Св Георгий Донателло

Первая работа, которая принесла Донателло настоящую славу, — «Святой Георгий». Автор статуй «Святого Георгия»— Донателло— крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения. Рассмотрим скульптурную работу Донателло – Святого Георгия из церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции.

Создание "Святого Георгия" принесло Донателло мировую славу как величайшего из скульпторов своего времени. Изваяние "Святой Георгий" было создано великим итальянским скульптором Донателло между 1415 и 1416 годами. Святой Георгий был достаточно любимым героем для изображения у многих скульпторов и до Донателло.

Краткие биографические сведения о скульпторе Донателло

Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна. Он обладал характером сложным и независимым.

Это один из основных принципов античной пластики, крепко усвоенный Донателло, принцип, антагонистичный позднеготической скульптуре. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». И в этом проявился его характер. Флорентийские мастера начала XV века, по примеру обожаемых ими греков и римлян, предались штудиям живой модели в разных позах и поворотах. Донателло первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства, в соблюдении законов перспективы сближает раннеренессансную пластику с раннеренессансной живописью и окончательно отходит от готического «реализма деталей» во имя реализма осознанного и обобщающего.

  1. «Святой Георгий» Донателло – героизм Ренессанса и мученичество за Христа
  2. Брунеллески и Донателло – выдающиеся мастера эпохи раннего Возрождения
  3. Донателло – итальянский скульптор эпохи Возрождения
  4. Донателло великий итальянский скульптор
  5. Культурология / Первобытная культура / Скульптура / Скульптура-Георгий
  6. Скульптор Донателло: биография, работы, фото
  7. 600 лет «Святому Марку» Донателло
  8. 20 фотографий для новогоднего настроения

Особенно значительным стал вклад антиквара и бонапартиста Луи Каррана. Они как бы окаменели от горя.

В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Однако страдание обладает длительностью во времени. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте.

  1. Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  2. Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
  3. Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
  4. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  5. Зимние пейзажи выдающихся художников
  6. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета

Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Свою творческую карьеру Донато начал в качестве ювелира в Пистойе. Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками. С точки зрения идеи — патриотического подвига — «Св.

Донателло удается передать в ней ощущение легкости. Георгия» и «Св. Плоский рельеф изображающий голову св.

Георгия» красивы и выразительны. Однако это впечатление обманчиво. Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Они были восхищены тем, насколько статуя стала пропорциональной и гармоничной, после чего безоговорочно приняли работу.

  1. Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  2. 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  3. Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  4. 20 интересных высказываний о жизни от сетевых мудрецов

Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Существует несколько современных вариантов реконструкции алтаря Донателло, однако ни один из них не может считаться бесспорным.

Вверху изображены летающие ангелы. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Между ними видны играющие музыканты.

  • Народная мудрость африканского народа ашанти
  • Модный ориентир: красивые носки
  • Описание скульптуры Донателло «Святой Георгий»
  • Завоевания Александра Македонского
  • Поездка в Рим, второй флорентийский период

Но если уже в 1443 г., как мы отмечали, Донателло почувствовал себя одиноким во Флоренции, то еще с большей силой должен был он ощутить свое одиночество десять лет спустя. Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий».

Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Марк»).

  1. Филиал Лувра открывается в Абу-Даби
  2. Альбертина — самый посещаемый музей Вены
  3. ТОП 10 памятников всемирного наследия ЮНЕСКО в Испании
  4. Собор Святого Якова в Сантьяго-де-Компостела

они были приостановлены. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников.

«Святой Георгий» 
Донателло – героизм 
Ренессанса и мученичество

В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. Св. Ренессансные художники предпочитали изображать эту раскаявшуюся грешницу в блеске молодости и красоты. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов.

Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343. Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. Скульптура выполнена из серо-голубого песчаника в виде высокого рельефа.

Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие. Ему неведома донателловская мощь. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Главное действие происходит в центре композиции.

Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Антония и изображениями символов евангелистов. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу.

Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. И как всегда, он уверенно справился с ними. А что же лицо.

Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс. Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. Так подчеркнута глубина рельефа. Это – византийский прием, знакомый нам по иконописи. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис.

Георгия. Скульптура отличается живостью исполнения. В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари.

Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление. Их судьба иногда была драматической. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. После чего вновь пригласил принять работу старейшин цеха. У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость.

Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным.

Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. В конце XVI в. алтарь был разобран. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. Но это не простой мальчик. Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит.

В свое время на голове Георгия был шлем, в правой руке он держал меч либо копье, левой, опирающейся о щит с эмблемой Флоренции, прижимал к груди ножны. Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи.

Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло). Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Появились такие крупные мастера пластики, как Никколо Пиццоло, Бартоломео Беллано, а позднее Андрее Риччо. С такими он был непреклонен.

Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. Он восторженно отзывался о статуе «Св. Около 1345—1350 гг. Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением. Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос). Эмоциональность взгляда, свидетельствующая о духовном напряжении – отголосок готики.

Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. статуи пророков для кампанилы (колокольни) флорентийского собора. При всей живости и подвижности, фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница.

Джорджо Вазари сообщает, что в юности Донателло предпринял путешествие в Рим вместе со своим другом, великим архитектором Филиппо Брунеллески. Созданный скульптором героический образ юноши-патриота, готового встать на защиту Флорентийской республики, ярко индивидуален, почти портретен С точки зрения идеи – патриотического подвига – «Св. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). В отличие от «Св.

Обычно в собраниях хранятся разрозненные створки. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. В 1417 году ему поступает заказ от гильдии оружейников на создание статуи Св. Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato.

Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида».

В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло.

Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной. Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. Марка». Скульптурную группу «Благовещение» во флорентийской церкви Санта-Кроче Донателло создал для алтаря семьи Кавальканти.

Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. Донателло приближал рельеф к живописи. В данном случае у зрителя есть возможность увидеть обе части одного произведения.

Позолотой сверкают волосы Марии и ангела, узорчатые края их нарядных одежд. Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. Здесь начинается следующий этап его творчества.

У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Георгий у Донателло— гибкий, стройный юноша в легких латах. А это и составляет сущность донателловского образа. Спустя 90 лет Микеланджело создаст Давида: тело его полностью обнажено, правая рука опущена вдоль тела, в кисти вместо меча — камень, поворот головы вправо, дерзкий взгляд в сторону Голиафа (вместо змея), лицо полно чувства гордой мужественности.

В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. И его молодое лицо имеет классически правильные черты и он держит себя свободно и непринужденно. С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты).

Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой.

Удачно передано движение ангела. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок. Удивительна судьба этого города.

Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. Поскольку скульптура должна была стоять в нише на специальном возвышении, то художник несколько деформировал в сторону увеличения пропорции ее плеч и головы. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире.

Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства.

В 1912 году в России вышел труд Н. Горбова о творчестве скульптора. Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. То же направление видно в его статуе пророка Аввакума известной под названием Zuccone («головастый»), которая помещена на фасадной стороне колокольни Джотто во Флоренции.

На его лице веселая улыбка. В ней чувствуется рука самого Донателло. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу.

В творчестве мастера наступил новый период. Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. Почти десять лет Донателло работал в Падуе, старом университетском городе, одном из центров гуманистической культуры, родине глубоко почитаемого в Католической Церкви Святого Антония Падуанского. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами.

Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Не исключена возможность, что Донателло уделил столь большое внимание отделке драпировок по просьбе старшин цеха полотняников, в который входили и торговцы ветошью. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. А вот что пишет Эрнст Гомбрих: «Сравнив ее со скульптурами готических соборов, мы увидим, как решительно порвал Донателло связи с прошлым.

Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Но и этого ему мало. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Тело немного изогнуто. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. Донателло строит образ на игре света и тени. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло.

В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. Конца работ в интерьере не дождались ни Джованни ди Аверардо Медичи, ни Брунеллески, ни даже Козимо Медичи. Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него.

Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. На его щеках щетина, нижняя губа упрямо выпячена вперед, брови нахмурены, жилистая шея напряжена. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески.

Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. В статуе Георгия очень своеобразно сочетаются замкнутость мраморного блока, подобранная рельефность переднего аспекта и насыщенность движением. Здесь он вновь вплотную соприкоснулся с античными памятниками, общался с Брунеллески и Альберти, работал для папы Евгения IV. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св.

Именно такая женщина была способна на подвиг. Поездка в Рим вместе с Брунеллески чрезвычайно расширила художественные возможности Донателло, его творчество обогатилось новыми образами и приёмами, в которых сказалось влияние античности. Мария показана в сложном повороте. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой).

Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. Там, быть может, самые восхищенные строки посвящены «Святому Георгию Победоносцу»: «Маленькая голова на длинной шее — тип флорентийской красоты — немного повернута налево. Во-первых, возрастает значение линии. Марку» с Ор Сан Микеле. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи.

Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. Ну верь «в душе», никто же туда не залезет и не увидит. Марк, можно поверить и его писаниям». Совсем другое у Донателло. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно.

Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. Разумеется, с определенной целью и нельзя сомневаться, что этой целью было — придать всей фигуре выражение несокрушимой мощи, — Цель, достигнутая в совершенстве». Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада.

Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией.

Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление. Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии.

Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Порой говорят об упадке его мастерства, а также о возвращении к некоторым готическим приемам. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты.

Так ли это. Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата).

Донателло украсил фон изящным позолоченным узором. На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась).

В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо.

Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. На лице его застыла гримаса страдания.

Мария, златокудрая красавица с книгой в руке, покорно внимает его словам. Статуи Донателло гораздо интенсивнее по чувствам, чем произведения древнеримского искусства. Георгий у Донателло — гибкий, стройный юноша в легких латах. Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести.

Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. Св. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх. Тем самым усиливается иллюзия пространства.

Невозможно молчать о том, что для тебя важнее и дороже всего на свете. В его правой руке — тяжелый меч. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора).

Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Особенно это заметно в изображении св. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Но более всего обоих ваятелей роднит беспредельная вера в человека, восхищение его телесной и духовной красотой, а также новаторство, вечный поиск новых средств выразительности.

Они потребовали от художника исправить это нарушение. Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. Путти Донателло предельно общительны. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. Линии профиля определенны и чеканны. Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах.

Действительно, человек как личность выходит на первый план в искусстве нового времени (термин «Средневековье» появился именно тогда, как промежуточная эпоха между прекрасной античностью, которую стремились возродить и новым временем). В творчестве мастера наступил новый период. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал.

Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Эти качества проявились уже в ранних работах мастера — статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции.

Но нет, это немыслимо, когда любовь горит в тебе и ты не можешь ее скрывать. В рассматриваемой композиции св. Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора). Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо.

Это способствовало процветанию торговли. Она, несомненно, связана с ними тематически. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Фасад же церкви остался неоконченным.

нателло. Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. В отличие от «Св.

Наконец и направление движения жезла служит той же самой цели — объединить всадника с лошадью. Вначале бронзовые статуи Мадонны и святых находились под балдахином, поддерживающим колонны, которые были назначены на высокий постамент и украшены рельефами. Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «.

Красив мотив струящихся складок одежды. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Он участвовал в 1887 в организации выставок в связи с юбилеем Донателло и завещал Национальному музею Барджелло после своей смерти, последовавшей через год, коллекцию мелкой пластики, бронзовых изделий, медалей, оружия, предметов из слоновой кости, ювелирных украшений (всего более 3000 экспонатов). В библейский сюжет Донателло вносит трогательную жизненную непосредственность. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло.

Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве. Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. И наконец, 15 июня 1865 Виктор Эммануил II, король объединенной Италии, учредил Национальный музей Барджелло, предназначенный для хранения и демонстрации произведений искусства, в основном скульптуры.

Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла.

Можно себе только воображать теперь восхищение, пережитое когда-то флорентийцами. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Донателло изображает Христа в левой части рельефа. Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей.

Прекрасную копию «Георгия» можно видеть и в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Монумент поставлен параллельно фасаду собора Сант-Антонио, что позволяет видеть его либо на фоне голубого неба, либо в эффектном сопоставлении с мощными формами куполов. Так, очевидно, было и при отливке «Давида».

«Св. Уже на рубеже XIII и XIV вв. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Марка» с Ор Сан Микеле. Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре.

Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. После этого беседа о пластике раннего Возрождения продолжится, а обладатели загородных домов с дворцовым стилем в интерьере получат очередную возможность выбрать скульптуру для убранства дома (разумеется, заказав ее копию).

Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна. Эта скульптура отображает портрет современника, мужчины с большой лысой головой.

С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло стала статуя св. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места. На коленях стоит богоматерь. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека.

«Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. Донателло должен был чувствовать себя одиноким. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. Антоний, держащий его за ногу обеими руками. На его лицо можно смотреть бесконечно. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения.

Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло.

«Св. Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле. У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками.

Донателло (собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 г. во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. С точки зрения идеи— патриотического подвига— «Святой Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело. Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия.

Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква). Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы.

Вес распределен на правую опорную ногу, левая нога отставлена в сторону и слегка согнута. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе.

Такие победы одержали тогда и эти герои Возрождения — талаинтливые скульпторы.

достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. А Брунеллески он был обязан многим. Вглядываясь в архитектуру, без труда замечаешь, что своими массивными формами она ближе к тому, что культивировал в противовес Брунеллески Альберти.

Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари.

Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Через два года Лотарингских изгнали из Флоренции и работы продолжились сначала под эгидой временного правительства Тосканы, а затем Итальянского государства (стоит отметить, что Флоренция с 1865 по 1871 являлась его столицей). С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. К первому относится его статуя Марии Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийском баптистерии) изображающая изможденную иссушенную постом и покаянием старуху, едва прикрытую рубищем и длинными волосами. Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида».

При всей живости и подвижности фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа.

В своих персонажах Донателло особо подчеркивал их характерные черты, порой грубоватые и неприкрашенные, даже уродливые, однако живые и естественные («Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум»). После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. Столь же выразительно и лицо пророка.

Когда идет речь о Ренессансе, даже те, кто далек от искусства, наверняка вспомнят что-то о прославлении человека и телесной красоты, выходе из «темного Средневековья», возрождении античного искусства после его мнимого упадка, переходе от эстетики религиозной к светской. Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов.

История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. К наиболее классическому периоду творчества Донателло относится и знаменитая бронзовая отдельно стоящая статуя Давида, которая была сделана для палаццо Медичи и находящаяся в данное время в Барджелло. Фигура прорисована уверенно и свободно.

Фигуры трех из них вообще показаны намеками. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. Изящно ложатся складки одежды. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426).

Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи.

Марка (1412 год), св. В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ. Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи.

Георгий у Донателло – гибкий, стройный юноша в лёгких латах. Среди прочих артефактов, ее составляющих, обращают на себя внимание так называемые рельефные диптихи из слоновой кости (эта форма пришла в христианское искусство из языческой римской античности), которые датируются V — первой половиной VI века.

Лишь немногие сегодня имеют первоначальный облик. Статуя была поставлена около стены Палаццо Веккьо и как бы служила символом независимости Флоренции. Голову Давида украшает венок из листьев амаранта – античной эмблемы неувядаемой славы храбрых. Лаврентия изображающим Страсти Господни. Было высказано мнение, что работа над табернаклем затянулась на несколько лет и что обрамление было сделано позднее.

Ангелы, взявшись за руки, образуют хоровод, который движется на первом плане справа налево, а на втором плане — в противоположном направлении. Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг.

Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело». Высоко над холмом вознесены три креста. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой.

Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Данная работа Донателло уже принадлежит к эпохе Ренессанса, хотя в орнаментовке заметен готический стиль. Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент.

Этот папа совмещал в себе все противоречия века. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. По канонам Ренессанса, святой предстает в образе героя-воина (кем он, собственно и являлся), в его фигуре нет хрупкости и экспрессии готики, он твердо и уверенно стоит на земле. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции.

Линии в «Битве св. То же напряжение ощущается и в лице. Большие глаза, глубокий взгляд, приоткрывающий то, что сокрыто внутри – душу святого. Голов pа повернута слишком неестественно.

Петра и завершения ряда других заказов. Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Ее часто называют кампанилой Джотто, хотя на самом деле великий художник принял участие только в строительстве нижнего яруса. Но не стоит забывать, что главной работой скульптора в Падуе выступает высокий скульптурный алтарь для церкви Сан Антонио, датируемый 1446-1450 годами.

Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год).

Образом послужил памятник Марку Аврелию. Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи. Последние произведения Донателло — произведения, безусловно, трагические, может быть, даже свидетельствующие о кризисе великого художника. Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело.

Глупо и безрассудно. В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских флорентийского собора. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно. Мастер возвращается во Флоренцию из Рима, где и совершает работу над некоторыми художественными проектами, в которых главенствовали классические тенденции.

А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе.

В 1403—07 гг. Антония Падуанского, а также четыре рельефа изображающих сцены из его жизни, которые считаются вершиной творчества этого мастера в живописном рельефе. Его крылья, кажется, еще полны движения.

Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. На плечи наброшен короткий плащ, завязанный узлом. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло.

Правая рука святого опущена вдоль тела, в кисти руки, очевидно, был металлический меч, сегодня утраченный в левой руке он держит щит с крестом — символом флорентийского народа. Уравнивая пластику с архитектурой, Донателло первый по примеру древних создает статуи, свободно стоящие, со всех сторон обозримые, сами по себе полноценные, что, однако, не исключало их гармоничного сочетания с архитектурой. Это один из первых ренессансных конных монументов.

В конце XVI в. алтарь был разобран. Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии).

Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение.

пока скрытой. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор. Это вообще типичная черта искусства раннего Возрождения.

Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Для исполнения этой двухметровой статуи Донателло располагал куском мрамора толщиной всего в полметра. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева.

Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Вот он, человек нового времени – блистающий античной греческой красотой исполненный внутренней силы и отваги. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло.

Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства. Лицо его отличается особой экспрессией. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии.

Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Статуи для ниши с западной стороны кампанилы были созданы Андреа Пизано, по-видимому, в начале 1340-х гг.

Высоко над землей, в третьем ярусе было запланировано поместить шестнадцать статуй пророков высотой около 2 м — по четыре с каждой стороны. Один за другим сходили со сцены старые мастера — одни умирали, другие уезжали из Флоренции, третьи отстранялись от работ. Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе.

Георгия» и «Св. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло. Здесь представлены родные и друзья Христа. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры.

Слегка изогнулся торс Марка. Брунеллески всячески подчеркивал плоскости стен, выделяя членения главным образом при помощи цвета. Особенно известен Святой Георгий (1416 г. ) – юноша-воин со щитом в руке.

Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. Донателло по справедливости считается одним из ярких представителей Возрождения, которое характеризуется удивительным расцветом изобразительного искусства. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды.

Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. Но спорить с Донателло было не так-то просто. Донателло отправляется в 1443 году в Падую. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. Лицо юноши, полное свежести и благородства.

Младенец кажется маленьким и беспомощным. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м.

Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Пять фигур находятся в музее собора. Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Антония в Падуе.

Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. Другие, столь же способные в военных действиях, оказывались неудачливыми дипломатами и кончали свою жизнь в безвестности и нищете, а иногда погоня за Фортуной приводила их к смерти. Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников».

Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. Невыносимо, когда друзья и братья по вере в опасности. Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. Это один из первых ренессансных конных монументов. Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. Брезгливой гримасой тронут его рот.

фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг.

В остальном же статуя еще во многом связана с традициями треченто – готический изгиб фигуры изящные конечности, лишенное характера тонкое миловидное лицо, несколько напоминающее тип античного Вакха. Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. Это вообще типичная черта искусства раннего Возрождения.

В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. В рельефе сиенской купели Донателло добивается большей драматической концентрации, в рельефе из Лилля – гораздо большего разнообразия архитектурного фона. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. Статуя полна жизни и изящества. Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески.

С Римом он расстался в мае 1433 года и, вернувшись во Флоренцию, создал одну из самых прославленных своих вещей, в которой римские впечатления переплавились в нечто столь оригинальное, что трудно проследить его истоки. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей.

В 1857 по велению великого герцога Леопольда II началась реставрация дворца. Донателло достиг этого эффекта не одним лицом поразительна и вся поза Георгия.