Спящая Венера Джорджоне Описание

«Спящая Венера», Джорджоне — описание картины

Пейзажная живопись отходит на второй план. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности.

Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби. Работой Тициана в настоящее время считается и так называемый «Сельский концерт» (Париж, Лувр), поскольку полотно роскошно по цвету, в образах больше конкретности, а природа пышнее и богаче, чем это обычно бывает у Джорджоне. Лето 1510 года принесло в Венецию страшную беду – в город пришла чума. «Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне.

Плавные линии тела Венеры, безупречные по своей красоте, как бы находят отклик в окружающем ее пейзаже: уходят вдаль мягкие линии пологих холмов, лучи заходящего солнца окрашивают в золотистые тона замершее в неподвижности облако и теплый солнечный свет как бы сгущается в золотисто-рыжих волосах Венеры. У Джорджоне она предстает в момент, когда никто еще не знает о ее подвиге, на фоне тихого утреннего пейзажа, задумчиво облокотившись о парапет, осторожно сжимая меч тонкими пальцами и попирая обнаженной ногой голову Олоферна. Эта Венера – богиня плотской любви, раскинувшаяся в алькове и предлагающая зрителю свою великолепную наготу. Размер портрета 68 x 59 см, холст, масло. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году.

  1. Спящая Венера (картина Джорджоне)
  2. Описание картины «Спящая Венера»
  3. Описание картины Джорджоне «Спящая Венера»
  4. Джорджоне Спящая Венера Описание
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  6. Словари и энциклопедии на Академике

У Джорджоне никогда не было недостатка в заказчиках – самые уважаемые семейства Венеции старались заполучить художника, дабы он декорировал своими картинами и фресками их дворцы. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». Полотно с изображением Венеры лучше всего охарактеризовать словами Б. Р. Виппера: «Не только восхитительная замкнутость силуэта, хочется сказать «музыкальность линии», мягкость формы, не только чудеса самой живописи приковывают внимание к «Венере» Джорджоне, но и неслыханная смелость концепции Джорджоне показал Венеру без мифологии, без символики, без средневекового страха перед наготою – просто прекрасной женщиной. Точная дата его рождения неизвестна: первый биограф Джорджоне, Джорджо Вазари, дает разные даты в двух изданиях своих Жизнеописаний (1550, 1568). Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Не случайно она погружена в ясные грезы тихого сна.

С именем Джорджоне связывают ряд портретов. Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». В сопроводительных письмах при посылке мифологических картин Филиппу II Тициан назвал одну из своих картин "Поэзией" и в самом деле, все эти произведения в высшей мере поэтичны.

Как и в тридцатые годы, Тициан посвятил свое творчество главным образом прославлению женской красоты. Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию. Богиня изображена обнажённой, но полной чистого целомудрия.

  1. Общееколичествопросмотровстраницы
  2. Отправить запрос на изготовление копии

К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму. Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Воин и паж» (Флоренция, Уффици), «Автопортрет в образе Давида» (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв. Спящая Венера (иногда Дрезденская Венера) является работой, на которой впервые, почти в натуральную величину, была изображена обнаженная женщина. Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры». Но история картины на этом не закончилась – самое страшное было впереди.

Сон богини полон безмятежного покоя, вечерняя тишина и согласие пронизывают всю природу и сама она как будто порождение той самой природы, которая ее окружает. Он представил ее в облике прекрасной обнаженной женщины, спящей на лугу, поросшем скромными белыми цветами. Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия.

Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике. В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. : «Мадонна с Младенцем» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Мадонна скнигой» (Оксфорд, Музей Ашмолеан), «Св.

А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин. Плавные линии тела Венеры, безупречные по своей красоте, как бы находят отклик в окружающем ее пейзаже: уходят вдаль мягкие линии пологих холмов, лучи заходящего солнца окрашивают в золотистые тона замершее в неподвижности облако и теплый солнечный свет как бы сгущается в золотисто-рыжих волосах Венеры. Природа и человек предстают в этой картине Джорджоне в идеальном гармоническом равновесии. вы можете запросить все в системе с коробкой. Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато.

Спящая Венера (картина 
Джорджоне)

Его жизнь трагически оборвалась в 1510 г. во время эпидемии чумы в городе. Единство человека и природы воплощено и в ранней картине «Три философа» и в более позднем чудесном «Сельском концерте», где в спокойный пейзаж с округлыми купами деревьев под облачным небом вписана группа из юношей-музыкантов и обнаженных женщин.

Из церковного света он перевел искусство в царство земной красоты. Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Оба датируются серединой первого десятилетия XVI в. Один из них, так называемая «Лаура» (Вена, Художественно-исторический музей) имеет на обороте надпись: «1506, 1 июня это было закончено рукой мастера Дзордзо из Кастельфранко, коллеги мастера Винченцо Катены, по заказу мессера Джакомо. » Из нее следует, что по крайней мере в означенный год Джорджоне работал совместно с Катеной, хотя и неясно – в одной ли мастерской или просто над одним заказом. Джорджоне ненадолго стал учеником известного мастера Джованни Беллини и решает изменить по своему вкусу античные и библейские сюжеты своего мастера.

Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне. В феррарском замке Дьесте Тициан жил вместе с двумя помощниками. Единственный живописный вариант этого Автопортрета (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена. Тем возмутительнее исключение, которое являет неизвестность даты его рождения, порожденная противоречащими друг другу, расходящимися на добрых семнадцать лет, фактами.

Оба датируются серединой первого десятилетия XVI в. Один из них, так называемая «Лаура» (Вена, Художественно-исторический музей) имеет на обороте надпись: «1506, 1 июня это было закончено рукой мастера Дзордзо из Кастельфранко, коллеги мастера Винченцо Катены, по заказу мессера Джакомо. » Из нее следует, что по крайней мере в означенный год Джорджоне работал совместно с Катеной, хотя и неясно – в одной ли мастерской или просто над одним заказом. Картина написана предположительно около 1509 года. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. И все это было в картине Джорджоне.

И отвечал им взаимностью. Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо). Известно, что в 1511 году (об этом свидетельствует расписка о получении художником гонорара) Тициан работал в Падуе над оформлением местной Скуоли дель Санто, вероятно, в то время, когда наиболее значимые венецианские заказы адресовались исключительно в мастерскую Джованни Беллини, Тициан рассчитал прижиться в небогатой талантами Падуе, где мог бы стать местным кумиром и наиболее популярным мастером. Ибо его исполненная на пороге венецианского чинквеченто картина «Мадонна Кастельфранко», пронизана такой нежной, чуждой всего мирского мечтательностью, что с внешней стороны ее не отличишь от «Святых картин» Беллини. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. Как и в тридцатые годы, Тициан посвятил свое творчество главным образом прославлению женской красоты.

«Спящая Венера» Джорджоне – едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию. Полотнонесет в себе традиционный стиль, представляя героиню как спящую весеннюю нимфу.

Что Леонардо сделал для всего света, то сделал Джорджоне для Венеции. Италия. Галерея Академии. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию.

Его жизнь трагически оборвалась в 1510 г. во время эпидемии чумы в городе. И в «Сельском концерте», в этом истинно джорджоневском мире «счастливой Аркадии», мире, полном невыразимого очарования, начинают звучать новые ноты. Часто в основу этих картин положена аллегорическая идея. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики – Тициан и Себастьяно дель Пьембо. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры.

Спустя столетие К. Ридольфи уверял (1648), что Джорджоне был внебрачным сыном одного из членов семьи венецианских патрициев Барбарелли. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. А теперь он уже мог это сделать.

Над ее восстановлением работали лучшие советские искусствоведы и реставраторы. Является ли эта композиция просто предлогом для изображения поэтического пейзажа или заключает в себе более глубокий смысл. Согласно одной из них картина символизирует узы брака. Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. Но история картины на этом не закончилась – самое страшное было впереди. Но потом для семейства настали трудные времена и картину пришлось продать. Так же его перу принадлежит Купидон, расположившийся уног Венеры с правой стороны картины.

К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму. Сюжет «Грозы» — или «Пейзажа с грозой, цыганкой и солдатом», как названа картина у Микиэля, — остался неразгаданным, несмотря на бесчисленные и самые остроумные попытки его расшифровки. Художник переезжает в Марокко в городок Танжер.

Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне. Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне. Выше: что вы искали.

Известно, что семья Джорджоне испытывала лишения. Человек в восточной одежде — это Аверроэс (так называли тогда в Европе арабского философа Ибн Рушда) — комментатор и последователь Аристотеля. Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля. Умозрительное отношение к природе и красоте числа типично для Джорджоне.

Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор. Спустя некоторое время Тициан поступает в мастерскую Джентиле Беллини (около 1429-1507 г. г. ), но, по словам Дольче, сухая и архаическая его манера не отвечала художественному темпераменту начинающего художника и совсем скоро он сотрудничает с Джованни Беллини (около 1433-1516 годов), более современный стиль которого ему импонирует. Не случайно она погружена в ясные грезы тихого сна. Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Но Джорджоне более эмоционален, чем великий миланский мастер и как типичный художник Венеции интересуется не столько линейной перспективой, сколько воздушной средой и главным образом проблемами колорита.

Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды. После взятия Дрездена советскими войсками эти подземные убежища были найдены. Действительно, с именем художника связано много неясного. Плавную пластику теshyла оттеняют резкие складки белого покрывала. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья».

За богиней простирается столь любимый Джорджоне пейзаж венецианской провинции: вдали на пригорке видна маленькая деревушка, за ней зеленеет равнина с одиноким стройным деревцем, а на горизонте вырисовывается далекая цепь холмов с замкоми синяя полоска озера. Полотно с изображением Венеры лучше всего охарактеризовать словами Б. Р. Виппера: «Не только восхитительная замкнутость силуэта, хочется сказать «музыкальность линии», мягкость формы, не только чудеса самой живописи приковывают внимание к «Венере» Джорджоне, но и неслыханная смелость концепции Джорджоне показал Венеру без мифологии, без символики, без средневекового страха перед наготою – просто прекрасной женщиной. Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр.

Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. Полотно осталось незаконченным в мастерской Джорджоне и после его смерти пейзаж в правой верхней части дописал Тициан. Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры).

Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Или появляются рыцари, представители минувших времен, не дикие завоеватели, рыскавшие по стране во имя военных приключений, а тихие мечтатели, ясно сознающие, что они – «последние рыцари», юноши с мягкими, женскими формами, юноши, жизнь которых посвящена культу любви и женщин. Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо). Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. К тому же Джорджоне не подписывал свои произведения и все это затрудняло изучение его творчества.

По Библии (книга Исход), Моисей происходил из колена Левия, был сыном Амрама и Иохаведы, братом Аарона и пророчицы Мариам. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Каждый день уносила она сотни жизней. В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды. Перед ним был истинный шедевр – обнаженная прекрасная женщина, погруженная в сон.

Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. В 1939 году началась Вторая мировая война. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна.

В 1939 году началась Вторая мировая война. Красоту и теплоту полуобнаженного тела женщины оттеняет меховая накидка – впоследствии этот прием использует Тициан («Женский портрет», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Венера перед зеркалом», Вашингтон, Национальная галерея). Поначалу их вывозили в дворянские поместья и замки Саксонии. К тихому журчанию струи, бегущей из прозрачного стеклянного сосуда, прислушивается, облокотившись о мраморный колодец, вторая женщина. 1510, Дрезден, Картинная галерея).

Современники, побывавшие на том пиру, рассказывали, как все восхищались творениями обоих художников, особенно хвалили «Юдифь» – в полной уверенности, что она написана Джорджоне, а когда выяснилось, что это работа Тициана, возникла некоторая неловкость. Классическая компоновка алтарной композиции на религиозную библейскую тематику. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году.

В 1504 году в Венеции, в районе моста Риальто, случился страшный пожар. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». Насколько его имя было в свое время знаменито в Венеции и за ее пределами, настолько впоследствии оно было забыто и оставалось известным лишь небольшому кругу специалистов, да и те имели расплывчатое представление о творчестве Джорджоне. Каждый день уносила она сотни жизней. Так или иначе, отношения между двумя художниками впоследствии были весьма прохладными, хотя каждый, несомненно, ценил талант другого.

О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой. Он достоен того, чтобы ему прислуживал сам король, поскольку у нас много слишком королей – и лишь один Тициан – как однажды из рук Тициана упала кисть, Финансовая награда за портрет составляла 1000 дукатов (в то время сказочно большая сумма). Смерть застигла Джорджоне в расцвете таланте. Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом.

Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. Галерея Академии. 15071508, Вена, Музей истории искусства).

В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера – хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос – представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. Нельзя игнорировать наличие на полотне Купидона со стрелами в руке и тот факт, что после трагической смерти Джорджоне в 1510 году над картиной работали Тициан и еще какой-то неизвестный мастер.

Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне. В настоящее время бесспорными портретами работы Джорджоне считаются только два. семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Воин и паж» (Флоренция, Уффици), «Автопортрет в образе Давида» (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв. Попала не в лучшем состоянии.

И, в феврале-марте 1516 года, на протяжении этого времени они регулярно получали салат, как свидетельствуют записи расчетных книг, соленое мясо, оливковое масло, каштаны, свечки, – сыр и и вино много другого, т. е. Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне Старухи (15061508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. Иисус Христос, согласно традиционному христианскому вероучению, Богочеловек, вмещающий в ипостасном единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (Послание апостола Павла к колоссянам 2, 19) и всю конкретность человеческой природы в одном лице Бог-Сын, Логос, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни (Послание к евреям 7, 3), – и человек имевший этническую принадлежность, возраст и телесные приметы, родившийся в мир и в конце умерщвленный (хотя рождению предшествует чудо девственного зачатия, а за смертью следует чудо Воскресения). Великий гравер, художник и рисовальщик в ем творчестве сумел оченьтонко пере дать дух эпохи с ее настроениями хилиазма (вера в тысячелетнее правление Иисуса Христа и праведников), предчувствием конца света, но вместе с тем и появлением нового гуманистического мышления. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве.

Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна. Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики – Тициан и Себастьяно дель Пьембо. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом.

Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. Да и в искусстве шли разными дорогами. Чем отличается «Сикстинская Мадонна» Рафаэля от многочисленных изображений Марии других известных художников. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне.

У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом Венеры. Вэтом произведении с большой гуманистической полнотой и почти античной ясностью раскрылся идеал единства физической и духовной красоты человека. Один из сыновей, Тициан грустит по рано умершим родным и друзьям. Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта. Друзьями они никогда не были.

В картине «Сельский концерт» на фоне спокойно торжественного пейзажа два юных музыканта в пышных одеждах и две обнаженные, роскошно красивые женщины, возможно куртизанки на пикнике. Последний, по-видимому, самый плодотворный период творчества Джорджоне (1507—1510) представлен сюжетными композициями и портретами. О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой. Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Над ее восстановлением работали лучшие советские искусствоведы и реставраторы.

В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». Оптимистическая вера в открывшееся людям прекрасное будущее побеждала суровые впечатления повседневного бытия, где своекорыстие и беспощадность венецианского купечества спорили с жестокостями войн и междоусобиц, сотрясавших тогда сложная духовная атмосфера времени отличилась и в абсолютной гармонии «Спящей Венеры», где благоговейно-бережное восхищение пеshyред красотой окрашено чуть грустной дымкой мечты о несбыточном счастье. Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). «Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские и немецкие мастера. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. Вершинами творчества Джорджоне являются картины «Спящая Венера» и «Сельский концерт».

Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко. Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля. Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа — алтарный образ Мадонна Кастельфранко (1504—1505, Кастельфранко, собор Сан Либерале). Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. Эта картина логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды.

Очевидно, «Мадонна» Джорджоне не была обычной алтарной картиной, а представляла собой своеобразный надгробный памятник: у подножия трона Марии изображен деревянный саркофаг с гербом заказчика на передней стенке. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы.

Интерпретации сюжета этой картины посвящена обширная литература. Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. Убив египтянина, Моисей скрывается в земле Мадиамской (он бежал на Синайский полуостров, где среди глухих ущельев и долин провел в пастушеской жизни сорок лет). Венера, которую окружает гармоничный ландшафт, мечтает о любви. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». Джорджоне отказывается от традиционной для итальянской живописи этого времени эмалевой сплавленности красочной поверхности колеблемые ветром листья и травы, блики на воде и поверхности моста, шероховатая поверхность стен старых домов, сам зигзаг молнии обозначены у него мелким открытым мазком, нанесенным тонкой кистью, создающим ощущение охватившего природу беспокойства. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве.

Больницы были переполнены. Джорджоне не столько строит форму с помощью рисунка, сколько «лепит» ее сразу цветом. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. В 1504 году в Венеции, в районе моста Риальто, случился страшный пожар.

Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). Ее прекрасное тело поражает необычайной красотой плавных линий. Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Венеция.

Была обнаружена и «Спящая Венера» – она лежала в старой, грязной вагонетке. Все в этом предгрозовом пейзаже неустойчиво, подвижно изменчиво.

Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию. Или изображаются три возраста человека. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера – хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос – представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела.

Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества. По какам атрибутам можно отличить Святую Екатерину от Святой Варвары. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» – единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Не случайно сегодня, на табличке, рядом с картиной «Спящая Венера» можно прочитать имена двух великих художников : Джорджоне и Тициан. Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне. Была обнаружена и «Спящая Венера» – она лежала в старой, грязной вагонетке.

Известно, что семья Джорджоне испытывала лишения. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». Композиция в целом носит несколько торжественно неподвижный характер. Джорджоне приехал в Венецию еще в юности и учился в мастерской Джованни Беллини.

Так близко подойти к жизни никто из художников Ренессанса еще не осмеливался». Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло.

За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Персонажи картины и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук философию. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Что означает звезда во лбу святого Доминика. Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени.

1505—1506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Финансовая награда за портрет составляла 1000 дукатов (в то время сказочно большая сумма). Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников.

Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике.

Друзьями они никогда не были. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры». Сведения о Джорджоне очень скудны.

Возможно, прототипом Венеры Урбинской послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано. После смерти Вазари распространилась легенда, что Джорджоне был связан с семьей Барбарелли вот таким образом позднее его часто называли этим именем (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко). После неожиданной смерти Джорджоне в 1510 году некоторые его картины остались незаконченными, в том числе и «Спящая Венера».

Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне. Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды. Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр. Работа была завершена к концу года (оплата 11 декабря 1508). Были попытки наделить персонажей именами (например, В собрании Габриэля Вендрамина Микиель видел самое загадочное произведение Джорджоне известное теперь под названием «Гроза» (Венеция, Академия).

Серии мифологических сцен были посланы испанскому королю известному религиозному фанатику. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию. Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. А вдали – невысокая гряда голубых гор, здания, деревья. И отвечал им взаимностью.

Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия. Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени венецианца Альдо Мануцио. Насколько его имя было в свое время знаменито в Венеции и за ее пределами, настолько впоследствии оно было забыто и оставалось известным лишь небольшому кругу специалистов, да и те имели расплывчатое представление о творчестве Джорджоне.

Современники, побывавшие на том пиру, рассказывали, как все восхищались творениями обоих художников, особенно хвалили «Юдифь» – в полной уверенности, что она написана Джорджоне, а когда выяснилось, что это работа Тициана, возникла некоторая неловкость. Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. В 1939 году началась Вторая мировая война. Его тело было привезено в Кастельфранко. Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция.

Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Воин и паж» «Автопортрет в образе Давида» (Флоренция, Уффици), (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв.

Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. Скрипачи, музыканты играющие на лютнях и певицы сидят рядом играют и поют. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Но юноша увидел, как надсмотрщик-египтянин избивает еврея. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты.

1507—1508, Вена, Музей истории искусства). Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты. Антонием и Рохом» (Мадрид, Прадо), «Мужской портрет» (Сан-Диего, Калифорния, Музей искусств). Убытки их были огромны, а потому Сеньория постановила выстроить здание заново. Уже при жизни о нем ходили легенды. Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина.

В XVIII в. от них оставалось лишь шесть фрагментов, которые зарисовал А. М. Дзанетти. 15051506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике.

Генрих Гейне говоshyрил, что нагота созданного художником образа Венеры была для католичества более сокрушиshyтельна, чем «95 тезисов» религиозного реформаshyтора Мартина Лютера. Италия. По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана Юдифь (ок. Спустя некоторое время Тициан поступает в мастерскую Джентиле Беллини (около 1429-1507 г. г. ), между прочим, но, словам по Дольче, сухая и архаическая его манера не отвечала художественному темпераменту начинающего художника и совсем скоро он сотрудничает с Джованни Беллини (около 1433-1516 годов), более современный стиль которого ему импонирует. Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко.

Купола и арки собора Святого Марка (4000 кв. «Спящая Венера» Джорджоне – едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. А росписи его было поручено сделать Джорджоне, к тому времени самому известному в Венеции мастеру. «Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские и немецкие мастера.