Суриков Посещение Царевной Женского Монастыря
После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год). Картина «Посещение царевной женского монастыря» была написана Суриковым в 1912 году. «посещение царевной женского монастыря» — последняя из выдающихся картина величайшего русского художника Сурикова. Картина Василия Сурикова Посещение царевной женского монастыря: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
«посещение царевной женского монастыря» — последняя из выдающихся картина величайшего русского художника Сурикова.
Посещение царевной женского монастыря, Суриков, 1912
Но юная царевна и не заслужила и не хочет переезжать сюда. Именно с них начинает свое непрерывное развитие ритм вертикали. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: Там фальшиво все. Она опустила вниз глаза, словно не питая никакого интереса к царевне и к происходящему. В «Посещении царевной женского монастыря» Суриковым взят не исключительный случай (как борьба боярыни Морозовой или царевны Софьи, когда русская женщина так или иначе восставала против господствующих представлений и порывала с установленными для нее правилами жизни), а то распространенное явление, когда женщина Древней Руси безропотно подчиняется господствующим правилам и понятиям, не давая себе отчета в том ужасе, который ее ожидает в монастыре-склепе. В этом, на мой взгляд и состоит психологическая истина картины Сурикова «Посещение царевной женского монастыря», картины – пророчества, картины – завещания.
Еще в 1884 году Суриков писал своему педагогу по Академии Павлу Петровичу Чистякову из Венеции, делясь своими впечатлениями о мозаиках в соборе Сан-Марко, в частности, мозаикой на сюжет об Адаме и Еве: «Я в старой живописи, да и в новейшей, никогда не встречал, чтобы с такой психологической истиной была передана эта легенда». То есть что такое исповедальность. Хорошо известно, что с впечатлениями от черной вороны со сломанным крылом на белом снегу связано рождение суриковского шедевра «Боярыня Морозова», а от поразившего художника низкого потолка в деревенском доме, который не позволял встать в полный рост сидящему там высокому человеку, возникла картина «Меньшиков в Березове». «А более всего, надеюсь, как Бог устроит, – признавался он в письмах домой. Сурова боярыня-нянька за спиной царевны.
Посещение царевной женского монастыря
Вместе с тем и будничности, обыденности в характере изложения здесь тоже нет. «посещение царевной женского монастыря» – последняя из выдающихся картина величайшего русского художника Сурикова.
Старшая сестра вспоминает, что характер младшей, Аси, отличался замкнутостью, задумчивостью, «она мечтала пи окончания гимназии уйти в монастырь». Это твоя обязанность. Тогда все качества, над которыми работают эти несчастные женщины годами, бледнеют перед завистью и некой долей издевки, что и красота и высокое положение царевны не спасет ее от той же блеклой жизни, которую ведут и они.
Его «Царевна» написана в самый канун Первой мировой войны, когда в воздухе уже запахло порохом, да и в самой стране уже вовсю завывали «вихри враждебные», раздуваемые духом русской революции. Эта работа стала последним значительным произведением Суриков. Как намек на тусклую и ничем не примечательную жизнь в монастыре, где одно развлечение – каждодневные молитвы, да редкий приезд гостей. Все кажется как во сне.
Ее появление более чем органично как дальнейшая, эмоционально нарастающая словом молитвы к «Благой Заступнице ненавидимых и гонимых, ради неприятелей низложения, во бранях крепкой помощнице». Известна фраза художника, касающаяся этого мира: «Там фальшиво все». Ведь она привыкла совсем к иной жизни.
Эта икона здесь не очередная в общем наборе икон. Связано оно с именем выдающегося русского художника Александра Андреевича Иванова и с его картиной «Явление Христа народу». Здесь отображено распространенное в Древней Руси явление, когда женщина покорно и безропотно подчинялась господствующим в обществе правилам, не отдавая себе отчета в том ужасе, который ее ожидает в монастыре-склепе. Картины Сурикова, прежде всего из истории допетровской Руси, – это такой метафорический образ идеи спасения и пути к нему. Это как раз и вселяет надежду.
Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. Такого ей не видать, когда она будет жить в монастыре. – Я теперь всегда полагаюсь на него и никогда не обманываюсь».
В сущности, в этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, критически относившегося монастырскому миру. Не владея этим языком, трудно распознать в картине Васнецова «Богатыри» за внешней завесой фольклора апокалипсический смысл выстроившихся в ряд коня белого, коня вороного, коня рыжего, особенно если учесть, что в христианстве конь есть символ движения и даже войны. Тема картины – трагическая судьба русских царевен. То, что она сейчас видит и пугает и напрягает девушку. Образ мамки – типичный образ старой Руси – очень убедителен.
Полины Ивановны Щербатовой. Название этих икон говорит само за себя. Весной Суриков бывал с ними в Страстном монастыре и, пока он со старшей сестрой пил чай в яблоневом саду, младшая «подолгу беседовала с настоятельницей, бывшей княгиней или графиней, которая соблазняла Асю поэзией" монастырской жизни». Вместе с тем ей присуще все обаяние юности. Целая толпа ее прислуги нянчится с ней исполняя любое пожелание.
Все лица, сопровождающие царевну, охарактеризованы художником точно и именно так, чтобы напомнить зрителю о светской жизни царевны во дворце, напомнить о ее быте, утехах, развлечениях. Главная роль в композиции отведена именно ей. Именно это качество и отличает лучшие произведения мастера. По своему чину это, вероятно, «боярышня-девица», сверстница царевны, которую держат в дворцовом тереме для игр и забав. Отсюда же столько вкраплений голубого в живописи фигуры царевны, выступающей в прозрачной неуловимой синеве, словно под покровом Пресвятой Богородицы. Художник не концентрируется на выявлении ее характера, психологии.
Так возникло и последнее крупное произведение этого художника. На ее совсем еще молодом красивом лице – особенная, страшная печать отрешенности, присущая обитательницам монастыря, «отрекшимся от помыслов земных».
Описание картины «Посещение царевной женского монастыря»
Какую огромную разницу белого и черного изображает на картине В. И. Суриков блестяще владел этим языком иносказаний и вне его не существует практически ни один шедевр мастера, но именно в «Царевне» и сам сюжет и та специфическая среда, в которой разворачивается действие, позволили раскрыть неоднозначный смысл иносказательного языка Церкви. После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год). Похоже на пожизненный срок, только преступник заслужил его. Тяжелым золотом сверкают оклады монастырских образов.
Но при этом лицо девушки не омрачено страданием, которое камнем ложится на душу. «Посещение царевной женского монастыря» – последняя историческая картина Сурикова. Суриков. Сто лет понадобилось для того, чтобы художники обрели это качество. После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год).
За мамкой – молодая девушка в светлом платке поверх повязки, с живым лицом и быстрым взглядом. Это последнее крупное произведение, завершающее творческий путь мастера. Я привожу эти слова здесь для того, чтобы показать, что изначально для Сурикова самое понятие «психологическая истина», родившееся в храме от созерцания иконописных мастеров XIII – XIV веков, заключало в себе в равной мере и эмоциональную характеристику и эстетический и религиозный смысл, то есть выражало духовную полноту художественного воплощения. Справа за царевной пожилая боярыня – мамка – в меховой шапке и пестром узорном платке. Весной Суриков бывал с ними в Страстном монастыре и, пока он со старшей сестрой пил чай в яблоневом саду, младшая «подолгу беседовала с настоятельницей, бывшей княгиней или графиней, которая соблазняла Асю поэзией монастырской жизни». Внимательно следит она за строгим соблюдением всех мелочей церемонии.
Ее светлый лик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством.
Заканчивается этот композиционный ряд так же богородичной иконописью. В нем ее идеалы, вся правда и истина жизни». Это равнодушие сразу же выделяет ее из толпы любопытствующих монахинь.
Посещение царевной женского монастыря Суриков Картина
Главная роль в композиции отведена царевне. И в картине царевну сопровождают лица ее дворового чина. Оставался один путь – в монастырь.
Так возникло автобиографическое произведение «Исцеление слепорожденного», которое сейчас находится в собрании Троице-Сергиевой лавры. Может быть их не очень много, но, тем не менее, они есть и есть один очень важный для меня момент. Марина Петрова: Да, безусловно.
На дальнем плане в арочной нише хорошо просматривается представшая во всей простоте и ясности настенная роспись «Богоматерь «Знаменье» в окружении архангелов Михаила и Гавриила». Эта мамка, повидавшая много на своем веку, с морщинистым лицом, в котором сквозит жизненный опыт, со сверлящим подозрительным взглядом, – какой контраст с детской наивностью царевны.
Живя и гостинице «Княжий двор», Суриков подружился с приехавшей из Сибири семьей Добринских, в которой были две дочери. Оставался один путь – в монастырь. Тема картины – трагическая судьба русских царевен. Отсюда эти белые одежды его героини.
Сочинение по картине Василия Сурикова «Посещение царицей женского монастыря»
Вместе с тем ей присуще все обаяние юной жизни. Княгиня прожила большую жизнь была замужем за добрым знакомым Сурикова Сергеем Александровичем Щербатовым, художником, коллекционером, членом Совета Третьяковской галереи с 1911 г. Сохранилось интересное воспоминание Галины Анатольевны Ченцовой, урожденной Добринской (1892–1977).
Так крепче будет». Рядом с ней, за старым подсвечником, – молодая монахиня в черном куколе. Недаром вертикальный ритм буквально пронизывает всю композицию, придавая ей определенный настрой, причем возникают эти ритмы не из каких-то сложных конструктивных построений, а напротив, художник, как всегда, следует за натурой. Она внимательно смотрит вправо – все ли идет так, как положено, по заведенному порядку. Не случайно после окончания Академии художеств Суриков приезжает в Москву.
Василий Иванович Суриков "Посещение царевной женского монастыря", 1912
В те же самые годы духовный писатель Нилус с тревогой и болью отмечал: «Что-то грозное, стихийное, как тяжелые свинцовые тучи, навалилось непомерной тяжестью над когда-то светлым горизонтом православной России». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Здесь художник вновь погружается в атмосферу своего любимого XVII века, который отнюдь не представлялся ему чем-то смягченным. Ее светлый облик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством.
Всего лишь через несколько лет молодую царевну и саму ждет постриг. А в довершение ко всему из-за очень сильного нервного потрясения отказали кисти рук. В следующем столетии мифология в чистом виде перестала играть ведущую роль и жизнь русского общества со второй половины XIX века характеризуется заострением духовно-нравственных проблем и там, где поиск их решения определялся православным мировоззрением использование церковных символов закономерно выходит на первый план, вот таким образом язык сказаний, которыми всегда владели исторические художники (впрочем иногда и фольклористы и даже пейзажисты), получил весьма широкое распространение.
И Суриков выстраивая композицию, соблюдает это правило, но мало интересуется дорогой фактурой дорожки, то есть сводит на «нет» ее материальную и декоративную ценность. Напротив, оно источает тихую, но светлую печаль, в которой и вера и надежда и любовь. Марина Петрова: Об этом можно поговорить на примере картины Сурикова «Посещение царевной женского монастыря», созданной в 1912 году. И исцеление приходит. Возможно, многие годы она знала, какая участь ей уготована и долго собиралась приехать, чтобы посмотреть на то место, которое будет ей и домом и тюрьмой. Это равнодушие сразу же выделяет ее из толпы любопытствующих монахинь.
Не раз и не два промелькнет в его письмах той поры фраза: «Читаю более все священные книги, нахожу большое утешение в них».
Предвкушает глава монастыря богатые поступления в казну заведения, приданого царевны. Суриков был одним из тех, для кого эти слова Достоевского были очень близки и понятны, хотя бы уже потому, что раскрывали природу того жизненного и душевно-духовного уклада, который и вмещал для художника само понятие «русская старина». Но все-таки сегодня есть какие-то проблески надежды. Но удивительное дело – среди всех присутствующих в монастыре молится она одна. «Женский лик, – приговаривал он, – я очень любил неиспорченный ничем, нетронутый». Из-за плеча царевны слева выглядывают монахини, на лицах которых написаны совсем земные чувства: любопытство и зависть.
Картина Посещение царевной женского монастыря Василия Сурикова
Обступили царевну монастырские насельницы. Черный цвет прозрачными тенями пролегает в его складках. Выходить замуж за равных по «крови» и «сану» иноверцев им запрещала церковь соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице. В период работы над «Посещением царевной женского монастыря» Суриков насмешливо отзывался о монахах игуменьях, говоря: «Фальшивые все».
Отсюда многочисленные шишкинские лесные глуши из бурелома и лесные кладбища, в центре которых засохшие, умирающие деревья, являющиеся в христианстве символом века падения и духовной смерти. Причем я здесь должна отметить один очень важный момент. Марина Петрова: Мы много десятилетий жили в стране воинствующего атеизма, когда слово «духовность» вообще ушло из лексикона, когда проповедовался исключительно материализм.