Сватовство Майора Описание
Описание картины Сватовство майора было разъяснено самим художником, даже выпущено в стихотворной форме.
Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Ах, уж эта кулебяка.
А седобородый батюшка-купец. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как «средство поэтического претворения реальности».
Образ приживалки – старухи в повойнике – введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить.
Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. На полу – кошка, «намывающая» гостей. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Ведь он жених. / По-старинному – в сизом платочке.
Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей». Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии. У него горделивая осанка, напыщенныйвид. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство.
» Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния» – в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости – перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36.
Со вчерашнего дня Ее нет для меня. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. Ей, ей, за весь успех мой обязан. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений.
Картина Сватовство майора: описание картины
В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. В ней борются противоречивые чувства. В частности, Федотов много работал над образом купца, долго и тщательно подыскивая, как изобразить суетливый жест его рук в попытке справиться с непривычным сюртуком. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. Что можно сказать про этого персонажа. На комоде стоят хрустальные жирандоли, а на стуле— поднос с бутылкой шампанского и бокалами.
По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. В 1925 году, после расформирования Румянцевского музея, полотно поступило в Государственную Третьяковскую галерею.
Описание картины Сватовство майора
Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова. / Никогда с ними я не бывала». Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу.
Для наиболее полного раскрытия сути своих персонажей художник придумывает такую ситуацию, при которой каждый герой находится в особых условиях, отдалённых от повседневного существования. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. вы можете запросить все в системе с коробкой.
Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. Жених уже стоит в дверях при полном параде.
Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Всего на картине изображено восемь персонажей.
В центральной группе – купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».
Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848
Слева от майора изображена пришедшая вместе с ним сваха, которая уже успела войти в комнату. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Ж-4521).
Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Такие браки по расчёту, а также связанное с ними сватовство, неоднократно описывались в русской литературе 1830-х и 1840-х годов. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять – неучтиво».
История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект – например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха».
На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Купец — дородный мужчина с окладистой бородой — находится в тени в углу комнаты. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. / Никогда с ними я не бывала». Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором».
Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья.
Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия) – молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное. Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена.
Описание картины «Сватовство майора»
Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором.
Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь». Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». В 1850 – 1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название – «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76 см ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года», датировка «1850 – 1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года). Очень важную роль играет распределение света, которое используется для выделения фигур главных героев – купеческой дочери и майора. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств и за него Академия художеств присвоила Федотову звание академика. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора», которая была окончена в том же году. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.
Георгиевская лента и Сватовство майора
Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора». На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Потолок, с которого свисает огромная люстра, разрисован цветочными гирляндами, нимфами и амурами. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37.
На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского – Серафима, либо Московского – Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. На картине изображён интерьер богатого купеческого дома. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность».
В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Художником показаны многие характерные черты купеческого быта. Сердце мое Катенька связала цепью сладкой. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность».
Описание картины Федотова «Сватовство майора»
В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна – «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза». У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей.
В 1819 году, через четыре года после рождения сына Павла, он получил дворянство по "заслуженным воинским чинам": как старый суворовский солдат, получивший чин поручика при отставке. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка.
Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать. чужой. Образ купца долго не давался художнику, который упорно искал подходящий типаж во время своих прогулок по Апраксину и Гостиному дворам.
Отдали её за другого. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Это излюбленный приём Павла Федотова. Купец – дородный мужчина с окладистой бородой – находится в тени в углу комнаты. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка.
У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты». Кроме одного. Сохранились также наброски второстепенных персонажей – кухарки, сидельца и приживалки. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она – единственная из всех героев картины – понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака.
Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность». По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом».
/ По-старинному — в сизом платочке. Старик был очень строг по службе и часто, когда он возвращался домой из должности, за ним шел сторож с одной, а иногда с двумя парами сапог в руках. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех».
Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. / Нет, в светлицу уйду. ». В комнате переполох — последние приготовления к встрече. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет.
Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно. 5. Наиболее колоритна фигура матери — «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице».
Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17.
На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова – «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Автор растолковывал намерение невестыскрыться перед приходом суженого ее наигранной скромностью, так как по еевнешнему виду видно, что она долго готовилась к этой встрече и желает бытьувиденной и осыпанной комплиментами. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки». / По-старинному— в сизом платочке.
/ А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой – / Всё насквозь, на виду. Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. » Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей».
Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор.
«Сватовство майора» картина Павла Федотова
Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. В центре полотна находятся главные персонажи картины – купчиха и купеческая дочь.
Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться. чужой. получали то, что хотели, становились счастливыми. Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца. А там, если помните, никакого туалета.
Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. Служанки шушукаются. / Ой, стыд какой.
Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера». А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. В 1846 году Федотов написал свою первую картину — «Свежий кавалер», а в 1847 году — ещё одно полотно, «Разборчивая невеста». В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Нужно было для картины отыскать оригинал купца, застегивающего кафтан, его жены, разные аксессуарные вещи. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31.
Помогите описать картину Сватовство майора
По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово. И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Судя по тому, что Федотов поместил руку купчихи, ухватившую свою дочь за подол, почти в самом центре полотна, он придавал этой детали очень важное значение. 58, 375, 4.
Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Подобных вопросов возникает множество. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника – «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847).
Он пока не видит того, что происходит в комнате, где разворачивается основное действие и ожидает приглашения войти38. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром.
Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»
В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Её образ является связующим звеном между майором, в сторону которого направлено движение её руки и купцом, к которому обращён её взгляд. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930.
И зачем. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова».
Федотов целый год искал его, бегал, приглядывался к знакомым лицам, пока однажды на улице не встретил то, что нужно. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Вопрос спорный.
В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности». Не напрасно с таким упорством перетаскивал из мира реального в свой вымышленный мир все, что любил и обожал. осталась незавершенной.
Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки». Кроме одного.
В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова — «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная.
А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора» (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село.
/ А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Откуда лента здесь взялась.
Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино».
В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома – она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря». Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату.
По сравнению с первой версией картины, в варианте-повторении Федотов более строг в отборе деталей. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором». Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга – «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы».
О знаменитой картине Сватовство майора
Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора». Ведь на столе наготовлены разные угощения. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Купец явно подготовился к встрече будущегозятя. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать».
/ Ой, стыд какой. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами.
«Сватовство майора» Федотов описание картины
Все присутствующие ждали этого события. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица – до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент – жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета.
Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи – по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника». По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Не напрасно художник так носился со своей картиной, будто это была его лебединая песня. Фигура купца, которая в первом варианте была расположена на фоне круглой печки, во второй версии находится на более светлом фоне прямоугольной печки и воспринимается чуть более приближенной к переднему плану.
Картина «Сватовство майора»: описание картины
Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". Выше: что вы искали.
Наиболее колоритна фигура матери – «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». В ней борются противоречивые чувства. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41.
Сватовство майора и шутовство художника
Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома — она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря». Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга — «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы». Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера». В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Грустная история.
В 1846 году Федотов написал свою первую картину – «Свежий кавалер», а в 1847 году – ещё одно полотно, «Разборчивая невеста». Не напрасно с таким упорством перетаскивал из мира реального в свой вымышленный мир все, что любил и обожал. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Отец девушки охотно согласится на этот брак, ведь офицер дворянин, а значит, его дочь ждет благополучное будущее. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора.
Все не столь однозначно с Купцом. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, Невестин отец, Не сладит с сюртуком, Он знакомей больше с армяком Как он бьётся, пыхтит, Застегнуться спешит Нараспашку принять — неучтиво». Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Подобные браки случались тогда повсеместно.
Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)
Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Рядом с купцом стоит сваха. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Слева от майора изображена пришедшая вместе с ним сваха, которая уже успела войти в комнату.
Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов.
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
- Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
- Самое интересное в виде мозаики
- Коллекция Государственного Русского музея
- Вариант-повторение из Русского музея
- Рядом расположены достопримечательности
С однойстороны, она выступает как вещь в данной сделке, с другой, сложившаяся ситуацияоткрывает ей большие перспективы в жизни. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3.
Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры» – платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат. Вариант-повторение картины, написанный около 1851 года, находился в Царскосельском Александровском дворце, откуда в 1897 году он был передан в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей). В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). В описании его коллекции изданном в 1853 году, полотно фигурировало под названием «Приезд жениха».
- Журнальные утки во французском меню
- Деда на Енисей везли в скотском вагоне
- Прощальная сказка для царской семьи
- Последний шеф лейб-гвардии Семеновского полка
Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». На ее лице читаются властность ирасчетливость. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. Единственной безучастной и равнодушной ко всему происходящему оказывается кошка на переднем плане. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей.
Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». / Нет, в светлицу уйду. »46. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка. Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве».
По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35.
По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи». После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название — «Приезд жениха (Сватовство майора)». – стыд какой. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать».
А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери.
Такие браки по расчёту, а также связанное с ними сватовство, неоднократно описывались в русской литературе 1830-х и 1840-х годов. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. И зачем.
Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника». Про нее писали вгазетах. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Ж-4521)8910. Ах, уж эта кулебяка.
За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени».
Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.
— стыд какой. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова), который согласился позировать в женском платье. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название – «Приезд жениха (Сватовство майора)». Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.
Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Более светлое, чем у её матери, платье невесты помогает выделить её из центральной группы в качестве наиболее важного персонажа. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.
Ах, уж эта кулебяка. Как пишет Л. Байрамова, здесь все любовь и все приятие с миром. В центре полотна находятся главные персонажи картины — купчиха и купеческая дочь. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Постепенно сюжет сложился. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку.
Хотя сюжет и расположение персонажей в целом сохранены, вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи. Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Для окончания работы над картиной по ходатайству Карла Брюллова Федотов получил от Императорской Академии художеств 700рублей ассигнациями1415, которые, в частности, можно было использовать на натурщиков, костюмы и прочие материалы16.
А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить.
» Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка – он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения». Нелепость ситуации подчёркивается тем, что наряд купеческой дочери предназначен для бала или другого вечернего мероприятия, а не для знакомства с женихом, происходящего днём в кругу семьи кроме этого, ей непривычно безмерное количество золотых украшений – кольца, колье, серьги, браслеты. Подобные браки случались тогда повсеместно. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках».
Видимо, в псалтырь.