Утро Врубель

«каждое утро, до 12-ти, публика могла видеть, как Врубель дописывал свою картину. Купить картину или постер "Утро", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Картина Врубеля Михаила Утро: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

И именно благодаря ему Врубель научился применять в живописи «структурный анализ формы». К исторической по сюжету «Царской невесте» Врубель отнесся прохладно. Реализм был не важен для него. Старик «благочестив и образован, хотя не без чудачества», в нем подкупают мягкий говор, юмор, тонкость чувств, богатство его пленительной фантазии. Его вывернутое изломанное тело – метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Художник Русской частной оперы С. И.

И, разумеется, не оставлял свою свирель. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Он еще вслепую пытался рисовать, потом лепить.

  1. Русский музей Дополненная реальность
  2. Описание картины Михаила Александровича Врубеля «Утро»
  3. Врубель — непризнанный гений эпохи
  4. История гениального художника Михаила Врубеля
  5. Сочинение-описание картины Врубеля «Утро»

Лишившись с той ночи покоя, монах поглощен разгадкой зловещего сна.

Я помню одно зеленое фигаро и другое удивительного цвета лилово-красного далия. Творческая сила пережила в нем все. Именно туда, в Петровский парк к Врубелю приходил Брюсов позировать для портрета. В архитектурной литературе подчёркивается исключительная роль Врубеля в формировании художественного облика произведений московского модерна. В московский период художник пишет портреты С. И. Мамонтова и К. Д. Арцыбушева.

  1. Михаил Врубель, Утро, фрагмент, 1897
  2. Из Википедии — свободной энциклопедии
  3. Мистический гений Михаила Врубеля
  4. Ирина Стрельникова совсемдругойгород экскурсии по Москве

Порой на Михаила накатывали приступы агрессии и тогда он выходил на улицу. 8 Марта д. 1). Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Савва Иванович со своими постояльцами не церемонился. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.

Но с таким названием на выставку не брали — пришлось остановиться на «Демоне поверженном». В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Для Врубеля, поклонника всего изящного, это был страшный удар. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Слушал воробьев. Теоретически не исключено. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.

Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.

Стал часами простаивать полуодетым у открытой форточки — и, видимо, сознательно. Аристократия Российской империи негодовала — дар Наполеона выглядел подачкой сеньора своему вассалу. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.

  • Легенды нашей эпохи Если мифы рождаются, значит, это кому-то нужно
  • Сочинения по картинам 5-9 класс
  • Случается иногда, что жизнь разводит двоих людей – только для того, чтобы показать обоим
  • Можешь помочь человеку — помоги, не можешь помочь — помолись
  • 5 простых «тибетских» упражнений, которые восстанавливают молодость
  • Йога для женщин: особенности практики и выполнения упражнений

За восемь последующих лет Врубель сменил чуть ли не с десяток больниц. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. В классе П. П. Чистякова Врубель занимается с 1882 года.

Русский музей Дополненная 
реальность

Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. «Радость безмерная» — это Шаляпин, это его Иван Грозный в «Псковитянке», это артист, явивший себя русской публике «великим учителем музыкальной правды». Сквозь безумие проглянул гений».

Врубель укорял Толстого, что он несправедлив к собственным героям, что он, например, Анну Каренину с самого начала не любит и потому и дает ей так ужасно погибнуть, не любит князя Андрея и потому все его раненым держит». Погоню за обольстительной красотой Толстой изобличает во всех пороках, называет «гниющей язвой на искусстве». В свои двадцать шесть Врубель в душе оставался подростком — во всяком случае в том, что касалось женщин. Провинциалу Яновскому чудилось, что он очутился «в Италии времен Ренессанса». Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина.

Михаил дарил акварели — полковник — яхонтовые серьги. Но творчество художника выходит за рамки модерна и символизма. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.

В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства — создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891), а для ворот дома Мамонтова в Москве — декоративную скульптуру Маска льва. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.

Своих бы соплеменников понять. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Для них, понятное дело, раз художник из России, так и рисует своих лесовиков. Тонкая трудоемкая технология нуждалась в постоянном наблюдении автора. Известно об этом Врубеле немного.

Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Михаил успел съездить в Севастополь, повидать умиравшего отца. Неожиданно заболел ребенок – маленький Саввочка, только начинавший говорить. Вынудив царя подписать ряд крайне невыгодных для России пунктов, Бонапарт подсластил пилюлю: самовластно подарил русскому государю принадлежавшее на тот момент Пруссии польское Белостокское воеводство. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.

Привыкнув к интенсивной работе в мастерской Чистякова и в Киеве, Врубель исполнил все четыре больших иконы за полтора месяца и ощущал жажду деятельности и недостаток общения. Его отвезли сначала в Ригу, потом перевели в клинику Сербского в Москву. Она — носительница души Декоративно все и только декоративно. В «Прологе» сборника автор вдали от города знакомится со стариком-монахом, который любит сидеть у старинного колодца и «с тихим любопытством созерцать картину ночи».

Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. пришлись на период его болезни. Данное произведение — одно из трех декоративно-монументальных панно, объединенных общей темой «Времена дня», было исполнено Врубелем для интерьера московского дома С. Т. Морозова на Малой Спиридоновке (проект архитектора московского модерна Ф. О. Во всяком случае, традиционно ссыльный Прикаспийский край — с тяжелым климатом (сорокаградусный зной летом, тридцатиградусные холода черными бесснежными зимами), унылым ландшафтом голых степей, периодическими эпидемиями то чумы, то холеры — комфортом для проживания не отличался.

Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Стасов трубит со свойственной ему интенсивностью о чрезвычайных достоинствах творений Римского-Корсакова, превозносит чуть ли не до небес культурность постановок и исполнения Частной оперы, Кюи торжествует победу русского искусства Словом, Частная опера может с гордостью сказать, что неожиданный поход ее на Петербург увенчан блестящим успехом». Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Выходило не очень. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).

Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Ее лицо еще неподвижно, только открылись большие темные глаза и в них появилась первая утренняя мысль, может быть – продолжение последнего сновидения. Недаром восхищенно открытый Врубелем в начале 1890-х драматург Ибсен увиделся художнику как «более гуманный Толстой». Не только в рисунке, но и в одежде. Пациенты жили как бы в гостях, в одном доме с доктором и его семьей. Вполне хватало горячих взаимных приветов через Надежду Забелу.

Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. В актерских импровизациях отличался Врубель. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.

У художника собственные причуды. Временами здоровье позволяло ему возвращаться к работе, однако болезнь прогрессировала. Когда Врубеля просили объяснить значение этой фигуры, он отвечал: «Это сказка». Я даже как-то спросила его: Неужели тебе не надоело. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).

Мачеха художника, Елизавета Христиановна (урожденная Вессель), была серьезной пианисткой и ее занятия музыкой способствовали духовному развитию маленького Врубеля. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.

К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Потом он начал поправляться, писать вполне здравые письма близким, пытался рисовать, но это давалось ему с трудом – после эйфорического подъема, которым сопровождалась работа над «Демоном», наступила долгая депрессия, состояние художника все время было угнетенным, подавленным, себя он считал теперь ни на что не годным. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Его эскиз сельской церкви выглядел значительно интереснее праховского проекта. Весной 1905 года художник снова ощутил уже знакомые симптомы приближения недуга.

Он все мои картины исказил». Увиделось художнику, как он — «обтрепанный, маленький, невзрачный, едва ли не из тех Полячков, к которым с таким презрением относился Достоевский» — является в усадьбу «маститого, родовитого, но все же мужика».

Репин убедил Михаила Александровича не кромсать отвергнутый заказчиками холст «Утро» — показать полотно на какой-нибудь выставке. Как же Сатир мог сделаться святым. Композитор, только что отслушав свою оперу «Садко» на мамонтовской сцене, думал побеседовать о песенных корнях национальной музыкальной школы. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.

Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Шаляпин же, по его словам, «чувствовал себя у Толстого очень напряженно и скованно». Художнику пришла мысль вместо обычных плиток собрать композицию из фигурных частей. На одном из рисунков, сделанных у Усольцева и подаренных ему на память, художник написал: «Дорогому и многоуважаемому Федору Арсеньевичу от воскресшего М. Врубеля».

Отцу было совсем плохо, сын держался весело и бодро (родным подчас казалось, что даже чересчур). Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. В нем пробуждающаяся природа олицетворена в четырех аллегорических фигурах русалок. Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте). По правде говоря искусству Врубеля, его манере Римский-Корсаков не симпатизировал.

Чем-то не устроил этот образ художника, не вдохновил. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Но в чем та вина — не объяснял.

У него есть полотно на ту же тему. Представители рода Врубелей (от польск. В последней она пела Царевну-Лебедь — считается, что врубелевская «Царевна Лебедь» написана с нее. И пусть бы каждый собственной тропой.

Если уж говорить начистоту, со стороны его можно было принять за чиновника средней руки, но с большими амбициями, обычного польского шляхтича в поисках фортуны. Случись Римскому-Корсакову выбирать между «Богатырями» Врубеля и Васнецова, он, несомненно, предпочел бы васнецовский вариант. Действительно, состояние Врубеля с апреля по август 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру. Ведь он давно уже Михаил Александрович».

Что-то ведь есть. Не меньше трудностей представляло управление весьма склонным к дерзкой вольности почти трехтысячным войском, включавшим помимо основной массы волжских казаков-станичников отряды калмыков и ногайцев и не зря вызвавшим необходимость сменить здесь традиционно выборных казацких атаманов «наказными» — назначаемыми из высшего офицерства Кавказского корпуса. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами.

Демон поверженный был скорбной вехой в биографии Врубеля. Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). в месяц, платя за стол и квартиру лишь 100. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.

Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Когда Врубелю исполнилось семь лет, его отец женился во второй раз. Неробким тоном «господин адмирал», как в шутку именовался у Стасова строгий Римский-Корсаков, отчеканил, что вопросы религии его не занимают, что, на его взгляд, как мелодии старинных православных песнопений, так и многие догматы восходят к языческому культу и ему лично наиболее прекрасным видится древнерусский пантеизм с поклонением Яриле-Солнцу. Хорошо видны её длинные руки, стройные плечи и прекрасная шея.

В это время Врубель возвращается к демонической теме и пишет свою картину Демон поверженный (1902), которая считается одним из самых поразительных памятников его магического театра. К началу следующего года он почти умирал. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Именно таких мастеров очень ценили в эпоху Возрождения. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Последними его словами были: «Двольно. Михаил Александрович окинул благодетеля презрительным взглядом и Мамонтов прикусил язык.

Собираясь опять вернуться в клинику, он, как вспоминала его сестра, «прощается с тем, что ему особенно близко и дорого». Местами рисунок подцвечен, местами— нет, филигранно нарисованный узор кифары соседствует с бегло набросанными очертаниями кресла. Была здесь и несомненная заслуга доктора Усольцева. «Ибо, — думал он, — такое видение должно иметь смысл, даже не один, а несколько смыслов» И вот, забредя как-то в рощу, присев на камень у родника, «перебрав в уме эти мысли, а также другие, еще более искусительные, фра Мино поднял взор и увидел, что он не один.

Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Искусство Врубеля стоит вне каких-либо рамок: временных, пространственных или жанровых.

После Беров Врубель — так же на правах полурепититора, полуприживала — поселился у Весселей, потом у Пампелей, у Валуевых, у Симоновичей Чужие люди брали Мишу в Европу, одевали за свой счет, абонировали ему ложу в опере. В 1930-х годах в Александро-Невской лавре был организован музей-некрополь и тогда же с Новодевичьего в Александро-Невскую лавру начали переносить могилы известных людей, но этот процесс так и не завершился. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Добро — и больше ничего. Но кризис прошел, его поместили в частную лечебницу доктора Ф. А. Усольцева в окрестностях Москвы (ул. Михаил ревновал, не поднимая глаз — полковник самодовольно усмехался в пышные усы. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».

Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. К лету 1898-го для Нади по эскизу мужа был сшит стильный туалет «ампир»: пышное платье в переливах сиреневато-зеленоватой кисеи, легкая шляпка с кисейными воланами. Это побудило его обратиться к театральной живописи и дизайну костюмов по воспоминаниям современников, он стал собственноручно одевать жену перед спектаклями, переделал костюм для роли онегинской Татьяны112. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала.

Художник обладал прекрасной зрительной памятью. Реакцию Толстого поясняет близкий писателю пианист Александр Гольденвейзер: «Шаляпин пел что-то Мусоргского, который никогда на Льва Николаевича не производил впечатления, Судьбу Рахманинова, показавшуюся ему фальшивой (слова Апухтина он назвал отвратительными), что-то Шуберта и Шумана и чудесную русскую песню Ночь пение его мало дошло до Льва Николаевича отчасти из-за выбора вещей, а главное из-за того, что Лев Николаевич был не в духе». Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.

Однако же не стоит повторять насчет «греческого бога, превращенного живописцем в русского лешего». Летом 1896 года в Нижнем Новгороде состоялась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, на которой Врубель по заказу С. И. Мамонтова, курировавшего художественно-оформительские работы на выставке, создал два панно — Принцесса Греза (по Э. Ростану) и Микула Селянинович. Отношение к мальчику во вновь образовавшейся семье было замечательным. По поводу возмущающих художника, столь активно выдвигаемых Мамонтовым «драматических сопран» композитор излагает свое кредо: «Считаю музыку искусством лирическим по существу и если меня назовут лириком, то буду гордиться, а если назовут драматическим композитором — несколько обижусь ибо музыку приспособляю к сцене, но не жертвую ей для оной».

Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова. Не тут-то было. Только вот беда — спать-то Врубель как раз и не мог: стоило задремать, как во сне ему являлся Демон и требовал немедленно становиться за мольберт В одно из таких «посещений» Врубелю было велено назвать картину «Ikone», то есть «Икона». Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Его отличало щегольство и даже не совсем тонкое, почти офицерская молодцеватость осанки.

Михаил Врубель превращал любой реалистический сюжет в сказочный, мистический, нереальный. Отправился молодой Шаляпин в Хамовники, к великому Толстому.

Современным психологизмом его древний богатырь не наделен. Задолжал прачке, дворнику, но по утрам умывался духами, выливая в таз по целому флакону. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти.

И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Трогательной сцены прощального душевного согласия у смертного одра не случилось.

Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Прусский король Фридрих ВильгельмIII плакал от обиды и вероломства «друга, брата и союзника» Александра. Однажды, вспоминает Яновский, «он появился в костюме отставного унтера, прекрасно загримированный и в течение целого вечера бесподобно разыгрывал свою роль, сыпал солдатскими анекдотами, характерными выражениями». «Принцесса Грёза» – вечная мечта художников о прекрасном. Ответ во фразе из письма Стасова Елене Поленовой.

Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Единственный включенный композитором в его «Летопись» отзыв о живописи Врубеля своеобразен: «М. А. Врубель мне показывал свою картину Морская царевна. Заговорили о музыке.

Те ли еще обиды ей предстояло вынести из-за дружбы с Дягилевым и его товарищами. Его наняли с проживанием — очень выгодные условия. Нет, не стоит писать. В преддверии Всемирной выставки в Париже Мамонтов готовился блеснуть своей майоликой, по модели Врубеля изготовлялся камин «Микула Селянинович и Вольга-богатырь». Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Болезнь Михаила Александровича загадочна. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Хочется художнику найти наивную основу («интимную национальную нотку») любимца народных былин.

Вскоре Мамонтов призвал супругов в Москву. Но все же это не Толстой, нет-нет. Врачи считали, что это — нервное.

— Работаю над «Демоном». Он примирился с падением прежних богов и христианам не противился. Но мы-то больше осведомлены о Врубеле и литературном источнике его образа. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. А вот автору, наиболее тонко писавшему о Врубеле в советскую эпоху, виделось, что «масштаб дарования превышал масштаб личности», что «высшие стремления его как художника тормозились некоторыми свойствами его человеческого характера».

Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Вот почему-то среди скульптурных майоликовых персонажей «Снегурочки» отсутствует героиня сюжета. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа.

В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Волшебный персонаж одной из них очень напоминает самого рассказчика. Изображённые на картине фигуры людей отражают любовь и отчаяние одновременно. В 1865 году семья переехала в Саратов, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном.

всем нам, говорить о красках художника». Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Не переделал. Речь шла об Эмилии Праховой. Он теперь находился в постоянной тревоге.

Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Портрет Н. И. Забелы-Врубель (1905) натюрморты Натюрморт. Он от рождения был чужд лжи.

Идиллия Врубеля с толстовской утопией не созвучна. Три месяца назад, в начале мая скончался Александр Михайлович Врубель.

Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Оснований тут чуть больше, нежели в разоблачениях Пушкина-«Пушкинда». Во всяком случае, «Пан» это моральный ответ на вызов автора трактата «Что есть искусство. ». Через два дня его не стало. Врубель любил сказочные оперы Римского-Корсакова.

Во втором браке у отца родилось трое детей, один из которых умер в детстве. Лишь заказал на хуторе у местного портного, приезжавшего шить чехлы на мебель, два рабочих комплекта (просторные панталоны и блуза до колен) из беленой холстины и, как положено приличному человеку, трижды в день переодевался.

Теперь тут точно такой же нетерпимостью, едва заслышав имя Толстого, вспыхивал тихий и кроткий Врубель — «мягкий, любезный Врубель горячился и говорил, что, читая Толстого, нельзя заснуть». Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Он был обаятелен, эрудирован, умел к себе расположить — к тому же был незаменим во всевозможных домашних театрах, буриме и живых картинах. Только оно значительно, понятия красоты и правды с ним несоизмеримы.

Вчерашний пикник начался с того, что мы назначили rendezvous в Третьяковской галерее. Он то сокращается до нескольких цветков, то расширяется до всеобъемлющей среды. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».

С восторженным изумлением встречает она восходящий свет, разливающейся на небе и олицетворенный «лучом», как художник называл другую героиню, причудливо изогнувшуюся и устремляющуюся из лесных зарослей вверх. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Не кто иной, как Стасов отстоял-таки в конце концов ее Снегурочку. Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88.

Кто только не писал портретов Тенишевой, один Репин сделал их около десятка. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Изящество Михаил ценил превыше всего.

В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Его зрительным представлениям о русской сказке лучше всех отвечал Виктор Васнецов.

Я каждый раз нахожу в нем новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона». «Триумфальными» запомнились те гастроли современникам. А жену он наряжал изящно и оригинально.

В феврале 1910 года у него открылось воспаление легких и 1 апреля художника не стало. Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Это дьявол делает с моими картинами.

Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. Репина занимался акварелью. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Врубель оказался отрезанным от культурной жизни своего времени и уже при жизни отошел в область легенды. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Бенуа писал: Каждое утро.

М. А. убедился в своей ошибке, но переделывать картину не согласился. Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить». Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Надежда Забела, от переживаний впавшая, как она признается композитору, в «черную меланхолию», боится, что мстительный Мамонтов нарочно испортит спектакль.

У него было красноватое лицо глаза — как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен.

И конь у него громадный — всех недругов потопчет тяжелым копытом. В 2004 году петербургский журнал «Нева» опубликовал статью, где автор (В. А. Успенский) сделал сенсационное предположение: врубелевский «Пан» — это не кто иной, как Лев Толстой. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Эта работа выполнена масляными красками на большом холсте.

Тем летом Врубели гостили не на хуторе. «И даже если бы он не написал ни одной картины, он все же остался бы великим человеком, необыкновенно сложным и прекрасным», — утверждал лично знавший Врубеля его первый биограф. Догадка диковатая. Племя нимф и фавнов, оскорбившись, начало досаждать посланцам нового бога. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.

Короче, он не поехал. Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Шехтеля). Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон.

Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Сон как будто бы стал продолжительнее. Один такой спор «продолжался от завтрака до самого обеда, так что Михаил Александрович потерял свое обычное рабочее время. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.

Одним из последних произведений художника является портрет В. Брюсова. Неаполитанская ночь, выполненным Врубелем для Русской частной оперы. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. Несловоохотливый Врубель, считавший, что «художник, который разговаривает, учит, теряет только время» из-за Толстого забывал об этой истине.

К примеру идущие от былинных сказов речитативы «Садко» Толстой отмахнулся: никому не нужны эти речитативы, люди так не говорят, да и вообще все оперные выкрутасы и сладострастные балеты одна «гадкая глупость». Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Родился в Омске. В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.

За четыре года до своей смерти Врубель ослеп. Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.

В 1900-е гг. Вечерами устраивались концерты, театральные и маскарадные затеи. Распростершегося перед алтарем монаха посещают жуткие видения. Художник до тонкостей изучал строение и переплетение ветвей, стеблей и соцветий кристаллики льда, образующие узоры на стеклах игру света и тени и отражал свои знания и чувства в своих произведениях: киевские цветочные этюды (1886 — 1887) Белая акация, Белый ирис, Орхидея панно Богатырь (1898), Одиллия (1894), Сирень (1901), Кампанулы, Раковины и Жемчужина (1904), Тени лагун (1905) и т. д.

На пятом году семейной жизни, в сентябре 1901 года, у Врубелей родился сын. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. Разумеется, отличался Врубель и в художестве. Он создал Сошествие Святого Духа на апостолов на хорах этой церкви и эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (четыре варианта композиции Надгробный плач). Его тянуло на Украину и в мае 1903 года Врубели с сыном отправились в Киевскую губернию, в имение В. В. фон Мекка, одного из богатых поклонников Врубеля, который приобрел «Демона».

Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. «Они мне все чирикают: чуть жив, чуть жив. », — делился Врубель с Надюшей, которая ничем уже не могла ему помочь, как бы ни старалась. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Академическое жюри работы Врубеля не приняло.

А композитор не расслышал своей музыки во врубелевской льющейся скульптурной форме, в радужном мерцании особой люстровой глазури керамических сюит «Снегурочка» и «Садко». Врубель рвался к фольклорной простоте. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Сумасшедший.

Там был написан ряд знаменитых произведений Врубеля. Есть Купава с характерным жестом печально сложенных тонких длинных рук Забелы (она пела и эту партию), есть разомлевшая на солнышке Весна, пластикой, как считал художник, напоминавшая его жену, есть царь Берендей (с портретными чертами композитора) и пастух Лель, а Снегурочки, сценический образ которой создавался под руководством автора оперы, нет. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Четвертая фигура дана фрагментарно: правый край полотна обрезает изображение женской головы с выражением страха на лице или крика отчаяния, будто «русалка» увидела нечто ужасное.

По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Зато новая опера «Царская невеста» сочиняется с мыслью о голосе Надежды Ивановны и условием постановки оперы у Мамонтова автор непременно поставит исполнение Забелой партии Марфы. Савва Иванович положил Врубелю ежемесячное жалованье, однако попытка поселить Врубеля в доме Мамонтовых привела к очередному конфликту и Михаил Александрович поселился у Сведомских81. У Саввочки были материны голубые глаза и уродливая заячья губа. Ничто не лгало в давние золотые дни Сатурна. Работа не привела к улучшению. Хотя отношения с художниками у нее бывали сложными.

В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты.

И Врубель вовсе не стремился отличить своего Богатыря вычурной загадочностью. Стремительная стилевая эволюция Врубеля объясняется тем, что он не был связан ни с академизмом, ни с передвижниками и, следовательно, ему не требовалось усилий для преодоления доктрины. На похороны Михаил Врубель не поехал. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).

Ух, какой он огромный — чуть повыше лесу стоячего, чуть пониже облака ходячего. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. В последние месяцы Врубель бредил все больше о «сапфировых глазах», которые ему кто-то должен даровать. После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.

Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.

Миша был там в первый раз и уверяет, что все вещи, которые там есть, ему представлялись гораздо лучше и что он очень разочарован. И правильно. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Ниже из густой травы, переходящей в болотные заросли, выступает третья «Фея», представляющая пробуждение от сна. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.

Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.

Бессердечно как-то со стороны Толстого. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались».

Она не похожа на Надежду Ивановну Забелу— совсем другое лицо, хотя Забела и исполняла эту роль в Сказке о царе Салтане»122. «Я отлично устроился у Мамонтова, — писал Врубель сестре. Гостили пианистка София Ментер и скрипач Рувим Фидельман Паоло Трубецкой лепил портретную статую хозяйки с ее любимой шотландской овчаркой седой, постаревший Адриан Викторович Прахов рисовал проект талашкинской церкви. Там произошло его последнее возвращение к жизни.

Действительно, польская фамилия Врубель (по-русски — «воробей») популярна у польских евреев, особенно уроженцев Белостока и прилегающих земель. «Около половины первого ночи, — вспоминал очевидец этой встречи, — когда Римские-Корсаковы стали прощаться, Лев Николаевич вышел их провожать и, уже стоя в прихожей, в ответ на извинения Надежды Николаевны, что они, быть может, его обеспокоили изрек: Полноте, мне было очень интересно сегодня лицом к лицу увидеть мрак». Подсвечник, графин, стакан.

Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Здесь больные пользовались большой свободой и Врубелю позволено было рисовать. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.

Сказочным «русским лешим» окрестили героя картины Врубеля французские журналисты, посмотревшие холст в Париже в 1906 году. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. По совету И. Е. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Шехтелем (Полет Фауста и Мефистофеля).

Может быть, постоянно витавший в мыслях Толстой подсознательно и сказался в живописном образе древнего святого Сатира. Он — типичный универсалист. Княгиня Тенишева — яркая фигура эпохи на рубеже XIX–XX столетий. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Не понравился визит.

Врубель сразу вышел из апатии и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Гончарный завод требовал его ежедневного присутствия. Но как подумаешь а что. Отец, узнав об этом, несколько воспрял духом — все лучше, чем жуировать в гостиных. В какой-то мере может быть.

Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Ну а Толстому бы его «добро», его «дорога религиозного блага». Напротив, композитору писал о надежде работами в фольклорной теме выправить недостатки «моего живописного языка, который, как Вы знаете и я чувствую, хромает в ясности». «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».

Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Ниже из густой травы, переходящей в болотные заросли, выступает третья «фея» (по выражению Врубеля), олицетворяющая пробуждение от сна. При малейшем замечании вразрез с толстовской мыслью хозяин хутора взрывался.

Что касается личных свойств Михаила Антоновича Врубеля, есть лишь отрывочные сведения насчет его буйного темперамента, крутого нрава и страсти к хмельным напиткам. У него она сложилась так: Кавказ, к сорока трем годам орден Святого Георгия 4-го класса «за выслугу» (25 лет в офицерской полевой службе и боевой опыт), к пятидесяти — звание генерал-майора и финальный виток — почти десяток лет в должности наказного атамана Астраханского казачьего войска. Современники писали, что во Врубеле поражает заурядность внешности и только пристальное настороженное выражение глаз выдает в нем художника. Ничто его не интересовало, Крым не нравился, работать он почти не мог. величавый. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889).

Светящийся в картине взгляд безмятежных ярко-голубых глаз Пана меньше всего похож на «пронзительные волчьи голодные очи», которыми художник словесно наградил Великого Писателя (многим, кстати, взгляд глубоко запавших серых толстовских глаз запомнился беспощадно пытающим, «высасывающим»). А хозяин гостеприимной «Скучной Поляны» и словом не удостаивает, молчит, угрюмо вперив в посетителя «пронзительные волчьи голодные очи».

В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Он учился у И. Репина и был любимым учеником П. Чистякова. Композитор заявил, что он Шопена и Бетховена боготворит.

В это время он мало «фантазировал». Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Врубель был приглашен расписывать иконостас Кирилловской церкви в Киеве (1884-85). Это единственная в наследии Врубеля сохранившаяся большая серия натурных зарисовок.

Остальное время провожу между кавалькадами и спаньем». Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Сатурна низверг Юпитер, леса населили нимфы и фавны и по-прежнему пела та же свирель. На картине с левой стороны стоит стройная молодая девушка. А в художественной среде москвичей тогда как раз объявился молодой энергичный петербуржец Сергей Павлович Дягилев, который привлек автора «Утра» к участию в своей интересно задуманной экспозиции. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.

Все это сближало его со стилем модерн, вызов которого был принят художником. Сразу выражение его лица изменилось. Жители Белостокского департамента Восточной Пруссии в одночасье сделались жителями Белостокского уезда Гродненской губернии, в их числе и служивший судьей в родном городе Белостоке Антон Антонович Врубель. В состоянии Михаила Александровича перемен нет.

По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Предел омерзения — Врубель с его панно на дягилевской выставке, это его «Утро»: «От начала до конца тут нет ничего, кроме сплошного безумия, антихудожественности и отталкивательности Дело происходит в лесу, где ровно ничего разобрать нельзя кроме зелени, словно пролитой из ведра по холсту и размазанной щетками». Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Первое впечатление у поэта — тяжелое: «Д-р Усольцев, знакомый всей Москве завсегдатай всех «премьер», человек поразительно живой интересный, но со странно сумасшедшими глазами, пригласил подождать минутку.

Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы— везде он оказывался в своей стихии. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. Однако по сравнению с прочим кругом интересов, занятия живописью представлены крайне лапидарно1213. Чистякова (курс не окончил). В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. В этом — только моя вина».

Они доехали до Киева и остановились в гостинице. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Савву похоронили на Байковой горе. Мамонтова.

Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. «Я не переменился, — говорит старец. — Ум мой лишен покровов, как и тело». Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.

Он стремился создать сложную одушевленную картину мира, соединяя в своих произведениях мир человеческих чувств и мир природы (Пан, 1899, К ночи, 1900, Сирень, 1900). Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Первое впечатление: сумасшедший.

Панно (его еще часто именуют «Русалки», дабы не путать с новым «Утром» для заказчиков) упаковали, отослали в Петербург. Проникший в холст призрак мечты об идеальном, «добром» Толстом, который бы понял и принял живописца Врубеля. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует.

— Нет, — отвечал он, — я могу без конца слушать оркестр, в особенности море. Все политические и культурные события конца XIX — начала XX вв. Обмен письмами между Врубелем и Римским-Корсаковым незаметно угас.

wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Не подскажете ли еще чего. » Намерение Николай Андреевич приветствовал, но от подсказок уклонился «за отсутствием какой-либо фантазии на живописные мотивы».

«Об одном только Толстом он мог спорить до ожесточения», — свидетельствует Яремич. Но ничего, кроме насмешек, это не порождало. Прошение было удовлетворено157. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Благодаря женитьбе на Н. И. Забеле, Врубель оказался в родстве с семейством Н. Н. Ге (сестра Надежды Ивановны была замужем за сыном Н. Н. Ге).

С изумительно легкой фантазией, «гениально», как оценила княгиня, расписал десяток балалаек для ее коллекции. В результате на стыке их плоскостей будто возникают причудливые калейдоскопические миры. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Летом 1899 года по его сюжетному мотиву Врубелем была написана картина «Пан». Грузно сидит на сытом битюге бородатый лесной великан, дремучий, неразворотливый, зато прямодушный, с младенческой голубизной незлобиво глядящих глаз. Но жена патрона была ему «не по зубам». «Царскую невесту» поставил Мамонтов и поставил превосходно, с декорациями Врубеля.

Причем обоим. Стало быть, Врубелю в его чаянии красотой пластики возвышать дух отказано.

«Читал Николай Николаевич Толстого религиозно, — пишет в своих Записках Екатерина Ге, — и, как ярый сектант, не позволял нам при себе рассуждать о его произведениях, сейчас же показывая, как вы падаете в его мнении». При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Картина Михаила Врубеля символизирует вечное противоборство между добром и злом. Особенный пир горой устраивался в день свадьбы Врубелей, когда выписывалось и шампанское». Несколько недель в лоне семьи, в Казани (Врубель-старший был переведен туда по службе), кроме раздражения, ничего Михаилу не принесли — не считая, конечно, подарков: теплого пальто и двух пар зимних сапог.

Контрасты отражают переход от статики к динамике. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Лучше всего жилось в московской клинике в Петровском парке, у профессора Федора Арсеньевича Усольцева — Врубель даже называл его «Мой добрый демон». Однако больной держался и летом, вот таким образом по совету Сербского 9 июля 1904 года Врубеля доставили в санаторную клинику Ф. А. Усольцева в Петровском парке140. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин.

20 января 1898 года супруги Врубель прибыли в столицу по весьма приятному поводу. Поедем в Академию». И «Микула Селянинович» – сила земли русской. Я долго и внимательно изучал Врубеля и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Далее несколько рассказанных стариком историй.

Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Искусство Врубеля ложно и вредно. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал – не то. Он пригласил к себе перед отъездом друзей юности, а также своего любимого старого учителя Чистякова посетил выставку «Нового общества художников», которому симпатизировал отправился в сопровождении жены и вызванного из Москвы Усольцева в Панаевский театр, где девять лет тому назад впервые увидел Забелу. Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года.

Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Рисовать Врубель начал рано. Кушает хорошо— и в своё время.

Он говорил: «Наш род обречен на вырождение. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Круг жизни замыкался. О достоинствах этой картины также велись споры— далеко не все критики соглашались безоговорочно признавать её шедевром121. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.

Цветы их граненые светоносные чаши и орнаментальные массы стали одним из вариантов этого изобразительного мира. Не любит. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».

По поводу своей статьи, громящей декадентов, Стасов пишет: «Я особенно хватил Врубеля, который очень хороший и милый человек и даже отчасти небесталанен, но до того нелеп и безобразен, что никакого терпения нет. » Чета Врубель, полагая деятельность неистового старца «глупой и бесполезной», при встречах с ним любезно раскланивалась и находила темы для бесконфликтных разговоров. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Он говорил, что в основе всякой красоты — форма, которая создана природой вовек.

У него был дар живого общения с людьми, способность целительно действовать на них. Должно-то должно И однако не очень внятны верования разных иноземных культур. Марфу пела Забела и пела с исключительным успехом. Голова у Врубеля временами болела так, что, к ужасу свояченицы, он тогда «принимал фенацетин в страшном количестве, по 25 гран и больше». Михаил Врубель с энтузиазмом предлагает свои услуги в качестве декоратора. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.

Он не следовал анатомической правильности. И аргументы неубедительны и никаких портретов Толстого в работе над «Паном» Врубель, конечно, не использовал. Сама мысль создать нечто демоническое, возникла еще в Киеве. Молчит «не как Христос», молчит надменно и пренебрежительно — «он мог бы молча поцеловать меня, как тот у Достоевского, но слишком в нем, аристократе, моя фигура возбуждала брезгливость». Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.

В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. За надгробный памятник взялся скульптор Леонид Шервуд, но к 1913 году удалось лишь установить постамент из тёмного гранита. Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы (в феврале 1903 года) и поехал на отдых в Крым. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.

В ближайшем номере «Шута» весьма талантливый график Павел Щербов потешил красочной карикатурой во весь журнальный разворот: пройдошливый малый (Дягилев) навязывает глупой рыночной тетке (Тенишевой) линялую тряпку за цену-то всего «в рубель». «Мы все это время кутим напропалую, — писала сестре Надя, — пикник за пикником. Возможно, отцовскому юридическому поприщу он предпочел армейский путь по личному влечению, а возможно из тех соображений, что кадетские корпуса обеспечивали воспитанникам больше прав, более видные места и быструю карьеру.

Их пригласила в свое имение Мария Клавдиевна Тенишева. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Критики утверждали: «декадентское уродство». Врубель был для него из стана чуждых, непонятных декадентов.

Разглядывая картину «Утро», наблюдатель лицезреет волшебную природу, олицетворяющую мифических персонажей сказок – русалок. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.

Модерн обнаруживает пристрастие к аллегорическим сюжетам, которое можно наблюдать и в панно «Утро». Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.

В моменты просветления Врубелем были созданы его последние графические шедевры, к которым относятся зарисовки с натуры сцен в интерьерах лечебницы и за окном: Обдумывает ход (игра в шахматы), Кровать из цикла Бессонница, Дерево у забора (1903-04) графические портреты: портрет Ф. А. Усольцева (1904) После концерта. Телеграммой вызвали Мишу. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.

Однажды за столом Врубель взялся за бутылку дорого вина — хозяин его одернул: «Это не про твою честь. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. В этом явно проявлялось влияние П. Чистякова, который полагал, что подчинение техники искусства идее— коренное духовное свойство русского творчества27.

Он часто ездил в Нежин и привозил всякие дорогие съестные припасы и вино. Провозглашенная эстетикой триада Добра, Истины, Красоты предоставляет минимум три пути. С тебя довольно чего попроще».

Через несколько дней он полностью ослеп155. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Придумывать себе экстравагантные костюмы Михаил Врубель перестал. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.

Вот мот Миша. » Но так хотелось праздника. Что пациенту надо поменьше работать и побольше спать. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Карандашные рисунки 1904 года исключительно интересны. В 1807 году Наполеон и Александр 1 на личной встрече заключили Тильзитский мир. Живые иллюзорно четкие формы красных и белых цветов сплетаются в орнаментальную вязь.

Врубель сразу вышел из апатии и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова138. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. На следующее утро Усольцев увез Врубеля в Москву, в свой «санаторий».

Не тот Толстой, который язвил извращенцев, марающих холсты пустыми и вредными соблазнами, а тот, который навек покорил «Детством» и «Отрочеством». С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.

В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Врубель одухотворяет природу, превращает ее в своего учителя и наставника. Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей.

Каламбур сомнительный, не очень достойный едкого остроумия Щербова известного под псевдонимом Old judge (Старый судья) и по праву ценимого в кругу ироничных дягилевских приятелей. Общество в Талашкине собралось исключительно творческое.

На хуторе покойного толстовца Ге разговоры на саднящую тему возникали неизбежно. Когда Врубеля просили объяснить значение этой фигуры, он отвечал: «Это сказка». Не принимать же во внимание аргументы вроде излюбленного живописцем Врубелем «иудейского типажа», что вынудило бы причислить к евреям бесчисленное количество мастеров, включая всех иконописцев. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания.

Полотно Михаила Александровича, которое называется «Утро», объединяет в себе людей и природу. Это произведение принесло художнику славу декадента. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.

Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Это стало его первой крупной монументальной работой. Сердито обронив насчет презрения к себе за прежнюю тщеславную ерунду, граф Толстой повел речь об истинном, братском искусстве, проистекающем из религиозного, подлинно христианского сознания.

Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Михаил Врубель (1856-1910) — личность, бесспорно, неординарная даже по меркам рубежа XIX—XX веков, богатого на таланты, художественные объединения и новые течения как в русском, так и в европейском искусстве. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Художник абсолютно оставил идею доучиться в Академии художеств и получить официальное удостоверение своей профессии40. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.

Я была его ярой поклонницей и очень дорожила его милым, дружеским отношением ко мне». Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». («Надя все молчит», – с тоской говорил он. ) Минувший год был мучителен для Забелы: смерть отца, тяжелая болезнь матери, сумасшествие мужа и, наконец, внезапная смерть единственного ребенка. Подробности фасона на сделанном в саду, едва ли не единственном у Врубеля «солнечном», портрете жены, где Забела, вся в ласковых бликах света сквозь садовую листву, сидит с неизменным лорнетом, чуть улыбается из-под берегущей от жарких лучей воздушной шляпной оборки. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Михаил Врубель не мужик и не аскет.

публика могла видеть, как Врубель дописывал свою картину. Линии, проводимые им, были безошибочны. Там же родились его младшие брат и сестра— Екатерина и Александр, не дожившие до отроческих лет. Не все из них согласились. Пересекать границу и вообще перемещаться ему ради этого не пришлось. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.

Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Но Демон постоянно менялся, ускользал и этот поединок становится наваждением для художника. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Модернизм особенно свойственен некоторым панно Врубеля (триптих Фауст для дома А. В. Морозова в Москве, 1856 Утро, 1897). Врубель представил эти громадные панно по заказу Мамонтова для украшения павильона искусств на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Сыновья писателя, приятели певца, отозвав его в другую комнату, уговаривали закончить скучный вечер у «Яра», повеселить душу цыганским пением.

Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Но Врубель, в отличие от глухой ночи Ге, благодаря световым и цветовым колебаниям, красочно изображает ночь глубокую и прозрачную, полную волшебства. Спор принял весьма острые формы.

Практически же, кроме «сомнительной» фамилии, никакой привязки к гипотетическим семитским праотцам не обнаружить. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Теперь он воспринимал их на редкость сознательно. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Хотя одновременно другой весьма авторитетный автор сделал другой вывод — «значение личности Врубеля велико не только для истории искусства, но и для истории идей».

Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Очень скоро Надежду Ивановну стали называть «корсаковской певицей»: специально под нее ставились оперы «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане». Текст, вдохновивший Врубеля, доступен, не слишком популярен, не выложен в Интернете, но ради гениального художника можно в библиотеку прогуляться, а если случаем дома имеется собрание сочинений Анатоля Франса, достать том с новеллами сборника «Колодезь святой Клары», найти в нем рассказ «Святой Сатир».

Кирилле», «Св. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.

Врубель признавался сестре Анне: «Я не только не горд, я почти подл в денежных отношениях». Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции.

Ночной колорит живописных ноктюрнов Врубеля Сирень (1900) и Пан, связанных единством мифологического сюжета, картины К ночи и Царевна-Лебедь перекликается с поздними произведениями Ге. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.

В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа.

Врачи советовали отправить его в Крым, однако апатия превратилась к апрелю в тяжёлую депрессию и художник вернулся в Москву. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.