Танец И Музыка Матисс

танецученого скачать 3 бесплатно

В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Сергею Щукину понадобилось много смелости, чтобы привезти и повесить в своем доме «каннибалистические» ню. Дело в том, что набравшее силу к этому моменту движение, выросшее из «Мира искусства», – художники и критики, сплотившиеся вокруг петербургского журнала «Аполлон», которых мы можем назвать русскими модернистами в противовес русским авангардистам, которые тоже в этот момент выходят на авансцену, – стремились перестроить русскую национальную живописную традицию, объединяя новаторство и историю.

Отец его был хлеботорговцем и мечтал, чтобы сын стал юристом. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Особенно сильное впечатление нахудожника произвела фарандола. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.

Наше знакомство с Матиссом началось в 1904 году, когда журнал «Мир искусства» благодаря Игорю Грабарю опубликовал репродукцию его ранней картины «Десерт» 1897 года. Я был очень рад Вашему ответу: примите окончательный заказ на панно Танец" за 15000 фр. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. На самом деле на выставке Издебского было два полотна Матисса, одно из которых – портрет сына известный под названием «Молодой моряк», – сейчас находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Композиция II" представляла изображение купающихся девушек.

В срочной телеграмме, отправленной Матиссу, он сообщил, что окончательно согласен приобрести работы, а затем подтвердил свои намерения письмом «Сударь, — писал коллекционер, — в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Матисс говорил: «Я очень люблю танец. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.

Нефф указывает на картон Гойи для шпалеры «Жмурки» (1791). И Матисс предлагал радикальное, революционное решение, основанное на тотальном опрощении. В качестве одного из возможных источников, с которыми Матисс мог быть знаком, Дж. Её можно найти у Кранаха в картине «Золотой век» и у других мастеров XVI столетия. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. Это панно «Музыка» и «Танец», которые для самого Матисса были, очевидно, художественной декларацией.

  1. История одного шедевра: «Танец» Матисса
  2. «Танец»: почему картина Анри Матисса доводила публику до белого каления
  3. Анри Матисс Танец обзоры картин
  4. История одного «дикого» шедевра
  5. Описание картины Анри Матисса «Музыка»
  6. Расшифровка Как Матисс поссорил русских

Вторая раскручивалась имманентно от изображений танцующих нимф в деревянном рельефе или росписи на вазе (1907), а также в мотиве хоровода в картине «Радость жизни» (1906, Фонд Барнса, Филадельфия). В своем собрании Щукин видел и просветительскую роль. Я смотрел, как танцуют. Таким стилем могло быть барокко, таким стилем могла быть готика.

Почти 4-метровое полотно изображали танцующих в хороводе девушек. Тема панно «Музыка» была близка и Щукину, при обсуждении заказа писавшему, что у него дома часто исполняют классические произведения, а в зимнее время регулярно даются концерты2. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм. Фон в «Музыке», предельно упрощённый художником играет второстепенную роль7. Русский уже сейчас заплатил за картину «Игра в шары».

  • Картина Танец, Анри Матисс, 1910
  • Описание картины «Музыка» Анри Матисса
  • Сравним Матисса с самим Матиссом
  • Самое интересное в виде мозаики
  • КАК СДЕЛАТЬ ВЕРТОЛЕТ ИЗ СТАКАНЧИКА
  • Федор Емельяненко прервал молчание после поражения / Кто отомстит Райану Бейдеру

На рубеже 1900 – 10-х годов символом новой живописи стало имя Анри Матисса. Эта статья была использована символистами для того, чтобы поддержать свое представление о жизнестроительном искусстве, где современный язык должен формулировать традиционные ценности, ценности искусства одухотворенного искусства глубинной интеллектуальной традиции искусства, говорящего о трансцендентном. Эта картина датируется разными исследователями от 1903 до 1905 годом, но она, во всяком случае, предшествовала «Радости жизни».

Но это еще и была борьба, безусловно, за лидерство в русском авангарде. Несмотря на то, что мастер упростил их изображение почти что до схематизации, все равно он смог передать экспрессию через цвета (хоть их было все три). полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего. Я полностью Вам доверяю и уверен, что Музыка" будет столь же успешна, как и Танец"». То, что работа над щукинским «Танцем» шла стремительно и сразу на холсте, находит косвенное подтверждение в том, что сохранился лишь один подготовительный этюд к нему (ранее- собр.

  • Челлендж на глупость среди чиновников продолжается
  • Американцы Слушают Русскую Музыку 73, БАСТА, -, КРИД,, ТИМАТИ, 039, Рем Дигга
  • АФСУС ФАРОНАДАГИ 3ТА ЭГИЗАКЛАРНИ КРИБ ОДАМ ЙИЛАЙДИ
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Почему русские боялись импрессионизма
  • Как русское искусство перестало быть провинциальным

Лучше всего, мне кажется, о их разумении проблемы говорит манифест «Бубнового валета». Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Он явно сделан по первой версии «Танца» и вслед за ней. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж.

Можно говорить об испанской музыке, о контрасте между мускулатурой и скрипкой или, наоборот, о рифме человеческого тела и скрипки. Конечно, это апелляция к плебейской народной культуре. Даже пол у него вдруг делался покатым, а цвета давали физическое ощущение струившегося знойного воздуха (Вход в Козба) или прохладной прозрачной воды в аквариуме (Красные рыбы). Другие же, как говорит куратор выставки Анн Балдассари, «приходили посмеяться над Щукиным». В Москве открывается выставка под эпатажным названием «Бубновый валет».

  1. Как вРоссию пришли постимпрессионизм ифовизм
  2. Как Щукин иМорозов собирали французскую живопись
  3. Как Пикассо стал вРоссии богом идьяволом
  4. Эрмитаж вывез «Танец» Матисса на выставку в Париж
  5. Персональные коллекции с этим произведением
  6. Картина Анри Матисса ТАНЕЦ и ее интерпретации
  7. Также у нас прослушали и скачали следующие песни на телефон

Результатом этого проекта, этого заказа являются два огромных полотна – «Музыка» и «Танец», которые сейчас хранятся в Эрмитаже в Петербурге, но изначально они были написаны для особняка Сергея Ивановича Щукина в Москве. Кроме «Танца», художник написал картину в том же стиле «Музыка». Однако Щукину подобный сюжет не подходил. У Матисса они уже готовы. Станислав Жуковский, художник, специализировавшийся на почти импрессионистических пейзажах и интерьерах дворянских гнезд, считал, что «мечтательному и спокойному славянину непонятен и не сродни красочник Матисс».

История одного шедевра: 
«Танец» Матисса

Михаил Ларионов был одним из этих двух медведей. Ж. Помпиду). Такой вот теоретический текст – это не его жанр.

В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Матисс дал новое видение мира. Щукинский особняк имеет лишь два этажа и московский коллекционер, заказав «Танец», о котором уже имел представление, оказался перед проблемой выбора второго панно. Как бы то ни было, такого стиля у нас не было.

Танец-хоровод оказался довольно избитым мотивом у непосредственных предшественников Матисса – символистов (среди них в первую очередь стоит назвать Анри Мартена с его картиной «Serenite», перешедшей в Люксембургский музей и показывавшейся на Всемирной выставке 1900 в Париже, а также других живописцев Салона Розы и Креста), художников стиля модерн и все тех, кто стоял между ними. Он просил у художника прощения за свою слабость и трусость, но «причинные» места нужно было все-таки зарисовать. После наступления Октябрьской революции и прихода к власти большевиков Сергей Щукин в спешке покидает Россию, но картины пришлось оставить. Тогда же имя художника стало появляться в русской прессе. Станковая живопись олицетворяла отчуждение современного человека. Незадолго до отправки в Россию оба панно были выставлены на парижском «Осеннем салоне» 1910 года, вызвав грандиозный скандал эпатирующей обнажённостью персонажей и неожиданностью трактовки образов3. Вместе с тем Матисс познакомился с московской художественной жизнью и московскими музеями.

Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.

В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Уже сокращая общее количество фигур в хороводе с 6 (столько их было в «Радости жизни») до 5, Матисс придавал сцене символическое звучание, закономерно повторив потом такое же количество фигур в «Музыке» (о которой речь пойдет позднее). Через год четыре картины и несколько рисунков были показаны на следующей выставке «Золотого руна», а в 1910 году два полотна представляли Матисса на так называемом Салоне Издебского – уникальной выставке, организованной одесским скульптором Владимиром Издебским и путешествовавшей по городам Российской империи. Здесь хранятся самые значительные произведения мастера, в том числе и самая знаменитая его работа под названием «Танец».

Были устранены отдельные детали: цветы, растущие на склоне холма, собака в ногах скрипача. Понятно, что подобного рода вещи – проблема для любой традиции. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Ещё одним полотном, которое являет собой переломный момент в творчестве Матисса, является «Музыка».

Работа над панно, его переработка, как это видно по фотографиям двух первых состояний «Музыки», велась таким образом, чтобы исключить всякое движение и совершенно изолировать друг от друга фигуры. Тем важнее эта статья, тем важнее ее стремительное появление на русском языке. Весь ансамбль (по задумке художника он состоял из трех работ) и каждое панно в отдельности должны были бы развивать мотив «Радости жизни». И для серьезного наблюдателя это, конечно, была большая проблема, так как Матисс показывал, насколько он произвольно обращается с реальностью, с формой и цветом, с другой стороны принося в жертву детали и правдоподобие, он создает исключительно властный образ, который просто лишает художника, увидевшего подобное произведение, возможности работать по-старому. В особенности смотрел на фарандолу. Символисты приучили зрителей к абсолютно другим иносказаниям.

В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Яблоко из шара превратилось в круг. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.

Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Сам же хоровод олицетворяет экспрессию безумного XX века. Матисс отнял у живописи глубину и начал изменять натуру, делать ее созвучной своим мыслям. Это тенденция к экспрессивному упрощению художественных средств, к форсированию элементарной живописной выразительности, к тому, чтобы убрать литературное содержание, усилить эмоциональное и дать художнику максимальную свободу претворения впечатления от действительности, а таким образом – свободу выражения. Он опубликовал в 1909 году в шестом номере статью Александра Мерсеро, хорошо знавшего французский художественный мир критика, в сопровождении репродукций 16 картин, в том числе восьми из русских коллекций и трех рисунков, а также перевод только что вышедшей во Франции статьи Анри Матисса «Заметки художника». Наивно было бы объяснить «Танец», как это иногда делалось, впечатлениями художника от фарандолы в Мулен де ла Галлет или от сарданы в Коллиуре: Матиссу такие танцы нравились и они могли создавать нужный для работы тонус, но, вероятно, тем их значение и ограничивалось. Контакт не совсем достигнут и зрителю остается только самому мысленно закрыть разрыв.

Матисс очень любил «Танец» и мы довольно много знаем о возможной идеологии этого произведения, но нам сейчас важна не семантика, а чисто формальный язык, элементарно простой, предельно радикальный, сводящий все разнообразие живописи и ее средств к первобытным началам и одновременно исключительно культурный. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Что это было. Дело в том, что именно благодаря Сергею Ивановичу Щукину и Ивану Абрамовичу Морозову Россия обладает сейчас абсолютно уникальной коллекцией раннего Матисса.

Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. И Матисс тут оказывается, с одной стороны, стимулом, а с другой стороны, вечным укором русским художникам, так как за Матиссом, как это очень быстро поняла русская критика, за его желанием опроститься стоит изощренная французская культура чувствования и восприятия. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Как бы то ни было, «Золотое руно» сделало поразительную вещь. Как потом писал Альфред Барр-младший, один из первых фундаментальных исследователей Матисса, первый директор Нью-Йоркского музея современного искусства, до начала 1920-х годов этот номер «Золотого руна» оставался самой полной публикацией о Матиссе на всех языках мира.

В этом рисунке художник наметил ключ перемен по сравнению с первым вариантом. Ярко-красные фигуры, написанные в примитивном стиле (фовизм) выражают собой нечто чистое изначальное, без примесей лишних деталей и отвлекающих моментов. Картина была заказана в 1909 за 15000 франков. В 1907 году Матисс выполнил деревянный рельеф «Танец» (музей Матисса, Ницца) с тремя экстатически пляшущими нимфами. В свою очередь в «Радости жизни» отразилась, по-видимому, впечатления Матисса от большой картины А. Дерена «Композиция (Золотой век)» с танцующими обнаженными женщинами в центре.

И здесь и там действие совершается на холме. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Осоздании «Танца» художник рассказывал следующее— когда Щукин заказал ему панно, Матисс отправился наодно изтанцевальных представлений. Жана Матисса). Доминика и Девы Марии.

В октябре 1911 года Матисс прибыл в Москву и этот визит стал событием для художественного сообщества. Серов, видевший «Танец» и «Музыку», говорил, что Матисс – это просто яркий фонарь. Слева – пианино, раскрытое, с испанской мелодией на подставке для нот сзади – два овальных натюрморта с вазами, в которых торчат какие-то очень базарные букеты, а над пианино – полка с тяжелыми томами. Речьидетодвухак-варельных эскизах Композиция I" и Композиция II" (ГМИИ). От эскиза 1907 года в «Музыке» осталась лишь одна фигура – это фигура скрипача в левой части полотна, но здесь еще присутствовало движение, хотя и уже была статичная фигура слушающего.

Описание: В искусстве Анри Матисса мотив танца развивался и трансформировался как бы по двойной спирали. Этот манифест несловесный. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Таким образом, Матисс сумел усилить выразительность палитры за счёт яркости всего лишь трёх цветов— «небесной лазури, розовой свежести тел и зелени холма»6. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Матисс, как он сам писал, окрасил свои картины до насыщенности, так, что.

Они исходили из того, что русская живопись лишена того, что было в великом искусстве прошлого Европы, а именно – целостного стиля. И вот эту задачу, похоже, щукинские полотна таки решили. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. То, что мы видим сейчас в Эрмитаже, в Главном штабе, – это очень хорошая экспозиция Матисса.

Третье полотно под название «Купание или Медитация» осталось незаконченным. Перед тем, как отправить два полотна в Москву их выставили на всеобщее обозрение в Осеннем салоне в Гранд-Пале. Вернувшись домой, оннапевал себе под нос услышанную мелодию иписал «Танец». Матисс получил от него крупные заказы. У создания картины «Танец» своя необычная история. Так появились парные панно «Танец» и «Музыка».

И вот этот вот парадокс утонченного дикаря – это один из центральных парадоксов образа Матисса в русской критике. Панно Музыка" должно указывать в какой-то мере на характер дома. Щукин разместил эти полотна на лестнице своего особняка. Путь к русскому читателю Матиссу проложил символистский журнал «Золотое руно». Его искусство было представлено в Москве особенно полно и разносторонне. На этом пути есть несколько мин, в частности вангоговская опасность.

Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Простые небрежные линии, всего лишь три доминирующих цвета и (верх неприличия. ) неприкрытые гениталии. Вместе с картинами Матисса в Россию пришла его репутация – репутация лидера молодого поколения, к которому очень быстро прилипла кличка «фовисты», то есть «дикие звери». Полная женщина в правой верхней части композиции исчезла, уступив место юноше-певцу. В начале 1909 года Щукин заказал Матиссу панно для лестницы своего особняка.

Вместо него он хотел панно, символизирующее власть музыки. Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года на севере Франции, в Като-Камбрези, а детские годы провел в Боэн-ан-Вермандуа.

Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Композицию «Танца» художник позаимствовал у своей ранней работы «Радость жизни» (1905-1906, Фонд Барнса, Мерион, США), на дальнем плане которой можно обнаружить группу танцующих. От произведений членов группы французских живописцев «Наби», чьи изысканные декорации украшали квартиры французских буржуа или особняки французской аристократии, его отличает предельная, первобытная простота, но на самом деле он успешно решает ту же самую задачу.

Это не свойственно Матиссу. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Всере-дине марта он написал Матиссу о получении его писем с эскизами больших картин". Одна и та же цветовая гамма в ансамбле «Танца» и «Музыки» (см. Русский читатель узнал об этом проекте из статей Александра Мерсеро и затем Александра Бенуа.

Мне легко жить с танцем. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В начале 1909, когда Матисс работал над первой версией Танца" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), Сергей Щукин, несомненно, видевший его, заказал для лестницы своего особняка в Москве другое панно такого же размера, в сравнении с прежним ставшее зна-чительноболеединамичным. «Танец» – это безудержный вихреобразный хоровод женщин, несущийся как бы за пределы этого огромного пространства, синего, зеленого, телесного, где контур играет очень важную роль и контур этот напоминает, если угодно, удар резца первобытного художника. Такой коллекции могут позавидовать любые музеи мира.

Он ушел, критикуя своих соратников за излишнюю приверженность реализму, а художники, которых мы знаем как художников «Бубнового валета», действительно не мыслили себя без натурного мотива. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В общей сложности к «Танцу» и «Музыке» Анри Матисс шел пять лет. Позже Матисс еще нераз возвращался ктанцу. Я очень Вам благодарен и надеюсь вскоре получить эскиз второго панно.

И Щукин, как мы знаем из воспоминаний современника, говорил буквально то же, что говорил Матисс: «Они помогают мне взбираться по лестнице». Замысел Танца", как и тесно связанной с ним Музыки" (ГЭ), кристаллизовался в течение целого пятилетия. Работа над произведением велась очень быстро. Но, с другой стороны, он однажды сказал, что, хотя Матисс не дает ему радости, все остальное делается чем-то скучным после того, как ты посмотришь Матисса. Кульминацией этого направления стал щукинский «Танец». Стоит отметить, что тема танца поднималась в искусстве не единожды. Тем самым тональность щукинских панно отвечала емкому символическому содержанию.

По всей вероятности, ещё в Париже, при встрече с Щукиным в марте, Матисс подарил ему акварельный эскиз «Танца», названный художником «Композиция 1» (ГМИИ). Матисс после лицея Сен-Квентин изучал право в Париже, работал у адвоката в Боэн-ан-Вермандуа. До Матисса многие художники не раз обращались к теме хоровода. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка. Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ).

Наиболее полное собрание картин великого художника Анри Матисса, находится в Эрмитаже. Тема панно — танец. Это не утонченные декаденты, мастера, это конкретные ребята. Ж. Помпиду, Париж). Эти слова Бенуа были опубликованы газетой «Речь» в феврале 1911 года. Каждая из фигур (в особенности персонажи справа) подверглись кардинальной переписке. Первобытные танцы суть проявление магии, древнейший акт творчества, воплощенное торжество жизни над смертью.

«Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. Русский прямо обезумел от вашей картины. Очень большое искушение, проблема для русского зрителя. Не даром, наверное, в Эрмитаже их повесили в одном зале и друг напротив друга. Картина очень понравилась заказчику— Щукин был буквально вполном восторге.

Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. В этом отношении искусство Матисса поразительным образом совпадает с той тенденцией, которая была очень влиятельной в русском модернизме, а именно это тенденция к первоначальному, первозданному, примитивному, народному и эта тенденция охватывает как символистов, так и будущих русских футуристов, например Хлебникова. Это его автопортрет с Кончаловским – картина, сейчас хранящаяся в Русском музее, огромных размеров и, конечно, каждый, кто входил на эту выставку, не мог не зависнуть перед этим огромным бурым, темным полотном, написанным словно помелом, так как грубой живопись там была какая-то запредельная даже по меркам того, что мы вправе ожидать от художников, заявивших свою приверженность народному искусству, а именно – росписи подносов, базарным вывескам и так далее.

Матисс своим смелым решением отбросить лишнее принес своей картине небывалую славу. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Этот баланс был однозначно нарушен в сторону организующей творческой воли художника. Помимо него имеется еще два рисунка этой композиции — карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля).

Полотна коллекционера отправились в Эрмитаж. В моем доме много музицируют., . Отзывы на Матисса в русской художественной среде полярны. Надо сказать, что он держался стоически, ему, кажется, нравилось. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). На самом деле Бенуа, конечно, описывает то, что уже творится на русских выставках. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.

Последнее, что ты ждешь от этих ребят, – что они будут читать. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. «Танец» и «Музыка» – это в определенном смысле манифесты. И вторая вещь, «Музыка», где женский мир сменен стабильным мужским и фигуры эти расставлены словно ноты на нотном стане.

Но вот для петербургского зрителя и читателя он запомнился скандалом, который развернулся в мае 1910 года, так как Илья Ефимович Репин зашел на эту выставку и журналисты, окружавшие его, предали его реакцию гласности, да и сам Илья Ефимович выступил в печати, сказав, что современная живопись производит на него впечатление «Саврасов без узды», что эта живопись поддерживается духом наживы и что если раньше московские купцы чудили и, например, за большие деньги покупали ученую свинью в цирке и съедали, то теперь проявлением этого московского купечества является коллекционирование Матиссов. Позы фигур верхнего ряда (двух женщин посередине и той, что справа) стали гораздо динамичнее, причем главное значение имело изменение позы женщины вверху слева: движение ее делается столь неистовым и экзотическим, что под её ногой прогибается земля. Коллекционер испугался такого натиска и отказался забирать картины. Вначале тридцатых годов прошлого века оннаписал «Парижский танец». «Бубновый валет» вообще организация живописцев, ребят не очень разговорчивых и образ «Бубнового валета» формируется в русской традиции поначалу скорее оппонентами этого течения и критиками, которые подчеркивают то, что им кажется недостатками, а сами художники, как правило, остаются молчаливыми – они относительно мало публикуют текстов.

Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду. Он создает декоративный ансамбль, который воздействует на человека эмоционально. «Танец» написан с помощью всего лишь трех цветов – красного, зеленого и синего. Благодаря искусству (танца ли, музыки ли) человек делался сопричастным этому союзу.

Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться»4. Мы знаем, что перед самым открытием выставки «Бубновый валет» беспокоящее Ларионова пустое место на стене было занято огромным холстом, который написал Илья Машков.

Точно так же как в некоторых произведениях, предшествовавших «щукинскому» ансамблю, художник переносит действие в первобытную эпоху, создавая определенную образную структуру, которая зиждется на перво-символах. И хотя эта работа прекрасна, Матисс ею недоволен и не думает ее отдавать». Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».

Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Первый — это набросок Танца". В 1908-м салон «Золотого руна» включил его картины «Прическа», «Терраса в Сен-Тропе», «Герань и фрукты», «Насыпь в Коллиуре» в состав впечатляющей экспозиции французской живописи последних 50 лет. Так же было и в «прародительнице» щукинского ансамбля – в «Радости жизни». В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».