Толстой Репин

«как известно на выставке с. -петербургского общества художников фигурирует картина Бунина изображающая Льва Николаевича Толстого и Репина в одних рубашках, ловящими рыбу. Если я нарисовал около него Репина, то потому, что тот возводит Толстого в культ. Эту последнюю, выделенную Толстым картину, Репин и стал заканчивать после встречи с писателем.

Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. И. е. репина и Л. Н. Толстого связывала тридцатилетняя дружба, начавшаяся осенью 1880 г., когда Толстой впервые пришел в мастерскую художника. Рисунки к трактату Толстого Репин делал с натуры, поэтому так ярко и сочно отобразил он в них жизнь московской бедноты. Но в созданных Репиным портретах Толстого жалость эта не просматривается.

Толстой выписан Репиным словесно вовсе не хуже умелой руки талантливого живописца и мастера портрета. В результате переписки Толстых с В. В. Стасовым, В. Г. Чертковым, И. Е. Репиным и Н. Н. Страховым Л. Н. Толстой разрешил издать в цвете картину Репина: «. Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям, создал 3 бюста писателя. В октябре 1880 года, как-то вечером, в репинскую мастерскую в Большом Трубном переулке пришел, совершенно неожиданно для Репина, Лев Николаевич Толстой, ненадолго приехавший в Москву из Ясной Поляны.

Однако споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга. Заключительным этапом этой большой и длительной дружбы была телеграмма Репина Софье Андреевне Толстой в день смерти Льва Николаевича: «Свершилось. По свидетельству И. Е. Репина, В. И. Суриков высоко ценил творчество Толстого и горячо сочувствовал его борьбе за реализм в искусстве. Ведь в каких только позах и картинах не перерисовал Репин Толстого.

Стасов, называвший писателя «Великий Лев», считал, что Репин в живописи значил то же, что Толстой в литературе. Если к этому прибавить зарисовки Ясной Поляны и скульптурный бюст писателя известный в трех вариантах, то набирается целая выставка репинских изображений Толстого. В 1894 г. отец, после посещения Третьяковской галереи, говорил, что он долго не мог отойти от Ареста Репина, что ему очень понравилась картина На исповеди, но он отрицательно отнесся к Ивану Грозному и Не ждали (письмо С. А. Толстой к дочери Татьяне). Толстой, только недавно лично познакомившийся со Стасовым, заинтересовался его статьей, похвалил ее в письме к Стасову и написал о Репине: «. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея.

Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом – и акварелью и пером и карандашом кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича. Репин иллюстрировал также многие произведения Толстого, созданные в 80-е годы. Желая во что бы то ни стало свести их, он убеждал Толстого: «У Репина такая же цельная, неподмесная, неразвлекающаяся ни на что постороннее натура, как и у вас». К ним относится и картина И. Е. Репина «Пахарь Л. Н. Толстой на пашне».

Художнику Л. О. Башилова, С. Н. Репин очень высоко ценил портрет Толстого исполненный Крамским. Споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга. Так вот, за два года до скандальной выставки И. Е. Репин выставил у передвижников портрет Л. Н. Толстого, причем изобразил великого писателя босиком.

Таким образом Репин воспринял толстовские заповеди. С. а. толстая в своих воспоминаниях говорит, что Лев Николаевич рассказал Репину о своем намерении написать «Крейцерову сонату», навеянную бетховенской музыкой и предложил художнику сделать картину-иллюстрацию к этой повести. Репину, однако, удалось передать величие Толстого иными средствами. Еще раньше, в 1882-1886 годах, Репин сделал несколько рисунков изображающих Толстого на Всероссийской переписи населения. В культурных кругах того времени было известно насколько прочна была дружба Толстогос Репиным.

Картина Репина «Пахарь Л. Н. Толстой на пашне» – это не просто образ писателя, запечатленный в один из жизненных эпизодов. Зато именно Толстому принадлежит высшая оценка репинского Ивана Грозного. Московская жизнь ознаменовалась для Репина знакомством с Львом Николаевичем Толстым. Но к созданию образа Толстого Репин еще долго не приступал, он все изучал Льва Николаевича, присматривался к нему и лишь в 1887 году написал первый портрет писателя.

В 1887 году Репин сделал еще один рисунок – Толстой, сидящий с книгой в так называемом «дедовском кресле».

Выше я упомянул об отношении Л. Н. к картинам Иван Грозный и Не ждали. Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне. Он (Суриков. – Авт. ) часто захаживал ко мне, то я к нему.

Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Свое отношение к Крестному ходу он выразил в следующих словах, которые я выписываю из его статьи о Мопассане (1894 г. ): Помню, знаменитый художник живописи показывал мне свою картину изображавшую религиозную процессию. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Энергическое лицо его раскраснелось, широкая борода искрилась блестками седины и мороза. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.

В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. «Как Вы умеете во всем видеть суть дела. Судьбы детей Репина сложились по-разному.

  1. Портрет Льва Толстого, Репин, 1887
  2. Лев Толстой на картинах Ильи Репина
  3. Описание картины Ильи Репина «Портрет Толстого»
  4. Лев Николаевич Толстой в живописи
  5. Портрет Толстого Льва Николаевича – величайшее произведение русской живописи
  6. Портрет Толстого Льва Николаевича

«Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.

В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Лев Николаевич – такая крупная личность, что его фигура должна быть оставлена потомству во весь рост и непременно на воздухе, летом во весь рост буквально». Ге, Л. О. Выражение победы духа над страстями». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.

  1. Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу
  2. Репин, ноги на портретах и Толстой
  3. Русский музей Дополненная реальность
  4. Репин под влиянием проповеди Толстого
  5. Описание картины «Лев Николаевич Толстой босой»

В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.

Как предупредителен, великодушен и прост в обхождении со всеми. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Оболенский и др.

Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. На всех троих Толстой оказывал колоссальное влияние. При всей естественной простоте образ Толстого исполнен той значительности, к которой стремился художник. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.

В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.

  1. Сочиненин по картине Репина Портрет Толстого
  2. Описание картин Репина Льва Толстого
  3. О жизни и творчестве выдающихся художников
  4. Коллекция Государственного Русского музея
  5. Лев Толстой и русское искусство

Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. Репина связывали с ним многолетние дружеские отношения. – 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876).

Надо сказать несколько слов и о графине. Она ушла из жизни в 1931 году55. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Репин дважды подавал прошения об отставке. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея.

Когда через год Толстой поселился в Денежном (ныне Малом Левшинском) переулке в доме 3 (не сохранился), Репин стал неоднократно бывать у него. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Словом, ничего не знаю, а между тем мне ужасно хочется повидать его и послушать еще и еще», – таковы были первые впечатления Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) от встречи со Львом Толстым, пришедшим в этот дом вечером 7 октября 1880г.

Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.

Точно из металла все было выковано тонко на голубой эмали осеннего густого, синего неба. Северный ветер поднимал кругом них белое облако снежной пыли. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Я вижу, что я сначала поступил неправильно, – писал Толстой Н. Н. Страхову 10 ноября 1887. Голос его звучал необыкновенно глубоко и трогательно.

Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.

Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. В своей мастерской в Большом Трубном переулке Репин завершил картину «Крестный ход в Курской губернии». Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. М. В. Подымать.

Подымать до себя, давать жизнь – вот подвиг». Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно.

Репин на это сказал, улыбаясь своей хитрой улыбкой: Я с вами согласен, Лев Николаевич. Сухотиной-Толстой. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Репин именно молодец.

Портрет Льва Толстого, 
Репин, 1887

Музей Толстого — обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».

Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. У М. В. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Подобно герою его рассказа «После бала» Ивану Васильевичу, Толстой мучительно ищет ответа на вопрос: «Как жить.

Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.

Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Грозные нависшие брови, пронзительные глаза – это несомненный властелин. А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.

Ничто земное никогда не было ему чуждо. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Черткова, М. А.

Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы. Очертание всего рта было классически прекрасно. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»). Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Отец не был человеком не от мира сего.

Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Что бы я теперь делал в калошах. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.

Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Хочется так же, как молодым. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. «Вот оно, в поте лица», – подумал я, утираясь. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.

Оттого так неудержимо хочется следовать Вам. » (там же, с. 15). «Работаем до упаду. » – писал Репин Стасову из Ясной Поляны. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Мы заезжали в два места. Следующий разговор отца с Репиным, сохранившийся в моей памяти, дает понятие об отношении Репина к этическим взглядам Л. Н. Однажды отец рассказал ему про письмо одного крестьянина, где этот крестьянин сравнивает Россию с опрокинутой телегой, которую везет рабочий народ.

Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. Мочи не было.

«Не молчать перед правдой царицею». Какой художественный и новый мотив. Басина, Ф. А. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Встав в литературных работах на скользкую почву тенденции, Толстой быстро пойдет под гору. История создания такова.

Второй общеизвестный превосходный портрет продан в Третьяковскую галерею. А сколько жизни, сколько страсти в этом отшельнике. Кроме того – у них 23 внука.

Первый портрет ему самому не понравился. Чертовский народ. В самом деле и мне рисовалась глубоко нравственная повесть из крестьянской жизни. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. А 1906 году он нарисовал портрет углем. Я все изучал их, вспоминал и наслаждался красивая картинка выходит».

Первый портрет ему самому не понравился. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Ни у кого не хватит духу подойти к нему спроста, отнестись с насмешкой. Репин поначалу беспрекословно принял эти замечания, согласился с ними.

«Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Я глубоко чту и уважаю Толстого, но философия его для меня темна и полна противоречий». Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) — величайший русский писатель.

Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.

Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. И ведь это особенное нравственное состояние человека простого. и С. А.

Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах. Лев Николаевич необыкновенно искренно и горячо увлекается всяким занятием. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор.

Но Гинцбург говорил потом, что даже он боялся с эстрады взглянуть на Льва Николаевича. Басина, Ф. А. Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. Теперь на середине этих мест образовались острова и на них вновь растут уже довольно высокие дубы. Ге. Они жили в Пенатах в течение двух недель.

кто может, пусть следует благородному Прометею. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18.

Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. Надо было только выбить овчину тулупа. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.

Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. что «Крейцерова соната» – признак упадка в духовном мире Толстого. Оставил большое эпистолярное наследие.

Тут что-то бодрое, сильное и попавшее в цель. Крамского, в Академии художеств у П. В. Вот где я сказал «спасибо» своим валенкам. Толстого, Д. Н. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Работ очень много. вится, будет работать и пойдет понемногу.

Скажу несколько слов о взаимных отношениях отца и Репина. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Невозможно было удержаться, чтобы не расхохотаться, глядя на него. Молились, благодарили и уходили не торопясь. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Башилова, С. Н. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Репина, живописные, графические, а также скульптурные.

В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.

Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. вится, будет работать и пойдет понемногу. На что он, улыбаясь, сказал: Я не талантлив, я трудолюбив. Лев Николаевич был не против.

У него самая большая серия портретов писателя. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Так, когда П. М. Третьяков высказал мнение, что неудобно изображать Толстого за плугом, это, мол, будет похоже на рекламу и что-де с прежних писателей подобных картин не писали, Репин ответил, что он никогда в жизни с этим не согласится: «А что не писали этюдов с натуры с прежних гениев – это очень жаль. Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок. С И. Е. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба.

Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Издание вызвало неудовольствие семьи Толстых, считавших нежелательным «распространение рисунка изображающего его (Толстого) в самой интимной, ему одному дорогой жизни». В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь».

Это часто бывает. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Таковы его картины Святой Николай, Иди за мной, сатано (Искушение), Запорожцы, Какой простор и др. И, действительно, он работал до упаду. Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней. Да, бедность, нищета — это великие учителя жизни.

–. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Толстой несколько раз позировал в саду.

Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника.

И. Н. «Меня удивляет, говорил он, как это люди лишают себя самого блаженного состояния, самых счастливых часов жизни — часов полевого труда». Да где тут раздумывать, пусть это будет и глумная картина, а все-таки напишу, не могу». Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника.

Картина строга и проста. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Нет. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Или пение — аккомпанирует чаще всего сам Лев Н-ч, с большим тактом, помогая певице.

В комнате сумрак. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.

Скоро он был уже близ лошади. И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры. Или устраивается музыка: молодой скрипач из московск. Решив создать большое полотно, художник начал работать над произведением в Ясной Поляне.

–. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Однако споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга. Главный акцент сделан на лице и руках писателя. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.

Недаром про них Гоголь писал, все это правда. Они были бы полны снегу. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79.

Большое сложное хозяйство целого имения почти все на ее руках. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые. На месте трудно удержаться во время тряски.

Мастерской художника могла быть, скорее всего, небольшая, около двадцати метров, комната, обращенная двумя окнами на запад (в одном из писем Репин упоминал о своей «маленькой мастерской»). Леонид Пастернак много рисовал писателя. Нельзя же его надевать со снегом. Очень много зарисовок ко всем картинам. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.

Несмотря на довольно подъемный рост лошади, без возвышения, без всякой помощи конюха с другой стороны у седла он – в семьдесят девять лет – высоко поднимает левую ногу, глубоко просовывает ее в стремя, берет правой рукой зад английского седла и, сразу поднявшись, быстро перебрасывает ногу через седло. В «комитете почина» по организации музея в Петербурге принял деятельное участие скульптор И. Я. Гинцбург, так много работавший над изображением Толстого в скульптуре. Мягко ей стало.

В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Так, он пишет Стасову: «Меня он очень хвалил и одобрял. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Выдающийся подбородок. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор.

Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. «Ах, что он сегодня мне говорил. » – кричит Василий Иванович.

В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Моисей (не думайте, что я сравниваю себя с ним) говорил, что всякие пороки гнездятся в нем, но он сильнее их. Об этом С. А. Толстая 28 сентября 1887 писала В. В. Стасову, выражая пожелание семьи «рисунок этот не выставлять на публику, не распространять и не продавать». Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Он написал тогда два портрета — один за письменным столом, другой — в кресле. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.

Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Среди других выдающихся портретов исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст — первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. И все больше простые, серьезные люди и взгляды, полные веры.

Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Какое блаженство. ». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».

Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича.

Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Неффа (1864-1871). Принимал участие в выставках общества Мир искусства.

Особую группу произведений в изобразительном фонде музея составляют работы представителей рода Толстых, в том числе и детей Льва Николаевича, а также его жены Софьи Андреевны Толстой. Мы взяли его за края и долго старались вытряхнуть забившийся в овчину снег. Лев Николаевич принял отчет от распорядительниц-хозяек и мы поехали дальше. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.

Именно здесь и был написан портрет Толстого в 1887 году. Но вскоре художник понял, что Толстой был неправ в своей оценке. И больше ничего. Вот где Илья Ефимович сказал «спасибо» своим валенкам.

И так дотемна, когда зажглись лампы, слушали его с самозабвением. Однако его оценка относилась не столько к художественности картин, сколько к их сюжетам. Но мы, старые люди, лучше владеем собой. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Я был свидетелем его неутомимой, трудной работы в поле.

Зал все наполнялся, образовались возвышения вроде амфитеатра к стенам и углам. Остен-Сакен, А. А. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Репин и Н. Н. И начинался тут бесконечный обмен всех тех черточек великого творца жизни». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Он сообщил мне необходимые правила и я пошел. Погрязнуть с ними навсегда – жертва.

На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. В 1894 г. отец, после посещения Третьяковской галереи, говорил, что он долго не мог отойти от Ареста Репина, что ему очень понравилась картина На исповеди, но он отрицательно отнесся к Ивану Грозному и Не ждали (письмо С. А. Толстой к дочери Татьяне). Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Третьяков»109. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.

В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.

Своими девятью окнами она выходила на три стороны света, минуя север. С И. Е. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).

Двери в другие комнаты также были заполнены слушателями обоего пола. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Салтанова, И. Я. Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу. Репина, Н. Н.

Очертание всего рта было классически прекрасно. Я попросил его наконец дать мне соху попробовать попахать.

Толстого, брата писателя, тетушек А. И. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. «Не молчать перед правдой царицею».

Все кажется неотразимо, как сама истина. Не замечая ни улиц, ни усталости, я проходил за ним большие пространства. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.

Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.

Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры. Какое блаженство. Слава богу и сани и сбруя – все в целости, только запрячь.

По ночам же – до 3-х час. Мы спускались вниз к ручью. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.

Л. Н. Толстого». Вот я и у лошади. В 70-е годы в жизни писателя происходит глубокий перелом. Лев Николаевич абсолютно легко и просто проделал всю запряжку, как обычное дело, хорошо ему знакомое.

Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Они были бы полны снегу. Пастернака, М. С. И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда. Среди них – выдающиеся работы И. Н.

Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. составляют его желанное общество, только с ними он чувствует свое блаженство. » – вспоминает Репин в «Далеком близком».

Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.

Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Весь день поглощена она этим. ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа.

Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Энергичное лицо его раскраснелось, широкая борода искрилась блестками седины и мороза. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Крамского, И. Е. Но Крамскому удалось убедить писателя. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Как свободно и утонченно говорит он на иностранных языках.

Бруни и Т. А. Е. Репин и Л. Н. Толстой», I. М. – Л., «Искусство», 1949, с. 9). Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ».

Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.

Л. Н. был в самом счастливом расположении духа, в голосе его слышалась переполненность благости душевной, без всякой сентиментальности. Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами. Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами – лицемерие. Цвета полотна очень сдержанны.

По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Голос его звучал необыкновенно глубоко и трогательно. И мы в санях сидели уже по грудь в снегу. И я, еще со Смоленского бульвара, завидев издали фигуру Сурикова идущего навстречу мне, в условленное время – вижу и угадываю: «Он был». Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен.

О ней много говорили, хвалили и порицали ее. Правда, я сижу на этой телеге, но я вроде певца, который бы пел и этим утешал везущих. Америка—Франция—Россия. Художник лишь по прошествии десяти лет закончил портрет, в котором передал состояние сосредоточенности, самоуглубленности писателя. Выдающийся подбородок.

И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. В этот приезд мой я сопутствовал два раза Льву Николаевичу в его прогулках верхом. И здесь больше подростки-дети.

Ласково, но внушительно раздавался часто вибрирующий от слез голос проповедника. «В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя.

Надежда, которая была младше Веры на два года, окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, затем работала в земских больницах. Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. Побилась, побилась, бедная и улеглась спокойно.

Художнику Л. О. Пастернаку, которому, как и Репину, выпало счастье на протяжении многих лет знать Толстого и писать его, более того — работать с ним над воплощением в графике образов романа «Воскресение», удалось в целом ряде картин выразить свое понимание писателя. Первые беседы с Толстым Репин воспринимает как большое событие в своей творческой жизни. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью.

Я считаю, что эта картина основана на ложной концепции. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Простой физический труд он считает оздоровляющим человека и физически и духовно. Репин страстно любил свое искусство.

В другом селе, пока мы доехали, нахлебники только что вставали из-за стола. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Разгорелся и я от этих упражнений, весело стало. Скоро он был уже близ лошади. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.

На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. Стаховичей. Нестерова – две работы, датированные 1907-м и 1918 годами. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. Я был так ошеломлен его посещением неожиданным и также неожиданным уходом (хотя он пробыл около двух часов, но мне показалось не более четверти часа), что я в рассеянности забыл даже спросить его, где он остановился, надолго ли здесь, куда едет.

ну и народец же. Или пение — аккомпанирует чаще всего сам Лев Н-ч, с большим тактом, помогая певице. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку. В следующем 1885 г. Репин опять приезжал в Москву вместе с Передвижной выставкой.

Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. Чертков, А. К. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. «как известно на выставке с. -петербургского общества художников фигурирует картина Бунина изображающая Льва Николаевича Толстого и Репина в одних рубашках, ловящими рыбу. Решив создать большое полотно, художник начал работать над произведением в Ясной Поляне. Потом Лев Николаевич показал мне два провала в огромном дубовом лесу. Бирюков, Н. Л. – И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе совершенно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. И мне казалось, что у Льва Николаевича это были одни из самых желанных часов его жизни.

В ней чувствуется что-то властное и энергичное. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Сухотиной-Толстой.

О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.

Из окна этой комнаты Валентин Серов и сделал свою зарисовку. Очень известна работа Н. Н. Знакомство Репина и Толстого переросло в тесную дружбу. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.

Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы.

Как некий чародей, он двигался решительно и красиво. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Природа богатейшая.

Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Картина строга и проста. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Я чувствую в себе возможность всяческих пороков. В результате переписки Толстых с В. В. Стасовым, В. Г. Чертковым, И. Е. Репиным и Н. Н. Страховым Л. Н. Толстой разрешил издать в цвете картину Репина: «. Что бы горожанин теперь делал в калошах.

Это барельефы и силуэты Ф. П. Черткова, Ю. И. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Репина связывали с ним многолетние дружеские отношения. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации.

Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. Вот тяжесть.

Он погружён в работу и ничего не замечает. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Гинцбурга, П. П.

Только мудрецы всех времен и народов. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. Манера исполнения у него лёгкая, непринуждённая, сознательно незаконченная – всё это придаёт его рисункам ту недосказанность, которая и отличает его работы вообще и в частности портреты. «Меня удивляет, говорил он, как это люди лишают себя самого блаженного состояния, самых счастливых часов жизни — часов полевого труда». И. Е. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея.

Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Здесь кормилось много детей. Взрослые как будто стыдились. Побилась, побилась, бедная и улеглась спокойно Мягко ей стало.

Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Эта поездка была очень плодотворна и много значила для самого художника. Нет. Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой.

Еще никогда в жизни не встречал я более заразительно смеющегося человека. Художнику Л. О. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. М. Бунакову.

Толстого. Уже через несколько дней Репин с любовью возобновил работу над «Запорожцами» и сообщил об этом в письме к В. В. Стасову: «. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Как некий чародей, он двигался решительно и красиво.

Наконец я попросил позволения попробовать попахать. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. К 6-ти час. Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.

В ней чувствуется что-то властное и энергичное. В санях сидели уже по грудь в снегу. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. И глаза его ярко светятся светом этой победы. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е.

Многие жертвовали свои произведения в дар музею. Вечером, часов в 9, вся семья, за исключением малолетних, которые идут спать, — собравшись опять в зале, к вечернему чаю и фруктам — устраивает самые разнообразные развлечения. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – величайший русский писатель. У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.

Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Никакого пафоса, всё обыденно и просто, но зритель понимает, что это портрет великого человека. Очертание всего рта было классически прекрасно.

Игумнова, П. И. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». «Сознание несомненно принесенной пользы, сладкое утомление, превосходный аппетит и крепкий сон — вот награда полевому работнику». Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. старшего сына, кончая двухлетним младенцем.

Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». К 6-ти час. Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».

В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. На картине Репина «Портрет Толстого» великий русский писатель изображен сидя в кресле, только что оторвавшись от чтения книги и, кажется, все еще пребывая в раздумьях, вызванных прочитанным. П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. – И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей.

Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. Издание вызвало неудовольствие семьи Толстых, считавших нежелательным «распространение рисунка изображающего его (Толстого) в самой интимной, ему одному дорогой жизни».

Их надо осветить, пробудить от прозябания. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Наша страна богата изображениями великого соотечественника.

Репин под влиянием проповеди Толстого пытается перестроить свою жизнь, начинает вегетарианствовать, задумывается над различными морально-философскими вопросами, сдружается с толстовцем В. Г. Чертковым. Корней Чуковский увидел в этой картине «непревзойденное умение выражать психическую сущность человека каждой складкой у него на одежде, малейшим поворотом его головы, малейшим изгибом мизинца». Первое, что мы должны сделать, это — слезть с этой телеги. Литография с картины издана в 1887 Картографическим заведением А. А. Ильина. Выражение победы духа над страстями».

О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош.

Северный ветер поднимал кругом нас белое облако снежной пыли. Он говорил, что в нем нет воздуха и перспектива неверна. – писал Репин Стасову. Общение с прежними друзьями было только заочным. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя.

Страшно трудно. Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей. Толстой несколько раз позировал в саду.

Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. От 1 часу дня до самых сумерек, 8 1/2 час. У меня в руках был альбомчик и я, не теряя времени. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.

От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Толстого. Вот Илья Ефимович и у лошади.