Тициан Жертвоприношение Авраама
Итальянский художник Тициан в картине «Жертвоприношение Авраама» изображает крепкого и могучего Авраама, который своей сильной рукой придавил голову беспомощного, съёжившегося от страха Исаака. Картина Тициана Жертвоприношение Авраама: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Анализ картины тициана жертвоприношение авраама
В контексте Вьетнамской войны песня сразу стала символом пацифизма и борьбы за мир. Жест стремителен и в то же время полон патетики. Широкие лессировочные мазки Рембрандт активно применяет лишь там, где нужна наиболее густая тень, например, в верхней правой части холста, но не моделирует ими форму.
Когда Исаак состарился и почти ослеп, он призвал Исава и сказал ему: «Сын мой, я скоро умру возьми же свое оружие иди в поле, налови мне дичи и приготовь из нее мое любимое кушанье тогда я благословлю тебя перед смертью». Утром Авраам оседлал осла, взял с собой Исаака, двух слуг и хворост для костра. Облако несёт отражённый от другого источника свет, а не прямой. В одном из залов Alte Pinakothek находится несколько работ Рембрандта.
был только отражённым. Собирался ли Рембрандт писать такую большую картину маслом, т. е. И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви. Мы говорим о центральной и правой части этого изображения. Пальцы расположены близко друг ко другу.
Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона. И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу и это вменилось ему в праведность и он наречен другом Божиим». Однажды Бог захотел испытать Авраама и приказал, чтобы он принёс ему Исаака в жертву. Почему он не видит возможности изобразить его, например, таким же образом, как это сделал Рембрандт. Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние. Из-за спины ангела.
Вопрос о том, кто из художников лучше справился с задачей, в данной работе не ставится. Авраам был горячо предан вере в единого Бога. Да. В евангелической традиции Иисус Христос именуется сыном Авраама. Правое крыло смело показано художником целиком. Наиболее выразительна фигура Авраама, одновременно динамичная и монументальная. Рука мягко лежит на плече сына, желая утешить, пожалеть, погладить сына.
Дальше такой сентенции иудейская теология и не пошла, а для христиан последующих веков сюжет приобрёл более глубинный смысл в связи с отысканием религиозными мыслителями параллелей между Ветхим и Новым Заветом. В конструктивном отношении линия изгиба фигуры подчёркивает S-образную структуру. Он прикасается к своему сыну Отцовской и Материнской рукой. Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына».
«Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему. И потом люди клялись страхом Исаака. Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына».
анализ картины тициана жертвоприношение авраама
И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом. чтобы никто не проводил сына своего и дочерей своих чрез огонь Молоху» (4 Цар. Здесь он все радикально переставил, все поменял.
В композиционном решении «Жертвоприношения Авраама» и А. П. Лосенко и Рембрандта «настроение не разрешается, а переходит в состояние страстного напряжения». В череде воскресных служб, приготовительных к Великому посту, есть Неделя о блудном сыне. 15, 11-32) еще и созерцанием одного из величайших полотен Рембрандта, хранящегося в Государственном Эрмитаже. Ощущение времени на холсте и Рембрандта и А. П. Лосенко созвучно мысли философа.
В то же время разум противится принять такое решение. Его лицо поражает своей беспомощностью и непониманием того, что с ним происходит. Особенно это относится к росписи синагоги в Дура-Европос. Так, царь Манассия восстановил поклонение идолам, «и поставил жертвенники Ваалу и провел сына своего чрез огонь» (4 Цар.
Вопрос: анализ картины тициана жертвоприношение авраама
Но стоит вглядеться 150 и мы начинаем сомневаться в реальности этого пейзажа, «вылепленного» исключительно светом и тенью и от того напоминающего мираж. Этот подвиг Авраама служит у евреев бесконечною темою воспоминаний в их молитвах, а многие века изображение жертвования Исаака было в христианской церкви любимым сюжетом для лепной и живописной работы художников. Он вживается в этот сюжет, воображает себя на месте Авраама. Здесь ощущается не только воля Бога, но и Его любовь, выраженная ангельским порывом. На тёмном фоне рельефно выделены две фигуры, отца и сына. Неудивительно вот таким образом то, что ни в одном из доступных нам произведений светской живописи на этот сюжет мы не встретим подобного изображения.
Тени позволяют нам подробно проследить направление световых лучей. Однако, его замысел абсолютно оригинален. Он рассказывает об этом сыну и спрашивает: «Что ты думаешь об этом. » и тот без колебаний предлагает принести себя в жертву: «О, мой отец.
В таком состоянии он готов крушить всё, что не попадётся ему под руку. Такой приём не будет применяться художниками последующих лет. Эта мысль неоднократно пригодится нам в ходе анализа и в заключительной части работы. Овен оказывался Христом, принесённым в жертву. Размышляет он и о сыне и это очень важный момент.
Поступок патриарха расценивается как акт высшего проявления верности, доверия Богу. Художнику важна была не «документальная» правдивость, а религиозная идея, вот таким образом он отказался от изображения фигуры ангела, которая только бы загромождала композицию и отвлекала бы верующих зрителей от сути. Писатель второй четверти XIX века Н. В. Кукольник в статье своей «Художественной газеты» особенно отмечал то, что А. П. Лосенко «искал своего идеала во всей истории художества, он сравнивал, вникал, соображал все памятники искусства добивался художественной анатомии, правды, пропорции». Греческое слово означает «всесожжение». Он был любимцем Исаака, а скромный Иаков был любимцем своей матери, Ревекки.
Свет на лице старшего сына довольно холодный, а руки и все тело остаются как бы в тени. Везде, где бы он ни останавливался, у него было много шатров и скота. Долгие годы Рембрандт был младшим сыном, который, «собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк.
- Описание работы «Жертвоприношение Авраама»
- Картина Жертвоприношение Авраама Тициана
- Библейские сюжеты в русской живописи
- Картина Жертвоприношение Авраама
Теперь же стоит обратиться к недавним исследованиям творчества А. П. Лосенко. «Картина «Жертвоприношение Авраама» подводит итог целому периоду творчества художника, она свидетельствует о степени его возросшего мастерства, о композиционном мышлении и, наконец, является отражением взгляда на стиль в искусстве». Сопоставление изобразительных средств, применённых художниками, рассмотрение особенностей колористического и композиционного решений полотен, попытка проанализировать характеристики отдельных персонажей 150 всё это составляет основное содержание данной работы. А правая – нежная, мягкая изящная.
Повествовательное начало в картине «Жертвоприношение Авраама» А. П. Лосенко ощутимо и тогда, когда все составляющие образа Авраама 150 от общего силуэта до мимики 150 направлены на то, чтобы передать мгновенность происходящего. Лицо Авраама написано густым масляным «тестом», широкими мазками черты моделированы лишь светотенью, отчего они кажутся только частицей окружающего пространства. В Коране рассказывается, что пророк Ибрахим (который «не был иудеем и не был назареем христианином, а был мусульманином ханифом») увидел сон о том, что должен принести в жертву своего сына. На другое утро родители благословили Ревекку и отпустили ее с Элиезером в Ханаан. Гэри Шварц, один из биографов Рембранта, описывает его как «мстительного, озлобленного человека, который прибегал ко всем возможным методам борьбы с теми, кто становился на его пути». Но старец поверил, что перед ним Исав и благословил сына: «Пусть даст тебе Бог изобилие хлеба и вина, пусть служат тебе народы и будешь ты господином над братьями твоими».
На фоне поленницы выразительно выглядят ноги Исаака. Ссылаясь на слова Е. Ротенберга, такое построение композиции можно соотнести с эстетикой стиля барокко, согласно которой «мир воспринимается как находящаяся в поток бесконечного движения единая космическая стихия».
/Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Наиболее последовательно и лаконично эта мысль высказана в книге Н. Лившиц и Л. Каганэ, посвященной искусству XVII века вообще: «Жертвоприношение Авраама» отличает столь сложная композиция, настолько контрастное построение, что искусство Рембрандта на этом этапе как бы вливаясь в общий поток развития стиля барокко, составляет его своеобразную грань». Во всём его облике, в позе, в жесте, в повороте головы ощущается законничество. Почему. божественной волей и Бог говорит отцу: «Не трогай сына». По словам Ю. И. Кузнецова «художник использует язык и стилистику барокко в мифологических и библейских сюжетах 150 там, где остаётся верен традиционной трактовке мифа или легенды и там, где традиции рвутся смело, решительно и окончательно».
- Описание картины Рембрандта Харменса ван Рейна «Жертвоприношение Авраама»
- «Библейские сюжеты в искусстве»: Жертвоприношение Авраама (16)
- Картина Жертвоприношение Авраама – Вечеллио Тициан
- Дискуссии и мнения православных богословов сегодня
15:13). В его взгляде нет ни сомнения, ни страха перед неизвестным будущим. По дороге Яхве пообещал, что потомство Авраама станет великим народом. Конечно, здесь господствует любовь. Некоторые исследователи творчества Рембрандта полагают, что картина «Жертвоприношение Авраама» всецело принадлежит стилю барокко.
С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. Интересно, что именно с «театральностью» мы сталкиваемся и в произведении Рембрандта. Этот приём служит важнейшим фактором целостности художественно7го образа. Отдельные черты барокко, хоть и весьма незначительные, выделим мы и в произведении «Жертвориношение Авраама» Рембрандта, так как «середина 1630-х годов 150 время наибольшей близости Рембрандта к общеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному, насыщенному театральным пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, мирным соседством натуралистических и декоративных моментов, чувственности и жестокости».
- Рождение Исаака и изгнание Агари
- Сравнительный анализ картин Рембрандта ван Рейна Возвращение блудного сына и Жертвоприношение Авраама
Исаак дивился, что дрова уже разложены и огонь разведён, но овцы для жертвы нет. Для А. П. Лосенко, так же, как Рембрандта, «Жертвоприношение Авраама» – одно из тех произведений, которые характеризуют собою определённый творческий этап в жизни художников и в полной мере отражают их духовный мир через особенности художественно-пластического языка. Следуя определению В. А. Фаворского, необходимо обратить внимание на то, как художники запечатлели на холстах время, ведь «стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное». Затем автор песни обращается ко всем, кто строит «прекрасные» алтари для уничтожения своих детей в угоду своей идеологии, религии, заблуждению. Он заявляет о том, что всему этому должен прийти конец.
Рембрандт лишь вводит в свой творческий метод немногие художественные средства барокко, но в целом сила его талант и в «Жертвоприношении Авраама» не может быть ограничена рамками того или иного стиля вообще. Почему они не клянутся послушанием Авраама. Руки старшего сына, напротив, скрещены и почти спрятаны под мантией. Ведь сюжет из Священного Писания прежде всего и в огромной степени об Аврааме, его действиях и стоящей за ним вере. Однако, такое мнение верно лишь частично.
Вот таким образом не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта. Караваджо (Флоренция, Уффици) как бы противопоставляет своё художественное видение этого сюжета всяческим канонам вообще. Мысленно проведём линию от плеча ангела к левой руке Авраама. / Он отвечал: вот я, сын мой. / Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения.
Не нарушу завета Моего и не переменю того, что вышло из уст Моих (Пс. Эту мозаику можно отнести к поздневизантийскому искусству. Какое значение в этих своих произведениях отвели ему.
В Аврааме не чувствуется ни веры, ни любви к Богу. Ангел изображён на фоне тёмного, сгущающегося неба. Драма, происходящая в тишине, становится более пронзительной. Агнец в светской живописи будет изображаться на втором плане (например, у Якопо да Эмполи) или запутавшимся в кустах, как у Андреа дель Сарто, Караваджо и А. П. Лосенко.
Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». Вообще, в творчестве каждого из художников «Жертвоприношение Авраама» ознаменовало собою новый важный этап. И задаётся вопросом: чего же хочет от меня Бог. С ней Рембрандт прожил шесть лет, а потом упек в дом для душевнобольных.
Это обусловлено рядом объективных причин. как бы здесь некое уже есть предчувствие ренессансного искусства. Иначе говоря, художник пользуется не прямым светом, а отражённым. Жертвоприношение Авраама – распространённый сюжет европейской живописи ХVI- ХVII веков. Рембрандт вообще отказался от изображения агнца. Протянутая с неба рука здесь играет роль своеобразного знака-символа (термин Ч. Пирса) всевластной и справедливой воли Бога.
И в этом он страшен. Группа опрокидывается в её вершине. Рембрандту не понадобилось и изображение лица: всей силою выразительности наделяет он тело Исаака, которое предстаёт чем-то большим, нежели символ осознанной готовности принять смерть во имя веры. Как пишет С. С. Аверинцев, «толкователи сообщают об искусительных речах, которыми сатана пытался склонить Исаака к возмущению против своей жертвенной участи однако Исаак остался безропотным и, боясь малодушия, сам попросил отца связать его по рукам и ногам».
В одном из своих писем 30-х годов XVII века Рембрандт пишет о том, что стремится «придать явлениям величайшую и предельно естественную подвижность». На картине и показано, как Ангел останавливает в последний момент руку Авраама с ножом. Н. А. Яковлева в своей статье «Антон Лосенко и жанровые процессы в русской живописи XVIII века» указывает на те грани таланта живописца, которым ранее искусствоведы и критики не уделяли должного внимания. Согласно преданию, первоначально имел имя Аврам, родился в Уре халдейском. На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека. По справедливому мнению Е. И. Ротенберг важную роль в структуре барочного образа играет именно «специфическая обращённость к зрителю Безусловно, колористическое решение и освещение в картине «Жертвоприношение Авраама» – новый шаг в истории русской живописи и недооценивать его значение (как значение творчества А. П, Лосенко в целом) невозможно.
При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни». На рассматриваемых полотнах очевидна связь построения пространства с драматизмом образов. Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние.
Авраам робко придерживает Исаака за руки. С опаской и осторожностью Авраам смотрит на ангела, который приносит ему Божью весть. Вертикальные и горизонтальные ритмы то резко противопоставлены, то плавно переходят друг в друга, подчеркивая и движения Авраама, как бы вступают в спор с общим ритмом вышерассмотренной S-образной структуры композиции. Автор обширной статьи, знакомый с биографическими материалами о художнике, видел в произведении «эклектизм, придающий некий исторический интерес 150 интерес творческих исканий лучшего русского академика XVIII века». Локоть Исаака, который был опорной точкой композиции, теперь повис в воздухе.
Суровую характеристику дал «Жертвоприношению Авраама» А. П. Лосенко в 1914 году Сергей Эрнст в журнале «Старые годы»: «Холодный, парадный ковёр в слабых бессильных тонах, написанный с большим мастерством и знанием анатомии». Произойти это, по преданию, должно было на горе. В 1604 150 1605 г. г.
Однако, не спасение, а скорее страх и отчаяние изображает художник. «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы) «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». Отцовская рука подкрепляет сына, материнская – утешает. Караваджо очень натуралистично изображает страдания Исаака. Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически).
Ему было велено принести в жертву всесожжения сына Исаака. Непроизвольно возникает вопрос, зачем художнику понадобилось столь достоверная точность в изображении каждой детали картины на библейский сюжет. Старший сын имеет большое внешнее сходство с отцом. Развитие действия в пределах первого плана соответствует той театральности, что позволяет живописцам со-творить (термин Вл. Вайдле) библейское предание.
Одним из доказательств этому служит история его отношений с Гиртой Диркс. Авраам не колеблясь повиновался, но в самый решительный момент, когда Исаак лежал связанный на алтаре и Авраам занес уже нож, чтобы вонзить в сына, ангел приостановил его и спас отрока. Первая часть текста написана от лица девятилетнего мальчика. Кажется, что жертвоприношение, которое вот-вот может произойти, обязательно произойдёт и нет никакого шанса на спасение.
Здесь мы видим человека, полного решимости убить своего сына. Отец входит в его комнату и говорит, что им надо идти, что ему было видение. Уже одной только этой деталью художник в полной мере реализовал своё стремление. В тексте Ветхого Завета говорится об ангеле, но здесь мы видим не ангела, а именно руку. Этим он выражает чувство скоротечности жизни, ощущение тревоги и драматичности.
Сын будет сопротивляться и кричать. При первом взгляде на картину возникает ощущение неуверенности. Всё в картине пронизано светом. Действие разворачивается на фоне «скалистого пейзажа, уступы которого, похожие на обломки кристалла, окрашены в яркие голубые, желтые, зелёные, лиловые и пурпуровые тона и местами тронуты золотом». Иаков сказал: уступи мне за это свое старшинство (Исав был старшим братом и должен был после смерти отца стать начальником семьи).
А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен. По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух. Рембрандт придаёт крыльям выразительное декоративное звучание на полотне. Несмотря на это существенное различие изображение персонажей обеих картин на переднем плане, пространство которого ограничено фоном, передаёт важнейшую черту художественного образа произведений 150 патетику. Ощущение рельефности изображённого усиливает и сама фактура крупнозернистого холста.
У них обоих дорогая одежда красного цвета, оба носят бороды. Например изображение Исаака. Это – рука матери.
Образ настолько глубоко продуман и прочувствован, что, кажется, сам художник испытывал необходимость пройти внутренний путь принятия Авраамом его мучительного решения. Удивительную параллель между сознанием восточных народов и эстетикой европейского барокко провёл Ш. Перро: «Язык восточных народов полон фигур, уподоблений, метафор, парабол, сравнений, что они почти никогда не изъясняются просто и высказанным они дают понять так же и невысказанное. Вот таким образом нет ничего удивительного в том, что на обеих картинах мы видим редчайший пример гармонии театральных декоративных элементов и подлинного реализма в осязаемой передачи вещественного мира. Как будто автор не уверен в том, что хочет изобразить или не знает, как это сделать. были созданы два произведения на этот сюжет 150 художниками Караваджо (1571 150 1610) и Лудовико Карди (Чиголи) (1559 150 1613).
Он связывает Исаака и что мы видим. Глаза юноши и старца обращены к невидимому зрителю источнику света. Стоит обратить внимание на то, что на равеннской мозаике в системе обратной перспективы все три персонажа (Авраам, Исаак и агнец) представлены одинаково близко к зрителю. И немота сохраняет достоинство жертвы. Если А. П. Лосенко достигает гармоничной теплохолодности (термин А. Л. Кагановича) изображая Исаака, при помощи тщательности рисунка и лессировок, то Рембрандт использует здесь и выразительные свойства грунта.
Однако, сопоставление художественных средств выразительности у Рембрандта и у А. П. Лосенко невозможно было бы проводить с целью условного определения «в каком стиле» каждый из них работал. У А. П. Лосенко фон оттеняет экспрессию. В «Жертвоприношении Авраама» А. П. Лосенко немаловажно отметить соотношения общего цветового фона и тонов тел персонажей. И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам. «Подражательными и неудачными» считал исторические композиции А. П. Лосенко глава «Мира Искусства» А. Н. Бенуа. У Рембрандта в пейзаже продолжается тема контраста света и тени.
Одна из самых лаконичных формулировок понятия времени принадлежит Иммануилу Канту: «время является формальным априорным условием всех явлений вообще». В зданиях на заднем плане картины некоторые искусствоведы усматривают изображение церкви и баптистерия, что является намеком на христологический смысл жертвоприношения, очевидной параллели между Исааком и Христом, поскольку оба они являются невинными жертвами. Иаков пришел к отцу и сказал: «Вот я – Исав, твой старший сын я сделал, что ты велел мне теперь покушай и благослови меня».
Может быть, они видят ангела, а, может быть и Того, кто ангела послал. Темное сине-зелёное пространство, окутывающее героев полотна, не отвлекает взгляд от происходящего и служит хорошим фоном для выразительных лиц и экспрессивных жестов. Можем ли мы говорить в данном случае о бунте художника-творца против догматического понимания религии или о том, что «картина носит атеистический характер». Однажды Исав вернулся с охоты, усталый и голодный. Несмотря на то, что «единой, устоявшейся точки зрения на Рембрандта и на его искусство нет», его гений всё же был практически всегда неоспорим. Он стоит одной ногой на жертвеннике и вопрошающе или даже умоляюще смотрит на зрителя.
Рука мягко лежит на плече сына, желая утешить, пожалеть, погладить сына. Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка. Может даже показаться, что это вовсе и не меч, орудие убийства, а некий знак. Рембрандт в картине словно предвосхищает слова своего современника философа Спинозы: «Как свет обнаруживает и себя самого и окружающую тьму, так истина есть мерило самой себя и лжи». Звучные тени выявляют замечательную лепку формы. Рембрандт в этой ситуации на первый взгляд больше реалист, нежели мистик.
У Рембрандта её образует мысленно проведённая линия, соединяющая кисти его рук. Они означают, что их духовный уровень не был таким, как у него и как у Исаака. Ещё мгновение – и свершится непоправимое. По дороге юноша спросил: Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. Такое решение художника смягчает драматизм сюжета.
Набедренная повязка Исаака 150 чистейшего белого цвета, так называемого цвета пустоты, подчёркивает изысканно красивую бледность тела юноши. Автор изображает его больше похожим на ягнёнка, чем на человека. «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен). Один из величайших гениев, которого дала Голландия миру. Он видит в них духовное величие, внутреннюю целостность, суровую простоту, большое благородство». Для них, наверное, прообразом Христа мыслился не столько Исаак, сколько агнец.
В силу параболической структуры, лежащей в основе композиции «Жертвоприношения Авраама», практически отсутствуют вертикальные линии. Выразительность колористического решения во многом обусловлена знанием свойств грунтов. Авраам скорбел только об одном – он не имел наследников.
На следующее утро Авраам повёл сына к горе Мориа, не говоря зачем. Силуэт его фигуры совпадает с диагональю исходящей из нижнего левого угла холста. Брат Ревекки, Лаван, вышел к Элиезеру и привел его в дом родителей. Это не паника в человеческом понимании этого слова, это именно богобоязненность (страх Божий).
Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». Центром картины Рембрандта, несомненно, являются руки отца. Авраам. А композицию здесь мы можем разглядеть очень ясно. Тень ног Исаака 150 на поленнице, чего никак не могло быть, если бы они освещались облаком (тогда бы тень падала параллельно поленнице на землю).
Итальянский художник Тициан в картине «Жертвоприношение Авраама» изображает крепкого и могучего Авраама, который своей сильной рукой придавил голову беспомощного, съёжившегося от страха Исаака. Сравнение этих двух творений позволяет наглядно убедиться в преемственности традиций, которые во многом определили развитие русской академической школы живописи. Нет иначе тень его руки упала бы на грудь Исаака. Взгляд, движение рук Авраама ничего не говорят о том, готов ли он выполнить Божий наказ.
В Послании ап. Соседство такой изумительной градации оттенков волос ангела с лазурной полоской неба вносит в колорит декоративное звучание и, одновременно, придаёт лицу божьего посланника необычайную одухотворённость, подчёркивает выразительность его взгляда, который в свою очередь тоже излучает частицы света. Но оба художника могут с равной силой воплотить в своих картинах познание жизни». Прежде всего, в центре зала мы видим «Жертвоприношение Исаака» – Opferung Jsaaks, 1636г. Так, одним из первых светских живописцев, обратившихся к сюжету жертвоприношения Авраама был яркий представитель искусства Высокого Возрождения во Флоренции Андреа дель Сарто (1486 150 1530), полотно которого датируется 1529 годом (Дрезден, Картинная галерея).
Условная по цвету, она наделена насыщенным звучанием в общем композиционном аккорде. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему и сказал: отец мой.
Такое решение, безусловно, граничит с сакральным смыслом. (Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами). Проследим мысленно траекторию жестов героев «Жертвоприношение Авраама» А. П. Лосенко: изящную линию исходящую из нижней части холста, образует фигура Исаака, а в верхней части холста в одну плавную кривую сливаются силуэт ангела и плечо Авраама.
Осел в Писании – это символ сверхпохотливости, особенно в пророческих текстах. Для Рембрандта красиво то, что декоративно, сложно изящно и натурально. Но Исаак продолжал обращаться с Исавом, как со старшим сыном. С ней Рембрандт прожил шесть лет, а потом упек в дом для душевнобольных.
Изображение утратила собранность, которая была очень важна для автора. Мы видим только кисть руки божьего посланника. Она побежала домой и рассказала своей матери обо всем случившемся. «Судя по названию классов, в живописном искусстве произошло размежевание по жанрам в зависимости от тематики произведения». Здесь, как и у Рембрандта, свет выполняет функцию объединяющего элемента колорита. Увидев у Иакова похлебку из чечевицы, он попросил поесть.
И он приготовил эти дрова, наколол их, так как, если он придет на место и там не найдет дров, то, казалось бы, это будет оправдание: «А там дров нет, Господи. » И Авраам не оставляет себе надежды, что там не будет дров. Сходство пространственного решения «Жертвоприношения Авраама» Лосенко с картиной Рембрандта стоит в том, что все персонажи размещены в пределах переднего плана, а соответственно развитие сюжета происходит в намеренно ограниченном пространстве. Отец всем телом склоняется над младшим сыном, а старший сын стоит с гордой осанкой. Сейчас мы посмотрим его чуть покрупнее.
«Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. Какую же роль играет фигура этого персонажа в композиционном построении обеих картин. При этом, стоит учитывать, что преемство 150 это не подражание или копирование, а «передача, переход от предшественника к преемнику».
Ангел спешит исполнить повеление Бога, предотвратить жертвоприношение. Как Лосенко, так и Рембрандт развивают динамику жестов главного героя по диагонали. Там он приготовил костёр для жертвоприношения.
Чтобы проверить силу веры Авраама, Бог велел принести Исаака в жертву Ему. Он ввел девушку в шатер своих родителей и она стала его женой. На отсутствие у предметов собственного цвета обратил внимание ещё в XV веке великий художник Леонардо да Винчи: «Никакое тело никогда всецело не обнаруживает свой природный цвет». Не раз обращались художники к библейскому сюжету жертвоприношения Авраама. Сказано: Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его. Особое негодование вызывали человеческие жертвоприношения.
По справедливому мнению М. В. Доброклонского «театрализация внешнего облика, составляющая очень существенную черту в творчестве Рембрандта, равно как и влечение его ко всему необычайному, является проявлением фантастического в его творчестве». Левой рукой ангел только успел схватить руку Авраама. Пальцы расположены близко друг ко другу.
Данная позиция вполне укладывается в контекст иудейских толкований. И реально-мистический мир Рембрандта и противопоставление божественного земному у А. П. Лосенко увлекают зрителя «со всею силою страсти, непосредственно и непобедимо». В произведении Рембрандта симметрия тоже скрыта, только в основу структуры художник положил параболу, выделяемую не одними силуэтами действующих лиц, но ещё и световыми пятнами.
Без сомнения, этот эпизод является пределом драматической напряжённости. 16, 12). Так, даже черты лица Авраама, ритмичные по рисунку, подчинены общей динамике композиции. Интересные замечания на этот счёт мы встречаем в статье журнала «Памятники культуры» за 1975 год: «Бросается в глаза неравномерность красочного слоя, очень тонкого в тёмных частях картины (фон и т. п) и возвышающегося отчётливым рельефом в освещённых местах как известно, рельефные мазки содержат значительное количество свинцовых белил, тогда как тёмные пятна проложены тонким слоем жидкой лессирующей краски». Центром картины Рембрандта, несомненно, являются руки отца. Вместо молодого парня в жертву было принесено животное.
Рембрандт был человеком с очень сложным характером. Значит, те черты сходства, которые позволяют нам сравнивать «Жертвоприношение Авраама» А. П. Лосенко с шедевром Рембрандта, обусловлены не прямым заимствованием, копированием, а использование художником тех приёмов выразительности, которые он почерпнул из творческого наследия Рембрандта. Но композиционной основой этого произведения на библейский сюжет служит здесь античная скульптурная группа «Гибель Лаокоона и его сыновей» (50 г. до н. э., Рим, Ватиканский музей), о чём говорит тот факт, что Андреа дель Сарто «изучал группу Лаокоона во время подготовительных работ к своей картине». Отец ответил, что Господь усмотрит агнца для всесожжения. А. П. Лосенко и ритмом складок головной повязки и тонкими, полными экспрессии лессировками и масштабностью фигуры акцентирует внимание зрителя на лице. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Вот таким образом-то свет на полотне Рембрандта и похож то на «свет лампы в подвале», то на «зрелище, напоминающее вулкан». Рембрандт был человеком с очень сложным характером.
Достаточно обратить внимание на то, как он держит меч. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова. Итальянский художник Тициан в картине «Жертвоприношение Авраама» изображает крепкого и могучего Авраама, который своей сильной рукой придавил голову беспомощного, съёжившегося от страха Исаака.
Ту же цель преследовал и Рембрандт, но для её достижения использовал лишь один, но без преувеличения виртуозный художественный приём. Библия очень подробно описывает жизнь Авраама до его первого разговора с Богом. Руки отца протянуты к младшему сыну и, благословляя, прикасаются к нему.
Ослепительно бледны лицо и грудь юного Исаака, чья фигура ярко освещена. Но при более внимательном рассмотрении становится понятно, что это не так. На холсте Рембрандта свет порождался самими телами, всей пространственной средой, т. е. И да и нет. Она посоветовала Иакову хитростью получить у отца благословение раньше брата. Отцовская рука держит сына, материнская – поглаживает его.
Через три дня они подошли к месту, где должно было свершиться жертвоприношение Авраама. «Задерживают внимание: ангел в пышной драпировке, удерживающий театральным жестом руку Авраама, напоминающий гениев и муз, что жеманной толпой наполняют плафоны эрмитажей и монплезиров». Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Жертвоприношение Авраама – распространённый сюжет европейской живописи ХVI- ХVII веков. Возможно, что Измаил присоединился к этому походу между первой и второй женитьбой. В Новом Завете жертвоприношение Авраама упоминается несколько раз.
Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм. Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего». Бетуил и Лаван отвечали: возьми Ревекку и пусть она будет женою сына господина твоего. Так, один из виднейших идеологов передвижнического движения В. В. Стасов считал, что все произведения на исторические и библейские темы «от Лосенко до Брюллова представляют собою жалкие, смешные или нелепые пародии на историю и психологию».
Плавная обтекаемая форма древневосточной сабли особенно выразительна в полёте. Слова ангела в развязке истории подтверждают, что благословение Бога, данное при заключении Завета, направлено к жизни, а не к смерти. Все его имущество и работы были проданы с аукциона. В творчестве Рембрандта «Жертвоприношение Авраама» ознаменовало период творческой зрелости и в то же время открыло простор для поиска новых средств выразительности в 30-е годы он доводит до совершенства свои технические приемы. Сейчас уместно было бы обратиться к ещё неотмеченным нами, но немаловажным нюансам.
Современники Рембрандта не смогли по достоинству оценить его живописную манеру. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Послушание Авраама подверглось страшному испытанию.
Бог, решив проверить твёрдость веры Авраама, сказал ему: «Возьми своего единственного любимого сына Исаака и принеси его в жертву воссожением». Библейская история такова. Изображение утратила собранность, которая была очень важна для автора. И шли далее оба вместе. О заслугах Рембрандта в этом жанре верно сказал Ю. И. Кузнецов: «Как исторический художник, он претворил далёкие античные и библейские легенды в согретый высоким гуманизмом рассказ о реальных земных человеческих чувствах и отношениях».
На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека. С. С. Аверинцев определяет изначальный смысл сюжета как «одновременно и воспоминание о временах человеческих жертвоприношений и фиксация момента их принципиальной отмены и требование готовности принести в жертву свою собственную волю». Образ Авраама сопряжён с образом святого христианина. Здесь опять невольно приходится вернуться к рассмотрению эффекта театральности.
По меткому наблюдению И. А. Доронченкова, Рембрандт «со-творит библейское предание в своих картинах, воплощая не только события, но и передавая их глубинный смысл, отходя порой от повествования, но следуя общему смыслу Писания, направляя свой «вымысел» по его стопам». Цель одна: усовершенствовать человека, которому Бог посылает то или иное испытание («искушение»).
Можно сказать, что эта картина является лишь подступом к рассматриваемому нами сюжету. Ибо Христос пришел умереть не за праведных, а за грешных. В статье В. Розенвассера отмечается важное отличие полотен Рембрандта и Лосенко. В статье С. Эрнста интересна, но весьма полемична мысль о большем соответствии манеры живописца в «Жертвоприношении Авраама» стилю барокко, чем классицизму. Тело ангела написано очень живо, материально.
Согласно Е. И. Шпинарской, для барокко «вне движения не существует ни живописность, ни единство, ни основанное на чувстве бесконечности понимание пространства». У А. П. Лосенко жесты ангела строго обусловлены повествованием сюжета.
Таким образом, Рембрандт в эту картину вкладывает еще и личный смысл. Однако, его замысел совершенно оригинален. Замечательный иконографический образец сюжета в религиозной живописи раннего средневековья предстаёт перед нами в мозаике пресбитерия базилики Сан Витале в Равенне (VI век). И, наконец, в конце зала – серия картин на тему «Страстей Господних». Картина «Жертвоприношение Исаака».
Черты сакрального, таинственного, мистического действительно присутствуют в «закрученной» композиции, но это не роднит картину с иконой. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в Фаусте, реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни». Элиезер остановился за городом, у колодца. По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление. И возникает вопрос: готов ли он принять волю Божию. Одновременно, в задачу работы входит оценка самобытности таланта А. П. Лосенко, сумевшего добиться гармоничного сочетания приемов двух противоречащих, по сути, друг другу стилей (барокко и классицизма) и выразить со всей полнотой и целостностью художественный образ. Художники воспевают красоту мгновенного, составляющего вечное.
Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына». Его взгляд устремлён к небу. Исав сказал: я умираю с голоду, на что мне старшинство. Она наполнила из колодца кувшин и хотела уходить. Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына». По-иному взглянуть на произведения мастера заставляют две статьи, опубликованные в сборнике научных трудов Академии Художеств «Вопросы теории и истории искусства» за 1997 год. В этот страшный момент раздался голос ангела: Не поднимай руки своей на отрока.
Подъезжая к шатрам Авраама, Элиезер и Ревекка встретили в поле Исаака. Гэри Шварц, один из биографов Рембранта, описывает его как «мстительного, озлобленного человека, который прибегал ко всем возможным методам борьбы с теми, кто становился на его пути». Тут же – картина с изображением «Святого Семейства» – Die Heilige Familie, 1633г. В связи с этой цитатой вспоминаются слова Т. А. Седовой об особенности творческого метода Рембрандта в «Жертвоприношении Авраама»: «Он изучает стилистику барокко, усиливает декоративное начало в своей живописной манере». Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. Дать точный ответ на этот вопрос невозможно. Руки старшего сына, напротив, скрещены и почти спрятаны под мантией.
Выдающийся исследователь христианского искусства и архитектуры Н. В. Покровский писал: «так как протестантские храмы не допускали настенных изображений, то ни Рембрандт, ни другие голландские художники не занимались ею, да и вообще религиозная живопись не могла здесь процветать». Не всегда Исаака изображают ребенком, как это принято в христианской иконографии. Когда Бог возвещает о рождении сына Авраам, «пал на лице свое и рассмеялся» (Быт.
Автор статьи пишет, в частности, о том, что «Лосенко в высшей степени одарён способностью отождествлять себя со своими героями, великолепно чувствует и умеет воплощать душевное состояние человека». Однако, есть среди драпировок замечательные исключения в цветовом отношении 150 это, например изображенная в нижней части картины под аккуратно выложенной поленницей огненно- рыжая ткань, возможно 150 туника Исаака (жаль, что краски ныне из-за пожухания утратили частично былую выразительность и яркость, ведь именно эта деталь настраивает весь колорит на драматически напряженный лад, вступая в резкий контраст с основной бледно-зеленоватой гаммой полотна).
Однако, Лосенко не нагружает колорит задачей организации пространства, как делает это Рембрандт. «Так как красота её пленила душу его, – меч прошел по шее его. » Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление. На его картине мы вовсе не видим лица Исаака. Какое убогое слово – изображает. ) мгновение между убийством и его отменой.
Бог требует не убийства, а возвышения сына. Важную роль играют здесь ещё и драпировка фигуры Авраама. Её тона самые тёмные на переднем плане, отчего она кажется ближе всего к зрителю. При написании данной картины Рембрандт делал ставку на героев.
Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет»15, признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Грубая ткань одеяния патриарха логически дополняет образ многое пережившего человека. Но для этого придётся проигнорировать скованность и примитивизм изобразительности. Силуэт и жесты ангела, графично резкие, но едва заметные на втором плане очертания его крыл, передают быстроту полёта, а невозмутимое выражение лица с правильными «античными» чертами контрастирует с экспрессией мимики патриарха. 31, 53).
На них падает основной свет. На них устремлены глаза наблюдателей. Но насколько разными они предстают для глаз наблюдателя. Оно ему кажется безрассудным, диким. Элиезер вынул серебряные и золотые вещи и одежды и дал невесте, ее матери и брату. Художник наделил лицо библейского персонажа портретными индивидуализированными чертами. По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление.
Черту, о которой идёт речь, отмечает автор замечательного каталога «Уффици и Питти» М. Грегори: «Эту прекрасную картину отличает пейзаж в правой части 150 редкая вставка в полотнах Караваджо». Авраам как бы восстанавливает жертвенник и служение там не прекратится. Автор прекрасно изображает богословскую параллель между агнцем и Христом. Рассмотрим роль агнца в истории иконографии сюжета.
Авраам растерян, как будто он уже вообще ничего не понимает. Мужественному ли духу праотца или покорности сына. Обрадованный Авраам тут же снял Исаака с костра. Но, в любой светской живописи, в отличии от собственно религиозной и сквозь библейский сюжет несомненно проступают черты современности и в трактовке отдельных персонажей и в предпочтённых художниками средств выразительности светская живопись ориентируется не на каноны старины, а на требования своего времени. Это, возможно, граничит с тем, что голландцу XVII века вертикаль напоминала аскетичность готического искусства, ассоциировавшегося в те времена лишь с варварством «средневекового мрака».
Неубедительно выглядит утверждение, будто Рембрандт «вторгается в сюжеты бесцеремонно, без благоговения перед тем, что пишет». Именно так воспринимается лицо патриарха не только из дали, но и вблизи. В «Жертвоприношении Авраама» А. П. Лосенко организующим началом композиции является рисунок силуэтов фигур, а модулем пространства, его исходной мерой, служит трактовка объёмов человеческого тела. Она почти совпадает с диагональю, которую можно построить из верхнего левого угла.
Каждый из них раскрыл особый философско-этический пласт библейской легенды. На обоих полотнах мы не увидим глаз Исаака. В своей картине он изображает (Боже. Отец – полный достоинства старец, с благородными чертами лица, одет в царственно звучащие красные одеяния. Поражает то, что и в многофигурной композиции А. П. Лосенко остаётся истинным портретистом.
15: 13). Исаак, несущий хворост, – прообраз Христа, несущего свой крест. Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства.
В этом проявилось превосходное владение светотенью. Для А. П. Лосенко «Жертвоприношение Авраама» – итоговая работа первой в истории Академии Художеств вообще пенсионерской поездки в Париж, где он учился в мастерской известного педагога Кейлюса Вьена. Исав приносил с охоты свежую дичь и подносил отцу.
Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына». Рембрандт и Лосенко в своих полотнах наделяют крылья ангела разными значениями. Авраам— «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». Кроме того, здесь удачно соседствуют тёплый тон золота и холодный 150 серебра, выражая принцип теплохолодности (термин А. Л. Кагановича), который был присущ и творческому методу А. П. Лосенко.
И когда Господь говорит об этом необходимом жертвоприношении, Господь не называет сразу имя Исаака, Он сначала говорит как бы поэтапно (усиливая впечатление): Возьми сына твоего, – здесь не говорится, какого, – единственного твоего, – у Авраама было два сына: Измаил и Исаак, – которого ты любишь – так Авраам любил обоих и Измаила и Исаака.
Она играет важную роль в организации пространства картины. При первом впечатлении. Правая рука указывает на голову запутывающегося в зелени плюща жертвенного агнца. На полотне Рембрандта фигура Авраама практически не видна, так как погружена в тень.
За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился. Он видел в этом противопоставление «язычеству» Итальянского Ренессанса и Античности. Рембрандт не пожелал слышать крика сына. Есть только чёткое бестрепетное холодное выполнение Божьего повеления. Тем временем городские девушки вышли к колодцу за водою.
В ней Лосенко стремился избежать излишней декоративности и продемонстрировал основныепринципы своего живописного кредо: передачу «красоты натуры» и построение эмоционально насыщенной композиции. «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен).
За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился. Он как будто бы всё ещё не решил, что собирается сейчас сделать.
Этим же требованиям стиля следует и А. П. Лосенко изображая поленницу дров. А. П. Лосенко наделяет рассматриваемую деталь и декоративным и философским смыслом. «Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. Плавный изгиб тела Исаака у А. П. Лосенко динамичен: кажется, он медленно отклоняется назад.
Обрати внимание, вот его надо принести в жертву вместо твоего сына». Нет на картине и эффектного явления ангела, остановившего руку Авраама. На это указывает в своей статье А. Виннер: «Благодаря умелому использованию оптическо-живописных свойств тонированного грунта Рембрандт смог достичь исключительной глубины и звучности красочных тонов и добиться изумительной сгармонированности колористического построения своих произведений». Шипы в лесной чаще 150 терновый венец и т. д». «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен). Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» Патриарх приносит на алтарь своего сына, будучи уверен, что обетование Бога (о большом потомстве через Исаака) исполнится в любом случае, даже в случае его смерти, поскольку Бог способен воскресить его из мертвых. Элиезер побежал к ней и сказал: дай мне напиться из твоего кувшина. С. С. Аверинцев объясняет это так: «в обращенном к Аврааму стихе сказано: «благословятся в семени твоём все народы земли», а под «семенем» христианские толкователи разумели Христа».
Именно в них сюжет приобрёл наиболее выразительную интерпретацию. Единым эмоциональным порывом пронизаны движения персонажей. Левая рука, которой отец касается плеча сына, сильная и мужественная.
По своей роли в сюжете агнец статичен, он фактически не участвует в разворачивающемся драматическом действе. На полотне кисти Рембрандта, по праву называемого великим колористом, тщательно проработаны все тональные переходы. Эти руки дают прощение, примирение и исцеление. А зрителю останется только догадываться о выражении лица Исаака.
В тот самый момент, когда Сын Божий добровольно приносит Себя в жертву, свершается древнее «не принесение» Исаака. А. П. Лосенко высоко ценил творчество Рубенса, Тициана, Рембрандта. В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченности Картина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи, (её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет. Прежде всего, в центре зала мы видим «Жертвоприношение Исаака» – Opferung Jsaaks, 1636г.
«Жертвоприношение Авраама» относится как раз к этой серии работ творца. В одном из залов Alte Pinakothek находится несколько работ Рембрандта. А. Л. Каганович высказывает мнение о возможности знакомства А. П. Лосенко с картиной Рембрандта. И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви. Но, с другой стороны, слово Мориа однокоренное и со словом «миро» – то самое миро благовонное, которое входило в состав ладана (Исх.
На антиготичность (термин Владимира Вайдле) Рембрандта в данном полотне указывает нам в первую очередь стремительный полёт сабли. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Этот же изображённый со спины, стоит перед отцом на коленях, образуя с ним монументальную группу, которую можно было бы вылить в бронзе. Когда израильский военачальник Иеффай (в иудейской традиции— Ифтах) шел сражаться с Аммонитянами, он дал обет Господу: «по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего на встречу мне, будет Господу и вознесу сие на всесожжение» (Суд.
«Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен). По словам А. Г. Верещагиной «подобно тому как в петровское время не было ещё исторической науки, но зато все исторические знания служили современности, так и совсем ещё молодая историческая живопись прославляла величие свершавшегося». Однако, вряд ли можно считать справедливым его мнение о том, что в картине «Жертвоприношение Авраама» «свет более не исходит от тел как струящаяся духовная сила, делающая предметы нематериальными». В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. Там он связал сына, положил на дрова и занёс нож, чтобы заколоть его. Например, автор верно определяет декоративность «важнейшим выразительным средством, раскрывающим идею единства мироздания на визуально чувственном уровне и приводящим к цельности изобразительную плоскость картины». Исходя из этого утверждения, мы можем опровергнуть мнение В. Розенвассера о том, что «если одежды получились обезличенные, слабо связанные с трагической основой образа, то полные горестной экспрессии жесты рук и, особенно, выражение лица Авраама 150 решительное и скорбное одновременно, оказались внутренне правдивыми». В моделировке складок одежд героев картины проявилась именно та декоративность, о которой писала Л. В. Гиндина. «Лосенко придавал натюрморту большое значение в своих картинах» – писал А. Л. Каганович, доказывая правоту своего утверждения на примере изображения рыб в «Чудесном улове» и поленницы в «Жертвоприношении Авраама». Кажется, что этот ребёнок не может быть сыном Авраама, будущего патриарха.
Принесение в жертву сыновей (нередко первенцев) было общей практикой в древней Палестине. Она сложится очень поздно и станет реальностью ненадолго. Очень важно то, что он смог запечатлеть любовь в христианском понимании. Когда отец и сын пришли на оговоренное место и приготовились совершить ритуал, с небес спустился ангел и приказал мужчине отступить.
Исаак кричит от ужаса. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов. Можно выделить несколько иконографических трактовок. И мы можем предположить, что двое отроков – это самые близкие к Аврааму люди. Вообще, живописца вдохновляла как ветхозаветная философия, так и загадочная красота, колорит Древнего Востока. И сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына. ». Когда я говорю «византийская», я на самом деле лишь некоторую гипотезу поддерживаю, так как есть две позиции касательно происхождения мозаик в соборе Монреале.
А. П. Лосенко пользуется и отражённым и прямым светом. Вот таким образом может показаться, что Аврааму будет легко совершить жертвоприношение. Страх наполнил его сердце. Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким. Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства.
Формат его картины горизонтально вытянутый ангел не спускается с небес, а подкрадывается сбоку, его крыл почти не видно 150 они намеренно срезаны рамой. А. Л. Каганович пишет: «Барочные влияния ещё в полной мере присущи этому полотну. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел.
Образ Исаака вообще сложно описать и понять. Он не понимает, ему не было голоса Божьего, сын не знал, зачем отец его привел на гору. Но на божественность его природы указывает не только пара крыльев, а «небесный» синевато-зеленоватый цвет легкой накидки с сиреневыми и изумрудно-зелёными переливами. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Библия говорит об Аврааме, как о муже праведном и богобоязненном.
С помощью цвета Рембрандт достигает необыкновенной материальности изображаемого. Картина «Жертвоприношение Авраама» показательна в отношении рассмотрения одной из граней творчества Рембрандта, то есть его талант как мастера исторического жанра. Кажущееся пестрым из-за богатства оттенков крыло написано натюрмортно и явно с натуры.
Единственной обширной монографией, содержащей ценные биографические данные и развернутый анализ произведений мастера, а так же включающей в себя богатый документальный материал, является поистине монументальный труд А. Л. Кагановича «Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия». Огромная заслуга автора в том, что он рассматривает творчество А. П. Лосенко в тесной связи с эпохой зарождающегося классицизма, но вместе с тем уделяет внимание влиянию стиля барокко на художника, которое проявилось в рассматриваемом нами полотне. В данной работе внимание будет уделено картинам Рембрандта и А. П. Лосенко. Всего-то можно говорить не более, чем о добуквенной традиции.
Тогда же принято трубить в шофар изготовленный из бараньего рога. Надуманным кажется следующее утверждение, касающееся непосредственно «Жертвоприношения Авраама»: «Закрученная барочная композиция словно несёт в себе воспоминание об иконе действие развивается параллельно плоскости холста, практически не маскируемое даже той псевдопространственностью, которая была в «Чудесном улове рыбы». Возразить этому утверждению можно словами А. Л. Кагановича: «В конце концов и сам жанр этот 150 картина изображающая событие из священной истории, был новым и совсем непохожим на сцены из церковных росписей или иконы Лосенко воспринимал окружающее как вполне осязаемую материальность и стремился возможно полнее и ярче воплотить её в своих работах, что сказалось отчасти и в картине «Жертвоприношение Авраама». В нём очень мало от «разумного».
15:13). Живя среди языческого мира.
И старик Авраам слушает ангела, слушает голос Божий. По верному наблюдению Эмиля Верхарна, «для Рембрандта обнажённое тело священно Г. Вёльфлин в качестве характернейшего свойства стиля барокко отмечал «упрощение композиции и подчинение её единству замысла». В целом она носит орнаментальный характер. Столкновение чего-то ужасного и в то же время загадочного, чудесного происходит именно тогда, когда Авраам занёс свой жертвенный нож.
Этим самым показывается святость Авраама, его духовное качество – они удалились от этих «ослов», оставленных внизу, от этого примитивного образа жизни (и примитивных форм религиозности Измаила), они поднялись и уже как бы достигли Неба.
В. Лебедев объясняет предпочтение Рембрандтом тем из Ветхого Завета их «близостью сознанию голландца-протестанта». В другой руке он держит огромный кривой нож, который уже занесён для удара. В одном из своих писем в тридцатые годы Рембрандт писал, что стремится «придать явлениям величайшую и предельно естественную подвижность». Композиция Чиголи (Флоренция, Питти, Галерея Палатина) более канонична изображение ангела в верхнем левом углу картины уравновешивается тщательно исполненной головой овна в нижнем правом углу, центром композиции является фигура Авраама. Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства.
Конечно, сердце трепещет в страхе, но всё-таки он повинуется решению отца. Но откуда он исходит. Отцовская рука держит сына, материнская – поглаживает его. Встреча с ангелом его нисколько не удивляет.
И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу и это вменилось ему в праведность и он наречен другом Божиим». Все его имущество и работы были проданы с аукциона. Он оставил слуг у подножия горы и отправился вверх по склону со своим сыном. По его мнению, Рембрандт достиг «предельного стирания грани между мистическим и реальным Лосенко же делит предложенный ему материал на пласты земной и небесный». О том, что Рембрандт «осуществил перенос мифа в сферу человеческого духа, в область психологии, то есть высших душевных движений», пишет Е. Ротенберг в своей статье в журнале «Творчество». И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви. И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви.
В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение». Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир. » (Рихард Гаманн).
Рембрандт действительно «вторгается» в сюжет, выделяя из него наиболее яркую, значительную грань для творческого осмысления. Но почему же Авраам понимает эти слова как повеление принести сына во всесожжение.
Вся сила выразительности заключена в его руках. Известный исследователь творчества Рембрандта В. Лебедев считает картину одним из тех немногочисленных примеров в мировой живописи, когда художник, отводя важное место декоративной стороне в своей работе, выражает в полной мере и психологию действующих лиц сцены и сложную религиозно-философскую идею: «Стремясь превратить мифологическую картину в зрелище яркое и захватывающее, художник уделяет особое внимание фантастической, праздной костюмировке персонажей». Он изобразил сына, покорного воле отца. Если А. П. Лосенко помещает их в тень, почти сливая с фоном, то у Рембрандта взмах левого крыла создаёт динамичную тень, а правое красиво выделяется на фоне бежевого облака. Для такого Авраама, кажется и распятие Христа произошло бы в законе и только.
Так рождается вера, преображающая человека. По верному наблюдению И. А. Доронченкова «Исаак может быть зарезан, но никак не заколот». Следует отметить и глубокую архаичность изображения сцены.
В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. Вот почему страх его – священный. Проследим тонкую игру аллюзий и переворотов.
Канадский поэт, писатель, певец и бард Леонард Коэн в своем втором студийном альбоме Songs from a Room (1969) издал песню Story of Isaac (История Исаака). Есть робость, мягкость, осторожность.
Здесь не задействован не только опыт Античности, но даже и восточной изобразительности. Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына».
С умилением смотрел верный слуга на добрую девушку. Есть однокоренное еврейское слово, которое означает «страх», «трепет» имеется в виду страх человеческий, паника, ужас, который в случае с Авраамом должен смениться страхом Божиим, богобоязненностью. Это Рембрандт, еще не вошедший в зрелый период своего творчества. Вдруг пред ним появилась молодая девушка, с кувшином на плече. Так как же понимали время Рембрандт и А. П. Лосенко.
Серьёзный анализ значения этого приёма проведён Эмилем Верхарном он называет свет «идеальным, созданным мыслью или воображением». Оно состоит в соотношении реального и мистического. Мальчик, полностью доверяющий отцу идет за ним на гору и восходит на алтарь. Но прежде чем приступить к основной части работы, необходимо сказать, что самыми ранними памятниками изобразительного искусства на тему жертвоприношения Авраама являются фрагменты росписи одной из двух синагог в Дура-Европос (III в. по Р. Х. ) и часть мозаики синагоги Бейт-Альфа (VI в. по Р. Х. ) После нескольких попыток вглядеться в эти фрески в поисках хоть малейшего намёка на присутствие христианского, остаётся прийти к выводу, что здесь изображается лишь ритуальное жертвоприношение. В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение». (Отказ от индивидуализации внешнего облика станет одним из важнейших средств выразительности в творческом методе Рембрандта в знаменитом шедевре мировой живописи «Возвращение блудного сына»). О том, насколько значимым для А. П. Лосенко было пространство в картине, в своём исследовании Л. В. Гиндина: «Осознанный интерес к пространству как к активному фактору композиционной выразительности в русской живописи эпохи Просвещения стал важнейшим завоеванием А. П. Лосенко».
Флорентийский художник, обращавшийся в своём творчестве к художественному наследию и Л. Чиголи и Караваджо, Якопо да Эмполи (1551-1640) придал пейзажу большое выразительное значение в своей картине на медной основе (Флоренция, Уффици). Время изначально присуще происходящему на полотнах именно оно и есть то содержимое, которое наполняет динамику художественного образа «Жертвоприношения Авраама» кисти двух великих художников.
Но кому здесь более удивляться и изумляться. Тут появился Ангел Господень и остановил руку Авраама. Бог, решив проверить твёрдость веры Авраама, сказал ему: «Возьми своего единственного любимого сына Исаака и принеси его в жертву воссожением».