Ушаков Троица

Художник соединяет иконописную традицию с новой манерой идущей от западноевропейского искусства, что приближает «Троицу» Симона Ушакова к светской живописи. Еще один пример живоподобного ушаковского стиля – икона Троицы 1671 года, созданная по заказу греческого купца и дипломата Николая Николетты. Следуя этой традиции, Симеон Ушаков написал свою Ветхозаветную Троицу. Обратимся еще к одной иконе «Троица Ветхозаветная»: справа – знаменитая рублевская, слева – ушаковская.

Лекция-размышление о двух знаменитых иконах Троица иконописцев Андрея Рублёва и Симона Ушакова. Для Ушакова Троицкая церковь стала любимой и многие годы потом он своими иконами стремился дополнить ее благолепие. Троица Ушакова сидит на фоне античных арок и колонн, позаимствованных автором у полотен Веронезе. Московский иконописец и общественный деятель 17 века Симон Ушаков в 1671 году написал очередную икону «Троица ветхозаветная». Симон Ушаков с применением художественных средств приближает ветхозаветную троицу к простым обывателям, делая ее более понятной, доступной, земной.

Богослужения в церкви Троицы в Никитниках прекратились в 1920 году (в нижнем приделе – в 1929-м), но здание, по счастью, не разрушили, а сразу же обратили в Музей Симона Ушакова.

Вопрос: Описать картину святая троица Ушаков

Например, св. Полотно подписано, как и остальные работы Симона Ушакова. По мысли авторов это изображение должно символизировать три ипостаси св.

Церковные писатели и художники ориентировались, прежде всего, на традицию. был государевым иконописцем.

Благочестивыми работниками Христа как хозяина виноградника являются митрополит Петр (1308-1326) и Иван Калита (1325-1340), с именами которых традиционно связывается возвышение Москвы. Она проникла в Православную Церковь от латинян». Часто культуру этого периода называют «переходной» от средневековья к Новому времени и сравнивают то с западноевропейским Ренессансом, то с эпохой барокко. Собственно, «Троица» является ступенью перехода от иконописи к изобразительному искусству в чистом виде. В годы перестройки (после 1000-летия крещения Руси) положение начало стремительно меняться, появилась литература (в т. ч.

Ушаков, судя по всему, был незаменим при дворе. Дух вторит Отцу ибо Он от Отца исходит, согласно Никео-Цареградскому символу веры. Именно в связи с сугубой увлеченностью Ушакова техникой и приемами личного письма им было создано более двенадцати образов «Спаса Нерукотворного». По сторонам от них представлена здравствующая царская семья: государь Алексей Михайлович, его супруга Мария Ильинична, сыновья Алексей и Федор. Даже Ушаков, воспитанный на древней иконописи, не устоял перед этим соблазном. При митрополите Алексии князем Димитрием были построены стены Кремля, а при митрополите Киприане в Успенский собор из Владимира была перенесена икона Богоматери (в 1395 г. ), ставшая его главной святыней.

Теоретический идеал Ушакова – изображение в зеркале. Но это — нечто исключительное.

В круг занятий Ушакова входило изготовление рисунков для гравёров. И вот выполнен наказ. Основной смысл образа прозрачен -- в недрах св.

Изображение Святой 
троицы в иконописи

Изображение Святой троицы в иконописи

Симон Ушаков. 14. 62) или: «Христос умер и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. и Св. Он не просто выбирает древний чудотворный образ, он воспроизводит его «мерою и подобием». В ушаковской «Троице» нет барочного изобилия, пышности или дробности, как, например, в иконе на тот же сюжет, написанной другим иконописцем Оружейной палаты Яковом Казанцом (1659 г. из церкви Троицы в Никитниках). Не фантазируй насчет Его строения (. ) Не замыкай Бога в свои телесные представления, не ограничивай Его мерой ума своего».

Богродица, увидев свое изображение на иконах, вспомнила прежнее пророчество: «Отныне ублажат Мя все роды» и добавила: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сими иконами да будет. » Вскоре от этих икон начало происходить множество чудес. Готовы полуторааршинная «Троица», написанная Ушаковым и небольшая круглая иконка Никиты. Главными же его плодами являются святые русской земли изображенные в двадцати медальонах со свитками-молениями в руках. В основном приезжают из отдаленных айонов города.

  • Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков, 1671
  • Русский музей Дополненная реальность
  • Сравнительная характеристика икон Троица Симона Ушакова, Феофана Грека и Андрея Рублева
  • Симон Ушаков: государев иконописец
  • Троица ветхозаветная: описание иконы
  • "Троица" Андрея Рублёва и Симона Ушакова

Во всех остальных случаях художники поступают по «самомышлению». Иконостасы 15 – 16 веков распиливали и отправляли в бедные храмы. В средней части помещено в овале изображение Божией Матери, а вокруг, на ветвях древа, символизирующего Российское государство, расположены образы русских святых и портреты князей и царей.

Собственно, большинство его работ подписано. Ушаков (Симон или Пимен) Федорович (1626-1686) предположительно происходил из посадских людей. Обе иконы – монументальные, лишь незначительно отличающиеся друг от друга по размеру. Мне встречались иллюстрированные византийские рукописи. Но все-таки благословляющий «отеческий» жест среднего ангела заставляет нас думать, что акцент поставлен на образе Отца («Сын есть Образ Отца»).

  • «Троица» Никиты Павловца и Симона Ушакова – двойной успех
  • «Имея талант иконописательства, врученный моему ничтожеству» О русском иконописце века Симоне Ушакове
  • Симон Ушаков – крупнейший русский художник века
  • Значение творчества Симона Ушакова
  • Троица ветхозаветная с хождением
  • Неканоничные изображения Святой Троицы: коронование Богоматери

На сегодняшний день известны 50 икон, которые подписал сам Симон Ушаков. Гравюра Афанасия Трухменского (1681)Тайная вечеря является сюжетом множества икон и картин из которых самое известное произведение – это «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. «Не сам ли Господь учит нас искусству иконописания. » — вопрошает он. «Бога не видел никто никогда единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.

Главный пафос «Троицы» Ушакова состоит в создании видимости материального, предметного мира. Древнерусское искусство — понятие своеобразное. На него была повальная мода, все «прогрессивные» архиереи и протоиреи хотели иметь у себя иконы и росписи в этом модном стиле. Д. А. Ровинский в своём «Подробном словаре русских граверов» указывает на два офорта исполненных им самим. И если когда-то икона, ее ясные лики и прозрачное богословие были свидетельством торжества Православия, то теперь она стала свидетельством упадка веры -- «ортодоксии без ортопраксии».

Московский Кремль символизирует устроенный Господом вертоград. Эта традиция имела огромное значение и для Ушакова. Можно было и от метро «Китай-город» добраться. Об этом же чуть ранее говорил и Иосиф Владимиров: если икона написано хорошо, тех мастеров «святительскою благословенною печатью и лета назнаменати», а если «плохо», «безчинно», тех мастеров предают анафеме.

21. 42). Справа от иконы Богоматери представлены святители (митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп, Фотий, патриархи Иов и Филарет), а также цари Федор Иванович, Михаил Федорович и царевич Димитрий. Они и между собой не похожи, а к Ушакову вообще ни с какого боку.

На ветвях дерева Симон Ушаков расположил медальоны, в которых находились портреты людей – царей (Федор Иванович, Михаил Федорович, царевич Дмитрий) и святых с молельными свитками в руках, сделавших все для укрепления Московского государства и его столицы Москвы – политического и духовного центра. Абсолютно современный рисунок, созданный словно вчера. И, несмотря на это, церковь приняла икону.

В центре, среди его ветвей и цветов, — медальон с образом Владимирской иконы Богоматери. Перед картинами невозможно молиться, невольно начинаешь их разглядывать и оценивать, приходится закрывать глаза и молиться не с ПОМОЩЬЮ иконы, а ВОПРЕКИ ее «слишком художественному» РАССЕИВАЮЩЕМУ воздействию. Симон Ушаков.

Любопытно, что правнук Г. Л. Написан для Троице-Сергиевой лаврыЕго ученики тиражировали образы «Нерукотворного Спаса» в манере мастера, но никому из них не удалось добиться присущей его кисти изобразительности и виртуозности. Его искусство было новаторским в части техники письма, в поиске новых изобразительных средств и нового взгляда на иконопись, вот таким образом его искусство навсегда останется актуальным для тех живописцев, кто постоянно находится в поисках нового художественного языка, кто не ограничивается шаблонным копированием древних образов, а ищет новые творческие пути. Обратился к этой теме и Ушаков. От рублевской одухотворенности, от рублевской поэзии не сохранилось и следа».

  1. Мы все слышали эти слова: «Терпи, ты же христианка»
  2. Праздник для (не)механического человека
  3. Лучшие подарки – не в подарочной обертке
  4. «Поиск себя — это нормально»: ответ 36-летней незамужней
  5. «Я не обиженный, я счастливый»: история отца-одиночки
  6. 3 самых вредных продукта, от которых стоит отказаться

Вот как об этом пишет св. Целью экскурса было, скорее всего, подвигнуть читателя, а возможно и иконописца и богослова, поразмыслить над этой проблемой. — С. Л. ) иконного писания», мастер говорит о превосходстве изобразительного искусства над прочими видами художеств, а также о личной ответственности художника за свои работы: «Многие из нас, владеющие искусством живописи, пишут то, что скорее достойно смеха, чем благоволения и умиления, этим они вызывают гнев Божий и осуждению иностранцев и великому посрамлению от честных людей». Феодора Стратилата (у могилы царя Федора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворенного Спаса (в соборе Троицко-Сергиевской лавры), Сошествия Св. Примеры всех этих вариантов можно видеть на фасадах Успенского собора Московского Кремля. Христос -- краеугольный камень (Пс.

Часто не останавливались перед тем, чтобы сбить древние фрески и заново заштукатурить стены. В распоряжении исследователей имеется огромный архив Оружейной палаты из которого можно получить множество сведений о том, в какие годы и над чем работал художник, куда он ездил и чем занимался. Или всхлип. Елена, должен быть. В них еще нет того, что будет в позднейшем русском барокко — любви одевать Богоматерь, Спасителя и ветхозаветных пророков в пышные ткани, старательно выписывать складки и узоры на парче. Собор также увидел в словах Висковатого соблазн и недозволенную дерзость.

  • Аллергия и бесплодие глазами психолога
  • Опасные родинки: 3 правила для предупреждения меланомы
  • Врут, ноют им все должны: психиатр о невыносимых людях
  • Субботнее путешествие: Северное Тушино от подлодки до Винни-Пуха
  • Лето в Альпах: отпуск, который невозможно испортить

Придел же апостола Иоанна Богослова (под колокольней) требует полной реставрации, сейчас там проходят занятия воскресной школы. Он рисовал надгробный портрет Скопина-Шуйского, ряд других парсун московской знати. Архангел Михаил, попирающий дьявола. Душа человека нуждается в красоте.

Царь Небесный венчает царя земного. Митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп и Фотий. «Дерзкий» дьяк, не удовлетворившись, подал прошение на собор, который в это время заседал в Москве, расследуя ересь Матфея Башкина.

  1. В Эстонии: море, сосны и пирог с ревенем
  2. На Мадейре: луковый суп, волны с перехлестом и никаких смартфонов
  3. Отпуск в Италии: как сэкономить в поездке
  4. Тоскана: место, где хочется стать лучше
  5. Светлана Перотти: «Разрешаю себе быть разной мамой»
  6. Добрая и веселый: два артиста в одном доме

чертить карты. Например, композиция «Сопрестолие» содержит фронтальное изображение двух фигур, у старца в руке сфера, у средовека -- Книга или крест. Композиция изображения достаточно сложна. При митрополите Алексии князем Димитрием были построены стены Кремля, а при митрополите Киприане в Успенский собор из Владимира была перенесена икона Богоматери (в 1395 году), ставшая его главной святыней.

Благодаря этому его еще при жизни называли «российским Рафаэлем».

  1. Дарья Ермакова: как многодетная мама создала успешный бизнес
  2. Олеся Лихунова: «Секрет семейного счастья прост»
  3. Рената Шакирова: «Русский балет — не просто техника, это танец души»
  4. «Директор я на работе, а дома я просто жена и мама»
  5. Тутта Ларсен: «Если мужчина зарабатывает меньше женщины, он не перестает от этого быть мужчиной»
  6. Галина Климова: «Гуманитарной сфере нужна бригада реаниматоров»

Пытаясь как можно больше приблизиться к убрусу, на котором, промокнув лицо, сам Христос оставил свой нерукотворный образ, Ушаков все время усовершенствует свои иконы – меняет какие-то черты, добавляет или убирает надписи. Однако невозможность постичь тайну Божественной Троицы вовсе не означает отказа от созерцания этой тайны, в чем немалую помощь оказывают иконы. В конце XVI века здесь стояла небольшая деревянная церквушка во имя Никиты Мученика «на Глинищах». Его нельзя было произносить всуе. До недавнего времени пройти к Троицкой церкви было очень просто – от Васильевского спуска подняться вверх по улице Варварке и, не доходя до площади Варварские ворота (бывшая площадь Ногина), свернуть налево в Ипатьевский переулок.

Симон Ушаков. Троицы. Ушаков происходил, вероятно из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22-х лет от роду, был принят в царские «жалованные» мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе.

  1. Что почитать с детьми на каникулах
  2. Анна Каренина: грамматика нелюбви
  3. Лучшие детские книги жанра нон-фикшн
  4. Не покупать книги: миссия невыполнима
  5. 4 идеи для рождественского застолья

Правда, была ещё великая русская литература XIX века. 10. 15), «видевший Меня, видел Отца» (Ин. Общая композиция произведения, как это отмечалось многими исследователями, восходит к сербским изображениям «Родословной Неманичей», которая в свою очередь опирается на иконографию «Древа Иессеева». Григория Неокесарийского на Большой Полянке (1668). Это все хорошо, высокохудожественно, но не молитвенно.

Он был талантливым педагогом и умелым организатором. Что такое живоподобие. Но Собор пришелся на страшное время, когда Церковь в России сотрясали страсти раскола. Кирилл Александрийский так пишет об этом: «Что значит «достиг Ветхого денми» -- пространственно ли. Это скорей греческое искусство, византийское. Хранится икона с 1925 года в Русском музее, куда поступила из Гатчинского дворца.

На одной из них, «Четырех-частной» и усмотрел дьяк Висковатый смутившие его сюжеты. Симон Ушаков. Троицы идет совет об искуплении человечества. Св. Напротив второго ангела сидит третий, который облачен в одежды синего и зеленого цвета.

Ф. И. Тютчев). Рисунок Симона Ушакова. Иллюстрация к книге «История о Варлааме и Иоасафе» Симеона Полоцкого. 60. 3).

Симон Ушаков возглавил мастеров палаты и все живописные работы. А его же Христос Эммануил (существует больше десятка вариантов) — слишком «дебело». 109. 1) или: «вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы» (Мк. Этот сюжет волновал многих художников: от Леонардо да Винчи до Сальвадора Дали. Но символические атрибуты приобретают объем и зримую телесность. Доличное, то есть изображение фона и одежд, он часто поручал писать своим ученикам. Благочестивыми работниками Христа как хозяина виноградника являются митрополит Петр (1308-1326) и Иван Калита (1325-1340), с именами которых традиционно связывается возвышение Москвы.

Так это принципиальная разница — икона в древнерусском стиле и в стиле Ушакова. 13. 12). Кажется, что масштабная торжественная фигура грозного ангела статична, однако при этом в иконе много движения: ангел поднимает вверх руку с огненным мечом, мощные крылья широко распростерты, развевается плащ. 117. 22 Мф.

  1. Худший совет психолога по поводу ожиданий в браке
  2. Дмитрий Емец: «Моя жена не идеальная хозяйка, но это неважно»
  3. Если парень нагрубил, дальше будет хуже
  4. Многоразовые подгузники: они возвращаются

Троица Ветхозаветная. При митрополите Алексии князем Димитрием были построены стены Кремля, а при митрополите Киприане в Успенский собор из Владимира была перенесена икона Богоматери (в 1395 году), ставшая его главной святыней. Она сгорела во время опустошительного пожара 1626 года, но чтимая икона «Святой Никита с житием» уцелела и попала в руки богатого ярославского купца Григория Леонтьевича Никитникова, владевшего несколькими лавками в торговых рядах на Красной площади.

И вот, на одной из икон, законченной в 1677 году, он указывает, что написал ее Пимен Федоров, прозванный Симоном Ушаковым. Она визуально делится на две части. Увидеть Бога Отца невозможно, «так как человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (патрональная икона у могилы царя Фёдора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворного Спаса (в соборе Троице-Сергиевой лавры), Сошествие Святого Духа (там же) и на парсуны царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). За стенами Московского Кремля изображен Успенский собор из которого произрастает древо.

Ее мастера подновляли и расписывали дворцовые палаты и церкви, писали иконы и миниатюры. По месту первой службы в обязанности его входило создание эскизов различного рода. Одно из типичных произведений Симона Ушакова икона «Троица» создана им в период творческой зрелости. В его иконах присутствует большая, по сравнению с древними образами, осязаемость, телесность, однако свет по-прежнему идет изнутри, не имея физической характеристики и источника извне.

  • Папа делал «утютю» и считал долг отца исполненным
  • Счастливая мама несчастливого ребенка
  • Беременна вторым: 5 вещей, на которые я стала смотреть иначе
  • 3 книги о травле, которые должен прочесть каждый родитель подростка
  • Симон Ушаков: биография и лучшие работы иконописца (фото)

В данном случае — у Византии. Происходил, вероятно из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22-х лет от роду, был принят в царские «жалованные» мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Между тем, официальное придворное делопроизводство XVII столетия фиксировало каждый шаг «государевых людей», к числу которых принадлежал «государев иконописец» Симон Ушаков. Даже если там есть подпись, мои сомнения не рассеются. В отличие от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII веке на Руси.

Культуру этого периода иногда называют «переходной» от Средневековья к Новому времени и сравнивают то с западноевропейским Ренессансом, то с эпохой барокко. Действительно, она была довольно пёстрой: создавались великолепные постройки, фрески, но одновременно шли споры о стиле и качестве православных икон. Троицы: седобородый старец («Ветхий денми») -- Бога Отца, средовек -- Бога Сына, Христа и голубь -- Св. Расширенные подписи часто делались на лицевой стороне полотна. Иметь два имени было в те времена традицией – одно «потаенное», полученное при крещении, посвящалось богу. 1668 г. Государственная Третьяковская гаОдной из самых известных икон Симона Ушакова является «Насаждение древа государства Российского» (другое название – «Похвала Владимирской иконе Божией Матери», 1668 г., Государственная Третьяковская галерея). В то время, как Макарий смог противопоставить Висковатому только практику Церкви и церковную дисциплину: «не ведено нам о Божестве и Божиих делах испытывати, но токмо веровати и со страхом святым иконам поклоняться», на этом Макарий считал дискуссию завершенной.

  1. «Писал Симон Ушаков, государев иконописец»
  2. Спас Нерукотворный и поиски «живоподобия»
  3. Появление Святой Троицы в живописных сюжетах
  4. Окончательный вариант композиции
  5. Андрей Рублёв: Троица Ветхозаветная

Так или иначе, приход сложился и батюшка этому очень рад. А сам все нахваливал «Троицу» Андрея Рублева намекал, что нет больше таких мастеров на Руси. Абсолютно естественно задать вопрос: кто есть кто на этой иконе. Новые оценки иконопись мастера Оружейной палаты получила лишь в последнее время. Дата указана и от Адама и от Рождества Христова.

е. получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Они отличаются смелостью в передаче пространства, построенного несколькими планами. Ещё как умели. Все они трудились над строительством и росписью кремлевских палат. Со стороны Старой площади возникла ограда.

  • Христианская символика в иконе Рублёва
  • Декоративность, заменившая символизм
  • Варианты изображения Новозаветной Троицы
  • Споры о возможности изображение Бога Отца
  • Описание иконы Симона Ушакова «Троица ветхозаветная»

Царица Мария Ильинична с сыновьями Алексеем и Федором. Бесполезно искать в Петербурге иконостас или росписи в иконописном стиле. Фил. Иконографический тип «Троица Ветхозаветная», как он стал называться позже по аналогии с «Новозаветной», является наиболее целомудренным образом св. Это значит, что Сын достиг славы Отца» (Дан. В Русский музей поступила в 1925 году через музейный фонд. Так происходило возвышение Москвы, превращение ее в первопрестольный град.

Он созидает свою Церковь, которая есть Его Тело (Еф. К этому прибегал даже такой тонкий и глубокий богослов, как отец Сергий Булгаков. В самом храме сохранился великолепный фресковый ансамбль, в создании которого принимал участие и Ушаков. Ангелы с грузными фигурами и объемно выписанными лицами сидят на массивных резных табуретах. И это предостережение особенно важно для иконографии.

Самые чтимые монастыри и соборы (из сохранившихся) украшены живописью 18 – начала 20 веков. Не за горами было упразднение патриаршества и окончательное пленение Церкви государством. Христос также говорит: «Я и Отец одно» (Ин.

  • Симон Ушаков «Святая Троица» 1671 (фрагмент)
  • Вернуться к странице — Выставка «Симон Ушаков – царский изограф»

Вновь и вновь возвращаясь к этой иконографии, он ставил себе задачу зримо передать соединение во Христе двух природ — божественной и человеческой, создать образы воплотившегося Господа, Богочеловека. Так что кичиться нечем. chikvala Валентина, Cпасибо за информацию. Не буду с Вами спорить, но согласитесь, насколько Иоанн условен. Плоскостное изображение, условный объём, фон (везде и нигде). Я копировала этот "портрет", когда училась в Палехе. А Ушаков пытался передать объём путём множественного наложения от самого тёмного к последней выпуклой светлой точке на лике. Яичная темпера, которой с тех пор пишут иконы позволяет настолько плавно передавать переход от тёмного к светлому, что, порой и не скажешь сколько слоёв цвета положил мастер. Все иконописные Московско-Владимирско-Суздальские школы изначально выработали и иконографию и приёмы иконописания. Конечно отличия были, но до Ушакова каноны очень сильно сдерживали. Лично я считаю Его новатором на то время.

Его жест означает приятие той чаши, которую благословляет Отец, это жест полного послушания воле Отца («быв послушен, даже до смерти и смерти крестной». Ушакова прежде всего интересовали приемы написания ликов святых. Уникальность иконы «Насаждение древа государства Российского» состоит в том, что она отображает единую историю Руси и Русской Православной Церкви. Ушакова прежде всего интересовали приемы написания ликов святых.

Ныне, увы, ситуация осложнилась – храм словно «зажат» между огромными чужеродными строениями, да еще попал в режимную зону. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Всего через два года после Стоглава возникло дело, вошедшее в историю как «Розыск или список о богохульных строках и сумнении святых честных икон дьяка Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 1553». Причем он указал в прошении, что еще до этого времени уже работал «безпрестанно у царского дела», видимо, привлекаясь к каким-то отдельным художественным проектам.

Положим, Никон был известным реформатором имевшим огромное влияние на царя. Работая над другими образами, он чаще всего поручал «доличное» (фон, одежды и прочее) своим ученикам, а сам писал только лики. В облаках ангелы принимают из рук Спаса атрибуты власти для Алексея Михайловича. Иоанна Дамаскина.

Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Троицу в виде фигуры с тремя головами, как кощунственные. Симона Ушакова она интересовала всегда. У подножия Успенского собора изображены насаждающий древо князь Иван Калита и поливающий корни растения из кувшина митрополит Петр.

Троица Ветхозаветная, 
Симон Ушаков, 1671

Государственная Третьяковская галерея (Москва)Эту копию Ушаков сделал с Киккской (или Кипрской) иконы Богоматери, восходящей к чудотворному образу монастыря Хиландар на Афоне и чтимой на всем греческом Востоке в XVI-XVII вв. По рисункам Ушакова было выполнено множество гравюр. К тому же поверх высветлений Ушаков кладет чуть более темный полупрозрачный слой. Деревянные храмы большей частью сгорели, а в каменных остались голые стены и земляной пол. 1671 г. Государственный Русский музей«Ветхозаветная Троица» Симона Ушакова (1671 г., Государственный Русский музей) – один из лучших образов, созданных иконописцем.

Икона Божией Матери «Кикская» из церкви свт. На светлом (изначально золотом) фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Вариантов «Новозаветной Троицы» в русской иконографии несколько, в зависимости от расположения двух главных фигур (старца и средовека), эти иконографические варианты имеют и соответствующие толкования и наименования. В книге он воспевает «принцип зеркала», говорящий о стремлении к точности изображения.

14. 26 16. 7). Исключением можно считать одну из самых известных икон Ушакова «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» (1668, Государственная Третьяковская галерея, она же носит название «Насаждение древа государства Российского»), блестящий иконографический замысел которой можно приписать гению художника. При этом для своих работ Ушаков чаще всего выбирал простой фон, например, светло-голубой: иконы «Богоматерь Киккская», «Преподобный Сергий Радонежский», «Архангел Михаил, попирающий дьявола». Им было создано более 12 образов «Спаса Нерукотворного». Вверху иконы изображен Христос в облаках, который передает ангелам венец и ризу. Среди росписей алтаря можно увидеть портрет семьи Никитниковых (пример исключительный ибо никогда прежде мирян, пусть даже храмоздателей, среди святых не помещали).

В композиции «Отослание Христа на землю» старец благословляет средовека и так далее. Их лики похожи -- будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания он писал и по древним «пошибам» и в новом так называемом «фряжском» стиле изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение. И это также свидетельство о тайне Св. Троицы. планы ит. д.

17. 6), молится Христос Отцу в Своей последней земной молитве. Лучше других сохранились иконы Благовещения (церковь Грузинской Божьей Матери в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), св. Их родство в том, что все они – святые Русской земли. Рбсбклзфпт) и он приходит и свидетельствует о Нем (Ин.

В то время, когда в Византии расцветал «палеологовский ренессанс» (14 – п. п. И тем не менее «еретик» Висковатый оказывается более православным, чем все его оппоненты, утверждая, что «не подобает почитать образ выше истины». Общая композиция произведения восходит к сербским изображениям родословной правителей Неманичей, которая, в свою очередь, опирается на иконографию родословной Христа, называемую «Древо Иессеево». Сочинение Ушакова по замыслу автора должно было стать введением к «Азбуке художеств», своего рода книге образцов, анатомическом атласе для изографов, которая по неизвестным причинам осталась ненаписанной.

Все работы по благоукрашению Троицкой церкви были завершены к 1653 году. Выполняя царский наказ, Ушаков дважды ездил в Троицкий монастырь смотреть Рублевскую «Троицу» и, сохранив рисунок древней иконы, лишь теневито написал телесные формы. «Я открыл имя Твое человекам» (Ин. В 43 главе деяний этого Собора, которая так и называется «О иконописцах и Саваофе», было дано вполне четкое постановление: «отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых к неприличных видениях ибо никто Саваофа не видел во плоти, а только по воплощении.

Роспись знамен также входила в его обязанности, как и разработка рисунков и мотивов для вышивок. В России был свой путь, талантливых художников «приписывали» к оружейной палате, обеспечивали всем необходимым, платили мало, это извечное русское отношение к людям творческих профессий. Когда атеистический угар прошел, экспедиции музеев начали собирать уцелевшие иконы. Предложенный вариант прочтения всего лишь одна версия из многих возможных.

Все это символизирует процесс венчания на царство земного владыки небесным царем. Изображение фона и одежд он часто поручал писать своим ученикам. В области православной иконографии Ушаков не был новатором, за исключением иконы «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» или, как её ещё называют, «Насаждение древа государства Российского».

«Их фигуры вроде как бы объемны, но такая объемность не вяжется с их плоскостным расположением.

До образов ли было. Иконографический вариант с изображением склоненных друг к другу фигур получил название «Предвечный совет». Это давало возможность вырисовывать овал лица, цвет которого приближался к реальному, делать округлыми подбородок и шею, подчеркивать припухлость губ, тщательно вырисовывать глаза. Знаменитый "Звенигородский чин" Андрея Рублева (см. Когда представляется мне Единое из Трех, почитаю сие целым. «Композиция — «рублевская» иконная, условная, но от этого особенно грузными в своей грубоватой телесности кажутся ангелы, восседающие на фоне роскошной ордерной архитектуры за столом, уставленным утварью самой тонкой работы».

Представители школы Ушакова, по его собственному выражению, старались «писать яко живо», то есть приближаясь в своем творчестве к реальности, за что подвергались жесткой критике со стороны старообрядцев (Аввакум вообще сказал, что Ушаков, рисуя Христа, богохульствует). Мы привыкли считать художника новатором, революционером в древнерусском иконописании, но нужно понимать, что в русской культуре XVII столетия отсутствовало само понятие «новаторства». Здесь прямыми его обязанностями было «знаменить», то есть делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изделий, расписывать знамёна.

А после выхода в свет книги Вл. Это известно из письма толмача Димитрия Герасимова псковскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину: в 1518 г. или 1519 г. образ типа «Новозаветной Троицы» был представлен Максиму Греку и тот отверг его ибо ничего подобного «ни в коей земле» не видел и считает, что иконописцы этот образ «от себя составили». И нарушать его было нельзя. Его (искусство) и так кренило к западу, а после Ушакова понесло на всех парусах. «Троица» достойна отдельного описания.

Смирнова считает, что «произведения Симона Ушакова и его учеников не являются свидетельством какого-либо серьезного шага к новой художественной культуре и оставались в пределах художественных традиций православного Средневековья». Привезли несколько икон также и из Пскова. Иконы Ушакова остаются истинными православными образами. Стиль письма Ушакова получил название «живоподобие»: несмотря на большую анатомическую точность и наметившийся физический объем иконы, созданные им, обладают отстраненностью, эмалевой гладкостью и светоносной силой, характерных для «горнего мира». Ушаков был разносторонней личностью, он руководил огромной мастерской, при этом и сам много работал. Так знаменитый иконостас Андрея Рублева и Даниила Черного, написанный для Успенского собора во Владимире (высота деисисных икон 3, 15 метра), был распилен и перенесен в некое село Васильево, где и был обнаружен археологической экспедицией. Слева – Сергий и Никон Радонежские и другие столпы православия. Третий образ – знаменитая икона «Похвала иконе Богоматери Владимирской» или «Древо Государства Московского» 1663 года.

7. 13). Так, уже Стоглавый Собор, созванный в Москве в 1551 году, давая предписание иконописцам, определил в своем 43м правиле принципиальную неизобразимость Божества. предисловие).

Государь Алексей Михайлович вернулся из Сергиева монастыря, молился у святой Троицы за возобновление тишины в государстве от волжских бунтовщиков. Этот соблазн «похожести» многих увлек не в ту сторону.

Перспективное построение композиции напоминает архитектурные фоны картин эпохи Возрождения. Многие приглашали своих близких. Дьяк вопросил о том митрополита Макария, того самого, что председательствовал на Стоглавом Соборе, а также автора знаменитых «Четий Миней». «Пока не был передан нам весь храм, нижний придел зачастую не вмещал всех желающих, – рассказывает отец Арсений, – люди стояли на улице и слушали службу через динамики.

Становилась устойчивее экономика, расширялись зарубежные контакты. Свет в его иконах идет изнутри образа, а не извне. Однако, это в светской живописи, а в церковной всё по-другому. Сейчас он хранится в Оружейной палате.

И все же, при всей их непривычной телесности иконы Ушакова достаточно лаконичны. Так как первый портрет Симона Ушакова, вернее его кисти или парсуна (произошло слово от латинского термина persona – личность) – тоже новое слово в искусстве. Последний из гениальных иконописцев допетровской эпохи умер в Москве, в 1686 году, окруженный славой, достатком и признанием. Дух Святой в Писании назван Утешителем (греч. Грабарь в первом издании «Истории русского искусства» крайне отрицательно высказался о деятельности всех царских иконописцев, с которыми «кончилась русская иконопись, но русская живопись, о которой иным из них как будто грезилось, с ними не началась». Духа, а образ троичности Божества и троичности бытия.

8. 34) и т. д. Одежды второго ангела подтверждают такое толкование: телесного цвета гиматий прикрывает небесного цвета хитон, так как плотью человеческой Христос, сошед на землю, прикрыл свое Божество. Справа – патриархи Иов и Филарет. Об этом в Библии говорится неоднократно: например, «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс.

«Многие из нас, владеющие искусством живописи, пишут то, что скорее достойно смеха, чем благоволения и умиления, этим они вызывают гнев Божий и осуждению иностранцев и великому посрамлению от честных людей». Линия его склоненной головы повторяет линию склоненной головы среднего ангела. Другое, «зовомое», каждодневное, предназначалось для жизни. Алфавиту мы обязаны, например, болгарам. Образ св. Троицы есть прежде всего образ единства -- образ, данный для нас, чтобы нас исцелять («исцелять» -- от слова «цельный»). Хотя одна из подписанных им самим икон (как отмечалось выше, он первым стал обозначать свои работы) противоречит этому – иконописец называет там себя «московским дворянином».

В качестве основной композиционной схемы, главным образом в построении центральной группы ангелов, Ушаков использовал знаменитую «Троицу» Андрея Рублева. Уже в возрасте 22-х лет был принят в царские «жалованные» (т. Не случайно образ св. 17. 21).

Это происходит из-за перенасыщения полотна тщательно выписанными предметами быта. Конечно иконописный язык условен и содержание образа нельзя передать на словах. В нем появляются реалистичные черты, он тщательно и объемно выписан. Названия эти поздние и более или менее условные, поскольку оригинального ее названия мы не знаем, а в описях XIX века она называлась «Образ Владимирской с московскими чудотворцами». В этой связи художником была разработана новая методика письма – мелкие, едва различимые мазки, делающие цветовой переход незаметным, они назывались «плави» и были многослойными.

2. 8). Мастерство, трудолюбие, удивительная работоспособность обратили на себя внимание начальства и в 1664 году его переводят в Оружейную палату, где определяют на хорошо оплачиваемую должность «жалованный изограф». Рисунок складок одежд Ангелов на иконах совпадает. Выполнена она в зрелом возрасте – в 1671 году. В частности, было там и изображение Бога Отца в виде старца именуемого Саваоф. Государственная Третьяковская галерея (Москва).

1. 23). Некогда существовала точка зрения, что это – автопортрет художника. В основе иконографии – извод «Троицы» Андрея Рублева. Так что в церквях глухих деревень давно уже ничего нет. Неизвестно, где и у кого Симон учился искусству иконописания. Его чрезвычайно интересует написание ликов именно вот таким образом в его наследии более десяти икон «Спаса Нерукотворного».

В историю искусства он так и вошел под названием «Васильевский чин». «Нарышкинское бароккко» — последний её всплеск. 1681Среди сохранившихся произведений – иконы, гравюры и иллюстрации к книгам, а также «Слово к люботщательному иконного писания». Стоял во главе движения, которое вело к разрыву с древнерусской иконописной традицией.

Василия Великого, «Сын есть Образ Отца, а Дух -- образ Сына». для золотой, серебряной, эмалевой церковной утвари. Она то самое мутное стекло, сквозь которое мы созерцаем реальность (1 Кор. Пятикупольная церковь, например. Композиция иконы позаимствована у Андрея Рублева, работе которого, как принято считать, она уступает по силе одухотворенности и философскому звучанию. Стиль письма Ушакова получил название «живоподобие», которое ошибочно трактуется как светотеневая моделировка ликов, приближенная к реалистической манере.

Обратимся к «Троице» Ушакова (в Русском музее). Излюбленной темой становится Спас Нерукотворный (например иконы «Христос Эммануил», 1668, «Спас Нерукотворный», 1678). Именно этому учит любая икона, а тем более рублевская Троица. В круг занятий Ушакова входило изготовление рисунков для гравёров. Относиться к нему можно по-разному.

Духа в виде голубя. » Все эти аргументы касаются не только композиции «Новозаветная Троица», но и всех остальных случаев, когда в тех или иных сюжетах («Символ веры», «Страшный Суд», «Шестоднев» и проч. ) изображают Саваофа в виде старца и подразумевают под этим изображением Первое Лицо Троицы -- Бога Отца. Именно против этого предостерегает их Божественный Глагол. Любая работа была ему по плечу. Солоухина "Черные доски" по деревням прокатились "экспедиции" спекулянтов иконами. Об Ушакове известно многое, даже то, что Симон – это его прозвище, а наречен он был именем Пимен.

120. 1), о которой Давид в Псалмах восклицает: «возведи меня на гору, для меня недосягаемую» (Пс. Молча проводили иконописцы боярина. Так происходило возвышение Москвы, превращение ее в первопрестольный град. 1668 г. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Владимирская икона изображена здесь как главная святыня всей Руси. Как известно по документам, он стремился открыть собственную иконописную школу, для которой планировал написать «Азбуку художеств», своего рода книгу образцов, анатомический атлас.

Тайная вечеря – это последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью ближайшими учениками (апостолами), во время которой Он установил таинство евхаристии, преподал заповеди о смирении и христианской любви, предсказал предательство одного из учеников и будущие судьбы христианской церкви и всего мира. Надо сказать, что на протяжении всей истории, с момента появления подобных «Новозаветной Троице» или «Отечеству» изображений, в Церкви раздавались голоса протестующие. Деталь иконы «Насаждение древа государства Российского»От древа, произросшего в центре Московского государства идут побеги в виде виноградных лоз с листьями, цветами роз и гроздьями плодов. Св. Василий Великий учил: «Бог не имеет очертаний, Он прост.

Ипатьевский переулок перегородили воротами и шлагбаумами, которые открыты лишь по будням. Собор, также ссылаясь на св. На этих иконах видны только фигуры святой Троицы и больше никаких других. И может быть иконописный образ в данном случае больше говорит сердцу, чем слова («мысль изреченная есть ложь».

«Насаждение древа государства Российского» — уникальная икона, отображавшая единую историю Руси и Русской Православной Церкви и имевшая государственную и политическую актуальность. Их родство состоит в том, что все они – святые Русской земли. Прежде всего, это не натурализм в европейском смысле этого слова, не работа с натурой. В целом она следует композиционно-иконографическому решению «Троицы» Андрея Рублева. Человеку свойственно ценить прекрасное.

Но был канон исходящий из понимания иконы как носителя некоей духовности. отцов, подчеркивал, что имя «Саваоф», что значит «Бог сил» или «Бог воинств», относится ко всей Троице, а не к одному какому-то лицу (ипостаси). Но Ушаков не копировал европейскую художественную систему: удивительный лик Богоматери Киккской создан исключительно традиционными иконописными средствами. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше -- голова тельца, знак жертвы. Этими светскими подробностями некоторые иконы больше напоминают живопись. Прежде всего по созвучию своей фамилии с именем святого.

Несмотря на социальные восстания, бунты и церковные реформы, приведшие к расколу в Церкви именно вторая половина XVII столетия ознаменовалась последним, небывалым по масштабу расцветом поздней русской средневековой архитектуры, монументального искусства и иконописи. Итак, антропоморфный образ Бога Отца св. Как мы уже говорили, композиция рублевской иконы строится на принципе круга и мысль созерцающего этот образ также движется по кругу, вернее, не в силах выйти за пределы круга.

Так что Алексей Михайлович, действительно, мог оказаться реформатором поневоле. 14. 9). При этом для своих работ Ушаков чаще всего выбирал простой фон, например светло-голубой, как в иконах «Богоматерь Киккская», «Преподобный Сергий Радонежский», «Архангел Михаил, попирающий дьявола». Справа от иконы Богоматери представлены святители (митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп, Фотий, патриархи Иов и Филарет), а также цари Федор Иванович, Михаил Федорович и царевич Димитрий, слева – преподобные (Андроник Московский, Сергий и Никон Радонежские, Пафнутий Боровский), а также московские юродивые – Василий Блаженный, Максим Блаженный и Иоанн Большой Колпак. Фронтиспис книги «История о Варлааме и Иоасафе» Симеона Полоцкого.

Только в этом случае «неописуемое Божество описуется по человечеству». Икона «Архангел Михаил, попирающий дьявола» (1676 г., Государственная Третьяковская галерея) – еще одно выдающееся произведение кисти Ушакова. Таким образом, «сквозь тусклое стекло» (1 Кор. Он ищет как можно более точные и адекватные, подлинные, живые черты Христа. Для него идеалом стало не каноническое изображение, а зеркальное отражение (см. Д. Ровинский в своём «Подробном словаре русских граверов» указывает на два офорта исполненных им самим.

Одесную Бога Отца сидит Сын. Подножия престолов, на которых покоятся ноги ангелов, обутые «в готовность благовествовать мир» (Еф. 14. 6). Для россиян христианство — вера иностранная, заимствованная.

в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (у могилы царя Фёдора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворного Спаса (в соборе Троице-Сергиевой лавры), Сошествие Святого Духа (там же) и на икону-портрет царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Государь не возражал святейшему патриарху, а вернувшись, отдал приказ писать лучшим иконописцам образ «троицы», чтобы к престольному празднику поднести ее в дар монастырю. УШАКОВ Симон (1626–1686)Иконописец, царский изограф. Начал работать в Оружейной палате в 1648, в числе мастеров серебряной палаты, с 1664 возглавил иконописную палату.

В центре столицы, где стоит храм, жилых домов немного, а значит, мало и прихожан. А на ином месте имея разум, не изображать Св. зарубежная), фильмы, альбомы. картины религиозного содержания, которые россияне в простоте душевной считали шедеврами, поскольку святые и прочие персонажи были «как живые».

Духа в виде голубя. Из всего сказанного выше вовсе не следует призыв к новому иконоборчеству. Их родство состоит в том, что все они — святые Русской земли. Расписывал храмы и создавал книжные миниатюры, был гравером, писал парсуны (портреты). Теоретик искусства, автор трактата по иконописи Слово к люботщателям иконного писания, где подчеркивалась художественная, эстетическая сторона иконы.

И шел этот процесс почти два десятка лет, пока окончательно не был отселен музей. Троицы преподобный Сергий созерцал всю жизнь и этот образ дан для России на все времена для ее преображения и духовного возрождения, уча: «воззрением на святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». Архитектурный фон, по всей видимости, заимствован из картины Веронезе «Пир у Симона Фарисея», знакомой художнику, вероятно, по гравюре. Желание же заглянуть за завесу привело к появлению другого рода изображений, которые можно объединить под общим названием «Троица Новозаветная».

И. Э. Он занимался подновлением, то есть реставрацией картин. Что касается остальных верхних приделов, то полностью действует только Никольский. Точная дата рождения не известна, как и происхождение. Это же подтвердил Большой Московский Собор, собравшийся в 1666-1667 гг.

А в 1990-х годах началось постепенное возвращение молитвенной жизни в эти стены. Духа (там же) икона-портрет царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Произведения Ушакова свидетельствуют о том, что он был талантливым художником, прекрасно владел средствами техники того времени. В Москве тоже новые храмы стали расписывать и украшать иконами в стиле «а ля Ушаков». Справа от иконы Богоматери представлены святители (митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп, Фотий, патриархи Иов и Филарет), а также цари Федор Иванович, Михаил Федорович и царевич Димитрий. Трудна была задача состязаться в мастерстве с Андреем Рублевым, но не могли они ослушаться государя.

Икона «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» («Насаждение древа государства Российского»). Это не означает, что монахи в Византии не умели толком рисовать. Иконописцы стали специалистами «широкого профиля», напишут все, что угодно и портрет и религиозную картину и мифологический сюжет и обнаженную натуру, могли написать и иконы (алтарь), но средствами светской живописи, не стесняясь каноном. Ангелы предрекают им рождение сына Исаака. Так происходило возвышение Москвы, превращение ее в первопрестольный град. Все эти приемы Ушаков оттачивал на своих любимых образах – Спаса и Богородицы.

Художник осознает, что стоит не только пред Божиими очами, но и перед судом общества. Григорий Богослов: «Оно (исповедание Троицы – И. Я. ) есть Трех Бесконечных бесконечная соестественность, где и каждый умосозерцаемый сам по себе есть Бог, как Отец и Сын, Сын и Дух Святой, с сохранением в каждом личного свойства и Три, умоопределяемые вместе, -- также Бог первое по причине единосущия, последнее по причине единоначалия. Таким образом, мы имеем здесь изображение Христа, Второго Лица св. В Ветхом Завете повествуется о том, как столетнему праведному старцу, праотцу Аврааму, явился Бог в образе трех странников-ангелов. Авраам и Сарра угощают путников под дубом Мамврийским. В сочинении, названном «Слово к люботщательному (то есть к любителю.

У Иисуса есть ресницы, глаза блестят, как будто от слезинки. Благочестивыми работниками хозяина виноградника, то есть Христа, являются митрополит Петр (1308–1326) и Иван Калита (1325–1340), с именами которых традиционно связывается возвышение Москвы.

Общее число медальонов – 20, по 10 с каждой стороны. И вот таким образом образ Нерукотворного Спаса для Симона Ушакова – вечный вызов и вечный поиск. Вверху иконы – Иисус Христос, вручающий Ангелам ризу и венец для Алексея Михайловича.

Причём сделал это явно с соизволения Никона и царя. Соответственно, все правила и каноны брались у византийцев. Духа. Отцы Собора ссылались на св. Они и составили костяк прихода. Что же значит «достиг Ветхого денми».

Такое «реалистическое» направление продержится в русской иконописи долго — в нем выдержана и добрая половина нынешних «софринских» икон. И в XVII же веке русское искусство и закончилось. отцами всегда отвергался и изображать подобные образы они почитали за невежество.

Так, Э. С. Спаситель молился накануне Своих страстей: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и я в Тебе, так и они, да будут в нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. Это было бы невежество, так как Божество не в пространстве, а все исполняет. 1. 18). С точки зрения богословия иконы, оно, пожалуй, не очень уместно, но что делать, если для нынешнего, выпавшего из православной традиции человека «греческая» условная икона выглядит порой так же сложно, как «колхозники» Малевича. Более того икона выполняет вероучительные функции, вот таким образом ложно понятый образ опасен ибо несет в себе искаженную информацию и становится еретическим.

Эта возможность открывается только через Сына: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. Это третье лицо св. В центре, среди его ветвей и цветов, – медальон с образом Владимирской иконы Богоматери.

Иконы Ушакова приблизились к портрету. В отличие от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII веке на Руси. Главным Художником Ушаков называет Творца, создавшего и благоукрасившего мир.

На специальном заседании собора в январе 1554 г., посвященном «богохульным строкам» Висковатого, мнение Ивана Михайловича было признано еретическим, а его писания «развратными и хульными», а сам он силой склонен от него отречься, смирившись перед авторитетом Церкви. Не успею помыслить об Едином, как озаряюсь Тремя. И конечно, есть еще одно важное обстоятельство, которое делает для нас образ Ушакова более определенным, чем образы его великих предшественников, – подписи и даты на исполненных им иконах: «Писал Симон Ушаков, государев иконописец, в таком-то году». Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания он писал и по древним «пошибам» и в новом так называемом «фряжском» стиле.

Беседа Варлаама с царевичем Иоасафом. С точки зрения, например, Рублёва, ушаковские иконы — вовсе не иконы. Семейство Никитниковых поколение за поколением тщательно следило за своим родовым храмом исполняя духовное завещание его строителя: « и церковь Божию украсить всякими лепотами и ладан и свече и вино церковное и ругу священнику и иным церковникам давать вместе, чтобы церковь Божия без пения не была и ни зачем не стала, как было при мне, Григорие». В центре иконы находится Лик Владимирской Божьей Матери с младенцем Иисусом на руках.

Троицы, к тайне их единосущности. сочинять узоры для рукоделий. К сожалению, оба замысла остались нереализованными, однако вступление к предполагавшейся «Азбуке» все-таки было создано, являя нам великолепный трактат об искусстве живописи. Симон Ушаков «Спас Нерукотворный» (1658). А Симон Ушаков его, выходит, нарушил. На практике настоятель решает все, тут своя рука владыка.

Кроме того, в нем говорится о превосходстве иконописания (изобразительного искусства) над прочими видами художеств, а также о личной ответственности художника за свои работы. Здесь прямыми его обязанностями было «знаменить», то есть делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изделий, расписывать знамёна, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы ит. д. Возможно, это изображение заказчика иконы.

Дух в виде голубя и того ради на том месте и следует изображать Св. Именно тогда Ушаков написал прошение о своем производстве в государевы иконописцы. Похвала Владимирской иконе Богоматери («Насаждение древа государства Российского). На самом же деле здесь безвозвратно утеряна строгая монументальная красота древнего «Спаса», красота стиля и совсем не найдена ни живописная красота, ни красота жизни. Сложные чувства вызывает у меня творчество Симона Ушакова. К портретным работам можно отнести и его самую знаменитую икону, которую считают самым великим произведением XVII века, художественной и политической программой эпохи – «Древо государства Московского» известную еще и под названием «Восхваление Богоматери Владимирской» или просто ««Богоматерь Владимирская», существуют и другие названия.

Отважная попытка переродить это дело, «влив в него новые мысли и чувства», была ему не по силам, но «при других обстоятельствах и в другую эпоху он сделал бы больше». И не напрасно. Он был также талантливым писателем – создал трактат об искусстве живописи «Слово к люботщательному (любителю) иконного писания», в котором говорит о том, что Главный Художник – это сам Творец, создавший и благоукрасивший мир: «Не сам ли Господь учит нас искусству иконописания. ».

«Ангелы выглядят вполне земными существами, что уже само по себе лишено смысла, стол с чашей — символ таинства жертвы искупления — превратился в настоящий натюрморт». Троицы -- Святой Дух. 33. 20). Свои взгляды на искусство, на ответственность авторов за свои работы, на реальность изображаемого предмета просветитель отобразил в своей книге «Слово к люботщательному иконного писания», увидевшей свет в 1666 году, написанную, возможно, в ссылке. В Оружейной палате впервые писались портреты (парсуны, еще имевшие много черт иконописи) царя, патриарха и бояр.

Алексей Михайлович ценил его талант, заказывая ему мерные иконы с изображением небесных покровителей своих детей.