Сомов Портрет Блока

Статья на тему "Анализ портрета Александра Блока Константина Сомова" для 8-9 классов может быть использована на уроках МХК и истории России как пример анализа художественного произведения. Свой портрет Блока Сомов делал с натуры. У Константина Сомова есть удивительный портрет Александра Блока. Облик Блока на портрете Сомова открывает его "надмирность", отделенность от сущего.

Александр Блок: портрет, описание

И ни один из сидевших тогда за праздничным столом не выжил. Наверное, другим поэт быть не может. В 1888 году поступил в Императорскую Академию художеств, которую окончил в 1897 году.

А в добавление к нему подвёрстывается цитата из воспоминаний Е. Иванова: «. Сеансы начались в конце марта. Стилизованные пейзажные мотивы с ретроспективным оттенком XVIII в. прослеживаются в таких картинах, как "Вечер" (1902), где ритм повторяющихся аркад и боскетов гармонично сочетается с плавными движениями дам в причудливых туалетах. Портрет представляет собой карандашный рисунок, чуть тронутый гуашью и белилами. Лицо темное, в морщинах.

Блока, одного из самых известных поэтов символизма, вошел в эту серию. Сын А. И. Сомова, хранителя Эрмитажа и редактора «Вестника изящных искусств». Он вообще как человек был удивительно восприимчив. Я зарисую всю русскую литературу, добьюсь полноты «Галереи». Пушкина "Граф Нулин". «Мирискусники» – Бенуа, Лансере, Добужинский – и многие, многие другие.

В каком портрете 
Блока художник отметил 
такие его черты,

В каком портрете Блока художник отметил такие его черты, которые ему самому в себе не нравятся

В те годы, когда искусство воспринималось в отражении поэзии, а поэзия внушалась искусством, портрет являлся своеобразным двойником, с которым обращались как с поэтическим образом ("Когда твое лицо в простой оправе передо мной сияло на столе"). Каток" (1915). Это были пляски накануне трагических событий, накануне катастрофы. Первое мое впечатление определялось одним словом: опаленный. ». Конечно, они встречались и портрет написан с натуры.

Мартыновой ("Дама в голубом") изображение Блока не имеет никакого отношения к излюбленному Сомовым ретроспективному жанру. И в самой последней книге о художнике Е. Журавлева решительно утверждает: «Портрет Блока принадлежит к числу лучших графических портретов Сомова», хотя и признает, что «в действительности Блок был сложнее, романтичней» и что поэт «не был так замкнут и внутренне обособлен, как изобразил его Сомов». Блок и Сомов могли бы быть друзьями. 1788 год. Какие-то дамы, кавалеры сомовские, какие-то праздники, маскарады. выходя из «фокуса» своего, менял он наружность, как никто.

  1. Портрет Александра Александровича Блока
  2. Описание работы «Портрет Александра Александровича Блока»
  3. Глава 12 Константин Андреевич Сомов
  4. Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас
  5. : фото, описание, характеристики, особенности автомобиля и отзывы
  6. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Точной даты знакомства Блока с художником нет. Обосновывается, впрочем, не в Америке, а в Париже. Не яркий, не быстрый, но какой-то особенно живой и вкрадчивый. Мартышкино» (все – 1896), «Портрет А. И. Оценка Блоком своего портрета двойственна: «Мне портрет нравится, хотя и тяготит меня».

И когда в 1923 году он везет в Америку российскую выставку, он остается за границей. Париж. Чем далее я глядел на них, тем более они мне нравились, — и не отдельно, а массою. Среди сохранившихся в государственных хранилищах и частных собраниях портретов «Галереи» — портрет Блока. Словом, почти все детали, уловленные теми, кто видел Блока в эти годы, переданы и художником. И Октябрьскую революцию тоже принял, за что страшно его «били» собратья по перу. Он вспоминал в статье «Литературные итоги 1907 года» «прелесть сомовского фронтисписа» имея в виду альманах «Северные цветы» за 1901 год.

  1. Мир искусства и Константин Сомов
  2. Портретная живопись Константина Сомова

В отличие от портрета Е. М. Современники видели его в те же годы и почти прежним. Я стал входить во вкус Пархоменко, в мысль его, в план.

Но, в конце концов, мы легче всего заблуждаемся, когда отзываемся сами о себе. В 1903-1910 гг. Вот таким образом он восторженно воспринял и революцию 1905 года. В разрешении этой проблемы можно привести слова Б. В. Шапошников (в сборнике «Искусство портрета»): «Когда сравнивают оригинал и портрет, то сопоставляют степень соответствия индивидуальной внешней формы оригинала с этой же формой, окрашенной «идеей» художника. Таковы картины "Эхо прошедшего времени" (1903), "Арлекин и смерть" (1907), "Осмеянный поцелуй" (1908), "Зима.

Но все же он не смог подняться до своего прежнего уровня. Чарующий неподвижный пейзаж, плоскост-ный и декоративный, характерен и для картины "Волшебство" (1920) с ее томной и жеманной героиней. Впрочем, запомнив эти автосвидетельства, не будем делать только из них поспешных выводов. Блок позировал Сомову у себя на квартире на Лахтинской улице в Петербурге. В отличие от портрета Е. М. В начале XX века И. Пархоменко задумал создать портретную «Галерею русских писателей».

Портрет Александра 
Александровича Блока

Сердечно Ваш К. Сомов». Купит «Галерею» кто или не купит — от решения этого вопроса я не пропаду: но я не испорчу своего дела и ничего не стану продавать вразброд. Портрет А. А. Реальный Блок «выламывается» из очерченной Сомовым схемы. Иначе говоря, необходимо гармоническое двуединство.

Но его натура была противоречивой и многогранной. И действительно через год произошла революция, за которой последовал якобинский террор. «Какое богатство наблюдения открываетсяв застывшем, энигматическом (загадочном) взоре Блока», — полагал С. Эрнст.

Человек без кожи. Когда речь заходит о Блоке интересно проследить, как человек формировался, что его формировало. Итак, проблема сходства. Его спокойствие было лишь кажущимся. Жесткий, обглоданный, с пустыми глазами, как будто паутиной покрытый. Сомов в этом портрете отметил такие мои черты, которые мне самому в себе не нравятся».

Все утонченное, все костюмированное, бальное. Сомов в каждом произведении как будто выискивает «всё сызнова», не пользуясь умением навыка, которым обыкновенно злоупотребляют опытные рисовальщики. Общались ли они. Сомова» (1897). Любование и гротеск сопровождают настроение многих ретроспекций Сомова.

Он видит в нем не «победу духа над стихией», а жалкого паяца, отравленного иронией мертвеца, побежденного этой стихией. Все такое с гримасами, Арлекин, Коломбина – все более чем странное. И очень быстро, к сожалению, пришло страшное разочарование, надломленность. Блок начал писать стихи с пяти лет. Сомов Константин Андреевич (1869 – 1939), художник и график. В 1900-е годы Сомов достигает в живописи и графике изысканности и высокого мастерства.

Штрихи положены так, что осунувшееся лицо как бы выпятило скулы, придав им даже слегка монголоидный характер. Наряду с другими "мирискусниками" Сомов принимал самое деятельное участие в графическом оформлении журналов "Мир искусства" и "Парижанка", периодического издания "Художественные сокровища России" и др., а также снабдил изящными иллюстрациями и оформил "Книгу маркизы" Ф. фон Блея (1918) используя характерный для XVIII в. черно-белый силуэт и стилизованные "китайские мотивы". К этому периоду относятся такие его картины, как «Портрет Н. Ф. И вот я мечтаю, что и после моей смерти явится другой художник, который продолжит мое дело, которое я рассматриваю как начинание он пополнит «Галерею» портретами других выдающихся писателей, какие со временем будут появляться мало-помалу. Нервный был ребенок.

И вдруг встает человек по имени Жак Казот. Крепко жму Ваши руки. Блок показался мне тогда таким поблекшим и старым. И был, действительно, – и знамена нес и участвовал в демонстрациях. Блок характеризовал свое отношение к России такими словами: «У меня ненавидящая любовь к России». Вернувшись в Россию, Сомов отдал дань портретному жанру.

Литературовед П. Н. Медведев (февраль 1920): «Как сильно изменился его внешний облик. И ни за что ее не разрозню. После встречи на вечеринке «Нового пути» А. Блок и К. Сомов встречались весьма часто, Сомов бывал в доме Блоков не только когда рисовал его, но и просто в гостях и, принимаясь весной 1907 года за портрет Блока, художник рисовал человека, которого давно знал. По только что приведенному высказыванию самого оригинала, такое двуединство нарушено.

Двоюродный брат, Г. П. Блок (1920): «Огромная перемена произошла в его наружности за двенадцать лет. Может, в этом и нет ничего удивительного – так как это Сомов и так как это Блок, обе личности интересные, выдающиеся. Исполняя этот грандиозный замысел, Пархоменко создал более девяноста портретов писателей. Очень тронут Вашей постоянной ко мне добротой и милой памятью обо мне. Он создаёт свой особый «сомовский» мир.

Блока задачей своей точно поставил выявить, подчеркнуть эту восковую маску «до ужаса недвижных черт» его лица». Послушаем других. Учился в Академии Художеств у И. Репина, преподавал там же, академик с 1914 г. Ещё в гимназии тесная дружба связывала его с А. Бенуа, Д. Философовым, позднее – с С. Дягилевым – организаторами общества «Мир искусства».

я увидел в лице его какую-то «восковую недвижность черт», точно восковую маску забралом он опустил на лицо». Сомов также иллюстрировал книги, в частности делал обложки для стихотворных сборников К. Бальмонта «Жар-птица» и В. Иванова «Cor ardens», для книги А. Блока «Лирические драмы». Особое место занимают графические портреты Сомова. Увлекался изысканной живописью французского рококо. Упоминание о сеансе у художника есть в письме поэта к матери: «Сегодня иду к Мережковским, — завтра — позировать художнику Пархоменко. »—сообщает Блок.

Вот откуда берутся «сомовские кавалеры». Время написания этого портрета – Серебряный век. И далее: «Художник К. Сомов в своем портрете Ал.

Как бы то ни было, работы его поэт знал. Со своей стороны, И. Пружан, соглашаясь с тем, что «Сомов не стремился дать всестороннюю исчерпывающую характеристику поэта», отмечает: «художника привлекало в нем прежде всего то, что отвечало его собственному мироощущению. Ну, конечно, прежде всего семья – родители Блока разошлись рано, когда Саше было три года. Ю. Подкопаева и А. Свешникова не исключают эту сомовскую работу из его серии «блестящих по маэстрии, сходству и оригинальных по толкованию портретов деятелей русской культуры». 7 апреля Блок в письме к матери замечает: «Сомов уже подкрашивает меня».

Можем прибавить еще один как будто бы веский аргумент, выдвинутый Г. Чулковым: «. Такое количество поэтов талантливых – Блок, Бальмонт, Мережковский, Зинаида Гиппиус. Любовь Дмитриевна, жена Блока, описывая зиму 1901 года, замечает: «Прибавились встречи (с Блоком) у Боткиных.

«Милый и дорогой Александр Александрович, — писал он 12 ноября 1908 года, — Я был очень обрадован, получив Ваш подарок, книгу «Земля в снегу» с милой, чудесной подписью. Он писал Л. Толстого, Д. Мамина-Сибиряка, В. Короленко, В. Дорошевича и многих других. А там это были просто костюмированные постановки. Осенью 1897 года Сомов отправляется в Париж, а в 1899-му возвращается в Петербург.

Обер», «Дорога на даче», «Весной. Таким вошел Блок в сознание современников. ». Но нет никаких сведений о том, что они действительно дружили. И Блок чувствовал эту несвободу. Вместо кудрей — жидкие, прилизанные волосы.

Вершиной творчества в этот период стал портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900) изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Гоголя, поэму А. С. Портрет тем больше будет портретом, чем отчетливее мы можем восстановить оригинал до его идеизации и чем больше этот оригинал будет совпадать с образом идеизированным. ». Так как здесь, в России, со своими дамами и арлекинами он был провидцем. Но, судя по портрету, любви и восхищения не было.

Через некоторое время он пишет ей же: «Сейчас Сомов показал нам мой рот и нижнюю часть лица – очень мне нравится». Константин Сомов и его друзья – Сергей Дягилев, Лев Бакст и Александр Бенуа – организовали кружок живописцев, позднее ставший основой художественного объединения «Мир искусства».

Я вижу вас всех без голов». Существует исторический анекдот. Такой подход получил дальнейшее развитие в футуризме, а затем в конструктивизме. В 1923 г. выехал за границу, с 1925 г. жил и в 1939 г. умер в Париже.

Версаль. Константин Андреевич Сомов (родился 30 ноября 1869 года в Петербурге, умер 6 мая 1939 года в Париже)– русский художник иллюстратор и график. Таковы обложка для издания стихотворений К. Д. Бальмонта "Жар-птица, свирель славянина", фронтиспис стихотворного сборника В. И. Иванова "Corardens", титульный лист книги А. А. Блока "Театр" (все 1907) и др. Но, оказывается, Пархоменко закончил портрет. Даже волосы, даже уши стали другие».

член Союза русских художников. Но в то же время оно может придавать непосредственную содержательность форме. У Сомова другая история. Он много писал и много работал, были и удачные картины, например портрет С. В. Но вот суждение специалиста, Н. Лапшиной: «Сомов в своем портрете возвел в абсолют.

То, что в скором времени закончится катастрофой. От былой «картинности» не осталось и следа. Автор островыразительных живописных и графических портретов А. П. Остроумовой (1901, ГРМ), "Дама в голубом платье" (портрет Е. М. Мартыновой, 1897-1900), А. А. Блока (1907), М. А. Кузмина (1909, все – в ГТГ) и др. Портрет А. А.

Остроумовой». С. Маковский так писал о технике К. Сомова: «Загадочный рисунок у Сомова. Они еще раз возвращаются к «маэстрии этого рисунка, одного из самых блистательных в графике Сомова». В этом "зрелищном понимании биографии" портрет занимал особое место. Им были созданы портреты отца (1897), Н. Ф. Обер (1896), А. Н. Бенуа (1896) и А. П. Остроумовой (1901). Прямо как из рога изобилия.

Иногда – словно колеблющийся иногда – парадоксально неправильный и всегда – тонко выявляющий интимный характер формы. К этому периоду относятся такие его полотна, как «Осень в Версальском парке» (1898), «В детской» (1898), «Дама в голубом» (1900), «Портрет А. П. Первое время портрет нравился поэту, но тяготил его. Так мог сказать только Блок – «ненавидящая любовь». Таковы портреты поэтов В. И. Иванова (1906), А. А. Блока (1907), М. А. Кузмина (1909), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др.

Как нетрудно увидеть, разными словами, в разной тональности мемуарист и искусствовед говорят об одном и том же. Это его надломило, он впал в депрессию и вскоре умер. Глаза тусклые». Любящий Вас К. Сомов». Рахманинова (1925) и менее удачные.

Его ранние работы – "Сумерки в старом парке", "Конфиденции" (обе 1897), "Поэты" (1898), "Купальщицы" (1899) и др. Мне показалось чем-то невозможным разрознить галерею. Символизм, модернизм, такое обилие талантливых людей, такое обилие талантливых художников. Портрет может вызвать резкое эмоциональное неприятие.

Иванова. Строгость композиции и декоративная звучность колорита отличают эти работы художника. Бывал молодой Сомов, который пел старинные итальянские арии». Однако тенденция, легко прослеживаемая, грустна. Помимо живописи и графики художник много и успешно работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции: "Граф Нулин" (1899), "Влюбленные" (1905)и др.

Они пришли к пониманию книги как единого организма, где иллюстрации выступают не в качестве дополнительного, визуального рассказа, а как художественный элемент, сопряженный с самим литературным текстом и всей системой оформления книги, включая заставки, виньетки, шрифт. Блока, одного из самых известных поэтов символизма, вошел в эту серию. С 1894 года Сомов несколько лет работал в мастерской Ильи Ефимовича Репина.

Естественно, мне хочется, чтобы «Галерея» была куплена государственным учреждением, где она сохранится прочнее и цельнее. Стилизацией, ориентированной на графику начала XIX в., отмечены и его рисунки на сюжет "Графа Нулина" А. С. Пушкина (1899), а также выполненный в том же стилистическом ключе портрет самого А. С. Пушкина (1899), в котором юный потомок арапа Петра Великого представлен в минуты творческого вдохновения. Художники объединения «Мир искусства» огромное значение придавали графике, выступив новаторами оформления книги и журнальной графики в русском искусстве. Летом 1925 года Сомов переезжает из США во Францию, где пройдут завершающие 14 лет творчества мастера. С детства мечтал стать живописцем. Почему.

Через четыре года запись повторяется с не оставляющей сомнений определенностью после сообщения о рисунке Миклашевского следует приписка в скобках: «как же я стар». В дневнике 1913 года мы находим неожиданную для тридцатитрехлетнего, еще полного сил человека, печальную запись: «Лицо мое старится скоро». «В 1920 году, — пишет Н. Г. Чулкова, — я видела Блока в последний раз в Москве. И что удивительно – покинув родину, Сомов не кончился как художник. Мартыновой («Дама в голубом») изображение Блока не имеет никакого отношения к излюбленному Сомовым ретроспективному жанру. Гораздо меньше известно об отношении художника к поэту.

Мастерство Сомова словно «эмансипируется», отделяется от предмета и его смысла, приобретает самоценность. В написанном Сомовым портрете Блок видит выявление в его облике иронического «арлекинства». Его отец Андрей Иванович Сомов был старшим хранителем Эрмитажа. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается.

Приспущенные набрякшие веки лишают это — и в самом деле — «опаленное» лицо живого взгляда.