Спор Никиты Пустосвята С Иерархами Церкви
Никита пустосвят, дерзнувший спорить
Симеон Полоцкий пользовался только чистовой челобитной, которая была неокончена. Этого ему было мало и он осудил архиепископа прямо в храме, вызвав смятение верующих. Паисию Лигариду и Симеону Полоцкому. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Сам Никита в последующем своем прошении о помиловании говорит, что он писал свою челобитную в 174 году, т. е. значит в 1666 (сентябрьском) году.
Раскольники горели желанием состязаться с православными властями. из них опасались, что «старцы» не смогут убедить власти и отвечать придется всем. Значение слова Никита Пустосвят по словарю Брокгауза и Ефрона:Никита Пустосвят (Константинов сын, Добрынин) — расколоучитель XVII в. Был священником в Суздале при патриapxе Иосифе участвовал в исправлении и печатании церковных книг, вместе с протопопом Аввакумом, Лазарем, Стефаном и др. отец (1659).
Перов никита пустосвят спор о вере
Но Жезл Правления, может и пятой части, а то и того менее, не удовлетворил моих вопросов. Спор о вере». Собор поручил составить другое сочинение уже Симеону Полоцкому. Перевод был напечатан уже в октябре 1655 г. Но выпущен в свет он был позже. Что до художника Перова, то специально-критическое отношение к староверам он вряд ли имел изображая карикатурно и служителей официальной Церкви, как в «Сельском крестном ходе на Пасхе».
"История о вере и челобитная о стрельцах Саввы Романова", напеч. и проч., подтверждая свои мысли свидетельствами св. Все двинулись к Лобному месту, где раскольника сказали народу: «Отныне цари повелели утвердить единую истинную старую веру, так как убедились в ереси Никонова учения». Никон велел перевести в 1655 г. с греческого языка присланную из Греции книгу "Скрижаль". VII— ХХ). Вернувшийся к старообрядчеству, потом под угрозой наказания снова просивший прощения у патриарха, затем опять обратившийся к старине Никита не мог пользоваться, как апостат (отступник), большим влиянием среди братьев по вере.
Александр вятский с патриаршим дьяком Парфением Ивановым. Народ в Москве под влиянием раскольнической агитации волновался. Собралось множество народа. Николая Чудотворца мон-ре. Названное «Жезл правления» обличение написал Симеон Полоцкий, участник никоновского «новодела».
При составлении своего труда Симеон, видимо, пользовался и сочинением Паисия. оратором от раскольников. Паисию и Симеону Полоцкому. Пустосвят изображён как выходец из народа из бедного провинциального духовенства.
Как патриарх Иоаким боролся с латинским влиянием
Страсти, как видно, разгорались и прения обещали быть резкими. 1 – Все книги религиозные, а других вроде бы и не было тогда, переписывались от руки. На полу сидит потрясенный речью священника архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов), противник староверов (он приложил руку к щеке и отстраняется от разгневанного Никиты). »— «Не то написано, что в старых книгах. Церковный собор 1666-67 осудил Н. П. и лишил его сана. 15 нояб. Происходило это оттого, что с «Челобитной» знакомились лишь по тем выдержкам, какие заключались в «Изобличениях» Симеона Полоцкого. При этом следовало обвинить Добрынина и тот был послан «под градский суд» «за ложные изветы», как заявили его обвинители.
Несмотря на то что Д. не был связан с первоучителями старообрядчества (о нем не упом. Никита тщетно проталкивался к собору его не пустили. В одном сборнике XVII в., хран. язык Симеоном Полоцким. арх.
С. 377). Смирнов Внутренние вопросы в расколе в XVII в. (Санкт-Петербург, 1898, стр. 051 – 052). С. 13-265) и Симеону Полоцкому (Симеон Полоцкий.
По данному доносу было назначено следствие, которое производили вятский еп. Лидером раскольников— противников официальной церкви— был суздальский священник Никита Добрынин, по прозвищу Пустосвят. Старообрядцы признавали Никиту столпом правоверия, церковные иерархи — грубым, вредным и невежественным расколоучителем (отсюда и значение его прозвища). Вернувшись в Суздаль, Д. вновь подал челобитную с приложением новой «росписи винам» архиеп. Симеон Полоцкий пользовался только чистовой челобитной, которая была неокончена.
Главным агитатором этого движения кн. Первый, как незнакомый со славянским языком, читал её, вероятно, только в латинском переводе Симеона Полоцкого и составил против неё 31 «отражение». рук. Спор о вере», Ге отмечал, что Перов «перешёл к истории и сделал только две вещи, которые не кончил, но которые имели громадное значение»4849.
Только профессор Субботин издавший ее впервые в полном виде (в «Материалах для истории раскола» т. IV), показал, что она богата содержанием обвинения против церкви изложены тщательно и искусно и автор по начитанности, находчивости и способности излагать мысли простым и ясным языком может занять место среди раскольничьих писателей наряду с протопопом Аввакумом и дьяконом Федором Ивановым. Реформа патриарха Никона, принятая большинством епископов, уже обозначилась во всех ее масштабах и Добрынин с ней не соглашался, отличаясь критическим настроем к иерархам. Двухсаженное полотно изображает Грановитую палату. Староверы просили устроить дебаты на Красной площади.
мая 1666 г. на Большом Московском Соборе. По совету князя Хованского (начальника Стрелецкого приказа) для участия в предстоящих прениях и был приглашен известный своим ораторским искусством суздальский священник Никита, который вошел в историю с именем Пустосвят. 1659 г. направленный в Суздаль Вятский еп.
Мне понравилась картина В. Г. Поводом к новому делу послужила известная Никитина челобитная против новоисправленных книг. Протест стоил ему дорого: он поплатился отрешением от службы. Паисия в библ.
Впрочем, на этот раз ни на чем не решили и собор был отсрочен до следующей среды. 1667 г. Д. был воссоединен с Церковью, но запрет на священнослужение не был снят. Толпа наэлектризовывалась и волновалась. Главным же делом Добрынина было служение в Рождество-Богородицкого собора Суздаля.
Вместо того 100 стрельцов отправились по отцов, забрали их и привели на Лыков двор. Он ведь даже и рубил им головы собственноручно. Посмотрите на него на картине «Утро стрелецкой казни» Этот взгляд скажет вам всё, всю его ненависть к тем, кто покусился на его власть. При написании картины художник использовал сведения из романа Евгения Карновича «На высоте и на доле: Царевна Софья Алексеевна», который был опубликован в 1879 году114. По свидетельству Саввы Романова (со слов Д. ), Д. работал над челобитной в течение 7 лет (МДИР.
Перед глазами стоит уже пожилой проповедник, который своими словами всколыхнул людей. Аввакум, не знавший о диспуте в Грановитой палате, Д. не был известен участникам стрелецкого выступления до подачи челобитной в июне 1682), старообрядческие источники кон.
Никита Пустосвят – Упоминания в других статьях
м. Викентию было поручено испытать искренность Никитина покаяния, что и было исполнено в начале июня 1666 г. Затем сохранились еще три покаянных свитка Никиты (все эти челобитные напечатаны в "Материалах для истории раскола т. IV), с такими же слезными мольбами. Удивительную нетерпимость к ревнителям старины проявил и преемник Федорова архиепископ Неофит (Соснин), опровергая тем самым в глазах историков образ того благостного старца, каким Соснина показал Лесков в «Мелочах архиерейской жизни». Они пробовали оправдывать раскольнических вождей.
Вот таким образом следствие, видимо, велось не беспристрастно. Только профессор Субботин издавший её впервые в полном виде (в «Материалах для истории раскола» т. IV), показал, что она богата содержанием обвинения против церкви изложены тщательно и искусно и автор по начитанности, находчивости и способности излагать мысли простым и ясным языком может занять место среди раскольничьих писателей наряду с протопопом Аввакумом и дьяконом Фёдором Ивановым. После собора 1666—1667 гг. Царь Алексей Михайлович умер, не оставив распоряжения о том, кто же должен будет занять престол. На ногах его— лапти и онучи, одной ногой он наступает на новопечатную «исправленную» книгу. «Спор о вере» и «Боярыня Морозова» способствуют заблуждению, показывая староверов упрямцами, отстаивавшими второстепенные детали обряда.
Столица Московского государства была объята стрелецкими волнениями. В том году сторонники старого обряда, по смерти Феодора Алексеевича, задумали, опираясь на стрельцов, восстановить «древлее благочестие». То был суздальский Никита. Последующие исследователи (напр.
Рядом расположены достопримечательности
А между этими картинами висит огромное полотно «Никита Пустосвят. А переписывали их по реформе с греческих образцов. Члены кружка хотели повысить нравственность и грамотность духовенства, упорядочить литургию, добивались исправления ошибок, которые вкрались в богослужебные книги по вине переписчиков они обсуждали вопросы православной догматики, знакомились с полемической литературой против «латинства», которую издавали белорусские и украинские братства. Н., в челобитных к государю и к собору, просил о прощении.
Искусствовед Леонид Дитерихс писал, что, несмотря на незаконченность картины, «Никита Пустосвят» является одним из сильнейших полотен в русской исторической живописи, как со стороны «проникновения» (по выражению Лескова), так и с точки зрения техники и красок43. 374—396), а также показания Никиты угреш. Архиеп.
Согласно каталогу Третьяковской галереи, картина «Никита Пустосвят. Но тот не знал русского языка и, вероятно, читал эту «Челобитную» в переводе Симеона Полоцкого (одного из лучших писателей того времени), однако составил на нее 31 «отражение». Однако, едва ли и эта челобитная Никиты имела успех. При этом, по словам Лескова имеется в виду «проникновение в самую задушевную суть исторического момента, который она изображает»542. Стефана. Никона с патриаршего престола, выступает он в роли челобитчика на суздальского архиеп.
у Тихонравова, в Летописях русск. ». Стрельцы избили бояр, возвратили старшинство старшему царевичу (Иоанну): они сильны поднять и старую благочестивую веру, которую гонят никонианцы. Старообрядцы признают Никиту «столпом правоверия», православные иерархи отзывались о нём как о грубом, вредном и невежественном (Пустосвят) расколоучителе. Гжатск собирается толпа богомольцев-раскольников отовсюду. раскольники воспользовались восстанием в Москве и выдвинули требование, чтобы церковь вернулась к «старой вере». 5 июля в Кремле состоялись «прения о вере», где Н. П. выступал главным оратором от раскольников.
Никона. В 1665 Н. П. написал«Челобитную царю Алексею Михайловичу на книгу Скрижаль и на новоисправленные церковные книги», где доказывал незаконность внесённых Никоном исправлений и требовал созыва «истинного собора» и «праведного суда с никонияны». В свою очередь и Полоцкий, несомненно, руководствуясь «отражениями», написал «Жезл Правления», где рассматриваются взгляды Никиты в 30 «возобличениях». Снова было назначено следствие. Так действительно и было.
». Но Никита не убедился. Раскольники во главе с Никитой объяснялись и вели себя дерзко. Искусствовед Владимир Обухов отмечал, что, работая над образами Никиты Пустосвята и его товарищей, Василий Перов проявил себя в качестве одного из создателей концепции исторического героя— «деятельного, ответственного за каждый свой поступок, готового отдать за убеждения собственную жизнь».
Описание картины Василия Перова «Спор о вере»
Правда, в Никитиной челобитной нередко встречаются замечания, основанные на одном непонимании текста новопечатных книг или на извращении их смысла и, по-видимому, несомненно, обличающие невежественность сочинителя (как, например, о неношении креста, о неверии в воскресенье Христово, о молитве духу лукавому и др. ) но не должно забывать, что такого рода невежественность была общей принадлежностью раскольнических писателей первого времени и объясняется не столько их действительной необразованностью, еще менее — скудоумием, недостатком разумения, сколько усиленным стремлением в каждом изменении буквы старых книг и в каждом неясном выражении книг новопечатных (какими особенно изобилует "Скрижаль"), отыскать ересь, нарушение древнеотеческой веры". Определение «Никита Пустосвят» по БСЭ:Никита Пустосвят (настоящая фамилия и имя – Добрынин Никита Константинович прозвище «Пустосвят» было дано сторонниками официальной церкви), суздальский священник, один из идеологов Раскола. там до сих пор показывают его могилу с простым деревянным крестом.
власти поручили Паисию Лигариду и Симеону Полоцкому составить на него письм. вы можете запросить все в системе с коробкой. Чтение несколько раз прерывалось выражением гнева царевны и объяснениями.
Известия императорского археографического общества
Старообрядцы признавали Н. столпом правоверия, православные иерархи — грубым, вредным и невежественным (Пустосвят) расколоучителем. И члены Кружка отказались повиноваться решению Собора 1654 года. Впервые он выступает в скором времени после удаления патр. В описи произведений Перова, опубликованной Николаем Собко в 1899 году, упоминались пять рисунков, созданных художником в период работы над картиной «Никита Пустосвят», а также «головы оттуда же, 2 листа» (все указанные эскизы и этюды датированы 1880 годом). Картина, под названием «Никита Пустосвят (из времён царевны Софьи Алексеевны)», действительно фигурировала в каталоге выставки24, но по какой-то причине там не экспонировалась1.
Не стоит забывать и о религиозном рвении, благодаря которому на него и обратили внимание иерархии, подобные Никону. Церк. Великая работа живописца представляет боярыню фанатичкой. К оценкам названных авторов, видимо, восходит несправедливое прозвище Д. Пустосвят. Но судя по имеющимся данным, дело происходило иначе.
В основу сюжета картины положен «спор о вере»— историческое событие времён московской смуты 1682 года, также известной как Хованщина. Прения о вере были назначены на 5 июля 1682 года и проходить они должны были в Грановитой палате Московского Кремля. С. М. Т. 4. Стасов высоко ценил это полотно и считал, что «Суриков остался далеко позади Перова и двух главных действующих лиц в его картине»44. Находясь под запрещением, Никита продолжал составлять свою «Челобитную», которая была окончена им в 1665 году Узнав о ее существовании, правительство немедленно конфисковало сочинение (со всеми подготовленными списками) и поручило написать на нее опровержение Газскому митрополиту Паисию.
— Не то написано, что в старых книгах. Паисию и Симеону Полоцкому. Поручение это было скоро исполнено (начав свой труд 18-го мая 1666 г., Симеон окончил его 13-го июля). Выйдя из Грановитой палаты, Н. и другие громко провозглашали свою победу. Произведение Лигарида было переведено на рус.
В. Р—в. Никанор, в «Описании раскольнич. Помимо этого, «сумятице фигур в нижней части картины противостоит верхняя часть— выше всех возвышается правительница». Названное «Жезл правления» обличение написал Симеон Полоцкий, участник никоновского «новодела». Мнение Симеона Полоцкого всецело было принято церковным Собором 1666 года, на котором в присутствии автора сначала была зачитана «Челобитная», потом возражения на нее и сделаны попытки вразумить Никиту и его сподвижников.
Что до Собора, то он отлучил Добрынина от Церкви. апр. - нач. Раскольники устроились около Архангельского собора. Старообрядцы признавали Н. "столпом правоверия", православные иерархи — грубым, вредным и невежественным (Пустосвят) расколоучителем.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Стойкость Никиты против церковной власти, однако, была непродолжительна. Из другого свидетельства видно, что челобитную Никита давал читать некоторым лицам, как, например, дьякону Феодору, еще в декабре или до декабря 1666 г. (сентябрьского). Царевна и духовенство удалились из палаты, назначив быть собору в пятницу. Таким престижем пользовался Никита. И не так важно, прав или не прав Никита.
Неточное понимание старообрядчества дает и «Боярыня Морозова» кисти Василия Сурикова. Стефана (что он делает «не по правилам святых отцев»). Диспут проходил бурно. Раскольнические учители поучали народ, читая разные раскол. Никите Пустосвяту удалось зачитать свою «Челобитную», не встретив возражений по существу и старообрядцы выходили с диспута с радостными восклицаниями: «Победихом, посрамихом всех архиереев.
Значение слова Никита Пустосвят в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона
Раскольники вошли с шумом и пред входом с Никитою вышел скандал. Никита и другие ревнители старой веры торжествовали. Его соч.
Невежественного раскольника долго видели в нем и последующие исследователи (напр. Челобитная была большая, на 20 столбцах.
Только проф. 356—372 (изд. Вышел Хованский.
С. Шульгин. Субботина, распространенным среди раскольников стремлением найти у противников ересь. Эта толпа увидела обоих братьев и успокоилась было.
В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона рядом со словом Никита Пустосвят
Федор, читавший челобитную в черновике, назвал ее «великой», что, по-видимому, относится не только к ее внушительному объему, но и к содержанию – к 1665 г. это было самое обширное и обоснованное сочинение в защиту старых обрядов. В 1667 году «Жезл» был напечатан.
Стефан, отвечая на обвинения, утверждал, что следовал благословению патриарха Никона. и проч., подтверждая свои мысли свидетельствами св. Для суда над архиеп. С. М. Никанор, в Описании раскольнич.
Найдено схем по теме НИКИТА ПУСТОСВЯТ – 0
Спор о вере» (бумага на картоне, карандаш, 15, 3 23см, 1880)39. Макария, История русск. Устрашенный перспективой сруба и меча (заключения и казни), он принес покаянную, был освобожден, но не разрешен к священнодействию. XVII – нач. С тех пор до 1682 года о нём ничего не известно.
Несмотря на поддержку Хованского, открытую дискуссию старообрядцам провести не удалось, но 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля состоялся «спор о вере», проходивший в присутствии царевны Софьи Алексеевны и патриарха Иоакима3228. арх. печатью) о Никите деян.
Найдено научныех статей по теме НИКИТА ПУСТОСВЯТ – 0
Вопрос состоял в том, по каким образцам переписывать. Старообрядцы признают Никиту «столпом правоверия», православные иерархи отзывались о нём как о грубом, вредном и невежественном (Пустосвят) расколоучителе. Перов изобразил его сидящим на полу. Апостол и пасет церковь Божию не по правилам св.
Спор о вере»— самым большим по размеру из всех своих полотен10— в 1880—1881 годах121112. Историк искусства Николай Собко писал, что Перов оставался недоволен многим в картине, особенно в её правой стороне и «замышлял многое переписать тут на-ново, да смерть помешала исполнить ему это намерение»21. Ч. 1.
- Найдено 5 определений термина НИКИТА ПУСТОСВЯТ
- Найдено книг по теме НИКИТА ПУСТОСВЯТ – 0
- Найдено презентаций по теме НИКИТА ПУСТОСВЯТ – 0
- Найдено рефератов по теме НИКИТА ПУСТОСВЯТ – 0
Невежественного раскольника долго видели в нем и последующие исследователи (напр. Т. 9. Но царевна продолжала суровую речь. Продолжая борьбу с богослужебной реформой, Д. составил челобитную на новоисправленные книги с обличениями «нововводных книг Никона, бывшаго патриарха», в первую очередь «Скрижали» (М., 1656).
Место погребения Никиты Пустосвята неизвестно. В 1891 г. вышла книжка: "Никита Пустосвят. изменником и еретиком, не поминал его на вечерне и на многолетии. Он принес покаяние и был оставлен на свободе. Н., в челобитных к государю и к собору, просил о прощении.
получило широкое распространение, вот таким образом церк. Был тесно связан с так называемым «Кружком ревнителей благочестия» и, как и многие члены кружка, занял отрицательную позицию по отношению к церковным реформам Никона. (Константинов сын, Добрынин) — расколоучитель XVII в. Был священником в Суздале при патриархе Иосифе участвовал в исправлении и печатании церковных книг, вместе с протопопом Аввакумом, Лазарем, Стефаном и др. игумену Викентию (I, стр. Отец Никита так и сделал.
Эта выставка проходила в 1984—1985 годах поочерёдно в Москве, Ленинграде, Киеве и Минске127. в 1667 г. ). Последний не только остался непреклонным, но в бранных словах уличал архиереев в невежестве. Искусствовед Владислав Зименко в целом также считал картину «Никита Пустосвят» малоудачной, тем не менее признавая выразительность ряда представленных на ней образов, среди которых он выделял экспрессивную фигуру самого Никиты Пустосвята, «страстное сухое лицо которого с острой, резко выдающейся вперёд бородой гневно обращено к противникам истинной веры». 21 нояб.
Когда в 1862 году открылось дело арестованного старообрядческого епископа Геннадия (Беляева) и министр внутренних дел решил передать дело в Екатеринбургский уездный суд, Соснин возмущался: «Что же сделает суд. Этого ему было мало и он осудил архиепископа прямо в храме, вызвав смятение верующих. Собора в пятницу отцы не дождались.
Это грекам у русских надо учиться, а не наоборот. В авг. Никита обвинял Стефана в том, что он "служит божественную литургию не по преданию св.
Но раскольники кричали, что они умереть готовы за старый крест. В таком виде книга "Скрижаль" была читана на московском соборе 1656 г. (апрель— июнь), была им одобрена, как "бесценное сокровище" и подписана всеми отцами собора. Однако 7 июля стрельцы, принявшие сторону Софьи Алексеевны, отказались от защиты «старой веры» и выдали Д. 11 июля «за оскорбление царского величества» Д. был казнен в Москве. Главный агитатор в пользу восстания князь Хованский избрал Никиту, который добился назначения «прений о вере» в Грановитой Палате, в присутствии царственных особ. На этот раз и свидетели подтвердили многие показания Н. и сам Стефан, вызванный в Москву, на соборе 1660 г. во многом сознался, за что и был переведен из Суздаля в Москву, для архиерейских священнослужений. Собрались стрельцы и посадские люди, конечно из числа сочувствующих старой вере, послушали вновь написанную челобитную и пришли в умиление от ее содержания "такового слогу и толика описания ересей в новых книгах", — говорили слушатели, — мы "во днех своих не слыхали".
соч. ). Д. одним из первых обратился к детальному сличению старых и новых книг и обрядов и к систематическому подбору доказательств в пользу первых (обширная 5-я соловецкая челобитная была подана позднее – в 1667). Что до художника Перова, то специально-критическое отношение к староверам он вряд ли имел изображая карикатурно и служителей официальной Церкви, как в «Сельском крестном ходе на Пасхе». Но известно, что при патриархе Иосифе (1642–1652) он, будучи священником, уже занимался правкой богослужебных книг вместе со знаменитыми клириками Аввакумом Петровым, Стефаном Вонифатьевым и другими. Потому сообщил царю Алексею Михайловичу, что Стефан, служа в храме, во время «Трисвятого», держит крест не в правой руке, а левой, точно пренебрегая символом христианского спасения.
То есть коммунистическую веру. Литургию св. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
XVIII в. причисляют его к первым борцам за «старую веру». После этого она была выпущена в свет. Известно только, что по духовному суду за ложные изветы на Стефана ему определили наказание — церковное отлучение. Александр, чудовский архим. Раскольники торопились своим делом. Стефана, сторонника патриарха Никона, к этому времени оставившего кафедру. 18 мая этого года инок Сергий (Крашенинников), Савва Романов и др.
Главным недостатком полотна Обухов считал «полное отсутствие живых авторских интонаций», отстранённую позицию художника по отношению к тому, что изображено на картине— положительные явления спокойно им констатируются, а по отношению к отрицательным сторонам нет прямого осуждения. Вот что волновало Никиту. Несмотря на то что челобитная Д. на новоисправленные книги не была закончена и после ареста автора в 1665 г. хранилась в Патриаршей ризнице, она оказала существенное влияние на переход старообрядцев от устных форм полемики к письменным и заложила методологические основы подбора и представления доказательств в пользу старых обрядов. Печатное дело уже существовало, но не так чтобы сильно развито.
Текст касался больше не практических вопросов, которые волновали староверов, а диалектических тонкостей. Он принёс покаяние и был оставлен на свободе. Василия — св.
Сколько ни искусны были в божественных писаниях «грамотеи», боярин находил их неподходящим апологетом челобитной пред духовными властями. в Синод. Происходило это оттого, что с Челобитной знакомились лишь по тем выдержкам, какие заключались в изобличениях Симеона Полоцкого.
Великая работа живописца представляет боярыню фанатичкой. Паисию Лигариду и Симеону Полоцкому. Вот таким образом нет оснований думать, что он получил просимое разрешение. Но «Жезл Правления», может и пятой части, а то и того менее, не удовлетворил моих вопросов.
Со стороны староверов-раскольников главным действующим лицом является Никита Пустосвят— «растерзанный исступлённый, с торчащей вперёд острой бородёнкой», в образе которого «звучит тема фанатизма, преданности идее до самоуничтожения»35. 1—178) с предисловием ред. И позже каждогодними челобитьями царю и святителям он не мог добиться разрешения. В «Винограде российском» Д. причислен к мученикам: «Аще и поползнеся прежде сих Никита, / но омывся кровию, яко цвет Дафнита, / дивно в рай с Савватием страдальца взыдоста» (Денисов С. Виноград российский.
Среди других недостатков Обухов упоминал бросающуюся в глаза жёсткость живописи, «некоторый композиционный разлад», а также условность образов некоторых персонажей— в частности, царевны Софьи и архиепископа Афанасия9. Не дрогнувшей рукой.
писания и отцов и учителей церкви. И действительно, такие люди сказались. Симеона Полоцкого и составил против нее 31 "отражение". Венчание было совершено, конечно, не по указке «раскольников». Александр провел расследование. Встречаются упоминания об этом полотне и в воспоминаниях художника Михаила Нестерова, который описывал, как ученики натурного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в котором преподавал Перов, заходили к нему на именины: «Учеников встречал именинник со своей супругой, приглашал в мастерскую, где во всю стену стоял Пустосвят, а по другую Пугачёвцы» (имелась в виду картина «Суд Пугачёва»)20. Сиянии" 1863 г., 3 в "Журн. Василий Перов работал над картиной «Никита Пустосвят.
Вятский еп. Первый, как незнакомый со славянским языком, читал её, вероятно, только в латинском переводе Симеона Полоцкого и составил против неё 31 «отражение». Но их по очереди пригласили на царское угощенье, выставив на 10 человек по ушату пива и мерке меду и они о старой вере "и думать перестали". В качестве исключения Леняшин приводил мнение художника Николая Ге, который считал, что при переходе от обыденного жанра к религиозному, а затем к историческому талант Перова «развивался и он поднимался всё выше и выше».
отец". Николо-Угрешского мон-ря Викентием, Д. написал также «Покаянный свиток». Литургию св. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.
Эти жуткие картины стояли у него в глазах всю жизнь. Писатель Николай Лесков в письме к редактору «Художественного журнала» Николаю Александрову отмечал, что с его точки зрения как человека, «несколько разумеющего историю раскола», картина Василия Перова «Никита Пустосвят» представляет собой «удивительный факт художественного проникновения». А это было не совсем одно и тоже. На полу, приложив руку к щеке, на которой Никита «запечатлел крест», лежит архиепископ Афанасий. Опасаясь казни, Д. и Федор 2 июня 1666 г. принесли покаяние перед игум. Никита пробовал самоуправством противиться распоряжению архиепископа. Диак.
Патриарх Иоаким спросил староверов, зачем они пришли и каковы их требования. «Челобитная» Никиты Пустосвята была составлена с такой убедительностью и богословской состоятельностью, что для ее опровержения Симеон Полоцкий написал труд «Жезл Правления», в котором взгляды «расколоучителя» рассматриваются им в тридцати «возобличениях». ».
Справа от него— монах Сергий с челобитной. Из общих историков: у преосв. Как только услышал Хованский это имя, так с радостью ухватился за нового адаманта. С ликованиями вышли они из кремля под охраной стрельцов. Между тем староверы все больше воодушевлялись. Сотоварищи вспомнили, что у них есть такой человек, какого желал князь.
В 1667 году «Жезл» был напечатан. Хованский успокаивал отцов, говоря, что дело отсрочено до среды и пусть приходят в среду. 1863 г. ) — о мятеже 1682 г. О стрелецком бунте также статьи: в "Русск. Композиция картины строится на противопоставлении правой части, где находится группа раскольников-старообрядцев во главе с суздальским священником Никитой Пустосвятом и левой части, где изображены власть имущие— царевна Софья Алексеевна, патриарх Московский Иоаким, архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов) и другие4. Более всех – архиепископ Афанасий (Любимов).
Федором назван в числе «ревностных обличителей» 60-х гг. Выборные, однако, ответили, что все. Находили и убивали.
В 1682 году он добился проведения «прений о вере». Павел и богоявленский архим. Субботина, распространенным среди раскольников стремлением найти у противников ересь. В толпе говорили, что государи цари приказали по-старому креститься.
Дата рождения Добрынина не установлена. о ней стало известно правительству и в начале 1666 г. Никита с неперебеленной вполне челобитной был арестован, судим на соборе, анафематствован им и отлучен от церкви, а на его челобитную, получившую уже известность среди старообрядцев, было поручено составить опровержение Паисию Лигариду (его труд остался в рукописи) и Симеону Полоцкому (Жезл правления изд. Кроме данных в изд. Однако члены «Кружка ревнителей благочестия» исправляли только мелкие описки и незначительные погрешности крупные же ошибки, которые порой искажали смысл Священного Писания, они оставляли, так как считалось большим грехом изменять в молитвах целые выражения и слова, которые возносили к Богу их предки.
Так кончил свою жизнь неразумный ревнитель старой веры. Царевна Софья Алексеевна и патриарх Иоаким согласились устроить диспут. Симеон написал опровержение и на Никиту и на челобитную другого расколоучителя — попа Лазаря, причем разбор Никитиной челобитной занимает у него первую часть и состоит из 30 "возобличений" на Никитины "обличения" (хотя это число далеко не исчерпывает всех пунктов челобитной). тетради.
Отсюда получается такая картина составления знаменитой челобитной. Только проф. Находясь под запрещением, принялся за составление «Челобитной», которая была окончена в конце 1665 года.
Потому сообщил царю Алексею Михайловичу, что Стефан, служа в храме, во время «Трисвятого» держит крест не в правой руке, а в левой, точно пренебрегая символом христианского спасения. Великая челобитная Никиты издана по автографу Н. И. Писатель Николай Лесков отмечал, что «картина Никита Пустосвят представляет собой удивительный факт художественного проникновения»56, а критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы»7. Таким престижем пользовался Никита. В том году сторонники старого обряда, по смерти Феодора Алексеевича, задумали, опираясь на стрельцов, восстановить «древлее благочестие».
Первый, как незнакомый со славянским яз., читал ее, вероятно только в латинском перев. На полу сидит потрясенный речью священника архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов), противник староверов (он приложил руку к щеке и отстраняется от разгневанного Никиты).
Рядом с ней— патриарх Иоаким, к которому рвётся Никита Пустосвят. Вестн. " 1874 г. 12, М. П. Погодина в "Северн. Его грубое поведение на собеседовании с патриархом и др. священников.
После чтения челобитной было решено продолжить прения 7 июля. Александр, оппонент Никона, провел новое расследование, подтвердившее «вины» архиеп. Но на защиту Стефана встал царь Алексей Михайлович. собор 1666-67 осудил Н. П. и лишил его сана. Мин. Надо было их править.
Пошли за Яузу к Всемилостивейшему Спасу, служили молебен, звонили в колокола. Тем не менее, Собор не освободил Никиту от прещений, наложенных на него Стефаном. По византийским или греческим. Удивительную нетерпимость к ревнителям старины проявил и преемник Федорова архиепископ Неофит (Соснин), опровергая тем самым в глазах историков образ того благостного старца, каким Соснина показал Лесков в «Мелочах архиерейской жизни». Должен был состояться не схоластический диспут, а подобие состязания святого пророка Илии со жрецами Ваала при горе Кармил, но старообрядцы старались просто «выкрикнуть свою правду». Рубили на месте. Она написана в обличение никоновских новшеств и озаглавливается в печатном издании так: Суздальского соборного попа Никиты Константинова Добрынина (Пустосвята) челобитная царю Алексею Михайловичу на книгу Скрижаль и на новоисправленные церковные книги.
Одна от суздальского попа Никиты на неправильное будто бы распоряжение архиеп. В 1682 Н. П. и др. Мужественная простота и строгость архитектурных линий этого памятника архитектуры создают гармоничную красоту — именно так строили на Руси в те далекие времена, а суздальские мастера были в том особенно искусны. П. Л. — один из замечательнейших расколоучителей и начальных вождей раскола. Тогда решили отлучить Н. от церкви и заточить в темницу Угрешского Николаевского м-ря.
опровержение. Но тот не знал русского языка и, вероятно, читал эту Челобитную в переводе Симеона Полоцкого (одного из лучших писателей того времени), однако составил на нее 31 отражение. Хованский избрал Н. Пустосвята, который, добился назначения церковного диспута в Грановитой Палате, в присутствии царственных особ. В советское время исторические произведения позднего периода творчества Василия Перова, включая «Никиту Пустосвята», подвергались резкой критике, а его взгляды на историю и религию рассматривались как реакционные8. На следующий день был казнен Пустосвят. Для следствия прибыл еп.
На прениях, проходиших 5 июля и ведшихся «раскольниками» с большим ожесточением, не пришли ни к какому результату. арх. Как только услышал Хованский это имя, так с радостью ухватился за нового "адаманта". С. 80). В последний год своей жизни Перов сильно болел и, по выражению Алексея Новицкого, картина «Никита Пустосвят» оказалась «лебединой песнью художника», который «работал над нею даже тогда, когда уже едва был в состоянии держать кисти в руках»17.
В «Истории России с древнейших времён» Сергей Соловьёв так описывал их приход: «С шумом вошли раскольники в Грановитую и расставили свои налои и свечи, как на площади они пришли утверждать старую веру, уничтожать все новшества, а не замечали, какое небывалое новшество встретило их в Грановитой палате: на царском месте одни женщины. Но протопопа стрельцы избили и не дали ему читать обличение. Находясь под запрещением, Никита продолжал составлять свою Челобитную, которая была окончена им в 1665 году Узнав о ее существовании, правительство немедленно конфисковало сочинение (со всеми подготовленными списками) и поручило написать на нее опровержение Газскому митрополиту Паисию. Евр. " 1887 г., 1, стр. В челобитной Д. обратился не только к печатным книгам (старым и новым), но и к древним рукописям и памятникам иконописания и стенописи. В "Винограде Российском" Денисова есть статья о Никнте.
Слухи о Никитиной челобитной стали распространяться и дошли до Москвы. Художник не отвергает Христа, напротив, он страстно стремится укрепиться в вере. На прениях, проходивших 5 июля 1682г.
К челобитной Д. приложил «роспись» нововведений архиеп. С. XI). Столица Московского государства была объята стрелецкими волнениями. Венчание было совершено, конечно, не по указке раскольников.
Тогда царевна попробовала переговорить особо с выборными. Все это произошло в несколько дней. Потому сообщил царю Алексею Михайловичу, что Стефан, служа в храме, во время «Трисвятого», держит крест не в правой руке, а левой, точно пренебрегая символом христианского спасения. челобитные и некоторые данные о Никите в I т. тех же Материалов (М., 1875).
Она написана в обличение никоновских "новшеств" и озаглавливается в печатн. церкви, т. XII, стр. Василий Великий, а литургию св. соч. ). «Спор о вере» и «Боярыня Морозова» способствуют заблуждению, показывая староверов упрямцами, отстаивавшими второстепенные детали обряда. Искусствовед Леонид Дитерихс отмечал, что фигура Пустосвята «одна могла бы быть целой картиной» по его словам, «во всей русской школе живописи нельзя найти другой, подобной ей, где бы так поразительно верно разгадан был характер этого фанатика раскола»6.
Чуть правее центра картины, с крестом в руке— Никита Пустосвят. Полотно «Никита Пустосвят» также принимало участие в выставке произведений Перова, посвящённой 150-летию со дня рождения художника. Происходило это оттого, что с «Челобитной» знакомились лишь по тем выдержкам, какие заключались в «Изобличениях» Симеона Полоцкого.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. писания и отцов и учителей церкви. Паисию и Симеону Полоцкому. Стефана, обвиняя архиерея, кроме всего проч., в том, что тот «отрешил его от церкви и лишил всякого дохода». Л., 1985. Ревнители увидели, что на них плохая надежда.
соч») также долго видели в нём лишь «невежественного раскольника». Напечатанные им книги, полные ошибок, подверглись при Никоне новому исправлению. В сентябре 1880 года Перова в его московской мастерской навестил художник Иван Крамской. М., 1667), к-рые упрекали Д. в невежестве, незнании «грамматики» и «философии».
Наследник престола — царь Федор Алексеевич — скончался, тоже не утвердив за Петром царского достоинства и царевна Софья подняла стрельцов на бунт. Так и произошло в действительности: Софья не смогла смириться с существованием оппонента-проповедника, столь фанатично преданного своим идеям и верованиям и вскоре после «спора о вере» Никита Пустосвят был схвачен стрельцами и обезглавлен3829. Был тесно связан с т. н. кружком ревнителей благочестия и, как и многие члены кружка, занял отрицательную позицию по отношению к церк. К тому времени Добрынин уже томился в Угрешском монастыре, недалеко от Москвы, куда ссылали и пламенного протопопа Аввакума.
Их действия возглавил находившийся в это время в столице Д. 23 июня он вместе со «старцами» и стрелецкими выборными пришел во дворец с требованием созвать Собор для разбора челобитной. Субботин издавший ее впервые в полном виде (в "Материалах для истории раскола" т. IV), показал, что она богата содержанием обвинения против церкви изложены тщательно и искусно и автор по начитанности, находчивости и способности излагать мысли простым и ясным языком может занять место среди раскольничьих писателей наряду с протопопом Аввакумом и дьяконом Федором Ивановым. М., 1906. Василия — св. Отмечая, что картины Перова относятся к наиболее психологичным в русской исторической живописи 1870-х годов, Фёдоров-Давыдов писал, что «психологизм, всё нарастая в творчестве Перова, к концу его жизни становится орудием выражения реакционного содержания»46.
По уговору с Хованским, первоначально собор и был назначен на пятницу 23-го июня. То был суздальский Никита. Собор утвердил обличение «великой» челобитной Добрынина. Н. Субботина, т. и IV.
Царский духовник Стефан Внифатьев возглавил «Кружок ревнителей благочестия», который создали боголюбцы, называвшие себя «братия» (или «друзии»). Издание книги, впрочем, задержалось. Собор утвердил обличение «великой» челобитной Добрынина. Никанор, в "Описании раскольнич. Желая дать не только новоисправленные церковные книги, но и толкование на литургию и другие церковные обряды, патр. Перов попытался не передавать своих симпатий, это заметно с того, как аккуратно и точно выписан портрет каждого, кто изображен на картине. Можно легко прочитать характер любого из них. Но, при этом, полотно изливает такую эмоциональную энергию, что у меня не получилось просто посмотреть, отойти и безразлично забыть. Перед глазами стоит уже пожилой проповедник, который своими словами всколыхнул людей. Невероятная сила его убеждения привела с ним некоторых его учеников, несмотря на страх смерти. А те, кто ему пытаются противостать, чувствуя за плечами поддержку властной царицы, горделиво, с пренебрежением себя ведут.
233, напеч. И ненавидел он стрельцов самой лютой ненавистью. акад. ).
Именно здесь напечатаны были послание к Никону конст. Вместе с Перовым Фёдоров-Давыдов критиковал и поддержавшего его Николая Лескова, которому нравилось представление раскольников в виде слепых фанатиков и интриганов, а Софьи— в качестве олицетворения «мудрой и могущественной государственной власти самодержавия»8. Староверы не промолчали. Патриарх возразил, что не пристало им исправлять что-либо в церковных делах, поскольку они ещё «грамматического разума не коснулись». Симеон Полоцкий пользовался только чистовой «челобитной», которая была неокончена.
Я хочу обратить внимание на другой эпизод подавления бунта староверов. Следователи были не расположены к Стефану.
Шесть-семь лет трудился он над таковым обличением и, наконец, в начале тогдашнего сентябрьского 1666 г. или в конце январского 1665 г. сочинение было у него вчерне готово, а в большей части переписано и набело (так как в сохранившемся подлиннике большая часть переписана начисто). он принес покаяние на Соборе. Старообрядцы признавали Никиту «столпом правоверия», церковные иерархи — «грубым, вредным и невежественным расколоучителем» (отсюда и значение его прозвища). В "Вестн.
имя Никиты на время почти совсем исчезает с исторического горизонта. соч. "). 5 июля в Кремле состоялись прения о вере, где Н. П. выступал гл. Выйдя из Грановитой палаты, Н. и другие громко провозглашали свою победу. 29 мая (10 июня) 1882 года Василий Перов скончался от чахотки и в том же году картина была приобретена у его наследников Павлом Третьяковым1. В картине показан «отчаянный поединок сильных характеров, который может разрешиться только катастрофой— смертью главного героя»37.
Кроме того, соборный протопоп Симеон с причтом свидетельствовали, что Д. «церковный денежный доход и хлебный емлет весь сполна» (МДИР. По случаю рождения 27 авг. Напечатанные им книги, полные ошибок, подверглись при Никоне новому исправлению. С тех пор до 1682 г. о Н. ничего не известно.
Тем не менее, собор не освободил Н. от кары, наложенной на него Стефаном. Субботина, распространенным среди раскольников стремлением найти у противников ересь. Никанор, в «Описании раскольнич.
620—624, 652—653, 679—681 — о событиях 1666 г. у C. M. Никита Пустосвят ответил: «Мы пришли к царям-государям побить челом о исправлении православной веры, чтоб дали нам своё праведное рассмотрение с вами, новыми законодавцами и чтоб церкви Божии были в мире и согласии». В ответ Никита заявил: «Мы пришли не о грамматике с тобою говорить, а о церковных догматах. » Далее ему попытался возражать архиепископ Холмогорский Афанасий, но Пустосвят подскочил к нему с поднятой рукой, говоря: «Что ты, нога, выше головы ставишься. В монографии о Перове, выпущенной в 1934 году к столетию со дня рождения художника искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл эти картины неудачными и эклектическими и писал, что трактовка раскола в «Никите Пустосвяте» в той же степени реакционна, как и трактовка крестьянской революции в его картине «Суд Пугачёва».
Почему свеща и огнь честнее креста Господня и что прообразует огнь и свеща". апостола Иакова сократил св. Вообще, по начитанности, по находчивости или изворотливости ума и по способности излагать свои мысли простым и ясным, но вместе выразительным и даже иногда сильным языком, Никита может занять место наряду с такими замечательными «раскольническими» писателями, как протопоп Аввакум и дьякон Феодор. там до сих пор показывают его могилу с простым деревянным крестом. Оправданный по следствию Стефан отрешил Никиту от места и грамоту об этом велел дьяку читать публично Никита изорвал грамоту избил дьяка, проклял Стефана и снова послал государю челобитную, с подробнейшей «росписью» преступлений архиепископа.
бунта относятся "Цвет духовный", "Записки современников" (у Сахарова). апостола Иакова сократил св.
Стефана гос. Главным агитатором этого движения кн. СПб. ", в которой события 1682 г. представлены в популярно-литературном изложении. Ч. 1.
реформам Никона. Раскольники заговорили, что Никита не бил, а лишь отвел рукою мало. Обстановка была напряженной, в рядах стрельцов не было единства, мн. 417—419) в четвертом же томе напечатана его великая челобитная (стр.
Затем тут же он говорит, что челобитная была взята у него недописанной и неисправленной, отчасти вчерне и дописать и исправить ее ему не дали, а арестовали его и отправили в Москву. Подоспевшие стрельцы разняли дерущихся и проводили раскольников к месту спора. В 1682 году он добился проведения «прений о вере». Стоящий по правую руку от Софьи молодой боярин— по-видимому, князь Василий Голицын29.
изд. Ч. 1. Но в Суздале его ждало возмездие от Стефана: Стефан отрешил его от соборной церкви и лишил всякого дохода. Царевна вскакивала с трона при наиболее дерзких и резких выпадах челобитной, а раз даже встала и направилась к выходу, угрожая совсем оставить царство (когда читали о прельщении царя Алексея Михайловича Никоном еретиком) едва уговорили ее Хованский, бояре и выборные. В 1682 Н. П. и др. Соловьева, История России, т. XIII, стр.
Перова за то, что ее можно долго и внимательно рассматривать. Этого ему было мало и он осудил архиепископа прямо в храме, вызвав смятение верующих. Никита известный в истории с прозвищем Пустосвят, собственно Н. Конст. В 1650-1660 годах патриарх Никон провел церковную реформу, в результате которой произошел раскол русской православной церкви.
По совету князя Хованского (начальника Стрелецкого приказа) для участия в предстоящих прениях и был приглашен известный своим ораторским искусством суздальский священник Никита, который вошел в историю с именем Пустосвят. Симеона Полоцкого и составил против нее 31 отражение. Выйдя из Грановитой палаты, Никита и другие громко провозглашали свою победу. Соловьев в своем многотомном сочинении «История России с древнейших времен» писал, «что были еще люди которые, по указанию царевны Софьи, хотели ухватиться за стрелецкие копья, чтобы выйти из тяжелого положения, дать торжество своему делу. В 1682 г. бывш. Стрельцы избили бояр, возвратили старшинство старшему царевичу (Иоанну): они сильны поднять и старую благочестивую веру, которую гонят никонианцы». Пробовал обличать Добрынина и митрополит Газы (Иерусалимский патриархат) Паисий Лигарид, но его работа не была напечатана.
Субботиным в IV т. Материалов для истории раскола за первое время его существования (М., 1878) др. П. С. Потому сообщил царю Алексею Михайловичу, что Стефан, служа в храме, во время «Трисвятого», держит крест не в правой руке, а левой, точно пренебрегая символом христианского спасения. Под традиционными ценностями экскурсовод, видимо, подразумевала уважение к духовенству, к Русской православной церкви. Несколько стрелецких грамотеев написали челобитную о старой вере от божественных писаний. Искра взорвала пороховую бочку.
На следующий день был схвачен и казнен. Стрельцы отняли Никиту и начали бить правосл. В свою очередь и Симеон, несомненно, руководствуясь «отражениями», написал «Жезл Правления», где рассматриваются взгляды Никиты в 30 «возобличениях». Тем не менее, собор не освободил Н. от кары, наложенной на него Стефаном.
Субботина, распространенным среди сторонников старого обряда стремлением найти у противников ересь. Высоко оценивая картины «Суд Пугачёва» и «Никита Пустосвят.
29 июня договорились проводить прения в Грановитой палате. В тексты вкрадывались ошибки и описки. Первый, как незнакомый со славянским яз., читал ее, вероятно только в латинском перев. Вообще, по начитанности (разумеется, в неширокой области излюбленной раскольниками литературы), по находчивости или изворотливости ума и по способности излагать свои мысли простым и ясным, но вместе выразительным и даже иногда сильным языком, Никита может занять место наряду с такими замечательными раскольническими писателями, как протопоп Аввакум и дьякон Феодор. По ее приказу Никита был схвачен и казнен. На этот раз и свидетели подтвердили многие показания Никиты и сам Стефан, вызванный в Москву, на Соборе 1660 года во многом сознался, за что и был переведен из Суздаля в Москву, «для архиерейских священнослужений».
Николай Собко сообщал, что художнику Михаилу Боткину удалось уговорить Перова послать «Никиту Пустосвята» (вместе с полотном «Первые христиане в Киеве») на Всероссийскую промышленно-художественную выставку21, которая открывалась в Москве 20 мая 1882 года, за несколько дней до смерти автора23. Главным же делом Добрынина было служение в Рождество-Богородицкой церкви Суздаля. В 1887 году, сравнивая суриковскую «Боярыню Морозову» с перовским «Никитой Пустосвятом», художественный критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы», к которым, по его мнению, в первую очередь относится сам Никита Пустосвят— «бурный, страстный, раздражённый, громко и необузданно укоряющий всех за отступничество», а также стоящий немного позади него «товарищ его, с большой иконой в руках, тоже раскольник-фанатик, но невозмутимый и непоколебимый, как гранит, как скала, о которую разобьются все кипучие волны врагов и друзей»7. Однако правительница на это не согласилась. Церковная кара, наложенная на Никиту, видимо, тяготила последнего. Когда в 1862 году открылось дело арестованного старообрядческого епископа Геннадия (Беляева) и министр внутренних дел решил передать дело в Екатеринбургский уездный суд, Соснин возмущался: «Что же сделает суд.
Староверы просили устроить дебаты на Красной площади. Этого ему было мало и он осудил архиепископа прямо в храме, вызвав смятение верующих. Никита не отрекся и подтвердил свои убеждения. Но Морозова имела высокий духовный строй, о чем говорил видный знаток старины Александр Панченко. Но торжество было непродолжительно. Архангельского собора.
Старообрядцы признавали Н. столпом правоверия, православные иерархи — грубым, вредным и невежественным (Пустосвят) расколоучителем. Самая книга была еще дополнена несколькими статьями. Княгиня Софья и Никита Пустосвят являются самыми яркими фигурами на полотне. Затем произошла беседа патриарха и архиереев с собравшимися, принявшая характер прений. Л. 42-43 об. Что мы знаем о нём. Но патриарх постарался отсрочить это состязание.
Добрынин Никита Константинович) (ум. Выше: что вы искали. Но те и слушать ничего не хотели. Так кончилось для Никиты его первое выступление против никоновских новшеств.
Хованский заверял его, что он велит патриарху служить по-старому. Обсуждая композицию окончательной версии картины искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов отмечал, что в ней художник пришёл «к академическому приёму расположения фигур по овалу, несколько разомкнутому спереди, с заполнением углов холста второстепенными группами»33. Неточное понимание старообрядчества дает и «Боярыня Морозова» кисти Василия Сурикова. Лазарем и диак.
Тем не менее Собор не освободил Никиту от наложенного архиепископом наказания и после этого тот не только не угомонился, но и продолжил свою деятельность. Самого дурака сбросили вниз прямо на копья стрелецкие. Т. 1.
Никита изорвал грамоту избил дьяка, проклял архиепископа и снова послал государю челобитную, в которой расписывал «преступления» архиепископа в мельчайших подробностях. И члены Кружка отказались повиноваться решению Собора 1654 года. Суздальский священник Никита Добрынин (старовер) был противником преобразований. А именно на историю Соловецкого монастыря. заметка Н. Добротворского о месте погребения Никиты Пустосвята.
В глубине изображён князь Иван Хованский32. и ведшихся «раскольниками» с большим ожесточением, не пришли ни к какому результату. И на этот раз Никита просит опять, чтобы царь его пожаловал, велел архиереям снять с него запрещение, наложенное за доносы на Стефана, причем повторяет свои прежние утверждения, что на Стефана он жаловался справедливо, почему Стефан и наказан. Челобитная вызвала ряд опровержений, наиболее известные из них (написаны в 1666-1667) принадлежат Паисию Лигариду (опубл. : МДИР. И всё это на глазах десятилетнего ребенка Петеньки. " и при этом он, по-видимому, ударил епископа Афанасия (хотя Савва Романов осторожно говорит: "отведе его мало рукою").
Пришлось вернуться домой с просфорами, которые и раздали "верным, благословения ради". Его полное имя было Никита Константинов Добрынин. Искусствовед Ольга Лясковская полагает, что, скорее всего, работа над полотном была начата раньше, в конце 1870-х годов, поскольку «сама величина сложной картины требовала многолетней работы»13. Искусствовед Алла Верещагина писала, что «композиция строится на противопоставлении левой и правой частей картины: раскольников и официального окружения Софьи и патриарха».
соч») также долго видели в нём лишь «невежественного раскольника». Никиту оттащили от архиерея. Собор сослал иерарха в монастырь под начало «доброго старца» (монастыри использовались в качестве тюрем). Сложив пальцы двуперстно, староверы, как по команде, вскинули руки вверх, крича: «Сице, сице, тако, тако» Софья, патриарх, все противники староверов были ошеломлены. С тех пор до 1682 г. о Н. ничего не известно. Духовенство начало бояться.
И. А. Хованским, по старому обряду. Симеон Полоцкий пользовался только чистовой "челобитной", которая была неокончена. Никона православными, а свои прежние мнения — наваждением диавола. Это грекам у русских надо учиться, а не наоборот.
Прения состоялись 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля3. библиотеке ( 372), есть еще одно сочинение против Никитиной челобитной, под заглавием: "О крестном знамении. Царевна при этом, перебивая чтеца, делала критические заявления. Она напомнила Никите, что он при Алексее Михайловиче (на соборе 1666 г. ) принес публичную челобитную о прощении, а теперь снова берется за то же дело.
в лето 7174, месяца мая, в 7-й день" (по-видимому, день поручения Симеону). Симеон Полоцкий пользовался только чистовой «челобитной», которая была не окончена. В частности, художник Владимир Осипов (ученик Павла Чистякова) высказал следующее мнение об этом произведении Перова: «Какие прекрасные вещи его молодости, какая добросовестность выписки.
В "Деяниях московских соборов 1666 и 1667 г. ", Москва, 1881 г. (слав. (стр. Начали читать раскольническую челобитную. бунте 1682 г. ).
У Никиты и его сотоварищей взяли челобитную, которую, впрочем, возвратили назад по просьбе раскольников и обещали ее рассмотреть. Никон, патриарх Московский и всея Руси) в 1-й пол. книжность: По мат-лам Пушкинского Дома.
1659 г., когда он в Москве подал челобитную на Суздальского архиеп. суздальский священник выдвинулся в первые ряды стрелецкого восстания («хованщины»). под ред. Главным же делом Добрынина было служение в Рождество-Богородицкой церкви Суздаля.
Пробовал обличать Добрынина и митрополит Газы (Иерусалимский патриархат) Паисий Лигарид, но его работа не была напечатана. Книга Скрижаль была издана при патриархе Никоне по следующему случаю. дух. 9-13 дек. На совещании выборных решено было "отказать во всем старцам и посадским".
С этого момента он собственно и делается вождем стрельцов в их стоянии за старую веру. Когда вышел патриарх к собравшимся, выборные подошли к нему под благословение. В священных правилах сказано, «Аще кто прибавит или убавит, да будет проклят». — «И мы сие правило почитаем, но должно его разуметь: проклятию подлежит тот, кто сделает прибавление или убавление в догмате веры, а не исправление в словах, не касающееся силы веры.
Субботина, см. впервые выступил с обличением богослужебной реформы в Русской Церкви (см. В этой схватке «ясно одно— непримиримость сторон, бесполезность спора и вместе с тем бессилие протеста против государственной власти»31. 1659 г. в суздальском соборе назвал архиеп. Тем не менее, собор не освободил Н. от кары, наложенной на него Стефаном.
5 и 9. В 1659 году в Москве были поданы доносы спасоевфимиевского архимандрита Аврамия и соборного попа Никиты Константинова на суздальского архиепископа Стефана (обширное дело об этом хранится в синодальной библиотеке). Здесь изображено много разных персонажей, они встретились в сражении за свои убеждения.
В скором времени в Москву поступили две жалобы. Бесстрашно, широко открытыми глазами смотрит она на толпу раскольников, «с тем выражением холодного, управляемого гнева, которое так отличает её психическое состояние от состояния Пустосвята»34. После первой такой просьбы игумену Угреш. Идея создания картины «Никита Пустосвят», скорее всего, появилась у Перова под влиянием его общения с писателем Павлом Мельниковым-Печерским, с которым художник неоднократно обсуждал проблемы, связанные с историей раскола.
В 1681 г. Собор ответил отказом на прошение Д. разрешить ему священнодействовать. Где пребывал он и что делал, положительно неизвестно. Именно этот момент диспута запечатлен на полотне художника. Киприан. "Отцы" отправились в дом, где прежде пребывали.
(Константинов сын, Добрынин) — расколоучитель XVII в. Был священником в Суздале при патриapxе Иосифе участвовал в исправлении и печатании церковных книг, вместе с протопопом Аввакумом, Лазарем, Стефаном и др. Ну и, понятно, не все монахи-переписчики были слишком грамотны, внимательны, да и старательны в переписывании. Между тем раскольники требовали, чтобы прения происходили на площади, пред всем народом.
Суздальский священник Никита Добрынин (старовер) был противником преобразований. литературы и древности, т. V (о раскольн. 6. VII. 1682) – суздальский священник, один из идеологов раскола.
Последующие исследователи (напр. «Соборный священник Никита» наряду с протопопами Аввакумом, Даниилом, свящ. Однако, выборные, в присутствии "отцов", были не податливы.
Есть головы положительно хорошие»1319. А царевна Софья тем временем призвала верных людей и по сто человек от каждого приказа, повелела выплатить им «наградные деньги» и выдать по ушату вина на десять человек. Главный агитатор в пользу восстания князь Хованский избрал Никиту, который добился назначения «прений о вере» в Грановитой Палате, в присутствии царственных особ. Жезл правления. Последний был сторонником Никона, между тем еп.
Субботин издавший ее впервые в полном виде (в Материалах для истории раскола т. IV), показал, что она богата содержанием обвинения против церкви изложены тщательно и искусно и автор по начитанности, находчивости и способности излагать мысли простым и ясным языком может занять место среди раскольничьих писателей наряду с протопопом Аввакумом и дьяконом Федором Ивановым. Тогда решили отлучить Н. от церкви и заточить в темницу Угрешского Николаевского м-ря. К осени 1665 г. великая челобитная царю была готова вчерне и Никита давал ее читать кое-кому в Москве.
Я не с тобою говорю, а с патриархом». Выйдя из Грановитой палаты, Никита и другие громко провозглашали свою победу. Мнение Симеона было всецело принято Собором 1666 года, на котором была прочитана, в присутствии самого автора, «Челобитная», с возражениями на неё и сделаны попытки к вразумлению Никиты. Хованский охотно взялся поддерживать ревнителей отеческих преданий. О разногласиях в среде стрельцов уже было известно.
Главным агитатором этого движения кн. Много нам рассказали ужасов про жизнь несчастных на этом острове в Белом море. Тогда решили отлучить Н. от церкви и заточить в темницу Угрешского Николаевского м-ря. там до сих пор показывают его могилу с простым деревянным крестом. При этом, однако, Стасов признавал, что Перову плохо удавались, по его определению, «многосложные» сцены и что вся левая сторона картины «уже вполне лишена всякой талантливости, характеристики и правды»45. Вместо него пробовал говорить холмогорский архиерей.
(М., 2003р). Нар. Софья Алексеевна и патриарх возражали Д., но большинство собравшихся его поддержали. С тех пор до 1682 г. о Н. ничего не известно. Но борьбу продолжил, направив в верха новую челобитную со списком прегрешений Стефана.
Читалась их челобитная о погрешностях в новых книгах. На следующий день был схвачен и казнён. Лит. : Румянцев И., Н. К. Добрынин («Пустосвят»), Сергиев Посад, 1916. В. Царевна Софья на следующее утро приказала схватить их: Никита был казнён на Лобном месте (ему отсекли голову), а его соратники разосланы по монастырям, откуда некоторым удалось бежать. По словам Леняшина, «не переоценивая эти работы, не следует обходить их вниманием»48.
Симеона Полоцкого и составил против нее 31 отражение. Никитина челобитная, называемая староверами великой за ее величину (она действительно весьма пространна: в печатном издании занимает 178 стран. ), а отчасти и за ее содержание, представляет один из замечательнейших литературных памятников первоначальной истории раскола. Но прямо напротив висит потрясающая картина Перова «Христос в Гефсиманском саду». Архиеп. До издания никитиной челобитной Н. Субботиным в "Материалах для истории раскола" (т.
Напечатанные им книги, полные ошибок, подверглись при Никоне новому исправлению. Помимо «Никиты Пустосвята», в этом ряду упоминалась также его другая картина— «Суд Пугачёва» (1875, Государственный исторический музей). Архиеп.
Никитина челобитная, называемая раскольниками великой за ее величину (она действительно весьма пространна: в печатном издании занимает 178 стран. ), а отчасти и за ее содержание, представляет один из замечательнейших литературных памятников первоначальной истории раскола. так: "Суздальского соборного попа Никиты Константинова Добрынина (Пустосвята) челобитная царю Алексею Михайловичу на книгу Скрижаль и на новоисправленные церковные книги". Каждый год в день казни Никиты в гор. По некоторым сведениям, в процессе работы над полотном Перову помогал его ученик Александр Новоскольцев15. Невежественного раскольника долго видели в нем и последующие исследователи (напр.
решили подать челобитную с целью восстановления в Москве «старой веры». Царский духовник Стефан Внифатьев возглавил Кружок ревнителей благочестия, который создали боголюбцы, называвшие себя братия (или друзии). К достоинствам картины Обухов относил «историзм, которым проникнута вся её образная структура».
Тогда архиереи начали ему "отверзати умная очеса и являти его невежества, толковати же божественных писаний трудности". С тех пор до 1682 года о нём ничего не известно. Так кончилось для Никиты его первое выступление против никоновских новшеств. На картине изображён драматический момент «спора о вере»— исторического события времён московской смуты 1682 года, к двухсотлетию которого Перов планировал завершить работу над полотном2. Мнение Симеона было всецело принято Собором 1666 года, на котором была прочитана, в присутствии самого автора, «Челобитная», с возражениями на неё и сделаны попытки к вразумлению Никиты. Выйдя из Грановитой палаты, Н. и другие громко провозглашали свою победу.
Особую экзальтацию вызвал вопрос о троеперстии. царевича Иоанна V Алексеевича узники были возвращены в Москву, где Д. получил относительную свободу. Можно легко прочитать характер любого из них. Сия книга на Никиту попа". Он предложил собору вновь пересмотреть дело, сказав, что за проступки архиепископа против царя он его прощает, а за духовные вины они, власти бы "судили и прощали по правилам, так как от простых речей прозябают ереси а попа Никиту чтоб отослали под градской суд".
Никон желал, чтобы новая книга получила соборное одобрение. Но вступивший после его смерти на патриарший престол Никон держался другого взгляда, вот таким образом члены «Кружка ревнителей благочестия» сильно заволновались, когда новый патриарх затеял «неладное».
Согласно приведённой информации, большая часть этих рисунков была в собственности художника Владимира Перова (сына Василия Григорьевича), а меньшая часть— в московской коллекции А. И. Балк40. москов. Что касается Никиты, то неизвестно, какое градское наказание его постигло. Только проф.
XVII в. (Брещинский Д. Н. Житие Корнилия Выговского Пахомиевской редакции (тексты) // Древнерус. Он отмечал, что в картине «Никита Пустосвят» исторический характер присутствует не только в обстановке, но и в образах стрельцов, монахов и раскольников— «это не переряженные актёры, а живые и психологически достоверные исторические типы». Никита, как главный из них, 11 июня был казнен. Когда архиеп.
Византийские образцы были более древними. Субботин издавший ее впервые в полном виде (в Материалах для истории раскола т. IV), показал, что она богата содержанием обвинения против церкви изложены тщательно и искусно и автор по начитанности, находчивости и способности излагать мысли простым и ясным языком может занять место среди раскольничьих писателей наряду с протопопом Аввакумом и дьяконом Федором Ивановым. По всей видимости, Перов хотел приурочить окончание работы над полотном к двухсотлетию изображённого на нём события, происшедшего в 1682 году2. Василий Великий, а литургию св. Все стрельцы принесли повинные за подписями, что им до того дела нет. Тем не менее полотно осталось незаконченным.
». Никанор, в Описании раскольнич. Патриарх с духовенством молились в Успенском соборе. Тогда собору пришлось перерешить дело.
арх. Главным же делом Добрынина было служение в Рождество-Богородицкой церкви Суздаля.
Историческое событие. С этого момента он собственно и делается вождем стрельцов в их "стоянии" за старую веру. Потому, естественно, она обратила на себя особое внимание ревнителей старины и подвигла суздальского Никиту на труд литературного опровержения. Сравнивая с картиной Ильи Репина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре» (1879, ГТГ) искусствовед Нонна Яковлева отмечала, что перовский образ царевны Софьи— «своеобразная антитеза репинскому: в ней та же сила характера, но благородная она благообразна и светла даже в гневе» «она стоит над схваткой, смиряя её»35.
В назидание. арх. О челобитной стало известно властям. В статье о Перове, включённой в 13-й том «Русского биографического словаря» историк искусства Алексей Новицкий сообщает некоторые сведения, переданные ему Елизаветой Егоровной16, вдовой художника. Первый, как незнакомый со славянским яз., читал ее, вероятно только в латинском перев.
К истории того же раск. Н., в челобитных к государю и к собору, просил о прощении. Пошли с челобитной к начальнику стрельцов, князю Ивану Андреевичу Хованскому, сочувствовавшему «раскольникам» и рассказали ему, в чем дело. патр.
Богомольцы молятся на могиле, берут с нее землицы, служат панихиды. И всё. Как бы то ни было, во время выставки некоторые специалисты получили возможность ознакомиться с картиной «Никита Пустосвят». Весьма возможно, что и это опровержение написано во время соборов 1666—1667 гг.