Спящая Венера Джорджоне
Спящая Венера (Venere dormiente) – незавершённый шедевр кисти Джорджоне, представляющий собой непревзойденный образец бесконечной красоты и лаконичности. Картина художника Джорджоне «Спящая Венера» один из самых идеальных женских образов эпохи Возрождения. Тициан, который наверняка был в курсе замысла учителя, закончил картину умершего от чумы Джорджоне, сохранив для нас одну из лучших картин Итальянского Возрождения «Спящая Венера».
Облачная атмосфера смягчает все контуры и сохраняет вместе с тем пластическую выразительность форм. Современники считали его очень большим мастером и слава его сохранялась в веках, а между тем о его жизни мы знаем очень мало. Известно, что семья Джорджоне испытывала лишения. Его жизнь трагически оборвалась в 1510 г. во время эпидемии чумы в городе.
Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция. Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне.
- «Спящая Венера», Джорджоне — описание картины
- Спящая Венера (картина Джорджоне)
- Описание картины «Спящая Венера»
- Спящая Венера Джорджоне и Лежащая обнажённая Модильяни – разные, но такие похожие
- «Спящая Венера» Джорджоне и «Лежащая обнажённая» Модильяни — разные, но такие похожие
- Описание картины Джорджоне «Спящая Венера»
И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Перед ним был истинный шедевр – обнаженная прекрасная женщина, погруженная в сон. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья».
Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера – хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос – представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Насколько его имя было в свое время знаменито в Венеции и за ее пределами, настолько впоследствии оно было забыто и оставалось известным лишь небольшому кругу специалистов, да и те имели расплывчатое представление о творчестве Джорджоне. Поначалу их вывозили в дворянские поместья и замки Саксонии.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Общееколичествопросмотровстраницы
Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики – Тициан и Себастьяно дель Пьембо.
Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. Но история картины на этом не закончилась – самое страшное было впереди.
Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике. Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры». Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы.
В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Чувством гармонии, совершенством пропорций, линейным ритмом, мягкой светописью одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов и вместе с тем логичностью, рационализмом Джорджоне близок Леонардо, который, несомненно, оказал на него и непосредственное влияние, когда проездом из Милана в 1500 г. был в Венеции. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом. Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло.
Эти картины уже относятся к позднему стилю Тициана, в них выразилось новое понимание мира эроса. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой.
Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». Была обнаружена и «Спящая Венера» – она лежала в старой, грязной вагонетке.
Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. А теперь он уже мог это сделать. Полотнонесет в себе традиционный стиль, представляя героиню как спящую весеннюю нимфу. Современники считали его очень большим мастером и слава его сохранялась в веках, а между тем о его жизни мы знаем очень мало.
Серии мифологических сцен были посланы испанскому королю известному религиозному фанатику. Больницы были переполнены. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты.
В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды. Попала не в лучшем состоянии.
Даже его картины, хранившиеся главным образом в частных собраниях венецианских патрициев, не признавались принадлежащими ему на основании документальных данных. Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко.
Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна. Да и в искусстве шли разными дорогами. После взятия Дрездена советскими войсками эти подземные убежища были найдены.
Несмотря на свой светский характер искусство этого времени еще сохранило в себе остатки наивного благочестия и изображение обнаженного женского тела было очень редким. Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. Лето 1510 года принесло в Венецию страшную беду – в город пришла чума. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато.
И все это было в картине Джорджоне. Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты.
Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. Уже при жизни о нем ходили легенды. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию. Современники, побывавшие на том пиру, рассказывали, как все восхищались творениями обоих художников, особенно хвалили «Юдифь» – в полной уверенности, что она написана Джорджоне, а когда выяснилось, что это работа Тициана, возникла некоторая неловкость.
На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках. «Спящая Венера» Джорджоне – едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. Джорджоне ненадолго стал учеником известного мастера Джованни Беллини и решает изменить по своему вкусу античные и библейские сюжеты своего мастера. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве.
Убытки их были огромны, а потому Сеньория постановила выстроить здание заново. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. Спящая Венера (иногда Дрезденская Венера) является работой, на которой впервые, почти в натуральную величину, была изображена обнаженная женщина. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. Но потом для семейства настали трудные времена и картину пришлось продать.
В 1504 году в Венеции, в районе моста Риальто, случился страшный пожар. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела.
«Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. А вдали – невысокая гряда голубых гор, здания, деревья. Не случайно она погружена в ясные грезы тихого сна. Венера, которую окружает гармоничный ландшафт, мечтает о любви.
Так близко подойти к жизни никто из художников Ренессанса еще не осмеливался». «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. «Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. вы можете запросить все в системе с коробкой.
В XIX веке реставраторы почти заново переписали часть правой стороны, где у ног Венеры некогда был изображен маленький Купидон, впоследствии обнаруженный с помощью рентгеновских лучей. Полотно с изображением Венеры лучше всего охарактеризовать словами Б. Р. Виппера: «Не только восхитительная замкнутость силуэта, хочется сказать «музыкальность линии», мягкость формы, не только чудеса самой живописи приковывают внимание к «Венере» Джорджоне, но и неслыханная смелость концепции Джорджоне показал Венеру без мифологии, без символики, без средневекового страха перед наготою – просто прекрасной женщиной. Каждый день уносила она сотни жизней.
Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр. И отвечал им взаимностью. Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта.
За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто.
Друзьями они никогда не были. Над ее восстановлением работали лучшие советские искусствоведы и реставраторы. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато.
От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» – единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир.
Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы.
Выше: что вы искали. Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. От времени она сильно пострадала и в местах выпадения краски ее покрывают более поздние записи.
В 1939 году началась Вторая мировая война.