Троица Рублева И Ушакова Сравнение

троица ушакова и рублева сравнение

«Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы»4. Поверх потемневшего покровного слоя русские иконописцы писали новое изображение, как правило, совпадавшее по сюжету, но в соответствии с новыми эстетическими требованиями, предъявляемыми временем. Таким образом, «сквозь тусклое стекло» (1 Кор. По церковным установлениям, Бог Саваоф явился в человеческом облике во время пребывания Своего Сына среди людей, но Бог-Сын был и «прежде всех век» и будет всегда.

Христос также говорит: «Я и Отец одно» (Ин. Однако и тут некоторые искусствоведы выражают сомнение в том, что «Троица» к Ивану Грозному перешла по праву прямого наследования. Она проникла в Православную Церковь от латинян». Т. 5.

  • "Троица" Андрея Рублёва и Симона Ушакова
  • Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков, 1671
  • Сравнение икон Рублева и Ушакова
  • Две иконы «Троицы»: Рублев и Ушаков
  • Сравненение икон Андрея Рублева и Симона Ушакова "Троица"

Однако существовали разногласия: явился ли Аврааму Господь с двумя ангелами или это были три ангела, служившие средством к внешнему обнаружению через них Божества или же это все три Лица Святой Троицы в образе ангелов 20. Предложенный вариант прочтения всего лишь одна версия из многих возможных. 13. 12). И чем дольше мы всматриваемся в чарующую живопись иконы, тем сильнее ощущаем душевное спокойствие, умиротворенность и неизъяснимое чувство гармонии с миром.

Иначе как объяснить, что среди многих десятков произведений, могущих быть возведенными к рублевской традиции, почти нет таких, авторы которых смогли без ошибок передать художественную концепцию лаврской Троицы или хотя бы показать удовлетворительное понимание этой концепции (исключение составляют две-три иконы, о которых речь пойдет ниже). Целый ряд тринитарных композиций редакции АН отличается от редакций СС, СН и АС (первого вида) лишь по основному классифицирующему признаку. 18. Во время беседы двое спутников опережают их и Авраам остается наедине с Господом. Житийные иконы в творчестве Дионисия играли особую роль. Вот таким образом есть основание предложить иное виденье иконы «Святая Троица», опираясь на тексты Святого Писания и творения Святых Отцов. Почему Андрей Рублев должен был писать иконы такого типа и почему именно данная редакция его Троицы получила впоследствии особую популярность (учитывая вероятную зависимость от нее группы СН), это мы попытаемся показать в следующей работе78.

  • Сравнительный анализ фрески Феофана Грека «Троица» и «Троицы» Рублева
  • Сравнительный анализ картины Андрея Рублёва Троица, И картина Симона Ушакова Святая Троица ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА)
  • помогите найти описание Иконы Святой Троицы Андрея Рублева
  • Образ Святой Троицы Андрея Рублева
  • Когда произвола Куликовская битва и его значение
  • Несколько слов об иконе Андрея Рублева «Святая Троица»

Осуждалось же «самомыслие», дозволение на которое получали лишь «заморские» да самые почитаемые мастера. Различия же касаются самого существенного как с точки зрения формы, так и содержания- взаимного отношения ангелов: их сближенности (сомкнутости крыльями) или отдаленности (разомкнутости), симметричности или асимметричности положения среднего ангела относительно крайних. Св. Василий Великий учил: «Бог не имеет очертаний, Он прост.

Возможно, на это, как считает Антонова, указывают и слова «в похвалу. Дьяк не был услышан в свое время, хотя все свои аргументы против двусмысленных образов он черпал из богословских позиций иконопочитателей, в частности св. 1992. Вспомним грустные события 1408 года, когда на землю русскую вторгся хан Едигей.

Во-первых, потому, что реплики не совпадают с Троицей по размерам и пропорциям. Поскольку круг всегда почитался символом неба, света и божества, его присутствие в «Троице» должно было увлечь мысль к незримому, возвышенно духовному. В. А. До сих пор ведется спор о том, действительно ли «Троица» была написана Андреем Рублевым для Троицкого собора или она попала туда позднее. Ветхозаветная Троица была символом единения еще в середине XIV века.

  1. Поиск по базе выполненных нами работ

В рублевской «Троице» «чаша смертная» — «залог жизни будущей». М., 1985. Священное Писание и богослужение: апологические беседы. Вокруг престола с чашей сидят три задумчивых ангела, которые образуют собой как бы замкнутый круг — символ вечности, света и любви. Рублев подверг иконографический тип «Троицы» радикальному изменению.

Как все просто и ясно. Правда, другие утверждают, что «Троица» была написана в 1420-е годы, когда (как указывалось выше) в монастыре был воздвигнут белокаменный Троицкий собор. Музыке линейного ритма вторит гармония по-рублевски изысканного колорита. Единственными сотрудниками музея, выступавшими за предоставление иконы, были директор галереи и её главный хранитель, в то время как другие сотрудники, а также искусствоведы и учёные других учреждений выступили резко против и обвинили директора и хранителя в намерении совершить «должностное преступление»2, которое приведёт к утрате национального достояния. Но пейзаж выполнен в описанных выше формах и буквально втиснут в узкую полоску фона. И только таким образом можно объяснить популярность редакции.

в ГРМ66. В результате символика утрачена. 21. 42). И если во фреске Феофана фигура и лик центрального ангела, являющего собой ось симметрии, расположены фронтально, то в иконе Рублева центральный ангел изображен так же, как и остальные, — в три четверти.

"Троица" Андрея 
Рублёва и Симона 
Ушакова

Увидев трех мужей, Авраам побежал к ним навстречу, поклонился и сказал: «Владыка, если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. Только объединившись, они смогут окончательно избавиться от «злой татарщины». На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа).

свидетельствуют о возникновении ее именно среди деятельности Преподобного. Точное изложение православной веры. 9 октября 1944 годаиздан приказ о реэвакуации. Она то самое мутное стекло, сквозь которое мы созерцаем реальность (1 Кор. Сергия, служа как бы «запрестольным образом» по отношению к раке преподобного 3.

Духа. А на ином месте имея разум, не изображать Св. Мы не можем согласиться с распространенным мнением, что расхождения между Рублевым и его подражателями объясняются присущим средневековым живописцам свободным, творческим отношением к копированию (а также состоянием самой Троицы ко времени копирования). Почти такого же профиля горки находим в композиции Ангел ведет младенца Иоанна Предтечу в пустыню в жертвеннике Успенского собора во Владимире и на иконе Крещение из праздничного ряда иконостаса этого храма. Среди многочисленных его вкладов монастырские архивы упоминают и три иконы: «Богоматерь Умиление», «Сергий в житии» и «Троицу».

Эта возможность открывается только через Сына: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. Увидеть Бога Отца невозможно, «так как человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. Если верить летописи, другим учителем черница был великолепный иконописец Даниил Черный. До образов ли было. 14. 62) или: «Христос умер и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим.

Он умер 29 января 1430 и погребен в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве. Рбсбклзфпт) и он приходит и свидетельствует о Нем (Ин. Творчество Дионисия. По мысли авторов это изображение должно символизировать три ипостаси св. По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада.

Эти варианты больше опирались на традицию, следовательно, легче прочитывались. Желание же заглянуть за завесу привело к появлению другого рода изображений, которые можно объединить под общим названием «Троица Новозаветная». Да и нынче в большинстве своем христиане не считают апостола Павла иконоборцем и родоначальником антицерковной схизмы. Возможно такое объяснение.

Такое расположение получает распространение в восточных провинциях и, возможно, в Сирии. Такое же чередование поз, как у крайних ангелов на панагии, можно видеть у апостолов в Страшном суде Успенского собора во Владимире (ср., например, левого ангела с Фомой, а правого – с Симоном или Иоанном на южном склоне свода). Эта датировка опирается на информацию о годах строительства соборов. Из произведений этого типа хотелось бы отметить перевернутое клеймо хоругви Троице-Сергиева монастыря (XVII в. ) иначе родственное панагии ЗИХМЗ, а также суздальской иконы XVI в. Абрис фигуры среднего ангела отличается здесь несколько подчеркнутой пластичностью.

7. 13). В копиях позднейших древнерусских мастеров.

Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Икону Троица А. Рублева называют светом иного мира. На одной из них, «Четырех-частной» и усмотрел дьяк Висковатый смутившие его сюжеты. Об иконе Андрея Рублева «Святая Троица» написано немало.

Образ св. Троицы есть прежде всего образ единства -- образ, данный для нас, чтобы нас исцелять («исцелять» -- от слова «цельный»). Не успею помыслить об Едином, как озаряюсь Тремя.

А до этого «Троица» Рублева, по моему мнению, находилась в иконостасе Успенского собора на Городке в Звенигороде. Однако во второй половине XVII столетия «Отечество» приобрело широкую популярность. Надо сказать, что на протяжении всей истории, с момента появления подобных «Новозаветной Троице» или «Отечеству» изображений, в Церкви раздавались голоса протестующие. Да, Рублев прост, как и автор первой храмовой иконы Троицкого иконостаса.

Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу3. С. 142. 8Киприан (Керн), архимандрит, проф. В русскую народную поэзию чаша вошла как «смертная».

Плугин икона попала, возможно, в декабре 1564 года. «Троица» с момента своего создания «была любимейшей иконой древнерусских художников», служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений.

Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства. Сколько икон потребовалось написать Рублеву, чтобы создать, наконец, может быть, лучшее свое произведение, сказать невозможно. () Не вызывает никакого сомнения то, что реставраторами иконы была сознательно усилена, по сути, вся её графически-линейная структура— с грубым форсированием ими контуров фигур, одежд, нимбов и даже с явным вмешательством в святая святых— в область личного письма, где недочищенные до конца и, вероятно, слабо сохранившиеся авторские описи ликов и рисунок их черт (уже достаточно схематично воспроизведённые позднейшими поновлениями XVI—XIX веков) были буквально помяты и поглощены жёсткой графикой В. П. Гурьянова и его помощников»22. В качестве основной композиционной схемы, главным образом в построении центральной группы ангелов, Ушаков использовал знаменитую «Троицу» Андрея Рублева. Свет этот сияет в белых и голубоватых пробелах, он напоминает одновременно и голубизну неба и зацветающий лен и первые васильки (появляющиеся к Троицыну дню) в зеленеющей еще ржи.

И первой заботой было создание главной иконы — «Троицы», которая должна была стоять по правую сторону царских врат. Спаситель молился накануне Своих страстей: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и я в Тебе, так и они, да будут в нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 2. 8).

Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». отцов, подчеркивал, что имя «Саваоф», что значит «Бог сил» или «Бог воинств», относится ко всей Троице, а не к одному какому-то лицу (ипостаси).

Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. С. 315. 5Рафаил (Карелин), архимандрит. С. 242. 11Молитвослов. Композиция образа в церкви Спаса на Ильине строится исходя из формы стенного проема. Дошедшая до нас Троица Рублева, как представляется вероятным, до перенесения в каменный храм входила в состав иконостаса с деисусным чином типа Звенигородского (это мог быть и сам Звенигородский чин)117.

Только в этом случае «неописуемое Божество описуется по человечеству». Едва намеченные графическими линиями глаза, нос, губы лишены индивидуальных особенностей. И это также свидетельство о тайне Св. Троицы. Чем же привлекает «Троица», являющаяся ныне самым большим сокровищем Государственной Третьяковской галереи. 14. 26 16. 7). Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками.

Искусствовед Андрей Никитин пишет, что надо говорить не о «Троице» Рублева, а о «Троице Рублева», так как (как об этом говорилось выше) произведениям великого иконописца рекомендовалось подражать как непревзойденным образцам русского иконописного искусства. С. 169–190. 9 Иоанн Дамаскин.

В 1918- 1919 годах отделением Центральных государственных реставрационных мастерских при загорском историко-художественном музее (ЦГРМ при ЗИХМ) была произведена окончательная расчистка иконы «Троица» 8. Икона Рублева написана на прямоугольной доске, по пропорциям близкой к квадрату. Первым, кто ещё до раскрытия иконы выдвинул версию, что «Троица» была написана «итальянским художником», оказался Д. А. Ровинский, чьё мнение «было сразу потушено запиской митрополита Филарета и снова, на основании предания, образ был отнесен к числу произведений Рублёва, продолжая служить одним из главных памятников при изучении манеры этого иконописца». Перечисленные и иные памятники, таким образом, действительно могли в какой-то степени (в какой – остается вопросом) восходить к творениям Андрея Рублева. Вып. копия же была помещена на второе место слева от царских врат (сразу за иконой Божией Матери «Одигитрия»).

Петра митр. Полное описание всех выщерблин, трещин и недостатков красочного слоя иконы опубликовано в статье Малькова в «Музее» и занимает 3 страницы22. Существенно также, что пять произведений этой группы (икона, пелена, клейма пелен ЗИХМЗ и ГРМ) относятся к XV в., подтверждая древность протооригинала, а четыре из них связаны с Троицким монастырем. Эта тема звучит в былинах и «Слове о полку Игореве». Икона «Троица» Феофана Грека и Рублева.

Жертвенная любовь, воспетая впоследствии Рублевым, в 1380 г. сплотила его старших современников – от Дмитрия Донского до Юрки-сапожника. Основывая свою обитель, Сергий Радонежский (как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы. Троицу в виде фигуры с тремя головами, как кощунственные.

При этом, что очень важно, незримый круг в «Троице» не статичен. Наконец, нигде не заметно явного подражания Троице Рублева и в колорите. После расчистки признали недопустимым закрывать окладом «единственное, по значению своему, в мире произведение искусства», принадлежащее кисти Андрея Рублева 9. Вместе с Симеоном славит Господа пророчица Анна. До передачи в Троице-Сергиеву лавру икона могла находиться либо в Благовещенском соборе Кремля, либо в кремлевских царских «казнах»-хранилищах, либо в покоях (например, в личной молельне царя). На рубеже XIX—XX веков русская иконопись как искусство была «открыта» представителями отечественной культуры, которые обнаружили, что по качеству это художественное направление не уступает лучшим мировым течениям. Но, это, по-видимому, заблуждение.

Уж слишком много различий между ней и перечисленными выше памятниками. Мастер искал и одновременно отстаивал само свое право на поиск. Ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение — «Троицу», которая в те времена имела особое значение – Ветхозаветная Троица была символом единения русского народа. Как свидетельствует Евсевий, фигуры изображенные на ней, «возлежали» по обычаю эллинистического мира. Создать его могли только златокузнецы царских мастерских Кремля.

Например, композиция «Сопрестолие» содержит фронтальное изображение двух фигур, у старца в руке сфера, у средовека -- Книга или крест. Историк В. А. На иконе Евстафия Головкина (клеймо) средний ангел, сильно возвышающийся над остальными, напоминает ангела Затьмацкой Троицы (как и центральная фигура иконы конца XVII – начала XVIII в. в ГТГ), жест правого ангела осмыслен по-византийски (ср. Тем не менее, при реставрации Олсуфьева были оставлены многочисленные записи Гурьянова и те записи, которые Гурьяновым самим тоже были оставлены, живописная поверхность иконы на сегодняшний день представляет собой сочетание разновременных слоев живописи. Одесную Бога Отца сидит Сын.

С. 37. 7Рафаил (Карелин), архимандрит. Иконографический вариант с изображением склоненных друг к другу фигур получил название «Предвечный совет». 117. 22 Мф. О Святой Библии. Таким образом именно особая духовная ориентация православия XIV века (продолжавшая древние традиции христианской аскезы) подготовила и сделала возможным появление «Троицы» Андрея Рублёва.

Крылья у всех трех фигур имеются в миниатюре Библии Коттона (V в. ) 29. Определенное сходство с этими произведениями обнаруживают, с одной стороны, памятники, сохраняющие известную асимметрию благодаря небольшой разомкнутости центрального и правого ангелов (клейма пелены второй половины XV в. из Кирилло-Белозерского монастыря15 и вкладной пелены 1499 г. Софьи Палеолог в Троице-Сергиев монастырь16, храмовый образ начала XVI в. школы Дионисия17 из собора Ферапонтова монастыря икона того же времени из Углича18, створка складная XVI в. из Кирилло-Белозерского монастыря19, Троица 1671 г. Симона Ушакова20, небольшая иконка 1710 г. работы Кирилла Уланова21), с другой – симметрические композиции также с несколько разобщенными персонажами (клеймо Вологодской иконы 1549 г. Богоматерь Владимирская с праздниками22, створка складня первой половины XVI в., вложенного в Троице-Сергиев монастырь В. Ф. Карачаровым23), хотя генетически они могли восходить к образам со свободно расставленными, разобщенными фигурами. Он выделяет одного из ангелов как главное действующее лицо. Он «списывал» — что в средневековом искусстве не только не осуждалось, но, напротив, всячески поощрялось.

Подобного рода нимбы изображены в иконе «Отечество» (XIV в. ГТГ). Сколько нежности, открытости и благородства в их чертах.

Он изобразил трех Ангелов на иконе «Святой Троицы», где у каждого есть своя чашка и каждый думает о чем-то своем. Фил. Сохранилась поздняя копия с его утраченной иконы, так называемая «Затьмацкая Троица». Именно рублёвская икона, как считают учёные, соответствовала этим представлениям. Но В. Антонова доказала, что первоначально икона находилась в ногах гробницы преп. Рублевым троичной темы, который предшествовал созданию протооригинала Затьмацкой Троицы. Композиционным центром иконы является чаша.

Имелись лишь разночтения относительно месторасположения иконы внутри лавры.

Мотив раскинутых крыльев среднего ангела встречается в анализируемой группе памятников весьма часто (хотя и в разном иконографическом контексте), что косвенно может указывать на какой-то популярный образец, восходящий, возможно, к рубежу XIV-XV вв. Ф. И. Тютчев). поновление икон.

На всех изображениях у центрального ангела отсутствует золотой клав (. ) 25. М., 2004. Еще во времена Евсевия Кесарийского (IV в. ) у дуба мамврийского находилась картина изображавшая явление Аврааму трех странников 24. М., 2011.

На золотом фоне они словно вне времени и пространства. 1. 23). Рублевская икона и до этого не раз промывалась, прописывалась иногда покрывалась олифой, которая скоро темнела. Троицы -- Святой Дух. 18) (первый вид группы АН), угличской (МиАР) (второй вид группы АН) и александровской (МиАР, группа СС). Произведения группы СС уже перечислялись.

Сосредотачивая внимание на круговой теме в иконе, говорит о Троице животворящей. 33. 20). Он изобразил фигуры ангелов за столом с одной-единственной чашей с головой тельца. отцами всегда отвергался и изображать подобные образы они почитали за невежество. а прежде живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского.

Какими же иконографическими и живописными методами удалось Андрею Рублеву достичь такой догматической смысловой нагрузки в иконе «Троица». На ростовской и суздальской иконах размах крыльев не захватывает крайних ангелов. А именно: вместо обычного для византийцев двучленного пейзажного плана (палаты и деревьев) он изобразил трехчленный, введя в дополнение к мамврийскому дубу и жилищу Авраама горку. По его мнению, ошибка предшествующих исследователей в том, что они, вслед за известным историком А. В. Горским, считают, что Иван Грозный только «одел» золотой ризой уже имеющийся образ12. Но если не «поднимать планку» так высоко, то мы увидим перед собой икону, написанную достаточно умелой рукой и, главное, согретую искренним чувством, теплой молитвой к человеку, открывшему людям, то великое, чего они до него не знали, — значение в их жизни Троицы.

В новгородской фреске мы практически не замечаем положения ног сидящих ангелов. Язык символов не имеет пределов в познании Божественной тайны. Для архитектуры барокко (Л. Религиозные персонажи изображались в обрамлении растительных орнаментов из акантовых листьев (отсюда и слово «окантовать»).

Он созидает свою Церковь, которая есть Его Тело (Еф. Догматический смысл основывается на том, что «наличие в мире образа есть дело Божьего предопределения ибо в Божьем неизменном Совете предвечном, как бы в идее, содержатся изображения и образцы тех вещей, которые имеют быть от Него» 16. Абсолютно естественно задать вопрос: кто есть кто на этой иконе. Дух вторит Отцу ибо Он от Отца исходит, согласно Никео-Цареградскому символу веры. Живописно-художественные приемы обнаруживаются при тщательном анализе произведения и при этом, в случае церковного искусства, следует помнить, что «говоря о формах воплощения образа, святые отцы не столько заостряют вопрос о характере, сколько о живой, непосредственной передаче первообраза, путем реальной передачи действительности» 18.

Путь к исихии // О вечном и преходящем. Рассмотренные памятники репродуцируют в большинстве случаев варианты, стадиально предшествующие Рублеву, т. е. ближе стоящие к византийским или архаическим отечественным образцам изобретательно комбинируя их составные элементы. Соотношение между фигурами и пейзажем в них соответствовало принятым в XV-XVII вв. Исследователи пишут о расчистке и реставрации Гурьянова, которую позже пришлось ликвидировать: «Собственно, реставрацией в современном научном понимание этого слова можно назвать (но и здесь не без некоторых оговорок) лишь раскрытие памятника, проведённое в 1918 году все предыдущие работы над Троицей, по сути, являлись лишь её поновлениями, не исключая и реставрации имевшей место в 1904—1905 годах под руководством В. П. Гурьянова.

Дерево на иконе вполне живое, с зелеными листьями, хорошо вьщеляется на золотом фоне. Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа. С. 291. 14Там же. (вспомним Троицу Феофана Грека). То же самое мы видим на иконе конца XV – начала XVI в. из Александрова (МиАР илл.

Московская школа иконописи мо, кет быть рассмотрена на примере иконы «Сретение» (встреча) (начало ХЧ в. ). и Св. В настоящий момент «Троица» хранится в зале древнерусской живописи Третьяковки, в специальном стеклянном шкафу, в котором поддерживается постоянная влажность и температура, для защиты от любых внешних воздействий. Троицы, к тайне их единосущности. Собор, также ссылаясь на св.

С Джотто и Дуччо сравнивал «Троицу» Д. В. Айналов18, Н. П. Сычев и позднее Н. Н. Пунин19 с Пьеро делла Франческа— В. Н. Лазарев20, хотя их мнение, скорее надо отнести к высочайшему качеству живописи, а не прямо толковать как версию о том, что икона создавалась под влиянием итальянцев. Такой художественный прием находит подтверждение в словах Самого Иисуса Христа: Я есмь путь истина и жизнь никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. В его иконах ощущается связь с земным миром, близость к повседневной хгизни. Около 1626 года ее перенесли на место, определенное для главной храмовой иконы (возможно, в результате ее чудесного прославления) 6. Но его теплая, простодушная классическая палитра, его любовь к локальным, несмешанным цветам, заполняющим крупные плоскости, к упрощенным и тяжеловатым формам «аксессуаров» выдают в нем отечественного художника, воспитанного в достаточно патриархальных традициях. Троицы).

Явление Аврааму изображено также на мозаике церкви Св. На основании этой рукописи в 1786 г. было впервые издано «Житие преподобного Никона Радонежского». Он виден не чувственными, а «разумными» очами, мысленным взором.

Большой дуб превратился в маленькое древо. Горки кажутся невесомыми и лучащимися светом. В «Псалтири» палаты являются художественным образом, который употребляется очень часто, как сфера радостного и вдохновенного познания. Рублев подчеркивает смыкающуюся форму цветом, выделяя рукава ангелов лиловым и лазоревым. На этих иконах видны только фигуры святой Троицы и больше никаких других. В 43 главе деяний этого Собора, которая так и называется «О иконописцах и Саваофе», было дано вполне четкое постановление: «отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых к неприличных видениях ибо никто Саваофа не видел во плоти, а только по воплощении.

Кроме ссылок на позднейшие монастырские описи и «Сказания о святых иконописцах», достоверных сведений о написании этой иконы нет. «Бога не видел никто никогда единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. Материалы и исследования. До революции «Троица» оставалась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, но потом распоряжением Советского правительства она была передана для реставрации в только что учрежденные Центральные государственные реставрационные мастерские.

Но все-таки благословляющий «отеческий» жест среднего ангела заставляет нас думать, что акцент поставлен на образе Отца («Сын есть Образ Отца»). Хотя, в отличие, например, от Владимирской или Казанской икон, она не пользовалась огромным почитанием верующих, не совершала чудес— не была «чудотворной»L 4, не мироточила и не стала источником большого числа списков, тем не менее, она пользовалась определённой репутацией— главным образом, благодаря тому, что полагали, что этот образ был тем самым, на который указывал «Стоглав», поскольку ни о каких других заказанных Рублёву «Троицах» известно не было. Далее говорится о приготовлении Авраамом и Саррой трапезы. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Полное единодушие наблюдается при ответе на вопрос: «Кто автор иконы Святой Троицы. » Ее создал Андрей Рублев.

14), клеймо иконы Иоанн Богослов с житием в МиАР62 иконы ГРМ63 и Кирилловского музея (все XVI в. ), пластически выразительную, очень рублевскую по рисунку панагию64 и дробницу (XVI в., ЗИХМЗ), средник складная 1644 г. из собрания А. В. Морозова65, круглую икону Никиты Павловца 1674г. Вместо ангельских ликов — человеческие лица. Общепризнано (и справедливо), что рублевское истолкование Троицы стало на Руси необычайно популярным. 2001. При этом персонажи уже не размещаются по принципу изокефалии (по прямой линии), а полукругом.

На иконе Паисия (1485 г. ) Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря4 композиция в целом (кроме пейзажа) выглядит особенно близко к композиции Троицы Рублева5. «Чаша» прошла долгий путь и во всей истории человечества имела значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка». Идея устойчивости присутствует в композиции изначально, благодаря формату. Сергия, то это нам позволит установить, как, когда и где изображение «Гостеприимство Авраама» стало восприниматься как «Ветхозаветная Троица» 19. В 18-й главе книги Бытия читаем о том, как Аврааму у дубравы мамврийской явился Господь.

Наконец, В. Н. Лазаревым в свое время была отмечена и проанализирована необыкновенная иконографическая близость деисусных и праздничных икон иконостасов Благовещенского и Троицкого соборов (к ним надо причислить и Успенский владимирский), созданных артелями, в состав которых входил Андрей Рублев36. Возник интерес и к «Троице» из Лавры. Вот по этим характеристикам (с учетом асимметричного расположения ангелов) и может быть смоделирован предполагаемый рублевский образец. На основе имеющихся в нём записей, а также, вероятно и своих личных наблюдений Ю. А. Олсуфьевым значительно позднее, уже в 1925 году, был составлен сводный «Протокол 1»22 (все эти документы сохранились в архиве ГТГ и были опубликованы в статье Малькова в «Музее»22).

Троице, по-видимому, умер Даниил, похороненный в Троице-Сергиевом монастыре. Так, на створке новгородского панагиара 1435 г. мастера Ивана – пожалуй, первой известной реплики троичной композиции Андрея Рублева – ангелы расположены абсолютно несимметрично и очень сильно сближены друг с другом (что объясняется условиями размещения крупных фигур на сравнительно небольшом пространстве). Т. 2.

«Изучение Троицы могло дать в руки историков искусства своего рода надёжный эталон, сверяясь с которым можно было получить исчерпывающее представление о стиле и методах работы прославленного мастера. Иконы митрополитов Петра и Алексея. На иконе на столе стоит только чаша, ангелы лишь указуют на нее, не смея притронуться. Сюжет иконы построен на 18-й главе книги Бытия. С. 48. 6 Молитвослов. Сергию чудотворцу».

Изразцовым расчистил икону от верхних наслоений. В иконе А. Рублева Троица царит согласие из любви к человеку. Эта близость, свидетельствующая об использовании одних и тех же образцов, указывает еще на один частный случай изготовления точных копий – при исполнении крупных и срочных заказов, когда мастера не имели времени (а ученики – права) вносить существенные изменения в трактовку композиций.

1. 18). 109. 1) или: «вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы» (Мк. От рублевской одухотворенности, от рублевской поэзии не сохранилось и следа». Андрей Рублев тоже отдал дань подражанию византийским образцам. Поскольку престол в Троице явно перечищен, а на уровне пальцев левой руки левого ангела проходит вставка нового левкаса, продолжаемая тонировками (что вызвало искажение формы крыла и утрату конца гиматия среднего ангела), то части разночтений первоначально могло и не быть.

Особенно разительно сходство (не ощущаемое в такой степени нигде) в цвете, рисунке (например, вырез хитона у шеи, форма и характер световой моделировки складок гиматия) и глубже – самом образе центрального ангела, необычайно тонко прочувствованном художником (илл. Тайна ее считается нераскрытой до конца. Но Собор пришелся на страшное время, когда Церковь в России сотрясали страсти раскола. Постепенно от прямого толкования образуется относительное желание видеть в этом Богоявлении трех ангелов, своим числом «три» символически выражающих триипостасность Божества. Так, еще во второй половине XIX века Д. А. Ведь это был «идеальный пейзаж», фон, на котором развертывалось действо и ветхозаветной и евангельской, да и всей последующей человеческой истории.

На благовещенской фреске и троицкой хоругви так написан левый ангел. Так как образцы, в каком бы виде они ни существовали – в виде рисунков (что очевидно), таблеток (что вероятно) или прорисей (что допустимо)37 и каким бы искажениям они ни подвергались в процессе неоднократного перерисовывания, позволяли удовлетворительно воспроизвести оригинал, по крайней мере, в рисунке. И это предостережение особенно важно для иконографии. Будем руководствоваться девизом о. Георгия Флоровского: «Верный путь богословствования открывается только в исторической перспективе» 23. В 1931 году проблема обнажилась. Панагия ЗИХМЗ (вклад Марии Никифоровны Мирославлевой), относящаяся к тому же ряду памятников, напротив, ассоциируется с Рублевым (помимо особенностей рисунка и композиции) своим отходом от канонической для художника иконографии.

Вес иконы 27, 3кг. Знаток и собиратель икон Д. А. «Дерзкий» дьяк, не удовлетворившись, подал прошение на собор, который в это время заседал в Москве, расследуя ересь Матфея Башкина. Дух в виде голубя и того ради на том месте и следует изображать Св. На Востоке в провинциальных школах утверждалось другое понимание сюжета иконографически склонявшееся к трактовке Богоявления как Христа и двух ангелов, вылившееся впоследствии в композицию «Святая Троица». Троицы.

Духа, а образ троичности Божества и троичности бытия. Иконографический тип «Троица Ветхозаветная», как он стал называться позже по аналогии с «Новозаветной», является наиболее целомудренным образом св.

Имеем в виду прежде всего гору с ее крутыми уступами и причудливыми формами75. М., 2004. Это было бы невежество, так как Божество не в пространстве, а все исполняет. Для выполнения этих работ требовалось немало времени и потому царь разослал во многие русские города «по святые и честные иконы» и велел поставить их в «Благовещении» и других храмах, «доколе новые иконы напишут». И тем не менее «еретик» Висковатый оказывается более православным, чем все его оппоненты, утверждая, что «не подобает почитать образ выше истины». Духа в виде голубя.

Троицы идет совет об искуплении человечества.

Троицы преподобный Сергий созерцал всю жизнь и этот образ дан для России на все времена для ее преображения и духовного возрождения, уча: «воззрением на святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». В популярных изданиях до сих пор рассказывают легенду о том, как игумен Никон, ученик Сергия, «повелел» Андрею Рублеву написать эту икону для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Сказанное подтверждают дошедшие до нас реплики другой знаменитой иконы – Владимирской.

Существует большое количество искусствоведческих статей, опубликованных в разное время. Вот что писал в IV веке Святитель Кирилл Иерусалимский: «. Эта трещина была зафиксирована ещё после расчистки иконы Гурьяновым в 1905 (есть фотография, где эта трещина присутствует). На светлом (изначально золотом) фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша.

Видимо, в данном случае мы сталкиваемся с другой стороной творческой манеры художника. Это прекрасно показано Епифанием на примере Феофана. Поучения огласительные и тайноведческие. Во всех остальных случаях художники поступают по «самомышлению». За средним — древо, которое означает не только дуб мамрийский из библейского повествования, но и «древо жизни», «древо вечности», путь к которому после изгнания первых людей из рая заградил «серафим с пламенным вращающимся мечом».

Важно упомянуть, что по причине упоминания в «Стоглаве» имя Рублёва как иконописца (как бы его «канонизации» как художника) было весьма почитаемо среди верующих и вот таким образом ему приписывались многие иконы. В основе иконографии – извод «Троицы» Андрея Рублева. Феофан Грек делает акцент на гостеприимстве Авраама и Сары. Например, серебряная позолоченная панагия XV в. в ГИМ80, по выражению А. В. Рындиной, одно из самых очаровательных повторений рублевской иконы в мелкой пластике81, две серебрянные панагии второй половины того же столетия в Оружейной палате ЗИХМЗ82, серебряная золоченая панагия 60-х годов XV в. в Серпуховском музее83, деревянная панагия и клейма запрестольного и напрестольного крестов работы знаменитого троицкого мастера XV в. Амвросия (ЗИХМЗ)84, белокаменная резьба 1447 г. из Борисоглебского монастыря85, клейма московской иконы середины XV в. Богоматерь Одигитрия86 и великолепной по исполнению пелены из владимирского Княгинина монастыря (вторая половина XV в. ) в ГТТ87, упомянутая икона 1486 г. из села Бородавы, деревянный (ЗИХМЗ)88 и стеатитовый (ГИМ)89 образки конца XV в., клеймо оклада Христофорова евангелия 1533 г. 90, деревянная резная икона в ГИМ91, створка складня Спас-Влахернского монастыря под Дмитровом92, целый ряд панагий и других произведений мелкой пластики XVI в. в ЗИХМЗ93, несколько икон (и иконных клейм) в ГТГ94, новгородская икона в ГРМ95 икона ВСИХМЗ96, фреска галереи Благовещенского собора в Кремле97, клеймо деревянного расписного напрестольного креста Кирилловского музея98, сербская Троица из ризницы монастыря в Дечанах (все XV в. )99, клейма покрова 1525 г. 100, плащаницы Старицких 1560 г. 101, пелены 1560 г. 102 иконы Сергий Радонежский с житием 1591 г. кисти Евстафия Головкина103, покровов Никона Радонежского 1587 и 1633 гг. 104, хоругви XVII в. 105, покровов Саввы Сторожевского 1647-1649 гг. 106 (все в ЗИХМЗ) и Александра Свирского 1645 г. (ГРМ)107, местные образа иконостасов Ризположенской церкви Московского Кремля 1627 г. 108 и церкви Троицы в Никитниках (вторая половина XVII в. )109 иконы 1675 г. 110 и конца XVII – начала XVIII в. в ГТГ111, клейма икон XVII в. Емельяна Москвитина XVII в. (там же)112 и суздальской (ВСИХМЗ)113, палехских писем второй половины XVIII в. в собрании П. Д. Корина114 и т. д. На всех перечисленных изображениях ангелы, сохраняя общее сходство с рублевскими, в то же время чем-либо от них отличаются.

В XVI веке с рублевской иконы была сделана копия 4. Советский историк-источниковед В. А. Плугин выдвинул другую версию о жизненном пути иконы. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому».

Собор также увидел в словах Висковатого соблазн и недозволенную дерзость. Если проследить развитие иконографии «Святой Троицы» во времени, то невольно заметишь, как век от века терялся ее богословский смысл. Всем.

Но митрополит ничего вразумительного не ответил, а только осудил Висковатого за дерзость и мудрствование, смущающие народ. Во фреске Феофана их присутствие подчеркивало соподчиненность земного небесному. Для Андрея Рублева и его современников «чаша» была тесно связана с реальной жизнью, только на иконе трагизм этой героической темы выражен у него светлой печалью. Расчистка была необходима, так как иконы традиционно покрывались олифой.

Константинопольская иконография там едва начала подвергаться переосмыслению. М. 1956. Напротив второго ангела сидит третий, который облачен в одежды синего и зеленого цвета. Непосредственная ясна и понятна – это заказ со стороны преп. В каждой сцене события происходят на фоне одного или двух элементов такого пейзажа. эстетическим нормам, тогда как в Троице пейзаж стеснен масштабностью фигур.

В житийных иконах дионисиевского круга устойчиво соблюдается порядок клейм: верхний ряд – начало жития до поставления в сан, по сторонам – прижизненные события нижний ряд – преставление, открытие и перенесение мощей и посмертные чудеса. К этой группе произведений примыкает икона апостола Иоанна Богослова «в хождении», то есть с повествованием о его путешествиях, его апостольской миссии в Малой Азии, где он прославился искоренением языческих обычаев изгнанием бесов и исцелениями. Позем обыкновенно не травный (зеленый), а гористый (охристый). 3). Руководил работой Феофан Грек. 120. 1), о которой Давид в Псалмах восклицает: «возведи меня на гору, для меня недосягаемую» (Пс.

Одно из типичных произведений Симона Ушакова икона «Троица» создана им в период творческой зрелости. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Дух Святой в Писании назван Утешителем (греч. Всюду (за исключением иконы ГРМ) седалища ангелов украшены прорезями, у левого из них оно вытянуто в ширину и конструктивно одинаково с седалищем правого, т. е. не имеет высокой фигурной задней ножки, увенчанной балясиной, как в лаврской Троице и совершенном большинстве реплик (за исключением произведений мелкой пластики и других малоформатных изображений)71 палаты завершаются бочкообразной кровлей72 горки уходят вверх многоступенчатой скалой позем в отдельных случаях не охристый (гористый), а темный (травный. ) 73.

Сторонники ранней датировки считают, что «Троица» создавалась для деревянного Троицкого собора, возведенного в 1411 году и позже была перенесена в каменный храм. Об этом в Библии говорится неоднократно: например, «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс. За вторым ангелом возвышаются легкие, стройные палаты.

По своему стилю икона не может быть отделена большим интервалом от росписей Успенского собора 1408 года. Сергия Радонежского, «подало повод И. М. В современной России подобную стенопись можно увидеть в подавляющем числе православных храмов. Линия его склоненной головы повторяет линию склоненной головы среднего ангела. Их возглавлял любимый царский изограф Самая Ушаиаа)1626 — 1686). Никона Радонежского, что подтверждается словами из иконописного подлинника: «Он повеле при себе образ написати пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу. » 14.

Думаем, что это весьма вероятно. 10. 15), «видевший Меня, видел Отца» (Ин. Во-вторых (и это главное), потому, что наряду с индивидуальными отличиями реплики содержат общие иконографические чтения, отсутствующие в Троице Рублева: рукав гиматия, охватывающий ладонь левой руки левого ангела видные средний и безымянный пальцы правой руки правого ангела ромбовидная форма овала чаши пещера в горе прямоугольные (в плане), а не трапециевидные завершения ножек седалища левого ангела (аналогично седалищу правого). Икона представляет собой доску вертикального формата.

К тому же мнению склоняется и святитель Московский Филарет. По окончании трапезы Авраам провожает трех мужей, отправляющихся в города Содом и Гоморру. Этап этот ознаменовался внезапным отъездом царя в Александровскую слободу — со всеми приближенными и слугами, со всей казной и «святостью» По дороге в слободу Иван Грозный посетил Троицкую обитель, которая незадолго до того погорела и нуждалась в иконах. Икона Андрея Рублева была частью иконостаса. Н. И. Субботина в 9 т. // Материалы для истории раскола за первое время его существования.

Поскольку «святость с государевых дворов» была собственностью царя, то Иван Грозный и оставил у себя «Троицу». (То обстоятельство, что в данном случае вторичные иконографические особенности объединили экземпляры разных видов и групп, свидетельствует о сложности путей иконографических и стилистических миграций и реальных взаимоотношений между отдельными изображениями, но, полагаем, не ставит под сомнение самый принцип предложенной здесь классификации. ) Реконструированный образец также сохранил, как нам кажется, приметы своего происхождения из рублевской мастерской. Этой же цели достигает на иконе Андрей Рублев изображая склоненной голову центрального ангела (в ранних изображениях головы склоняли только боковые ангелы), что и порождает эффект кругового движения, того жизненного движения, которое приводит к пониманию единства Божественной сущности, а не к выделению характера каждого из трех лиц Святой Троицы. И как выразительны лики его ангелов.

СПб., 2007. Тот же Епифаний свидетельствует прямо противоположное, когда говорит об обычной ремесленной практике (недоумения наполнишася присно приницающе, очима мещуще семо и овамо, не толма образующе шарми, елико нудяхуся на образ часто взирающе). Но если «Троица» попала в Троице-Сергиев монастырь только при Иване Грозном, где же тогда она находилась в течение ста пятидесяти лет. О подобном изображении у дуба мамврийского упоминал и Юлий Африкан 26. Остроухова, под наблюдением Московского Археологического общества и с разрешения лаврского начальства иконописец-реставратор В. П.

Их иконографические разногласия с Троицей легко объясняются тем постоянным художественным поиском, который вел мастер, задачами, которые он в разное время решал, наконец, различными жанрами, в которых он воплощал задуманное (икона, фреска, а вероятно и миниатюрные изображения для панагий, клейм шитья и икон и т. д. ). Изд-во Братство св. Любопытно и то, как по-разному мастера изображают саму трапезу.

Христос -- краеугольный камень (Пс. Переработкой этого типа, возможно, является северная Троица XVII в. Но если прибавить сюда упоминавшиеся выше композиции с незаконченным симметрическим сдвигом, то картина существенно изменится. Почти всегда на столе стоит не одна, а три чаши27. Если реплики Паисия и других мастеров в конечном итоге восходят к Троице Рублева (а это скорее всего так), то не к той, что дошла до нас, а к иной (или к иным).

Троицы: седобородый старец («Ветхий денми») -- Бога Отца, средовек -- Бога Сына, Христа и голубь -- Св. То было время радостное и одновременно горькое, пора блистательных побед и жестоких поражений. Когда Гурьянов, сняв три слоя напластований, последний из которых был выполнен в палехской манере, открыл авторский слой (как выяснилось при повторной реставрации в 1919 году, в некоторых местах он до него не дошёл) и сам реставратор и очевидцы его открытия испытали настоящее потрясение. К РУБЛЕВСКОЙ «ТРОИЦЕ» ПРИХОДЯТ ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ, ПРОФЕССИЙ, ВОЗРАСТОВ, ЕДИНЫХ В СВОЕМ СТРЕМЛЕНИИ ПРИОБЩИТЬСЯ К ИДЕАЛЬНОЙ КРАСОТЕ И ПОДЛИННОЙ ДУХОВНОСТИ. Именно против этого предостерегает их Божественный Глагол.

Тогда экспертом Центральных Государственных Реставрационных Мастерских Олсуфьевым был предложен метод по устранению этого расхождения: икона была перенесена в специальное помещение, где искусственно поддерживалась достаточно высокая влажность (порядка 70) и где доски под постоянным наблюдением и постоянным записыванием динамики этого схождения за полтора месяца практически сошлись. К группе СН можно отнести (кроме упомянутых ранее) клеймо креста мастерской Амвросия41, деталь оклада Евангелия Николо-Песношского монастыря (конец XV в. )42, панагию XV в. и несколько ламатий XVI в. в ЗИХМЗ43, новгородскую икону начала XVI в. в ГТГ44, Троицу первой трети XVI в. из Успенского собора в Дмитрове45 икону того же столетия из праздничного ряда иконостаса Богородице-Рождественского придела Софии Новгородской, клеймо иконы Архангел Михаил в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря (середина XVI в. )46, тверскую Троицу 1560-х годов, написанную замышлением многогрешного Нечая47, палеосную икону второй половины XVI в. из ризницы Ипатьевского манастыря48, клеймо покрова Сергия и Никона радонежских 1569-1592 гг. 49, прорись XVII в. (. ) из собрания А. В. Тюлина50 (четыре последние, а также клеймо амвросиевского креста и одна из панагий включают изображения Авраама и Сарры по сторонам среднего ангела), клейма покрова Александра Свирского 1582 г. 51 и створок киота Троицы Рублева 1601 г. 52 икону праздничного ряда иконостаса Ризположенской церкви Московского Кремля (1627 г., Назарий Савин с дружиной)53, деталь иконостаса – складня первой трети XVII в. в ЗИХМЗ54 икону на сени царских врат 1643 г. Троицкого собора (Загорск)55, клеймо костромской иконы XVII в. Богоматерь Умиление со святыми на полях56, а также две композиции, близкие к фреске Феофана Грека и клейму новгородской Четырехчастной – с Авраамом и Саррой внизу – галицко-украинского или белорусского происхождения XV в. 57 и новгородскую, находящуюся под записью.

В мозаике базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (V в. ) три сидящие в ряд фигуры имеют перед собой треугольные хлебцы. Вскоре после победоносного возвращения с Волги он украсил многие прославленные иконы, но ни одну так пышно, как «Троицу» (в конце XVI века этот оклад был заменен новым, сделанным по заказу Бориса Годунова). Согласно христианству, это древо могло быть символом воскресения. Икона скреплена двумя встречными шпонками и также первая и вторая доски скреплены двумя «ласточками».

А в Троице-Сергиев монастырь, предполагает В. А. Третьяковская галерея. Обратим внимание на то, что Андрей Рублев пишет свою «Троицу» не просто после феофановской.

60. 3). Советский художник и искусствовед И. Грабарь писал, что «Троица» сверкает высшим, неземным светом, тем самым, который излучают только создания гениев». Виталия в Равенне (VI в. ) 30 и в греческой рукописи книги «Бытие» Ди-Филиппи, относимой Тешендорфом к V веку. М., Ростов н/Д. Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками.

Первый вид включает знаменитую пелену XV в. Загорского музея59, клеймо современной ей пелены Явление богоматери Сергию (довольно близкое по цвету к Троице)60, прекрасную икону конца того же столетия61 (обе также в ЗИХМЗ), Троицу на сени царских врат собора Василия Блаженного (илл. И для какого храма она была написана первоначально. Так Симон Ушаков сближал два мира: божественный и человеческий, «горний» и «дольний». Где же искать эти теоретически предполагаемые, но утраченные произведения Рублева. 15). На сегодняшний день научная оценка проблемы датировки звучит так: «Вопрос.

Вот как об этом пишет св. Издание под ред. Василия Великого, «Сын есть Образ Отца, а Дух -- образ Сына».

М., 1879. Великого художника Руси подобное построение кулис привлекало своей обобщенностью, отчетливым символизмом. Отцы Собора ссылались на св.

Снегиреву приписать икону Святой Троицы Рублеву» 11. Изображаются три в единстве, а не трое. Это известно из письма толмача Димитрия Герасимова псковскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину: в 1518 г. или 1519 г. образ типа «Новозаветной Троицы» был представлен Максиму Греку и тот отверг его ибо ничего подобного «ни в коей земле» не видел и считает, что иконописцы этот образ «от себя составили». На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца.

Это третье лицо св. Чаша в иконе Рублева перестает быть предметом и становится символом размышлений о жертве. С другой стороны, рублевские корни группы АС очевидны для второго вида (сохранилась подлинная икона) и вероятны (как мы пытались показать) для первого. В то время, как Макарий смог противопоставить Висковатому только практику Церкви и церковную дисциплину: «не ведено нам о Божестве и Божиих делах испытывати, но токмо веровати и со страхом святым иконам поклоняться», на этом Макарий считал дискуссию завершенной.

В том виде, в каком мы сейчас видим «Троицу», она не была в Троице-Сергиевой Лавре начиная по крайней мере с 1600 года (до первой записи), а скорее всего и раньше. И если когда-то икона, ее ясные лики и прозрачное богословие были свидетельством торжества Православия, то теперь она стала свидетельством упадка веры -- «ортодоксии без ортопраксии». После проведения реставрационных работ Н. П. Вариантов «Новозаветной Троицы» в русской иконографии несколько, в зависимости от расположения двух главных фигур (старца и средовека), эти иконографические варианты имеют и соответствующие толкования и наименования. Некоторые вторичные признаки связывают эту композицию с иконами ЗИХМЗ, ГРМ, ГТГ (илл. Это значит, что Сын достиг славы Отца» (Дан.

Этому образу в деисусе отвечал образ Спаса. Справедливости ради надо все же отметить, что были попытки в этом усомниться. Это раскрытие было начато по инициативе и велось по заданию Комиссии по раскрытию древней живописи в России, в состав которой входили такие видные деятели отечественной культуры, как И. Э. Грабарь, А. И. Анисимов, А. В. Грищенко, К. К. Романов и Комиссии по охране памятников искусства Троице-Сергиевой лавры (Ю. А. Олсуфьев, П. А. Флоренский, П. Н. Каптерев).

Изображения Саваофа неоднократно осуждались церковными постановлениями начиная с VII Вселенского собора (787 г. ). Это Махрищская Троица начала XVI в., отличающаяся, впрочем, некоторыми специфическими особенностями (слишком широкая расстановка фигур, благословляющая рука правого ангела, палаты со сдвинутым вправо окном, гора без пещеры)39. Например, св.

На миниатюре в «Октатевхе» в Ватикане (XI-XII вв. ) три Божественных гостя изображены без крыльев, средний же – с крестчатым нимбом. Не фантазируй насчет Его строения (. ) Не замыкай Бога в свои телесные представления, не ограничивай Его мерой ума своего». М. : Из-во Храма Свв.

Много раз изученная и описанная, рублевская «Троица» и сегодня продолжает волновать искусствоведов загадочной сложностью своего художественного стиля. Копируют ли они именно это произведение Рублева или какое-то другое. Несмотря на очень большую близость реплик (особенно иконы, заказанной Борисом Годуновым) к сохранившейся Троице, у нас на этот счет есть сомнения. В средние века на основе ее христианского значения возникло поэтическое сказание о «Чаше Грааля» из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери. Обратите внимание на левого ангела. На иконе северных писем в ГТГ, в клейме палехской Четырехчастной крылья ангела взметнулись вверх, как на Четырехчастной из Новгорода начала XV в. Таким образом, если ранее при анализе изображений мы опирались на воспроизведение в них с высокой степенью точности композиционно-иконографической формулы, выражающей личностные особенности и взаимные отношения ангелов и созданной Андреем Рублевым (по крайней мере именно у него впервые встречающейся), то теперь мы этого основания лишились. Что же значит «достиг Ветхого денми».

С. 110. 12Там же. Основной смысл образа прозрачен -- в недрах св. 14. 6). Сведений о нем очень мало. С. 303. 4Там же. При ответе на вопрос: «где была создана икона Святой Троицы. » – разногласий между специалистами практически нет все единодушны во мнении, что Андрей Рублев написал ее в Троице-Сергиевой лавре. В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама» изложенный в XVIII главе библейской книги Бытия. И чарующей красотой цветовой гаммы, где драгоценным сапфиром сияет голубец.

Ангелы на его фреске восседают вокруг накрытого стола, в центре которого стоит тяжелая чаша с головой заколотого барана, вокруг лежат круглые хлебцы и уже отрезанные узкие ломти, на краю стола — нож. Теоретический идеал Ушакова – изображение в зеркале. Ежегодно ко дню памяти Сергия (25 сентября), а иногда и в другие дни, он приезжал в монастырскую обитель и делал щедрые вклады. Архитектурный фон, по всей видимости, заимствован из картины Веронезе «Пир у Симона Фарисея», знакомой художнику, вероятно, по гравюре.

С. 93–94, 108. 10Нафанаил (Львов), архиепископ. Тем не менее мы считаем вероятной зависимость от рублевских оригиналов круга памятников (впрочем, достаточно иконографически пестрого) с близкой к византийской иконографией центрального ангела (существенно, что к ним принадлежат совершенное большинство произведений мелкой пластики, связанных с Троице-Сергиевым монастырем, начиная с панагии Никона). Иначе в рисунке и не было бы надобности.

Примеры всех этих вариантов можно видеть на фасадах Успенского собора Московского Кремля. Близки по композиции клеймо хоругви Троице-Сергиева монастыря и икона 1675 г. в ГТГ. В иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении троих ангелов. Это развитой пейзаж (для икон), формы которого тяготеют к типологической однородности (преобладают рублевские палаты с колонной и велумом, дуб с двумя кронами, гора с двумя или тремя вершинами, обычно с пещерой) отсутствие клава (почти всюду) у среднего ангела сдвинутое вправо подножие (иногда третья ножка у седалища) левого ангела, удлиненный левый рукав его гиматия, охватывающий ладонь три чаши и натюрморт на трапезе гористый позем.

Однако митрополит Московский Филарет (Дроздов) счел нужным твердо опровергнуть это мнение, сказав, что «в Сергиевой лавре постоянно сохраняется предание, что сей образ писан Андреем Рублевым при пр. Никоне» 12. Здесь и была написана икона «Троица» Андреем Рублёвым для иконостаса.

Вместо тёмных, «дымных» тонов тёмно-оливкового вохрения ликов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы одежд, столь привычной глазу знатока древнерусской иконописи того времени, перед поражёнными зрителями открылись яркие солнечные краски, прозрачные, поистине «райские» одежды ангелов, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы XIV, в особенности— первой половины XV века8. Композиционная форма арки определяет неравенство участников сцены у Феофана. Григорий Богослов: «Оно (исповедание Троицы – И. Я. ) есть Трех Бесконечных бесконечная соестественность, где и каждый умосозерцаемый сам по себе есть Бог, как Отец и Сын, Сын и Дух Святой, с сохранением в каждом личного свойства и Три, умоопределяемые вместе, -- также Бог первое по причине единосущия, последнее по причине единоначалия.

Далее Евсевий пишет: «Два по одному с каждой из двух сторон, а в середине – более могущественный, превосходящий по сану. Дионисий мастерски владеет ритмическим построением композиции. Царь Иван Грозный высоко чтил Троице-Сергиев монастырь — место своего крещения. 1 Книга пророка Исаии в греческом переводе. 2Кирилл Иерусалимский, архиепископ. Созидание внутреннего мира человека в христианстве уподоблялось труду зодчего и называлось «домостроительством».

Но не просто оставил, а уделил ей особое внимание. Такие изменения не имеют смысла в вечном абсолюте. Эта композиция во многом близка к счастливо уцелевшей в бурях столетий знаменитой иконе. «Я открыл имя Твое человекам» (Ин. 3 Антонова В. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева // Гос.

Он стал первым художником, который был канонизирован христианской церковью. М., 1991. Минимально, но гуляет. Высокая степень точности передачи образца требовалась порой и от признанных мастеров при воспроизведении чтимых реликвий. В построении архитектуры использован принцип «итальянской» перспективы 1образцом послужила гравюра с картины Паоло Веронезе).

К этому прибегал даже такой тонкий и глубокий богослов, как отец Сергий Булгаков. Старинные запреты и ограничения на изображение Бога были окончательно преодолены в эпоху Ренессанса, принесшую расцвет живописи. В Библии «гора» есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, преображение Господне совершается на фаворе, Вознесение — на горе Елеонской.

1. Тюлиным и А. И. С. 115. 13Материалы для истории раскола. Это же подтвердил Большой Московский Собор, собравшийся в 1666-1667 гг.

И действительно, многое в этих композициях решено принципиально по-разному. Светоносный колорит с использованием золота, сиянием охр, нежных оттенков зеленого, розового и сиреневого, небесный (рублевский) голубец, тонкий ритм линий в единстве с абсолютной композицией порождают образ неземной красоты, небесной гармонии. Но символические атрибуты приобретают объем и зримую телесность. Но «Троицы» тогда в Москве не было, она появилась там не позднее 1554 года, поскольку к этому времени для нее был уже изготовлен великолепный золотой оклад. Когда представляется мне Единое из Трех, почитаю сие целым.

Существенная разница в том, как это полукружье завершается. Содержание «Троицы» многогранно. Доски склеены («сбиты») и к тому же соединены шпонками— своего рода клиньями. В 1918 году под руководством Юрия Олсуфьева начинается новая реставрация иконы. Но, кроме этого, в ученых кругах до сих пор не снят вопрос, который, на первый взгляд может вызвать недоумение: «Кто написал «Троицу».

«Обыкновение Церкви, – говорит он, – представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех Ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе сих Ангелов полагала символ Святой Троицы» 22. В иконе нет ни движения, ни действия — это триединое и неподвижное созерцание, словно три души, равной полноты духа и видения, сошлись, чтобы испытать свое смирение и свою мудрость перед жизнью, ее страданиями и скорбью. Более того икона выполняет вероучительные функции, вот таким образом ложно понятый образ опасен ибо несет в себе искаженную информацию и становится еретическим. Именно этому учит любая икона, а тем более рублевская Троица. 17. 21). Большинство из них выражают субъективные взгляды на «Святую Троицу» Андрея Рублева и личные эмоции, но редко кто из авторов связывает ее содержание с текстами Библии. Итак, антропоморфный образ Бога Отца св. Не случайно Рублев исключает из своего замысла и Авраама с Сарой. Подножия престолов, на которых покоятся ноги ангелов, обутые «в готовность благовествовать мир» (Еф.

В 1600 году Борис Годунов украсил икону золотой ризой с драгоценными камнями 5. Ибо образован силуэтами ангелов. В иконе «Троица» Андрей Рублев был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных Преподобным Сергием» 15. По левую и правую сторона от него иконописец изобразил дом и скалу за крыльями ангелов.

Их лики похожи -- будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Буслаев Ф. И. Только это простота гения. Икона, размером 314 х 220 см была написанная на липовой доске по левкасу яичной темперой и почиталась в монастыре как чудотворная. М., 2011. Почти идентична и трактовка мамврийского дуба – также уникальная особенность, встречающаяся только в Троице Бориса Годунова (в коломенской живопись утрачена), но выраженная там более схематично. В некоторых исследованиях строгановский подлинник называется «Клинцовский подлинник», так как именно в Клинцовском посаде (б.

Соборное сознание Церкви закрепило «иконографический догмат» рублевской иконы в середине XVI века, когда Стоглавый собор «возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ «Святой Троицы» как писал Андрей Рублев и "пресловущие греческие художники"» 32. На его росписи приходили посмотреть со всей Москвы. Его лик обращен к молящемуся, глаза смотрят на него в упор. Потеряв своего друга, Рублёв вернулся в Андроников монастырь, где выполнил свою «конечную» работу.

Вероятно, тогда-то и появилась в Москве «Троица». Не случайно образ св. Конкретно оно могло заключаться либо в использовании мастером сени лаврской Троицы или ее очень близкого повторения в качестве одного из источников при создании собственного изображения, либо в воспроизведении неизвестной нам иконы Рублева (может быть, также средника сени – оба евхаристических сюжета иконографически повторяют иконы праздничного чина троицкого иконостаса). Таким образом, мы имеем здесь изображение Христа, Второго Лица св.

По этим признакам восстанавливается образец – протограф перечисленных произведений (вторичный или параллельный по отношению к Троице собора Василия Блаженного). По иконописной же логике Бог-Сын «сейчас» отрок, значит, «было время», когда Его не было и «будет время», когда Он «повзрослеет». Из всего сказанного выше вовсе не следует призыв к новому иконоборчеству. Строгие архитектурные формы контрастируют с изысканной пластикой фигур. Иконный щит «Троицы», то есть основа, на которой написана икона, состоит из пяти досок шириной (слева направо— по тыльной стороне): первая— в верхней части— 29см, в нижней— 30, 5см вторая— соответственно 20, 2см и 19, 2см третья— 23, 3см и 26, 2см четвёртая— 26, 3см и 22, 4см пятая— 11, 7см и 12, 4см причём между третьей и четвёртой досками имеется вставка из двух планок. Вот таким образом икона Троица стала символом русского духа, эмблемой русской культуры. Ему приписываются иконы "Апокалипсис" (из Успенского собора Московского Кремля) и "Шестоднев" – житийная икона Сергея Радонежского (из Троицкого монастыря), некоторые иконы Волгородского музея, миниатюры различных рукописей, фрески.

Рублев воплощает образ божественного триединства, любимый в среде Сергия Радонежского. Примером тому может служить творчество Симона Ушакова. В 1929 ГОДУ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТРЕТЬЯКОВСКУЮ ГАЛЕРЕЮ БЫЛА ПЕРЕДАНА ИЗ ЗАГОРСКОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИКОНА АНДРЕЯ РУБЛЕВА «ТРОИЦА», ПО ПРАВУ СЧИТАЮЩАЯСЯ САМЫМ ВЫСОКИМ СОЗДАНИЕМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, САМОЙ ЗНАМЕНИТОЙ РУССКОЙ ИКОНОЙ. Не за горами было упразднение патриаршества и окончательное пленение Церкви государством. Сотни лет художники не решались рисовать Святую Троицу. Таким образом, произведения знаменитых художников (к которым принадлежал и Рублев) сразу вызывали большой интерес в кругах рядовых иконописцев32 и воспроизводились, по-видимому, весьма тщательно. «Троица» Симона Ушакова — не молчаливый диалог ангелов, как у Андрея Рублева, а всего лишь обычная трапеза.

Таинственность и неизведанность величественных горних высот всегда действовали на воображение людей. После Второго Вселенского собора, утвердившего догмат о Святой Троице изображение «Ветхозаветной Троицы» встречается довольно часто. Его облик до воплощения нам не ведом. Резюмируя все вышесказанное, священник А. Лебедев пишет: «При сопоставлении всех этих воззрений должно придти к тому заключению, что, хотя один из явившихся Аврааму, как Иегова, ясно отличается от посланных в Содом Ангелов, тем не менее самое число «три» несомненно указывает на троичность Лиц в Боге» 21. В ликах святых он почти исключает возможность объемной моделировки. В мае 2007 года«Троицу» вывозили в здание ГТГ на Крымском Валу на выставку «Европа— Россия— Европа».

Об этом свидетельствует и иконография крайних ангелов и рисунок стола-трапезы (ср. Такое увидишь не на каждой иконе. также ростовскую икону). Дьяк вопросил о том митрополита Макария, того самого, что председательствовал на Стоглавом Соборе, а также автора знаменитых «Четий Миней».

Разговор о любом произведении искусства, будь то искусство светское или искусство церковное, тем более о такой прославленной иконе, как «Троица», начинается с вопросов «где. » (место, locus), «когда. » (время, tempus), «кто. » (личность, persona), «почему. » (причина действующая, causa activa), «для чего. » (причина конечная, causa finalis). Житийная икона (от житие) — икона, в центре (среднике) которой располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) — сюжеты из его жития. «личного письма»— лиц и рук), а также расчищать. По воле Бога от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся все народы земли». Св. Вывод из всего сказанного может быть только один.

14. 9). проф. Отрывок, откуда взяты эти слова из Строгановского иконописного подлинника (конец XVI в. ) и звучит он так: «Преподобный отец Андрей Радонежский иконописец, прозванием Рублев многие святые иконы написал, все чудотворные. Всего через два года после Стоглава возникло дело, вошедшее в историю как «Розыск или список о богохульных строках и сумнении святых честных икон дьяка Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 1553». После написания новых икон привезенные ранее по обычаю были возвращены обратно, но не все. Материальное здесь стало явно довлеть над духовным. Так на фреске в Чаракилиссе (XI в. ) все три фигуры имеют крестчатые нимбы.

За третьим ангелом возвышается гора — древний символ всего возвышенного. Все это, конечно же, сказывалось на сохранности первоначальной живописи Лишь в 1919 году «Троица» была окончательно освобождена от поздних наслоений и с тех пор она всех чарует своим художественным совершенством. Наконец, гора— символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасённое человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы— Духа Святого (в Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали Завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение— на горе Елеонской4).

17), на пелене 1593 г., вложенной боярином Д. И. Годуновым в Костромской Ипатьевский монастырь6, клейме иконы Чудо в Хонех XVI в. (. ) старообрядческого рогожского кладбища7, покровце 1601 г. вклада Ксении Годуновой в Троице-Сергиев монастырь8, образе из походного иконостаса царя Алексея Михайловича9, резных панагиях XV – XVI вв. 10, где выравнивание композиции доводится до логического конца и ангелы, раздвинутые более широко, лишь соприкасаются крыльями11. Лихачев написал, что «наблюдения, сделанные Гурьяновым, подтверждают предположение о том, что икона святой троицы принадлежит письму Рублева» 13. Сравнивая копию тверича с сохранившейся иконой Рублева, легко увидеть, что эволюция образа Троицы в творчестве великого мастера отличается следующими важнейшими чертами: решительной переработкой фигуры среднего ангела (выявление и акцентирование пластического начала, развертывание в плоскости иконной доски и т. д. ), что сделало его центром изображения иным иконографическим типом и несколько иным местом в композиции левого ангела, что в корне повлияло на построение всей сцены смыканием ангелов между собой обусловленным всем этим удалением дополнительных персонажей, оставлением на столе единственной – евхаристической – чаши, уменьшением роли пейзажа. В этой же рукописи помещен и иконописный подлинник. М. 1861. С. 379-380).

Главный пафос «Троицы» Ушакова состоит в создании видимости материального, предметного мира. В композиции «Отослание Христа на землю» старец благословляет средовека и так далее. Та же вписанность трех фигур ангелов в круг, те же атрибуты – палаты Аврамовы, дуб Мамврийский, гора, престол с жертвенной чашей. В результате в 1931 году реставратором Кириковым был срезан мешающий схождению досок выступающий конец средней шпонки и уже в 1932 году, так как в течение всего года в обсуждении не было достигнуто никакого единогласия, было решено укрепить отстающий левкас с красочным слоем с лицевой стороны с помощью глютени (это воско-смоляная мастика) и также заполнить трещину с оборота мастичным составом, который должен послужить защитой боковых сторон разошедшихся досок от атмосферных воздействий, но при этом не смог бы его скрепить.

Евхаристия. В частности, было там и изображение Бога Отца в виде старца именуемого Саваоф. Панагия ГИМ подкупает более всего своим по-рублевски изящным и выразительным рисунком.

Мастера – иконописцы работали всегда большой артелью, при этом младшие учились у старших. 17 ноября 2008 года состоялось ещё одно расширенное реставрационное совещание в Государственной Третьяковской галерее, после которого 19 ноября старший научный сотрудник галереи Левон Нерсесян сообщил в своём блоге25 о просьбе патриарха Алексия II предоставить «Троицу» Троице-Сергиевской лавре на три дня для участия в церковном празднике летом 2009 года. Этот иконографический сюжет и проникает на Русь (хотя есть редкие примеры изокефалии – «Троица Ветхозаветная» из Пскова). И может быть иконописный образ в данном случае больше говорит сердцу, чем слова («мысль изреченная есть ложь». Одни ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение — «Троицу», которая в те времена имела значение особое. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных».

К сохранившейся Троице Рублева чрезвычайно близки общий рисунок и пропорции композиции, совпадают отдельные характерные детали (клав у среднего ангела, единственная чаша на столе). Конечно иконописный язык условен и содержание образа нельзя передать на словах. Августина и других западных отцов 31. Привезли несколько икон также и из Пскова. Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью.

Гурьянов вместе с В. А. Впервые летопись упоминает об Андрее Рублеве в 1405 году, когда «Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городка, да чернец Андрей Рублев» взялись расписывать церковь Благовещения на дворе великого князя в Кремле. Кирилл Александрийский так пишет об этом: «Что значит «достиг Ветхого денми» -- пространственно ли. Постепенно «Троица» превратилась в изображение трех Ангелов, не связанных духовно друг с другом.

Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому». Но иконописец явно стремился вернуть в изображение нарушенную Рублевым (очевидно, по непонятным для Паисия мотивам) симметрию. Бессребреников Космы и Дамиана. На специальном заседании собора в январе 1554 г., посвященном «богохульным строкам» Висковатого, мнение Ивана Михайловича было признано еретическим, а его писания «развратными и хульными», а сам он силой склонен от него отречься, смирившись перед авторитетом Церкви. Плугин полагает, что «Троица» попала в монастырь только при Иване Грозном и только в качестве дара. За каждым из трех ангелов изображена его эмблема. Он всецело доверился богословской мудрости и иконографическому совершенству «образца», который воспроизводил, повторив до мелочей едва ли не весь передний план византийских композиций: позы ангелов и склоненных между ними Авраама и его жены Сарры, салфетки на столе, которые русские иконописцы скоро перестали изображать.

Феофан пишет ветхозаветный сюжет, не отходя от текста Библии. Из более поздних, но не уступающих им в образно-стилистическом отношении, представлены житийные иконы преподобных Кирилла Белозерского из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (Около 1497) и Димитрия Прилуцкого из Спасо-Прилуцкого монастыря близ Вологды (около 1503). Дионисиевские лики порой отмечены чертами «портретности», как это видно на примере образа Димитрия Прилуцкого, но портретности особого рода, «иконизированной», то есть соотнесенной с идеальным образом святого. С четырех сторон средник традиционно окружают клейма, повествующие о житии святого, его одеяниях и посмертных чудесах. О нравственно-идеологической проповеди говорится в деяниях Седьмого Вселенского собора: «Пусть рука искуснейшего живописца наполнит храм историями Ветхого и Нового Завета, чтобы те, которые не знают грамоты и не могут читать Божественных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренно послуживших истинному Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям» 17.

Так, например, если в ранних круговых изображениях стол выписывался полукруглым, с целью выделения центральной фигуры, то в эпоху Палеологов, характерную склонностью вписания многих композиций в круги, стол изображается прямым, причем с таким расчетом, чтобы всех трех ангелов уровнять между собой. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре троих таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Ангелы тесно соединены между собой крыльями. Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными.

Его жест означает приятие той чаши, которую благословляет Отец, это жест полного послушания воле Отца («быв послушен, даже до смерти и смерти крестной». 17 мая 1945 года«Троица» вновь выставлена в открывшихся после ремонта залах Третьяковской галереи. Единство трёх ипостасей Святой Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви— «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). 17. 6), молится Христос Отцу в Своей последней земной молитве. Духа в виде голубя. » Все эти аргументы касаются не только композиции «Новозаветная Троица», но и всех остальных случаев, когда в тех или иных сюжетах («Символ веры», «Страшный Суд», «Шестоднев» и проч. ) изображают Саваофа в виде старца и подразумевают под этим изображением Первое Лицо Троицы -- Бога Отца.

И. Э. Грабарь осторожно датировал «Троицу» 1408—1425 годами, Ю. А. Лебедева— 1422—1423, В. И. Антонова— 1420—1427 годами. Остается решить вопрос о возможности восхождения к рублевскому образцу (образцам) группы АН.

Иоанна Дамаскина. Стремясь раскрыть догматическое учение о Святой Троице, Рублёв отказался от традиционных повествовательных деталей, которые обычно включались в изображения «Гостеприимства Авраама». Первой заботой Андрея Рублева стало создание главной иконы — «Троицы», которая должна была стоять по правую сторону царских врат.

О памяти смерти // О вечном и преходящем. Вспомните, например, праздничные сюжеты любого древнерусского иконостаса. Общепризнанного ответа на вопрос: «Когда была создана икона Святой Троицы. » – пока нет.