Терборх Бокал Лимонада

«бокал лимонада» — картина голландского живописца Герарда Терборха (тер Борха), созданная около 1660 года, входит в коллекцию живописи Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), экспонируется в зале 249 Нового Эрмитажа1.

ГЕРАРД ТЕРБОРХ – Бокал лимонада

Терборх принадлежал к немногим мастерам бытового жанра, чей талант был признан при жизни. Уже в 1618 лет художник пользовался известностью. Но, он старается выглядеть изящным и галантным. Учение его состояло в том, что он ставил живую натуру (а это уже с XVI века было краеугольным камнем нидерландской школы) и затем предоставлял ученикам копировать ее, причем он давал лишь некоторые практические советы и указывал на ошибки. Кроме того, в Англии, в Британском музее, хранится копия с портрета, сделанная до его искажения, а возможно именно в связи с этим. В ранних каталогах Эрмитажа указывается, что оригинальный формат картины был изменён (картина обрезана), однако это ошибочное утверждение. Мало того, сравнение с Халсом по непосредственности, по совершенному мастерству может выдержать лишь один Веласкес (который был все же на 20 лет моложе его). Среди них: «Изобразительное искусство социалистических стран восточной Европы.

Чувства персонажей открыто не представлены в работе. Они прямая противоположность Винчи, Тициану, Рембрандту. Живописная манера Хальса в начале 1650-х годов (время создания эрмитажного произведения) обретает невиданную силу и широту. Приготовление напитка является лишь предлогом для их близости.

После этого он получил звание мастера живописи, что давало ему возможность подписывать свои работы, так как они уже имели определённую ценность. Герард Терборх был знаком с Антонисом ван Дейком. Лишенные хвастовства, пафоса, спокойные, свободные и даже монументальные, праздничные и в то же время повседневные – такими взирали они на оригиналы из своих рам. Позже обучался у известного пейзажиста Питера де Молина (1595-1661).

Первые уроки рисования и живописи получил от своего отца Герарда Терборха Старшего. Особое внимание художника привлекли полотна Веласкеса и фламандца Ван Дейка. Они угадываются в жестах, взглядах, облике участников сцены.

Все его собственное творчество (исключительно портреты или портретные этюды) было гениальным быстрым копированием реального мира без тени идеализации или заранее придуманного синтеза. В отличие от многих собратьев по искусству Терборх пережил долгую пору странствий. Юноша размешивает напиток в бокале, который держит девушка. Все художественные средства служат здесь раскрытию сюжета. Да и старуха не терзает зрителя своим уродством или откровенной алчностью.

Контуры шляпы легко прослеживаются под записью. Особой тонкости выполнения Терборх достиг в произведениях 1660 — 1670-х годов, к которым и принадлежит и «Бокал лимонада». Ранние картины свидетельствуют о его демократических симпатиях.

Терборх родился в маленьком провинциальном городе Зволле в состоятельной семье, которая тяготела к искусству. Исследователь А. Вилок (2005) отмечает, что произведение на эту тему у Терборха имеет характер, отличающий его от подобных картин других голландских художников. Затем он, возможно, поехал в Италию и Францию, а в 1648 году находился в Мюнстере (Вестфалия).

За молодой парой стоит пожилая женщина, её правая рука лежит на плече девушки. Происходит диалог.

Художник создает устойчивую позу мужчины, показывая его ногу, его опору на колено. Картина оставляет чувство недосказанности, она полна скрытых смыслов и загадок11. «Мужской портрет» — блестящее подтверждение этих качеств. Поклонник, угощающий даму, неопытен об этом говорят его робость и подчеркнутое внимание.

Он побывал в Англии, Испании. У Халса не было запасов каких-либо рецептов и трюков, кроме, быть может чисто технических, о составе и приготовлении красок (картины его чудесно сохранились, что, впрочем, в этот период голландской живописи не исключение). Откровенность Веласкеса кажется непонятной при чопорном этикетном дворе Филиппа IV и так же — гениальная бесцеремонность Халса необъяснима в среде чинных голландских бюргеров.

1945 — 1949. По мнению С. Гудлаугссона это высококачественная копия. Кавалер, очевидно, лишь недавно переступил черту взрослого мужества. Италии, Франции, Германии.

В 1746 году продана маркизу дАржансону, а с 1754 года входила в собрание Л. Ж. Генья (Париж). Халс остается не только загадкой, но и одинокой загадкой.

У него была масса учеников, но никто, даже родные сыновья, не пошли по его следам. Именно этот предмет художник делает центром композиции — и геометрическим и смысловым. Картина художника «Бокал лимонада»также примечательна безошибочным рисунком и мастерским владением цветом. Она решена в серебристо-охристых тональных переливах.

Персонажи обретают утонченную грацию и элегантность, а изображенные сцены — одухотворенность. Тактичность, «галантность в проявлении чувств» молодой пары восходит скорее к другому, не менее распространённому мотиву— «любовной болезни»9. С большой любовью выписаны одежды — изящная шубка, отороченная мехом и атласное платье. Жил в Амстердаме, Гааге, Харлеме, Камене, Зволле.

Картина происходит из собрания Н. К. Хасселара (Амстердам), в апреле 1742 года на аукционе она была приобретена маршаном Ж. де Роре для коллекции Виллема Лормье (Гаага). Это событие он запечатлел в своей известной картине «Заключение мира в Мюнстере», хранящейся в настоящее время вНациональной галереев Лондоне. 1665, Мюнхен, Старая пинакотека). Одним из крупнейших среди них был Герард Терборх. Гравюра А. Романе (1771) представляет картину несколько большего формата.

Потому так заботливо склонилась над ней пожилая — нянька, служанка, родственница. Он нередко изображал быт и нравы простых людей. Ее поза спокойна, движения медлительны, сдержанны. Терборху удается раскрыть внутренний мир своих героев. Молодая дама одета в роскошное платье и шубку, отороченную мехом. Он готовит даме, которая ему приятна и интересна, лимонад.

Описание картины 
«Бокал лимонада»

Описание картины «Бокал лимонада»

Женщина благосклонно принимает напиток. Но несомненно, что ранние из них относятся к периоду 1630 — начала 1650-х годов. Дополнения, выполненные не им, были убраны ещё до того, как картина попала в Эрмитаж. Добился невероятных успехов в живописи, был признанным мастером жанровой сцены.

Галантный юноша готовит стакан лимонада и передает его даме, еле касаясь ее руки. При известной любви голландцев к вещам, признакам собственного достатка именно такие «скромные» портреты были по душе клиентам Герарда – регентам, аристократам. Родился в 1617 году в городе Зволле, Нидерланды. Фактура тканей передана с высочайшей степенью реализма. На пожилой женщине белый чепчик и плюшевый лиловый жакет4.

С ним художник отправился в Мадрид, где напишет множество портретов придворных, а также портрет самого короля Филиппа IV (он, к сожалению, не сохранился). В картине «Бокал лимонада» Терборх в отличие от своих предшественников создает целомудренный образ девушки.

Мастер редко датировал свои картины. Слева были изображены открытое окно, табурет и сидящая на нём собачка, справа— обезьянка с цепочкой на ноге, завершающейся чугунным шаром (сейчас можно видеть цепочку и шар в углу картины), сверху— люстра, на первом плане— собранная драпировка. Художник никогда не изображал источники освещения. «Бокал лимонада» — не только одна из наиболее блестящих картин Терборха, но и произведение, воплощающее лучшие традиции голландской жанровой живописи.

Вероятно, этот беспокойный и страстный человек, о котором сохранился ряд крайне невыгодных для его личности свидетельств (он был пьяницей первая его жена умерла вскоре после побоев на Лизбетте Ренирс — простой крестьянке — он женился в год смерти первой жены жестокость Халса характеризуется слухами об его эксплуатации Броувера), был великолепным вдохновителем, но едва ли он обладал тем самоуглублением, той натурой исследователя, которые создают лучших, но и несколько порабощающих педагогов. Представление об оригинальном формате композиции можно составить, сравнив картину с её повторением (холст, масло, 68, 4 56, 2 см) с лондонского аукциона Кристис (3 июля 2012 года)6. Пространства лишены окон, дверей, мебели. На ней мужчина изображен в сдвинутом набок головном уборе.

Молодая женщина, возможно, недомогает. Терборх подчеркнуто внимателен к облику своих героев, особенностям их поведения. Бытовой сюжет полотна, которое можно назвать «сценой у сводни» имеет прямое отношение к действительности, но разыгран весьма деликатно и тонко, без акцента на интимной теме. Однако впоследствии считалось, что это популярный в голландской живописи сюжет сводничества или продажной любви (bordello sсene). Соприкасаются взгляды и руки молодых людей. Коричневая шляпа на нем сидит воинственно, рыжие волосы обрамляют юное, румянощекое лицо.

В 1769 году куплена герцогом Шуазёлем, в 1771 году гравированное воспроизведение картины, выполненное А. Романе, появилось в издании репродукций произведений из коллекции Шуазёля (Recoueil Choiseul, 61). Демократические симпатии живописца ярко проявились в картине Семья точильщика (Берлин, Государственные музеи), где он создал необычный и редкий для голландской живописи образ нищенской жизни ремесленников в одном из городских закоулков. А. Валлерт определяет её как авторскую реплику эрмитажной композиции. В выражении лица дамы чувствуется скрытое кокетство.

Терборх, Герард 
– Бокал лимонада

Терборх, Герард – Бокал лимонада

В Амстердаме проснулся его интерес к жанровой живописи. Композиция строится на расположении в пространстве рук, ног и лиц героев. Руки молодых людей почти соприкасаются в стремлении удержать бокал лимонада. Фигуры персонажей, залитые светом, резко выделяются на фоне тёмной стены. Левой рукой он придерживает подставку бокала и при этом касается её руки.

Портрет оказался удачным. Воля девушки немного скована жестом и взглядом старухи, которая подталкивает ее к мужчине. Они сидят друг против друга. Становление театрально-декорационного искусства» (1978), «Основные направления западноевропейского театрально-декорационного искусства» (1983), «Горизонты сценографии» (2006).

С течением времени интересы художника изменились. На молодой женщине светлая, шитая золотыми нитями, атласная юбка и золотисто-жёлтая короткая шубка (или полупальто, так называемое матине3), отороченная белым мехом, её голову охватывает чёрный кружевной чепчик.