Тициан Пьета Оплакивание Христа
Таким оригинальным способом оформить своё надгробие решился только один итальянский художник, поэтому имя его удалось определить без труда – живопизная композиция "Оплакивание Христа" известная ещё как "Пьета", принадлежит кисти великого мастера эпохи Возрождения по имени Тициан. Таким оригинальным способом оформить своё надгробие решился только один итальянский художник, поэтому имя его удалось определить без труда – живопизная композиция Оплакивание Христа известная ещё как Пьета, принадлежит кисти великого мастера эпохи Возрождения по имени Тициан. Тициан работал над надгробием до последних дней ("Оплакивание Христа" стала его последней картиной, мастер не успел завершить работу), но пьета выставлена в Венецианской галерее, а не на могиле художника (Тициан хотел, чтобы это произведение находилось в капелле, где он будет погребён).
Анатомические реалии пьеты Микеланджело
Богоматерь с телом Христа – зеркальное отражение группы Микеланджело и увидена эта группа не фронтально (как это было в эпоху Высокого Возрождения), а несколько сбоку, что придает дополнительную динамику. Это коснулось многих произведений даже таких крупнейших мастеров, как Рембрандт, Тициан, Веронезе, Ван-Дейк, Кранах Старший и др. Так, «желтизна» портретов героев 1812 г. английского художника Доу произошла не от пожелтения покровного лака, а она входит в колорит живописи. Подобно тому как образный строй поздних произведений Тициана включает в себя только человека, как фантом, возникающего из хаоса вселенной и обреченного в нем на неизбежную гибель, так и колорит старого мастера строится на цвете человеческого тела, в тревожном мерцании множества оттенков повторяющемся и растворяющемся в тонах одежды, пейзажа, фона («Святой Себастьян» в Эрмитаже, «Святая Маргарита» в Прадо, «Тарквиний и Лукреция» и «Пастух и нимфа» в Вене). Наиболее заметная в «Похищении Европы», она в той или иной мере присуща и другим «поэзиям», а также религиозным композициям Тициана после пятидесятых годов.
Необычайная осязательность отдельных фигур, могучих тел, широких жестов, ярких одеяний, кусков архитектуры сочетается с некоторой надуманностью композиции, с эффектом театральной инсценировки и даже с элементами шаржа и гротеска (Пилат, похожий на Аретино, толстый фарисей и т. п. ). Она застыла в безмерном горе, подобно статуе. В 1542 году Лойола выступает с проповедями в Сан Сальваторе. Они лишены наброска святости, смирения, традиционных для религиозных полотен.
В то же время остро осознаваемые Тицианом уже в сороковых годах противоречия идеала и действительности, конфликт героя и мира становятся теперь еще глубже, трагичнее и приобретают этический оттенок — унижение и страдание одинокой героической личности показываются теперь в плане утверждения нравственной силы героя («Мучение святого Лаврентия», церковь Джезуити в Венеции «Несение креста», Мадрид, Прадо «Святой Себастьян», Ленинград, Эрмитаж «Коронование терновым венцом», Мюнхен и др. ). Так вот теперь каждый вечер Орацио зажигал перед «Пьетой» свечи и оставлял отца, чтобы он мог побыть наедине с Богом. Некоторые черты стиля позднего Тициана сказываются уже в раннем варианте «Мучений святого Лаврентия». Героизация человеческого образа привносится в них извне путем пояснительных атрибутов («Герцог Атри» в Касселе, «Мужчина с пальмовой ветвью» в Дрездене, «Антиквар Якопо де Страда» в Вене) и превращается подчас в мнимую значительность, в искусственное сочетание самоуверенности и самоуничижения (обетная картина семейства Вендрамин, около 1550 года, в Лондонской Национальной галерее). Характеризуя в «Хронологических выписках» основные причины упадка Венеции, Маркс отмечает значение следующих моментов — рост мощи турок, образование больших (уже не феодальных) монархий и вытеснение венецианской торговли португальцами и испанцами. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Портреты Тициана окончательно освобождаются от навеянного Джорджоне налета мечтательности и неопределенности, который сохранился еще в «Юноше с перчаткой» и приобретают гораздо большую остроту конкретной индивидуальной характеристики и вместе с тем величавость парадного портрета («Альфонсо дЭсте», Нью-Йорк, музей Метрополитен «Федериго Гонзага», Мадрид, Прадо «Портрет мужчины с соколом», музей в Омахе, Невада, США).
- Знаменитая картина Тициана Пьета
- Тициан Пьета Оплакивание Христа
- «Оплакивание Христа», Джотто ди Бондоне — описание картины
- ТИЦИАН Вечеллио Оплакивание Христа
Еще совсем недавно на Большом вопросе мы дружно отвечали на вопросы викторины для школьников, которая называется Золотое Руно, а теперь нас и авторы представленного кроссворда вновь возвращают в далекую эпоху Возрождения, а конкретнее, то к картине известного итальянского живописца Тициана (Тициано Вечеллио), которая носит название Оплакивание Христа, хотя многим она известна под другим, более известным названием, как Пьета, написанная автором в период между 1573 и 1576 гг. Но это полотно было последним его творением и дошло до нас в единственном экземпляре. Источник этих импульсов абсолютно очевиден. Основное же свойство позднего Тициана заключается в стремлении к монументализации образа единичного, обособленного человека, в отказе от конкретного изображения окружающей среды. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии.
Венская картина (1543) не менее, чем цикл для Санта Мария делла Салуте, характерна для перелома, переживаемого Тицианом в сороковых годах. Безмятежная ясность («Любовь земная и небесная», 1514-1515), пафос и динамика монументальных композиций («Ассунта» 1516-1518) сменяются психологической остротой образов («Ипполито Риминальди», 1528), напряженным драматизмом («Се человек», 1543) их беспощадной правдивостью («Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио Фарнезе», 1545-1546).
- Ватиканская Пьета – выдающаяся работа Микеланджело
- Картина «Оплакивание мертвого Христа»
- Произведение Тициана Пьета: описание
- История написания картины Пьета
- Напишите отзыв о статье Пьета (картина Тициана)
- Отрывок, характеризующий Пьета (картина Тициана)
- Живопись Тициана (картины, фрески, гравюры)
Выше: что вы искали. Когда же мастер возвратился на родину, он с горечью должен был констатировать, что крупные официальные заказы (во Дворце дожей, в Скуола ди Сан Рокко, в церкви Сан Себастьяно) передавались не ему, а его молодым соперникам. В этих работах «для себя», вопреки все нарастающей волне феодально-католической реакции, захватившей в те годы и Венецию, Тициан вновь, с необычайной настойчивостью и последовательностью, возвращается к идеалам своей юности, к гуманистическим традициям Возрождения, к прославлению героического человека. Это качество последних произведений Тициана особенно наглядно проявляется при сравнении более ранних и более поздних вариантов одной и той же композиции, например «Коронования терновым венцом» в Лувре (1540-е годы) и в Мюнхене (около 1570 года) или же «Мучений святого Лаврентия» в венецианской церкви Джезуити (между 1548 и 1559 годами) и в Эскориале (завершена в 1567 году). Кстати фигура справа, стоящая на коленях, считается автопортретом Тициана, он здесь в образе Иосифа Аримафейского. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем.
Борьба четырех источников света — красного пламени костра, желтых факелов и голубого сияния, льющегося из разверстых небес, создает абсолютно фантастические переливы красок. Это по большей части вечерние или ночные пейзажи с мощными ветвистыми деревьями и скалистыми далями, с облачным небом и бурными эффектами освещения. Карл V пожаловал ему титул графа Палатинского. На картине «Благовещение» рядом со своей подписью он дважды ставит слово fecit — сделал, сделал, как будто бросает вызов всему миру. Все чаще художник наталкивается на непонимание и резкую критику.
Со временем техника Тициана абсолютно изменилась. Недаром портрет занимает такое незначительное место в творчестве Тициана после 1550 года. Характерно, однако, что и здесь, сравнивая автопортреты Тициана около 1550 года (Берлин) и около 1565 (Мадрид, Прадо), мы улавливаем резкий перелом в оценке взаимоотношений человека и окружающего мира: от героически приподнятого, действенного самоутверждения в борьбе с окружающим враждебным миром — к величавому самоуглублению, к трагическому одиночеству и замкнутости.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Другие картины Джотто ди Бондоне
- Разрушение шедевра и его реставрация
- Единственная подписанная работа Микеланджело
- Где находится, как посмотреть работу великого мастера
- Пьета (картина Тициана) Информацию О
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Флоренция. Диаметр 120 см. Так, если пятидесятые годы в творчестве Тициана отмечены безусловным преобладанием «поэзий», то в самый последний период жизни его господствующим жанром становится религиозная картина.
Абсолютно невозможно, например, определить из каких бесчисленных нюансов состоит серебристо-розовая одежда Лукреции, где она переходит в одежду Тарквиния и какого цвета эта одежда. Обращают на себя внимание лица героев – худощавые и схематичные. В сороковых годах колорит Тициана лишается прежней чистоты и ликующей ясности и становится пасмурным и тяжелым (стальным, оливковым, бурым) иногда почти грязноватым отдельные яркие, несмешанные краски звучат с какой-то вызывающей решительностью, подчеркивая жестокость события и бессильное одиночество героя-жертвы особенно наглядно это проявляется в луврском «Терновом венце» и большой картине венского музея «Се человек».
Галерея Уффици. Характерно, однако, что и здесь, сравнивая автопортреты Тициана около 1550 года (Берлин) и около 1565 (Мадрид, Прадо), мы улавливаем резкий перелом в оценке взаимоотношений человека и окружающего мира: от героически приподнятого, действенного самоутверждения в борьбе с окружающим враждебным миром — к величавому самоуглублению, к трагическому одиночеству и замкнутости.
Вместе с тем выявились различные, ранее скрытые авторские переделки. Портреты Тициана окончательно освобождаются от навеянного Джорджоне налета мечтательности и неопределенности, который сохранился еще в «Юноше с перчаткой» и приобретают гораздо большую остроту конкретной индивидуальной характеристики и вместе с тем величавость парадного портрета («Альфонсо дЭсте», Нью-Йорк, музей Метрополитен «Федериго Гонзага», Мадрид, Прадо «Портрет мужчины с соколом», музей в Омахе, Невада, США). С печалью взирает на Христа дряхлый старец. Их образы мягче, грациознее, но и изнеженнее.
В ней есть несколько красочных центров — яркая киноварь фарисея, сочный кармин воина с алебардой и зелено-желтая спина солдата со щитом. Но это полотно было последним его творением и дошло до нас в единственном экземпляре. Через посредство офорта, цветной гравюры на дереве (кьяроскуро) и рисунков в Венецию проникает влияние Пармиджанино, его приемов парадного портрета, его динамической светотени и своеобразной экспрессии «незаконченности», влияние, подкрепленное деятельностью обосновавшегося в Венеции последователя Пармиджанино — славянина из Зары Андреа Мелдолла (Медулича), по прозванию Скиавоне. Затем учился живописи в мастерской тогдашнего главы венецианской школы Джованни Беллини и у его брата Джентиле Беллини.
Известно, что в своих поздних картинах Тициан часто использовал мотивы, фигуры, композиционные схемы произведений Беллини, Джорджоне, Доменико Кампаньола и других, относящихся к началу XVI века и что в его картинах последнего периода опять появляются простые, чистые краски, которые мастер любил в молодости, — кармин, киноварь, ультрамарин, зеленые, желтые, но свободные теперь от изысканной нарядности и цветистости, присущей колориту Тициана до пятидесятых годов и насыщенные мрачной торжественностью. В поздних трагических произведениях подчеркивал достоинство и силу духа героев («Тарквиний и Лукреция», 1568-1571 «Оплакивание Христа», 1573-1576). Осознание глубоких противоречий между идеалами и действительностью, трагических конфликтов между героем и обществом приводит Тициана, как мы видели в многофигурных композициях сороковых годов, к напряженности в композиции, к преувеличенной патетике, к некоторой вульгаризации средств выражения, к потере цельности образа. Уже в самой изолированности и яркости этих красочных центров есть что-то нереальное. Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении. Позднее, в связи со все углубляющимся противоречием между идеалом и действительностью, со все более обостряющейся субъективной окраской мировосприятия мастера портрет перестает быть в центре его внимания (может быть, за исключением автопортрета) и свое главное выражение творческие замыслы Тициана находят в «поэзиях» и особенно в религиозных композициях.
Сороковые и пятидесятые годы XVI века знаменуют решающийперелом в развитии венецианской живописи. Подобно тому как образный строй поздних произведений Тициана включает в себя только человека, как фантом, возникающего из хаоса вселенной и обреченного в нем на неизбежную гибель, так и колорит старого мастера строится на цвете человеческого тела, в тревожном мерцании множества оттенков повторяющемся и растворяющемся в тонах одежды, пейзажа, фона («Святой Себастьян» в Эрмитаже, «Святая Маргарита» в Прадо, «Тарквиний и Лукреция» и «Пастух и нимфа» в Вене). Это — больше чем портрет Павла III, это — обвинительная речь всему папству. Венеция в ту пору была главным очагом национального объединения, центром противодействия феодальной реакции, единственным оплотом прогрессивных сил в Италии (недаром в Венецию устремились такие передовые деятели культуры и искусства, как Клеман Маро и Антонио Бручоли, как Аретино и Сансовино). Положение рук и ног изгиб торса, голова, склоненная на правое плечо (в сторону зрителя).
Мастер отказывается от тех чистых, сильных, но несколько отвлеченных красочных звучаний, которые он так охотно использовал в предшествующий период и обращается к более конкретным, но и более сложным и тонким оттенкам тонов, применяет сочетания сходных красок и стремится подчинить колорит каждой картины какому-нибудь одному главенствующему красочному аккорду (например, зелено-голубому с золотом в портрете «La Bella» или фиолетово-красному в портрете Ипполито Медичи и т. п. ). Библейский сюжет. Основное же свойство позднего Тициана заключается в стремлении к монументализации образа единичного, обособленного человека, в отказе от конкретного изображения окружающей среды. Вершины своего могучего размаха героико-драматический стиль Тициана достигает в «Убиении святого Петра мученика», большой алтарной картине, написанной в 1528–1530 годах для церкви Санти Джованни э Паоло после победы в конкурсном соревновании с Порденоне и Пальма Веккьо. Чрезвычайно показательно для напряженных социальных отношений в Венеции на рубеже тридцатых и сороковых годов выступление в 1541 году патриция Бернардо Капелла, требовавшего права доступа в Большой совет представителям не только аристократических фамилий — права, уничтоженного еще в 1297 году постановлением о «Золотой книге» (перечень фамилий венецианских нобилей, пользующихся правом участия в Большом совете). С особенной силой эта разобщенность проявляется в образах потерявшихся в толпе белой девушки (в центре картины) и мальчика с собакой у подножия лестницы.
Венеция в ту пору была главным очагом национального объединения, центром противодействия феодальной реакции, единственным оплотом прогрессивных сил в Италии (недаром в Венецию устремились такие передовые деятели культуры и искусства, как Клеман Маро и Антонио Бручоли, как Аретино и Сансовино). Мария держит на своих коленях обнаженное тело погибшего героя. В одной из последних картин Тициана — «Коронование терновым венцом» — краска совсем растворила твердую пластическую форму.
Дони, Лодовико Дольче), выступающих в защиту того или иного художественного направления и обсуждающих проблемы эстетического вкуса, колорита, связи человека с окружением (ambiente), взаимоотношения эскизности и законченности и т. п. Так, в портрете Карла V в кресле (Мюнхен) Тициан показывает не только разочарование и меланхолию измученного подагрой человека, но и несгибаемую энергию большого государственного деятеля, а в конном портрете императора (Прадо)— не только героический порыв и триумф военачальника, но и горечь человека, сознающего крушение своих мечтаний. Тициан создавал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни, трепетной чувственности («Даная», 1554 «Диана и Каллисто», 1560). При всей чувственной насыщенности поздних «поэзий» Тициана в них есть оттенок зыбкости и скоротечности.
Второй портрет Тициан написал после победы Карла при Мюльберге. И хотя волны движения и возбуждения, поднимающиеся из толпы к стоящему в самом углу картины на возвышении Христу, дают внешнее объединение идейного и эмоционального содержания картины, образный мир ее лишен внутренней цельности и разбивается на ряд самодовлеющих, разобщенных друг от друга образов. Ренессанс заканчивался, начиналась эпоха барокко. Это, словно, мощный скорбный крик в абсолютной тишине мира.
Эти элементы помимо ряда мифологических картин («Венера перед зеркалом», «Венера с органистом», «Венера с лютнистом», мадридская «Даная», «Диана и Актеон», «Диана и Каллисто» и др. ) заметно сказываются и в некоторых поздних портретах Тициана, например в дрезденском «Портрете Лавинии». В религиозных композициях пятидесятых годов наряду с теми качествами, которые мы отметили раньше и которые составляют основу художественного мировосприятия позднего Тициана, проявляются и абсолютно чуждые существу его творческого облика элементы преображенных небесных видений, связанные в свою очередь с оттенком искусственного смирения и самоуничижения человека (обетная картина семейства Вендрамин, Лондонская Национальная галерея «Поклонение святой Троице», Мадрид, Прадо «Явление Христа Марии», приходская церковь в Медоле «Сошествие святого духа», Венеция, Санта Мария делла Салуте). Высказывания Вазари в его «Жизнеописаниях» и письмо антиквара Никколо Стоппио к Максу Фуггеру 1568 года столь же красноречиво об этом свидетельствуют, как и проделки учеников, пытавшихся, по словам Зандрарта, «исправить» живопись старого мастера.
Все картины в той или иной степени изменились иногда очень значительно. Тициан являлся главой венецианской школы живописи периода Высокого и Позднего Возрождения.
Это особенно важно в вопросах реставрации картин. Впервые Тициан прибегает к ночному эффекту. Италия. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей. Когда же мастер возвратился на родину, он с горечью должен был констатировать, что крупные официальные заказы (во Дворце дожей, в Скуола ди Сан Рокко, в церкви Сан Себастьяно) передавались не ему, а его молодым соперникам. С особенной силой эта разобщенность проявляется в образах потерявшихся в толпе белой девушки (в центре картины) и мальчика с собакой у подножия лестницы.
Оплакивание Христа. Народность искусства Тициана, которая в двадцатых годах проявлялась в воплощении больших общенародных идей и чувств, теперь сказывается в обращении мастера к конкретным образам простого народа и народной жизни (пастух со стадом и крестьянская хижина в лондонской и луврской «Мадонне», старуха с корзиной во «Введении во храм», нищий в «Святом Иоанне Милостивом» и т. п. ). Начало военным неудачам Венеции положила так называемая «Священная лига» против турок, организованная итальянскими герцогами в 1538 году. Знаю Сырожу, часто по телевизору показывают, да и вы его наверное видели. Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли.
Эту манеру художник разработал совместно с Луи Анкетеном тремя годами ранее. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену. В цикле Санто Спирито трижды повторяется тема убийства, грубой физической силы.
Высказывания Вазари в его «Жизнеописаниях» и письмо антиквара Никколо Стоппио к Максу Фуггеру 1568 года столь же красноречиво об этом свидетельствуют, как и проделки учеников, пытавшихся, по словам Зандрарта, «исправить» живопись старого мастера. Либо тело Христа получаеется слишком длинным, либо приходится его уменьшать и тогда на коленях у Марии оказывается какой-то уродливый недомерок. Микеланджело создает скульптурную Пьету, как это было в заальпийской традиции. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.
Он одержал блестящую победу над ними. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену. Венеция потерпела в этой войне ряд тяжелых поражений и вынуждена была принять унизительные условия мира (1540). Абсолютно иной подход к портрету у Тициана в сороковых годах, в пору кризиса его художественного мировосприятия и вместе с тем высших достижений его портретного искусства.
Как и в «Мадонне Пезаро», композиция построена по диагонали, направленной из глубины на зрителя и пересеченной встречными направлениями (спутник Петра устремляется вверх, ангелочки с пальмовой ветвью — вниз).
Резкое потемнение живописи в тенях, вследствие просвечивания темных грунтов и подмалевков через верхние жидкие слои, заметно в произведениях большинства художников XVII столетия, особенно у испанских (например, Рибера), многих болонцев, караваджистов и других. Это качество последних произведений Тициана особенно наглядно проявляется при сравнении более ранних и более поздних вариантов одной и той же композиции, например «Коронования терновым венцом» в Лувре (1540-е годы) и в Мюнхене (около 1570 года) или же «Мучений святого Лаврентия» в венецианской церкви Джезуити (между 1548 и 1559 годами) и в Эскориале (завершена в 1567 году). На надгробии художника картина никогда не была, она выставлена в венецианской галерее.
Наиболее заметная в «Похищении Европы», она в той или иной мере присуща и другим «поэзиям», а также религиозным композициям Тициана после пятидесятых годов. Творчество Тициана двадцатых годов (несмотря на то, что художник и в это время, как и на протяжении всей своей деятельности, остается по преимуществу живописцем человека) знаменует собой новую веху в развитии пейзажа. И была у нас с Сырожей взаимная неприязнь и недопонимание.
Характеризуя в «Хронологических выписках» основные причины упадка Венеции, Маркс отмечает значение следующих моментов — рост мощи турок, образование больших (уже не феодальных) монархий и вытеснение венецианской торговли португальцами и испанцами. В одной из последних картин Тициана — «Коронование терновым венцом» — краска совсем растворила твердую пластическую форму. Тициан работал над надгробием до последних дней (Оплакивание Христа стала его последней картиной, мастер не успел завершить работу), но пьета выставлена в Венецианской галерее, а не на могиле художника (Тициан хотел, чтобы это произведение находилось в капелле, где он будет погребён).
Мастер отказывается от тех чистых, сильных, но несколько отвлеченных красочных звучаний, которые он так охотно использовал в предшествующий период и обращается к более конкретным, но и более сложным и тонким оттенкам тонов, применяет сочетания сходных красок и стремится подчинить колорит каждой картины какому-нибудь одному главенствующему красочному аккорду (например, зелено-голубому с золотом в портрете «La Bella» или фиолетово-красному в портрете Ипполито Медичи и т. п. ). Ренессанс заканчивался, начиналась эпоха барокко. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Об этом рассказал миру Вазари, поэт и биограф нескольких итальянских художников.
Наряду с охлаждением интереса к портрету для позднего периода творчества Тициана характерно еще большее, чем в сороковых годах, разобщение жанров — прежде всего в том отношении, что он вкладывает иные оттенки жизнеощущения в картины с мифологической тематикой («поэзии»), чем в картины религиозного содержания, но также и в том смысле, что в разные периоды своей поздней деятельности мастер отдает явное предпочтение то одному, то другому жанру. В этой связи следует обратить внимание еще на одну особенность поздних мифологических картин Тициана. В сороковых годах колорит Тициана лишается прежней чистоты и ликующей ясности и становится пасмурным и тяжелым (стальным, оливковым, бурым) иногда почти грязноватым отдельные яркие, несмешанные краски звучат с какой-то вызывающей решительностью, подчеркивая жестокость события и бессильное одиночество героя-жертвы особенно наглядно это проявляется в луврском «Терновом венце» и большой картине венского музея «Се человек». Вместе с тем в Венецию все сильнее проникают веяния католической реакции. К. Брюллов, увлекаясь великим фламандцем, пишет подобные полутона серой краской.
Второй портрет Тициан написал после победы Карла при Мюльберге. Резкие ракурсы фигур еще усиливают нереальность этого видения. Жестокую борьбу с Тинторетто Тициан продолжал до последнего дня жизни.
Начало военным неудачам Венеции положила так называемая «Священная лига» против турок, организованная итальянскими герцогами в 1538 году. Дерево, масло. Правда, морское могущество Венеции было сильно поколеблено, ее экономика неуклонно падала. Для творчества Тициана сороковых годов характерно более резкое, чем раньше, разобщение жанров (портрет, религиозная картина, «поэзии»), развивающихся каждый своим самостоятельным путем, а также значительно большее, чем раньше, можно сказать, господствующее место, которое художник в этот период уделяет портрету.
С печалью взирает на Христа дряхлый старец. Единственное, что указывает на святость изображённых – нимбы над головами. Не случайно также, что в этот период место больших алтарных картин занимают повествовательные композиции в духе старой венецианской школы, написанные для филантропических братств («Введение во храм», находящееся теперь в Венецианской академии, было исполнено в 1534–1538 годы для Скуола делла Карита). На этот раз Тициан обратился, очевидно под влиянием Микеланджело, к чуждой ему до тех пор области драматического рассказа и попытался достигнуть максимальной силы движения.
Как эта работа оказалась у одного достопочтимого маркиза неизвестно, существуют разные предположения. Но парадные портреты Тициана глубоко отличаются от того типа парадного портрета, который складывался в эти годы в папском Риме и при княжеских дворах Центральной и Северной Италии (Себастьяно дель Пьомбо, Бронзино, Пармиджанино), отличаются и своей правдивостью и активным восприятием человека и внутренней целостностью и значительностью человеческого образа. Отсюда та тень трагического одиночества, которая падает на величавый образ Карла V в кресле (Мюнхен) и которая отражается в напряженном взгляде Ипполито Риминальди (Питти). Сын -- лентяй. Источник этих импульсов совершенно очевиден.
Именно в это время закладываются основы нового портретного стиля мастера. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. У него почти получилось, да вот школа закончилась, да и разбежались все. 1 Но можно с уверенностью сказать, что сам Рубенс не видел этих «жемчужных» полутонов, – они абсолютно противоречат всей его системе цветового построения формы и вообще системе того времени и появились, несомненно, позже, когда коричневые тени подмалевка проступили сквозь верхние полупастозные белильные тона. Со временем техника Тициана совершенно изменилась. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам.
В этот период Тициан не только пишет развернутые пейзажные фоны для своих религиозных и мифологических композиций (особенно своеобразны пейзажные фоны в алтарной картине анконского музея и в «Мадонне со святой Екатериной» в лондонской Национальной галерее), не только разрабатывает пейзажные мотивы в ряде рисунков, но и создает самостоятельные пейзажные картины («Пейзаж со святым Иеронимом» в Лувре, «Пейзаж со стадом» в Хемптон Корте в Лондоне). Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре.
В 1517-1555 годах Тициан занимал должность официального живописца Венецианской республики. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Еще совсем недавно на Большом вопросе мы дружно отвечали на вопросы викторины для школьников, которая называется " Золотое Руно ", а теперь нас и авторы представленного кроссворда вновь возвращают в далекую эпоху Возрождения, а конкретнее, то к картине известного итальянского живописца Тициана (Тициано Вечеллио), которая носит название " Оплакивание Христа ", хотя многим она известна под другим, более известным названием, как " Пьета ", написанная автором в период между 1573 и 1576 гг.
Размер картины 352 x 349 см, холст, масло. Все чаще художник наталкивается на непонимание и резкую критику. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Его привлекает не анализ переживаний, не изображение определенного момента в биографии модели, а нечто постоянное в ее физическом и духовном облике, ее основной характер (черты грубоватого полководца в портрете Федериго Гонзага).
О своеобразной живописной технике поздних произведений Тициана сохранилось много красноречивых свидетельств современников (Вазари, Дольче, Ломаццо и другие), подробное описание М. Боскини со слов ученика Тициана Пальмы-младшего, восторженные отзывы ряда выдающихся живописцев. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Эту манеру художник разработал совместно с Луи Анкетеном тремя годами ранее. Их образы мягче, грациознее, но и изнеженнее. Недаром Аретино, мечтавший о раскрепощении писателей и художников от двора и о более тесной связи искусства с народом, обосновался в Венеции. Богоматерь с телом Христа – зеркальное отражение группы Микеланджело и увидена эта группа не фронтально (как это было в эпоху Высокого Возрождения), а несколько сбоку, что придает дополнительную динамику. Позднее, в связи со все углубляющимся противоречием между идеалом и действительностью, со все более обостряющейся субъективной окраской мировосприятия мастера портрет перестает быть в центре его внимания (может быть, за исключением автопортрета) и свое главное выражение творческие замыслы Тициана находят в «поэзиях» и особенно в религиозных композициях.
Правда, морское могущество Венеции было сильно поколеблено, ее экономика неуклонно падала. Венская картина (1543) не менее, чем цикл для Санта Мария делла Салуте, характерна для перелома, переживаемого Тицианом в сороковых годах. Именно в это время закладываются основы нового портретного стиля мастера. Меня же мучают кошмары». Это сказывается прежде всего в самом обращении Тициана к абсолютно чуждому ему специфически декоративному жанру.
Безмятежная ясность («Любовь земная и небесная», 1514-1515), пафос и динамика монументальных композиций («Ассунта» 1516-1518) сменяются психологической остротой образов («Ипполито Риминальди», 1528), напряженным драматизмом («Се человек», 1543) их беспощадной правдивостью («Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио Фарнезе», 1545-1546). Словно какое-то творческое бешенство овладело старым мастером. Наряду со старшим поколением живописцев Венеции и террафермы (Бонифацио, Бордоне, Кариани, Лотто, Савольдо, Моретто и другие), постепенно сходящим со сцены, все большее значение в венецианской художественной жизни приобретают молодые мастера во главе с Тинторетто, Веронезе и Якопо Бассано.
Здесь парадный стиль Тициана находится в полном соответствии с темой. Центральная Европа и особенно Германия, еще находилась в прежней торговой зависимости от Венеции ее сельское хозяйство было поставлено выше, чем где-либо в Италии ее развитое ремесленное производство (ювелирное и оружейное дело, стекло, бархат, кружева и т. д. ) переживало блестящий подъем. При сравнении двух картин на эту тему сразу же бросается в глаза, как в позднем варианте «Мучения святого Лаврентия» упрощена сложная борьба различных источников света, как смягчена резкость движений и ракурсов, как последовательно построенная архитектурная перспектива сменилась обобщенным силуэтом темной арки и как, наряду со сгущением мрака и угасанием трепетного, неверного света чадящих светильников, нарастает сгущение переживаний в картине. В этих работах «для себя», вопреки все нарастающей волне феодально-католической реакции, захватившей в те годы и Венецию, Тициан вновь, с необычайной настойчивостью и последовательностью, возвращается к идеалам своей юности, к гуманистическим традициям Возрождения, к прославлению героического человека. Тициан создавал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни, трепетной чувственности («Даная», 1554 «Диана и Каллисто», 1560). Наконец, в двадцатых годах совершается важный перелом и в портретном искусстве Тициана. Христос – юный и тщедушный, Богоматерь – большая и мощная.
Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). Они лишены наброска святости, смирения, традиционных для религиозных полотен. Еще заметнее перемена в религиозных и мифологических композициях тридцатых годов («Введение во храм», «Мадонна с кроликом», «Венера Урбинская», «Венера из Пардо» и др. ). Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Бьондо, А. -Ф.
Эти элементы помимо ряда мифологических картин («Венера перед зеркалом», «Венера с органистом», «Венера с лютнистом», мадридская «Даная», «Диана и Актеон», «Диана и Каллисто» и др. ) заметно сказываются и в некоторых поздних портретах Тициана, например в дрезденском «Портрете Лавинии». Картина возникла из конкурса, в котором принимали участие упомянутые современники Тициана. Существенные изменения происходят также в колорите Тициана. В поздних «поэзиях» Тициана нет прежней героической мощи, нет бьющей через край жизнерадостной энергии, которые можно наблюдать еще в неаполитанской «Данае» и «Венере с амуром» (Уффици).
Одним из наиболее важных факторов, влияющих на разрушение исторического памятника архитектуры, является капиллярное поднятие воды по материалу фундаментов и стен с образованием высолов на их поверхности и засолением стен. Христос не изможденный аскет и не «добрый пастырь», а именно муж, поверженный в неравной борьбе. Наконец, в двадцатых годах совершается важный перелом и в портретном искусстве Тициана. Пользовался огромной прижизненной славой, его заказчиками были император Карл V испанский король Филипп II, папа Павел III, правители Мантуи, Феррари, Урбино. Тициан Вечеллио Над «Оплакиванием Христа» Тициан трудился по-другому. Но все же – он мужчина, а она женщина. Пожалуйста.
Наиболее приемлемым вариантом года рождения считают период с 1488 по 1490 год. Только тогда нам становится понятным и смысл девушки в белом. Отсюда та тень трагического одиночества, которая падает на величавый образ Карла V в кресле (Мюнхен) и которая отражается в напряженном взгляде Ипполито Риминальди (Питти). На надгробии художника картина никогда не была, она выставлена в венецианской галерее. Рискну предположить (хотя, возможно, это и не новость), что вдохновлялся он шедевром Микеланджело, хотя и творчески переработал композицию: фигуры Христа почти идентичны. Для творчества Тициана сороковых годов характерно более резкое, чем раньше, разобщение жанров (портрет, религиозная картина, «поэзии»), развивающихся каждый своим самостоятельным путем, а также значительно большее, чем раньше, можно сказать, господствующее место, которое художник в этот период уделяет портрету. Она застыла в безмерном горе, подобно статуе.
На рубеже тридцатых-сороковых годов за этим коротким периодом успокоения на достигнутом следует резкий кризис политического и торгового могущества Венеции и венецианской культуры. Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Еще заметнее перемена в религиозных и мифологических композициях тридцатых годов («Введение во храм», «Мадонна с кроликом», «Венера Урбинская», «Венера из Пардо» и др. ). Жестокую борьбу с Тинторетто Тициан продолжал до последнего дня жизни.
Положение рук и ног изгиб торса, голова, склоненная на правое плечо (в сторону зрителя). Несколько десятилетий спустя последний из "титанов" – Тициан почти повторяет композицию скульптуры Микеланджело в своей картине с тем же сюжетом. Карл V пожаловал ему титул графа Палатинского. В то же время остро осознаваемые Тицианом уже в сороковых годах противоречия идеала и действительности, конфликт героя и мира становятся теперь еще глубже, трагичнее и приобретают этический оттенок — унижение и страдание одинокой героической личности показываются теперь в плане утверждения нравственной силы героя («Мучение святого Лаврентия», церковь Джезуити в Венеции «Несение креста», Мадрид, Прадо «Святой Себастьян», Ленинград, Эрмитаж «Коронование терновым венцом», Мюнхен и др. ). Так, если пятидесятые годы в творчестве Тициана отмечены безусловным преобладанием «поэзий», то в самый последний период жизни его господствующим жанром становится религиозная картина.
Чрезвычайно показательно для напряженных социальных отношений в Венеции на рубеже тридцатых и сороковых годов выступление в 1541 году патриция Бернардо Капелла, требовавшего права доступа в Большой совет представителям не только аристократических фамилий — права, уничтоженного еще в 1297 году постановлением о «Золотой книге» (перечень фамилий венецианских нобилей, пользующихся правом участия в Большом совете). Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место. Дони, Лодовико Дольче), выступающих в защиту того или иного художественного направления и обсуждающих проблемы эстетического вкуса, колорита, связи человека с окружением (ambiente), взаимоотношения эскизности и законченности и т. п. Но парадные портреты Тициана глубоко отличаются от того типа парадного портрета, который складывался в эти годы в папском Риме и при княжеских дворах Центральной и Северной Италии (Себастьяно дель Пьомбо, Бронзино, Пармиджанино), отличаются и своей правдивостью и активным восприятием человека и внутренней целостностью и значительностью человеческого образа. Венеция была единственной итальянской республикой, сохранившей независимость от Испании.
Венеция все более стушевывается в результате крупных столкновений на суше и на море, происходящих в сороковые и пятидесятые годы и заканчивающихся миром в Като-Камбрези (1559) и окончательным утверждением испанского владычества в Италии. Его клиентами были Карл V испанский король Филипп II, папа Павел III, правители Мантуи, Феррари, Урбино и другие не менее известные личности. В этот период Тициан не только пишет развернутые пейзажные фоны для своих религиозных и мифологических композиций (особенно своеобразны пейзажные фоны в алтарной картине анконского музея и в «Мадонне со святой Екатериной» в лондонской Национальной галерее), не только разрабатывает пейзажные мотивы в ряде рисунков, но и создает самостоятельные пейзажные картины («Пейзаж со святым Иеронимом» в Лувре, «Пейзаж со стадом» в Хемптон Корте в Лондоне).
Точная дата рождения неизвестна. Так даже в эти тяжелые годы кризиса Венеции удается отстоять свою политическую независимость, отразить прямое воздействие феодальнокатолической реакции и сохранить свой ореол защитницы национальных интересов. Умер в Венеции 27 августа 1576 года. При всей чувственной насыщенности поздних «поэзий» Тициана в них есть оттенок зыбкости и скоротечности. Безусловно известную роль здесь сыграло длительное отсутствие Тициана.
В цикле Санто Спирито трижды повторяется тема убийства, грубой физической силы. Разумеется, венецианская свобода была очень относительна. Особенно красноречиво это сказывается в немногочисленных поздних портретах Тициана. Несомненно, Пьета считается одной из величайших картин мирового художественного наследия.
Народность искусства Тициана, которая в двадцатых годах проявлялась в воплощении больших общенародных идей и чувств, теперь сказывается в обращении мастера к конкретным образам простого народа и народной жизни (пастух со стадом и крестьянская хижина в лондонской и луврской «Мадонне», старуха с корзиной во «Введении во храм», нищий в «Святом Иоанне Милостивом» и т. п. ). Принято начинать поздний период творчества Тициана с сороковых годов. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. заданный автором Весенняя Заря лучший ответ это ссылкаКартина художника Тициано Вечеллио «Оплакивание Христа» («Пьета»).
Христос при этом значительно меньше ростом, чем Богоматерь, но это не бросается в глаза. В сороковых годах, когда Тициан еще искал в окружающей его жизни непосредственного соответствия гуманистическим идеалам, он именно в портрете находил возможности для создания целостного образа значительной, волевой человеческой личности именно в портрете ему удавалось сохранить гармонию индивидуального и типического, реального и возвышенно-героического. В 1542 году Лойола выступает с проповедями в Сан Сальваторе. Тициан до самого конца жизни (умер в 1576 году) остается верен гуманистическим идеалам Возрождения. При сравнении двух картин на эту тему сразу же бросается в глаза, как в позднем варианте «Мучения святого Лаврентия» упрощена сложная борьба различных источников света, как смягчена резкость движений и ракурсов, как последовательно построенная архитектурная перспектива сменилась обобщенным силуэтом темной арки и как, наряду со сгущением мрака и угасанием трепетного, неверного света чадящих светильников, нарастает сгущение переживаний в картине. Но это полотно было последним его творением и дошло до нас в единственном экземпляре.
Великий мастер не стал спорить с неосведомленными соотечественниками, решив увековечить подлинность своего шедевра автографом по перевязи Марии. В коллекциях того или иного владельца зачастую варварски уменьшали или увеличивали формат старой картины, подчиняясь вкусам своей эпохи, требованиям «стены» или «рамы». Особенно заметно подобное изменение колорита в русской иконе.
С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. В религиозных композициях пятидесятых годов наряду с теми качествами, которые мы отметили раньше и которые составляют основу художественного мировосприятия позднего Тициана, проявляются и совершенно чуждые существу его творческого облика элементы преображенных небесных видений, связанные в свою очередь с оттенком искусственного смирения и самоуничижения человека (обетная картина семейства Вендрамин, Лондонская Национальная галерея «Поклонение святой Троице», Мадрид, Прадо «Явление Христа Марии», приходская церковь в Медоле «Сошествие святого духа», Венеция, Санта Мария делла Салуте). В поздних «поэзиях» Тициана нет прежней героической мощи, нет бьющей через край жизнерадостной энергии, которые можно наблюдать еще в неаполитанской «Данае» и «Венере с амуром» (Уффици). Нередко и теперь еще восхищаются холодными серыми, «жемчужными» теневыми полутонами в живописи обнаженных тел на картинах Рубенса. Безошибочно отделяются от авторского подлинника все поздние чужие добавления и переделки, создается возможность точно представить его первоначальный вид.
Принято начинать поздний период творчества Тициана с сороковых годов. И снизошла ко мне истина великая и свет небесный. Необычайная осязательность отдельных фигур, могучих тел, широких жестов, ярких одеяний, кусков архитектуры сочетается с некоторой надуманностью композиции, с эффектом театральной инсценировки и даже с элементами шаржа и гротеска (Пилат, похожий на Аретино, толстый фарисей и т. п. ). Через посредство офорта, цветной гравюры на дереве (кьяроскуро) и рисунков в Венецию проникает влияние Пармиджанино, его приемов парадного портрета, его динамической светотени и своеобразной экспрессии «незаконченности», влияние, подкрепленное деятельностью обосновавшегося в Венеции последователя Пармиджанино — славянина из Зары Андреа Мелдолла (Медулича), по прозванию Скиавоне. Тициан до самого конца жизни (умер в 1576 году) остается верен гуманистическим идеалам Возрождения. Возрождение.
Христос при этом значительно меньше ростом, чем Богоматерь, но это не бросается в глаза. Статуя Моисея, высеченная из камня, действительно впечатляет. Это приводит к разрушению кладки стен, штукатурного слоя. вы можете запросить все в системе с коробкой.
Она застыла в безмерном горе, подобно статуе. – а я то единственный не запоганился. Героизация человеческого образа привносится в них извне путем пояснительных атрибутов («Герцог Атри» в Касселе, «Мужчина с пальмовой ветвью» в Дрездене, «Антиквар Якопо де Страда» в Вене) и превращается подчас в мнимую значительность, в искусственное сочетание самоуверенности и самоуничижения (обетная картина семейства Вендрамин, около 1550 года, в Лондонской Национальной галерее). В поздних трагических произведениях подчеркивал достоинство и силу духа героев («Тарквиний и Лукреция», 1568-1571 «Оплакивание Христа», 1573-1576).
Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Наряду со старшим поколением живописцев Венеции и террафермы (Бонифацио, Бордоне, Кариани, Лотто, Савольдо, Моретто и другие), постепенно сходящим со сцены, все большее значение в венецианской художественной жизни приобретают молодые мастера во главе с Тинторетто, Веронезе и Якопо Бассано. Но все же накопленные ею богатства были еще огромны. Творчество Тициана двадцатых годов (несмотря на то, что художник и в это время, как и на протяжении всей своей деятельности, остается по преимуществу живописцем человека) знаменует собой новую веху в развитии пейзажа. Венеция потерпела в этой войне ряд тяжелых поражений и вынуждена была принять унизительные условия мира (1540).
После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Несмотря на трагизм картины, художник демонстрирует красоту человеческого тела, натуралистично прорисовывая каждую линию и изгиб. Картина погибла в 1867 году во время пожара, но копия и гравюрные воспроизведения с нее, а также предварительные наброски Тициана дают представление о смелости и мощи композиционного замысла. Здесь парадный стиль Тициана находится в полном соответствии с темой.
Бьондо, А. -Ф. Несомненно, Пьета считается одной из величайших картин мирового художественного наследия. Так, в портрете Карла V в кресле (Мюнхен) Тициан показывает не только разочарование и меланхолию измученного подагрой человека, но и несгибаемую энергию большого государственного деятеля, а в конном портрете императора (Прадо)— не только героический порыв и триумф военачальника, но и горечь человека, сознающего крушение своих мечтаний. Но все же накопленные ею богатства были еще огромны.
Достаточно вспомнить длинную пологую лестницу, развернутую параллельно плоскости картины и тщательную разработку узорной кладки стены во «Введении», цветы в руке «Венеры Урбинской», собачку у ее ног и эпизод со служанками у ларя в глубине интерьера, не говоря уже о самом образе Венеры, столь близком по мотиву к «Венере» Джорджоне и столь далеком от нее по замыслу. О своеобразной живописной технике поздних произведений Тициана сохранилось много красноречивых свидетельств современников (Вазари, Дольче, Ломаццо и другие), подробное описание М. Боскини со слов ученика Тициана Пальмы-младшего, восторженные отзывы ряда выдающихся живописцев. Одним из самых глубоких по мысли и чувству творений позднего Тициана является «Пьета», законченная после смерти художника уже его учеником Пальмой Младшим. Эти изменения в конечном счете создали мнение об обязательной «темноте» и коричневых, «золотистых» тонах живописи XVI – XVII вв., заставили многих ценителей полюбить этот колорит, а некоторых художников следовать ему в своих произведениях.