Тициан Вечеллио Автопортрет
Автопортрет, около 1567 Музей Прадо, Мадрид Тициан Вечеллио (итал.
Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Процессии любого рода: религиозные, гражданские и королевские, являлись демонстрацией единства и порядка, что служило целям окончательного единения общества в непосредственном событии, будь то праздник Тела Христова или посвящение выдающейся личности в рыцари. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Возможно, основная мысль картины созвучна с той, что выразил Платон в своих «Законах»: «самое прекрасное искусство как раз то, которое воспринимается лишь избранными».
Другой современник Тициана не без тайного злорадства отмечает, «что он уже не видит, что делает и что его рука настолько дрожит, что он ничего не заканчивает, оставляя все помощникам». Скорее всего, — это Муза. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». До сих пор в каталогах музея ни одно полотно великого итальянца не значилось.
- Мужские портреты в творчестве Тициана
- 10 самых известных работ Тициана
- Тициан (Тициано Вечеллио) женские портреты
- Тициан: жизнь и творчество художника
- Жизнь длиною в век: Как творил, любил и умер гениальный художник Тициан Вечеллио
Вода в кувшине девушки — символ возможного очищения всего живого. Но Иисус стыдливо прикрывает свою наготу саваном, произнеся «Не прикасайся ко Мне ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». Книгопечатание в различных формах пропитывало и увековечивало Ренессанс. С беспощадной правдивостью Тициан трактует свои модели в портретах Пьетро Аретино, папы Павла III с племянниками императора Карла V. Зато портрет его дочери Лавинии («Портрет Лавинии», ок.
Они молоды, полны сил и желаний, здоровья и энергии. Тот, кто хорошо помнит знаменитую «Спящую Венеру» Джорджоне, выставлявшуюся у нас в числе других шедевров Дрезденской галереи, усмотрит в «Венере Урбинской» Тициана черты сходства с ней, а вместе с тем и различия. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». много внимания Тициан уделяет портрету. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру.
На это тратились огромные силы и средства. Новаторством Тициана было использование грунтованного холста и масляных красок. Также из-под кисти мастера появляется несколько различных вариантов «Данаи». В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час. Среди ранних работ особенно следует выделить «Портрет мужчины в платье с синими рукавами» («Людовико Ариосто», около 1510, Национальная галерея, Лондон), на котором герой опирается на парапет с инициалами «T. V». «По натуре Тициан был молчалив, как истинный горец», так как родился в городе-крепости Пьеве ди Кадоре в северной Италии, местности с суровым климатом и суровыми нравами. Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516—1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля.
Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). В этом образе нет ничего порочного, как нет ничего порочного в полноте счастья. Композиции некоторых полотен мастер расположил по диагонали, что также придавало картинам жизненную мощь, а зрителям — ощущение «движения» образов. Джорджоне был очень ярким художником, внесшим большой вклад в развитие живописи. «Королем живописцев и живописцем королей» называли Тициана Вечеллио, одного из крупнейших мастеров мировой живописи. Непосредственность играет в ней большую роль, чем классическая традиция.
В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево».
Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Появилась возможность размножить на бумаге любой вид знания и любые достижения. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе).
- Биография Тициана Вечеллио и его картины
- Читать онлайн «Тициан Вечеллио»
- Профессиональный фотограф и графический язык
- Живопись Тициана (картины, фрески, гравюры)
- Интересные факты из жизни Тициана
- Похожие книги на Тициан Вечеллио
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Произведение «Три возраста мужчины» (1512, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) требует особой трактовки и читать его необходимо справа налево. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность.
В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Красавицей, несущей цветы, как думают, является Флора, классическая богиня цветов и весны. Так достигал великий мастер неповторимого звучания своего прославленного красочного хроматизма.
Стареющий мастер придает всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Точная дата его рождения неизвестна. В 1540-е гг. Новизной композиционных приемов, нередко с использованием перспективных ракурсов, возвышенной трактовкой образов отмечены такие разные по своему духу и настроению произведения, как «Ассунта», «Мадонна семьи Пезаро», «Вакх и Ариадна». Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Она станет заключительной в череде празднований 150-летнего юбилея в рамках программы «Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею».
Творчество Тициана прошло сложную эволюцию. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. В 1920-х незначительное полотно сослали из Эрмитажа в ГМИИ.
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Таковы «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Мадонна Пезаро».
- Тициан и художественная литература
- Отрывок, характеризующий Тициан
- Детский рисунок, предопределивший судьбу будущего гения
- Венеция – город становления и поисков уникального почерка
Колорит картины изящен, мазки легки, композиция проста и гармонична. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. С детства юный Тициан мечтал о карьере художника.
При написании этого реферата я поняла, что созданные однажды, произведения искусства не остаются одинаковыми раз и навсегда. Наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело он наиболее полно выразил гуманистические идеи своего времени. Произведения художников и музыкантов могли теперь достичь зрителей и аудитории посредством репродукций и напечатанных нот.
На заднем плане сидит старец с черепами в руках. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана.
- Гениальный мастер психологического портрета
- Пристрастия и любовь великого мастера
- Основательность и медлительность мастера, так раздражавшая заказчиков
- Зал Эрмитажа под номером 221 – Тициановский
В этот период в Венеции были опубликованы труды философа Платона. В картинах на мифологические и религиозные темы художник усиливает жизненную трактовку образов, вводит отдельные бытовые детали, шире характеризует место действия. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Главный акцент находится ни на ужасающих событиях, ни на религиозном значении сцены.
К концу XV столетия, когда поездки португальцев в глубь Африканского континента привели к появлению черных рабов, а люди различных рас (татары, греки и др. ) покупались у турков итальянские рынки рабов сделали привычным мелькание экзотических лиц среди домашних слуг. Вода в кувшине девушки — символ возможного очищения всего живого.
«Св. От России покажут Феофана Грека, Андрея Рублева. Не менее важным оказался и его опыт в развитии мифологического жанра, пейзажа, портрета. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело».
- Самое интересное в виде мозаики
Художник отказался от привычных кистей и стал переносить краску руками и шпателем. Их ждет жизнь, полная радостей и печали, но они об этом пока не знают и беззаботно спят. Позади него стоит мужчина в возрасте, который прикасается к его плечу, пытаясь остановить.
Тонкая вибрация легких, подвижных мазков создает впечатление неуловимой изменчивости человеческой мимики. Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516—1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам.
К тому времени художник окончательно выработал собственный стиль. Но в Венеции был влажный климат и такая живопись не была долговечной. Постижение Небесной любви, воплощения гармонии и мирового разума, через Любовь земную было одним из излюбленных тезисов ренессансной неоплатонической философии. Два черепа в его руке говорят о том, что недолог век молодой пары, ее ждет то же, что и все человечество: мы рождаемся, чтобы потом умереть.
А это, я считаю и есть показатель того, что творения Тициана пережили время, а какое еще можно найти подтверждение гениальности и величия истинного творца. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Над темным морем он несет её на Крит. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Культурные изменения их абсолютно не затронули.
Это собрание, где были также работы Джорджоне, Рубенса, Пуссена, Ватто, Шардена. Неудивительно, что очень долго эта работа приписывалась его кисти. К 1536 году, когда картина была закончена, Изабелла, одна из наиболее восхитительных и искушенных женщин Ренессанса, была намного старше, чем она смотрит здесь и Тициана определенно попросили использовать портрет Франчии (Francia) как направляющей к ее более ранней внешности. В «Венере Урбинской» больше пространства, простора, воздуха, дыхания, несмотря на то, что джорджопевская «Спящая Венера» изображена под открытом небом, на фоне прекрасного сельского пейзажа, а тициановская Венера лежит в глубине спальни, отстраненная от окна бархатной портьерой. Работы живописца копировались бесчисленное количество раз. По мнению всеведущего Вазари, было бы лучше, если бы Тициан более тщательно заботился о сохранении той репутации, которую он приобрел в свои ранние годы, «когда талант его еще не был на склоне».
Тициан родился в 1477 (согласно другим источникам — в 1480-е) и происходит из старинного рода, живущего в небольшом городке Пьеве ди Кадоре, расположенном в Альпах. Говорят, что общий план Эскориала с воздуха напоминает ее очертания.
Магдалина», «Св. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия.
Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час. Открытия Тициана в области живописи — цветовая лепка формы, нюансировка краски, богатство колорита — оказали большое воздействие на мастеров последующего времени.
В центре композиции молодой человек увлеченно играет на музыкальном инструменте. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников.
Даже самые сложные характеры легко читаются на полотнах мастера. Так, в картине «Венера Урбинская» (1538, Галерея Уффици, Флоренция) античная богиня представлена в обстановке богатого патрицианского дома. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана.
Это общее убеждение также отражено в современной историографии. Выставка «Европа—Россия—Европа» откроется в Третьяковской галерее на Крымском Валу.
Изобретение книгопечатания стало переломным моментом для этого процесса. Ла Белла (Красотка)1536 г. Картина маслом, 89 x 76 см. Галерея Палатина (палаццо Питти), ФлоренцияКак столь многие другие работы Тициана, вероятно, что этот портрет – идеализированный портрет женской красоты и не точное описание какой-то женщины. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом.
Прекрасно выписана ткань одежды мужчины, смотрящего на зрителя немного надменным взглядом. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. Центр Ж. Помпиду, Дрезденская галерея, лондонская Тейт-галерея. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. На переднем плане буквально светятся фигуры Марии и Христа. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
Напротив, в левой части картины, под густой кроной дерева расположилась влюбленная пара. Тициан — величайший художник Венеции Высокого и позднего Возрождения.
И потому их колорит бурлит, каждый цвет приобретает на полотне желаемой силы звучание в перекличке с соседними цветами. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Еще одной ранней картиной является «Не прикасайся ко мне» («Noli me tangere», около 1512, Национальная галерея, Лондон). Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля.
Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. В 1533 году Тициан удостоился дворянского звания графа Палатинского. В это время художник писал в основном портреты. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Василия Сурикова и Эрика Булатова.
Тициан придавал значение оттенкам цвета их смешению, плавным или контрастным переходам. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Пальцы правой руки нежно сжимают хрупкую кисть.
Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Это – то, почему эта картина часто копировалось. Середина 1540-х считается периодом расцвета зрелого творчества художника.
Однако существует также версия, что это автопортрет Тициана. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. В своем творчестве юный Вечеллио не скупится на яркую многокрасочную палитру. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело.
Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль.
Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. накладываются на полотно не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов.
Он не только завершил в целом ряде крупных произведений совокупные усилия прежних поколений венецианской школы, но и с блеском открывает новую эру. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность.
Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать. Самыми выдающимися портретными работами Тициана считаются «Портрет Федерико Гонзага», «Портрет архитектора Джулио Романо», «Портрет Карла V с собакой», а также картины «Красавица» и «Кающаяся Магдалина». В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок.
1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Главной чертой поздних картин художника искусствоведы называют колористический хроматизм.
Скорее всего, — это Муза. Из-под земли едва-едва пробивается молодая трава. Теперь автором полотна снова признали Тициана. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
«Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. А Европа ответит не менее достойно: например, римская Галерея Боргезе, которую называют «Елисейскими Полями» Рима, покажет картину Тициана «Венера, завязываюшая глаза Амуру». Художник не щадил никого, показывая правду на своих полотнах. Интересный факт: в конце жизни Тициан попробовал новый способ нанесения краски на холст.
Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Тициан поистине мыслил краской. В это время в мифологических композициях появляются драматические интонации, стремительное и бурное движение, радикально меняется и живописная манера — ранее добивавшийся почти эмалевой сплавленности красочного слоя и лишь дополняя эту манеру более свободным, открытым мазком, Тициан теперь пишет большими кистями, крупным, энергичным мазком, полным динамики и экспрессии.
Живопись Венеции основана на чувственном восприятии мира. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).
При этом существовало множество реальных рабов. Тициан по-прежнему оставался верен сюжетам библейской мифологии, однако в его картинах постепенно стала проявляться монументальность, «широта размаха», которая по сей день восхищает знатоков искусства. Именно в это время Тициан создает шедевры «Коронование терновым венцом», «Се человек».
приобрела Екатерина II при активной поддержке философа Дидро. Покой и безопасность малышей защищает ангелочек. Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре —27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Своего рода продолжением предыдущего произведения является полотно «Прерванный концерт» (около 1510, Палаццо Питти, Флоренция), основная идея которого также состоит в том, что в возвышенный мир искусства, красоты и любви всегда может ворваться действительность в самом неожиданном образе. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция).
С поэтом Людовико Ариосто художник был очень дружен. Позже они начнут совместную работу по росписи Немецкого подворья в Венеции. Нью-Йоркский музей Метрополитен и Исследовательский институт Гетти придерживается даты 1488 года3. Художники творили свои работы на досках, подобно русским иконам и на стенах в виде фресок. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Сюжет разворачивается на фоне пейзажа — высокого дерева изображенного в центре холста, справа по холму «бежит» тропинка к домам, вдали виднеется море.
Умер в Венеции 27 августа 1576 года. На переднем плане в правой части композиции спят сладким сном два младенца. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Вплоть до начала XX века «Портрет» считали картиной Тициана, но затем немецкий ученый Отто Мюндлер, а позже итальянец Лионелло Вентури подвергли авторство сомнению. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне.
Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный художник. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета. Его искусство — самое яркое явление венецианской школы итальянского Возрождения.
Святого мученика, не пожелавшего отречься от Христа, сожгли живьем на железной жаровне. Перед нами подлинно царственная женственность во всей ее первозданной славе. Он создает эпические полотна на религиозные и мифологические темы. Горцы считали, что заниматься в жизни нужно тем, что будет тебя кормить.
Нидерландцы – Рубенс и Ван-Дейк, французы – Пуссен и Ватто испанцы – Веласкес и Мурильо, англичане – Рейнольдс и Гейнсборо обязаны Тициану столько же, сколько итальянцы Тинторетто, Тьеполо и Паоло Веронезе. Тициан был первым итальянским художником, который приобрёл международную клиентуру. Блеск ее рыжеватых золотых волос, мягкий оттенок ее кожи и неприкрытость видимой груди, которая умело подчеркнута ее рукой и розовой парчой, показывают способности Тициана, как тонкого колориста и его верное чувство для выражения чувственности. В 17-м веке Флора прибыла в Нидерланды и вдохновила Рембрандта рисовать свою жену Саскию в том же самом облике, хотя и менее скудно одетой.
Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. С 1508 начался «золотой век» Возрождения.
Перед зрителем — двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов. Знаменитая за ее элегантность, она носит тюрбан своего собственного дизайна. Тициан смело сочетает интенсивные красные и синие краски, уверенно лепит кистью объемы. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики.
Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. 1555) — это торжество жизни и красоты. К образу Христа Тициан будет обращаться не раз. «Андреане» (около 1523—1524) написаны под влиянием Микеланджело.
Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). В то же время Тициан смотрит на своих высокопоставленных заказчиков достаточно беспристрастно: от него не ускользает ни подобострастная гибкость позы Оттавио, ни настороженность взгляда Папы и резкость поворота его головы, ни невозмутимое спокойствие Алессандро. Тициана больше всего привлекали люди с богатством и сложностью своего внутреннего мира. Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать.
Перед зрителем — двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов. Причиной этого была во многом слава его портретов. К этой теме Тициан еще вернется в своей более поздней работе «Аллегория времени и разума», к которой мы обратимся в следующих главах.
Это один из последних шедевров Тициана. В «Портрете Ипполито Риминальди» (ок. Богиня любви в обличии златовласой красавицы являет нам совершеннейший образ любви и неги. Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых».
Чем многолюднее церемония, тем шире ее политическое воздействие. Точная дата его рождения неизвестна. Сюжет разворачивается на фоне летнего солнечного пейзажа.
Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Женскую красоту воспевает Тициан и в картинах «Даная» и «Венера перед зеркалом», которые создавались в те же годы, что и трагические по своему звучанию полотна мастера. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини.
Тициана по праву можно назвать величайшим портретистом итальянского Возрождения. Ассунта Тициана полна героического пафоса. До известной степени, картину художника можно рассматривать как исторический документ, отражающий жизнь папского двора. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто.
Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. «Андреане» (около 1523—1524) написаны под влиянием Микеланджело. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн.
Особенностью «тициановских» портретов искусствоведы называют тщательную работу с цветами. Из сочетания гибких многообразных мазков рождаются образы исполненные трепетной жизненности и драматизма.