Тициан Любовь Небесная И Земная Описание
История одного шедевра: «Любовь земная и любовь небесная» Тициана
Точнее – «венецианская», поскольку статные золотоволосые красавицы заполняли полотна живописцев Венеции еще со времен Карпаччо. Размах торговых связей Венеции был огромен. Скорее, дело было не в приданом, а в чувствах. Второй раз Тициан так и не женился. Портретный жанр сделал Тициана европейским королем живописи.
Небесная Любовь обнажена (за мыслью Платона истинная любовь не нуждается в украшениях) и держит в руке сосуд, в котором пылает священное пламя божественной любви. Имя его стало известным. В этом образе она появлялась на его полотнах, соединяя в себе небесное и земное. Его среди главных персонажей упоминал Кастильоне в своей книге «Cortegiano» — «Придворный».
Таинственный момент затишья, передышки. ит. Лодовико Дольче рассказывал, что Тициан "нарисовал Юдиф, достойную восхищения с точки зрения как рисунка, так и колорита, а все друзья Джорджоне, считая, что этот шедевр принадлежит его кисти, поздравляли мастера и говорили, будто бы это лучшее из всего, что он создал за свою жизнь». В конце первого десятилетия XVI века Венецию ожидали серьезные испытания. Можно сказать, что в таком зашифрованном виде заключен главный постулат Герметизма: «что наверху, то и внизу, что внизу, то и наверху».
Любовь и нежная забота, которыми окружил Аурелио молодую женщину, возымели свое действие: она ответила ему взаимностью. Только красивая атласная ткань немного прикрывает самые интимные участки. Произведение действительно содержит ряд бесспорных аллюзий на тему супружества. Что послужило причиной такой длительной отсрочки их брачного союза. В конце первого десятилетия XVI века Венецию ожидали серьезные испытания.
Две дамы похожи друг на друга, они «связаны» саркофагом и приближены к зрителю в равной мере.
Бембо знал толк в живописи – на его глазах вырос Рафаэль. Он просто наслаждался ею. «Ариосто», «Портрет молодого человека с перчаткой», «Портрет англичанина», «Мужчина в красной шапке» явились подлинным искусством «ritratto damina» — портрета души. Совет десяти – орган управления могущественной Венецией, жемчужины Адриатики. В Риме.
Сам Тициан женился только через десять лет после описываемых событий. Невесте, одетой в белое расположенной около Купидона, помогает Венера лично. Какие-то находки и детали я взяла на вооружение. В соответствии с неоплатоничной теорией обе Венеры были добродетельными. Но для «легенды прикрытия» – картину заказывал Аурелио в качестве подарка невесте – молодой вдове Лауре Богаратто, на которой он впоследствии и женился.
Ныне как будто, благодаря изысканиям Викгофа, энигма разгадана. Для него он создал свою «Венеру», решительно переосмыслив образ богини красоты на свой «венецианский» лад. На ней шикарное белое платье с красными рукавами.
Осталось найти себе влиятельных и богатых покровителей. Любовь «земная и небесная» слились в нем и его творениях воедино. Буду благодарна за все замечания уточнения, дополнения и возражения. Внизу вместе с прихожанами взирали на нее потрясенные апостолы.
Любовь небесная и Любовь земная
Конфискованное ранее богатое приданое Лауре стараниями жениха вернули за день до свадьбы. Заячья плодовитость никак не вяжется с понятием о любви возвышенной. Имя этой женщины осталось неизвестной.
Свое обучение начал у известного мозаичиста Себастьяна Дзуккато. Падуя подчинялась Венеции, вот таким образом Борромео был арестован и казнен по приговору Совета десяти как изменник. В начале XVI века она продолжала царить на Средиземноморье. Его сердце в те годы было отдано «Виоланте». Картина Тициана «Любовь небесная и любовь земная», 1514 годЭто самая знаменитая и, как принято считать, самая изысканная из романтических и идиллических картин, написанных молодым Тицианом. В каталоге Галереи Боргезе у картины были различные названия: «Красота приукрашенная и неприукрашенная», «Три типа любви», «Божественная и светская женщины» и, в конце концов, «Любовь небесная и Любовь земная». Что послужило причиной такой длительной отсрочки их брачного союза. Он просто наслаждался ею.
Любопытно отметить, что свое название «Любовь земная и любовь небесная» картина получила почти спустя два века после ее создания. Вот таким образом они щедро отдавали дань всем видам торжеств и театрализованных представлений от освященных церковью христианских праздников до церемонии «обручения с морем» венецианского дожа, главы Республики. В них ему удалось запечатлеть «лицо времени», облик Венецианского Возрождения, даже если имена их моделей так и остались нам неизвестны. Тициан долго раздумывал над сюжетом.
Тяжелое платье Медеи должно сдерживать ее порывы, делать ее движения медленными3. Он написал целую серию ее портретов, один из которых назвал просто – «La Bella» — «Красавица». Кто была эта золотоволосая незнакомка. Таким образом, Тициан «намекает» нам на чашу. В жены он взял себе дочь скромного цирюльника Чичилию да Кастельболоньезе.
Можно сказать, что в таком зашифрованном виде заключен главный постулат Герметизма: «что наверху, то и внизу, что внизу, то и наверху». Богатство Республики росло. Он сознательно ограждал свою личную жизнь от любопытных взоров. В соответствии с неоплатонической теорией обе Венеры были добродетельными.
Но раз это стало так престижно, можно было написать и на эту тему, только не забыть бы еще «Гиперэротомахию Полифема», поэму Франческо Колонны. На сей раз его заказчиком стал Гвидобальдо делла Ровере, будущий герцог Урбинский. Аурелио пояснил также, почему не стал обращаться к избалованному капризному Беллини. Хотя, что греха таить, весьма лестно, когда тебя так ценят. Все они были для него «Le Belle» — «красавицами», олицетворявшими чувственную прелесть любимой Венеции, воплощением светлой жизненной радости.
«Любовь небесная и любовь земная»: что зашифровано на картине Тициана
Большинство исследователей придерживаются мнения о том, что это полотно должно было стать подарком на свадьбу секретаря Совета десяти Венецианской республики Николо Аурелио и Лауры Багаротто. Если уже говорить о любви перед этой картиной, то только о любви земной, о любви ко всей природе, ко всей жизни в целом, в которой и эти две прекрасные женщины имеют смысл частей целого, а не героинь. Он уже не искал состоятельных клиентов – они сами осаждали его с просьбами написать для них портреты и аллегории. Она спустилась к земной красавице для важного разговора.
Долгое время имя автора оставалось неизвестным. А венецианские женщины. Гуммиарабик привозили из Северной Африки, хну – через Персию из далекой Индии.
О патриотизме венецианцев составлялись легенды. Он был оптимист и доверял своим ощущениям, не теряя при этом трезвости прагматика. Но все это «дымовая завеса», призванная отвлечь от настоящего смысла картины и от настоящих «заказчиков». Его кисть рождала шедевр за шедевром. Городе, где находится Ватикан – один центров управления миром. Внизу вместе с прихожанами взирали на нее потрясенные апостолы. В соответствии с неоплатоничной теорией обе Венеры были добродетельными.
Ближайшие к Венеции города Верона, Падуя и Виченца перешли на сторону противника. В молодости Бембо входил в «кружок интеллектуалов» при дворе герцога Урбинского. С этой картины началась его слава лучшего колориста Италии. У нее в руках розы (один цветок лежит рядом на краю саркофага), а на голове — венок из листьев мирта, как и роза издревле посвященного Венере и традиционно служившего символом брака это является дополнительным подтверждением гипотезы о выполнении картины в ознаменование заключения супружеского союза. Там упоминался знаменитый «Пир» Платона и его теория возвышенной «платонической» любви. Вряд ли юная Виоланта была знакома с поэзией Сапфо, но ее образ еще долго будет будоражить воображение Тициана, а черты этой девушки узнаваемы в «Любви небесной и Любви земной» (Рим, галерея Боргезе), в «Портрете молодой женщины», которую в литературе принято называть «прелестная кошечка» (Вена, Музей истории искусств), в «Саломее» (Рим, галерея Дориа Памфили) и в великолепной «Даме с зеркалом» (Париж, Лувр). Он был очень доволен работой художника.
Любовь небесная и любовь земная
У него и раньше было немало женщин, в основном натурщиц. Обнаженная красавица, по-видимому, сама Венера, уговаривала «венецианку» сдаться всепобеждающему чувству любви и обещала тихие радости супружества, которые олицетворяли картины мирной сельской жизни у нее за спиной, в первую очередь кролики – старинный символ плодородия. Считалось, что это было сделано для того, чтобы благородный король Кипра (тут Тициан вспомнил, что король был из рода Лузиньянов, те самые Лузиньяны, что вели родословную от змееподобной феи Мелюзины) не оскорбил мезальянсом свое порфироносное величество.
Для укрепления «легенды» на передней стенке саркофага был изображен герб Аурелио. Вот таким образом они щедро отдавали дань всем видам торжеств и театрализованных представлений от освященных церковью христианских праздников до церемонии «обручения с морем» венецианского дожа, главы Республики. Одна очень красиво одета. На картине у колодца изображены две прекрасные девушки. В них ему удалось запечатлеть «лицо времени», облик Венецианского Возрождения, даже если имена их моделей так и остались нам неизвестны.
За измену Венецианской республики Совет десяти приговорил Бертуччо к смертной казни с конфискацией имущества, в том числе и приданого дочери. Для укрепления «легенды» на передней стенке саркофага был изображен герб Аурелио. Будущая картина должна была повлиять на решение красавицы. Не дождавшись приговора, он умер в тюрьме. Для укрепления «легенды» на передней стенке саркофага был изображен герб Аурелио. «Золотоволосость» венецианок была искусственной – соотечественницы Дездемоны (не исключено, что и она тоже) волосы попросту красили.
Описание картины «Любовь небесная и любовь земная»
Сторонники этой версии связывают изображенную сцену с изложенной в платоновском «Пире» концепцией существования двух Венер, небесной и земной, которые символизируют божественную и земную любовь. Ожидания заказчика были превзойдены. Буду благодарна за все замечания уточнения, дополнения и возражения. В соответствии с неоплатоничной теорией обе Венеры были добродетельными.
Поэт Торквато Тассо (1544-1595) назвал этот город украшением и блеском Италии. Ее формы и тело просто идеальны. По мнению одного из исследователей, "художественный язык произведений Тициана всегда более энергичный, формы более грубые, а композиция более декоративная, чем это было в работах Джорджоне: легкости и непринужденности манеры Джорджоне противостояла, склонная к пафосу и монументальности, натура Тициана. Лишь композиционно она напоминала «Спящую Венеру» Джорджоне. И вот три года уже как Тициан трудится в мастерской Джамбеллино на Сан-Лио.
Он обратился к популярной в Венеции поэме «Алозанцы», автором которой был его покровитель кардинал Пьетро Бембо. Ситуация деликатная для него, видного государственного чиновника и потому в качестве свадебного подарка он хотел бы заказать не портрет своей возлюбленной падуанки, а какую-нибудь аллегорическую картину на одну из тем своего близкого друга поэта Бембо, например, какую-нибудь сцену из его знаменитой книги «Азоланские нимфы» или из поэмы «Аркадия» Саннадзаро. Его среди главных персонажей упоминал Кастильоне в своей книге «Cortegiano» — «Придворный». Тициан – мастер цвета. Во время своего пребывания в Риме, в 1545 г., он пришел в восторг от тех сокровищ искусства, которые он здесь изучал (об этом Тициан сообщает Аретину в своих письмах) и даже заявлял Карлу V, что он учится на чудесных античных камнях, дабы более достойным образом изображать виктории императора на Востоке.
10 символов, зашифрованных в картине Тициана «Любовь небесная и Любовь земная»
Отходит к покою людская суета, спешат путники восвояси и наступает час Венеры, держащей в руке лампаду, чтобы светить во мраке, час Эрота, баламутящего волшебный водоем и превращающий его темные воды в чудесное зелье. Но раз это стало так престижно, можно было написать и на эту тему, только не забыть бы еще «Гиперэротомахию Полифема», поэму Франческо Колонны. По всей видимости, это богиня красоты. «Возьмите», — говорилось в одной старинной книге, — «четыре унции золототысячника, две унции гуммиарабика и унцию твердого мыла, поставьте на огонь, дайте вскипеть и затем красьте этим свои волосы на солнце». Второй раз Тициан так и не женился. Спасибо за них. В фигуре же святой Екатерины угадывается то, что было с блеском осуществлено Тицианом в картине «Флора». Tiziano Vecellio (1488-90 — 1576)Уроженец заштатного городка Кадоре в Доломитовых Альпах на самой северной окраине венецианских земель, он был привезен в Венецию в десятилетнем возрасте.
Позднее свои впечатления Вазари изложит в книге, дав описание высоко оцененной им картины. У них две ноги на двоих, так как нога «небесной любви» спрятана от глаз зрителя, а ногу второй символизирует кончик красной туфли. Как и в «Сельском концерте» Джорджоне, основу композиционной схемы этой картины составляет изображение на переднем плане одетой и обнаженной фигур у водоема. Венецианцев особенно привлекали пышность и зрелищность византийских традиций.
«Любовь небесная и Любовь земная» – великолепный шедевр Тициана, наполненный множеством скрытых символов
Символ тайных мистерий остается на территории Италии. Видимо, Тициан не стал развивать далее мотивы книги о снах Полифила и увлекся темой «фонтана любви», чья влага обладает чудодейственной очистительной силой, помогая Любви земной возвыситься до Любви небесной. «Гиперэротомахия» — «Битва Любви в сновидениях Полифема» — была, как считал Тициан, ближе Аурелио в его состоянии — не трудно было догадаться, какие сны того одолевали. Для полноты картины порхают две бабочки как символ чего-то возвышенного, неземного.
То есть, небесное отражается в земном, а земное – в небесном. Но для «легенды прикрытия» – картину заказывал Аурелио в качестве подарка невесте – молодой вдове Лауре Богаратто, на которой он впоследствии и женился. Он обратился к популярной в Венеции поэме «Алозанцы», автором которой был его покровитель кардинал Пьетро Бембо. Буду благодарна за все замечания уточнения, дополнения и возражения. Его работоспособность была чудовищной.
Солнце с самого утра будто светило не всему миру, а лишь Серениссиме. В тюрьму и ссылку попали многие родственники Лауры. И особенно поражает в ней характер какой-то массивности, плотности.
По составляющим рецепта нетрудно было отследить географию венецианской торговли. Иначе говоря, слух является основополагающим, а зрение вторично. Итак, с большОй долей вероятности можно сказать, что «при» этой картине происходило посвящение в члены Ордена Розенкрейцеров. Подростком перешел в мастерскую к братьям Беллини.
Описание картины Тициана «Любовь земная и любовь небесная»
В море ей угрожали только турки-османы и шайки разбойников-пиратов. Лодовико Дольче рассказывал, что Тициан «нарисовал Юдиф, достойную восхищения с точки зрения как рисунка, так и колорита, а все друзья Джорджоне, считая, что этот шедевр принадлежит его кисти, поздравляли мастера и говорили, будто бы это лучшее из всего, что он создал за свою жизнь». Какие-то находки и детали я взяла на вооружение. «Мы просим тебя, Боже, даровать нам это море, просим ниспослать всем, кто плавает по нему, мир и спокойствие»– так молились венецианцы, так завершил епископ торжественную мессу. Он насчитывал более трех тысяч судов. Однажды, когда он сидел над картиной для Аурелио, к нему зашел на огонек Бастьяно Лучани.
Таинственный момент затишья, передышки. Кожа чистая, волосы золотистого цвета длинные и шелковистые. Вместе с ним был арестован и Франческо Борромео, муж Лауры. Любопытно отметить, что свое название «Любовь земная и любовь небесная» картина получила почти спустя два века после ее создания.
Сначала учился у Джентиле, потом у Джованни. Если в других областях, например, во Флоренции, художник получал заказ от цехов и религиозных братств, то в Венеции мастера призваны были непосредственно прославлять ее государственную суть, вот почему главным фронтом работ для венецианских художников является Дворец Дожей и другие государственные учреждения. Цветок у нее в руке, но рука в перчатке и она еще не осязает цветок кожей, то есть между ней и Учением розенкрейцеров – преграда. Одни говорят, что это – чаша, другие – мандолина. «Ассунта» Тициана произвела на него сильное впечатление, он обратил внимание на редкостный талант молодого венецианца.
Тициан обрел признание и заказчиков в кругах венецианской аристократии. Тициан спрятал паленые пряди под потертый берет, чувствуя, что выглядит нелепо. Поэт Торквато Тассо (1544-1595) назвал этот город украшением и блеском Италии. Встречая на своем пути молодую красивую женщину, он влюблялся в нее и обращал в богиню.
Тайны великих картин: «Любовь небесная и Любовь земная»
На боковой стенке бассейна был выбит барельеф с соответствующей сценой из «Метаморфоз» Овидия и герб рода Аурелио. Портретный жанр сделал Тициана европейским королем живописи. И также вероятно, что этот процесс включал в себя обряд целования кончика красной туфли. Рассматривая созданные в Венеции удивительные по радостному звучанию «Любовь земную» или «Флору», пожалуй невозможно согласиться с утверждением П. П. Муратова в его книге «Образы Италии», что «в тициановской Венеции нет вообще никакой печали и никакой улыбки и оттого так трудно чувствовать сердцем ее восхищающую глаз пышность». Мыло сюда попало с Ближнего Востока еще в XII веке, а в следующем столетии венецианцы наладили и у себя его успешное производство.
В середине тридцатых годов шестнадцатого столетия в его творчестве получила продолжение тема «любви небесной и земной», начатая им пятнадцать лет назад картиной для Никколо Аурелио. «Земная» дама держит в руке цветок пятилепестковой розы. Что удалось ему в стихах, Тициан воплотил на картине. Тициан и сам тогда был влюблен.
Таким образом картина является аллегорией счастливого брачного союза. С этого времени на его картинах все чаще и чаще стал появляться облик молодой цветущей женщины с обольстительными формами, глубокими темными глазами и румяным лицом, схожим с «венецианкой», написанной для Аурелио. Ее сюжет частично использовал Джорджоне в своей «Венере». Однако и в последние годы творчества увлечение античностью не помешало ему поместить типичную венецианскую ключницу рядом с Данаей, рядом с Антиопой представить охотников в современных костюмах, рядом с мадридской Венерой изобразить кавалера в коле те, воротничках и при шпаге, под видом Венеры (Эрмитаж) представить тип венецианской куртизанки, дать готический щит с гербом Священной Империи в руки солдату у Гроба Господня, дворец Пилата изобразить в виде сооружения Палладия жителей Иерусалима в виде тех характерных фигур, которых можно было встретить в праздничный день на Пьяцце, учеников в Эмаусе – в самых обывательских костюмах и т. д. и т. д. «Возьмите», — говорилось в одной старинной книге, — «четыре унции золототысячника, две унции гуммиарабика и унцию твердого мыла, поставьте на огонь, дайте вскипеть и затем красьте этим свои волосы на солнце». В соответствии с неоплатонической теорией обе Венеры были добродетельными.
Тициан — Любовь небесная и земная
заказчик выступал явно не от себя, а от других сил, которые пожелали остаться неизвестными. Хотя Аурелио наведывался чуть ли не каждый день интересуясь ходом работы над заказанной картиной, Тициан не мог отказать обратившемуся к нему Доменико Бальби, венецианскому потомку старинного генуэзского рода и довольно быстро, что необычно для него, написал «Мадонну с младенцем и святыми Екатериной, Домиником и донатором» (Реджо-Эмилия, частное собрание). Итак, с большОй долей вероятности можно сказать, что «при» этой картине происходило посвящение в члены Ордена Розенкрейцеров.
В свободное время Тициан увлеченно рисовал. Он написал целую серию ее портретов, один из которых назвал просто – «La Bella» — «Красавица». Но его предложение было отклонено.
Вместе с ним был арестован и Франческо Борромео, муж Лауры. О патриотизме венецианцев составлялись легенды. И особенно поражает в ней характер какой-то массивности, плотности. Он был оптимист и доверял своим ощущениям, не теряя при этом трезвости прагматика. В Венеции был – Тициан.
Заказы богатых венецианских нобилей, послов, аккредитованных в Республике, многочисленных «скуол» — городских корпоративных и религиозных объединений чередовались с работой над портретами итальянских вельмож из сопредельных с Венецией земель. С этой картины началась его слава лучшего колориста Италии. Золотистые пышные волосы. Прислушивается царственная девушка к шелесту темнеющей листвы, к плеску воды, к далеким голосам и пению и кажется ей, что ее зовут куда-то, мерещатся ей боги любовных утех и предвкушает она будущие ласки и объятия. Эта роскошно одетая дама изображает новобрачную и олицетворяет любовь в браке, об этом говорят белый цвет ее платья и розы (одну из которых она держит в руке, а другая лежит подле нее).
Модель, которая позировала Тициану для «Венеры Урбинской», стала его новой сердечной привязанностью. Но по каким-то причинам однозначная трактовка предмета под рукой Любви земной – затруднительна. Любопытно отметить, что свое название «Любовь земная и любовь небесная» картина получила почти спустя два века после ее создания. Его сердце в те годы было отдано «Виоланте». Первая (обнаженная фигура справа) направляет помыслы к возвышенной красоте, существующей вне пределов чувственно постигаемой реальности, вторая — в сторону красоты, находящейся в материальном мире и воспринимаемой органами чувств.
Он расположен на площадке, вознесенной высоко над уровнем идиллического аркадского пейзажа, населенного крошечными фигурками пастухов, влюбленных и охотников. Ее назвали «Виоланта» — на одном из портретов вырез ее платья был украшен букетиком фиалок. Какие-то находки и детали я взяла на вооружение. Лотто и сам уже несколько лет работал в этой мастерской.
Благословляет ее на замужество или посвящает ее в тайны любви. Но все это «дымовая завеса», призванная отвлечь от настоящего смысла картины и от настоящих «заказчиков». Споры вызвает предмет под рукой Любви земной. Марка. Обе сидят у фонтана, а Амур является посредником между ними. Небесная Любовь обнажена (по мнению Платона, «истинная любовь не нуждается в украшениях») и держит в руке сосуд, в котором «пылает священное пламя божественной любви». Понятие «тициановская женщина» пришло к нам из XIV века. Поэт Торквато Тассо (1544-1595) назвал этот город «украшением и блеском Италии».
Так утверждали венецианские знатоки. Столь же статным и привлекательным Тициана можно увидеть в ярком парчовом камзоле с виолоне (разновидностью контрабаса) в руках на картине Веронезе «Брак в Кане Галилейской» (Париж, Лувр). Ближайшие к Венеции города Верона, Падуя и Виченца перешли на сторону противника. Бембо знал толк в живописи – на его глазах вырос Рафаэль. У нее в руках розы (один цветок лежит рядом на краю саркофага), а на голове — венок из листьев мирта, как и роза издревле посвященного Венере и традиционно служившего символом брака это является дополнительным подтверждением гипотезы о выполнении картины в ознаменование заключения супружеского союза. Их было тогда трое в Венеции, самых знаменитых представителей «изящных искусств»: он, Тициан, Пьетро Аретино, блестящий писатель-памфлетист, обладавший неуемным характером и сочным язвительным языком сатирика и Якопо Сансовино прославленный архитектор, украсивший берега Большого Канала фасадами своих великолепных творений. С этого времени на его картинах все чаще и чаще стал появляться облик молодой цветущей женщины с обольстительными формами, глубокими темными глазами и румяным лицом, схожим с «венецианкой», написанной для Аурелио.
В то время тот работал над мозаиками собора Св. Совет десяти – орган управления могущественной Венецией, жемчужины Адриатики. Это прежде всего «Азоланские нимфы» Бембо и роман «Нурnеrоtоmасhiа Poliphili» (Любовные битвы в снах Полифила), о котором в то время велось много разговоров и споров в венецианских салонах. Кстати, Альбрехт Дюрер (Альберо Дуро, как его звали в Венеции) тоже рисовал лицо Катерины, не приукрашивая, а вот все другие многочисленные ее портреты последние тридцать лет изображали цветущую красавицу.
В этом образе она появлялась на его полотнах, соединяя в себе небесное и земное. К тому времени она родила ему двух сыновей – Орацио и Помпония. Происходил процесс инициации. Иногда на его крик прибегали стражники проверить, все ли в мастерской остались живы. Душа — навсегда — живописи.
Достаточно упомянуть хотя бы известный труд искусствоведа Эрвина Панофского. Чистая белая кожа. Небесная Любовь обнажена (по мнению Платона, "истинная любовь не нуждается в украшениях") и держит в руке сосуд, в котором "пылает священное пламя божественной любви".
"Любовь земная и любовь небесная" Тициана
Расходы значения не имели. Поэт Торквато Тассо (1544-1595) назвал этот город "украшением и блеском Италии". Однако и в последние годы творчества увлечение античностью не помешало ему поместить типичную венецианскую ключницу рядом с Данаей, рядом с Антиопой представить охотников в современных костюмах, рядом с мадридской Венерой изобразить кавалера в коле те, воротничках и при шпаге, под видом Венеры (Эрмитаж) представить тип венецианской куртизанки, дать готический щит с гербом Священной Империи в руки солдату у Гроба Господня, дворец Пилата изобразить в виде сооружения Палладия жителей Иерусалима в виде тех характерных фигур, которых можно было встретить в праздничный день на Пьяцце, учеников в Эмаусе – в самых обывательских костюмах и т. д. и т. д. В самой композиции, в этом перевесе одной (левой) части картины над другой сказывается та же склонность к тяжести, к какой-то материальности, которая уже проглядывала в поздних картинах Джамбеллино и которая, как мы видели, превратилась в апатичную скуку у Пальмы.
Он был и льстец и тонкий психолог. Хотя возможно Тициан нарочно «зашифровал» чашу. Небесная Любовь обнажена (по мнению Платона истинная любовь не нуждается в украшениях) и держит в руке сосуд, в котором пылает священное пламя божественной любви.
«Земная» дама держит в руке цветок пятилепестковой розы. Но, видно, «венецианка» с трудом поддавалась увещеваниям богини. Настоящим триумфом Тициана стала его алтарная композиция «Ассунта» — «Вознесение Мадонны», — которую он написал по заказу францисканцев для церкви Санта Мария деи Фрари. Для них он создавал свои самые блистательные портретные шедевры. Богиня ей что-то рассказывает, а девушка внимательно слушает и размышляет.
Сколько мучились комментаторы, чтобы понять настоящее значение картины Тициана, значащейся под названием Любовь небесная и любовь земная (галерея Боргезе в Риме). Одни говорят, что это – чаша, другие – мандолина. Ее лицо обращено в сторону земной женщины, что же она говорит ей.
Работа имела большой успех. Высказывается предположение, что в «Саломее» Тициан изобразил самого себя в образе Иоанна Крестителя, чью отрезанную голову держит на блюде красавица Саломея. Они обеспечивали ему относительную независимость и он научился их зарабатывать. Тут же, на лугу, паслось стадо овец, шла охота на кроликов, «под сенью дерев» целовались влюбленные.
Модель, которая позировала Тициану для «Венеры Урбинской», стала его новой сердечной привязанностью. Заказы богатых венецианских нобилей, послов, аккредитованных в Республике, многочисленных «скуол» — городских корпоративных и религиозных объединений чередовались с работой над портретами итальянских вельмож из сопредельных с Венецией земель. Но, видно, «венецианка» с трудом поддавалась увещеваниям богини.
Катерина Венета стала единовластной правительницей Кипра в шестнадцать лет. Спасибо за них. Что это – неведение или нечто умышленное.
Произведение действительно содержит ряд бесспорных аллюзий на тему супружества. Тяжелое платье Медеи должно сдерживать ее порывы, делать ее движения медленными3. Не это ли отношение выразилось, например, в его карикатуре на группу Лаокоона с сыновьями, открытую в 1506 г. и изображенную им в виде судорожно корчащихся обезьян (нам известен этот рисунок мастера по деревянной гравюре Больдрини). Небесная Любовь обнажена (по мнению Платона истинная любовь не нуждается в украшениях) и держит в руке сосуд, в котором пылает священное пламя божественной любви.
Моделью или возлюбленной художника. Если хотелось, чтобы волосы стали рыжими, в состав добавляли хну. Небесная Любовь обнажена (по мнению Платона истинная любовь не нуждается в украшениях) и держит в руке сосуд, в котором пылает священное пламя божественной любви. По матери Катерина была связана с родом византийских императоров, однако тонкостей и фамилий Тициан не помнил.
Однако Земная и небесная (Священная и Светская Любовь) Тициана осталась и фактически стала символом самой галереи Боргезе. Их было тогда трое в Венеции, самых знаменитых представителей «изящных искусств»: он, Тициан, Пьетро Аретино, блестящий писатель-памфлетист, обладавший неуемным характером и сочным язвительным языком сатирика и Якопо Сансовино прославленный архитектор, украсивший берега Большого Канала фасадами своих великолепных творений. Но все это «дымовая завеса», призванная отвлечь от настоящего смысла картины и от настоящих «заказчиков». Я внимательно прочитала посты Олега Насобина и комментарии к ним.
Новые морские пути еще только-только осваивались. Строгую композиционную схему классического стиля Тициан несколько смягчает асимметрией. Его кисть рождала шедевр за шедевром. Только золототысячник сорняком произрастал в Италии повсюду.
Я внимательно прочитала посты олега Насобина и комментарии к ним. То есть символически после этой процедуры отцом ее стал считаться Святой Марк (Тициан усмехнулся, вспомнив шутки венецианцев, а особенно флорентийцев и иностранцев по этому поводу), а матерью – да, сама Серениссима. Если бы он хотел изобразить мандолину так, чтобы не оставалось «просторов» для иных толкований, он бы это сделал. Сам Тициан женился только через десять лет после описываемых событий.
Вечеллио Тициан, «Любовь небесная и любовь земная»
Ему не важно было знать, кто она: герцогиня, натурщица, любимая дочь Лавиния, экономка в доме или цветочница с площади Св. Марка. Нагая женщина – Венера, одетая – Медея, которую богиня уговаривает отдаться любви Язона. «Глядя на такое лицо, на маленькие умные глаза, – подумал Тициан, – вспоминается библейское изречение: «Во многой мудрости много печали». Осталось найти себе влиятельных и богатых покровителей. «Золотоволосость» венецианок была искусственной – соотечественницы Дездемоны (не исключено, что и она тоже) волосы попросту красили.
По одной из них, картина представляет собой аллегорию на два вида любви: вульгарную (обнаженная красавица) и небесную (одетая женщина). Чаша, стоящая на саркофаге, украшена геральдическими знаками семьи Багаротто. Тициан долго раздумывал над сюжетом. Дом его сделался одним из самых богатых и посещаемых в Венеции. Тициан – мастер цвета.