Сватовство майора»
Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Сваха одета в нарядную парчовую кацавейку и тёмную юбку, на голове у неё повязан тёмный платок в мелкий цветочек. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». И зачем. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. / Нет, в светлицу уйду. »46.
Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить. Все в доме уже ждут жениха. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Образ майора следующим образом описан Федотовым в его рацее: «И вот извольте посмотреть, / Как в другой горнице / Грозит ястреб горлице, — / Как майор толстый, бравый, / Карман дырявый, / Крутит свой ус: / Я, дескать, до денежек доберусь.
О знаменитой картине Сватовство майора
Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Кроме одного. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Взволнованный хозяин суетливо спешит навстречу майору. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве».
В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Павел Андреевич Федотов (1815-1852) родился в Москве в семье бедного чиновника.
Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Все не столь однозначно с Купцом.
Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». На первом имени, каком я научился вдохновляться, душой стремиться, развиваться, то имя –– Катенька.
/ Ой, стыд какой. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. 58, 375, 4. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847)34.
"Сватовство майора" и шутовство художника
Все присутствующие ждали этого события. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Подобных вопросов возникает множество. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка.
В 1 Плетнем возрасте был определён в воспитанники Первого Московского кадетского корпуса. Но не всё так однозначно. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить.
Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Образ купца долго не давался художнику, который упорно искал подходящий типаж во время своих прогулок по Апраксину и Гостиному дворам. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов предполагал делать картину сложную, со многими персонажами, охваченными единым действием.
Посвящать всего себя изображению быта знати и купцов Федотов начал первым, первым же применил инновационный сатирический метод, не побоявшись ехидно шутить о непростом русском народе. Герои картины Федотова – это живые люди, со своими достоинствами и слабостями.
В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета. Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать.
Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. при полном параде, желая произвести на будущих родственников «нужное» впечатление. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Ж-4521)8910.
Но купец-то искренне полагает, что печётся о счастье дочери – став женой дворянина, она повысит свой социальный статус, войдёт в круг «благородных», куда купцам, несмотря на богатство иного пути нет. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. В свободное время также много рисовал, в основном портреты сослуживцев и знакомых. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм.
Служанки шушукаются. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. / Никогда с ними я не бывала». Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства.
А там, если помните, никакого туалета. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие».
Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Но живет он в сословном обществе, где даже деньги не защищают от произвола полиции, – вне каких-либо социальных гарантий, без страховки от поборов и даже побоев. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Считается, что образ майора дался художнику относительно легко— с учётом его творческого опыта и наблюдений, сделанных во время десятилетней службы в лейб-гвардии Финляндском полку640. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.
.